Краснодарский
край муниципальное образование
Белореченский
район поселок Южный
муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа №6
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от протокол №
Председатель ___________ Мальцев О.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тип
программы: образовательная программа, ориентированная
на достижение результатов определенного уровня
(духовно-нравственное направление)
Название
курса: «Духовные истоки Кубани»
Срок
реализации программы: 1 год
Возраст
обучающихся: 10-11 лет
Класс:
4 «А»
Учитель
Каталина Любовь Ивановна
1.Планируемые
результаты освоения учебного предмета, курса.
Рабочая программа по внеурочной
деятельности «Духовные истоки Кубани» для 4 класса разработана в
соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования. Программа «Духовные истоки Кубани» рассчитана на 1 год.
Актуальность изучаемой деятельности
обусловлена целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в
жизни россиян и реформами в области образования.
К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению
помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого
социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации,
оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные,
семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.
Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и
образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования
и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например,
поэтического и изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания
происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической
лексики и символов. Историко-культурологическое образование в области
религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.
С двумя первыми причинами тесно связана третья причина — снижение качества
школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания
образования путём включения и систематизации знаний об основах, истоках и
религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры.
Следующая причина — это потребность в организации повышенного уровня
гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в
области культуры, истории, словесности, искусства. Духовная культура
представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа,
религия являлась и является важным (в истории — определяющим) фактором формирования
культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными
государствами и народами.
Современное общество возлагает на школу задачи не только качественного
обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого,
способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном
мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов
образования в интересах человека, общества, государства. Воспитание
должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных
и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому
мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих
ценностей в качестве приоритетных в жизни.
У каждого из нас есть прошлое и настоящее, каждый из нас стремится
к будущему. Каждый из нас должен свято беречь прошлое, быть патриотом своей
родины - большой и маленькой.
Духовные истоки Кубани, история казачьего края, история родного
края, история родного города, как и история нашего государства, необходима
каждому из нас.
Проблемы духовного воспитания детей стоят в нашем
обществе на первом месте. Сейчас всем очевидна необходимость восстановления
утраченных связей современного человека с культурой и духовными истоками
своего народа. Очевидно и то, что глубинная преемственность в культурных
традициях возникает только тогда, когда ребенок начинает осваивать их с самого
малого возраста. Воспитание духовных традиционных культурных ценностей должно
идти с рождения.
Цель
и задачи программы.
Цель:
—
воспитание
учащихся на духовных и нравственных основах казачества;
— возрождение
духовных, исторических и патриотических традиций Кубанского казачества;
— воспитание
гражданина через уважение к своей малой родине, понимание ее особенностей,
восприятие Кубани как части целого – России;
—
способствование
социализации младшего школьника в ходе принятия им гуманистических норм
существования в среде обитания.
формирование
целостного восприятия мира;
—
воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
—
формирование культуры общения;
—
предупреждение возможных тупиков личностного развития;
—
воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
—
выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на
основе традиций культуры Отечества.
Задачи:
— формирование
представления о культурном и историческом единстве России и российского народа
и важности сохранения культурно-национального единства;
— духовно-нравственное
воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;
— приобщение
к художественно-эстетическим отечественным традициям;
— расширение
и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и
историко-культурологического значения;
— оказание
помощи молодёжи в успешной социализации в отечественную культуру;
— возрождение
православных основ семьи;
— пробуждение
интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;
— творческое
развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;
— формирование
потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы
и созидании культуры Отечества.
При обучении детей по программе «Духовные истоки Кубани» обязательно соблюдение
следующих психолого-педагогических принципов:
•приоритета
духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;
•единства
образовательного и воспитательного процессов;
•рефлексивного
обучения;
•принципа
равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.
Планируемые результаты реализации программы.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию
и планомерное формирование внеучебной деятельности, способствующей личностному,
коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека
Первый
уровень результатов -приобретение школьниками
знаний о истории кубанского казачества, о быте и традициях кубанских народов,
Ветхого и Нового Завета, о главных мировых религиях христианских церквей ,
истории Русской Православной Церкви и ее роль в жизни России, знания о
Православной церкви и Православном Храме, об этических нормах взаимоотношений в
семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями
различных социальных групп. получение обучающимися опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Второй уровень
результатов развитие ценностных отношений школьника к православному
христианству, православному искусству: архитектуре, иконописи, музыке,
литературе, к своему краю, его истории и культуре, населяющим его народам,
развитие ценностных отношений школьника к другому человеку.
Третий
уровень результатов - получение обучающимися
опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином,
социальным деятелем, свободным человеком.
Личностные
результаты
_Формирование основ
российской гражданской индентичности, чувства гордости за свою Родину,
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.
-Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и
религий;
-Формирование уважительного отношения к культуре других народов;
-Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками;
-Развитие этических
чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей.
-Развитие мотивации к труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты.
-Ориентация в культурном
многообразии окружающей среды, участие в общественной жизни класса, школы,
города и др.
-Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со
сверстниками при решении различных краеведческих задач.
-Наблюдения за разнообразными явлениями жизни и искусства в
учебной и внеурочной деятельности.
-Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
внеурочной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-Формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, установления аналогий;
-Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
-Готовность слушать
собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
-Овладение
навыками смыслового чтения текстов различных жанров и стилей, осознанного
построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций.
Содержание учебного предмета, курса
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную
организацию и планомерное формирование внеучебной деятельности, способствующей
личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего
человека. Программа «Духовные истоки Кубани» отражает
необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина
своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом
реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое
сознание учащихся, как основа личности гражданина России, родного края.
Содержание
учебного курса.
Введение
в курс «Духовные истоки Кубани» (1 ч).
Введение
в курс «Духовные истоки Кубани» (1ч.).
Раздел
1. «Кубань родная- казачий край» (9
ч.).
Кубань на карте России. Границы. Реки, озера и моря края. Города и станицы
(1ч.).
История родного края. Переселение казаков на Кубань (1ч.).
Символика Краснодарского края (1ч.).
Екатеринодар-Краснодар (1ч.).
История моего города и поселка (1ч.).
Быт
казака. Жилище казаков. Жизнь и труд казаков (1ч.).
Обычаи
и традиции казаков (1ч.).
Проектная работа «Книга для гостей нашего края»
(1ч.).
Защита проекта «Книга для гостей нашего края»
(1ч.).
Раздел 2. «Мир вокруг и внутри
нас» (9 ч.).
Представления
о мире как творении Божием. Творец (1ч.).
Христос как Спаситель мира. Посещение храма (1ч.).
Человек
— венец творения
(1ч.).
Понимание
смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские»,
«русская культура», «русский язык», «русский народ», «Русское государство»,
«Русская земля (1ч.).
Экскурсия в библиотеку (1ч.).
Добро и
зло в человеческом мире и природе (1ч.).
Традиционное
представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Экскурсия
в музей воинской части (1ч.).
Национальные герои
России—Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и
Андрей Ослябя (1ч.).
Жизнь дана на добрые дела
(1ч.).
Раздел 3. «Кубанская семья» (7 ч.).
Возникновение имен и фамилий
на Кубани. Обряд имя наречения. Быт кубанской семьи (1ч.).
Казак и родители. Отношение
к старшим. Честь казака. Этикет у казаков (1ч.).
Обряды
и праздники на Кубани. Обряд «Проводы на
службу» (1ч.).
Великий пост. Пасха на
Кубани (1ч.).
Рождество на Кубани (1ч.).
Масленица на Кубани (1ч.).
Проектная
работа «Традиции и обычаи на Кубани» (1ч.).
Раздел 4. «Культурное
наследие Кубани» (8 ч.).
Просветители земли
кубанской. Кирилл Васильевич Россинский (1ч.).
Храмы. Общее представление о
православном храме. Понятие «храм — дом Божий». Ценность храма как святыни для
православных людей. Посещение храма (1ч.).
Историческая и
художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры
(1ч.).
Музеи
–хранители материальной и духовной культуры (1ч.).
Поэты и художники России — о
кубанской земле (1ч.).
Знакомство с творчеством Захарченко и «Кубанского Казачьего
хора». Знакомство с творчеством Пономаренко (1ч.).
Наши
земляки – гордость страны.(1ч.)
Человек —
хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного
участия каждого человека в сохранении общенародного достояния (1ч.). СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
МБОУ СОШ 6 посёлка Южного
Белореченского района
_____________ Петросян Т.В..
__ августа ___ года
Краснодарский
край муниципальное образование
Белореченский
район поселок Южный
муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа №6
Календарно-тематическое
планирование
тип
программы: образовательная программа, ориентированная на достижение результатов
определенного уровня
Кружок:
Духовные истоки Кубани
Срок реализации программы: 1
год
Возраст учащихся:
10-11 лет
Класс: 4
«А»
Учитель: Каталина
Любовь Ивановна
Количество
часов: 34 часа
Планирование составлено на основе
программы по внеурочной деятельности кружка «Духовные истоки Кубани» учителя
начальных классов Л.И.Каталиной, утвержденной решением педагогического совета.
Протокол №_ от __ августа __года.
Таблица
тематического распределения количества часов и планируемых результатов
№
урока
п/п
|
№ урокап/р
|
Содержание
(разделы,
темы)
|
Кол-во
часов
|
Даты
проведения
|
Ауди
торные
|
Внеауди
торные
|
Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции,
межпредметные понятия
|
план
|
факт
|
|
|
|
Введение
в курс «Духовные истоки Кубани»
|
1
|
|
|
1
|
|
|
1
|
1
|
Введение в курс
«Духовные истоки Кубани»
|
1
|
|
|
1
|
|
Познавательные:самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель; формировать представления об
экологической связи и взаимосвязи явлений природы и объектов живой природы.
Коммуникативные: ставить вопросы,
обращаться за помощью.
Регулятивные: выполнять задания в
соответствии с целью.
Личностные: проявляют чувство
ответственности.
|
|
|
Раздел
1. «Кубань родная- казачий край»
|
9
|
|
|
5
|
4
|
|
2
|
1
|
Кубань
на карте России. Границы. Реки, озера и моря края. Города и станицы.
|
1
|
|
|
1
|
|
Познавательные:самостоятельно
выделять и формулировать познавательную цель; формировать
представления об экологической связи и взаимосвязи явлений природы и объектов
живой природы.
Коммуникативные: ставить
вопросы, обращаться за помощью.
Регулятивные:
выполнять задания в соответствии с целью.
Личностные:
проявляют чувство ответственности.
|
3
|
2
|
История родного края. Переселение казаков на Кубань.
|
1
|
|
|
1
|
|
4
|
3
|
Символика Краснодарского края.
|
1
|
|
|
|
1
|
5
|
4
|
Екатеринодар-Краснодар
|
1
|
|
|
1
|
|
6
|
5
|
История моего города и поселка.
|
1
|
|
|
|
1
|
7
|
6
|
Быт
казака. Жилище казаков. Жизнь и труд казаков.
|
1
|
|
|
|
|
8
|
7
|
Обычаи и традиции казаков.
|
1
|
|
|
1
|
|
9
|
8
|
Проектная работа «Книга для гостей нашего
края».
|
1
|
|
|
|
1
|
10
|
9
|
Защита проекта «Книга для гостей нашего
края».
|
1
|
|
|
|
1
|
|
|
Раздел 2. «Мир вокруг и внутри нас»
|
9
|
|
|
5
|
4
|
|
11
|
1
|
Представления о мире как творении Божием.
Творец.
|
1
|
|
|
1
|
|
Познавательные: выделять
и формулировать познавательную цель;осознанно строить сообщения в устной
форме;уточнять знания о родном крае, его символах.
Регулятивные:
использовать речь для регуляции своего действия.
Коммуникативные: вести
устный монолог и диалог.
Личностные:
выполняют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
|
12
|
2
|
Христос
как Спаситель мира. Посещение храма
|
1
|
|
|
|
1
|
13
|
3
|
Человек — венец творения.
|
1
|
|
|
1
|
|
14
|
4
|
Понимание
смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские»,
«русская культура», «русский язык», «русский народ», «Русское государство»,
«Русская земля.
Экскурсия в библиотеку
|
1
|
|
|
|
1
|
15
|
5
|
Разнообразие и богатство мира
|
1
|
|
|
1
|
|
16
|
6
|
Добро и зло в человеческом мире и природе
|
1
|
|
|
|
1
|
17
|
7
|
Традиционное
представление о служении Родине как священном долге православных граждан.
Экскурсия в музей воинской части.
|
1
|
|
|
|
1
|
18
|
8
|
Национальные герои России—Козьма Минин и князь Дмитрий
Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя.
|
1
|
|
|
1
|
|
19
|
9
|
Жизнь дана на добрые дела.
|
1
|
|
|
1
|
|
|
|
Раздел
3. «Кубанская семья»
|
7
|
|
|
4
|
3
|
|
20
|
1
|
Возникновение имен и фамилий на Кубани. Обряд имя наречения.
Быт кубанской семьи.
|
1
|
|
|
|
1
|
Познавательные:
осознанно строить сообщения в устной форме;уточнять знания о родном крае, его
людях, их профессиях, выделять и формулировать познавательную цель;осознавать
роль своей семьи в истории Кубани.
Регулятивные:
использовать речь для регуляции своего действия.
Коммуникативные: вести
устный монолог и диалог, принимать участие в работе парами.
Личностные:
выполняют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности,
проявляют позитивное отношение к труженикам края; осознают важность и
необходимость уважения, взаимной помощи, согласия в жизни
|
21
|
2
|
Казак и родители. Отношение к старшим.
Честь казака. Этикет у казаков.
|
1
|
|
|
1
|
|
22
|
3
|
Обряды и праздники на Кубани.
Обряд «Проводы на службу».
|
1
|
|
|
|
1
|
23
|
4
|
Великий
пост. Пасха на Кубани.
|
1
|
|
|
1
|
|
24
|
5
|
Рождество на Кубани.
|
1
|
|
|
1
|
|
25
|
6
|
Масленица на Кубани.
|
1
|
|
|
1
|
|
26
|
7
|
Проектная работа «Традиции и обычаи на Кубани»
|
1
|
|
|
|
1
|
|
|
Раздел 4. «Культурное наследие Кубани»
|
8
|
|
|
5
|
3
|
|
27
|
1
|
Просветители земли кубанской. Кирилл Васильевич Россинский.
|
1
|
|
|
1
|
|
Познавательные: выделять
и формулировать познавательную цель;
осознанно
строить сообщения в устной форме;
уточнять
знания о родном крае, его символах.
Регулятивные:
использовать речь для регуляции своего действия.
Коммуникативные: вести
устный монолог и диалог.
Личностные: выполняют
самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
|
28
|
2
|
Храмы.
Общее представление о православном храме. Понятие «храм — дом Божий».
Ценность храма как святыни для православных
людей. Посещение храма
|
1
|
|
|
|
1
|
29
|
3
|
Историческая
и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой
культуры.
|
1
|
|
|
1
|
|
30
|
4
|
Музеи –хранители материальной и духовной
культуры.
|
1
|
|
|
|
1
|
31
|
5
|
Поэты и художники России — о кубанской
земле.
|
1
|
|
|
|
1
|
32
|
6
|
Знакомство с творчеством Захарченко и
«Кубанского Казачьего хора». Знакомство с творчеством Пономаренко
|
1
|
|
|
1
|
|
33
|
7
|
Наши земляки – гордость страны.
|
1
|
|
|
1
|
|
34
|
8
|
Человек
— хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного
участия каждого человека в сохранении общенародного достояния.
|
1
|
|
|
1
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.