Главная / Начальные классы / Программа внеурочной деятельности Духовные истоки Кубани

Программа внеурочной деятельности Духовные истоки Кубани

Краснодарский край муниципальное образование

Белореченский район поселок Южный

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6



УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от протокол №

Председатель ___________ Мальцев О.А.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

тип программы: образовательная программа, ориентированная на достижение результатов определенного уровня

(духовно-нравственное направление)

Название курса: «Духовные истоки Кубани»

Срок реализации программы: 1 год

Возраст обучающихся: 10-11 лет

Класс: 4 «А»

Учитель Каталина Любовь Ивановна

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Духовные истоки Кубани» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа «Духовные истоки Кубани» рассчитана на 1 год.

Актуальность изучаемой деятельности обусловлена целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.

К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.

Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.

С двумя первыми причинами тесно связана третья причина — снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования путём включения и систематизации знаний об основах, истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры.

Следующая причина — это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Духовная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории — определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными государствами и народами.

Современное общество возлагает на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного  адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире.   Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.  Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к  новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.  

     У каждого из нас есть прошлое и настоящее, каждый из нас стремится к будущему. Каждый из нас должен свято беречь прошлое, быть патриотом своей родины - большой и маленькой.

    Духовные истоки Кубани,  история казачьего края, история родного края, история родного города, как и история нашего государства, необходима каждому из нас.

        Проблемы духовного воспитания детей стоят в нашем обществе на первом месте. Сейчас всем очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой и духовными истоками своего народа. Очевидно и то, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда ребенок начинает осваивать их с самого малого возраста. Воспитание духовных традиционных культурных ценностей должно идти с рождения.


Цель и задачи программы.

Цель:

воспитание учащихся на духовных и нравственных основах казачества;

возрождение духовных, исторических и патриотических традиций Кубанского казачества;

воспитание гражданина через уважение к своей малой родине, понимание ее особенностей, восприятие Кубани как части целого – России;

способствование социализации младшего школьника в ходе принятия им гуманистических норм существования в среде обитания.

формирование целостного восприятия мира;

воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

формирование культуры общения;

предупреждение возможных тупиков личностного развития;

воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;

выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества.


Задачи:

формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;

духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;

приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;

расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;

оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественную культуру;

возрождение православных основ семьи;

пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;

творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;

формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.

При обучении детей по программе «Духовные истоки Кубани» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:

приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;

единства образовательного и воспитательного процессов;

рефлексивного обучения;

принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.

Планируемые результаты реализации программы.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование внеучебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека

Первый уровень результатов -приобретение школьниками знаний о истории кубанского казачества, о быте и традициях кубанских народов, Ветхого и Нового Завета, о главных мировых религиях христианских церквей , истории Русской Православной Церкви и ее роль в жизни России, знания о Православной церкви и Православном Храме, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп. получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Второй уровень результатов развитие ценностных отношений школьника к православному христианству, православному искусству: архитектуре, иконописи, музыке, литературе, к своему краю, его истории и культуре, населяющим его народам, развитие ценностных отношений школьника к другому человеку.

Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Личностные результаты

_Формирование основ российской гражданской индентичности, чувства гордости за свою Родину,

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

-Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;

-Формирование уважительного отношения к культуре других народов;

-Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками;

-Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

-Развитие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты.

-Ориентация в культурном многообразии окружающей среды, участие в общественной жизни класса, школы, города и др.

-Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных краеведческих задач.

-Наблюдения за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

-Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной деятельности, поиска средств ее осуществления;

-Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий;

-Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации

-Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

-Овладение навыками смыслового чтения текстов различных жанров и стилей, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций.

Содержание учебного предмета, курса

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование внеучебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Программа «Духовные истоки Кубани» отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся, как основа личности гражданина России, родного края.

Содержание учебного курса.

Введение в курс «Духовные истоки Кубани» (1 ч).

Введение в курс «Духовные истоки Кубани» (1ч.).

Раздел 1. «Кубань родная- казачий край» (9 ч.).

Кубань на карте России. Границы. Реки, озера и моря края. Города и станицы (1ч.).

История родного края. Переселение казаков на Кубань (1ч.).

Символика Краснодарского края (1ч.).

Екатеринодар-Краснодар (1ч.).

История моего города и поселка (1ч.).

Быт  казака. Жилище казаков. Жизнь и труд казаков (1ч.).

Обычаи и традиции казаков (1ч.).

Проектная работа «Книга для гостей нашего края» (1ч.).

Защита проекта «Книга для гостей нашего края» (1ч.).

Раздел 2. «Мир вокруг и внутри нас» (9 ч.).

Представления о мире как творении Божием. Творец (1ч.).

Христос как Спаситель мира. Посещение храма (1ч.).

Человек — венец творения (1ч.).

Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «Русское государство», «Русская земля (1ч.).

Экскурсия в библиотеку (1ч.).

Добро и зло в человеческом мире и природе (1ч.).

Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Экскурсия в музей воинской части (1ч.).

Национальные герои России—Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя (1ч.).

Жизнь дана на добрые дела (1ч.).

Раздел 3. «Кубанская семья» (7 ч.).

Возникновение имен и фамилий на Кубани. Обряд имя наречения. Быт кубанской семьи (1ч.).

Казак и родители. Отношение к старшим. Честь казака. Этикет у казаков (1ч.).

Обряды и праздники на Кубани. Обряд «Проводы на службу» (1ч.).

Великий пост. Пасха на Кубани (1ч.).

Рождество на Кубани (1ч.).

Масленица на Кубани (1ч.).

Проектная работа «Традиции и обычаи на Кубани» (1ч.).

Раздел 4. «Культурное наследие Кубани» (8 ч.).

Просветители земли кубанской. Кирилл Васильевич Россинский (1ч.).

Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм — дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Посещение храма (1ч.).

Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры (1ч.).

Музеи –хранители материальной и духовной культуры (1ч.).

Поэты и художники России — о кубанской земле (1ч.).

Знакомство с творчеством Захарченко и «Кубанского Казачьего хора». Знакомство с творчеством Пономаренко (1ч.).

Наши земляки – гордость страны.(1ч.)

Человек — хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния (1ч.). СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

МБОУ СОШ 6 посёлка Южного

Белореченского района

_____________ Петросян Т.В..

__ августа ___ года


Краснодарский край муниципальное образование

Белореченский район поселок Южный

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6




Календарно-тематическое

планирование


тип программы: образовательная программа, ориентированная на достижение результатов определенного уровня


Кружок: Духовные истоки Кубани

Срок реализации программы: 1 год

Возраст учащихся: 10-11 лет

Класс: 4 «А»

Учитель: Каталина Любовь Ивановна

Количество часов: 34 часа


Планирование составлено на основе программы по внеурочной деятельности кружка «Духовные истоки Кубани» учителя начальных классов Л.И.Каталиной, утвержденной решением педагогического совета. Протокол №_ от __ августа __года.




Таблица тематического распределения количества часов и планируемых результатов

урока

п/п

урокап/р

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Даты проведения

Ауди

торные

Внеауди

торные

Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия

план

факт




Введение в курс «Духовные истоки Кубани»

1



1



1

1

Введение в курс «Духовные истоки Кубани»

1



1


Познавательные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; формировать представления об экологической связи и взаимосвязи явлений природы и объектов живой природы.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью.

Регулятивные: выполнять задания в соответствии с целью.

Личностные: проявляют чувство ответственности.



Раздел 1. «Кубань родная- казачий край»

9



5

4


2

1

Кубань на карте России. Границы. Реки, озера и моря края. Города и станицы.


1



1


Познавательные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; формировать представления об экологической связи и взаимосвязи явлений природы и объектов живой природы.


Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью.


Регулятивные: выполнять задания в соответствии с целью.


Личностные: проявляют чувство ответственности.


3

2

История родного края. Переселение казаков на Кубань.

1



1


4

3

Символика Краснодарского края.

1




1

5

4

Екатеринодар-Краснодар

1



1


6

5

История моего города и поселка.

1




1

7

6

Быт  казака. Жилище казаков. Жизнь и труд казаков.

1





8

7

Обычаи и традиции казаков.

1



1


9

8

Проектная работа «Книга для гостей нашего края».

1




1

10

9

Защита проекта «Книга для гостей нашего края».

1




1



Раздел 2. «Мир вокруг и внутри нас»

9



5

4


11

1

Представления о мире как творении Божием. Творец.

1



1


Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель;осознанно строить сообщения в устной форме;уточнять знания о родном крае, его символах.


Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.


Коммуникативные: вести устный монолог и диалог.


Личностные: выполняют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.




12

2

Христос как Спаситель мира. Посещение храма

1




1

13

3

Человек — венец творения.

1



1


14

4

Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «Русское государство», «Русская земля.

Экскурсия в библиотеку

1




1

15

5

Разнооб­разие и богатство мира

1



1


16

6

Добро и зло в человеческом мире и природе

1




1

17

7

Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан.

Экскурсия в музей воинской части.

1




1

18

8

Национальные герои России—Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

1



1


19

9


Жизнь дана на добрые дела.

1



1




Раздел 3. «Кубанская семья»

7



4

3



20

1

Возникновение имен и фамилий на Кубани. Обряд имя наречения.

Быт кубанской семьи.

1




1

Познавательные: осознанно строить сообщения в устной форме;уточнять знания о родном крае, его людях, их профессиях, выделять и формулировать познавательную цель;осознавать роль своей семьи в истории Кубани.


Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.


Коммуникативные: вести устный монолог и диалог, принимать участие в работе парами.

Личностные: выполняют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности, проявляют позитивное отношение к труженикам края; осознают важность и необходимость уважения, взаимной помощи, согласия в жизни

21

2

Казак и родители. Отношение к старшим. Честь казака. Этикет у казаков.

1



1


22

3

Обряды и праздники на Кубани. Обряд «Проводы на службу».  

1




1

23

4







Великий пост. Пасха на Кубани.

1



1


24

5

Рождество на Кубани.

1



1


25

6

Масленица на Кубани.

1



1


26

7

Проектная работа «Традиции и обычаи на Кубани»

1




1





Раздел 4. «Культурное наследие Кубани»

8



5

3


27

1

Просветители земли кубанской. Кирилл Васильевич Россинский.

1



1


Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель;


осознанно строить сообщения в устной форме;

уточнять знания о родном крае, его символах.


Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.


Коммуникативные: вести устный монолог и диалог.



Личностные: выполняют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

28

2

 Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм — дом Божий». Ценность храма как святыни для православных

людей. Посещение храма

1




1

29

3

Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры.

1



1


30

4

Музеи –хранители материальной и духовной культуры.

1




1

31

5

Поэты и художники России — о кубанской земле.



1




1

32

6

Знакомство с творчеством Захарченко и «Кубанского Казачьего хора». Знакомство с творчеством Пономаренко


1



1


33

7

Наши земляки – гордость страны.


1



1


34


8

Человек — хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния.


1



1






















































Программа внеурочной деятельности Духовные истоки Кубани
  • Начальные классы
Описание:
Программа внеурочной деятельности "Духовныяе истоки Кубани"для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа «Духовные истоки Кубани» рассчитана на 1 год. Актуальность изучаемой деятельности обусловлена целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования. К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты. Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.
Автор Каталина Любовь Ивановна
Дата добавления 23.11.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 52
Номер материала MA-068707
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓