Рассмотрено
Утверждено
на
заседании кафедры нач. обуч. на
заседании педагогического совета
пр
№_______от________14г. пр
№_______от__________14г.
Зав.
кафедрой_____Е.С.Самохина Директор Гимназии№5_______М.А.Железнякова
Программа учебного проекта «Азбука здоровья»
Программа
рассчитана на обучающихся 4 –ых классов
(в
возрасте от 9 до 10 лет)
Срок
реализации - I полугодие
Автор составитель:
Алёшина Наталия Евгеньевна
учитель начальных классов
высшей категории
МОУ Гимназии №5
Ворошиловского района
г. Волгограда.
Волгоград, 2014 г.
Пояснительная
записка
Обязательным
компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных
стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально
организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части
образовательного плана.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена
в соответствии с новыми стандартами второго поколения.
Программа учебного проекта «Азбука здоровья» является
модифицированной и рассчитана на обучающихся 4 классов; (в возрасте от
9 до 10 лет), срок реализации программы I полугодие.
Предлагаемая программа предполагает ведение часов
здоровья в 4 классах, исходя из объёма 17 часов учебного времени за первое
полугодие (по 0,5 часа в неделю).
Основные направления – спортивно –
оздоровительное, духовно - нравственное, общекультурное.
Актуальность
программы.
Программа курса «Азбука здоровья» ориентирована на формирование
у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение
и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической
культуре. Она направлена на укрепление здоровья обучающихся, составлена с
учетом их возрастных, психофизиологических особенностей и в соответствии с
физиолого-гигиеническими нормативами.
Основные цели
программы:
·
формирование у детей установки на жизнь как высшую
ценность;
·
формирование важнейших социальных навыков, способствующих
успешной социальной адаптации, а также профилактике вредных привычек.
Основные
задачи:
·
формирование у детей
мотивационных основ познания самого себя, своего организма и окружающего
пространства;
·
привитие
санитарно-гигиенических навыков;
·
обеспечение эффективного
физического и психического развития;
·
формирование основ
нравственно-психологического компонента здорового
образа жизни.
Организация внеурочной деятельности младших школьников основывается
на следующих принципах:
- добровольности
участия детей;
- научности;
- доступности;
- сознательности и
активности;
- наглядности;
- доступности;
- связи теории с
практикой;
- индивидуального
подхода к учащимся и др.
Учитель при
необходимости может изменять и дополнять содержание программы.
Общая
характеристика курса
Изучение программного
материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне,
преимущественно в виде учебных игр и в процессе творческой деятельности. Кроме
того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды
деятельности:
• чтение стихов, сказок, рассказов;
• постановка драматических сценок, спектаклей;
• прослушивание песен и стихов;
• организация подвижных игр;
• выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию
внимания, развитие воображения.
Каждое занятие включает четыре этапа:
- Информация (краткое
изложение теоретических сведений).
- Фантазирование.
- Упражнения на
развитие памяти, внимания, мышления.
- Психогимнастика.
Занятия
содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей
в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки,
упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.) необходимыми для
развития навыков ребенка.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и
персонажами.
С самых
первых занятий необходимо научить детей анализировать и контролировать свои
эмоции и поведение. Для этой цели на занятиях проводится психотренинг.
Под
руководством учителя дети учатся снимать усталость, раздражительность,
недовольство и
т. п.
Занятия
с детьми могут быть разных видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры
(«Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы и ответы»), комплекс упражнений,
общение с природой и др.
Основными формами подачи материала могут быть разными: игра – путешествие,
телепередача, сообщение доктора Айболита и т. п.
В начале
занятия учитель дает детям необходимую информацию из области анатомии, гигиены,
физиологии.
Беседы
включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека; вопросы,
связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т. д. В одной
беседе могут быть затронуто одно или несколько направлений.
На этих
занятиях учитель использует различные формы фантазирования. В процессе игры
дети учатся видеть в одном и том же явлении плохие и хорошие для их здоровья
стороны. Эти игры «Хорошо – плохо» дают возможность постепенно подвести ребенка
к мысли о противоречивости окружающего мира и научить его творчески решать свои
жизненные задачи.
Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая физические упражнения для
осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т. д. Задача
оздоровительных пауз – дать знания, выработать умения и навыки, необходимые
каждому ребенку для укреплении позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки,
снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т. д.
На этих
занятиях оценок нет. И на поставленный вопрос ребенок может дать любой ответ.
Для того чтобы дети без страха включались в обсуждение разных вопросов, нельзя
реагировать отрицательно на их ответы. Чувство страха всегда вызывает
скованность, неуверенность в себе, рождает неискренность.
Планируемые результаты освоения курса
«Азбука здоровья»
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего
образования по формированию здорового образа жизни являются:
-умения организовывать собственную деятельность, выбирать и
использовать средства для достижения её цели;
-умения активно включаться в коллективную деятельность,
взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
-умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в
процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися
содержания программы по формированию здорового образа жизни являются следующие
умения:
-активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-овладеть навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью
окружающих, предупреждения заболеваний, оказания первой медицинской помощи;
-проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
-оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними
общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися
содержания программы по формированию здорового образа жизни являются следующие
умения:
-характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную
оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах
взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха
и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её
безопасности;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда,
находить возможности и способы их улучшения;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными
образцами;
Предметными результатами освоения учащимися содержания
программы по формированию здорового образа жизни являются следующие умения:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня,
организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья,
физического развития и физической подготовки человека;
- применять знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения,
обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и
социального здоровья;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы
соревнований;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными
способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
В результате
усвоения программы обучающиеся должны уметь:
• выполнять санитарно-гигиенические требования:
соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
•
составить усредненный режим дня
и следовать ему;
•
распознавать признаки утомления,
в том числе зрительного;
•
соблюдать социальные нормы
поведения в формальных группах;
• различать признаки
недружелюбной группы и уметь из нее выйти.
должны знать:
• факторы, влияющие на здоровье человека;
• причины наиболее распространённых болезней;
• причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
• виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание,
солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на
физическое состояние и укрепление здоровья человека;
• о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
• основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
Содержание
программы
4
класс. « Хорошо ли мне живется». (17 часов, первое полугодие)
Я продолжаю расти. /1ч./
Информация.
Фантазирование. Составление игры. Замена роста. Психогимнастика.
Мои лучшие друзья. /2ч./
Как
стать Геркулесом.
Как выбирать себе друзей./ 3ч./
Беседа
по теме: «Как выбрать друзей». Закончи рассказ. Игра: «Хочу быть».
Стихи о дружбе. Анализ ситуации по рассказу Л.В.Толстого «Отец и
сыновья». Игра «Хорошо – плохо». Жадина это… Портрет друга. Сочинение.
Игра «Хочу быть».
Я и другие. /2ч./
Правила
поведения в общественных местах. Анализ конфликтной ситуации. Рецепт
общения. Психогимнастика. Упражнения на снятие напряжения.
Папа, мама, я – дружная семья. /3ч./
Нарисуй
свою семью на празднике. Анализ ситуации К.Д.Ушинский «Сила не
право». «Береги честь фамилии» Игра «Продолжи предложение». Игра
«Комплимент». У меня самые лучшие родители…
Из чего же, из чего же…/3ч./
Игра
«Противоположности», «Давай поговорим». Анализ ситуации. Игра «Комплимент».
Как помочь себе учиться. /2ч./
Информация. Рекомендации для улучшения своей памяти. Игры –
тренинги на развитие внимания, памяти. Конкурс смекалистых.
Знаешь ли ты самого себя? /1ч./
Информация. Фантазирование.
Психогимнастика «Вы меня узнаёте». Упражнение на воспитание уверенности
в себе. Викторина по теме. Итоги работы. Тест.
Тематическое
планирование занятий по программе «Азбука здоровья»
4
класс I полугодие
№
занятия
|
Тема
занятия
|
Количество
часов
|
Дата
проведения занятия
|
1
|
1. Я расту. Сравни: свой рост, вес,
осанку с 3 классом.
|
1ч.
|
|
2-3
|
1.Режим. Закаливание.
2. «Спорт – мой друг».
|
2ч.
|
|
4-6
|
1. Какой я сам (привычки, поступки).
2. Добрым быть гораздо лучше, чем
завистливым и злым.
3. С кем бы ты хотел дружить?
|
3ч.
|
|
7-8
|
1.Поведение и характер.
2.Взаимовлияние людей, способы разрешения
конфликтных ситуаций
|
2ч.
|
|
9-11
|
1. Счастье в доме сберегу, папе с мамой
помогу.
2. Мы любим друг друга.
3. Здоровье моей семьи.
|
3ч.
|
|
12-14
|
1. Легко ли со мной окружающим.
2. Мальчик, значит «рыцарь»
3. Если «я» - фея.
|
3ч.
|
|
15-16
|
1. Как помочь себе стать умным.
2. Как улучшить свою память.
|
2ч.
|
|
17
|
1.Я нравлюсь сам себе. Викторина: «Знаешь ли
ты самого себя?».
|
1ч.
|
|
Основные
виды деятельности обучающихся.
Я продолжаю расти. /1ч./
Анализируем
те изменения, которые произошли в организме в процесс роста. Развиваем
интерес к самопознанию.
Мои лучшие друзья. /2ч./
Составляется
режим дня ученика 4 класса. Показать, что занятия спортом укрепляет
организм. Проводится спортивный праздник.
Как выбирать себе друзей./ 3ч./
Знакомятся
с понятием о привычках, вредных для здоровья. Показать, как можно
повысить самооценку. Раскрывают понятие щедрости и жадности. Определяют
в каких случаях необходимо драться, а в каких нет.
Я и другие. /2ч./
Узнают о
понятии конфликтная ситуация. Учатся самостоятельно, искать выходы из
конфликтных ситуаций. Знакомятся с общепринятыми правилами коммуникации
и умению их применять в модельных условиях.
Папа, мама, я – дружная семья. /3ч./
Формирования понятий: семья, моя родословная, здоровье семьи. Значение
семьи в жизни человека, роль каждого члена семьи в поддержании
благоприятной атмосферы в семье, воспитывается внимательное отношение
ко всем членам семьи.
Из чего же, из чего же…/3ч./
Формирования понятия о том, что такое характер. Разъяснять
необходимость воспитывать силу воли, чувство ответственности за свои
поступки, уважение к окружающим. Ищут различия между мальчиками и
девочками, почему «Я - фея», «Я – джентльмен».
Как помочь себе учиться. /2ч./
Выясняют,
какова роль памяти в жизни человека. Рассказывают о том, как
улучшать, тренировать свою память.
Знаешь ли ты самого себя? /1ч./
На
примерах показывается, как можно повысить самооценку, анализируют свои
действия, поступки. Формирования потребности в воспитании в себе волевых
черт характера. Подводят итоги проделанной ими работы. Готовят свои
работы (рисунки) сделанные в течении I полугодия.
К концу первого полугодия обучения обучающие должны
знать: знать, что взаимопомощь укрепляет здоровье мальчиков и девочек, а
поддержка в семье сохраняет здоровье её членов; как воспитать в себе
сдержанность; как вести себя с незнакомыми людьми; как вести себя в общественных
местах; правила вежливого общения; что такое дружба и кто может считаться
настоящим другом; как можно помочь родителям; как можно помочь самому себе.
уметь: понимать, какое чувство
провоцирует на тот или иной поступок (злость, зависть, гнев, радость);
сдерживать себя в необходимой ситуации; стараться избегать стрессов; уметь
выбирать правильное для своего здоровья поведение; уметь оказывать помощь своим
одноклассникам, поддерживать и помогать членам своей семьи; общаться без
напряжения и страха; думать о своих поступках; избегать при общении лжи;
стараться понимать своих родителей; выбрать друзей; уметь оказать посильную
помощь родителям; как помочь себе стать умным.
Материально – техническое обеспечение
образовательного процесса:
Для осуществления образовательного процесса по программе «Азбука здоровья»
необходимы следующие объекты: спортивный зал, спортивная площадка и учебная
комната, а так же оборудование и инвентарь для игр; гимнастическая стенка, гимнастические скамейки,
гимнастические палки, обручи, скакалки, гири, гантели.
Печатные пособия: таблицы, плакаты по изучаемым темам; иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
Компьютерные и
информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные
(цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию
обучения, обучающие программы по предмету.
Технические средства обучения
-телевизор,
компьютер, принтер, колонки,
-аудиопроигрыватель,
-медиапроектор, экран.
Экранно-звуковые
пособия
-видеофильмы
по предмету,
-DVD диски.
Список используемой литературы:
1. Зайцев Г.К. « Азбука здоровья».С.-
Петербург. « Акцидент», 2012г
2. КовалькоВ. И « Здоровьесберегающие
технологии». М. « Вако»,2012г.
3. Ковалько В.И « Здоровьесберегающие
технологии: школьник и компьютер», 2012 г.
4. Гостюшин А.В. «Основы безопасности
жизнедеятельности»: Учебник, 1-4 кл. М.1997г.
5. Зайцев Г.К. «Уроки Айболита».-СПб., 1997г.
6. Зайцев Г.К. «Уроки Мойдодыра». СПб.,1996г.
7.Зайцев Г.К. Зайцев А.Г. Твоё здоровье:
укрепление организма.-СПб..1998г.
8.Обухова «Новые 135 уроков здоровья, или
школа докторов природы».-М., ВАКО 2007г.
9.Ковалько, В.И.
Соблюдение режима дня… [Текст с.16-] ;
10.
Ковалько, В.И. О личной гигиене… [Текст с.23-] ;
11.
Ковалько, В.И. Движение и ещё раз движение… [Текст с.22-] ;
12.
Ковалько, В.И. Правильная осанка… [Текст с.28-] ;
13.
Ковалько, В.И. О закаливании… [Текст с.39-] ;
14.Безруких
М.М. Методика комплексной оценки и организация системной работы по сохранению и
укреплению здоровья школьников М.: Издательский дом «новый учебник 2003г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.