Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПрограмма внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Скачать материал

Программа

ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

обучающихся  с умеренной, тяжелой  и  глубокой  умственной   отсталостью (интеллектуальными  нарушениями), тяжелыми  и  множественными  нарушениями  развития (вариант 2)

Актуальность

Психолого-педагогическая характеристика   обучающихся   с   умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

     АООП   образования (вариант 2)   обучающихся с   умственной отсталостью направлена   на   формирование   общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

      Для   обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования в ГОБОУ  Мончегорская  коррекционная  школа, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной степени, которое сочетается с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.

        Наиболее характерные особенности обучающихся позволяют выделить, с точки зрения их потребности в специальных условиях, три условные группы, каждая из которых включает детей с ТМНР.

 

1 группа

2 группа

3 группа

Имеют тяжёлые нарушения неврологического генеза – сложные формы ДЦП. Они зависят от помощи окружающих их людей в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности, коммуникации и др.

Нарушение поведения.

У  детей отсутствуют выраженные нарушения движений и моторики, они могут передвигаться самостоятельно. Большая часть детей данной группы владеет элементарной речью.

Процесс общения затруднен из-за органического поражения речевого аппарата и невозможности овладения средствами речи.

у этой группы обучающихся проявляется интерес к общению и взаимодействию с детьми и взрослыми, что является позитивной предпосылкой для обучения детей вербальным и невербальным средствам коммуникации.

Нет интереса к деятельности окружающих, они не проявляют ответных реакций на попытки учителя (родителя) организовать их взаимодействие со сверстниками. Эти дети не откликаются на просьбы, обращения в случаях, запрещающих то или иное действие, проявляют агрессию или самоагрессию, бросают игрушки, предметы, демонстрируют деструктивные действия

У части детей также наблюдаются деструктивные формы поведения, стереотипии, избегание контактов с окружающими.

Способность ребенка к выполнению некоторых двигательных действий: захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи, головы и др. создает предпосылки для обучения некоторым приемам и способам по самообслуживанию и развитию предметно-практической и трудовой деятельности

Особенности физического и эмоционально-волевого развития детей с аутистическими проявлениями затрудняют их обучение в условиях группы, поэтому на начальном этапе обучения они нуждаются в индивидуальной программе и индивидуальном сопровождении специалистов.

Обучающиеся могут выполнять отдельные операции, входящие в состав предметных действий, но недостаточно осознанные мотивы деятельности, а также неустойчивость внимания и нарушение последовательности выполняемых операций препятствуют выполнению действия как целого.

 

 

     Взрослый, являясь носителем нравственных ценностей, будет эталоном, примером для детей.

     Осмысление свободы и ответственности. Дети учатся выбирать деятельность, выбирать способ выражения своих желаний. Делая выбор, они учатся принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий. Ребенок, на доступном ему уровне, учится предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей. Выбирая ту или иную деятельность, не всегда желаемую, но необходимую, ребенок учится управлять своими эмоциями и поведением, у него формируются волевые качества.

     Укрепление веры и доверия. Выполняя поручения или задания, ребенок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится – меня все равно будут любить и уважать». Взрослые (педагоги, родители) создают ситуации успеха, мотивируют стремление ребенка к самостоятельным действиям, создают для него атмосферу доверия и доброжелательности.

      Формирование доверия к окружающим у ребенка с ТМНР происходит посредством общения с ним во время занятий, внеурочной деятельности, а также ухода: при кормлении, переодевании, осуществлении гигиенических процедур. В процессе ухода ребенок включается в общение со взрослым, который своим уважительным отношением (с эмпатией) и доброжелательным общением, вызывает у ребенка доверие к себе и желание взаимодействовать. Уход следует рассматривать как часть воспитательного процесса, как способ коммуникации и взаимодействия с ребенком.

      Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения, ориентиры («подсказки») и др. Таким эталоном для ребенка являются люди, живущие с ним рядом и являющиеся носителями гуманистических ценностей и социально одобряемых норм поведения. Любому ребенку, а с нарушением интеллекта особенно, трудно понять смысл и содержание нравственных категорий, поэтому их усвоение возможно только на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым. Ребенок «впитывает в себя» примеры и возможные способы реагирования на различные ситуации повседневной жизни, копируя и примеряя на себя поведение взрослых.

   Важно, чтобы педагог, который работает с детьми с инвалидностью, помнил о том, что независимо от степени выраженности нарушений каждый человек уникален, он равноправный член общества. Во время общения с ребенком возникают разные ситуации, в которых педагог должен проявлять спокойствие, терпение, настойчивость, доброжелательность. От реакции педагога зависит то, как ребенок станет в дальнейшем относиться к себе и к окружающим.

 

Программа внеурочной деятельности

 

      Реализация АООП образовательного учреждения осуществляется через урочную и внеурочную деятельность.

      Основными целями внеурочной деятельности являются создание условий для достижения обучающегося необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.

Внеурочная деятельность направлена на развитие личности  обучающегося средствами физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также на расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с обществом.

  Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития, так и их обычно развивающихся сверстников. Для результативного процесса интеграции в ходе внеурочных мероприятий важно обеспечить условия, благоприятствующие самореализации и успешной совместной деятельности для всех ее участников.

        При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности сетевого взаимодействия (с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта).

  Внеурочная деятельность также направлена на расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с разными людьми.

  Программа внеурочной деятельности должна предусматривать организацию и проведение специальных внеурочных мероприятий, направленных на развитие личности обучающихся, таких как: конкурсы, выставки, игры, экскурсии, занятия в кружках по интересам, творческие фестивали и соревнования ("веселые старты", олимпиады), праздники,  походы, реализация доступных проектов и другое.

Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и обучающихся, не имеющих каких-либо нарушений развития, из различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития, так и их обычно развивающихся сверстников. Для результативного процесса интеграции в ходе внеурочных мероприятий важно обеспечить условия, благоприятствующие самореализации и успешной совместной деятельности для всех ее участников.

В основу АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы:

Ø принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

Ø принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

Ø онтогенетический принцип;

Ø принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;

Ø принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;

Ø принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; 

Ø принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

Ø      принцип сотрудничества с семьей.

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, определяет образовательное учреждение.

Внеурочная деятельность  в  ГОБОУ  Мончегорская  коррекционная  школа осуществляется по соответствующим направлениям

·        Физическое  «Ритмика»

·        Эстетическое  «Мир  вокруг  нас»(экологическое)

·        Нравственное  «Уроки  доброты»

·        Трудовое  «Цветной  мир»

    Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:

 

Задачи

1

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2

Формирование учебного поведения:

·        направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

·         умение выполнять инструкции педагога;

·         использование по назначению учебных материалов;

·         умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3

 Формирование умения выполнять задание:

·        в течение определенного периода времени,

·        от начала до конца,

·         с заданными качественными параметрами.

4

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

 

Задачи внеурочной деятельности:

ü развитие творческих способностей обучающихся;

ü развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся к различным видам деятельности;

ü создание условий для развития индивидуальности ребенка;

ü формирование умений, навыков в выбранном виде деятельности;

ü создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

ü приобретение опыта общения, взаимодействия с разными людьми, сотрудничества, расширение рамок общения в социуме, контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками.

 

Развитие личности происходит в ходе организации и проведения специальных внеурочных мероприятий, таких как:

·        игры,

·        экскурсии,

·        занятия в кружках по интересам,

·        творческие фестивали,

·        конкурсы,

·        выставки,

·        соревнования («веселые старты»),

·        праздники,

 

Содержание внеклассной работы

 

      В системе внеурочной деятельности предусматривается организация и проведение занятий, способствующих социально-личностному развитию обучающихся с умственной отсталостью, коррекции недостатков в психическом и физическом развитии и освоению ими содержания образования. Внеурочная деятельность способствует:

·        развитию общей и речевой моторики, укреплению здоровья;

·        формированию навыков здорового образа жизни;

·        формированию  эмоционально-личностной сферы: гармонизации пихоэмоционального состояния;

·        формированию позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности;

·        формированию навыков самоконтроля;

·        формированию  коммуникативной сферы и социальной интеграции: развитие способности к эмпатии, сопереживанию;

·        формированию продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе; формированию и развитию навыков социального поведения.

 

    Данные направления являются содержательным ориентиром для разработки соответствующих программ. При этом следует учитывать, что формы, содержание внеурочной деятельности должны соответствовать общим целям, задачам и результатам воспитания.

     Независимо от внешних проявлений инвалидности, взрослые, сопровождающие обучение и воспитание ребенка, общаются с ним как с обычным ребенком, без проявлений жалости, которая унижает человеческое достоинство развивающейся личности.

Отношение к учащемуся с уважением его достоинства – является основным требованием ко всем работникам организации

 

Определение круга лиц участвующих в образовании и их взаимодействие.

     Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося с умственной отсталостью, с ТМНР обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие его жизненной компетенции в условиях образовательной организации и в семье.

      Кадровое   обеспечение   ГОБОУ  Мончегорская  коррекционная  школа  реализующей   вариант 2   АООП   для   обучающихся с умственной отсталостью, предполагает междисциплинарный состав специалистов (педагогические, медицинские и социальные работники), компетентных в понимании особых образовательных потребностей обучающихся, которые в состоянии обеспечить систематическую медицинскую, психолого-педагогическую и социальную поддержку.

   Междисциплинарное взаимодействие всех специалистов должно быть обеспечено на всех этапах образования обучающихся:

Ø психологоагогическое изучение

Ø разработка СИПР,

Ø ее реализация  

Ø анализ результатов обучения

 

Планируемые результаты внеурочной деятельности.

 

      Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является нормализация его жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинство людей: жить в семье, решать вопросы повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую деятельность, определять содержание своих увлечений и интересов, иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Общим результатом образования такого обучающегося может стать набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим и физическим возможностям максимально самостоятельно решать задачи, направленные на нормализацию его жизни.

   Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности   представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

 

 

Уровни освоения (выполнения) действий / операций)

Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

1. Пассивное участие / соучастие. 

- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).

 

 

 

2. Активное участие.

действие выполняется ребёнком:

 

- со значительной помощью взрослого

 

- с частичной помощью взрослого

 

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

 

- по подражанию или по образцу

 

- полностью самостоятельно

 

 

Сформированность представлений

1. Представление отсутствует

 

2. Не выявить наличие представлений

 

3. Представление на уровне:

 

- использования по прямой подсказке

 

- использование с косвенной подсказкой (изображение)

 

- самостоятельное использование

 

 

      Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в СИПР и с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся. Личностные результаты освоения АООП  включают:

·        формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

·        формирование уважительного отношения к окружающим;

·        овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

·        освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

·        развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

·        формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

·        развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

·        развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

·        формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа внеурочной деятельности"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Редактор

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В связи с введением федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также в целях соблюдения совокупности обязательных требований при реализации адаптивных основных общеобразовательных программ для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития была разработана эта программа.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 986 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.10.2020 195
    • DOCX 41.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Коновалова Татьяна Федоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Коновалова Татьяна Федоровна
    Коновалова Татьяна Федоровна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 85266
    • Всего материалов: 234

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Финансовая грамотность для обучающихся начальной школы в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 560 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 485 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации на уроках по продуктивно-творческой деятельности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 134 человека

Мини-курс

Вероятность и статистика в рамках обновленного ФГОС

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Анализ эффективности проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии брендинга в условиях глобальной конкуренции и изменяющихся рыночных тенденций

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе