Главная / Школьному психологу / Программа психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ "Стремлюсь к познанию"

Программа психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ "Стремлюсь к познанию"

Пояснительная записка.

Данная программа разработана в целях оказания психолого-педагогической помощи младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации.

Психолого-педагогическое воздействие при коррекционно-развивающей работе направлено на развитие и коррекцию регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности и психических процессов, необходимых для полноценного развития и успешной социализации детей с трудностями в обучении в общую детскую популяцию.

Согласно имеющемуся в научно-методической литературе определению, к категории детей с трудностями в обучении относятся «дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы» (С. Г. Шевченко). В психолого-медицинской литературе используются также другие наименования для обозначения рассматриваемой категории детей: дети с пониженной обучаемостью, отстающие дети (Н. А. Менчинская, З. И. Колмакова, У. В. Ульенкова). Также для обозначения этой категории детей, как особой типологической группы в составе детского населения, используется термин «дети с отклоняющимся развитием» (Л. И. Переслини, А.В.Семенович, Б.А.Архипов; Н.Я.Семаго, М.М.Семаго и др.).

Для детей с трудностями в обучении, по мнению всех вышеуказанных авторов, характерны:

- низкий уровень развития основных свойств внимания, его недостаточная устойчивость и ограниченные возможности распределения;

- снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания;

- отставание в развитии наглядно-образного мышления;

- трудности овладения операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

- ригидность мышления;

- низкий уровень развития межанализаторных систем, их взаимодействия (межмодальные процессы).

Коррекционно-развивающие занятия с детьми, обучающимися в общеобразовательной школе и относящимися к данной категории, по теме цикла являются актуальными и целесообразными, так как направлены на коррекцию недостатков учебной деятельности.

Отличительной особенностью данного цикла занятий является ярко выраженный индивидуализированный характер коррекционного воздействия и объединение детей в группы на основе схожих проблем в развитии.

Цель программы – устранение причин, из-за которых учащиеся испытывают трудности в учении, путем развития общих способностей к учению и коррекции индивидуальных недостатков развития.

Основные задачи, решаемые в процессе реализации цикла занятий:

А. Коррекционно-развивающие:

формирование учебной деятельности детей и коррекция ее недостатков;

развитие до необходимого уровня психических функций, обеспечивающих учебную деятельность (школьно-значимых функций);

формирование базовых представлений и умений, необходимых для успешного усвоения школьной программы:

Наряду с ними решаются и другие, второстепенные задачи:

Б. Воспитательные:

воспитание культуры речевого общения;

воспитание аккуратности и чувства ответственности;

рост инициативы, самостоятельности;

обогащение коммуникативного опыта.

В.Обучающие:

обучение знаниям, умениям и навыкам, повышающим уровень успешности ребенка при выполнении учебных заданий различного предметного содержания;

Г. Здоровьесберегающие:

подбор оборудования, соответствующего возрасту детей;

соблюдение воздушно-теплового режима;
● правильная освещенность мест занятий;

включение в занятия динамических пауз и подвижных игр, предупреждаю-щих утомляемость детей;

использование различных методов профилактики нарушений зрения и осанки.

Контингент детей.

Программа рассчитана на детей 7-15 лет, испытывающих трудности обучения по основным школьным предметам.

Формы проведения занятий.

Форма проведения занятий индивидуальная или групповая (4-5 человек), что обеспечивает осуществление индивидуально-личностного подхода к каждому отдельно взятому ребёнку в рамках цикла занятий и коррекцию индивидуальных недостатков развития.

Режим занятий.

Общая продолжительность занятий по программе – 36 часов. Занятия проводятся два раза в неделю продолжительность одного занятия 45 минут. Проводит занятия педагог-психолог.

Учебно- тематический план

Наименование блоков

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теоретических

практических

1

Вводное занятие. Знакомство

1

0,5 ч

0,5 ч

Наблюдение

анкетирование

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций

3

1,5 ч

1,5 ч

рефлексия

3

Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

3

1,5 ч

1,5ч

рефлексия

4

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

4

2 ч

рефлексия

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.

3

1,5 ч

1,5ч

рефлексия

6

Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи.

3

1,5ч

1,5ч

рефлексия

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.

6

рефлексия

8

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

3

1,5ч

1,5ч

рефлексия

9

Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи

3

1,5 ч

1,5ч

рефлексия

10

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.

3

1,5 ч

1,5 ч

рефлексия

11

Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи

4

рефлексия


Итого

36

18

18



Календарно - тематический план

Наименование блоков

Всего часов

В том числе

Сроки/дата

теоретических

Практических

1

Вводное занятие. Знакомство.

1

0,5ч

0,5ч


1.1

Знакомство

1

0,5 ч

0,5 ч.


2

Развитие концентрации внимания.

Совершенствование мыслительных операций.

3

1,5 ч

1,5 ч


2.1

Умники и умницы

1

0,5

0,5


2.2

Внимание

1

0,5

0,5


2.3

Кто самый внимательный?

1

0,5

0,5


3

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

3

1,5 ч

1,5 ч


3.1

Совершенствуем внимание

1

0,5

0,5


3.2

Виражи

1

0,5

0,5


3.3

Я Внимательный

1

0,5

0,5


4

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

4


4.1

Диагностика памяти (диагностика уровня развития памяти)

1

0,3

0,7


4.2

Я умею слушать

1

0,7

0,3


4.3

Память

1

0,5

0,5


4.4

Слухавая память

1

0,5

0,5


5

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

3

1,5 ч

1,5 ч


5.1

Зрительное восприятие

1

0,5 ч

0,5 ч


5.2

Четвертый лишний

1

0,5 ч

0,5 ч


5.3

Тренировка памяти

1

0,5 ч

0,5 ч


6

Развитие логического мышления.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

3

1,5

1,5 ч


6.1

Диагностика мышления (методика «нелепицы», методика «времена года»,методика «Найди отличия», методика «Что здесь лишнее?», методика «Раздели на группы»)

1

0,5 ч

0,5 ч


6.2

Развитие словесно-логического мышления (аналогии).

1

0,5 ч

0,5 ч


6.3

Развитие мышления (процессов обобщения).

Установление закономерностей

1

0,5 ч

0,5 ч


7

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

6

3 ч

3 ч


7.1

Путешествие в сказочный зоопарк

1

0,3 ч

0,7ч


7.2

Путешествие в страну «Угадай-ка»

.

1

0,5 ч

0,5ч


7.3

Способность мыслить последовательно, рассуждать.

1

0,7 ч

0,3ч


7.4

Пространственное восприятие и мышление. Методика "Двойственные изображения".

1

0,5 ч

0,5 ч


7.5

Дайте волю воображению

1

0,5 ч

0,5 ч


7.6

Мое воображение

1

0,5 ч

0,5 ч


8

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

3

1,5 ч

1,5 ч


8.1

Кто быстрей

1

0,5ч

0,5 ч


8.2

Ловкость

1

0,5 ч

0,5 ч


8.3

Логика мысли

1

0,5 ч

0,5 ч


9

Развитие концентрации внимания.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

3

1,5 ч

1,5 ч


9.1

Диагностика особенностей развития внимания.( -найди и вычеркни;

-запомни и расставь точки;

-корректурная проба;

-треугольники;

-треугольники 2.)


1

0,5

0,5


9.2

Будь внимателен.

1

0,5

0,5


9.3

Я внимательный

1

0,5

0,5


10

Тренировка внимания.

Совершенствование мыслительных операций.

3

1,5 ч

1,5 ч


10.1

Слушай и исполняй

1

0,5

0,5


10.2

Что слышно?

1

0,5

0,5


10.3

Планета "Внимание"

1

0,5

0,5


11

Развитие логического мышления.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

4

2 ч

2 ч


11.1

Диагностика мышления(мышления «Нелепицы» (Р.С. Немов); Тест «Изучение развития логических операций у младших школьников»)


1

0,5

0,5


11.2

Где мы побывали, что мы повидали?

1

0,7

0,3


11.3

Путешествие в страну «Угадай-ка»

1

0,3

0,7


11.4

Путешествие в сказочный зоопарк

1

0,5

0,5



Итого

36

18

18




Литература

  1. Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе.—М.:Школьная пресса,2008.

  2. Машталь О.Ю. Лучшие методики развития внимания у детей. 1000 тестов, заданий и упражнений.-СПб.:Наука и техника, 2008.

  3. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Учебное пособие.—М.: Издательский центр «Академия»,2002.

4. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты: Методическое пособие. --М.: Владос,2001.

5. Шклярова Т.В. Сборник упражнений по русскому языку для 2-го, 3-го, 4-го класса.—М.:Грамотей,2005.




Программа психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ "Стремлюсь к познанию"
  • Школьному психологу
Описание:

Данная программа разработана в целях оказания психолого-педагогической помощи младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации.

Цель программы – устранение причин, из-за которых учащиеся испытывают трудности в учении, путем развития общих способностей к учению и коррекции индивидуальных недостатков развития.

Контингент детей.

Программа рассчитана на детей 7-15 лет, испытывающих трудности обучения по основным школьным предметам.

Автор Марина Владимировна Путилина
Дата добавления 03.05.2016
Раздел Школьному психологу
Подраздел Планирования
Просмотров 247
Номер материала MA-066703
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓