Главная / Русский язык и литература / Программа подготовки к ОГЭ низкомотивированных учащихся

Программа подготовки к ОГЭ низкомотивированных учащихся

Программа разноуровневой подготовки к ОГЭ (базовый уровень).

8 класс.

Пояснительная записка.

Программа разноуровневой подготовки составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов о предпрофильной подготовке в школьном образовательном процессе и рассчитана на 35 часов.

Основная цель обучения - научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень точности и лаконичности связной речи.

Реализация данного курса позволит тщательно подготовиться к выполнению части С1 аттестационной работы за курс основной школы, отработать технологию написания изложения, приемы компрессии текст.

Сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением, из применяющихся с целью развития речи школьников, и вводится позже других. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.

Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике. Программа подготовки позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения, что не предусмотрено программой по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы). На занятиях можно вести и психологическую подготовку выпускников к итоговой аттестации, организовать практикумы по само- и взаимопроверке и оценке пробных изложений.

Анализ современных программ по русскому языку (раздел «Связная речь») и развитию связной речи учащихся общеобразовательных школ показал, что в программах не содержится законченной, стройной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это доказывает необходимость создания такой системы работы с учащимися в условиях подготовки к итоговой аттестации в новой форме.

Задачи программы:


  • развивать логическое мышление учащихся;

  • обучать умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

  • сформировать общеучебные умения – работа с книгой, со справочной литературой,;

  • совершенствовать навыки письма и чтения.

  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

  • обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

  • совершенствовать рецептивно-аналитические текстовые умения, в частности умение проводить различные виды анализа текста: содержательно-композиционный, стилистический, типографический, анализ способов и средств связи предложений, полный и комплексный анализ текста;

  • формирование умения создавать тексты различных стилей и жанров с опорой на речеведческие знания.



Формы и методы обучения:



  • Проблемный диалог;

  • Лекции учителя;

  • Работа с учебником;

  • Обучение в диалоге, в ходе которого учитель организует детей на совместный поиск знаний; 

  • Выработка необходимых навыков и умений на основе чётких алгоритмов; 

  • подача и оценивание качества усвоения учебного материала в виде тематических блоков.


II. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ занятий в 8 КЛАССЕ

Дата

Тема

Вид деятельности

Кол-во час

1


Вводное занятие. Цели и задачи курса. Понятия «текст», «главная мысль текста».

теоретический практикум , словарная работа конспектирование

1

2


Особенности экзаменационной работы за курс основной школы. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. Практикум по выполнению тестовых заданий.

знакомство с образцами КИМов тестирование взаиморецензиро-вание

1

3


Понятие об изложении. Виды изложений. Алгоритм написания изложения

составление алгоритма написания изложения

1

4


Упражнения для подготовки учащихся к написанию изложения. Упражнения на сравнение исходного текста с его изложением

упражнения, групповая работа информационная переработка письменного текста

1

5


Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Анализ текста.

анализ текста

1

6


Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение текста

составление плана текста,

абзацное членение текста

1

7


Составление плана текста. Пересказ содержания текста по составленному плану. Упражнения для подготовки учащихся к изложению

составление плана текста ,пересказ , разноуровневые упражнения

1

8


Подготовка рабочих материалов к изложению текста Выделение микротем. Составление плана.

выделение микротем в тексте, составление плана

1

9


Подготовка рабочих материалов к изложению текста Словарная работа. Изложение каждой микротемы . Анализ черновых работ. Исправление недочетов.

словарная работа, изложение, анализ изложений по критериям оценивания сжатого изложения

1

10


Понятие «сжатое изложение». Особенности сжатого изложением.

конспектирование словарная работа


1

11


Приемы компрессии текста. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации.

практикум

1

12


Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее)

упражнения

1

13


Свёртывание исходной информации за счёт замены

упражнения

1

14


Свёртывание исходной информации за счёт исключения повторов, синонимов

упражнения

1

15


Практикум по сокращению текста с использованием приемов компрессии

практикум, групповая работа

1

16


Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения

практическая работа.

1

17


Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения

самостоятельная работа.

1

18


Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом

работа над ошибками. редактирование текста.

1

19


Обучающее изложение «Как делаются слова».

обучающее изложение

1

20


Обучающее изложение «Как делаются слова».

обучающее изложение

1

21


Обучающее изложение «Как делаются слова».

обучающее изложение

1

22


Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения.

работа с памяткой для анализа изложения

1

23


Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок» . Речевые ошибки

классификация речевых ошибок

1

24


Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок». Грамматические ошибки

классификация грамматических ошибок

1

25


Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения.

написание сжатого изложения

1

26


Работа над ошибками с использованием памятки « Как работать над сжатым изложением. Написание изложения

работа над ошибками




1

27


Проверка и оценка изложения

анализ изложений по критериям оценивания сжатого изложения

1

28


Психологический тренинг « Боремся со стрессом»

тренинг

1

29


Контрольное изложение.

контроль знаний и умений

1

30


Контрольное изложение.

контроль знаний и умений

1

31


Контрольное изложение.

контроль знаний и умений

1

32


Контрольное изложение.

контроль знаний и умений

1

33


Проверка и оценка изложений. Работа над ошибками

анализ изложений по критериям оценивания сжатого

1

34-35


Итоги учебного курса . Оценка уровня речевого развития учащихся на конец обучения.

дискуссия, подведение итогов деятельности

2



Итого

35

Содержание программы учебного курса

1.Вводное занятие. Цели и задачи курса (1ч)

Цели и задачи курса. Понятия «текст», «главная мысль текста». Устный пересказ текстов. Выделение главной мысли.

2. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. (1ч) Особенности экзаменационной работы за курс основной школы. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. Практикум по выполнению тестовых заданий. Мини-сочинение «Скоро экзамен. Мои первые впечатления». Оценка уровня подготовки учащихся к итоговой аттестации на начало обучения.

3.Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения. (2ч) Понятие об изложении. Виды изложений. Алгоритм написания изложения. Упражнения для подготовки учащихся к изложению. Упражнения на сравнение исходного текста с его письменным изложением. Анализ ученического изложения. Работа над ошибками.

4.Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. (1ч) Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста: - определить тему текста, - пе­ресказать его содержание, -ответить на вопросы: кто действующее лицо, что про­изошло (или описывается, или доказывается), почему, где, когда и т. д., -восстано­вить последовательность эпизодов -определить общий смысл текста: что хотел сказать автор, -какова главная мысль текста, каково отношение автора к проблеме, поставленной в тексте. Понятие «авторский стиль изложения». Упражнения для подготовки учащихся к изложению

6. Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение. (2ч.) Искусство слушать текст. Как составить план текста. Основные пункты плана. Последовательность событий. Выделение микротем. Упражнения в абзацном членении текста. Коллективная работа – составление плана текста. Пересказ содержания текста по составленному плану. Упражнения для подготовки учащихся к изложению

7. Подготовка рабочих материалов к изложению (2ч) Подготовка рабочих материалов к изложению. Выделение микротем. Составление плана. Словарная работа. Изложение каждой микротемы. Анализ черновых работ. Исправление недочетов.

8.Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения. (1ч)

Понятие «сжатое изложение». Особенности сжатого изложения. Сравнение текста полного изложения с текстом сжатого изложения, написанному по одному исходному тексту. Практикум по сокращению текста.

9. Приемы компрессии текста. (5ч)

Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. – 1ч Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее) -1ч Замены: -замена однородных членов обобщающим наименованием; -замена фрагмента предложения синонимичным выражением; -замена предложения или его части указательным местоимением; -замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; -замена сложноподчинённого предложения простым -1ч Исключения: -исключение повторов; исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких из синонимов. Слияния: -слияние нескольких предложений в одно и т.д.- 1ч Практикум по сокращению текста с использованием приемов компрессии.-1ч

10.Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения. (1ч) Словарная работа. Выделение микротем. Составление плана. Компрессия текста. Изложение каждой микротемы на черновике. Работа над ошибками с использованием памятки «Как работать над сжатым изложением».

11.Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения. (1ч) Написание сжатого изложения.

12. Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом.(1ч)

13. Обучающее изложение «Как делаются слова». (3ч) (Разработка урока дана в пособии И.Д.Морозовой «Виды изложений и методика их проведения», М. «Просвещение», 2010г. )

14.Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения. (1ч)

Проверка и оценка сжатого изложения. Критерии оценивания задания С1:-содержание изложения, -наличие сжатия исходного текст -смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Рассмотрение системы оценивания задания С1

Памятка для анализа изложения. Упражнения для подготовки учащихся к изложению

15.Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок» (2ч) Рекомендации по квалификации ошибок.

16.Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения. (2ч) Словарная работа. Выделение микротем. Составление плана. Компрессия текста. Изложение каждой микротемы на черновике. Работа над ошибками с использованием памятки « Как работать над сжатым изложением. Написание изложения

17.Проверка и оценка изложения. (1ч)

18.Психологический тренинг « Боремся со стрессом»(1ч)

19.Контрольное изложение. (4ч)

20.Проверка и оценка изложения. Работа над ошибками(1ч)

21. Итоги учебного курса. Оценка уровня подготовки учащихся к итоговой аттестации на конец обучения.(2ч)

В результате изучения данного курса учащиеся должны приобрести следующие умения:

1.

Умение адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).

2.

Умение сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

3.

Умение обрабатывать информацию звучащего текста.

4.

Умение адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).

5.

Умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме.

6.

Умение интерпретировать информацию прочитанного текста.

7.

Умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента.

8.

Умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

9.

Умение последовательно излагать собственные мысли.

10.

Умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи.

11.

Умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка.

12.

Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.



Общеучебные умения и навыки:

  • Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста

  • Анализировать, сопоставлять и классифицировать изучаемый языковой материал

  • Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач;

  • Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

  • Извлекать необходимую информацию из различных источников;

  • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни

Виды самостоятельной работы учащихся:

  • лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;

  • смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:

  • составление плана текста;

  • пересказ текста по плану;

  • продолжение текста;

  • редактирование;

  • конспектирование;

  • аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов , установление смысловых частей текста, определение их связей);

  • создание собственных письменных текстов;

  • работа с учебно- научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;

  • работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей;

  • комплексная работа с текстом по типу ГИА, ЕГЭ.



Средства обучения: учебники, электронные учебники, рабочие тетради, компьютеры, мультимедиапроектор.

Учебная и учебно-методическая литература:

для учащихся:

  1. М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос. В. В. Львов, Н. Н. Сергеева. М. С. Соловейчик. М.: Просвещение, 2010.

  2. Электронные учебники по русскому языку.

для учителя:

  1. Русский язык. Тестовые задания к основным учебникам. 8 класс под редакцией М. А. Бабуриной, Т. В. Губернской. М., «Эксмо». 2010г.

  2. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. Л. М. Кулаева. М., «Экзамен». 2009г.

  3. Русский язык. Тесты для текущего и обобщающего контроля. Авт-сост. Н. Ф. Ромашина.

  4. Волгоград «Учитель». 2008г.

  5. Диктанты и изложения для учащихся 5-8 классов.Авт-сост. Л. Н. Ситникова. Волгоград «Учитель» 2009г.

Дополнительные ресурсы:

  1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьн абитуриентов.

  2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших кл: абитуриентов.

  1. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

  2. Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

  3. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий.

  4. Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 абитуриентов. Возраст: 5-11 классы.


































Программа подготовки к ОГЭ низкомотивированных учащихся
  • Русский язык и литература
Описание:

Данный элективный курс по русскому языку предназначен для подготовки низкомотивированных учащихся к ОГЭ.

Программа разноуровневой подготовки составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов о предпрофильной подготовке в школьном образовательном процессе и рассчитана на 35 часов.

Основная цель обучения - научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень точности и лаконичности связной речи.

Реализация данного курса позволит тщательно подготовиться к выполнению части С1 аттестационной работы за курс основной школы, отработать технологию написания изложения, приемы компрессии текст.

Автор Петрова Оксана Леонидовна
Дата добавления 31.05.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 1922
Номер материала 59801
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓