Инфоурок Начальные классы Рабочие программыПрограмма учебного проекта "Азбука здоровья" 4 класс 1 полугодие

Программа учебного проекта "Азбука здоровья" 4 класс 1 полугодие

Скачать материал

Рассмотрено                                                                                                                                 Утверждено

на  заседании  кафедры  нач.  обуч.                                              на  заседании  педагогического  совета

пр №_______от________14г.                                                        пр №_______от__________14г.

Зав. кафедрой_____Е.С.Самохина                                 Директор  Гимназии№5_______М.А.Железнякова

 

 

 

 

 

 

            Программа  учебного  проекта  «Азбука  здоровья»

Программа  рассчитана  на  обучающихся  4 –ых  классов

(в  возрасте от 9  до 10  лет)

Срок  реализации  - I полугодие

                            

 

                                                                                            

 

 

Автор  составитель:

Алёшина  Наталия  Евгеньевна 

учитель  начальных  классов

высшей  категории

МОУ  Гимназии  №5

Ворошиловского  района

г.  Волгограда.

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград,  2014 г.

 

 

 

Пояснительная записка

         Обязательным компонентом  ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся  в рамках вариативной части образовательного плана.

        Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.

        Программа учебного  проекта  «Азбука  здоровья» является модифицированной и  рассчитана  на  обучающихся  4 классов; (в  возрасте  от  9  до 10 лет),  срок  реализации программы I полугодие.

Предлагаемая программа предполагает ведение часов здоровья в 4 классах, исходя из объёма 17 часов учебного времени за  первое  полугодие  (по  0,5 часа  в  неделю).

Основные направления – спортивно – оздоровительное, духовно - нравственное, общекультурное.

Актуальность   программы.

  Программа курса «Азбука здоровья» ориентирована на формирование у ребёнка пози­ции признания ценно­сти здоровья, чувства ответ­ствен­ности за сохранение и укреп­ление своего здоровья, расширение зна­ний и навыков по гигиенической культуре. Она   направлена на укрепление здоровья обучающихся, составлена с учетом их возрастных, психофизиологических особенностей и в соответствии с физиолого-гигиеническими нормативами.

Основные цели программы:                                             

·         формирование  у детей установки на жизнь как высшую ценность;

·         формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактике вредных привычек.

Основные задачи:

·         формирование у детей мотивационных основ познания самого себя, своего организма и     окружающего пространства;

·          привитие санитарно-гигиенических навыков;

·          обеспечение эффективного физического и психического развития;

·         формирование основ нравственно-психологического компонента здорового

          образа жизни.

Организация внеурочной деятельности младших школьников основывается на следующих принципах:

- добровольности участия детей;

- научности;

- доступности;

- сознательности и активности;

- наглядности;

- доступности;

- связи теории с практикой;

- индивидуального подхода к учащимся и др.

  Учитель при необходимости может изменять и дополнять содержание программы.

Общая характеристика  курса
            Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе творческой деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
• чтение стихов, сказок, рассказов;
• постановка драматических сценок, спектаклей;
• прослушивание песен и стихов;
• организация подвижных игр;
• выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания,    развитие воображения.

Каждое занятие включает четыре этапа:

  1. Информация (краткое изложение теоретических сведений).
  2. Фантазирование.
  3. Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.
  4. Психогимнастика.

           Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.) необходимыми для развития навыков ребенка.

          Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.

           С самых первых занятий необходимо научить детей анализировать и контролировать свои эмоции и поведение. Для этой цели на занятиях проводится психотренинг.

           Под руководством учителя дети учатся снимать усталость, раздражительность, недовольство и

 т. п.

           Занятия с детьми могут быть разных видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы и ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др.

           Основными формами подачи материала могут быть разными: игра – путешествие, телепередача, сообщение доктора Айболита и т. п.

           В начале занятия учитель дает детям необходимую информацию из области анатомии, гигиены, физиологии.

           Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье,  и т. д. В одной беседе могут быть затронуто одно или несколько направлений.

           На этих занятиях учитель использует различные формы фантазирования. В процессе игры дети учатся видеть в одном и том же явлении плохие и хорошие для их здоровья стороны. Эти игры «Хорошо – плохо» дают возможность постепенно подвести ребенка к мысли о противоречивости окружающего мира и научить его творчески решать свои жизненные задачи.

           Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т. д. Задача оздоровительных пауз – дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укреплении позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т. д.

           На этих занятиях оценок нет. И на поставленный вопрос ребенок может дать любой ответ. Для того чтобы дети без страха включались в обсуждение разных вопросов, нельзя реагировать отрицательно на их ответы. Чувство страха всегда вызывает скованность, неуверенность в себе, рождает неискренность.

Планируемые результаты освоения курса «Азбука здоровья»

 Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового образа жизни являются:

 -умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

-умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

 -умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового образа жизни являются следующие умения:

 -активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

 -овладеть навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждения заболеваний, оказания первой медицинской помощи;

 -проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

 -оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

 Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового образа жизни являются следующие умения:

 -характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

 - общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

 - обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

 - организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности;

-  анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

 - оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

 Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового образа жизни являются следующие умения:

 - планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

 - представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

 - применять знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;

 - организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;

 - применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

В результате усвоения программы обучающиеся  должны уметь:
• выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

•  составить усредненный режим дня и следовать ему;

•  распознавать признаки утомления, в том числе зрительного;

соблюдать социальные нормы поведения в формальных группах;
различать признаки недружелюбной группы и уметь из нее выйти.

 должны знать:
• факторы, влияющие на здоровье человека;
• причины наиболее распространённых болезней;
• причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
• виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
• о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
• основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

 

Содержание программы

4 класс. « Хорошо ли мне живется».   (17  часов,  первое  полугодие)

Я продолжаю расти. /1ч./

        Информация.  Фантазирование. Составление  игры. Замена  роста.  Психогимнастика.

Мои лучшие друзья. /2ч./  

          Как  стать  Геркулесом.

Как выбирать себе друзей./ 3ч./

          Беседа  по  теме:  «Как  выбрать  друзей».  Закончи  рассказ.  Игра: «Хочу  быть».  Стихи  о  дружбе.  Анализ  ситуации  по  рассказу Л.В.Толстого  «Отец  и  сыновья».  Игра  «Хорошо – плохо».  Жадина  это…  Портрет  друга. Сочинение.  Игра  «Хочу  быть».

Я и другие. /2ч./

          Правила  поведения  в  общественных  местах.  Анализ  конфликтной  ситуации.  Рецепт  общения. Психогимнастика.  Упражнения  на  снятие  напряжения.

Папа, мама, я – дружная семья. /3ч./

      Нарисуй  свою  семью  на  празднике.  Анализ  ситуации  К.Д.Ушинский  «Сила  не  право».  «Береги  честь  фамилии»  Игра  «Продолжи  предложение».  Игра  «Комплимент». У  меня  самые  лучшие  родители… 

Из чего же, из чего же…/3ч./

       Игра  «Противоположности»,  «Давай  поговорим». Анализ  ситуации.  Игра «Комплимент».

Как помочь себе учиться. /2ч./

        Информация. Рекомендации  для  улучшения  своей  памяти.  Игры – тренинги  на  развитие  внимания,  памяти.  Конкурс  смекалистых.

Знаешь ли ты самого себя? /1ч./

        Информация.  Фантазирование.  Психогимнастика  «Вы  меня  узнаёте».  Упражнение на  воспитание  уверенности  в  себе.  Викторина  по  теме. Итоги  работы.  Тест.

 

Тематическое  планирование  занятий  по  программе «Азбука  здоровья»

4  класс  I  полугодие

 

№ занятия

Тема  занятия

Количество часов

Дата  проведения занятия

1

1. Я расту. Сравни: свой  рост,  вес,  осанку  с  3  классом.

1ч.

 

 

2-3

1.Режим.  Закаливание.

2. «Спорт – мой друг». 

2ч.

 

4-6

1. Какой я сам (привычки, поступки).

2. Добрым быть гораздо лучше, чем завистливым и злым.

3.  С  кем  бы  ты  хотел  дружить? 

3ч.

 

7-8

1.Поведение и характер.

2.Взаимовлияние людей, способы разрешения конфликтных ситуаций

2ч.

 

9-11

1. Счастье в доме сберегу, папе с мамой помогу.

2. Мы любим друг друга.

3. Здоровье  моей  семьи.

3ч.

 

12-14

1. Легко  ли  со  мной  окружающим.

2. Мальчик,  значит  «рыцарь»

3. Если  «я» - фея.

3ч.

 

15-16

1. Как помочь себе стать умным.

2.  Как  улучшить  свою  память.

2ч.

 

17

1.Я нравлюсь сам себе. Викторина: «Знаешь ли ты самого себя?».

1ч.

 

Основные  виды  деятельности  обучающихся.

Я продолжаю расти. /1ч./

     Анализируем  те  изменения,  которые  произошли  в  организме  в  процесс  роста. Развиваем  интерес  к  самопознанию.

Мои лучшие друзья. /2ч./ 

     Составляется  режим  дня  ученика  4  класса.  Показать,  что  занятия  спортом  укрепляет  организм.  Проводится  спортивный  праздник.

Как выбирать себе друзей./ 3ч./

       Знакомятся с  понятием  о  привычках,  вредных  для  здоровья. Показать,  как  можно  повысить  самооценку. Раскрывают  понятие  щедрости  и  жадности. Определяют  в  каких  случаях  необходимо  драться,  а  в  каких  нет.

Я и другие. /2ч./

       Узнают о  понятии  конфликтная  ситуация. Учатся  самостоятельно,  искать  выходы  из  конфликтных  ситуаций. Знакомятся  с  общепринятыми  правилами  коммуникации  и  умению  их  применять  в  модельных  условиях.

Папа, мама, я – дружная семья. /3ч./

        Формирования  понятий:  семья,  моя  родословная,  здоровье  семьи. Значение  семьи  в  жизни  человека,  роль  каждого  члена  семьи  в  поддержании  благоприятной  атмосферы  в  семье, воспитывается  внимательное   отношение  ко  всем  членам  семьи.

Из чего же, из чего же…/3ч./

         Формирования  понятия  о  том,  что  такое  характер. Разъяснять  необходимость  воспитывать  силу  воли,  чувство  ответственности  за  свои  поступки,  уважение  к  окружающим. Ищут различия  между  мальчиками  и  девочками,  почему  «Я - фея», «Я – джентльмен».

Как помочь себе учиться. /2ч./

        Выясняют, какова  роль  памяти  в  жизни  человека. Рассказывают  о  том,  как  улучшать,  тренировать  свою  память.

Знаешь ли ты самого себя? /1ч./

        На  примерах  показывается,  как  можно  повысить  самооценку, анализируют  свои  действия,  поступки. Формирования  потребности  в  воспитании  в  себе волевых  черт  характера.  Подводят  итоги  проделанной  ими  работы.  Готовят  свои  работы (рисунки) сделанные  в  течении I полугодия.

 

К концу первого  полугодия  обучения обучающие должны

знать: знать, что взаимопо­мощь укрепляет здоровье мальчиков и дево­чек, а поддержка в семье сохраняет здоро­вье её членов; как воспитать в себе сдержанность; как вести себя с незна­комыми людьми; как вести себя в обще­ственных местах; правила вежливого общения; что такое дружба и  кто может считаться настоя­щим другом; как можно помочь родителям; как можно помочь самому себе.

уметь:  понимать, какое чувство провоцирует на тот или иной поступок (злость, зависть, гнев, радость); сдерживать себя в необходимой ситуации; стараться избегать стрессов; уметь выбирать правильное для сво­его здоровья поведение; уметь оказывать помощь своим однокласс­никам,  поддерживать и помогать членам своей семьи; общаться без напряжения и страха; думать о своих по­ступках; избегать при общении лжи; стараться пони­мать своих родителей; вы­брать друзей; уметь оказать посильную помощь родителям; как помочь себе стать умным.    

 

Материально – техническое обеспечение образовательного  процесса:

           Для осуществления образовательного процесса по программе «Азбука здоровья» необходимы следующие объекты: спортивный  зал,  спортивная  площадка  и  учебная  комната, а  так  же оборудование и инвентарь для игр; гимнастическая стенка, гимнастические скамейки,   гимнастические палки, обручи, скакалки, гири, гантели.

Печатные пособия:  таблицы,  плакаты  по  изучаемым  темам; иллюстративные материалы (альбомы, комплек­ты открыток и др.)

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные (цифровые) инструменты и об­разовательные ресурсы, соответствующие содержа­нию обучения, обучающие программы по предмету.

Технические средства обучения

-телевизор, компьютер, принтер,  колонки,

-аудиопроигрыватель,

-медиапроектор,  экран.

Экранно-звуковые пособия

-видеофильмы по предмету,

-DVD  диски.

Список  используемой  литературы:

1. Зайцев Г.К. « Азбука здоровья».С.- Петербург. « Акцидент», 2012г

 

2. КовалькоВ. И « Здоровьесберегающие технологии». М. « Вако»,2012г.

 

3. Ковалько В.И « Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер», 2012 г.

 

4. Гостюшин А.В. «Основы безопасности жизнедеятельности»: Учебник, 1-4 кл. М.1997г.

 

5. Зайцев Г.К. «Уроки Айболита».-СПб., 1997г.

 

6. Зайцев Г.К. «Уроки Мойдодыра». СПб.,1996г.

 

7.Зайцев Г.К. Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма.-СПб..1998г.

 

8.Обухова «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы».-М., ВАКО 2007г.

 

9.Ковалько, В.И. Соблюдение режима дня… [Текст с.16-] ;

10. Ковалько, В.И. О личной гигиене… [Текст с.23-] ;

11. Ковалько, В.И. Движение и ещё раз движение… [Текст с.22-] ;

12. Ковалько, В.И. Правильная осанка… [Текст с.28-] ;

13. Ковалько, В.И. О закаливании… [Текст с.39-] ;

14.Безруких М.М. Методика комплексной оценки и организация системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников М.: Издательский дом «новый учебник  2003г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа учебного проекта "Азбука здоровья" 4 класс 1 полугодие"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по работе с молодежью

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 365 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.08.2015 686
    • DOCX 98.5 кбайт
    • Рейтинг: 3 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Алёшина Наталия Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Алёшина Наталия Евгеньевна
    Алёшина Наталия Евгеньевна
    • На сайте: 8 лет и 7 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5217
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 142 человека из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс повышения квалификации

Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 845 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Мини-курс

ИТ-инструменты в управлении документооборотом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Физическая культура и спорт: методика, педагогика, психология

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Инновационные технологии для бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе