Главная / Русский язык и литература / Программа спецкурса "Культура речи" для 10-11 классов

Программа спецкурса "Культура речи" для 10-11 классов

17


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

СПЕЦКУРСА

"КУЛЬТУРА РЕЧИ - КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ ". 10–11-Е КЛАССЫ

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному курсу «Культура речи» ориентирована на учащихся 10-11 классов и реализуется на основе следующих документов:

  1. Закона РФ «Об образовании» от 1 сентября 2013 года

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 03 июня 2008 года № 164; от 31 августа 2009 года № 320; от 19 октября 2009 года № 427, от 10 ноября 2011 года № 2643; от 24 января 2012 года № 39;

  3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;

  4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889, от 03 июня 2011г. № 1994);

  5. Примерных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования (Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ « О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»);


Рабочая программа по элективному курсу для 10-11 классов рассчитана на 68 часов на 2 года (1 ч. в неделю).

Структура документа


Рабочая программа по элективному курсу представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического комплекса.

Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Она требует постоянного совершенствования. В основе культуры речи лежит существующее в сознании человека представление о "речевом идеале", образце, в соответствии с которым должна строиться правильная речь. Правильная с точки зрения ее соответствия современным языковым нормам.

В программе предлагаемого курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. В задачи курса входит: совершенствование умения оформления речи в соответствии с литературными нормами языка, навыков использования разнообразных грамматических форм и лексического богатства языка.

Программа построена на расширении и углублении базового образования. Изучив материалы по русскому языку, я пришла к выводу, что строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть его многие "тайны". В ходе занятий у школьников формируются не только познавательные способности, но и такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, объективность. Это обусловлено тем, что внимательное исследование различных заданий, их условий и использование разных способов поиска на занятиях решаются путём коллективного обсуждения, столкновения и соотнесения разных точек зрения.

Данная программа содержит как теоретический блок по русскому языку, так и практический, который включает в себя отработку всех правил русского языка в системе и служит для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Структура курса подчинена принципу: от теории к практике; сначала обучаемым даются необходимые сведения о характерных особенностях  стилей, используемых в русском языке, типах речи, затем организуется практическая работа по закреплению изученного материала.

Настоящая программа составлена с учетом психологических особенностей старшеклассников, имеет не только познавательное значение, но и воспитательное. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по всем разделам русского языка, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи – культуру поведения, чувство гордости за русский язык. Практическое значение программы состоит в том, что учащиеся смогут повысить культуру речи, использовать язык в зависимости от речевой ситуации, обогатить словарный запас, отработать навыки пользования справочной литературы, Интернет-ресурсов.

Цель программы:

Обобщение и углубление теоретических знаний по русскому языку, совершенствование речевых умений школьников, на основе анализа распространенных ошибок научить говорить и писать правильно, продуманно использовать единицы русского языка в зависимости от речевых ситуаций, научить создавать тексты в письменной и устной форме.


Основные задачи программы

Образовательные:

  • закрепить и углубить знания, развить умения фонетике, лексике, фразеологии, грамматике и правописанию;

  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся; закрепить и расширить знания обучающихся о тексте;

  • способствовать развитию речи и мышления, а также языковой компетентности обучающихся;

  • обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений при работе над текстом.

Развивающие:

  • развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;

  • развитие мотивации к речевому самосовершенствованию.

  • Воспитательные:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;

  • овладение культурой межнационального общения;

  • формирование социально активной, конкурентоспособной личности.


Формы занятий:

  • групповые;

  • индивидуальные;

  • практикумы с элементами исследования;

  • круглый стол – дебаты и другие


Виды деятельности:

  • теоретические (лекция, беседа, рассказ);

  • практические (выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарем; составление диалогов, редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр, подготовка сообщений);

  • индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой);

  • частично-поисковые;

  • эвристические.

Методы:

  • словесный;

  • частично-поисковый;

  • исследовательский;

  • наглядно-демонстрационный;

  • проблемный.


Межпредметные связи:

  • русский язык;

  • литература;

  • история;

  • английский язык

  • бурятский язык


Внутрипредметные связи:

  • фонетика, орфоэпия, орфография;

  • лексика, орфография этимология;

  • морфология, орфография, этимология;

  • морфология, стилистика, культура речи.


Ожидаемые результаты:

Обучающие должны знать:

  • языковые нормы и их разновидности, нормы речевого поведения в различных сферах общения;

  • признаки и особенности правильной речи;

  • виды речевых ошибок и недочетов;

  • художественно-выразительные средства языка.


Обучающиеся должны уметь:

  • соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические);

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать их с точки зрения нормативности;

  • извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач;

  • анализировать и рецензировать текст.


Оборудование и материалы:

  • учебники, лингвистические словари, справочники;

  • тестовые задания по русскому языку;

  • памятки "Работа над тезисами", "Стили речи", "Как совершенствовать написанное", "Произноси правильно";

  • компьютер, диски, дискеты с материалами по русскому языку.



Тематическое планирование элективного курса 10 класса



ххх№

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

 1

Предмет и задачи курса. Правильность речи, её соответствие литературным нормам

1


1

 2

Фонетика и графика. Орфоэпические нормы.


4

4

 3

Лексические нормы.


3

3

 4

Грамматические нормы.

1

1

2

 5

Морфология.

1

1

2

 6

Орфография.

3

7

10

 7

Синтаксические нормы и пунктуация.

2

4

6

 8

Работа над текстами.


4

4

 9

Публичные защиты проектов


2

2

 


8

26

34



Тематическое планирование элективного курса 11 класса



дата

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

 1


Речь. Функциональные стили речи. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Стиль художественной литературы.


3

7

11

 2


Общие сведения о языке. Изобразительно-выразительные средства.

2

8

12

 3


Редактирование, совершенствование текстов с опорой на полученные знания.


1

9

4


Публичная защита проектов


2

2


Итого

7

27

34



Учебно-тематический план курса 10-11 классов

Содержание

час

Формы работы

Виды деятельности

1

Предмет и задачи курса. Правильность речи, её соответствие литературным нормам. Фонетика и графика. Звуки русского языка. Гласные ударные и безударные. Слоги. Согласные звонкие и глухие. Твердые и мягкие. Парные и непарные согласные.

2

Устный рассказ, беседа по культуре речи

Требования к культуре речи

2

Орфоэпические нормы.(произношение гласных и согласных звуков, ударение).

4

Анализ актерской речи с точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм.

Просмотр кинофильма

Работа со словарем

3

Лексические нормы. Лексические нормы (употребление слова). Лексическое значение слова. Средства выразительности (фразеологизмы).

4

Чтение учащимися любимого поэтического текста с комментарием. Лексический анализ текста

Конкурс эрудитов «Как появились эти крылатые слова?».

Составить таблицу

Справка о фразеол.

4

Грамматические нормы. Части слова. Морфемный анализ слова. Осн. способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение)

4

Словообразовательный анализ текстов

Работа с текстом

5

Морфология. Части речи. Морфологический анализ слова.

2

Написание (на выбор) сочинения на тему

Сочинение

6

Орфография. Правописание корней. Проверяемые и чередующиеся безударные гласные в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -н- и -нн-). Правописание НЕ и НИ.Слитное, дефисное, раздельное написание различных частей речи. Правописание Ъ и Ь. Правописание частиц (же, бы)

4

Экскурсия «Заповедные уголки моей малой Родины» с последующим устным выступлением



Орфографический диктант

7

Синтаксические нормы и пунктуация. Синтаксическая синонимия, её роль в создании выразительности речи. Анализ синтаксической структуры и средств выразительности художественного и публицистического текста


6

Групповая работа. Создание текста-монолога

Наблюдение над текстом

8

Работа над текстами.

4

Написание (на выбор) сочинения на тему «Деревня моей мечты» (тип речи — описание); на тему «Человек, которому я многим обязан» (тип речи — повествование); на тему «Размышления перед экраном телевизора» (тип речи — рассуждение).

Анализ работ учащихся

9

Публичные защиты проектов

2



10

Речь. Функциональные стили речи. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Стиль художественной литературы.


10

Написание текстов в различных жанрах официально-делового стиля (заявление, автобиография, объяснительная записка), научного стиля (аннотация, реферат), публицистического стиля (заметка в газету, эссе, реклама

тексты

11

Общие сведения о языке. Изобразительно-выразительные средства.

10

Анализ актерской речи с точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм, анализ разных текста

Просмотр кинофильма

справочник

12

Лингвистический анализ текста. Редактирование, совершенствование текстов с опорой на полученные знания.

12

Чтение учащимися любимого поэтического текста с комментарием.

Работа с деформированными текстами

13

Защита проектных работ

2

Выступления

Презента

ции



Содержание учебного курса 10-11 классов

  1. Вводное занятие.

  2. Предмет и задачи курса. Правильность речи, её соответствие литературным нормам.

Фонетика и графика. Орфоэпические нормы.

  1. Звуки русского языка. Гласные ударные и безударные. Слоги.

  2. Согласные звонкие и глухие. Твердые и мягкие. Парные и непарные согласные.

  3. Фонетический анализ слова.

  4. Орфоэпические нормы (произношение гласных и согласных звуков, ударение).

Лексика и фразеология

  1. Лексические нормы (употребление слова).

  2. Лексическое значение слова.

  3. Средства выразительности (фразеологизмы).

Грамматические нормы

  1. Части слова. Морфемный анализ слова.

  2. Основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение)

Морфология

1.Морфологические нормы. Части речи. 2. Морфологический анализ слова

Орфография

  1. Правописание корней. Проверяемые и чередующиеся безударные гласные в корне слова. Непроверяемые гласные.

  2. Правописание согласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые согласные.

  3. Правописание приставок.

  4. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -н- и -нн-).

  5. Правописание -н- и -нн- в суффиксах различных частей речи

  6. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

  7. Правописание НЕ и НИ.

  8. Слитное, дефисное, раздельное написание различных частей речи

  9. Правописание Ъ и Ь

  10. Правописание частиц (же, бы)

Синтаксис и пунктуация.

  1. Роль пунктуации в письменном общении. Принципы и функции русской пунктуации. Трудные вопросы постановки знаков препинания

  2. Нормативное построение словосочетаний и предложений различных типов.

  3. Интонационное богатство русской речи

  4. Систематизация сведений о пунктуации простого осложненного предложения. Виды синтаксического разбора. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого

  5. Систематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуации в них

  6. Синтаксическая синонимия, её роль в создании выразительности речи

  7. Анализ синтаксической структуры и средств выразительности художественного и публицистического текста

Речь.Стили. Функциональные стили речи

  1. Обобщающее повторение. Функциональные стили, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования.

  2. Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста. Практика анализа и составления деловых бумаг, официальных документов.

  3. Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной выразительности в публицистической речи. Жанры публицистического стиля: устное выступление, доклад

  4. Жанры публицистического стиля: очерк

  5. Жанры публицистического стиля: путевой очерк, портретный очерк

  6. Жанры публицистического стиля: проблемный очерк. Подготовка к сочинению публицистического характера

  7. Жанры публицистического стиля: эссе

  8. Художественный стиль речи. Общая характеристика стиля: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств.

  9. Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи.

  10. Анализ художественно-языковой формы произведения русской классической литературы.

  11. Общие сведения о языке. Изобразительно-выразительные средства связи.

  12. Функции языка. Выдающиеся ученые-русисты.

  13. Культура речи и языковая норма.

  14. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Анализ художественного текста.

  15. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Анализ стихотворного текста.

  16. Отработка навыков работы над текстом.

  17. Систематизация знаний и умений по фонетике, графике и орфографии.

  18. Повторение и систематизация знаний по морфемике, морфологии и орфографии. Трудные случаи правописания.

  19. Трудные случаи пунктуации. Цитирование.

  20. Лингвистический анализ текста.

4. Этапы контроля



Какие знания, умения, навыки контролируются

Форма контроля

 1

Знание орфоэпических норм, умение использовать их в практической деятельности и повседневной жизни.

Орфоэпический диктант

Умение работать со справочной литературой

Анализ языковых единиц

 3

Знание фонетики, соотношение букв и звуков, орфографических норм

Фонетический анализ

 

Умение анализировать задания, делать логические выводы

Тестовые задания

 4

Умение видеть лексические и морфологические средства связи предложений

Анализ текста

 5

Умение связно и логично излагать мысли, подбирать доказательства из своей жизни

Сочинение-рассуждение

 6

Знание языковых норм

Редактирование предложений

 7

Умение находить изобразительно-выразительные средства языка, определять их роль

Анализ текста

 8

Умение рецензировать текст

Рецензия к тексту

9

Комплексный анализ текста






Календарно-тематическое планирование курса «Культура речи - культура поведения» 10 класса


1


Вводное занятие. Предмет и задачи курса. Правильность речи, её соответствие литературным нормам

2


Фонетика и графика. Орфоэпические нормы.

3


Звуки русского языка. Гласные ударные и безударные. Слоги.Согласные звонкие и глухие. Твердые и мягкие. Парные и непарные согласные.

4


Фонетический анализ слова.

5


Орфоэпические нормы (произношение гласных и согласных звуков, ударение).



Лексика и фразеология

6


Лексические нормы (употребление слова).

7


Лексическое значение слова.

8


Средства выразительности (фразеологизмы).



Грамматические нормы

9


Части слова. Морфемный анализ слова.

10


Основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение)



Морфология

11


Морфологические нормы. Части речи.

12


Морфологический анализ слова.



Орфография

13


Правописание корней. Проверяемые и чередующиеся безударные гласные в корне слова. Непроверяемые гласные.

14


Правописание согласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые согласные.

15


Правописание приставок.

16


Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -н- и -нн-).

17


Правописание -н- и -нн- в суффиксах различных частей речи

18


Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

19


Правописание НЕ и НИ.

20


Слитное, дефисное, раздельное написание различных частей речи

21


Правописание Ъ и Ь

22


Правописание частиц (же, бы)



Синтаксис и пунктуация

23


Роль пунктуации в письменном общении. Принципы и функции русской пунктуации. Трудные вопросы постановки знаков препинания

24


Нормативное построение словосочетаний и предложений различных типов.

25


Интонационное богатство русской речи

26


Систематизация сведений о пунктуации простого осложненного предложения. Виды синтаксического разбора. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого

27


Систематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуации в них

28


Синтаксическая синонимия, её роль в создании выразительности речи

29-32


Анализ синтаксической структуры и средств выразительности художественного и публицистического текста

33-34


Защита проектных работ




Календарно-тематическое планирование курса «Культура речи - культура поведения». 11 класс.



Речь. Стили. Функциональные стили речи.

1


Функциональные стили речи.

2


Обобщающее повторение. Функциональные стили, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования.

3


Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста. Практика анализа и составления деловых бумаг, официальных документов.

4


Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной выразительности в публицистической речи. Жанры публицистического стиля: устное выступление, доклад

5


Жанры публицистического стиля: очерк

6


Жанры публицистического стиля: путевой очерк, портретный очерк

7


Жанры публицистического стиля: проблемный очерк. Подготовка к сочинению публицистического характера

8


Жанры публицистического стиля: эссе

9


Художественный стиль речи. Общая характеристика стиля: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств.

10


Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи.

11


Анализ художественно-языковой формы произведения русской классической литературы.

12


Общие сведения о языке. Изобразительно-выразительные средства связи.

13


Функции языка. Выдающиеся ученые-русисты.

14


Культура речи и языковая норма.

15


Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Анализ художественного текста.

16


Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Анализ стихотворного текста.

17


Отработка навыков работы над текстом.

18


Систематизация знаний и умений по фонетике, графике и орфографии.

19


Повторение и систематизация знаний по морфемике, морфологии и орфографии. Трудные случаи правописания.

20,21


Трудные случаи пунктуации. Цитирование.

22-32


Лингвистический анализ текста. Работа с деформированными текстами


33-34


Защита проектных работ








Прогнозируемые результаты обучения:

Личностные результаты

·  сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу, к родному языку;

·  сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими и нравственными ценностями, готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;

·  сформированность эстетического отношения к русскому языку.

Метапредметные результаты

·  умение самостоятельно определять цели, использовать различные ресурсы для их достижения;

·  умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

·  готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности;

·  умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

·  орфоэпические, словообразовательные, лексические, грамматические, синтаксические нормы русского языка

·  основные требования к хорошей речи (логичность, богатство, уместность, точность, чистота, выразительность)

·  изобразительно-выразительные средства русского языка

Учащиеся должны уметь:

·  соблюдать орфоэпические, словообразовательные, лексические, грамматические, синтаксические нормы языка в устных и письменных высказываниях

·  владеть приемами редактирования текста (использовать возможности лексической и грамматической синонимии, устранять неоправданный повтор слов, неуместное употребление слов и выражений и т. п.)

·  анализировать текст с точки зрения стилевых особенностей и использования изобразительно-выразительных средств языка

·  выбирать языковые средства в зависимости от содержания текста, его общей стилистической направленности, жанра и формы высказывания;

·  владеть навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью.



Приложение.

Информационно-методическое обеспечение программы

Литература для учащихся

  1. Занимательная грамматика русского языка.

  2. Лингвистические словари.

  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 2003.

  4. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2009. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. - Ростов-на-Дону: Легион, 2008.

  5. Скворцов, Л. И. Культура русской речи [Текст]: Словарь-справочник. – М., 2003.

  6. Солганик, Г. Я. Стилистика русского языка [Текст]: 10 – 11 кл. – М., 2001.

  7. Учебники русского языка.

  8. Скворцов, Л. И. Культура русской речи [Текст]: Словарь-справочник. – М., 2003.

  9. Солганик, Г. Я. Стилистика русского языка [Текст]: 10 – 11 кл. – М., 2001.

  10. Тренировочные задания к ЕГЭ.



Литература для учителя

  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учебник для 5 - 9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2002.

  2. Голуб И.Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. Учебное пособие / И.Б.Голуб - М.: Эксмо, 2007.

  3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. - М.: Университетская книга, Логос, 2006.

  4. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М., 2003.

  5. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. - М., 2001.

  6. Лекант П.А., Диброва Е.И. и др. Современный русский язык. - М.: Дрофа, 2002.

  7. Миловидова И. Проверяем свою грамотность. - М.: Рольф, 2004.

  8. Радугин А.А. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Библионика, 2004.

  9. Различные типы словарей.

  10. Розенталь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. - М., 2006.

  11. Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Секреты стилистики - М., 2004.

  12. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д.Э. Розенталь; под ред. И.Б. Голуб. - М.: Айрис-пресс, 2006.

  13. Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. - Волгоград: Учитель, 2006.

  14. Шанский Н.М. В мире слов. - М., 2003.

















Приложение 1.

Контрольные материалы.




1.Прочитайте поэтический текст. Укажите средства художественной выразительности.

Под парусом гусиного пера

Плыл стих. Была осенняя пора.

Куда спешишь? Дожди неумолимы.

Трещит камин. И осени, и зимы

Нужны творцу. Ему несносен зной

И суета. Над синей белизной

Бумаги писчей строятся виденья.

И первая строка стихотворения

По первопутку в поисках добра

Идет, плывет под парусом пера.

(Л.Озеров)

2.Укажите особенности стиля в тексте стихотворения А.С.Пушкина «Любопытный».

-Что ж нового? «Ей-богу, ничего».

- Эй, не хитри; Ты, верно, что-то знаешь,

Не стыдно ли, от друга своего,

Как от врага, ты вечно все скрываешь

Иль ты сердит: помилуй, брат, за что?

Не будь упрям; скажи ты мне хоть слово…

«Ох! Отвяжись, я знаю только то,

Что ты дурак, да это уж не ново».


3.Отредактируйте предложения переводных текстов. Укажите тип ошибок.


  1. Он мужественно признал тот факт, что друг для него потерян.

  2. Он куда-то убежал, вернувшись к вечеру.

  3. Пантера атаковала девушку.

  4. Скудная растительность вызывала ассоциации с тундрой.

  5. Мы остановились, чтобы выяснить названия мест, где были совершены нападения на людей и их точные даты.

  6. Старик чувствовал себя преданным.

  7. Туземцев нисколько не смущал тот факт, что они не понимают языка пришельца.

  8. Отсюда пассажиров везут на автобусе в город, где пересаживают в уже готовый экспресс с удобными купе, батареями, ресторанами, кафетерием и старыми неграми – проводниками в золотых очках и белых перчатках, ласковых и предупредительных, как добрые няньки в хороших домах.

  9. Он ворчливо крикнул.


4. Найдите верные соответствия между адресатом эссе и литературной формой его воплощения и расположите их в нужном порядке:


Возможные формы эссе: Адресаты жанра:

Письмо слушатели и читатели

Слово аудитория

Открытое письмо близкий друг

Речь собеседник

Очерк человек, с которым идет

Полемика


  1. А)Сочините буриме на рифмы: зачетка – аптека –четко – дискотека.


Б) Сочините 5 синквейнов



Приложение 2.

Тексты для самостоятельной работы.


1.Прочитайте текст, выявите особенности текста



Новинка от «Эсте Лаудер» Пьюр Вельвет. Тушь, создающая необыкновенный объем. Теперь ресницы выглядят еще длиннее.

«Пьюр Вельвет» - это естественность и совершенство. Легкое движение кисточки одновременно удлиняет, расчесывает и загибает каждую ресничку, покрывая ее сразу двумя слоями. Богатая пигментами тушь создает бархатный эффект на целый день, а гидротерапевтический комплекс сохраняет, защищает и поддерживает естественную пышность. Настоящий бархат от «Эсте Лаудер». У Вас еще не было таких красивых ресниц.


2.Прочитайте текст, выявите особенности стиля и жанра.


С годами все чаще тянет к пушкинским стихам, к пушкинской прозе. И к Пушкину как к человеку… Чем больше вникаешь в подробности его жизни, тем радостней становится от удивительного душевного здоровья, цельности его натуры.

Для каждого писателя Пушкин – удивительный пример нестареющего мастерства…

Для Пушкина гений сохраняет древний смысл души, ее творческую крылатость. Гений – это не только степень таланта, но и свойство его – некое нравственное начало, добрый дух.

Слово гений ныне обычно связано с великими созданиями, изобретениями, открытиями. Конечно, в законе относительности нет ничего ни нравственного, ни безнравственного. Наверное, тут следует разделить – открытие может быть гениальным, но гений – это не только само открытие. В пушкинском Моцарте гениальность его музыки соединена с личностью, с его добротой, доверчивостью, щедростью. Моцарт готов восторгаться всем хорошим, что есть у Сальери. Он свободен от зависти. Он открыт и простодушен…

Из всей галереи гениев человечества – ученых, поэтов, художников, мыслителей – Пушкин выбрал именно Моцарта. Выбор, поразительный своей безошибочностью…

(Д. Гранин.)


3.Прочитайте текст, выявите особенности жанра информационной заметки.


У москвичей в разгаре сезон холодного душа.

Москва пережила уже две трети периода отключений горячей воды – этого ежегодного испытания, на несколько недель оставляющего миллионы россиян без такого достижения цивилизации, как горячий душ.

Может показаться невероятным, что самый большой город Европы, столица государства, которое отправило первого человека в космос, не может круглогодично обеспечить своих жителей горячей водой. Но, подобно чиновничьей бюрократии советского образца и взяткам на дорогах, отключение воды – это неприятный факт, на который можно жаловаться, но с которым россияне, как им свойственно, стоически мирятся.

Чтобы справиться с отключением воды, нужно обладать одновременно изобретательностью и терпением. Для душа теперь требуется не только мыло и шампунь. В одночасье душ становится мероприятием, для которого необходимы чайники, кастрюли, мисочки и, как правило, емкость под названием «тазик». Самый распространенный метод состоит в том, чтобы кипятить воду на кухне и относить ее в ванную. Но есть и другие способы. Газета «Речь», выходящая в Вологодской области, предлагает конструкцию, в которой горячая вода из стиральной машины отводится в ванну с помощью шланга…


4 . Напишите сочинение на тему «Культура речи», сохраняя особенности жанра.



























Программа спецкурса "Культура речи" для 10-11 классов
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа по элективному курсу представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического комплекса.

Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Она требует постоянного совершенствования. В основе культуры речи лежит существующее в сознании человека представление о "речевом идеале", образце, в соответствии с которым должна строиться правильная речь. Правильная с точки зрения ее соответствия современным языковым нормам.

В программе предлагаемого курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. В задачи курса входит: совершенствование умения оформления речи в соответствии с литературными нормами языка, навыков использования разнообразных грамматических форм и лексического богатства языка.

Автор Тудунова Цыбегмит Цыремпиловна
Дата добавления 30.05.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 2060
Номер материала 59783
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓