Главная / История / Программа спецкурса по истории Казахстана "История в цифрах и лицах"

Программа спецкурса по истории Казахстана "История в цифрах и лицах"

Қазақстан Республикасының Білім және ғылым министрлігі

«Екібастұз қаласы әкімдігінің білім бөлімінің № 24 инновациялық типтегі жалпы орта білім мектебі» Коммуналдық мемлекеттік мекемесі











Программа спецкурса

«История в цифрах и лицах»

9 класс
















Составитель

учитель истории:

Силич Н.Е.











Екібастұз қаласы


Пояснительная записка

к программе спецкурса «История в цифрах и лицах».

В новейшей истории Казахстана произошли поистине революционные изменения - Казахстан стал независимым государством. В результате этого перестраиваются курсы истории, переосмысливаются методологические подходы, меняются существующие точки зрения. В настоящее время курсы истории (история Казахстана, Всемирная история) становятся максимально прагматичными, потому что в нашем обществе происходит смена мировоззрений, соотношение социальной теории и фактов изменяются в сторону последних. Однако история не может обойтись без оценок, остаться без внимания, поэтому надо приучать учащихся к возможности осуществления различных подходов и точек зрения личных подходов на проблемы и уметь вести диалог, привлекая терминологию и систему аргументов. Приступая к углубленному изучению истории Казахстана в документах, цифрах и лицах, появляется возможность не просто изучить определенный набор фактов, но и сопереживать, что увеличит интерес к предмету.

Данная программа представляет собой подобранные и систематизированные по хронологическим и тематическим признакам отрывки из произведений греческих, китайских, арабских, персидских, немецких, итальянских, голландских и русских географов и путешественников с V века до нашей эры и до современности.

Оно является помощником в изучении предмета истории Казахстана, а также является источником по древней, средневековой, новой и новейшей истории Центральной Азии и Казахстана, так как использован богатейший материал исследователей разных регионов мира. В ней встроена хронологическая последовательность исторических процессов становления и развития Казахского ханства, сложения казахской народности, формирования этнической территории, социально-экономические отношения в казахском обществе, а в дальнейшем и государства Казахстан.

Выявленные данные источников создают основу для интерпретации запутанных сведений о поэтапной истории Казахстана. Важность этих источников и разнообразного материала по политической, дипломатической, социально-экономической и культурной истории Центрально-Азиатского региона не вызывает сомнения. А изучение истории нашего народа на основе комплексных исследований письменных, археологических, устных и других источников во всем их многообразии представляется весьма актуальным сегодня.

Считаю, что предоставленный спецкурс по изучению истории Казахстана в документах, цифрах и лицах можно рекомендовать читателям, учащимся как последовательным указателем для углубленного изучения истории нашего государства.

Данный спецкурс рассчитан на 34 часа в год, т.е. по 1 часу в неделю. Занятия рекомендуется проводить в нетрадиционной форме, так как в результате у учащихся пополняется база следующих основных умений:

  1. Анализировать содержание исторической карты о социально – экономическом и политическом развитии Казахстана, обобщать и применять приобретенные знания.

  2. Анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, устанавливать причинно – следственные связи между историческими явлениями, формировать исторические понятия, давать сравнительную характеристику исторических событий, процессов, деятелей.

  3. Использовать межпредметные связи.

  4. Работать с историческими документами, научно – популярной и справочной литературой, сопоставлять информацию из различных источников, содержащую в них оценку событий и людей, обосновывать свое отношение к ним.

  5. Излагать «сквозные» вопросы темы.

  6. Участвовать в обсуждении, в дискуссии аргументированно высказывать свое мнение.

  7. Составлять тезисы, план-конспект фрагмента исторического источника, готовить доклад и выступать с ним, рецензировать ответы и доклады учащихся.


Программа состоит из пяти частей (этапы развития истории Казахстана).


Часть 1. «Верхняя Азия до XIII века» (6 часов).

1 раздел. Древняя история степей: скифы и хунну. 3 часа

  1. Античный мир степной цивилизации. Скифы. Скифское общество. Скифское искусство. 1 час.

  2. Происхождение хунну. Искусство хунну. Борьба между Китаем и хунну. 1 час.

  3. Цивилизация оазисов таримо. Конец античного мира и начала средневековья. Хунны – эфталиты. Гунны в Европе: Аттила. 1 час.

2 раздел. Раннее средневековье: ту-кю, уйгуры и кидыни. 2 часа.

1. Приход к власти династии Тан. 1 час.

2. Начальный период уйгурской империи. Кидани. Джурджиты. 1 час.

3 раздел. Тюрки и ислам до XIII века. 1 час.

  1. Иран. Кашгария. Маверанахр. Империя каракитаев. Хорезм. 1 час.

Часть 2. «Монголы – чингизиды» 4 часа.

1 раздел. Чингисхан. 2 часа.

  1. Молодость Чингисхана. Личность Чингисхана и его деяния. 1 час.

  2. Походы, завоевания Чингисхана и их последствия. 1 час.

2 раздел. Три наследника Чингисхана. 2 часа.

  1. Раздел наследства. Правление трех сыновей Чингисхана. 1час.

  2. Образование Золотой Орды, Белой Орды, Улуса Шайбани. От Шайбани до Абулхаира. 1 час.

Часть 3. «источники и историография позднесредневекового Казахстана». 6 часа

1 раздел. Сложение казахской народности, становление и развитие Казахского государства. 3 часа

  1. Золотая Орда. Образование улусов. Политический и государственный строй. Последствия завоеваний. 1час.

  2. Государства на территории Казахстана в XIV веке – первой половине XV века. Ак Орда. Могулистан. Ханство Абулхаира. Ногайская Орда. 1час.

  3. Сложение казахской народности – этногенез. Этнические процессы. Завершающий этап формирования казахской народности. Казахские жузы. 1 час.

2 раздел. Казахское ханство в XV – начале XVIII веков. (3 часа)

  1. Казахское ханство в первой половине XVI века. Касым хан. Маверанахр. Внутриполитические события. 1 час.

  2. Казахское ханство во второй половине XVI - начале XVII века. Тауекель хан. Поиски сближения путей с Россией. 1 час.

  3. Внутриполитическая обстановка и и международное положение в XVII веке. Усобицы. Таку хан «Жеты жаргы», «Свод законов». 1 час.


Часть 4. Казахстан в XVIII веке – начале ХХ века. (14 часов)

1 раздел. Казахстан в XVIII веке – начале ХХ века. 9 часов

  1. Политическое положение Казахстана в первой половине XVIII века. Приход к власти Абулхаирхана. Отношения с русскими, башкирами.

1 час.

  1. Отечественная война казахского народа против джунгарской агрессии в 20-х годах XVIII века. Годы Великого бедствия. Организация всенародного отпора джунгарсой агрессии. Батыры. 1 час.

  2. Казахское общество в XVIII – первой половине ХIХ века: хозяйство, торговля. Усиление власти России в северо – западном Казахстане (сер. XVIII века – первая половина ХIХ века). Политическая обстановка в Младшем жузе хана Нуралы (1749-1786). Восстание Сырыма Датулы. Образование Букевской Орды. 1 час.

  3. Политические процессы в Центральном и Юго-восточном Казахстане в 50-е годы XVIII века – первой половине ХIХ века. Хан Абылай. Политика Абылая. Пути его правления. 1 час.

  4. Южный Казахстан в конце XVIII века – в первой четверти ХIХ века. Военная экспансия Кокандского и Хивинского ханств. Влияние Российской империи в Жетысу. 1 час.

  5. Введение российской административно – политической системы в Казахстане во второй половине ХIХ века. Устав о сибирских киргизах 1822 г. Административно – территориальное устройство. 1 час.

  6. Национально – освободительная борьба казахов против установления российского колониального господства (20-40 гг.): 2 часа.

- под предводительством Саржана Касымова (1825-1836гг.);

- под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова (1836-1838гг);

- под предводительством Кенесары Касымова (1837-1847 гг.);

- под предводительством Жанкожи Нурмухамедова.

  1. Переселенческая политика царизма. Реформы 1867-1868 гг. 1 час.

2 раздел. Казахстан в начале ХХ века. 5 часов.

  1. Социально – экономическое развитие Казахстана. Переселенческая политика. Столыпинские реформы. Российская революция 1905-1907 гг. и ее влияние на Казахстан. 1 час.

  2. Значение журнала «Айкап» и газеты «Казах» в жизни казахского общества. Начало Первой Мировой войны. Национально – освободительная борьба 1916 года. Партии Уш – жуз, Шур – и- Исхал, Алаш. 1 час.

  3. Казахстан в период Советской власти. НЭП. Голод в 1921 году. Репрессии. Казахстан годы ВОВ. 1 час

  4. Переход к мирному строительству. Целина. Реформы Хрущева. 1 час.

  5. Казахстан в период реформ Горбачева (1985-1991 гг.). 1 час.


Часть 5. «Независимое, суверенное, унитарное государство Казахстан». 4 часа.

1 раздел. Независимый Казахстан. 4 часа

  1. Возрождение государственной независимости Казахстана. Этапы становления суверенитета. 1 час

  2. Экономические реформы в Казахстане на современном этапе. Социальная политика в Казахстане на современном этапе. 1 час.

  3. Внешняя политика Казахстана на современном этапе. Выработка стратегий внешней политики, основные направления внешней политики Казахстана на современном этапе. 1 час.

  4. Подведение итогов. 1 час.


Календарно – тематическое планирование

час

Тема, содержание

дата

Примеч.

Часть 1. «Верхняя Азия до XIII века»

1 раздел. Древняя история степей: скифы и хунну.


1

Античный мир степной цивилизации. Скифы. Скифское общество. Скифское искусство.




1

Происхождение хунну. Искусство хунну. Борьба между Китаем и хунну.




1

Цивилизация оазисов таримо. Конец античного мира и начала средневековья. Хунны – эфталиты. Гунны в Европе: Аттила.



2 раздел. Раннее средневековье: ту-кю, уйгуры и кидыни.


1

Приход к власти династии Тан.




1

Начальный период уйгурской империи. Кидани. Джурджиты.



3 раздел. Тюрки и ислам до XIII века.


1

Иран. Кашгария. Маверанахр. Империя каракитаев. Хорезм.



Часть 2. «Монголы – чингизиды»

1 раздел. Чингисхан.


1

Молодость Чингисхана. Личность Чингисхана и его деяния.




1

Походы, завоевания Чингисхана и их последствия.



2 раздел. Три наследника Чингисхана.


1

Раздел наследства. Правление трех сыновей Чингисхана.




1

Образование Золотой Орды, Белой Орды, Улуса Шайбани. От Шайбани до Абулхаира.



Часть 3. «источники и историография позднесредневекового Казахстана».

1 раздел. Сложение казахской народности, становление и развитие Ка-захского государства.


1

Золотая Орда. Образование улусов. Политический и государственный строй. Последствия завоеваний.




1

Государства на территории Казахстана в XIV веке – первой половине XV века. Ак Орда. Могулистан. Ханство Абулхаира. Ногайская Орда.




1

Сложение казахской народности – этногенез. Этнические процессы. Завершающий этап формирования казахской народности. Казахские жузы.



2 раздел. Казахское ханство в XV – начале XVIII веков.


1

Казахское ханство в первой половине XVI века. Касым хан. Маверанахр. Внутриполитические события.




1

Казахское ханство во второй половине XVI - начале XVII века. Тауекель хан. Поиски сближения путей с Россией.




1

Внутриполитическая обстановка и и международное положение в XVII веке. Усобицы. Таку хан «Жеты жаргы», «Свод законов».



Часть 4. Казахстан в XVIII веке – начале ХХ века.

1 раздел. Казахстан в XVIII веке – начале ХХ века.


1

Политическое положение Казахстана в первой половине XVIII века. Приход к власти Абулхаирхана. Отношения с русскими, башкирами.




1

Отечественная война казахского народа против джунгарской агрессии в 20-х годах XVIII века. Годы Великого бедствия. Организация всенародного отпора джунгарсой агрессии. Батыры..




1

Казахское общество в XVIII – первой половине ХIХ века: хозяйство, торговля. Усиление власти России в северо – западном Казахстане (сер. XVIII века – первая половина ХIХ века). Политическая обстановка в Младшем жузе хана Нуралы (1749-1786). Восстание Сырыма Датулы. Образование Букевской Орды.




1

Политические процессы в Центральном и Юго-восточном Казахстане в 50-е годы XVIII века – первой половине ХIХ века. Хан Абылай. Политика Абылая. Пути его правления.




1

Южный Казахстан в конце XVIII века – в первой четверти ХIХ века. Военная экспансия Кокандского и Хивинского ханств. Влияние Российской империи в Жетысу.




1

Введение российской административно – политической системы в Ка-захстане во второй половине ХIХ века. Устав о сибирских киргизах 1822 г. Административно – территориальное устройство.




2

Национально – освободительная борьба казахов против установления российского колониального господства (20-40 гг.):

- под предводительством Саржана Касымова (1825-1836гг.);

- под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова (1836-1838гг);

- под предводительством Кенесары Касымова (1837-1847 гг.);

- под предводительством Жанкожи Нурмухамедова.




1

Переселенческая политика царизма. Реформы 1867-1868 гг.



2 раздел. Казахстан в начале ХХ века. 5 часов.


1

Социально – экономическое развитие Казахстана. Переселенческая политика. Столыпинские реформы. Российская революция 1905-1907 гг. и ее влияние на Казахстан.




1

Значение журнала «Айкап» и газеты «Казах» в жизни казахского общества. Начало Первой Мировой войны. Национально – освободительная борьба 1916 года. Партии Уш – жуз, Шур – и- Исхал, Алаш.




1

Казахстан в период Советской власти. НЭП. Голод в 1921 году. Репрессии. Казахстан годы ВОВ.




1

Переход к мирному строительству. Целина. Реформы Хрущева.




1

Казахстан в период реформ Горбачева (1985-1991 гг.).



Часть 5. «Независимое, суверенное, унитарное государство Казахстан».

1 раздел. Независимый Казахстан.


1

Возрождение государственной независимости Казахстана. Этапы ста-новления суверенитета.




1

Экономические реформы в Казахстане на современном этапе. Социальная политика в Казахстане на современном этапе.




1

Внешняя политика Казахстана на современном этапе. Выработка стратегий внешней политики, основные направления внешней политики Казахстана на современном этапе.




1

Подведение итогов.



Итого: 34 ч.








Литература для учителя и учащихся.


  1. История Казахской ССР в 5-томах. Тт. 2, 3. Алма-Ата 1949 г.

  2. Казахская ССР. Краткая энциклопедия в 4-х томах. Алма – Ата 1984г. Т.2.

  3. История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерки). Алматы 1993г.

  4. Всемирная история в 24- томах. Минск 1994г. Т.14.

  5. История государства и права (курс лекций). Астана 2000г.

  6. История Республики Казахстан. Астана 1999г. Кузембайулы А., Абгель Е.

  7. Восстание хана Кенесары (1837-1847). Алма-Ата 1992г. Бекмаханов Е.

  8. История Казахстана в ХIХ веке. Караганда 1992г. Артыкбаев Ж.

  9. История Казахстана: белые пятна. Сборник статей. Касымбаев Ж. Алма – Ата 1991г. Главный девиз: объективность.

  10. Кочевники в степи. Акмола 1997г. Сарсекеев Б.

  11. В помощь учителям в преподавании истории Казахстана. Сборник № 2. Павлодар 1994г.

  12. История Казахстана для 9-г класса общеобразовательной школы Алматы 2005г

  13. Хрестоматия по истории Казахстана (для учащихся 8-9 классов русских школ). Алма-Ата 1992г.

  14. Прошлое Казахстан в источниках и материалах. Алматы 1997г. Асфендьяров.

  15. История Казахстана в арабских источниках в 5-ти томах. Абусеитова М.

  16. История Казахстана в западных источниках Тасмагамбетов И.

  17. История Казахстана в 5-ти томах. Атамура 2000г. Асылбеков М.

  18. История Казахстана. Алматы – Аркаим. Кан Г.

  19. Новейшая история Казахстана (1985-2002г.). Алматы 2003г. Шеретов С.










Программа спецкурса по истории Казахстана "История в цифрах и лицах"
  • История
Описание:

Данная программа представляет собой подобранные и систематизированные по хронологическим и тематическим признакам отрывки из произведений греческих, китайских, арабских, персидских, немецких, итальянских, голландских и русских географов и путешественников с V века до нашей эры и до современности.

Она является помощником в изучении предмета истории Казахстана, а также является источником по древней, средневековой, новой и новейшей истории Центральной Азии, и Казахстана, так как использован богатейший материал исследователей разных регионов мира. В ней встроена хронологическая последовательность исторических процессов становления и развития Казахского ханства, сложения казахской народности, формирования этнической территории, социально-экономические отношения в казахском обществе, а в дальнейшем и государства Казахстан.


Данный спецкурс рассчитан на 34 часа в год, т.е. по 1 часу в неделю. Занятия рекомендуется проводить в нетрадиционной форме, так как в результате у учащихся пополняется база следующих основных умений:

1.Анализировать содержание исторической карты о социально – экономическом и политическом развитии Казахстана, обобщать и применять приобретенные знания.

2.Анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, устанавливать причинно – следственные связи между историческими явлениями, формировать исторические понятия, давать сравнительную характеристику исторических событий, процессов, деятелей.

3.Использовать межпредметные связи.

4.Работать с историческими документами, научно – популярной и справочной литературой, сопоставлять информацию из различных источников, содержащую в них оценку событий и людей, обосновывать свое отношение к ним.

5.Излагать «сквозные» вопросы темы.

6.Участвовать в обсуждении, в дискуссии аргументированно высказывать свое мнение.

7.Составлять тезисы, план-конспект фрагмента исторического источника, готовить доклад и выступать с ним, рецензировать ответы и доклады учащихся.

Автор Силич Наталья Евгеньевна
Дата добавления 21.10.2015
Раздел История
Подраздел Другое
Просмотров 772
Номер материала MA-061530
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓