Главная / Другое / Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Протокол Управляющего совета Директор МБОУ

От 31.08.2015 г. № 10 «Перовская школа-гимназия»

___________ Володина Л.Д.

Приказ от 31.08.2015 г. № 262-0


















Рабочая программа

внеурочной деятельности

учителя Волошиной Н.Ю.

по общекультурному направлению «Хореография»

для 5-х классов






















Перово, 2015 г.

Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности «Грация» разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и с учетом межпредметных и внутрипредметных связей и логики учебного процесса.

Главный принцип, заложенный в Программу – создание творческого образа в танце на основе индивидуальности самого ребенка.

Цель программы – раскрытие творческой личности ребенка средствами хореографического искусства.

В процессе обучения педагогом определены и решаются следу­ющие задачи:

  • развитие интереса и приобщение учащихся к мировой танце­вальной культуре;

  • развитие танцевальных, музыкальных, артистических и дру­гих творческих способностей каждого учащегося;

  • формирование у учащихся внимательного отношения к собствен­ным возможностям, к манере танцевального исполнения, к пластичес­кому разнообразию, анализа собственной творческой деятельности;

  • развитие мышечных ощущений, моторно-двигательной памя­ти, чувственно-образного мышления, пластической подвижности;

  • привитие ребенку культуры общения между собой и окружающими и оказание помощи учащемуся в адаптации его в современных условиях жизни.


Программа ориентирована на интересы и потребности ребенка, направлена на формирование его мыслительного потенциала, на ста­новление творческой личности, способной художественно осмыслить окружающий мир и явления жизни в искусстве.

В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, в результате длительного поддержания статистической позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы.

На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.

Программа предполагает постепенное расширение и углубление знаний, развитие умений и навыков уча­щихся с учетом возрастных и психических особенностей детей 10-11-летнего возраста.

Основной формой реализации программы является занятие с группой детей не более 10-15 человек. Групповая форма позволяет педагогу внимательней наблюдать за качест­венным преобразованием двигательной активности учащегося, помочь каждому уча­щемуся развивать его пластические возможности.

Занятия проводятся 3 раза в не­делю в 5-х классах. Максимальная продолжительность занятия - 1 академический час.

Форма одежды определяется педагогом исходя из специфики за­нятий.

Схема построения занятия следующая: подготовительная часть, основная часть, заключительная часть.

За период обучения учащиеся получают определен­ный программой объем знаний и умений.

Учитель подводит итоги учебного года, дает оцен­ку творческих достижений учащихся, определяет задачи на будущие годы обучения.


  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Содержание курса направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.


3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности

Данный курс ориентирован на формирование гармонически развитой личности средствами курса «Грация».

К числу планируемых результатов освоения курса основной образовательной программы отнесены:

  1. личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей

  2. метапредметные результаты - обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий

  3. предметные результаты - выполнение ритмических комбинаций на высоком уровне, формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки, развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение.


3. Содержание учебного предмета, курса

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам учебных предметов:

«Музыка», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями.

«Литературное чтение», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки ритмопластического действия.

«Окружающий мир», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание ритмических игр и упражнений.

Самая тесная взаимосвязь прослеживается между хореографией и физкультурой: и по строению урока, и по его насыщенности. Начинаясь с разминки, имея кульминацию в середине и спад физической и эмоциональной нагрузки к концу, каждый урок имеет конкретную цель - тренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений. Регулярные занятия танцами, как и занятия физической культурой, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику.




В течение всего курса обучающиеся знакомятся со следующими общими понятиями:

  1. позиции ног;

  2. позиции рук;

  3. позиции в паре;

  4. рисунок танца;

  5. линия танца;

  6. направление движения;

  7. углы поворотов.


В рамках внеурочной деятельности «Грация» обучающиеся выполняют разминку, общеразвивающие упражнения, разучивают танцевальные элементы и детские танцы.


1. РАЗМИНКА (ТРЕНАЖ)

Проводится в начале каждого урока на середине зала стоя, либо лежа на гимнастических ковриках на полу. Порядок упражнений выстраивается по принципу от простого к сложному и с головы заканчивая стопами. Разминка (тренаж)выполняется под современную и популярную музыку, что создает благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес к упражнениям.С первого занятия учащиеся приобретают опыт музыкального восприятия. Задача - создать у детей эмоциональ­ный настрой во время занятий.

В связи с этим, выдвигаются следующие требования к музыкаль­ному оформлению занятия:

  • правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполняемым движением, т.е. с соблюдением принципа «музы­ка-движение»;

  • художественное или выразительное исполнение музыки, кото­рое является главным методическим приемом преподавания.

Задача данного этапа – развитие координации, памяти и внимания, умения воспроизводить движения показанные педагогом, увеличение степени подвижности суставов и укрепление мышечного аппарата.


  1. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Движения на развитие координации, элементы асимметричной гимнастики, движения по линии танцев:

  1. на носках, каблуках,

  2. перекаты стопы,

  3. высоко поднимая колени,

  4. выпады,

  5. ход лицом и спиной,

  6. бег с подскоками,

  7. галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног.

Перестроения для танцев:

  1. «линии»,

  2. «хоровод»,

  3. «шахматы»,

  4. «змейка»,

  5. «круг»,

  6. «диагональ».

Задача данного этапа – через образное восприятие обогатить набор движений, развить их координацию, разработать мышцы стопы, научить ориентироваться в зале, выполнять команды.

Программа обучения выдвигает следующие зада­чи музыкально-ритмической деятельности детей 10-11-летнего воз­раста:

  • научить ритмично двигаться в соответствии с различным харак­тером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо, громче, тише), ре­гистрами (высокий, средний, низкий);

  • переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу;

  • отмечать в движении метр (сильную долю такта), метрическую пульсацию и простейший ритмический рисунок в хлопках, притопах;

  • менять движения в соответствии с двух-, трех частной формой и музыкальными фразами;

  • закреплять понятия о трех основных жанрах музыки (песня-та­нец-марш).

Музыкально-ритмическая деятельность включает в себя различ­ные задания, упражнения, игровое творчество является составной частью обучения.


  1. Танцевальные элементы и детские танцы

Изучаются основные движения и вариации из них, а также некоторые популярные танцы, которые развивают чувство ритма, координацию движений, умение двигаться под музыку, коммуникабельность. Улучшается память, внимание, внутренняя организация.

Задача данного этапа – обучить отдельным танцам, задача которых – отработка корпусного движения, правильного и полного переноса тела, точной работы стопы.


  1. Содержание программы года обучения

5 КЛАСС

3 часа в неделю, 114 часов.

Задача: развивать чувство ритма, музыкальности, пластики, координации, развитие памяти, разнообразить набор привычных движений, усложнение ранее изученных элементов. В ходе урока решаются воспитательные задачи поведения в паре. Осваиваются танцы с более сложной координацией, и ведением в паре. Улучшаются позиции в паре, развивается память логическая и мышечная. Отрабатывается техника движений, достигается музыкальность и ритмичность.


  1. Тематическое планирование

5 КЛАСС

1. Вводный урок. Обучение хореографии: цели и задачи. Основные понятия. Ходьба. Упражнения на развитие координации. Беседа о технике безопасности на уроке при разучивании танцев.

2. Общеразвивающие упражнения. Повторение правил исполнения demi plie, grand plie, battement tendu, demi rond de jamb.

3-4. Музыкально-ритмические игры. Работа с музыкальным материалом.

5.Общеразвивающие упражнения. Упражнения на растяжку и пластику.

6-7. Движение на развитие координации. Элементы асимметричной гимнастики. Работа с музыкальным материалом.

8. I, II, III позиции и подготовительное положение рук. Основные правила исполнения.

9. I, II, III, V, VI позиции ног. Основные правила исполнения.

10. Общеразвивающие упражнения. Работа над гибкостью позвоночника.

11. Изучение акробатических элементов.

12. Повороты по точкам зала(1-8). Вращение по диагонали.

13-14. Партерная гимнастика.

15. Работа над высотой прыжка (трамплинные прыжки).

16. Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела.

17. Упражнения на укрепление мышц брюшного пояса.

18. Упражнения на улучшение гибкости позвоночника.

19. Акробатические элементы: колесо, шпагат, мостик, стойка на руках.

20. Общеразвивающие упражнения. Упражнения на растяжку и пластику.

21. Работа над постановкой корпуса.

22. Танцевальная композиция. Разучивание танцевальных элементов.

23-24. Рисунок танца.

25-26. Повторение танца, репетиционная работа.

27. Позиции в паре. Основные положения рук, ног в паре. Музыкально-ритмические игры.

28-29. Партерная гимнастика. Общеразвивающие упражнения. Позиции рук в классическом танце.

30. Партерная гимнастика. Изучение правил исполнения I и II port de bras.

31-32. Повороты по точкам зала(1-8). Вращение по диагонали.

33. Общеразвивающие упражнения. Упражнения на растяжку и пластику.

34. Упражнения на подвижность голеностопного сустава.

35. Упражнения для улучшения подвижности коленных суставов.

36. Упражнения на развитие высоты прыжка (passotte, paseshape, трамплинные прыжки).

37. Упражнения на развитие эластичности ахил.

38-39. Партерная гимнастика.

40. Танцевально-ритмические упражнения «Чарльстон», «Твист», «Голубец».

41. Изучение правил исполнения rond de jamb par terre en dedan, en dehors.

42. Правила исполнения II и III port de bras.

43-44. Упражнения на развитие координации. Импровизация под музыку с отражением ее характера.

45. Работа над постановкой корпуса.

46. Танцевальная композиция. Разучивание танцевальных элементов.

47-48. Рисунок танца.

49-50. Повторение танца, репетиционная работа.

51. Работа над танцевальной композицией.

52. Движения по линии танца. Перестроения для танцев.

53. Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела.

54. Упражнения на развитие координации. Импровизация под музыку с отражением ее характера.

55-56.Прослушивание народных музыкальных композиций. Просмотр видеозаписи танцев России.

57. Партерная гимнастика.

58-59. Танцевально-ритмические упражнения «Чарльстон», «Твист», «Голубец».

60. Работа над высотой прыжка (трамплинные прыжки).

61. Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела.

62. Упражнения на укрепление мышц брюшного пояса.

63. Упражнения на улучшение гибкости позвоночника.

64-65. Акробатические элементы: колесо, шпагат, мостик, стойка на руках.

66. Общеразвивающие упражнения. Упражнения на растяжку и пластику.

67. Работа над постановкой корпуса.

68. Традиции русского народа в своеобразии движений.

69. Танцевальные элементы в русском народном характере.

70-71.Соединение танцевальных элементов в композицию.

72. Рисунок русской народной танцевальной зарисовки.

73. Акробатические элементы: колесо, шпагат, мостик, стойка на руках.

74. Общеразвивающие упражнения. Упражнения на растяжку и пластику.

75. Работа над постановкой корпуса.

76-77. Танцевальная композиция. Разучивание танцевальных элементов.

78-79. Рисунок танца.

80-81. Повторение танца, репетиционная работа.

82. Общеразвивающие упражнения. Упражнения на растяжку и пластику.

83. Прослушивание и разбор музыкальных произведений.

84. Партерная классика.

85. Повороты по точкам зала (1-8). Вращение по диагонали.

86-87. Музыкально-ритмические игры. Работа с музыкальным материалом. Отображение музыки танцем.

88. Партерная гимнастика.

89. Общеразвивающие упражнения. Упражнения на растяжку и пластику.

90-91. Я – супергерой. Любимый персонаж фильма, сказки (работа с образом под музыку).

92. Позиции ног, рук в народно-сценической хореографии.

93. Притопы и выстукивания в русской народной хореографии.

94. Элементы народной хореографии: гармошка, елочка.

95. Элементы народной хореографии: ковырялочка, моталочка.

96. Понятие «линия танца». Построение «линии», «змейка», «круг», «шахматы».

97-98. Общеразвивающие упражнения. Акробатические элементы.

99. Повторение музыкальных размеров 2/4; 3/4; 4/4.Позиции ног, рук.

100. Танцевальная композиция. Разучивание танцевальных элементов.

101. Рисунок танца.

102. Позиции в паре. Основные положения рук, ног в паре. Музыкально-ритмические игры.

103. Партерная гимнастика. Общеразвивающие упражнения. Позиции рук в классическом танце.

104. Партерная гимнастика. Изучение правил исполнения I и II port de bras.

105. Повторение правил исполнения demi plie, grand plie.

106. Повторение правил исполнения battement tendu, battement tendu jete, grand battement jete, rond de jamb.

107. Работа над навыками актёрской выразительности.

108-109. Танцевальная композиция. Разучивание танцевальных элементов.

110. Позиции в паре. Основные положения рук, ног в паре. Музыкально-ритмические игры.

111. Общеразвивающие упражнения. Упражнения на растяжку и пластику.

112. Работа с образом под музыку на заданную тему.

113. Упражнения на развитие координации. Импровизация под музыку с отражением ее характера.

114. Итоговый урок. Повторение танцев, комбинаций, изученных элементов.




6. Методические аспекты освоения программы

Основными в освоении программы данного курса являются принципы: “от простого к сложному”, “от медленного к быстрому”, “посмотри и повтори”, “осмысли и выполни”, “от эмоций к логике”, “от логики к ощущению”.

Дети осваивают движения, повторяя его за педагогом. Способность к зрительному восприятию позволяет обучающемуся считывать движения.

В танцах со сложной координацией необходимо четко соблюдать последовательность подачи информации о движении. Танец начинается “от пола”, и следует показать и объяснить в последовательности:

  1. куда наступает (как переносим вес);

  2. как ставим ногу (как работает стопа);

  3. что делает колено;

  4. как работают бедра;

  5. что делает корпус;

  6. как танцуют руки;

  7. куда направлен взгляд (что делает голова).

Классический тренаж вырабатывает умение сохранять вертикальную ось, обеспечивающую равновесие тела в любом положении, воспитывают точность исполнения движения, мышечную координацию. Усвоив правила исполнения движений классического танца (экзерсис у станка), учащиеся переносят эти правила на исполнение любого движения, изучаемого на уроке.

Успешное усвоение всех рекомендаций должно сочетаться с созданием на занятиях такого психологического микроклимата, когда педагог, свободно общаясь с детьми на принципах сотрудничества, содружества, общего интереса к делу, четко реагирует, на восприятие обучающихся поддерживая атмосферу радости, интереса и веселья побуждает их к творчеству.

На занятиях вырабатывается свой язык общения: речь – жест – музыка, который позволяет быстро сменить вид деятельности, мобилизует внимание.

В целях создания положительной мотивации используются игровые моменты, ролевые игры, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых.

Приемы, принципы и методы организации образовательного процесса.

Для достижения цели, задач и содержания программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие хореографические принципы:

• принцип формирования у детей художественного восприятия через пластику; 
 принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы; 
 принцип обучения владению культурой движения: гибкость, выворотность, пластичность.


Принципы дидактики: 

• принцип развивающего и воспитывающего характера обучения; 

• принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства; 

• принцип движения от простого к сложному, как постепенное усложнение инструктивного материала, упражнений, элементов классического, народного, бального танца; 

• принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа; 

• принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся; 
 принцип доступности и посильности; 

принцип прочности обучения как возможность применять полученные знания  во внеурочной деятельности, в учебных целях.


Для реализации программы в работе с учащимися применяются следующие методы: 

1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения - образы. 

2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др.

3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям. 

4. Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения.

Приемы: 
 комментирование; 
 инструктирование; 
 корректирование.


7. Знания, умения и навыки к концу года.

Ритмика, элементы музыкальной грамоты:

  1. уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка;

  2. чувствовать характер музыки и передавать его с манерой исполнения движения;

  3. уметь тактировать руками размеры 2/4, 3/4, 4/4;

  4. отмечать в движении сильную долю такта;

  5. уметь самостоятельно ускорять и замедлять темп движений;

  6. отмечать в движении музыкальные фразы, акценты; несложный ритмический рисунок;

  7. иметь понятия и трёх основных понятиях (жанрах) музыки: марш-песня-танец;

  8. выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами;

  9. иметь навыки актёрской выразительности;

  10. распознать характер танцевальной музыки;

  11. иметь понятия об основных танцевальных жанрах: полька, вальс, пляска, диско;

  12. исполнять движения в характере музыки - четко, сильно, медленно, плавно;

  13. уметь отсчитывать такты, определять на слух музыкальные размеры;

  14. различать особенности танцевальной музыки: марш, вальс, полька, пляска, хоровод и т. д.;

  15. уметь анализировать музыку разученных танцев;

  16. слышать и понимать значение вступительных и заключительных аккордов в упражнении.

Основные танцевальные определения и понятия:

  1. знать позиции ног и рук классического танца, народно - сценического танца;

  2. усвоить правила постановки корпуса;

  3. уметь исполнять основные упражнения на середине зала;

  4. знать танцевальные термины: выворотность, координация, название упражнений;

  5. знать и уметь исполнять танцевальные движения: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки, припадания, шаг с притопом, па польки, элементы русского танца (основные движения, ходы): ковырялочка, моталочка, молоточек, маятник;

  6. освоить технику исполненных упражнений в более быстром темпе;

  7. иметь навык выворотного положения ног, устойчивости, координации движений;

  8. знать правила исполнения упражнений народного тренажа и их названия;

  9. знать положения стопы, колена, бедра — открытое, закрытое;

уметь исполнять основные движения русского танца: хороводный шаг, переменный ход (виды) - вращения на месте и в движении, дроби простые, синкопированные, ключ, веревочка, присядки простые, с хлопушкой, на полном приседе и с прыжком.

Танец:

  1. понятия: музыкально, красиво, эмоционально, выразительно, синхронно.


В конце года дети должны уметь исполнять танец на художественный образ. Уметь импровизировать под незнакомую музыку, выполнять акробатические элементы, шпагаты. Уверенно держатся на сцене.

Творческая деятельность:

  1. раскрытие творческих способностей;

  2. развитие организованности и самостоятельности;

  3. иметь представления о народных танцах.


8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для успешной реализации Программы необходимы следующие средства обучения:

  • необходимое число учебных часов;

  • светлый и просторный зал;

  • деревянный настил пола в зале;

  • зеркальная стена;

  • аудиоаппаратура;

  • осветительная аппаратура;

  • специальная тренировочная одежда и обувь для учащихся (спор­тивные купальники, трико, балетные тапочки, танцевальная обувь);

  • сценические костюмы.



Программа внеурочной деятельности
  • Другое
Описание:

Программа внеурочной деятельности «Грация» по общекультурному направлению "Хореография" разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и с учетом межпредметных и внутрипредметных связей и логики учебного процесса.

Главный принцип, заложенный в Программу – создание творческого образа в танце на основе индивидуальности самого ребенка.

Цель программы – раскрытие творческой личности ребенка средствами хореографического искусства.

В процессе обучения педагогом определены и решаются следу­ющие задачи:

*развитие интереса и приобщение учащихся к мировой танце­вальной культуре;

*развитие танцевальных, музыкальных, артистических и дру­гих творческих способностей каждого учащегося;

*формирование у учащихся внимательного отношения к собствен­ным возможностям, к манере танцевального исполнения, к пластичес­кому разнообразию, анализа собственной творческой деятельности;

*развитие мышечных ощущений, моторно-двигательной памя­ти, чувственно-образного мышления, пластической подвижности;

*привитие ребенку культуры общения между собой и окружающими и оказание помощи учащемуся в адаптации его в современных условиях жизни.

Программа ориентирована на интересы и потребности ребенка, направлена на формирование его мыслительного потенциала, на ста­новление творческой личности, способной художественно осмыслить окружающий мир и явления жизни в искусстве.

В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, в результате длительного поддержания статистической позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы.

На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.

Программа предполагает постепенное расширение и углубление знаний, развитие умений и навыков уча­щихся с учетом возрастных и психических особенностей детей 10-11-летнего возраста.

Основной формой реализации программы является занятие с группой детей не более 10-15 человек. Групповая форма позволяет педагогу внимательней наблюдать за качест­венным преобразованием двигательной активности учащегося, помочь каждому уча­щемуся развивать его пластические возможности.

Занятия проводятся 3 раза в не­делю в 5-х классах. Максимальная продолжительность занятия - 1 академический час.

Форма одежды определяется педагогом исходя из специфики за­нятий.

Схема построения занятия следующая: подготовительная часть, основная часть, заключительная часть.

За период обучения учащиеся получают определен­ный программой объем знаний и умений.

Учитель подводит итоги учебного года, дает оцен­ку творческих достижений учащихся, определяет задачи на будущие годы обучения.

Автор Волошина Надежда Юрьевна
Дата добавления 11.11.2015
Раздел Другое
Подраздел Планирования
Просмотров 248
Номер материала MA-062182
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓