Инфоурок Начальные классы Рабочие программыПрограмма внеурочной деятельности Духовные истоки Кубани

Программа внеурочной деятельности Духовные истоки Кубани

Скачать материал

Краснодарский край муниципальное образование

Белореченский район поселок Южный

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6

 

 

                                                                                                                        УТВЕРЖДЕНО

                                            решением педагогического совета

                                 от                    протокол №

                                                             Председатель ___________ Мальцев О.А.

                                   

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 тип программы:     образовательная программа, ориентированная на                             достижение результатов определенного уровня          

      (духовно-нравственное направление)

           

Название курса: «Духовные истоки Кубани»

Срок реализации программы:     1 год

Возраст обучающихся:              10-11 лет

Класс: 4 «А»

Учитель    Каталина Любовь Ивановна

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

 

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Духовные истоки Кубани»  для 4 класса разработана  в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования. Программа «Духовные истоки Кубани» рассчитана на 1 год.

 Актуальность изучаемой деятельности обусловлена целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.

        К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.

          Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.

           С двумя первыми причинами тесно связана третья причина — снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования путём включения и систематизации знаний об основах, истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры.

     Следующая причина — это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Духовная  культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории — определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными государствами и народами.

            Современное  общество возлагает на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного  адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире.   Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.  Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к  новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.  

     У каждого из нас есть прошлое и настоящее, каждый из нас стремится к будущему. Каждый из нас должен свято беречь прошлое, быть патриотом своей родины - большой и маленькой.

    Духовные истоки Кубани,  история казачьего края, история родного края, история родного города,   как и история нашего государства, необходима каждому из нас.

             Проблемы духовного  воспитания детей стоят в нашем обществе на первом месте. Сейчас всем очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой и духовными истоками  своего народа. Очевидно и то, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда ребенок начинает осваивать их с самого малого возраста. Воспитание духовных традиционных культурных ценностей должно идти с рождения.

 

Цель и задачи программы.

Цель:

воспитание учащихся на духовных и нравственных основах казачества;

возрождение духовных, исторических и патриотических традиций Кубанского казачества;

 воспитание гражданина через уважение к своей малой родине, понимание ее особенностей, восприятие Кубани как части целого – России;

 способствование социализации младшего школьника в ходе принятия им  гуманистических норм существования в среде обитания.

формирование целостного восприятия мира;

— воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

—  формирование культуры общения;

—  предупреждение возможных тупиков личностного развития;

—  воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;

— выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества.

 

Задачи:

—      формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;

—      духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;

—      приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;

—      расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;

—      оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественную культуру;

—      возрождение православных основ семьи;

—      пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;

—      творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;

—      формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.

       При обучении детей по программе «Духовные истоки Кубани» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:

•приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;

•единства образовательного и воспитательного процессов;

•рефлексивного обучения;

•принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.

Планируемые результаты реализации программы.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование внеучебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека

Первый уровень результатов -приобретение школьниками знаний о  истории кубанского казачества, о быте и традициях кубанских народов, Ветхого и Нового Завета, о  главных мировых религиях  христианских церквей , истории  Русской Православной Церкви и ее роль в жизни России, знания о Православной церкви и Православном Храме, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп. получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Второй уровень результатов развитие ценностных отношений школьника к православному христианству, православному  искусству: архитектуре, иконописи, музыке, литературе, к своему краю, его истории и культуре, населяющим его народам,  развитие  ценностных отношений школьника к другому человеку.

Третий уровень результатов -  получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Личностные результаты

_Формирование основ российской гражданской индентичности, чувства гордости за свою Родину,

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

-Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;

-Формирование уважительного отношения к культуре других народов;

-Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-Развитие  навыков сотрудничества с учителем и сверстниками;

-Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

   -Развитие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

      

          Метапредметные результаты.

  -Ориентация в культурном многообразии окружающей среды, участие в общественной жизни класса, школы, города и др.

-Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных краеведческих  задач.

-Наблюдения за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

-Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной  деятельности, поиска средств ее осуществления;

-Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий;

-Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации

-Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования  различных точек зрения  и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

-Овладение навыками  смыслового чтения текстов различных жанров и стилей, осознанного построения  речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций.

Содержание учебного предмета, курса

     Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование внеучебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Программа «Духовные истоки Кубани»  отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся, как основа личности гражданина России, родного края.

Содержание учебного курса.

   Введение в курс «Духовные истоки Кубани» (1 ч).

 Введение в курс «Духовные истоки Кубани» (1ч.).

Раздел 1. «Кубань родная- казачий край» (9 ч.).

  Кубань на карте России. Границы. Реки, озера и моря края. Города и станицы (1ч.).

  История родного края. Переселение казаков на Кубань (1ч.).

  Символика Краснодарского края (1ч.).

   Екатеринодар-Краснодар (1ч.).

  История моего города и поселка (1ч.).

 Быт  казака. Жилище казаков. Жизнь и труд казаков (1ч.).

 Обычаи и традиции казаков (1ч.).

Проектная работа «Книга для гостей нашего края» (1ч.).

Защита проекта «Книга для гостей нашего края» (1ч.).

Раздел 2. «Мир вокруг и внутри нас» (9 ч.).  

Представления о мире как творении Божием. Творец (1ч.).

Христос как Спаситель мира. Посещение храма (1ч.).

 Человек — венец творения (1ч.).

 Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «Русское государство», «Русская земля (1ч.).

 Экскурсия в библиотеку (1ч.).

 Добро и зло в человеческом мире и природе (1ч.).

Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Экскурсия в музей воинской части (1ч.).

 Национальные герои России—Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя (1ч.).

  Жизнь дана на добрые дела (1ч.).

Раздел 3. «Кубанская семья» (7 ч.).

 Возникновение имен и фамилий на Кубани. Обряд имя наречения. Быт кубанской семьи (1ч.).

  Казак и родители. Отношение к старшим. Честь казака. Этикет у казаков (1ч.).

 Обряды и праздники на Кубани. Обряд «Проводы на службу» (1ч.).

 Великий пост.  Пасха на Кубани (1ч.).

 Рождество на Кубани (1ч.).

 Масленица на Кубани (1ч.).

 Проектная работа «Традиции и обычаи на Кубани» (1ч.).

 Раздел 4. «Культурное наследие Кубани» (8 ч.).

  Просветители земли кубанской. Кирилл Васильевич Россинский (1ч.).

 Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм — дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Посещение храма (1ч.).

 Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры (1ч.).

  Музеи –хранители материальной и духовной культуры (1ч.).

  Поэты и художники России — о кубанской земле (1ч.).

 Знакомство с творчеством Захарченко и «Кубанского Казачьего хора».          Знакомство с творчеством Пономаренко (1ч.).

 Наши земляки – гордость страны.(1ч.)

 Человек — хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного  достояния (1ч.). СОГЛАСОВАНО

Заместитель  директора по ВР

МБОУ СОШ 6 посёлка Южного

Белореченского района

_____________  Петросян Т.В..

__   августа   ___    года

 

Краснодарский край муниципальное образование

Белореченский район поселок Южный

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6

 

 

 

Календарно-тематическое

планирование

 

тип программы: образовательная программа, ориентированная на достижение результатов определенного уровня

 

Кружок:                                                               Духовные истоки Кубани

Срок реализации программы:                         1 год

Возраст учащихся:                                         10-11 лет

Класс:                                                             4 «А»

Учитель:                                                         Каталина Любовь Ивановна

Количество часов:                                          34 часа

 

Планирование составлено на основе  программы по внеурочной деятельности кружка «Духовные истоки Кубани» учителя начальных классов Л.И.Каталиной, утвержденной решением педагогического совета.  Протокол №_      от __   августа              __года.

 

 

Таблица тематического распределения количества часов и планируемых результатов

№ урока

п/п

№ урокап/р

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Даты проведения

Ауди

торные

Внеауди

торные

Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия

план

факт

 

 

 

Введение в курс «Духовные истоки Кубани»

1

 

 

1

 

 

1

1

Введение в курс «Духовные истоки Кубани»

1

 

 

1

 

Познавательные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; формировать представления об экологической связи и взаимосвязи явлений природы и объектов живой природы.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью.

Регулятивные: выполнять задания в соответствии с целью.

Личностные: проявляют чувство ответственности.

 

 

Раздел 1. «Кубань родная- казачий край»

9

 

 

5

4

 

2

1

Кубань на карте России. Границы. Реки, озера и моря края. Города и станицы.

 

1

 

 

1

 

Познавательные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; формировать представления об экологической связи и взаимосвязи явлений природы и объектов живой природы.

 

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью.

 

Регулятивные: выполнять задания в соответствии с целью.

 

Личностные: проявляют чувство ответственности.

 

3

2

История родного края. Переселение казаков на Кубань.

1

 

 

1

 

4

3

Символика Краснодарского края.

1

 

 

 

1

5

4

 Екатеринодар-Краснодар

1

 

 

1

 

6

5

История моего города и поселка.

1

 

 

 

1

7

6

Быт  казака. Жилище казаков. Жизнь и труд казаков.

1

 

 

 

 

8

7

Обычаи и традиции казаков.

1

 

 

1

 

9

8

Проектная работа «Книга для гостей нашего края».

1

 

 

 

1

10

9

 Защита проекта «Книга для гостей нашего края».

1

 

 

 

1

 

 

Раздел 2. «Мир вокруг и внутри нас»                                     

9

 

 

5

4

 

11

1

Представления о мире как творении Божием. Творец.

1

 

 

1

 

Познавательныевыделять и формулировать познавательную цель;осознанно строить сообщения в устной форме;уточнять знания о родном крае, его символах.

 

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

 

Коммуникативные: вести устный монолог и диалог.

 

Личностные: выполняют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.   

 

 

 

12

2

Христос как Спаситель мира. Посещение храма

1

 

 

 

1

13

3

Человек — венец творения.

1

 

 

1

 

14

4

Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «Русское государство», «Русская земля.

Экскурсия в библиотеку

1

 

 

 

1

15

5

Разнооб­разие и богатство мира

1

 

 

1

 

16

6

Добро и зло в человеческом мире и природе

1

 

 

 

1

17

7

Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан.

Экскурсия в музей воинской части.

1

 

 

 

1

18

8

Национальные герои России—Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

1

 

 

1

 

19

9

 

Жизнь дана на добрые дела.

1

 

 

1

 

 

 

Раздел 3. «Кубанская семья»

7

 

 

4

3

 

 

20

1

Возникновение имен и фамилий на Кубани. Обряд имя наречения.

 Быт кубанской семьи.

1

 

 

 

1

 

Познавательные: осознанно строить сообщения в устной форме;уточнять знания о родном крае, его людях, их профессиях, выделять и формулировать познавательную цель;осознавать роль своей семьи в истории Кубани.

 

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

 

Коммуникативные: вести устный монолог и диалог, принимать участие в работе парами.

Личностные: выполняют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности,  проявляют позитивное отношение к труженикам края; осознают важность и необходимость уважения, взаимной помощи, согласия в  жизни

21

2

Казак и родители. Отношение к старшим. Честь казака. Этикет у казаков.

1

 

 

1

 

22

3

Обряды и праздники на Кубани. Обряд «Проводы на службу».  

 1

 

 

 

1

23

4

 

 

 

 

 

 

Великий пост.  Пасха  на Кубани.

1

 

 

1

 

24

5

Рождество на Кубани.

1

 

 

1

 

25

6

Масленица на Кубани.

1

 

 

1

 

26

7

Проектная работа «Традиции и обычаи на Кубани»

1

 

 

 

1

 

 

 

 

Раздел 4. «Культурное  наследие Кубани»

8

 

 

5

3

 

27

1

Просветители земли кубанской. Кирилл Васильевич Россинский.

1

 

 

1

 

Познавательныевыделять и формулировать познавательную цель;

 

осознанно строить сообщения в устной форме;

уточнять знания о родном крае, его символах.

 

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

 

Коммуникативные: вести устный монолог и диалог.

 

 

Личностные: выполняют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.   

28

2

 Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм — дом Божий». Ценность храма как святыни для православных

людей. Посещение храма

1

 

 

 

1

29

3

Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры.

1

 

 

1

 

30

4

Музеи –хранители материальной и духовной культуры.

1

 

 

 

1

31

5

Поэты и художники России — о кубанской земле.

 

 

1

 

 

 

1

32

6

Знакомство с творчеством Захарченко и «Кубанского Казачьего хора». Знакомство с творчеством Пономаренко

 

1

 

 

1

 

33

7

Наши земляки – гордость страны.

 

1

 

 

1

 

34

 

8

 Человек — хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния.

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа внеурочной деятельности Духовные истоки Кубани"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по экономической безопасности

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Программа внеурочной деятельности "Духовныяе истоки Кубани"для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа «Духовные истоки Кубани» рассчитана на 1 год. Актуальность изучаемой деятельности обусловлена целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования. К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты. Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 871 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.02.2020 243
    • DOCX 121.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Федосова Ирина Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Федосова Ирина Викторовна
    Федосова Ирина Викторовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 58122
    • Всего материалов: 235

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Курс повышения квалификации

Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 125 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 523 человека

Курс профессиональной переподготовки

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Учитель начальных классов

600 ч.

9500 руб. 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Мини-курс

Основы программирования и мультимедиа: от структуры ПО до создания проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Влияние внешних факторов на психологическое развитие личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История педагогических идей: основатели и теоретики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе