Российская
Федерация
Ямало-ненецкий
автономный округ, Пуровский район,
поселок
Уренгой
муниципальное
бюджетное учреждение
«Культурно-спортивный
комплекс «Уренгоец»
629860, ЯНАО, Пуровский р-н, п.Уренгой, III
м/район, д.20
тел/факс (349-34) 91667, e-mail: mbu.ksk@gmail.com
«Утверждаю»
Директор МБУ «КСК
«Уренгоец»
_____________
/А.В.Кочетков/
Программа
«НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС»
Автор программы:
Захаров Николай Николаевич,
тренер секции
«Настольный теннис»
МБУ «КСК
«Уренгоец»
п.Уренгой
2014-
2015 уч.г.
II.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной образовательной программы.
В основу программы положены нормативные требования по физической итехнико-тактической подготовке, современные научные методические разработки по настольному теннису отечественных специалистов, применяемые в практике подготовки игроков.
Программа является основным документом при организации и проведении занятий по настольному теннису в МБУ КСК «Уренгоец» по спортивной подготовке детей настольному теннису. Данная программа раскрывает нормативную и учебно-методическую части с учетом не только современных тенденций развития техники и тактики игры в настольный теннис, но и с учетом изменившихся с 2002 г. правил игры до 11 очков.
В программе даны конкретные методические рекомендации по организации и планированию учебно-тренировочной работы на разных этапах подготовки игроков в настольный теннис.
Актуальность
и педагогическая целесообразность занятий детей настольным теннисом
неоспорима. Слова «настольный теннис» прочно вошли в наш лексикон, а сама игра
– в быт. Из развлекательной она превратилась в спортивную. И сегодня настольный
теннис – один из самых массовых видов спорта. В нашей стране им занимается 3
млн. человек. Особенно популярна эта игра среди детей и подростков. Она хороша
тем, что может быть как тренировочной, так и развлекательно-оздоровительной.
Она воспитывает физические и психические качества, формирует черты характера.
Настольный теннис совершенствует не только быстроту движений, но и быстроту
реакции, способствует развитию оперативного мышления. Одним словом, играющий в
настольный теннис становится ловким, быстрым, выносливым, обладающим прекрасной
координацией движений.
Цели образовательной программы «Настольный теннис»:
§ физическое самосовершенствование, самопознание;
§ формирование здорового образа жизни, профилактику вредных привычек и правонарушений.
§ профессиональное самоопределение;
§ развитие двигательных и координационных способностей;
§ развитие физических, интеллектуальных и нравственных
способностей;
§ достижение уровня спортивных успехов сообразно способностям.
Задачи:
- привлечение максимально возможного количества детей и подростков к систематическим занятиям настольным теннисом;
– содействие гармоничному физическому и психическому развитию учащихся, разносторонней физической подготовке, укреплению здоровья занимающихся;
– воспитание смелых, волевых, настойчивых, инициативных, трудолюбивых и дисциплинированных учащихся;
– обучение технике и тактике настольного тенниса, подготовка квалифицированных игроков;
– подготовка грамотных инструкторов и судей по настольному теннису для судейства внутришкольных и межшкольных соревнований.
Отличительной особенностью
данной программы является непрерывный характер обучения учащихся настольному
теннису и осуществление мониторинга достижений юных теннисистов.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: программа секции «Настольный теннис» предназначена для учащихся 1 – 11 классов, имеющих разрешение врача.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: программа рассчитана на 252 часа в год. Занятия проводятся 3 раза в неделю, по 1.5 часа. Занятия в секции проводятся согласно тематическому планированию.
Формы и
режимы занятий: основными формами проведения занятий являются: беседы, лекции,
просмотр журналов и телепередач (соревнований), практические занятия, турниры,
соревнования.
Режим занятий:
Занятия проводятся 3 раза в неделю, по
1.5 часа (252 часа в год)
Ожидаемые
результаты:
Результативность
занятий учащихся в секции «Настольный теннис» отслеживается при помощи
мониторинга личных достижений учащихся во межшкольных, зональных, районных и
окружных соревнованиях.
Формами
подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются
результаты теннисистов в личных, парных, смешанных и командных состязаниях.
Занятия проводятся с учетом возрастных
особенностей детей.
Теоретическое занятие занимает от 0,5 до 1,7 часа, чаще
проводится в
начале занятия. Учащиеся знакомятся с теоретическими сведениями, просматривают
отрывки из телепередач, соревнований. Далее следует практическая часть, направленная на
формирование специальных умений и навыков. Структура такого занятия выглядит
примерно так:
1.
Организационная
часть.
Мотивация к восприятию материала. Сообщение темы и целей урока. Актуализация знаний.
Проводится фронтально.
2.
Изложение
нового материала. Лекция учителя или сообщение заранее подготовленных учеников
(просмотр фильма
или фрагментов соревнований)
3.
Закрепление
материала. Организация
индивидуальной и групповой работы. Отработка подач, ударов, комбинаций.
4.
Подведение
итогов.
Рефлексия. Игра на счет, соревнования, турниры.
III.
Учебно-тематический план.
№
|
Тема
|
Теория
|
Практика
|
Итого
|
1
|
Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности.
|
1
|
|
1
|
2
|
История развития настольного тенниса.
|
1
|
|
1
|
3
|
Игровое поле и сетка для настольного
тенниса.
|
0,5
|
1
|
1,5
|
4
|
Мяч и ракетка.
|
0,5
|
0,5
|
1
|
5
|
Правила игры в настольный теннис.
|
1,5
|
|
1,5
|
6
|
Подачи.
|
2
|
40
|
42
|
7
|
Толчок.
|
2
|
60
|
62
|
8
|
Накаты.
|
2
|
68
|
70
|
9
|
Подрезки.
|
1
|
9
|
10
|
10
|
Топ-спин
|
1
|
7
|
8
|
11
|
Комбинации.
|
2
|
14
|
16
|
12
|
Специальная и физическая подготовка.
|
|
2
|
2
|
14
|
Индивидуальная работа
|
0,5
|
14,5
|
15
|
15
|
Групповая работа
|
0,5
|
4,5
|
5
|
16
|
Соревнования
|
|
16
|
16
|
|
Итого
|
14.5
|
237.5
|
252
|
IV. Содержание программы.
Секция
«настольный теннис» рассчитана на три года обучения. Освоение техники игры
происходит последовательно, поэтому, при планировании содержания занятий,
тренер придерживается принципов постепенности и последовательности обучения
(«от простого к сложному»). На начальном этапе обучения игре учащиеся
знакомятся с историей развития настольного тенниса, причинами популяризации
игры, известными теннисистами и проводимыми соревнованиями. Тренер знакомит
учащихся с основными понятиями и терминологией, инвентарем, основными правилами
игры. Учащимся даются упражнения для развития «чувства мяча», такие как
набивание мяча ладонной и тыльной сторонами ракетки, набивание мяча поочередно
ладонной и тыльной сторонами ракетки, после чего осуществляется переход к
изучению основных ударных движений: подачи, наката, подрезка. На следующем
этапе обучения учащиеся обучаются более сложным приемам и комбинациям: игра накатами справа по диагонали, выполнение подачи
справа накатом в правую сторону, сочетание наката справа и слева в правый
угол, выполнение наката справа в правый и левый углы, откидка слева со всей
левой половины стола, сочетание откидок справа и слева по всему столу, игра
накатами слева по диагонали и другие.
По мере занятий происходит постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей учащихся;
– планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и
широты взаимодействия с партнерами;
– переход от обще подготовительных средств к наиболее специализированным для теннисистов;
– увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;
– постепенное, планомерное увеличение объема тренировочных нагрузок;
– повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование
восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных теннисистов.
Распределение времени в учебном плане на основные разделы подготовки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами трехлетней тренировки.
В игре на счет и
в соревнованиях закрепляется и совершенствуется техника и тактика игры.
Тематическое планирование (252 часа)
(теория – 14.5часов, практика – 236 часов)
Тема: Спортивно-оздоровительный и начальный этапы подготовки.
Задачи:
1.Отбор способных к занятиям настольным теннисом детей.
2.Формирование стойкого интереса к тренировочным занятиям настольного тенниса.
3.Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
4.Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры.
5.Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям.
6.Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами настольного тенниса.
1. Вводное занятие. Введение в
образовательную программу.
Теория: Введение теоретических понятий. Знакомство с правилами техники безопасности на
занятиях секции. Тренер знакомит
учащихся с основными понятиями и терминологией, инвентарем, основными правилами
игры.
2. .История развития настольного тенниса.
Теория: Ученики знакомятся с историей
возникновения и развития настольного тенниса, с развитием тенниса в России, с
его местом в Олимпийском движении, а также с современным состоянием и
тенденциями развития тенниса.
3. .Игровое поле и сетка для настольного тенниса.
Теория: Знакомство с игровым столом, его размерами. Разновидности
мячей, ракеток. Установка сетки.
Практика: Разборка и сборка теннисного стола,
Натягивание сетки на необходимую высоту.
4. .Мяч и ракетка.
Теория: Ознакомление с размерами и
разновидностями теннисных мячей. Разновидности ракеток, накладок. Способы
хваток.
Практика: Обучение наклеиванию
накладок на ракетки.
5. .Правила игры в настольный теннис.
Теория: Знакомство с основными
правилами игры: введение мяча в игру с подачи, продолжительность партии, пере
подачи и т.д.
6. .Подачи.
Теория: Наглядная
демонстрация подач: маятник, челнок, веер, бумеранг.
Практика:
Развитие умения выполнения подач,
парная и индивидуальная работа над подачей. Тренер осуществляет корригирующую
функцию.
7. Толчок
Теория:
Обучение одному из простейших
технических приемов – толчку. Демонстрация. Объяснение правильного выполнения
удара.
Практика: Отработка выполнения удара
в индивидуальном и парном режимах.
8. Накаты.
Теория:
Демонстрация открытого наката, короткого и длинного накатов, наката закрытой
ракеткой, накатов справа и слева. Просмотр фрагмента тренировки спортсменов.
Практика: Обучение
выполнению технического приема «Накат». Техника стойки теннисиста.
9. Подрезки.
Теория:Виды подрезок: открытой и закрытой ракеткой. Демонстрация.
Показ. Объяснение способов выполнения техники подрезок.
Практика: Индивидуальная и групповая
отработка техники выполнения подрезок. Соблюдение правильной стойки игрока.
Игра на счет с элементами подрезок.
10. Топ-спин.
Теория: Показ и объяснение приемов
топ-спина слева и топ-спина справа.
Практика:Имитация выполнения приема. Отработка элемента во
время игры.
11. Комбинации.
Теория: Разновидности комбинаций,
используемых защитниками и нападающими.
Практика: Выполнение комбинации, используемые нападающим
против защитника; комбинации, используемые нападающим против нападающего;
комбинации, используемые защитником против нападающего; комбинации,
используемые защитником против защитника.
12. Специальная и физическая подготовка.
Практика:
Выполнение подвижных игр, развивающих ловкость и координационные способности
игроков. Выполнение различных упражнение, совершенствующих технику владения приемов
передач.
13. Индивидуальная работа.
Теория:
Повторение выполнения подач и приемов - передач. Оказание помощи, объяснение.
Практика: Игра в режиме
тренер-ученик. Индивидуальная подготовка к соревнованиям.
14. Групповая работа.
Теория: Обучение правилам игры пара на пару, смешанные пары.
Практика: Игра пара на пару, смешанные
пары на тренировках и соревнованиях.
15. Соревнования.
Практика: Участие в соревнованиях
различного уровня.
V. Методическое обеспечение программы
Инвентарь: 4 теннисных стола, 10 ракеток,
теннисные шарики.
Дидактические материалы:
§ Для наглядности обучения учащихся, учитель разработал
наглядные схемы (плакаты), отображающие основные технические приемы.
§ Учащимся секции под руководством тренера был написан
реферат «Из истории настольного тенниса», материалы которого используются на
теоретических занятиях.
§ Начата работа по подбору видеоматериала и созданию
видеотеки.
§
Имеются в наличии методические
учебные пособия.
Список учащихся занимающихся
в секции «Настольный теннис».
№
|
Ф.И.О
|
год
рождения
|
Место
учебы
|
Домашний
адрес
|
1.
|
Александров Владимир Сергеевич
|
1997г.
|
МБОУ «СОШ №1»
|
5-10-11
|
2.
|
Зимин Максим Николаевич
|
1997г
|
МБОУ «СОШ №1»
|
3-5-16
|
3.
|
Марков Александр Михалович
|
1997г
|
МБОУ «СОШ №1»
|
мкр.Геолог, 20-7
|
4.
|
Захаров Илья Иванович
|
2001г.
|
МБОУ «СОШ №2»
|
2-17-4
|
5.
|
Горелов Иван Иванович
|
1997г.
|
МБОУ «СОШ №2»
|
4-8-6
|
6.
|
Носов Александр Юрьевич
|
2002г
|
МБОУ «СОШ №1»
|
4а-32-18
|
7.
|
Ярыжнов Максим Анатольевич
|
2000г
|
МБОУ «СОШ №1»
|
3-23-5
|
8.
|
Слипуха Валерия Анатольевна
|
2000г
|
МБОУ «СОШ №1»
|
4-28-11
|
9.
|
Якубива Анастасия Александровна
|
2001г
|
МБОУ «СОШ №1»
|
5-20-7
|
10.
|
Минеев Александр Алексеевич
|
1999г
|
МБОУ «СОШ №1»
|
5-21-13
|
|
Фаезов Баходур Кадырович
|
1996г
|
МБОУ «СОШ №1»
|
мкр. Геолог
21-4
|
11.
|
Петухов Александр Сергеевич
|
2000г
|
МБОУ «СОШ №1»
|
Геологов 32-3
|
12.
|
Палий Кирилл Александрович
|
2001г
|
МБОУ «СОШ №1»
|
5-26-1
|
13.
|
Коротков Сергей Алексеевич
|
1998г.
|
МБОУ «СОШ №2»
|
4-15-3
|
14.
|
Идигова Милана Ризвановна
|
2000г
|
МБОУ «СОШ №1»
|
4-34-6
|
15.
|
Рудкевич Данил Сергеевич
|
1999
|
МБОУ «СОШ №1»
|
4-23-16
|
Список используемой литературы.
1. Амелин, А. Н., В.А.Пашин. Настольный теннис / А. Н. Амелин. –
М. :ФиС, 1980.
2. Амелин, А. Н. Настольный теннис (Азбука спорта) / А. Н. Амелин,
В. А. Пашинин. – М.:ФиС, 1999.
3. Барчукова, Г. В. Учись играть в настольный теннис / Г. В. Барчукова. –
М.: Советский спорт, 1989.
4. Г.В.Барчукова.Теория и методика настольного тенниса:учебник для студентов высш. учеб. завед.- М.:Академия, 2006.
5. Барчукова, Г. В. Игра, доступная всем / Г. В. Барчукова,
С. Д. Шпрах. — М.: Знание, 1991.
6. Барчукова, Г. В. Настольный теннис (спорт для всех) / Г. В. Барчукова. – М.:ФиС, 1990.
7. Барчукова, Г. В. Учись играть в настольный теннис / Г. В. Барчукова. –
М.: Советский спорт, 1989.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.