Главная / Другое / программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" (1-4 класс)

программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" (1-4 класс)

Аннотация

Программа разработана для реализации в течение с 2013 по 2017 учебный год и рассчитана на учащихся 1-4 классов. Я, Носовцева Галина Кузьминична, учитель начальных классов МОУ «КСШ№2» составила свою программу «Я - исследователь», которая направлена на повышение статуса учебно-исследовательской деятельности у учащихся на основе современного передового педагогического опыта и опыта воспитательной работы. Предлагаемая программа определяет цель, задачи, формы и методы работы по организации учебно-исследовательской деятельности в начальных классах, может содействовать качественной организации педагогических и воспитательных подходов к его осуществлению в интересах создания благоприятных условий для индивидуального развития творческих способностей ребёнка, создаёт условия для работы с семьёй.


Пояснительная записка

Начало XXI века требует от образованных людей способности самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные производственные и социальные проблемы. Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельности, инициативности, творческого мышления, способности разбираться в ситуации и находить правильное решение. Это значит, что школа сегодня, говоря словами А.Б. Воронцова, не может только "давать" знания, умения и навыки, то есть служить раздаточным пунктом, складом готовых знаний". Ребенок, поставленный в позицию ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние задания, не в состоянии справиться с новыми требованиями, выдвигаемыми жизнью, т. к. прежде всего он исполнитель, вооруженный суммой знаний. Поэтому задачей современной школы становится формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за них, находить пути их реализации. Успешно эта задача может решаться только комплексно через урочную, дополнительную общеобразовательную деятельность, работу с семьей, социумом.

Актуальность дополнительной общеобразовательной программы

обусловлена тем, что она способствует развитию ценностного, интеллектуального и творческого потенциала младших школьников, является средством их организации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

Важная составляющая этой работы правильно организованная учебно-исследовательская деятельность. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом учебно-исследовательской деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Но жёсткие требования учебных программ и ограниченность учебного времени приводят к тому, что основной акцент на уроках все-таки делается на усвоение знаний. Поэтому, исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться на внеклассных и дополнительных занятиях. Наиболее перспективным и интересным в этом отношении является объединение дополнительного образования учащихся. Именно оно позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создаёт условия для работы с семьей, общению детей и взрослых, их самовыражению и самоутверждению, развитию творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Практическая значимость дополнительной общеобразовательной программы

заключается в том, что учащиеся и родители получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции учёных, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Программа направлена на интеллектуальное развитие и личностный рост ребенка. Она учит детей тому, как правильно проводить любую исследовательскую работу.



Данная дополнительная общеобразовательная программа является дополнением

к курсу «Окружающий мир» и направлена на воспитание исследовательской и экологической культуры учащихся в отношении природной среды.

Дополнительная общеобразовательная программа модифицированная

Она является дополнением к курсу «Окружающий мир», опирается на программу исследовательского обучения младших школьников автора А. И. Савенкова. Поэтому было изменено содержание программы, тематика экспериментов и практических работ.

Некоторые темы из основной программы мною были убраны, потому что требуют исследований, которые нецелесообразно проводить в данном возрасте.

1.«Составление аннотации к прочитанной книге, картотек». (1 год)

2.Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» (1 год)

3.Выяснение значения снегового покрова для растений и животных.(2 год)

4. Состояние атмосферного воздуха территории и окрестностей.(3 год)

5.Становление аптекарского дела. (4 год)


Новизна

программы заключается в комплексном подходе, неразрывная связь теории и практики, что, несомненно, повлияет на круг интересов младших школьников.


Программа творческого объединения "Я - исследователь" - естественнонаучной направленности.

Цель дополнительной общеобразовательной программы

формирование первоначальных исследовательских умений учащихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных).

Задачи дополнительной общеобразовательной программы

1. обучающие:

  • ознакомить учащихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании;

  • обучить основам оформления работ;

  • расширить кругозора по естествознанию;

2. развивающие:

  • развивать у учащихся способности аналитически мыслить: сравнивать, классифицировать, обобщать собранный материал;

  • развивать коммуникативную компетентность учащихся, умение

презентовать работу;

3.воспитательные:

воспитывать детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;

воспитывать юных исследователей природы, бережное отношение к ней.



Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной программы

Накопление опыта учеников происходит с опорой на наглядные представления, на воспроизведение их в реальности. Система исследовательских работ способствует освоению учащимися нравственных и материальных ценностей, давая необходимые представления об окружающем мире.

Эта работа способствует коллективному переживанию, сплачивает ребят, родителей, укрепляет дух товарищества, взаимопонимания, даёт возможность поделиться друг с другом знаниями, узнать, что интересует других детей. Большие возможности заложены в творческих работах детей, исследованиях , которые требуют выражения личного отношения ребенка к проделанной работе.

Основные принципы реализации дополнительной общеобразовательной программы

- научность;

- доступность;

- добровольность;

- партнерство, творчество и успех.


Этапы реализации дополнительной общеобразовательной программы

Программа включает два основных блока:

I блок –теоретический

II блок – практический

Практический и теоретический блоки сочетаются в процессе изучения материала.

Проектно-исследовательская деятельность школьников организуется по следующим направлениям:

«Тренинг» включает специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.

«Исследовательская практика» предполагает проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

«Мониторинг» включает содержание и организацию мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.)


Общая характеристика содержания направлений

Тренинг

В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащихся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним мы относим знания, умения и навыки:

  • видеть проблемы;

  • ставить вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • проводить эксперименты;

  • делать умозаключения и выводы;

  • структурировать материал;

  • готовить тексты собственных докладов;

  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


Это направление изучается с первых занятий в 1 классе.


Исследовательская практика

Основное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и творческих проектов. Это направление выступает центральным.


Мониторинг

Эта часть программы меньше других по объёму, но она также важна, как и две предыдущие. Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована дополнительная общеобразовательная программа

Учащимся начальных классов, возраст 6,5- 10 лет, проявляющим интерес к предметам естественнонаучного направления. Группа состоит из обучающихся класса и носит переменный характер. Набор детей в группу свободный по желанию. Число обучающихся в группе 15-16 человек. Оптимальный вариант для результативной работы.

Режим занятий

Данная программа рассчитана на 135 часов; в год: 1 класс 33 часа; 2-4 класс 34 часа; в неделю 1 час;

Занятия в учебное и каникулярное время.

Предложенное распределение часов примерное, может корректироваться в зависимости от уровня развития детей, их интересов.

Продолжительность занятий: 1 класс 1 полугодие – 35 минут; 1 класс 2 полугодие, 2–4 классы – 45 минут.

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы

4 года (2013- 2017)

В рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы предусмотрены следующие формы занятий с учащимися

  • занятия лекционного типа с демонстрацией таблиц, фотографий, слайдов видеофильмов и другого иллюстративного материала;

  • беседы, дискуссии, эксперименты;

  • групповая и индивидуальная практическая работа;

  • самостоятельная работа с литературой;

  • индивидуальные консультации;

  • экскурсии, наблюдение;

  • работа в компьютерном классе;

  • защита исследовательских работ;

  • учебно-исследовательские конференции.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки

Учащиеся должны знать:

  • основные особенности проведения исследований разных видов;

  • методы исследования:

  • правила выбора темы и объекта исследования;

  • правила работы с источниками получения информации.

Учащиеся должны уметь:

  • видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

  • работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

  • проводить эксперимент;

  • оформлять исследовательскую работу;

  • выступать с результатами исследование перед публикой.

Формы проверки

- Анкетирование - конец года (Приложение);

- Доклад (Приложение);

- Мониторинг - в конце полугодия (Приложение);

- Педагогический мониторинг самооценки факторов риска ухудшения здоровья учащихся, автор Н.К.Смирнов - 3 класс (Приложение);


- Презентация (3-4 классы в конце полугодия);

- Защита проекта (со 2 класса в конце полугодия).

Ожидаемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы

- расширить кругозор по естествознанию;

- умение получать первичные сведения из научной литературы и справочников;

- умение обобщать, анализировать и классифицировать изучаемый материал;

- знание структуры исследовательской работы, плана подготовки и организации исследования;

- умение работать в группе, прислушиваться к мнению других, отстаивать собственную точку зрения;

- владение планированием и постановкой опыта, эксперимента;

- бережно относиться к природе;

- умение представить работу.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы

защита исследовательских работ, участие в научно-исследовательских конференциях, участие в различных конкурсах.

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников



  • альбом,

  • газета,

  • гербарий,

  • журнал, книжка-раскладушка,

  • коллаж,

  • коллекция,

  • костюм,

  • макет,

  • модель,

  • музыкальная подборка,

  • наглядные пособия,

  • паспарту,

  • плакат,

  • план,

  • серия иллюстраций,

  • сказка,

  • справочник,

  • стенгазета,

  • сувенир-поделка,

  • сценарий праздника,

  • учебное пособие,

  • фотоальбом,

  • экскурсии




Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы

1 год обучения

тема

Общее количество часов

В том числе

теоретические

практические

Тренинг.

Введение в исследовательскую деятельность.

20

6,5

13,5

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

2

0,5

1,5

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

3

0,5

2,5

Наблюдение и наблюдательность.

2

0,5

1.5

Что такое эксперимент?

1

1


Планирование работы.

1


1

Подбор необходимой литературы.

2

1

1

Основные методы исследования. Как задавать вопрос.

2

0,5

1,5

Учимся выделять главное и второстепенное.

2


2

Обучение анкетированию, социальному вопросу.

2

0.5

1.5

Обобщение полученных знаний.

1

1


Как сделать сообщение о результатах исследования?

1

1


Оформление работы.

1


1

Исследовательская практика. Растения в твоём доме.

13

4

9

Разнообразие комнатных растений.

3

1

2

Требования комнатных растений к условиям жизни.

6

2

4

Правила ухода за растениями

4

1

3

Итого

33








Содержание дополнительной общеобразовательной программы

1 год обучения

Задачи:

  1. формирование представления об исследовательской деятельности;

  2. обучение основам оформления работ;

  3. учить правилам ухода за растениями.

1. Введение в исследовательскую деятельность.

Что такое исследование? Формы и методы организации исследовательской работы Источники получения информации. Особенности чтения научно-популярной литературы. Что такое эксперимент? Основы научного исследования. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы. Отбор и анализ научно-популярной литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. Обработка и оформление результатов экспериментальной работы.

2. Растения в твоём доме.

Разнообразие комнатных растений. Работа с атласом-определителем. Знакомство с требованиями комнатных растений к условиям жизни. Правила ухода за растениями.

Практическая работа: организация озеленения школьного кабинета (работа с термометром, посадка растений).


Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы

2 год обучения


тема

Общее количество часов

В том числе

теоретические

практические

Исследовательская практика.

Метеорология.

10

4,5

5,5

Метеорология как наука.

2

1

1

Простейшие метеорологические приборы.

2

0,5

1,5

Отчего зависят осадки?

4

2

2

Народные приметы.

2

1

1

Природа живая и неживая.

11

7

4

Мхи и лишайники.

5

3

2

Лесные жители – муравьи.

3

2

1

Значение снежного покрова для растений и животных.

3

2

1

Природа как единое целое.

8

4

4

Человек и природа.

4

2

2

Выжигание травы – польза или вред.

4

2

2

Мониторинг.

Индивидуальные консультации.

6

3

3

Подготовка детских работ

4

1

3

Защита исследовательских работ.

2

2


Итого

34





Содержание дополнительной общеобразовательной программы

2 год обучения

Задачи:

1. воспитание юных исследователей природы, бережного отношения к ней;

2. развитие коммуникативной компетентности учащихся, умения

презентовать работы;

1. Метеорология.

Метеорология как наука. Простейшие метеорологические приборы: флюгер, барометр, гномон Народные приметы и погода.

Практическая работа: зависимость осадков от направления ветра и давления воздуха.

2. Природа живая и неживая.

Связь живой и неживой природы. Мхи и лишайники, влияние на лишайники загрязненности воздуха. Роль муравьев в снижении численности насекомых, опасных для леса.

Практическая работа: проведение экскурсий, наблюдение за лишайниками.

3. Природа как единое целое.

Влияние деятельности человека на природу. Охрана природы -всенародная задача. Необходимые меры охраны природы.

Практическая работа: наблюдение за двумя участками для выяснения пользы и вреда выжигания травы.

4. Индивидуальные консультации.

Подготовка детских работ к защите. Помощь в оформлении исследовательских работ.

5. Защита исследовательских работ.

Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном. Участие в различных конкурсах.








Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы

3 год обучения


тема

Общее количество часов

В том числе

теоретические

практические

Исследовательская практика.

Целебные факторы природы.

12

5,5

6,5

Солнце.

2

1

1

Воздух.

2

0,5

1,5

Вода.

4

2

2

Минеральные воды – природный дар.

2

1

1

Лес как источник здоровья.

2

1

1

Пищевые продукты, их ценность.

4

3

1

Питательные вещества, пищевые продукты.

2

2


Значение продуктов питания для здоровья человека.

2

1

1

Растения в пищевом рационе человека.

12

7

5

Овощи и фрукты в питании человека.

2

1

1

Плодово-ягодные растения в рационе питания человека.

1


1

Дикорастущие и малораспространённые плодово-ягодные растения.

2

2


Правила заготовки плодово-ягодных растений

1


1

Овощные культуры.

2

1

1

Злаковые хлебные и крупяные культуры.

2

1

1

Дикорастущие съедобные растения

1

1


Рациональное питание и здоровье человека.

1

1


Животные и продукты животноводства в пищевом рационе человека.

6

4

2

Мясная продукция в питании человека

1

1


Молочная продукция.

1

1


Продукты пчеловодства.

1

1


Мониторинг.

Оформление презентации.

1


1

Мини конференция.

1


1

Анализ исследовательской деятельности.

1

1


Итого

34



Содержание дополнительной общеобразовательной программы

3 год обучения

Задачи:

1.расширение кругозора по естествознанию;

2. формирование умения владения планированием и постановкой опыта, эксперимента;

3. обучение основам оформления работ;

1.. Целебные факторы природы

Солнце. Солнце как источник жизни на Земле. Значение солнечного света для состояния здоровья человека. Способы и правила принятия солнечных ванн, загара. Искусственный загар. Влияние загара на состояние здоровья человека. Профилактика и оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе и солнечных ожогах. Озоновые дыры. Радиация.

Воздух. Воздух как компонент природы. Состав атмосферного воздуха. Чистый воздух — залог здоровья человека. Факторы загрязнения атмосферного воздуха. Загрязнение воздушной среды как фактор ухудшения состояния здоровья человека. Способы и условия чистоты воздуха. Охрана чистоты воздуха — охрана здоровья.

Лишайники как природные индикаторы чистоты воздуха.

Практические работы: определение состояния воздуха по лишайникам;

Экологическая подвижная игра «Очистим воздух». Игра «Да нет».

Вода. Вода как компонент природы. Вода и здоровье. Виды загрязнений воды, их опасность. Проблема кислотных дождей, их опасность для человека. Опасность для здоровья человека употребления сырой воды.

Закаливающий эффект воды. Моржевание. Правила закаливания.

Рациональное использование и охрана водных ресурсов. Проблема пресных питьевых вод. Экономия воды в быту.

Лабораторная работа: определение состояния воды, исследование проб воды под микроскопом.

Практическая работа: роль человека в превращении чистой воды в отходы.

Игры «Можно нельзя», «Самооценка».

Демонстрация видеофильма «Великая тайна воды».

Экскурсия на станцию очистки воды «Превращение мёртвой воды в живую».

Минеральные воды — природный дар. Правила употребления человеком минеральной воды. Влияние газированных напитков на здоровье человека.

Практическая работа «Дегустация минеральных вод».

Лес как источник здоровья. Лес как компонент природы. Лес как экосистема. Лес — богатство человечества. Значение леса для человека и для природы. Необходимость защиты и охраны лесных богатств.

Дидактическая игра «Раздели на группы».

Прогулка в парк отдыха. Знакомство с лесными культурами.

Развивающая игра «Зелёные разведчики».

2. Пищевые продукты, их ценность.

Питательные вещества, пищевые продукты. Основные питательные вещества: белки, жиры, углеводы. Обязательные питательные вещества: органические кислоты, витамины, макроэлементы, микроэлементы и вода. Их значение.

Пищевые продукты. Животные и растительные продукты как источники питательных веществ и энергии. Качество пищевых продуктов. Содержание в пищевых продуктах нитратов, фосфатов, гербицидов, радионуклидов и т. п. Профилактика и первая помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация видеофильма «Экологическое сельское хозяйство».

Игра «Да нет».

Значение продуктов питания для здоровья человека.

Продукты питания как фактор здоровья человека. Качество продуктов питания. Умение читать информацию на упаковке товара. Химические добавки в продуктах и их обозначение цифровыми кодами. Проблема утилизации упаковки.

Суточный пищевой рацион человека: завтрак, обед и ужин. Периодичность питания человека в течение дня. Понятие диеты. Функции и правила соблюдения диеты в укреплении здоровья человека. Правила составления различного меню.

Пищевая аллергия и её признаки. Продукты, вызывающие аллергию.

Практическая работа «Определение степени полезности или вредности распространённых продуктов питания».

Демонстрация видеофильма «Червяк учит школу».

3. Растения в пищевом рационе человека

Овощи и фрукты в питании человека. Значение растительной пищи для здоровья человека. История окультуривания некоторых растений. Центры происхождения культурных растений. Деление растений на группы по их использованию.

Дидактическая игра «Раздели на группы».

Плодово-ягодные растения в рационе питания человека. Яблоня, груша. Вишня, черешня, слива, алыча — полезные лакомства.

Путешествие в ягодный сад. Смородина чёрная, красная, белая, крыжовник, земляника в рационе питания человека. Биологические особенности ягод. Содержание полезных веществ в плодах и других частях ягодных растений. Значение ягодных растений для здоровья человека. Сорта плодово-ягодных растений.

Лабораторная работа: определение содержания витамина С в яблоках.

Игра «Давайте познакомимся!».

Дикорастущие и малораспространённые плодово-ягодные растения. Жимолость синяя съедобная, голубика высокорослая, клюква крупноплодная, шиповник, виноград — новые и редкие гости в наших садах. Биологические особенности. Значение для человека.

Игровое занятие «Лесовичок приглашает».

Правила заготовки плодово-ягодных растений. Назначение, виды и способы заготовки и переработки плодов и ягод с учётом сохранения ценных питательных веществ. Технология сбора и переработки отдельных плодов и ягод.

Конкурс знаний учащихся «Плодово-ягодный коктейль».

Овощные культуры. Многообразие овощных культур и деление на группы по разным критериям: по значению для человека, по признаку использования той или иной части растения, по способам использования, по биологическим особенностям и др.

Клубнеплоды. Представители: картофель, топинамбур. Значение для человека.

Корнеплоды. Представители: редька, репа, морковь, петрушка, свекла, редис, сельдерей, пастернак и др. Значение для человека.

Плодовые овощные культуры. Огурец, кабачок, патиссон, тыква, томат, перец, баклажан, физалис и др. Их значение для здоровья человека.

Капустные овощные растения: капуста белокочанная, краснокочанная, цветная капуста, кольраби, брокколи, пекинская (салатная) и другие. Значение для человека.

Зеленные культуры. Их многообразие: шпинат, листовой салат, листовая петрушка, сельдерей, пастернак, любисток, спаржа, кориандр, щавель, ревень, лебеда садовая, горчица листовая, укроп и др. Значение для питания человека.

Пряно-ароматические овощные растения: анис, базилик, любисток, иссоп, змееголовник, кресс-салат, майоран, эстрагон, хрен, катран, кориандр, мелисса, мята, шалфей, чабер, тмин, тимьян, розмарин, рута, нигелла, фенхель и др. Значение для питания человека.

Лабораторные работы: определение содержания крахмала в клубнях картофеля; изучение основных признаков белокочанной капусты.

Дегустация некоторых видов корнеплодов. Дегустация капусты и блюд из неё. Конкурс «Кулинарные знатоки».

Дидактическая игра «Раздели на группы». Обучающая игра «Овощное лото».

Злаковые хлебные и крупяные культуры. Значение злаковых культур. Их многообразие. Знакомство с истерией возникновения хлеба и развитием хлебной промышленности. Необходимость бережного отношения к хлебобулочным изделиям. Многообразие и пищевая ценность изделий из круп.

Беседа «Хлеб — всему голова».

Конкурс знаний «Как растёт хлеб?»

Дикорастущие съедобные растения. Многообразие дикорастущих съедобных растений: одуванчик, цикорий, сныть, пастушья сумка и другие. Их пищевая ценность. Правила сбора дикорастущих съедобных растений: время, место, технология.

Рациональное питание и здоровье человека. Правила рационального питания. Значение продуктов питания растительного происхождения для здоровья человека.

Практическая работа: составление суточного рациона питания школьника.

Конкурсная программа «Щи да каша пища наша».

4. Животные и продукты животноводства в пищевом рационе человека

Мясная продукция в питании человека. Мясо как компонент рациона питания человека. Разнообразие видов мяса в рационе питания человека. Пищевая ценность мяса. Зависимость употребления человеком мяса различных животных от культурных, религиозных и национальных традиций. Зависимость питательной ценности мяса от способа приготовления.

Молочная продукция. Молоко как компонент рациона питания человека. Виды молока. Их пищевая и питательная ценность. Разнообразие молочной продукции в рационе питания человека. Диетические виды молочной продукции: козье молоко, кумыс, йогурт и т. д. Значение молочных и молочнокислых продуктов для здоровья человека.

Практическая работа: дегустация отдельных молочных и молочнокислых продуктов с обсуждением их питательной ценности.

Продукты пчеловодства. Продукты пчеловодства как компонент рациона питания человека. Классификация продуктов пчеловодства. Мёд. Виды мёда. Значение мёда для здоровья человека. Общие правила потребления человеком некоторых продуктов пчеловодства, правила приёма мёда в лечебных целях.

Практическая работа: дегустация мёда.

5 .Итог

Оформление презентации.

Работа на компьютере – создание презентации.

Мини конференция по итогам собственных исследований.

Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Анализ исследовательской деятельности.

Анализ своей проектной деятельности.



Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы

4 год обучения


тема

Общее количество часов

В том числе

теоретические

практические

Исследовательская практика. Факторы укрепления здоровья человека.

14

7,5

6,5

Медицина.

2

1

1

Режим дня.

2

0,5

1,5

Гигиена.

3

1

2

Правила осанки как фундамент здоровья.

3

1

2

Влияние моды на здоровье.

2

2


Гиподинамия как проблема современного общества.

2

2


Органы чувств человека и восприятие окружающего мира.

16

9

7

Эмоциональное восприятие природы как фактор влияния на здоровье человека.

3

2

1

Органы чувств человека. Зрение.

2

1

1

Вкус.

2

1

1

Слух.

2

1

1

Обоняние.

2

1

1

Осязание.

2

1

1

Ощущение окружающего мира органами чувств.

3

2

1

Мониториг.

Анализ исследовательской деятельности

1

1


Защита проектов перед одноклассниками.

1

1


Выступление на конференции.

1

1


Итого

34













Содержание дополнительной общеобразовательной программы

4 год обучения

Задачи:

1расширение кругозора обучающихся;

2.развитие у учащихся способности аналитически мыслить: сравнивать, классифицировать, обобщать собранный материал;

3. участие в научно-исследовательской конференции.

1.Факторы укрепления здоровья

человека

1. Медицина. История развития медицины от древности до наших дней. Известные люди в медицине. Влияние качества жизни людей на состояние здоровья.

Экскурсия в музей истории медицины.

2. Режим дня. Понятие режима дня. Его значение для жизни человека. Биологические часы и самочувствие человека.

Практическая работа: составление оптимального режима дня школьника.

Игры «Чьё это?», «Логическая цепочка», «Завершите фразу».

3. Гигиена. Понятие гигиены. Функции гигиены в жизни человека. Правила гигиены. Механизмы переноса инфекции от человека человеку. Значение гигиены для человека. Личная и общественная гигиена. Зависимость здоровья человека от состояния среды обитания.

Игры «Завершите фразу», «Самооценка».

4.Правильная осанка как фундамент здоровья. Правильная осанка как критерий и фактор здоровья человека. Упражнения на развитие костно-мышечной системы. Значение физкультуры.

Первая помощь при переломах, вывихах, растяжениях.

Практические работы: гигиеническая оценка осанки; упражнения для развития правильной осанки; учимся правильно сидеть, ходить, лежать, поднимать тяжести; определение общей выносливости и физической работоспособности организма; получение экспериментальных данных на конец учебного года.

5. Влияние моды на здоровье. Понятие моды. Требования моды и требования гигиены к одежде, аксессуарам, обуви, внешнему виду человека. Основные гигиенические требования к внешнему виду школьника.

Диспут «Красота страшная сила». Интерактивная игра «Чьё это?». Игра «Логическая цепочка».

6. Гиподинамия как проблема современного общества. Необходимость подвижного образа жизни для сохранения здоровья. Систематизация основных понятий, ведущих идей раздела.

Спортивно-познавательная программа «Если хочешь быть здоров».

2. Органы чувств человека и восприятие окружающего мира

1. Эмоциональное восприятие природы как фактор влияния на здоровье человека. Эмоциональное благополучие человека как составляющая часть его здоровья. Наблюдение за красотой весенней природы, приметами пробуждающейся природы. Восприятие окружающего мира с помощью различных органов чувств. Накопление положительных эмоций.

Прогулка в природу «Весенняя палитра природы».

2. Органы чувств человека. Зрение. Значение органов чувств, их функционирование. Гигиена органов чувств, их защита, тренировка.

Зрение. Значение зрения для человека. Гигиена органов зрения. Нарушение зрения и его причины. Факторы, снижающие зрение. Дальтонизм. Близорукость. Дальнозоркость. Цветотерапия.

Практическая работа: Упражнения для тренировки зрения.

Игра «Живая картина».

3.Вкус. Гигиена полости рта. Выбор зубной щетки и уход за ней. Уход за зубами. Пищевые продукты и состояние ротовой полости человека. Влияние жевательной резинки на состояние зубов и пищеварительной системы человека.

Практические работы: определи по вкусу; определение и объяснение выбора здоровых продуктов питания и напитков из предложенного набора. Обсуждение различных точек зрения.

4. Слух. Значение и гигиена органов слуха. Факторы, ухудшающие слух. Нарушение слуха. Звукотерапия.

Игра «Испорченный телефон».

5. Обоняние. Значение запахов в жизни человека. Гигиена органов обоняния. Ароматерапия.

Практическая работа: определи по запаху.

6. Осязание. Тактильная система. Значение тактильных ощущений в жизни человека. Кожная чувствительность и другие функции кожи. Профилактика и первая помощь при повреждениях кожи (обморожение, различные ожоги, кровотечения). Кожа — экран здоровья. Гигиена кожи.

Практическая работа: узнай по прикосновению.

7. Ощущение окружающего мира органами чувств. Органы чувств человека. Их значение. Взаимосвязь состояния здоровья человека и функционирования его органов чувств. Систематизация основных понятий, ведущих идей раздела.

Практическая работа: догадайся, что это? (определение чего-либо ограниченным количеством сенсорных систем).

3. Итоги работы

1. Итоги исследований членов творческого объединения за учебный год.

Систематизация ведущих идей занятий .















Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы


В качестве учебно-методических пособий к программе для педагогов рекомендуются следующие:

  1. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара, Издательство «Учебная литература», 2004.

  2. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения. — М., Академия, 2005.


Для детей:

  1. Савенков А. И. Я - исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара, Издательство «Учебная литература», 2005.

  2. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.


1. Учебные пособия:

- натуральные пособия, реальные объекты живой и неживой природы;

-изобразительные наглядные пособия: рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы;

2. Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор.


Список литературы


Для учителя:

  1. Белова Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей.- 3 -е изд. / Е. С. Белова. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. - 144 с.

  2. Белых СЛ. Мотивация исследовательской деятельности учащихся / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 18. - С. 68-74.

  3. Карпов Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе / Е. М. Карпов II Лучшие страницы педагогической прессы. - 2001. - № 6. - С. 54-63.

  4. Психология одарённости: от теории к практике /Под ред. Д. В. Ушакова. М.: - ПЕР СО. 2000. - 80 с.

  5. Савенков А. И. Исследовательская практика: организация и методика /А. И. Савенков // Одарённый ребёнок. - 2005. - № 1. - С. 30-33.

  6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара. Учебная литература, 2007.

  7. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. Самара. Учебная литература, 2007.

  8. Тлиф В.А. Виды исследований школьников В. А. Тлиф // Одарённый ребёнок. - 2005. - № 2. - С. 84-106.

  9. Ю.Чечель И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения / И. Д. Чечель // Практика административной работы в школе. - 2003. - № 6. -С. 23-58.

10. Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности:

1.www.issl.dnttm.ru – сайт журнала «Исследовательская работа школьника». 2.www.researcher.ru/UTM/a_371pig.html–Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»



Для детей:


1. Акимушкин И. А. Невидимые нити природы: учеб. пособие. - М.:

Просвещение, 1998 г. - 230 с.

  1. Атлас-определитель комнатных растений.

  2. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

  3. Плешаков А.А. Зеленые страницы: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2013 г. -190 с.







20


программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" (1-4 класс)
  • Другое
Описание:

Программа разработана для реализации в течение с 2013 по 2017 учебный год и рассчитана на учащихся 1-4 классов. Я, Носовцева Галина Кузьминична, учитель начальных классов МОУ «КСШ №2» составила свою программу «Я - исследователь», которая направлена на повышение статуса учебно-исследовательской деятельности у учащихся на основе современного передового педагогического опыта и опыта воспитательной работы. Предлагаемая программа определяет цель, задачи, формы и методы работы по организации учебно-исследовательской деятельности в начальных классах, может содействовать качественной организации педагогических и воспитательных подходов к его осуществлению в интересах создания благоприятных условий для индивидуального развития творческих способностей ребёнка, создаёт условия для работы с семьёй.

Автор Носовцева Галина Кузьминична
Дата добавления 22.11.2015
Раздел Другое
Подраздел Планирования
Просмотров 1086
Номер материала MA-062542
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓