Главная / Физика / Программа спецкурса 6 класса "Физический практикум"

Программа спецкурса 6 класса "Физический практикум"

Рабочая программа спецкурса «Физический практикум»

для 6 класса (34часа , 1 час в неделю).

Авторы: Мамедова Е.Н. МБОУ Гимназия №44

г. Иркутска


Пояснительная записка.


Рабочая программа составлена на основе программы "Мир знаний: физика" Ю.И. Дик, Г.Г.Никифоров, Е.М. Шулежко".

Среди разнообразных форм обучения, к которым приходится прибегать учителю для всестороннего развития учащихся, особое место занимают фронтальные лабораторные занятия: лабораторные работы, лабораторные опыты, наблюдения, качественные опыты и наблюдения.

Фронтальный метод лабораторных занятий по физике имеет ряд весьма важных положительных сторон. Этот спецкурс прежде всего дает возможность тесно связать лабораторные занятия учащихся с изучаемым курсом физики и перекинуть «мостик» между демонстрационными опытами учителя на уроках и самостоятельно выполненными учащимися лабораторными работами на спецкурсе.

Фронтальные занятия позволяют включить в поиск решения той или иной задачи одновременно весь класс.

Таким образом, лабораторный эксперимент становится необходимым звеном в процессе обучения, значительно помогающим углубленному усвоению материала, является полезным средством борьбы с формализмом в знаниях учащихся. Кроме того, фронтальный метод позволяет привить учащимся некоторые начальные практические навыки в обращении с простейшими измерительными приборами.

Однако, несмотря на все положительные стороны, фронтальные лабораторные работы по физике не решают методическую задачу полностью. Поэтому, кроме фронтальных лабораторных работ в данный спецкурс вводится еще другой вид работы, а именно решение задач на перевод единиц в систему СИ, на определение пути, скорости, и времени движения, на определение средней скорости движения, на расчет силы тяжести и Архимедовой силы.


Цель спецкурса:

- формирование у учащихся научного мировоззрения;

- развитие целеустремленности к самообразованию;

- привитие учащимися начальных практических навыков в обращении с физическими приборами.


Задачи:

- Развитие большей самостоятельности учащихся;

- Дальнейшее расширение и углубление полученных ранее знаний и навыков;

- развитие интеллекта;

- использование личностных особенностей учащихся в процессе обучения;

- формирование у учащихся физического образа окружающего мира.


VI класс.

( 1 час в неделю; 34 часа, из них 1 час -резервное время).


1. Строение вещества. Тепловые явления (11 ч)


Основные цели и задачи изучения темы: Создание представлений о строении вещества, показать возможности физической теории для объяснения различных фактов.

Содержание.

Гипотеза о строении вещества. Молекула. Движение частиц вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Силы притяжения и отталкивания молекул.

Агрегатные состояния вещества. Наблюдение различных агрегатных состояний.

Температура. Единицы измерения температуры. Термометр. Правила измерения температуры.

Внутренняя энергия. Теплопередача. Теплопроводность. Конвекция. Излучение.

Давление газа. Зависимость давления газа от температуры.

Атмосфера Земли. Погода. Климат.

Влажность воздуха. Психрометр. Гигрометр.


Фронтальные лабораторные работы.


  1. Лабораторная работа «Наблюдение изменения объема тела при нагревании и охлаждении».

  2. Лабораторная работа «Наблюдение изменения объема газа при его сжатии и расширении».

  3. Лабораторная работа «Определение скорости диффузии в газах».

  4. Лабораторная работа «Наблюдение зависимости диффузии от температуры».

  5. Лабораторная работа «Наблюдение перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое».

  6. Лабораторная работа «Изучение теплопроводности, конвекции, излучения в твердых телах, жидкостях и газах».

  7. Лабораторная работа «Наблюдение зависимости давления газа от объема и температуры».

  8. Лабораторная работа «Измерение силы атмосферного давления».

  9. Лабораторная работа «Определение относительной влажности воздуха».


Учащиеся должны знать:

  1. Основные положения о строении вещества.

  2. Виды теплопередачи, их объяснение с молекулярно-кинетической теории.


Учащиеся должны уметь:

  1. Приводить примеры тепловых явлений и объяснять их с помощью молекулярно-кинетической теории,

  2. Измерять температуру тел с помощью термометра.

  3. Объяснять повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде.

  4. Пользоваться психрометрической таблицей.

  5. Измерять влажность воздуха.


2.Электромагнитные явления (11 ч)

Основные цели и задачи изучения темы: Повторить и расширить представление учащихся об электрическом заряде, электрическом токе, величинах его характеризующих.

Содержание.

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида зарядов. Взаимодействие зарядов.

Строение атома. Электрический ток. Условия существования электрического тока. Проводники и диэлектрики. Источники электрического тока. Электрическая цепь.

Последовательное и параллельное соединение проводников. Действия электрического тока. Реостат. Преобразование энергии при нагревании проводника электрическим током.

Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов.

Электромагнитные явления. Применение электромагнитов.


Фронтальные лабораторные работы:

  1. Лабораторная работа «Электроскоп. Электризация через влияние».

  2. Лабораторная работа «Измерение силы тока в различных участках цепи».

  3. Лабораторная работа «Изучение простейших источников электрического тока».

  4. Лабораторная работа «Составление электрической цепи с последовательным и параллельным соединением проводников».

  5. Лабораторная работа «Химическое и тепловое действие тока».

  6. Лабораторная работа «Регулирование силы тока реостата».

  7. Лабораторная работа «Магнитное действие электрического тока».

  8. Лабораторная работа «Исследование магнитного поля постоянного тока».

  9. Лабораторная работа « Исследование явления намагничивания железа».


Учащиеся должны знать:

  1. Дискретность электрического заряда.

  2. Строение атома.

  3. Основные положения электронной теории: объяснение электризации тел, существование проводников и диэлектриков, причины электрического сопротивления, нагревание проводников электрическим током.

  4. Условные обозначения основных элементов электрической цепи.


Учащиеся должны уметь:

  1. Применять положения электронной теории для объяснения электрических явлений.

  2. Вычерчивать схемы простых электрических цепей и собирать электрическую цепь по схеме.

  3. Пользоваться амперметром для измерения тока в цепи.

  4. Пользоваться реостатом для регулирования силы тока в цепи.


3. Звуковые явления (4ч)

Основные цели и задачи изучения темы: Изучить свойства и основные характеристики звуковых явлений, показать значение звука.

Содержание.

Звук. Источники звука. Звуковая волна. Громкость. Высота звука.

Музыкальные звуки. Эхо. Эхолокация.


Фронтальные лабораторные работы:

  1. Лабораторная работа « Обнаружение причины происхождения звука».

  2. Лабораторная работа «Определение высоты тона».

  3. Лабораторная работа « Распространение звука в различных средах».

  4. Лабораторная работа « Отражение звука».


Учащиеся должны знать:

  1. Примеры источников звука.

  2. Понятия высота тона, отражение звука.


Учащиеся должны уметь:

  1. Определять расстояние до предмета при эхолокации.


4.Световые явления (7ч).


Основные цели и задачи изучения темы: Способствовать закреплению знаний учащихся о световых явлениях.

Содержание.

Искусственные и естественные источники света. Луч. Закон прямолинейного распространения света. Образование тени и полутени. Лунные и солнечные затмения.

Отражение света. Плоское зеркало. Сферические зеркала.

Преломление света. Собирающие и рассеивающие линзы.

Глаз. Фотоаппарат.


Фронтальные лабораторные работы:

  1. Лабораторная работа «Изучение распространения света».

  2. Лабораторная работа « Наблюдение явления дисперсии света».

  3. Лабораторная работа « Сложение спектральных цветов».

  4. Лабораторная работа «Изучение изображения в плоском зеркале».

  5. Лабораторная работа «Изучение явления полного внутреннего отражения света».

  6. Лабораторная работа « Наблюдение изображения предмета в вогнутом зеркале».

  7. Лабораторная работа « Сложение спектральных цветов».



Учащиеся должны знать:

  1. Основные понятия: прямолинейность распространения света, отражение и преломление света, фокусное расстояние линзы, дисперсия..

  2. Законы отражения и преломления света.

  3. Практическое применение изученных понятий и законов в изученных оптических приборах.


Учащиеся должны уметь:

  1. Получать изображение тени и полутени.

  2. Получать изображение предмета с помощью линзы.

  3. Строить изображение предмета в плоском зеркале.

Приложение 1

Тематическое планирование.

6 класс

Кол.ч.

Тема урока

Цель урока

Форма урока

Деятельность учащихся

1. Строение вещества. Тепловые явления (10часов)

1

1

Лабораторная работа «Наблюдение изменения объема газа при его сжатии и расширении»

Экспериментальным путем подтвердить дискретность вещества

Лабораторная работа

Работа в группах

2

1

Лабораторная работа «Определение скорости диффузии в газах».

Познакомить с некоторыми опытными доказательствами движения молекул

Лабораторная работа

Работа в парах

3

1

Лабораторная работа «Наблюдение зависимости диффузии от температуры».

Обосновать связь между температурой тела и скоростью движения молекул

Лабораторная работа

Работа в парах

4

1

Лабораторная работа «Наблюдение перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое».

Повторить основные общие свойства, присущие веществу в данном состоянии

Лабораторная работа

Работа в группах

5

1

Температурные шкалы Фаренгейта, Реомюра, Кельвина.

Познакомить с различными температурными шкалами

Конференция

Индивидуальная и коллективная

6

1

Лабораторная работа «Изучение теплопроводности, конвекции, излучения в твердых телах, жидкостях и газах».

Углубить знания учащихся о видах теплообмена и их роли в природе и технике

Лабораторная работа

Работа в группах

7

1

Лабораторная работа «Наблюдение зависимости давления газа от объема и температуры».

Привить навыки измерения давления и экспериментальной проверки физических закономерностей

Лабораторная работа

Работа в парах

8

1

Лабораторная работа «Наблюдение действия атмосферного давления».

Углубить знания учащихся об атмосферном давлении

Лабораторная работа

Работа в группах

9

1

Лабораторная работа «Измерение силы атмосферного давления».

Отработка практических навыков в работа с физическим оборудованием

Лабораторная работа

Работа в парах

10

1

Лабораторная работа «Определение относительной влажности воздуха».

Привить навыки определения влажности воздуха

Лабораторная работа

Работа в группах

Итого 10 часов

2. Электромагнитные явления (11 часов)

1

1

Лабораторная работа «Электроскоп. Электризация через влияние».

Познакомить с устройством электроскопа

Лабораторная работа

Работа в группах

2

1

Электрические явления в природе в технике в быту.

Расширить знания об электрических явлениях

Конференция

Индивидуальная и коллективная


3

1

Молния

Разобрать условия возникновения молнии

Конференция

Индивидуальная и коллективная


4

1

Лабораторная работа « Измерение силы тока в различных участках цепи»

Закрепить навыки в измерении силы тока амперметром

Лабораторная работа

Работа в группах

5

1

Лабораторная работа «Изучение простейших источников электрического тока».

Закрепить знания об условиях возникновения и существования электрического тока

Лабораторная работа

Работа в парах

6

1

Лабораторная работа «Составление электрической цепи с последовательным и параллельным соединением проводников»

Закрепить знания о различных соединениях проводников

Лабораторная работа

Работа в группах

7

1

Лабораторная работа «Химическое и тепловое действия электрического тока».

Познакомить учащихся с превращениями энергии электрического тока в другие виды энергии.

Лабораторная работа

Работа в группах

8

1

Лабораторная работа « Регулирование силы тока реостатом»

Научить пользоваться реостатом для регулирования силы тока в электрической цепи.

Лабораторная работа

Работа в группах

9

1

Лабораторная работа «Магнитное действие электрического тока».

Познакомить учащихся с превращениями энергии электрического тока в другие виды энергии.

Лабораторная работа

Работа в парах

10

1

Лабораторная работа «Исследование магнитного поля постоянного магнита».

Добиться понимания реального существования магнитного поля

Лабораторная работа

Работа в парах

11

1

Лабораторная работа «Исследование явления намагничивания железа».

Развитие навыков работы с физическими приборами

Лабораторная работа

Работа в группах

Итого 11 часов

3. Звуковые явления (4 часа)

1

1

Лабораторная работа «Обнаружение причины происхождения звука».

Экспериментальным путем обнаружить причины происхождения звука

Лабораторная работа


2

1

Лабораторная работа «Определение высоты тона».

Развитие навыков работы с физическими приборами

Лабораторная работа


3

1

Лабораторная работа «Распространение звука в различных средах»

Доказать распространение звука в твердых, жидких и газообразных телах

Лабораторная работа


4

1

Лабораторная работа «Отражение звука»

Показать условия необходимые для существования эха

Лабораторная работа


Итого 4 часа

4. Световые явления (8 часов)

1

1

Лабораторная работа «Изучение распространения света».

Изучить условия образования теней и полутеней

Лабораторная работа

Работа в парах

2

1

Лабораторная работа «Наблюдение явления дисперсии света»

Объяснение дисперсии света

Лабораторная работа

Работа в группах

3

1

Лабораторная работа «Сложение спектральных цветов»

Развитие навыков работы с физическими приборами

Лабораторная работа

Коллективная

4

1

Лабораторная работа «Изучение изображения в плоском зеркале».

Научить применять законы отражения для построения изображения в плоском зеркале

Лабораторная работа

Работа в парах

5

1

Лабораторная работа «Изучение явления полного внутреннего явления отражения света».

Углубить знания об особенностях распространения света на границе раздела двух тел.

Лабораторная работа

Работа в группах

6

1

Лабораторная работа «Наблюдение изображения предмета в вогнутом зеркале»».

Научить применять законы отражения света в сферических зеркалах.

Лабораторная работа

Работа в группах

7

1

Лабораторная работа «Сложение спектральных цветов».


Лабораторная работа

Работа в группах

8

1

Игра «Путешествие на машине времени».

Проверка знаний и умений за курс 6 класса

Урок-соревнование

Индивидуальная и работа в группах

Итого 33ч+ 1 ч- резервное время.

Литература для учителя.

  1. А.Б. Долицкий, Е.Ю.Заславская, Г.Е. Пустовалов. Физическая лаборатория. Учебное пособие для учителей и учащихся.Москва,1997.

  2. Я.И. Перельман. Физическая смекалка. Занимательные задачи и опыты по физике для детей.-М, Омега,1998.

  3. Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений Кника для учителя Под редакцией В.А.Бурова и Г.Г. Никифорова «просвещение», «Учебная литература», Москва, 1996

  4. В.А.Фетисов. Оценка точности измерений в курсе физики средней школы. Книга для учителя. Москва «просвещение», 1996





Литература для учащихся.

1. . .Н. Майоров Физика для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке.

Ярославль «Академия развития» «Академия , к»,1999


  1. Я.И. Перельман. Физическая смекалка. Занимательные задачи и опыты по физике для детей.-М, Омега,1998.


Программа спецкурса 6 класса "Физический практикум"
  • Физика
Описание:

Фронтальный метод лабораторных занятий по физике имеет ряд весьма важных положительных сторон. Этот спецкурс прежде всего дает возможность тесно связать лабораторные занятия учащихся с изучаемым курсом физики и перекинуть «мостик» между демонстрационными опытами учителя на уроках и самостоятельно выполненными учащимися лабораторными работами на спецкурсе.

Фронтальные занятия позволяют включить в поиск решения той или иной задачи одновременно весь класс.

Таким образом, лабораторный эксперимент становится необходимым звеном в процессе обучения, значительно помогающим углубленному усвоению материала, является полезным средством борьбы с формализмом в знаниях учащихся. Кроме того, фронтальный метод позволяет привить учащимся некоторые начальные практические навыки в обращении с простейшими измерительными приборами.

Однако, несмотря на все положительные стороны, фронтальные лабораторные работы по физике не решают методическую задачу полностью. Поэтому, кроме фронтальных лабораторных работ в данный спецкурс вводится еще другой вид работы, а именно решение задач на перевод единиц в систему СИ, на определение пути, скорости, и времени движения, на определение средней скорости движения, на расчет силы тяжести и Архимедовой силы
Автор Мамедова Елена Николаевна
Дата добавления 21.10.2015
Раздел Физика
Подраздел Планирования
Просмотров 620
Номер материала MA-061538
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓