Главная / Начальные классы / Программа по внеурочной деятельности "Домашний мастер"

Программа по внеурочной деятельности "Домашний мастер"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Внеурочная деятельность является составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к созданию домашней утвари и предметов быта своими руками, уважению к труду людей.

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования .

Программа  является целостным интегрированным курсом,  учитывает психологические  закономерности  формирования  общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные  особенности учащихся младшего школьного  возраста.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования . Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме

Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя творчески раскрыться в декоративно-прикладном искусстве
Активная  творческая деятельность учащихся обеспечивается интеграцией уроков искусства и художественного труда на основе народных традиций путем раскрытия разнообразных  связей искусства с жизнью.
Учащиеся  учатся видеть и ценить мир. Учатся понимать традиции и особенности своего региона, получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя  рисунки и эскизы, простейшие чертежи и схемы, инструкционные и технологические карты, использовать различные источники информации, в том числе и сеть Интернет.

Основные  задачи курса:

  • формировать практические трудовые навыки;

  • научить делать различные поделки в разных техниках и использовать их для игровых ситуаций, обогащая игровой опыт детей;

  • развивать конструктивное мышление и сообразительность;

  • прививать настойчивость в достижении цели;

  • обогащать и активизировать словарный запас; 1

  • вырабатывать навыки пользования чертежными и измерительными инструментами;

  • формировать умение работать ножницами, иглой, спицами;

  • научить экономному и разумному использованию материалов;

  • тренировать внимание, память, координацию движений, воображение;

  • создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;

  • учить самоанализу и умению оценить чужие успехи.

  • способствовать формированию образного мышления, творческого воображения.

Описание ценностных ориентиров содержания курса:

            

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.


Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.

Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта 34 часа (по одному часу в неделю).

По ходу занятий обучающиеся могут посещать музеи, выставки, мастерские художников, концертные залы, театры, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы.

Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки мастеров народных промыслов и ремёсел, с приглашением родителей детей, друзей, педагогов.


Руководитель кружка выбирает методы обучения, методические приёмы с учётом знаний и практических навыков, получаемых школьниками на занятиях:

объяснительно – иллюстративный: при этом методе педагог сообщает готовую информацию с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают её, воспроизводят полученные знания;

репродуктивный: деятельность педагога состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу;

2

частично – поисковый: поиск самостоятельное решение познавательных проблем учащимися, поиск выполнения решений для изготовления поделок;

исследовательский: творческая деятельность детей по решению выполнения

работы.

Изготовление изделий требует определенных знаний и навыков. Прежде чем приступить к практическому изготовлению изделий, учащихся необходимо познакомить с различными видами материалов, пригодных для работы, и их свойствами, а также с вопросами безопасности и охраны труда, с организацией рабочего места.

На занятиях дети постоянно пользуются ножницами, иголками, клеем. Поэтому они должны хорошо знать и постоянно соблюдать правила безопасности труда и пожарной безопасности. На каждом занятии по мере необходимости руководитель напоминает о них учащимся.

Постоянно развивая интерес детей к занятиям, педагог должен стремиться выбрать такую форму их проведения, при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель вместе с тем должен направлять творческую деятельность детей, развивать у них способность выбирать тему. Думать о способах исполнения изделия в том или ином материале, помогать в решении поставленной задачи.

Планируя выполнение заданий в течение учебного года, руководитель 
может изменять темы в зависимости от обстоятельств, от условий работы, возможностей детей и характера заготовленного материала. Во всех случаях выполнение заданий должно способствовать познавательной активности детей, усиливать их эстетическую восприимчивость, развивать художественный вкус и творческие способности.

Выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно: один уже выполнил работу, другие ещё только начинают. Поэтому необходимо проводить и
индивидуальную работу с детьми, зачастую дополнительно объяснять задание. Наблюдая за группой в целом, руководитель всегда видит, кто наиболее успешно справился с заданием, и иногда полезно на этом конкретном примере показать всем, как надо правильно выполнять ту или иную операцию. Коллективное выполнение заданий – наиболее эффективная форма организации труда, т.к. при наименьших затратах сил и времени удаётся выполнить трудоёмкую работу.

Такая форма организации труда способствует сплочению коллектива, а возможность соревнования между отдельными группами или индивидуальными исполнителями позволяет ускорить работу и улучшить её качество. Коллективное выполнение заданий способствует воспитанию общительности и дружеских отношений в коллективе, чувства взаимопомощи.

Большое воспитательное значение имеет 
подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Оценка должна носить объективный, обоснованный характер. Школьники должны знать, что задание надо выполнять по возможности самостоятельно, с выдумкой. Наиболее подходящая форма оценки – это организованный просмотр выполненных образцов изделий. Такой просмотр можно устроить как временную выставку, развесив изделия на стенде, доске или расставив, разложив на столе. Выставку можно продемонстрировать несколько дней, чтобы дети из других групп могли посмотреть образцы, сравнить их и дать оценку. Дети высказывают мнение о своей работе и работах товарищей. Коллективные просмотры выполненных изделий. Их анализ приучат школьников справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче. 3


Формы организации работы:


Экскурсии: проведение экскурсий в природу, в кабинет обслуживающего труда с целью сбора природного материала, знакомства с различными технологическими приспособлениями и инструментами с целью формирования представления о домашнем быте и технике на службе человеку.
Участие в выставках творчества школьного, возможно, районного и областного масштаба.
Изготовление поделок к праздникам (подарки, открытки).





































4



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

После освоения данной программы учащиеся:


  • научатся работать с образцами и алгоритмами, при помощи которых можно изготовить изделие;


  • приобретут навыки коллективного труда и общения в коллективе, взаимовыручке;


  • разовьют творческие способности;


  • познакомятся с различными видами творчества.



В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов ( 1 год )приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов ( 2-3 год) — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов ( 4 год) — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. 5



К концу обучения в кружке «Домашний мастер» учащиеся получат возможность:


Личностные

Метапредметные

Предметные


Знать

о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.

- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа.

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.


    • необходимые сведения о видах изученных народных художественных промыслов особенностях работы с материалами, инструментами .


Уметь

- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).

- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.


- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- выбирать вид чтения в зависимости от цели;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию

- работать с предлагаемыми материалами, применять полученный опыт работы в своей деятельности

    • импровизировать;

    • работать в группе, в коллективе.















6

Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ;

-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.




- полученные сведения о многообразии театрального искусства

красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения.

- самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект

-иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, использовать накопленные знания.




Освоение детьми программы направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:


  • учебно-познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;


  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира; 


  • навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;


  • ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;


  • способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности; 


  • заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.


Младшие школьники получат возможность для формирования:



7


  • устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;


  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;


  • возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;


  • эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Ученики научатся:


  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;


  • учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;


  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;


  • адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;


  • навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;


  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.


Младшие школьники получат возможность научиться: 


  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;


  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.


  • пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;


  • моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

8


  • осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации; 


  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.


Познавательные

Ученики научатся:


  • различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;


  • приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;


  • осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.


  • развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;


  • художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;


  • развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;


  • развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства.


Младшие школьники получат возможность научиться: 


  • создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;


  • понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;


  • более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно-творческой деятельности в целом.


Коммуникативные

Ученики научатся:


  • первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

10


  • сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми


  • формировать собственное мнение и позицию.


Младшие школьники получат возможность научиться: 


  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;


  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;


  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;


  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.


ПРЕДМЕТНЫЕ

Ученики научатся:


  • работать с различными инструментами и материалами;


  • выполнять правила техники безопасности при работе;


  • подбирать цветовую гамму, мотивы, материалы, фурнитуру, составлять композицию;


  • использовать базовые формы оригами;


  • освоят навыки работы с бумагой, аппликацией, применение этих знаний в новых техниках – квиллинг.


  • создавать декоративно-прикладные изделия (подарочные сувениры, панно) с использованием изученных видов рукоделия;


  • основным навыкам шитья, работы с ниткой, иголкой и тканью, проявлять индивидуальные творческие способности в работе с различными материалами.


Младшие школьники получат возможность научиться: 


  • закрепить навыки и пополнить знания, освоить более сложные приемы по изготовлению мягкой игрушки;


  • планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла и умение использовать пооперационные карты;


  • правильно планировать свою работу, ценить свой труд и труд окружающих людей; 11

1


  • творчески подходить к решению поставленных задач, находиться в постоянном творческом поиске в работе;


  • восприятие, осмысление и применение знаний в творческих работах;


  • развить мелкую моторику пальцев, пространственное мышление;


  • разработка творческого проекта и защита этого проекта по окончанию третьего года обучения. 









































12

ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 

ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Система 
отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио. 

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.

Выставки могут быть:


  • однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения; 


  • постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;


  • тематические - по итогом изучения разделов, тем;


  • итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.


Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. 

В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.






















13







Программа по внеурочной деятельности "Домашний мастер"
  • Начальные классы
Описание:

Внеурочная деятельность является составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к созданию домашней утвари и предметов быта своими руками, уважению к труду людей.


Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования .

Программа является целостным интегрированным курсом, учитывает психологические закономерности формирования общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста.

Автор Шудирова Лилия Тулебаевна
Дата добавления 30.04.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 918
Номер материала 58674
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓