Главная / Технология / программа по внеурочной деятельности ФГОС "Весёлая технология" 6 класс

программа по внеурочной деятельности ФГОС "Весёлая технология" 6 класс

«Истоки творческих способностей и

дарований детей на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки, которые питают

источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства

в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Весёлая технология» реализует художественно- эстетическое направление во внеурочной деятельности в 6 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования второго поколения. Реализация внеурочной деятельности художественно – эстетическое направлению – это развитие у школьников творческих, интеллектуальных и эстетических способностей; создание условий для самореализации ученика в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности; познакомить с профессиями вышивальщицы, художника-дизайнера, оформителя; знакомство с творчеством народных умельцев посёлка.

Дополнительная образовательная программа по внеурочный деятельности “Весёлая технология” разработана для учеников 6-х классов и рассчитан на 36 часа, из них лекций – 5 часов, практических работ – 13 часов, подготовка и защита проекта – 18 часов. Программа ориентирована на попытку воспитания у учащихся стремления к творческому восприятию своего труда и развития чувства красоты и гармонии. Глубокие изменения в современном мире затронули практически все сферы социальной и политической жизни общества и привели к возникновению серьёзнейших проблем. Уже сегодня необходимо наметить пути к иному образу жизни, мышлению и типу поведения в окружающей среде. «Красота спасет мир» – эти слова великого Ф. Достоевского в наши дни, приобретают наибольшую актуальность.


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Одной из целей образовательной области “Технология” (ООТ) в настоящее время является подготовка детей к такому подходу в решении поставленной проблемы, при котором они не только создают какие-либо объекты, а продумывают возможности экономически оправданного использования различных материалов, реализации изделий и дальнейших вариантов их использования. Таким образом, исследовательские работы становятся “многослойными” и помогают ученикам выйти за общепризнанные рамки стандартов образования и сочетать в одном исследовании (проекте) разные аспекты восприятия действительности.

ООТ позволяет активно использовать подобные возможности в совершенно разных направления, в том числе и во время знакомства с конструированием и изготовлением картин самого различного жанра с помощью цветных ниток и декоративных гвоздей – ниточным дизайном. В упрощённой версии данная техники выполняется как вышивка по картону и носит название “Изонить” или хордовой вышивки, или ниткографии. Такие картины весьма эффектны, вызывают восторг и удивление. Создание вышитых панно становится в последние годы все более популярным занятием. При этом используются самые разнообразные техники вышивки: крест, гобеленовые и стебельчатые швы, тамбур и художественная гладь, изящная графика изонити и др. На данный момент актуальны и пользуются большим спросом эксклюзивные изделия, оригинальные и неповторимые, т.е. те, которые выполняются индивидуально и вручную.

Изготовление работ в технике изонити – интересное и увлекательное занятие, требующее проявления творчества и фантазии. Пределу совершенства в этом виде рукоделия нет. Оно может перейти в настоящее искусство. Достоинство изонити ещё и в том, что выполняется она довольно быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть, где разгуляться. Человек, увидевший изонить впервые, сразу же задаётся вопросом: «Как это делается?» И сначала, кажется, что очень сложное переплетение узоров требует многообразных и сложных приемов. Однако техника выполнения изонити проста и доступна человеку любого возраста.

Программа «Весёлая технология» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такового вида художественного творчества учит детей. Техника не только выполняет функцию украшать, но и несёт в себе определённый блок задач:

Развитие математических представлений:

- даёт понятие о разных углах, величине, длине сторон, об окружности, хорде разной длины;

- упражняет в порядковом и количественном счёте;

- закрепляет знание направлений: вверху, внизу, слева, справа;

- даёт понятие о середине, центре, вершине, крае.

Сенсорное развитие:

- развивает цветовое восприятие, понятие о холодных и тёплых тонах;

- учит подбирать цвет к фону;

- учит различать толщину ниток;

- учит определять изнаночную и лицевую сторону изделия.

Умственное воспитание:

- развивает абстрактное мышление;

- учит плоскостному моделированию;

- закрепляет понятие «зеркальное изображение».

Трудовое воспитание:

- учит владеть иглой, шилом, ниткой;

-учит работе с трафаретом.

Физическое воспитание:

-развивает мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения, координацию движения рук под контролем глаз.

Нравственное воспитание:

- воспитывает усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

Эстетическое воспитание:

- знакомит с новым видом художественной деятельности;

- прививает умение использовать полученные знания на других видах изобразительной и трудовой деятельности.

Техника ниточного дизайна требует ловких действий в процессе систематических занятий. Рука приобретает уверенность, твёрдость, точность.


ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – занятия направлены на развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей учащихся; создание условий для самореализации ученика в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности; познакомить с профессиями вышивальщицы, художника-дизайнера, оформителя; знакомство с творчеством народных умельцев посёлка.



ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Обучающие:

  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, математики, природоведения и т.д., и способность их систематизации;

  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства,

  • продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных или плоскостных форм;

  • обучение приемам работы с иглой и бумагой;

  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;

  • приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Воспитательные:

  • осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;

  • воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;

  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Развивающие:

  • развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственного воображения;

  • развитие мелкой моторики рук и глазомера;

  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;

  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству вышивальщицы, художника-оформителя, дизайнера;

  • формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности;



МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа рассчитана для учащихся 6 классов, на 1 год обучения.

На реализацию курса «Весёлая технология» в 6 классе отводится 36 ч в год (1 часа в неделю). Занятия проводятся по 35 минут в соответствии с нормами СанПина.

Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы, разработки внеклассных мероприятий, презентации, видеоролики, мультфильмы о здоровом образе жизни и т.п.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Каждое занятие должно приносить школьнику чувство удовлетворения, лёгкости и радости.

Данная программа строится на принципах:

  • принцип научности - содержание обучения знакомит детей с объективными научными фактами, теориями, законами, а так же обучает элементам научного поиска;

  • принцип доступности - содержание курса составлено в соответствии с возрастными особенностями школьников, учетом особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных и физических перегрузок;

  • принцип связи обучения с практикой - в практических работах умения закрепляются, в ходе повторения – совершенствуются, а на основе самостоятельных упражнений и применения отработанных на практике приемов у детей формируются навыки работы с различными инструментами и материалами;

  • принцип систематичности и последовательности - усвоение знаний в порядке, предусмотренном учебно-тематическим планом;

  • принцип наглядности как один из старейших в дидактике и важнейших в преподавании искусства - целесообразность привлечения органов чувств

к восприятию и переработке учебного материала;

  • принцип сознательности и активности воспитанников - система обучения опирается на активность учащихся при руководящей роли педагога;

  • принцип коллективности – ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, с одноклассниками.

  • принцип патриотизма – идентификация себя с Россией, её культурой.


ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ И КОНТРОЛЯ

Программа предусматривает контроль усвоения учебного материала в следующих формах: выставки, конкурсы, презентации, анкетирование, тестирование, рефераты, творческие отчёты.

 

РЕЖИМ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Занятия проводятся во второй половине дня. Время занятий – 35 минут.

Место проведения – кабинет № 36 для внеурочных занятий.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.

I уровень – социальные знания. Ребёнок должен:

  • иметь представления о нормах жизни в обществе.

II уровень – социальные отношения. У ребёнка должно быть:

  • сформировано положительное отношение к учёбе.

III уровень– самостоятельного социального действия. Ребёнок должен уметь:

  • организовать своё рабочее место;

  • иметь представление о конечном результате.


На всех этапах обучения по данной программе учащиеся будут развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию, улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. Предполагается расширить кругозор учащихся, познакомить с видами ДПИ, национальной вышивки, с обычаями оформления интерьера, вызвать интерес к профессии вышивальщицы, дизайнера, мастера - ремесленника, художника-оформителя, воспитывать интерес к истокам народной культуры, стремление возродить забытые традиции, связанные с украшением интерьера помещения. Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни. Данный курс явится одним из источников познавательного и нравственного развития учащихся.

В результате реализации программы у учащихся будут сформированы УУД:

                                          6-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль технического творчества в жизни людей;

  • самопознание;

  • самооценка;

  • личная ответственность;

  • адекватное реагирование на трудности.


Метапредметные  результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя; 

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем заданию.

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • воплощать свои мысли в изделии;

  • слушать и понимать речь других;

  • учиться работать в паре, группе.


 

 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ


Год обучения

Количество занятий

в неделю

Длительность занятия

Всего часов

в неделю

Всего часов в год

1-й (6 класс)

1

1 час

1 час

36 часов



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Содержание

Кол-во часов

 Вид деятельности

 I

Теоретическая часть.

5

 

1.

Особенности русской вышивки. История изонити.

1

Лекция. Беседа. Рефераты учащихся.

2.

Материалы и инструменты. Знакомство с техникой безопасности при работе с основными инструментами.

1

Лекция. Сообщения. Показ. Игра.

3.

Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла.

1

Показ презентации, рассказ, демонстрация проектов

 4.

Приём в технике изонити. Заполнение дуги и окружности.


2

Сообщения, показ слайдов, готовые образцы

II

Практическая часть.

13

 

1.

Изготовление закладки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение угла

2

Инструктаж, Практическая работа.

2.

Изготовление открытки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение окружности

2

Инструктаж, Практическая работа.

3.

Орнамент в основном приеме изонити: заполнение дуги.

2

Инструктаж, Практическая работа.

4.

Изготовление открытки, панно.

7

Практическая работа.

III

Работа над проектом.

18

 

1.

Выбор темы, создание эскиза, изготовление проекта

17

Практическая работа. Консультации.

2.

Защита проектов.

1

Презентации.

Итого

36




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Особенности национальной вышивки. История изонити.

Цели и задачи курса. Презентация курса «Народные промыслы. Изонить». План и особенности работы курса «Народные промыслы. Изонить»; История художественной культуры русского народа и нитяной графики, изонити, ниточного дизайна. Знакомство с работами мастеров родного города и Кубани. Профессия вышивальщица.


Тема 2. Материалы и инструменты. Знакомство с техникой безопасности при работе с основными инструментами (игла, ножницы, циркуль).

Цели и задачи курса. Техника изонити. Термины и определения. Необходимые материалы и инструменты. Условные обозначения. Техника безопасности при работе с инструментами на занятиях. Перевод рисунка на фон. Виды переводов рисунка. Копировальная бумага. Калька. Переводной карандаш. Шаблоны.



Тема 3. Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла.

Цели и задачи курса. Подготовка к работе. Техника изонити. Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла. Последовательность выполнения работы и оформление закладок для книг. Основы цветоведения. Понятие композиции.


Тема 4. Приём в технике изонити. Заполнение окружности.

Цели и задачи курса. Техника изонити. Приём в технике изонити. Заполнение окружности. Последовательность выполнения работы и оформление открыток. Профессия художник-оформитель.


Тема 5. Приём в технике изонити. Заполнение дуги.

Цели и задачи курса. Техника изонити. Приём в технике изонити. Заполнение дуги.

Подготовка эскиза рисунка в технике изонити с заполнением угла для открытки.


Тема 6-7 Изготовление закладки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение угла

Практическая работа: Подготовка эскиза рисунка в технике изонити с заполнением угла для закладки. Выполнение схемы. Изготовление закладки.


Тема 8-9. Изготовление открытки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение окружности

Цели и задачи курса. Последовательность изготовление открытки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение окружности

Практическая работа: Подготовка эскиза рисунка в технике изонити с заполнением окружности для открытки.

Выполнение схемы. Выполнение шаблона. Изготовление открытки.


Тема 10-11. Орнамент в основном приеме изонити: заполнение дуги.

Цели и задачи курса. Основные закономерности орнамента. Основы композиции. Средства выражения художественного образа. История орнамента. Композиция в работе, ее особенности. Основные этапы проектирования и создание изделия в технике «Изонить» – заполнения дуги. Орнамент в основном приеме изонити. Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение дуги.

Практическая работа. Составление эскизов, схем, шаблонов. Изготовление орнамента в закладке для книг.

Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла.


Тема 12-15. Изготовление открытки, панно

Цели и задачи курса. Познакомить учащихся с последовательностью выполнения открытки в технике изонити, закреплять умение пользоваться иглой, ножницами.

Практическая работа: Подготовка эскиза рисунка в технике изонити для открытки.

Выполнение схемы. Изготовление открытки «Цветы и деревья», «Колокольчик», «Одуванчик», «Пальма».


Тема 16-17. Изготовление открытки, панно, картины.

Цели и задачи курса. Лекция. Демонстрация приемов и операций. Технология производства открытки, панно. Техника изготовления изделий – открытки и панно в технике изонити.

Практическая работа. Изготовление панно по готовому эскизу, схеме, шаблону. Тема готового эскиза: «Животные», «Зайчик», «Бабочка», «Кошка», «Цыплята»


Тема 18-19. Работа над проектом. Выбор темы. Создание эскиза.

Цели и задачи курса. Лекция. Последовательность выполнения проекта. Постановка проблемы, исследование ее. Ответы на вопросы

Практическая работа. Подготовка материалов, инструментов и оборудования к практической работе. Создание эскиза проекта. Изготовление схемы, шаблонов. Освоение последовательности технологических приемов и операций. Изготовление проектируемого изделия.


Тема 20-27. Работа над проектом. Технология изготовления изделия. Выбор техники исполнения.

Консультации индивидуальные: Ответы на вопросы

Практическая работа. Технология изготовления изделия. Выбор техники исполнения. Оформление изделия. Контроль качества изделия. Изготовление проектируемого изделия.



Тема 28-35. Работа над проектом. Изготовление проекта.

Консультации индивидуальные: Ответы на вопросы

Практическая работа. Изготовление изделия Соблюдение правил техники безопасности, организация рабочего места для выполнения проектов. Освоение последовательности технологических приемов и операций. Себестоимость готового изделия. Мини-маркетинг. Изготовление проектируемого изделия. Окончательные выборы.


Тема 36. Защита проектов. Цели и задачи курса. Презентации проектов. Организация выставки проектов. Подведение итогов.

Вид урока: урок деловой игры, защита проектов. Форма проведения урока: Творческая мастерская по обмену опытом «Новые технологии ДПИ. Изонить.». На уроке моделируется ситуация деловой игры: ученики производят презентацию своих проектов, которые они выполнили заранее по выбору в зависимости от уровня знания и желания ознакомиться с технологией декоративно- прикладного искусства: изонить.


1. На каком содержательном материале построен курс?

В содержание данного курса вошли народные традиции, обряды, легенды, особенности национального интерьера, а также виды, способы, технологии выполнения ремесел.

2. Чем содержание курса будет отличаться от базового курса.

Содержание курса более глубоко и полно раскроет историю, особенности разновидности вышивки - изонити, её традиции и обычаи, Курс направлен на возможность закрепления на практике полученных знаний, что повлияет на положительную мотивацию учащихся к данной программе, на приобщение к народной культуре.

Данный курс явится одним из источников познавательного и нравственного развития учащихся.

3. Определение результатов обучения по предполагаемой программе.

Планируемый результат:

Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Оптимальное количество детей в группе должно быть не более 12-15 человек.

В результате проведенного учебного курса учащиеся

должны иметь представление:

  • о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека

  • о способах оформления работ;

  • о видах работ из бумаги (закладки, открытки, панно);

  • о свойствах и возможностях бумаги и нитей как материала для художественного творчества;

  • познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения.

должны знать:

  • основные понятия и термины изонити,

  • историю развития изонити,

  • последовательность выполнения проекта,

  • элементарные способы презентации своего проекта,

должны уметь

  • овладеют основными приемами работы с нитью, бумагой и тканью;

  • научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способ изготовления, готовое изделие);

  • научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;

  • научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.

  • научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления изделий (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);

  • научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании авторских проектов.

4. Определение видов учебной деятельности.

  1. Подготовка сообщений. Сбор материалов по народным обычаям, связанных с ремеслом.

  2. Участие в диспуте, беседе.

  3. Практические работы.

  4. Выполнение и защита проекта.

5.Определение времени, требуемого на изучение отдельных разделов и тем всей программы в целом.

Программа курса предлагает три раздела.

1. Теоретическая часть

5 часов.

2. Практическая часть.

13 часов.

3. Создание творческого проекта.

18 часов.


6. Разработка контролирующих материалов, являющихся средством оценки степени обученности ученика, работающего по программе.

Оценить степень обученности учащихся помогут:
тестирование, рефераты по предложенным темам, выполнение проектов, результаты практической работы.

7. Какова доля самостоятельной работы ученика по данному курсу, в чем он может проявить инициативу.

Самостоятельная работа учащихся будет осуществляться при работе над проектом «Изонить». Где ученицы могут применить полученные знания и проявить своё творчество, а также во время выполнения практических работ по изготовлению открыток и панно.

8. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к данному курсу?

Анкетирование учащихся в начале и конце курса, регулярность посещения занятий, результаты деятельности учеников.






ФОРМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

  • Беседа

  • Занятие-исследование

  • Занятие-практикум

  • Конкурс

  • Творческий отчёт

  • Выставка

  • Открытые занятия для родителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. СД - диск «Вышивка по картону (Знаки зодиака)». - @ Alisa Studio, 2012.

2. Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины. - С.-П.: Литеро, 2010.

3. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпромбытиздат, 2010.

4. Журналы FacilFacil, Super Kit.

5. Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. - С.-П.: , Детство-Пресс, 2009.

6. Golden Hands. Nore Pictures with pins. Книга по изонити на английском языке.

7. Использованы ресурсы: http:// www. itn. ru/ http://handmade.idvz.ru/forum/forum_posts.asp?TID=469&PN=2&TPN=1

http://museum.trecom.tomsk.ru/win/sashko/sashko.htm

http://stranamasterov.ru/communic

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

1. Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. - С.-П.: Детство-Пресс, 2009.

2. Использованы ресурсы: http:// www. itn. ru/ http://handmade.idvz.ru/forum/forum_posts.asp?TID=469&PN=2&TPN=1

http://stranamasterov.ru/communic










программа по внеурочной деятельности ФГОС "Весёлая технология" 6 класс
  • Технология
Описание:

Программа «Весёлая технология» реализует художественно- эстетическое направление во внеурочной деятельности в 6 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования второго поколения. Реализация внеурочной деятельности художественно – эстетическое направлению – это развитие у школьников творческих, интеллектуальных и эстетических способностей; создание условий для самореализации ученика в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности; познакомить с профессиями вышивальщицы, художника-дизайнера, оформителя; знакомство с творчеством народных умельцев посёлка.

Дополнительная образовательная программа по внеурочный деятельности “Весёлая технология” разработана для учеников 6-х классов и рассчитан на 36 часа, из них лекций – 5 часов, практических работ – 13 часов, подготовка и защита проекта – 18 часов. Программа ориентирована на попытку воспитания у учащихся стремления к творческому восприятию своего труда и развития чувства красоты и гармонии. Глубокие изменения в современном мире затронули практически все сферы социальной и политической жизни общества и привели к возникновению серьёзнейших проблем. Уже сегодня необходимо наметить пути к иному образу жизни, мышлению и типу поведения в окружающей среде. «Красота спасет мир» – эти слова великого Ф. Достоевского в наши дни, приобретают наибольшую актуальность.

Автор Грачёва Елена Николаевна
Дата добавления 21.10.2015
Раздел Технология
Подраздел Планирования
Просмотров 3247
Номер материала MA-061546
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓