Программа
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
обучающихся с умеренной,
тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)
Актуальность
Психолого-педагогическая
характеристика обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными
нарушениями развития.
АООП образования (вариант 2) обучающихся
с умственной отсталостью направлена на формирование общей
культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным
ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и
жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих
достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в
повседневной жизни.
Для обучающихся,
получающих образование по варианту 2 адаптированной основной
общеобразовательной программы образования в ГОБОУ Мончегорская коррекционная
школа, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной
степени, которое сочетается с локальными или системными нарушениями зрения,
слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра,
эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У
некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания,
которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.
Наиболее
характерные особенности обучающихся позволяют выделить, с точки зрения их
потребности в специальных условиях, три условные группы, каждая из которых
включает детей с ТМНР.
1 группа
|
2 группа
|
3 группа
|
Имеют тяжёлые нарушения
неврологического генеза – сложные формы ДЦП. Они зависят от помощи окружающих
их людей в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности,
коммуникации и др.
|
Нарушение поведения.
|
У детей отсутствуют выраженные
нарушения движений и моторики, они могут передвигаться самостоятельно.
Большая часть детей данной группы владеет элементарной речью.
|
Процесс общения затруднен из-за
органического поражения речевого аппарата и невозможности овладения
средствами речи.
у этой группы обучающихся
проявляется интерес к общению и взаимодействию с детьми и взрослыми, что
является позитивной предпосылкой для обучения детей вербальным и невербальным
средствам коммуникации.
|
Нет интереса к деятельности окружающих,
они не проявляют ответных реакций на попытки учителя (родителя) организовать
их взаимодействие со сверстниками. Эти дети не откликаются на просьбы,
обращения в случаях, запрещающих то или иное действие, проявляют агрессию или
самоагрессию, бросают игрушки, предметы, демонстрируют деструктивные действия
|
У части детей также наблюдаются
деструктивные формы поведения, стереотипии, избегание контактов с
окружающими.
|
Способность ребенка к выполнению
некоторых двигательных действий: захват, удержание предмета, контролируемые
движения шеи, головы и др. создает предпосылки для обучения некоторым приемам
и способам по самообслуживанию и развитию предметно-практической и трудовой
деятельности
|
Особенности физического и
эмоционально-волевого развития детей с аутистическими проявлениями затрудняют
их обучение в условиях группы, поэтому на начальном этапе обучения они
нуждаются в индивидуальной программе и индивидуальном сопровождении
специалистов.
|
Обучающиеся могут выполнять
отдельные операции, входящие в состав предметных действий, но недостаточно
осознанные мотивы деятельности, а также неустойчивость внимания и нарушение
последовательности выполняемых операций препятствуют выполнению действия как
целого.
|
Взрослый,
являясь носителем нравственных ценностей, будет эталоном, примером для детей.
Осмысление
свободы и ответственности. Дети учатся выбирать деятельность, выбирать способ
выражения своих желаний. Делая выбор, они учатся принимать на себя посильную
ответственность и понимать результаты своих действий. Ребенок, на доступном ему
уровне, учится предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его
действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей. Выбирая ту или иную
деятельность, не всегда желаемую, но необходимую, ребенок учится управлять
своими эмоциями и поведением, у него формируются волевые качества.
Укрепление веры
и доверия. Выполняя поручения или задания, ребенок учится верить в то, что «я
смогу научиться делать это самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня
не получится» и в то, что «даже если не получится – меня все равно будут любить
и уважать». Взрослые (педагоги, родители) создают ситуации успеха, мотивируют
стремление ребенка к самостоятельным действиям, создают для него атмосферу
доверия и доброжелательности.
Формирование
доверия к окружающим у ребенка с ТМНР происходит посредством общения с ним во
время занятий, внеурочной деятельности, а также ухода: при кормлении,
переодевании, осуществлении гигиенических процедур. В процессе ухода
ребенок включается в общение со взрослым, который своим уважительным отношением
(с эмпатией) и доброжелательным общением, вызывает у ребенка доверие к себе и
желание взаимодействовать. Уход следует рассматривать как часть воспитательного
процесса, как способ коммуникации и взаимодействия с ребенком.
Усвоение
правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного
общения, в игре, учебе, работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения,
ориентиры («подсказки») и др. Таким эталоном для ребенка являются люди, живущие
с ним рядом и являющиеся носителями гуманистических ценностей и социально
одобряемых норм поведения. Любому ребенку, а с нарушением интеллекта особенно,
трудно понять смысл и содержание нравственных категорий, поэтому их усвоение
возможно только на основе общения, совместной деятельности, подражания
взрослым. Ребенок «впитывает в себя» примеры и возможные способы реагирования
на различные ситуации повседневной жизни, копируя и примеряя на себя поведение
взрослых.
Важно, чтобы
педагог, который работает с детьми с инвалидностью, помнил о том, что
независимо от степени выраженности нарушений каждый человек уникален, он
равноправный член общества. Во время общения с ребенком возникают разные
ситуации, в которых педагог должен проявлять спокойствие, терпение,
настойчивость, доброжелательность. От реакции педагога зависит то, как ребенок
станет в дальнейшем относиться к себе и к окружающим.
Программа внеурочной деятельности
Реализация
АООП образовательного учреждения осуществляется через урочную и внеурочную
деятельность.
Основными целями внеурочной
деятельности являются создание условий для достижения обучающегося
необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой
обществом системы ценностей, создание условий для всестороннего развития и
социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью, создание
воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных
интересов учащихся в свободное время.
Внеурочная деятельность направлена
на развитие личности обучающегося средствами физического, нравственного,
эстетического, трудового воспитания, а также на расширение контактов
обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с обществом.
Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом
возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития, так и их
обычно развивающихся сверстников. Для результативного процесса интеграции в
ходе внеурочных мероприятий важно обеспечить условия, благоприятствующие
самореализации и успешной совместной деятельности для всех ее участников.
При
организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности
сетевого взаимодействия (с участием организаций дополнительного образования
детей, организаций культуры и спорта).
Внеурочная
деятельность также направлена на расширение контактов обучающихся с обычно
развивающимися сверстниками и взаимодействие с разными людьми.
Программа внеурочной
деятельности должна предусматривать организацию и проведение специальных
внеурочных мероприятий, направленных на развитие личности обучающихся, таких
как: конкурсы, выставки, игры, экскурсии, занятия в кружках по интересам,
творческие фестивали и соревнования ("веселые старты", олимпиады),
праздники, походы, реализация доступных проектов и другое.
Внеурочная
деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающихся путем
организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная
деятельность обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и обучающихся, не имеющих каких-либо нарушений развития, из различных
организаций. Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с
учетом возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития, так и
их обычно развивающихся сверстников. Для результативного процесса интеграции в
ходе внеурочных мероприятий важно обеспечить условия, благоприятствующие
самореализации и успешной совместной деятельности для всех ее участников.
В основу АООП обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы:
Ø
принципы государственной
политики РФ в области образования (гуманистический характер образования,
светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность
системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся
и воспитанников и др.);
Ø
принцип
коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса,
обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны
ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
Ø
онтогенетический принцип;
Ø принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и
непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до
старшего школьного возраста;
Ø принцип целостности
содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и
взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными
предметами, входящими в их состав;
Ø принцип направленности на
формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной
им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и
учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
Ø принцип переноса усвоенных
знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной
ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность
обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном
мире;
Ø принцип
сотрудничества с семьей.
Формы организации внеурочной
деятельности, как и в целом образовательного процесса, определяет
образовательное учреждение.
Внеурочная деятельность в ГОБОУ
Мончегорская коррекционная школа осуществляется по соответствующим направлениям
·
Физическое «Ритмика»
·
Эстетическое «Мир вокруг нас»(экологическое)
·
Нравственное «Уроки доброты»
·
Трудовое «Цветной мир»
Программа
формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у
детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной
отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:
№
|
Задачи
|
1
|
Подготовка ребенка к нахождению и
обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному
взаимодействию с группой обучающихся.
|
2
|
Формирование учебного поведения:
·
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на
задание);
·
умение выполнять инструкции педагога;
·
использование по назначению учебных материалов;
·
умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
|
3
|
Формирование умения выполнять
задание:
·
в течение определенного периода времени,
·
от начала до конца,
·
с заданными качественными параметрами.
|
4
|
Формирование умения самостоятельно
переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с
расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
|
Задачи внеурочной деятельности:
ü развитие
творческих способностей обучающихся;
ü развитие интересов,
склонностей, способностей обучающихся к различным видам деятельности;
ü создание условий для развития
индивидуальности ребенка;
ü формирование умений, навыков в
выбранном виде деятельности;
ü создание условий для реализации
приобретенных знаний, умений и навыков;
ü приобретение опыта общения,
взаимодействия с разными людьми, сотрудничества, расширение рамок общения в
социуме, контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками.
Развитие личности происходит в ходе
организации и проведения специальных внеурочных мероприятий, таких как:
·
игры,
·
экскурсии,
·
занятия в кружках по интересам,
·
творческие фестивали,
·
конкурсы,
·
выставки,
·
соревнования («веселые старты»),
·
праздники,
Содержание внеклассной работы
В системе внеурочной
деятельности предусматривается организация и проведение занятий, способствующих
социально-личностному развитию обучающихся с умственной отсталостью, коррекции
недостатков в психическом и физическом развитии и освоению ими содержания образования.
Внеурочная деятельность способствует:
·
развитию
общей и речевой моторики, укреплению здоровья;
·
формированию
навыков здорового образа жизни;
·
формированию
эмоционально-личностной сферы: гармонизации пихоэмоционального состояния;
·
формированию
позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие
самостоятельности;
·
формированию
навыков самоконтроля;
·
формированию
коммуникативной сферы и социальной интеграции: развитие способности к эмпатии,
сопереживанию;
·
формированию
продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в классе), повышение
социального статуса ребенка в коллективе; формированию и развитию навыков
социального поведения.
Данные направления являются
содержательным ориентиром для разработки соответствующих программ. При этом
следует учитывать, что формы, содержание внеурочной деятельности должны
соответствовать общим целям, задачам и результатам воспитания.
Независимо от
внешних проявлений инвалидности, взрослые, сопровождающие обучение и воспитание
ребенка, общаются с ним как с обычным ребенком, без проявлений жалости, которая
унижает человеческое достоинство развивающейся личности.
Отношение к учащемуся с уважением его
достоинства – является основным требованием ко всем работникам организации
Определение круга лиц участвующих в
образовании и их взаимодействие.
Для реализации
особых образовательных потребностей обучающегося с умственной отсталостью, с
ТМНР обязательной является специальная организация всей его жизни,
обеспечивающая развитие его жизненной компетенции в условиях образовательной
организации и в семье.
Кадровое обеспечение
ГОБОУ Мончегорская коррекционная школа реализующей вариант 2 АООП для
обучающихся с умственной отсталостью, предполагает междисциплинарный состав
специалистов (педагогические, медицинские и социальные работники), компетентных
в понимании особых образовательных потребностей обучающихся, которые в
состоянии обеспечить систематическую медицинскую, психолого-педагогическую и
социальную поддержку.
Междисциплинарное взаимодействие
всех специалистов должно быть обеспечено на всех этапах образования
обучающихся:
Ø психологоагогическое изучение
Ø разработка СИПР,
Ø ее реализация
Ø анализ результатов обучения
Планируемые результаты внеурочной деятельности.
Итогом
образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является нормализация его
жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который является
привычным и необходимым для подавляющего большинство людей: жить в семье,
решать вопросы повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую
деятельность, определять содержание своих увлечений и интересов, иметь
возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.
Общим результатом образования такого обучающегося может стать набор
компетенций, позволяющих соразмерно психическим и физическим возможностям
максимально самостоятельно решать задачи, направленные на нормализацию его
жизни.
Средства мониторинга и оценки
динамики обучения. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного
раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации
оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций,
внесенных в СИПР.
Уровни освоения
(выполнения) действий / операций)
|
Социально-эмоциональное
участие в процессе общения и совместной деятельности;
|
1.
Пассивное участие / соучастие.
- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет
что-либо сделать с ним).
|
|
2. Активное
участие.
действие
выполняется ребёнком:
|
|
- со
значительной помощью взрослого
|
|
- с
частичной помощью взрослого
|
|
-
по последовательной инструкции (изображения или вербально)
|
|
- по
подражанию или по образцу
|
|
-
полностью самостоятельно
|
|
Сформированность
представлений
|
1. Представление
отсутствует
|
|
2. Не выявить
наличие представлений
|
|
3. Представление
на уровне:
|
|
-
использования по прямой подсказке
|
|
-
использование с косвенной подсказкой (изображение)
|
|
-
самостоятельное использование
|
|
Итоговые результаты образования за
оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме
характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется
СИПР на следующий учебный период.
Ожидаемые
личностные результаты освоения АООП заносятся в СИПР и с учетом индивидуальных
возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.
Личностные результаты освоения АООП включают:
·
формирование социально ориентированного
взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и
социальной частей;
·
формирование уважительного отношения к
окружающим;
·
овладение начальными навыками адаптации в
динамично изменяющемся и развивающемся мире;
·
освоение доступных социальных ролей (обучающегося,
сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
·
развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
общепринятых правилах;
·
формирование эстетических потребностей,
ценностей и чувств;
·
развитие этических чувств,
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
·
развитие навыков сотрудничества с взрослыми
и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
·
формирование установки на безопасный,
здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.