«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку,
должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду, к жизни».
К.Д. Ушинский
1.
Актуальность
Проблема
социально-трудовой адаптации детей с особенными образовательными потребностями
является одной из самых актуальных и острых проблем в современном обществе.
Дети
данной категории имеют ограниченные возможности в развитии, вследствие
различных факторов, вызывающие органические нарушения головного мозга и
нуждаются в особых методах и приёмах.
Формирование
навыков самообслуживания, социально-бытовой ориентировки, привитие трудовых
навыков, нацеливание на получение профессии, с последующим трудоустройством –
основа социально-трудовой адаптации детей с особыми образовательными потребностями.
Труд
в детском доме обычно ограничивается самообслуживанием - убрать постель,
накрыть стол. С первого взгляда – однообразная и скучная работа. Душа не лежит,
но приходится выполнять. Воспитанник привыкает к тому, что труд неинтересен и
принудителен. Вот и дежурит плохо, спустя рукава, не несет ответственность за
дом, где живет.
Для
решения проблемы трудового воспитания в детском доме, педагогам нужно сделать
все возможное, чтобы у воспитанника не было пустого препровождения времени, когда
«нет работы в руках и мыслей в голове». В это время у воспитанников меняется
мироощущение, они не знают, что с собой делать и привыкают просто «убивать
время».
Также не секрет, что большинство выпускников детского дома
недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути.
Трудности
перехода воспитанника детского дома в самостоятельную жизнь объективно
обусловлены. В течение всего периода пребывания ребёнка в государственном
учреждении, его персонал отвечает за жизнь, здоровье своих воспитанников, их
материальное благополучие и поведение. Одной из причин социальной дезадаптации
является несформированность потребности и способности трудится, отсутствие
навыков самостоятельной жизни, отсутствие личного опыта нормальной жизни в
семье и многое другое. Искусственное благополучное пребывание в привычном
замкнутом пространстве затрудняет переход выпускника в неустойчивый и сложный
современный мир, что позволяет сделать вывод о необходимости профилактической
адаптационной работы.
Привыкнув
к тому, что о них постоянно заботятся, после выпуска из учреждений эти дети
часто теряются в жестких жизненных условиях. Они чаще всего направляются в
колледжи, где обучаются случайно выбранной профессии без учета своих
способностей и желаний. Как правило, это приводит к тому, что они бросают учебу
или же, получив низкую профессиональную подготовку по нежеланной специальности,
не хотят или не могут устроиться на работу.
В
международной Конвенцией ООН о правах ребенка для детей, временно или постоянно
лишенных семейного окружения, утверждено право на особую защиту и помощь,
предоставляемые государством (ст.20, разд.1). Там же подчеркивается значимость
подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечения его
свободного развития, гарантий личностно значимых и общественно приемлемых,
самоопределения, самореализации и самоутверждения.
У
воспитанников детского дома необходимо формировать понимание того, что труд –
основа всей жизни, именно трудом созданы все материальные и духовные блага;
воспитывать культуру личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой
деятельностью (культуры труда, экономической, экологической и правовой
культуры) Поэтому в детском доме одним из главных направлений воспитательной
работы должно стать трудовое воспитание.
2.
Анализ уровня трудовой подготовки воспитанников.
На фоне того,
что дети владеют трудовыми навыками, навыками самообслуживания в соответствии
с возрастными нормами, отношение к трудовой деятельности и желание
самостоятельно включаться в общественно – полезный труд остается достаточно
низким. Особые проблемы составляют: самообслуживание, отношение к результатам
труда других людей, стремление трудиться на благо других.
Цель
программы
Создание
позитивного отношения к труду, формирование и закрепление навыков трудовой
деятельности; привитие навыков самообслуживания.
Задачи программы:
•
Формирование позитивной установки по отношению к труду, и восприятие труда как
одной из высших ценностей в жизни;
•
Формирование основ умственного и физического труда;
•
Включение детей с нарушением интеллекта в социальную среду, приобщение к
общественной жизни на уровне их психофизических возможностей;
•
Воспитание трудолюбия, чувства долга и ответственности, целеустремлённости и
предприимчивости, честности.
Основные принципы:
Основные
направления трудового воспитания:
Содержание программы.
Самообслуживающий труд
Направление деятельности
|
Решаемые задачи
|
Содержание
|
Цикличность
|
Соблюдение правил личной гигиены
|
Сформировать потребность в соблюдении правил личной гигиены,
научить их выполнению.
|
- утренний и вечерний туалет;
- соблюдение гигиены рук;
- соблюдение правил личной гигиены;
- проведение банных дней
|
ежедневно
ежедневно перед приемом пищи
ежедневно и по физиологическим показателям
1 раз в неделю
|
Поддержание порядка в спальне, комнате
|
Сформировать потребность в поддержании чистоты в спальне
и комнате, научить правилам выполнения уборки помещения
|
- уборка личных вещей, заправка кровати;
- дежурство по группе
-
дежурство в вестибюле
|
ежедневно
по графику
|
Стирка личных вещей
|
Сформировать потребность ухода за личными вещами,
содержание их в чистоте, научить проведению мелкого ремонта одежды
|
- стирка личных вещей (носки, нательное белье);
|
ежедневно (по мере необходимости)
|
Проведение мелкого ремонта личных вещей
|
- ремонт (штопка, пришивание пуговиц и пр.)
|
По мере необходимости
|
Требования
к знаниям, умения и навыкам воспитанников:
Ø уметь соблюдать личную
гигиену, гигиену рук в течение дня, знать предметы и средства личной гигиены,
уметь ухаживать за зубами, ногами, уметь пользоваться щеткой, расческой;
Ø знать и выполнять правила
утреннего и вечернего туалета;
Ø уметь выполнять стирку
мелких вещей;
Ø уметь самостоятельно
одеваться и раздеваться, аккуратно складывать свои вещи.
Хозяйственно-бытовой труд
Направление
деятельности
|
Решаемые
задачи
|
Содержание
|
Цикличность
|
Организация дежурств
воспитанников
|
Научить соблюдению санитарно –
гигиенических правил при сервировке стола и его уборке
|
- дежурство по столовой
|
по графику
|
Сформировать потребность в
поддержании порядка в доме, соблюдении чистоты на закрепленном участке,
формирование уважительного отношения к труду дворника, уборщицы.
|
- дежурство по зданию
- уборка листьев, снега, мусора
на закрепленной территории;
- проведение генеральной уборки в
спальне
|
по графику
1 раз в неделю (по мере необходимости)
1 раз в неделю (суббота)
|
Организация посильной
помощи работникам детского дома
|
Знакомство воспитанников с
рабочими профессиям в детском доме, формирование уважительного отношения к
людям труда
|
- оказание помощи повару;
-оказание помощи подсобному
рабочему;
- оказание помощи кастелянше,
прачке;
|
Работа ремонтных
бригад
|
Формирование навыков
проведения мелких ремонтов мебели, косметических ремонтов помещений,
ограждений.
|
Требования
к знаниям, умения и навыкам воспитанников:
Ø поддерживать чистоту и
порядок в комнате, проводить сухую и влажную уборку, уметь создать уют в
комнате своими руками;
Ø
уметь подготовить столы к
подаче пищи, убирать и вытирать столы; соблюдать технику безопасности,
выполнять санитарные требования и правила этикета при работе в столовой;
Ø
уметь пришивать пуговицы,
пришивать вешалки к одежде, работать с утюгом, наводить порядок на полке с
одеждой;
Ø уметь ремонтировать свою одежду (ставить различные
заплаты, зашивать и подшивать изделия), уметь гладить белье;
Ø уметь проводить ремонт лопат, мыть стены покрытые
масленой краской, мыть лестницы моющими средствами, работать щеткой, шваброй,
выполнять ремонт забора
Сельскохозяйственный труд
Направление
деятельности
|
Решаемые
задачи
|
Содержание
|
Цикличность
|
Работа на огороде
|
Дать знания, связанные с
выращиванием овощных, плодово-ягодных культур;
Формировать навыки работы с
землёй, ухода за растениями.
|
- обработка почвы;
-выращивание рассады, высадка в
открытый грунт;
- уход за посадками (поливка,
прополка, рыхление, подкормка);
- уборка и хранение урожая
|
- ежедневно с мая по сентябрь
|
Работа на клумбах
|
Дать знания о разбивке клумб и
выращивании однолетних и многолетних цветов, научить ухаживать за ними.
|
- разбивка клумб;
- посадка однолетних и
многолетних растений, уход за ними;
- уборка многолетних растений на
хранение
|
с мая по сентябрь
|
Уход за комнатными
растениями
|
Дать знания об уходе за
комнатными растениями, научить способам разведения домашних цветов и уходу за
ними.
|
- посадка и пересадка растений;
- уход за комнатными растениями
|
Весна – лето
по мере необходимости
|
|
|
|
|
|
Требования
к знаниям, умения и навыкам воспитанников:
Ø уметь выращивать основные виды овощей в открытом
грунте, обрабатывать почву (очистка поверхности, перекопка, мелкое рыхление
гряд, выравнивание поверхности гряд), подбирать и готовить посадочный
материала, уметь проводить посадку семян овощей в открытый грунт,
распознавать всходы культурных растений от сорняков; знать способы борьбы с
насекомыми – вредителями; уметь ухаживать за ягодными кустарниками; проводить
подкормку растений;
Ø уметь производить деление и посадку зимующих
многолетних растений, рыхление почвы в междурядьях и вокруг растений,
подвязывание стеблей к колышкам, прореживание посадок, посадку однолетних
цветковых растений семенами, уборку растительных остатков из цветника;
Ø уметь проводить посадку и пересадку комнатных
растений, знать сезонные особенности содержания комнатных растений.
Общественно
полезный труд.
Направление деятельности
|
Решаемые задачи
|
Содержание
|
Цикличность
|
Уборка территории детского дома
|
Научить правилам уборки территории детского дома,
сформировать потребность в поддержании чистоты и порядка на территории
|
- уборка территории от листьев и мусора;
- уход за зелеными насаждениями;
- благоустройство и озеленение территории;
- уборка снега
|
1 раз в неделю
в зимний период – по мере необходимости
|
Озеленение участка детского дома
|
Привить навыки благоустройства территории детского дома
|
- высадка зеленых насаждений;
- уход за посадками
|
-2 раза в год
(весна, осень)
|
Благоустройство территории посёлка
|
Привитие уважительного отношения к своей малой Родине,
формирование причастности к делам жителей села
|
- уборка территории;
- уборка мусора;
- посадка деревьев и зеленых насаждений
|
1 раз
(весна)
|
Требования
к знаниям, умения и навыкам воспитанников:
Ø уметь подгребать опавшие листья,
подметать дорожки, собирать и удалять мусор;
Ø расчищать дорожки от снега,
собирать мусор и выносить его в установленное место;
Ø уметь обращаться с метлой, лопатой,
граблями, совком, носилками, соблюдать технику безопасности при работе
секатором.
В мире профессий и
обязанностей
Цель: формирование готовности воспитанников к обоснованному
выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учётом своих склонностей,
способностей, состояния здоровья и потребности рынка труда в специалистах.
В ходе занятий решаются следующие задачи:
- обобщить знания воспитанников о сферах трудовой деятельности,
профессиях, карьере;
- сформировать знания и умения объективно осуществлять
самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить
их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;
- развивать представление о народном хозяйстве и потребности в
трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
- воспитывать уважение к рабочему человеку.
Требования
к знаниям, умения и навыкам воспитанников:
Ø знать профессии, которые можно
освоить после выхода из детского дома;
Ø знать группы профессий, требования
к выбору профессии, какую помощь оказывает центр занятости населения;
Ø уметь правильно оценивать свои
желания, способности и возможности при выборе профессии.
Организация и проведение общих
воспитательных мероприятий
· Праздник урожая
· Конкур рисунков «Моя будущая
профессия»
·
Викторина «Что растет на грядке»
·
Мини-проект «Когда
труд бывает радостью»
·
Воспитательский час: «Труд кормит, а лень портит»
· Классный час «Труд в почете любой,
мир профессий большой»
· Аукцион мнений «Что помогает
содержать вещи в порядке»
· Творческая мастерская «Поделки из
природных материалов»
· Копилка полезных советов «Как
подготовить дом к холодному периоду года»
· Беседа «Чем пахнут ремёсла?»
· Практикум «Кормушка для пернатых
друзей»
· Клуб мастеров «Мастерская Деда
Мороза»
· Акция «Уборка снега на территории
школы»
· Занятие-практикум «Посев цветочных
растений на рассаду»
Трудовая
деятельность воспитанников должна быть организована с соблюдением следующих
условий:
-
объем и специфика трудовой деятельности должна соответствовать
возрастно-половым и функциональным особенностям и состоянию здоровья
воспитанников;
-
трудовая деятельность воспитанников должна осуществляется в благоприятных
санитарно-гигиенических условиях, безопасных для их здоровья и жизни.
Для
организации трудовой деятельности подростков соблюдаются следующие правила:
-
обязательно должно учитываться физическое, психическое и эмоциональное здоровье
воспитанников;
-
трудовая деятельность должна быть индивидуальной и иметь несложный
производственный цикл;
-
работа должна быть разнообразной и интересной;
-
в случае отказа подростка от работы предложить смену трудовой деятельности и
провести с ним разъяснительную беседу;
-
обязательно поощрять каждый продуктивный шаг в трудовой деятельности.
Заключение
Данная программа рассчитана на весь период пребывания воспитанников в детском
доме и предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию
Литература.
1.
Воспитание
дошкольника в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 1980
2.
Гуламов Г. "Взаимосвязь общественно полезного труда и
нравственного воспитания учащихся" // Сов. "педагогика", 1991 г.
3.
Макаренко А.С. «Лекции о воспитании детей» пед.сочинения в
8т.,т.4.
4.
Мудрость
тысячелетий/ автор-сост. В.Балязин. – М.:ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 304с.
5.
Воронкова
В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.
6.
Шинкаренко
В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы. - Минск,
2009.
7.
Мачихина
В.Ф. Воспитательная работа во вспомогательной школе. - М., 1980.
Отчет по реализации
программы.
Процесс трудового воспитания рассматривается мной не только
научить воспитанников некоторым трудовым приемам, но и необходимостью
выработать и закрепить выполнение приобретенных навыков и умений.
Целью моей педагогической деятельности является – подготовка
воспитанников к самостоятельной трудовой деятельности
Я работаю в семье, где воспитываются 10 детей, которые поступили в
детский дом с не сформированными социальными нормами. У этих детей не были
развиты трудовые навыки необходимые для самостоятельной жизни. И поэтому перед
воспитателем стояла задача привить трудовые навыки, навыки самообслуживания и
потребность к труду. Научить ребенка простым, но нужным навыкам
самообслуживания.
Учу воспитанников, как правильно пришить пуговицу, постирать и
погладить свои вещи, убрать комнату, сделать сервировку стола на каждый день и
на праздник, как можно создать уют у себя дома, используя подручные материалы.
В своей работе я стараюсь воспитывать у них ощущение нужности для
окружающих, чувство значимости их деятельности. Так приучая воспитанников к
самостоятельности, я стремлюсь не спешить идти на помощь ребёнку при первых
затруднениях, а даю ему возможность самому попытаться преодолеть трудности,
проявить сообразительность и смекалку.
Ребята
ежедневно занимаются самообслуживанием, общественно-полезным трудом, что
позволяет им приобретать санитарно-гигиенические, трудовые навыки, участвовать
в благоустройстве и озеленении территории, прилегающей к зданию детского дома.
Результаты
работы позволяют сделать вывод о том, что целенаправленная социально-трудовая
деятельность способствует созданию условий для формирования и развития трудовых
умений и навыков воспитанников нашего детского дома, что в дальнейшем влияет на
их самореализацию в самостоятельной жизни; также в результате выбранных
оптимальных методов и форм работы, в рамках общеразвивающей программы,
происходит объединение детей в трудовом коллективе, на основе взаимопомощи,
взаимовыручки и взаимоподдержки.
В
течение года у ребят сформировался стойкий интерес к результатам своей работы.
Владеют навыками (до автоматизма) личной гигиены, самообслуживающего труда,
гладить бельё, зашивать, пришивать. Имеют представление о видах профессий,
труде; осознают связь между благополучием человека и его трудом. Они стали
ответственнее, научились правильно организовывать свое рабочее место, по
окончании работы приводить его в порядок, соблюдать правила техники
безопасности.
В процессе трудового
воспитания развивается познавательная деятельность.
В ходе трудовой
деятельности формируются такие личностные качества, как трудолюбие,
ответственность, чувство коллективизма, взаимопомощи.
Воспитанники видят
результаты своего труда.
Научаются планировать
трудовую деятельность.
Я в своей работе стараюсь с каждым воспитанником найти
индивидуальный подход, заинтересовать увлечь творческой работой, убедить, что это
в дальнейшей жизни им пригодиться в оформлении своей квартиры, улучшить свой
внешний вид, что этим багажом знаний им легче будет войти в самостоятельную
жизнь. Но чтобы добиться положительных результатов, необходимо приложить много
усилий и нельзя сбрасывать со счетов фактор времени.
Детский дом для детей становится основной моделью социального
мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение
социального опыта детьми, основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков
обеспечения личной жизни и деятельности. Деятельность воспитанников детского
дома проявляется в учебе, в различных видах трудовой деятельности, в
организации своего свободного времени, в выполнении общественных нагрузок, в
поведении в школе, колледжах, детском доме, общественных местах, а также в
умении применить культурно – гигиенические навыки.
В заключение хочу привести слова А.С. Макаренко, которые очень
точно отражают суть трудового воспитания в детском доме: «Труд – всегда был
основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе
труд должен быть одним из самых основных элементов».
.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.