Главная / Другое / Программа Трудовое воспитание детей детского дома с интеллектуальными нарушениями.

Программа Трудовое воспитание детей детского дома с интеллектуальными нарушениями.

«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду, к жизни».

К.Д. Ушинский


1. Актуальность

Проблема социально-трудовой адаптации детей с особенными образовательными потребностями является одной из самых актуальных и острых проблем в современном обществе.

Дети данной категории имеют ограниченные возможности в развитии, вследствие различных факторов, вызывающие органические нарушения головного мозга и нуждаются в особых методах и приёмах.

Формирование навыков самообслуживания, социально-бытовой ориентировки, привитие трудовых навыков, нацеливание на получение профессии, с последующим трудоустройством – основа социально-трудовой адаптации детей с особыми образовательными потребностями.

Труд в детском доме обычно ограничивается самообслуживанием - убрать постель, накрыть стол. С первого взгляда – однообразная и скучная работа. Душа не лежит, но приходится выполнять. Воспитанник привыкает к тому, что труд неинтересен и принудителен. Вот и дежурит плохо, спустя рукава, не несет ответственность за дом, где живет.

Для решения проблемы трудового воспитания в детском доме, педагогам нужно сделать все возможное, чтобы у воспитанника не было пустого препровождения времени, когда «нет работы в руках и мыслей в голове». В это время у воспитанников меняется мироощущение, они не знают, что с собой делать и привыкают просто «убивать время».

Также не секрет, что большинство выпускников детского дома недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути.

Трудности перехода воспитанника детского дома в самостоятельную жизнь объективно обусловлены. В течение всего периода пребывания ребёнка в государственном учреждении, его персонал отвечает за жизнь, здоровье своих воспитанников, их материальное благополучие и поведение. Одной из причин социальной дезадаптации является несформированность потребности и способности трудится, отсутствие навыков самостоятельной жизни, отсутствие личного опыта нормальной жизни в семье и многое другое. Искусственное благополучное пребывание в привычном замкнутом пространстве затрудняет переход выпускника в неустойчивый и сложный современный мир, что позволяет сделать вывод о необходимости профилактической адаптационной работы.

Привыкнув к тому, что о них постоянно заботятся, после выпуска из учреждений эти дети часто теряются в жестких жизненных условиях. Они чаще всего направляются в колледжи, где обучаются случайно выбранной профессии без учета своих способностей и желаний. Как правило, это приводит к тому, что они бросают учебу или же, получив низкую профессиональную подготовку по нежеланной специальности, не хотят или не могут устроиться на работу.

В международной Конвенцией ООН о правах ребенка для детей, временно или постоянно лишенных семейного окружения, утверждено право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (ст.20, разд.1). Там же подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечения его свободного развития, гарантий личностно значимых и общественно приемлемых, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

У воспитанников детского дома необходимо формировать понимание того, что труд – основа всей жизни, именно трудом созданы все материальные и духовные блага; воспитывать культуру личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой деятельностью (культуры труда, экономической, экологической и правовой культуры) Поэтому в детском доме одним из главных направлений воспитательной работы должно стать трудовое воспитание.



2. Анализ уровня трудовой подготовки воспитанников.



На фоне того, что дети владеют трудовыми навыками, навыками самообслуживания в соответствии с возрастными нормами, отношение к трудовой деятельности и желание самостоятельно включаться в общественно – полезный труд остается достаточно низким. Особые проблемы составляют: самообслуживание, отношение к результатам труда других людей, стремление трудиться на благо других.

Цель программы

Создание позитивного отношения к труду, формирование и закрепление навыков трудовой деятельности; привитие навыков самообслуживания.

Задачи программы:

Формирование позитивной установки по отношению к труду, и восприятие труда как одной из высших ценностей в жизни;

Формирование основ умственного и физического труда;

Включение детей с нарушением интеллекта в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей;

Воспитание трудолюбия, чувства долга и ответственности, целеустремлённости и предприимчивости, честности.


Основные принципы:

















Основные направления трудового воспитания:































Содержание программы.


Самообслуживающий труд

Направление деятельности

Решаемые задачи

Содержание

Цикличность

Соблюдение правил личной гигиены

Сформировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, научить их выполнению.

- утренний и вечерний туалет;

- соблюдение гигиены рук;

- соблюдение правил личной гигиены;

- проведение банных дней

ежедневно

ежедневно перед приемом пищи

ежедневно и по физиологическим показателям

1 раз в неделю

Поддержание порядка в спальне, комнате



Сформировать потребность в поддержании чистоты в спальне и комнате, научить правилам выполнения уборки помещения



- уборка личных вещей, заправка кровати;

- дежурство по группе

- дежурство в вестибюле



ежедневно





по графику




Стирка личных вещей



Сформировать потребность ухода за личными вещами, содержание их в чистоте, научить проведению мелкого ремонта одежды



- стирка личных вещей (носки, нательное белье);



ежедневно (по мере необходимости)



Проведение мелкого ремонта личных вещей



- ремонт (штопка, пришивание пуговиц и пр.)



По мере необходимости


Требования к знаниям, умения и навыкам воспитанников:

  • уметь соблюдать личную гигиену, гигиену рук в течение дня, знать предметы и средства личной гигиены, уметь ухаживать за зубами, ногами, уметь пользоваться щеткой, расческой;

  • знать и выполнять правила утреннего и вечернего туалета;

  • уметь выполнять стирку мелких вещей;

  • уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать свои вещи.


Хозяйственно-бытовой труд

Направление деятельности

Решаемые задачи

Содержание

Цикличность

Организация дежурств воспитанников

Научить соблюдению санитарно – гигиенических правил при сервировке стола и его уборке

- дежурство по столовой

по графику

Сформировать потребность в поддержании порядка в доме, соблюдении чистоты на закрепленном участке, формирование уважительного отношения к труду дворника, уборщицы.

- дежурство по зданию

- уборка листьев, снега, мусора на закрепленной территории;

- проведение генеральной уборки в спальне

по графику



1 раз в неделю (по мере необходимости)

1 раз в неделю (суббота)

Организация посильной помощи работникам детского дома



Знакомство воспитанников с рабочими профессиям в детском доме, формирование уважительного отношения к людям труда



- оказание помощи повару;

-оказание помощи подсобному рабочему;

- оказание помощи кастелянше, прачке;

Работа ремонтных бригад

Формирование навыков проведения мелких ремонтов мебели, косметических ремонтов помещений, ограждений.


Требования к знаниям, умения и навыкам воспитанников:

  • поддерживать чистоту и порядок в комнате, проводить сухую и влажную уборку, уметь создать уют в комнате своими руками;

  • уметь подготовить столы к подаче пищи, убирать и вытирать столы; соблюдать технику безопасности, выполнять санитарные требования и правила этикета при работе в столовой;

  • уметь пришивать пуговицы, пришивать вешалки к одежде, работать с утюгом, наводить порядок на полке с одеждой;

  • уметь ремонтировать свою одежду (ставить различные заплаты, зашивать и подшивать изделия), уметь гладить белье;

  • уметь проводить ремонт лопат, мыть стены покрытые масленой краской, мыть лестницы моющими средствами, работать щеткой, шваброй, выполнять ремонт забора


Сельскохозяйственный труд

Направление деятельности

Решаемые задачи

Содержание

Цикличность

Работа на огороде

Дать знания, связанные с выращиванием овощных, плодово-ягодных культур;

Формировать навыки работы с землёй, ухода за растениями.

- обработка почвы;

-выращивание рассады, высадка в открытый грунт;

- уход за посадками (поливка, прополка, рыхление, подкормка);

- уборка и хранение урожая

- ежедневно с мая по сентябрь

Работа на клумбах



Дать знания о разбивке клумб и выращивании однолетних и многолетних цветов, научить ухаживать за ними.



- разбивка клумб;

- посадка однолетних и многолетних растений, уход за ними;

- уборка многолетних растений на хранение



с мая по сентябрь

Уход за комнатными растениями

Дать знания об уходе за комнатными растениями, научить способам разведения домашних цветов и уходу за ними.

- посадка и пересадка растений;

- уход за комнатными растениями

Весна – лето

по мере необходимости



Требования к знаниям, умения и навыкам воспитанников:

  • уметь выращивать основные виды овощей в открытом грунте, обрабатывать почву (очистка поверхности, перекопка, мелкое рыхление гряд, выравнивание поверхности гряд), подбирать и готовить посадочный материала, уметь проводить посадку семян овощей в открытый грунт, распознавать всходы культурных растений от сорняков; знать способы борьбы с насекомыми – вредителями; уметь ухаживать за ягодными кустарниками; проводить подкормку растений;

  • уметь производить деление и посадку зимующих многолетних растений, рыхление почвы в междурядьях и вокруг растений, подвязывание стеблей к колышкам, прореживание посадок, посадку однолетних цветковых растений семенами, уборку растительных остатков из цветника;

  • уметь проводить посадку и пересадку комнатных растений, знать сезонные особенности содержания комнатных растений.


Общественно полезный труд.

Направление деятельности

Решаемые задачи

Содержание

Цикличность

Уборка территории детского дома



Научить правилам уборки территории детского дома, сформировать потребность в поддержании чистоты и порядка на территории



- уборка территории от листьев и мусора;

- уход за зелеными насаждениями;

- благоустройство и озеленение территории;

- уборка снега



1 раз в неделю

в зимний период – по мере необходимости

Озеленение участка детского дома



Привить навыки благоустройства территории детского дома



- высадка зеленых насаждений;

- уход за посадками



-2 раза в год

(весна, осень)

Благоустройство территории посёлка



Привитие уважительного отношения к своей малой Родине, формирование причастности к делам жителей села



- уборка территории;

- уборка мусора;

- посадка деревьев и зеленых насаждений



1 раз

(весна)




Требования к знаниям, умения и навыкам воспитанников:

  • уметь подгребать опавшие листья, подметать дорожки, собирать и удалять мусор;

  • расчищать дорожки от снега, собирать мусор и выносить его в установленное место;

  • уметь обращаться с метлой, лопатой, граблями, совком, носилками, соблюдать технику безопасности при работе секатором.


В мире профессий и обязанностей

Цель: формирование готовности воспитанников к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учётом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребности рынка труда в специалистах.

В ходе занятий решаются следующие задачи:

- обобщить знания воспитанников о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;

- сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;

- развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

- воспитывать уважение к рабочему человеку.


Требования к знаниям, умения и навыкам воспитанников:

  • знать профессии, которые можно освоить после выхода из детского дома;

  • знать группы профессий, требования к выбору профессии, какую помощь оказывает центр занятости населения;

  • уметь правильно оценивать свои желания, способности и возможности при выборе профессии.



Организация и проведение общих воспитательных мероприятий

  • Праздник урожая

  • Конкур рисунков «Моя будущая профессия»

  • Викторина «Что растет на грядке»

  • Мини-проект «Когда труд бывает радостью»

  • Воспитательский час: «Труд кормит, а лень портит»

  • Классный час «Труд в почете любой, мир профессий большой»

  • Аукцион мнений «Что помогает содержать вещи в порядке»

  • Творческая мастерская «Поделки из природных материалов»

  • Копилка полезных советов «Как подготовить дом к холодному периоду года»

  • Беседа «Чем пахнут ремёсла?»

  • Практикум «Кормушка для пернатых друзей»

  • Клуб мастеров «Мастерская Деда Мороза»

  • Акция «Уборка снега на территории школы»

  • Занятие-практикум «Посев цветочных растений на рассаду»


Трудовая деятельность воспитанников должна быть организована с соблюдением следующих условий:

- объем и специфика трудовой деятельности должна соответствовать возрастно-половым и функциональным особенностям и состоянию здоровья воспитанников;

- трудовая деятельность воспитанников должна осуществляется в благоприятных санитарно-гигиенических условиях, безопасных для их здоровья и жизни.

Для организации трудовой деятельности подростков соблюдаются следующие правила:

- обязательно должно учитываться физическое, психическое и эмоциональное здоровье воспитанников;

- трудовая деятельность должна быть индивидуальной и иметь несложный производственный цикл;

- работа должна быть разнообразной и интересной;

- в случае отказа подростка от работы предложить смену трудовой деятельности и провести с ним разъяснительную беседу;

- обязательно поощрять каждый продуктивный шаг в трудовой деятельности.


Заключение

Данная программа рассчитана на весь период пребывания воспитанников в детском доме и предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию

E:\Рабочий стол\моя работа\ПОРТФОЛИО\Алима\фото алима\DSCN0648.JPG








Литература.


  1. Воспитание дошкольника в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 1980

  2. Гуламов Г. "Взаимосвязь общественно полезного труда и нравственного воспитания учащихся" // Сов. "педагогика", 1991 г.

  3. Макаренко А.С. «Лекции о воспитании детей» пед.сочинения в 8т.,т.4.

  4. Мудрость тысячелетий/ автор-сост. В.Балязин. – М.:ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 304с.

  5. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.

  6. Шинкаренко В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы. - Минск, 2009.

  7. Мачихина В.Ф. Воспитательная работа во вспомогательной школе. - М., 1980.














Отчет по реализации программы.


Процесс трудового воспитания рассматривается мной не только научить воспитанников некоторым трудовым приемам, но и необходимостью выработать и закрепить выполнение приобретенных навыков и умений.

Целью моей педагогической деятельности является – подготовка воспитанников к самостоятельной трудовой деятельности

Я работаю в семье, где воспитываются 10 детей, которые поступили в детский дом с не сформированными социальными нормами. У этих детей не были развиты трудовые навыки необходимые для самостоятельной жизни. И поэтому перед воспитателем стояла задача привить трудовые навыки, навыки самообслуживания и потребность к труду. Научить ребенка простым, но нужным навыкам самообслуживания.

Учу воспитанников, как правильно пришить пуговицу, постирать и погладить свои вещи, убрать комнату, сделать сервировку стола на каждый день и на праздник, как можно создать уют у себя дома, используя подручные материалы.

В своей работе я стараюсь воспитывать у них ощущение нужности для окружающих, чувство значимости их деятельности. Так приучая воспитанников к самостоятельности, я стремлюсь не спешить идти на помощь ребёнку при первых затруднениях, а даю ему возможность самому попытаться преодолеть трудности, проявить сообразительность и смекалку. 

Ребята ежедневно занимаются самообслуживанием, общественно-полезным трудом, что позволяет им приобретать санитарно-гигиенические, трудовые навыки, участвовать в благоустройстве и озеленении территории, прилегающей к зданию детского дома.

Результаты работы позволяют сделать вывод о том, что целенаправленная социально-трудовая деятельность способствует созданию условий для формирования и развития трудовых умений и навыков воспитанников нашего детского дома, что в дальнейшем влияет на их самореализацию в самостоятельной жизни; также в результате выбранных оптимальных методов и форм работы, в рамках общеразвивающей программы, происходит объединение детей в трудовом коллективе, на основе взаимопомощи, взаимовыручки и взаимоподдержки.

В течение года у ребят сформировался стойкий интерес к результатам своей работы. Владеют навыками (до автоматизма) личной гигиены, самообслуживающего труда, гладить бельё, зашивать, пришивать. Имеют представление о видах профессий, труде; осознают связь между благополучием человека и его трудом. Они стали ответственнее, научились правильно организовывать свое рабочее место, по окончании работы приводить его в порядок, соблюдать правила техники безопасности.

E:\Рабочий стол\моя работа\ПОРТФОЛИО\Алима\Алима\DSCN0941.JPG

E:\Рабочий стол\моя работа\ПОРТФОЛИО\Алима\106NIKON\DSCN2186.JPG


В процессе трудового воспитания развивается познавательная деятельность.




E:\Рабочий стол\моя работа\ПОРТФОЛИО\Алима\Алима\DSCN1002.JPGE:\Рабочий стол\моя работа\ПОРТФОЛИО\Алима\Алима\DSCN1000.JPG

E:\Рабочий стол\моя работа\ПОРТФОЛИО\Алима\фото алима\DSCN0654.JPG

В ходе трудовой деятельности формируются такие личностные качества, как трудолюбие, ответственность, чувство коллективизма, взаимопомощи.










E:\Рабочий стол\моя работа\ПОРТФОЛИО\Нургуль\нургуль\презентация\DSCF2579.jpg




E:\Рабочий стол\моя работа\ПОРТФОЛИО\Нургуль\нургуль\презентация\DSC00038.JPG





E:\Рабочий стол\моя работа\ПОРТФОЛИО\Нургуль\нургуль\презентация\DSCF1387.jpg


Воспитанники видят результаты своего труда.

E:\Рабочий стол\моя работа\ПОРТФОЛИО\Нургуль\нургуль\презентация\SAM_0033.JPG







E:\Рабочий стол\моя работа\ПОРТФОЛИО\Алима\фото алима\DSCN0650.JPGE:\Рабочий стол\моя работа\ПОРТФОЛИО\Алима\104NIKON\DSCN1923.JPG



Научаются планировать трудовую деятельность.





E:\Рабочий стол\моя работа\ПОРТФОЛИО\Алима\Алима\DSCN0943.JPG












Я в своей работе стараюсь с каждым воспитанником найти индивидуальный подход, заинтересовать увлечь творческой работой, убедить, что это в дальнейшей жизни им пригодиться в оформлении своей квартиры, улучшить свой внешний вид, что этим багажом знаний им легче будет войти в самостоятельную жизнь. Но чтобы добиться положительных результатов, необходимо приложить много усилий и нельзя сбрасывать со счетов фактор времени.

Детский дом для детей становится основной моделью социального мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение социального опыта детьми, основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности. Деятельность воспитанников детского дома проявляется в учебе, в различных видах трудовой деятельности, в организации своего свободного времени, в выполнении общественных нагрузок, в поведении в школе, колледжах, детском доме, общественных местах, а также в умении применить культурно – гигиенические навыки.

В заключение хочу привести слова А.С. Макаренко, которые очень точно отражают суть трудового воспитания в детском доме: «Труд – всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».





.






Программа Трудовое воспитание детей детского дома с интеллектуальными нарушениями.
  • Другое
Описание:

Цель программы

Создание позитивного отношения к труду, формирование и закрепление навыков трудовой деятельности; привитие навыков самообслуживания.

Задачи программы:

• Формирование позитивной установки по отношению к труду, и восприятие труда как одной из высших ценностей в жизни;

• Формирование основ умственного и физического труда;

• Включение детей с нарушением интеллекта в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей;

• Воспитание трудолюбия, чувства долга и ответственности, целеустремлённости и предприимчивости, честности.

Автор Темирбеков Жомарт Жаудинович
Дата добавления 10.02.2016
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 1801
Номер материала MA-064733
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓