Главная / Другое / программа по внеурочной деятельности: Декоративно - прекладное исскуство

программа по внеурочной деятельности: Декоративно - прекладное исскуство

Балейский филиал ГПОУ «Читинский педагогический колледж».









Рабочая программа кружка, по обще культурному направлению

Декоративно-прикладное искусство.

Класс 1

( МДК 02.01)










Выполнила: Михалева А.Е

студентка 617 группы.









Балей, 2015





  1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Декоративно-прикладное искусство» для 1 класса разработана на основе примерной программы художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство». Автор О. А. Кожина. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А. Горского. Москва, «Просвещение», 2011г.

Актуальность изучаемой деятельности. Известные исследователи декоративно-прикладного искусства (В. С. Воронов, А.В. Бакушинский) неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей. Главные критерии подобной близости - декоративность и красочность создаваемых ими образов, особое чувство ритма, обобщенной пластики форм и любовь к узорчатости орнамента. И там и здесь мир воспринимается по-особому радостно, мажорно, и так же радостно и празднично воплощается он в их работах. Именно поэтому декоративное искусство, художественные ремесла должны играть важную роль в эстетическом воспитании детей. Являясь неотъемлемой частью национальной культуры, сохраняя традиции преемственности поколений, народное искусство влияет на формирование художественной культуры личности. Основу декоративно - прикладного искусства составляет творческий ручной труд. Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию в них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук - является важнейшим средством коррекции психического развития дошкольника. В.А. Сухомлинский отмечал тесную связь в периоде детства мыслительных процессов с наглядными предметами окружающего мира: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит это взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок ...» ( В. А. Сухомлинский «Сердце отдано детям»)

Приемы и навыки народного декоративного искусства, выработанные на протяжении многих поколений, столь совершенны, что их применение позволяет достигать большой художественной выразительности простыми и лаконичными средствами: равномерно чередующимися переплетениями нитей, тиснение трафаретами, ритмичные порезы и т.д. Доступность этих технических приемов детям 7 лет дает им возможность творить соответственный художественно осмысленный предметный мир.

Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности учащихся.

Задачи.

  1. закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д. и способствовать их систематизации;

  2. формировать образное, мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

  3. формирование творческих способностей, духовной культуры;

Пути, средства, методы достижения цели.

Связь декоративно-прикладного искусства с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира).

Основополагающие педагогические принципы программы:

принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

принцип наглядности;

опора на интерес ребенка;

индивидуальный темп движения;

Средства достижения цели:

1.Аудиовизуальные

2.Электронные образовательные ресурсы

3.Наглядные

4.Демонстрационные

Методы достижения цели:

  1. Словесные, наглядные, практические.

  2. Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные.

  3. Стимулирования, определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями, навыками.

Сочетание репродуктивного, продуктивного и творческого метода в реализации программы помогает раскрытию творческих способностей ребенка, развивает его интерес. Методы обучения направлены на то, чтобы предлагаемая программа возникла в сознании ребенка как придуманная им самим, тогда у него появляется возможность ставить (выбирать) цель, принимать решение и намечать план действий для достижения цели, а в определенный момент оценить результаты своих действий.

Сведения о сроках реализации программы .

Полный курс рассчитан на 1год обучения по 1 часу в неделю. Согласно требованиям Сан ПиН всего на изучение кружка «Декоративно-прикладное искусство» в 1-м классе выделяется 33часа (1час в неделю).

Распределение часов по годам обучения.

п/п

Темы.

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2.

Работа с бумагой.

6

1

5

3

Работа с различными тканями.

6

1

5

4

Работа с природными материалами.

6

1

5

5

Кожная пластика.

6

1

5

6

Морские пришельцы (работа с ракушками)

6

1

5

7

Отчётная выставка-ярмарка работ школьников.

1


1


Итого

33

6

27


Программа «Декоративно-прикладное искусство» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся художественно-творческой деятельностью

Возраст 7 лет.

Формы организации внеурочной деятельности.

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Аудиторные занятия:

- Беседа

-Сообщения

Неаудиторные занятия:

  • Творческие конкурсы

  • Выставки декоративно-прикладного искусства

  • Соревнования

  • Викторины

  • Интеллектуально-познавательные игры

  • Творческие проекты, презентации

  • Практическое изучение строения растений

  • Конструирование из разных материалов

  • Рисование с натуры и по воображению

  • Лепка по воображению

  • Эксперимент

  • Исследование объекта

  • Наблюдения

  • Проектная деятельность







  1. Учебно - тематический план.


п/п

Темы.

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Всего

Аудиторные

Внеаудиторные


1

Вводное занятие

2

1

1

Ознакомить с видами декоративно-прикладного искусства народов нашего края

2.

Работа с бумагой.

6

1

5

подбирать бумагу нужного цвета, выполнять разметку листа бумаги, пользоваться чертежными инструментами, ножницами анализировать образец, анализировать свою работу

3

Работа с различными тканями.

6

1

5

Осваивать правила безопасной работы с иглой и шилом при выполнении изделий. Осваивать виды стежков. Осуществлять выбор ниток и пуговиц для выполнения изделия по контрасту. Организовывать рабочее место.

Осваивать правила экономного расходования тканей и нитей при выполнении изделия.

4

Работа с природными материалами.

6

1

5

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). Осваивать правила сбора и хранения природных материалов. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Соотносить природные материалы по форме и цвету с реальными объектами.


5

Кожная пластика.

6

1

5

Использовать способы работы с кожей, выполнять раскрой деталей по шаблону, оформлять изделие по собственному эскизу

6

Морские пришельцы (работа с ракушками)

6

1

5

Выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы. Осваивать способы работы с ракушками: выполнять разметку деталей

Создавать на основе заданной технологии и приведенных образцов собственного изделия.

Оформлять класс.

7

Отчётная выставка-ярмарка работ школьников.

1


1

Оформлять класс. Участвовать в творческой деятельности по украшению класса.


Итого

33

6

27



3. Содержание программы

1 класс (33 часа)

1.Вводное занятие.

Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом. Экскурсия в лесопарк. Сбор различных природных материалов (занятные веточки и корешки различных растений, кора сосны, берёзы, еловые шишки, мох, цветы, семена и т.д.) Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок.

Экскурсия в местный краеведческий или художественный музей для ознакомления со старинной утварью, с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества.

Практическая работа: сбор природных материалов, посещение музеев.

2.Работа с бумагой.

Порядок создания занимательных игрушек из бумаги: самолетиков разных типов с последующим состязанием на дальность полета, на облёт препятствия, на «сверхдальний перелет» и др; корабликов разных типов с последующим проведением состязаний на скорость прохождения дистанции, моделей автомобилей разных типов, модели робота, модели светофора и др.

Проведение конкурса.

Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.

3.Работа с различными тканями.

Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек.

Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки. Практическая работа: освоение безопасных приемов работы со швейной иглой при работе на электрической швейной машинке; ознакомление с возможным цветовым оформлением мягкой игрушки.

4.Работа с природными материалами.

Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала . Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.

Практическая работа: сбор природного материала для работы над аппликациями, работа с гербариями «Лекарственные растения нашего леса», «Полевые цветы», создание букета из сухих цветов, тематических композиций, работа со скорлупой кедровых орешков, с косточками вишен и слив, со скорлупой фисташек (оформление панно «Зайчата», «Белочка», «Цвет яблони», «Поздравляю!» и т. д.).

Береста-один из прочных и красивых материалов для изготовления панно, украшений, игрушек, полезных бытовых вещей. Время заготовки бересты. Способы заготовки и хранения бересты. Обработка бересты, Техника безопасности при работе с берестой.

Практическая работа: обработка бересты, изготовления панно по замыслу детей и педагога, изготовление кормушек для птиц, развешивание кормушек, оформление книжек-малышек, оформление стенда «Знаете ли вы?»

5.Кожная пластика.

Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи. Виды работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей. Техника изготовления декоративного ремня, броши, различных миниатюрных сувениров.

Практическая работа: подготовка кожи к работе, работа над эскизом, подбор материала для работы, оформление тематического панно, броши, сувенира, ремешка для часов, миниатюр (применяя термообработку).

6. Морские пришельцы (работа с ракушками)

Сбор ракушек. Виды ракушек, хранение их и обработка. Техника безопасности при работе с ракушками. Использование ракушек для создания композиций аппликации. Оформление объёмных поделок с использованием разных видов и размеров ракушек. Ракушка как дополнительный материал для поделки.

Практическая работа: сортировка и систематизация работ из ракушек, оформление работ из ракушек, оформление рамок для поделок.

7.Отчётная выставка-ярмарка работ школьников.

Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки и аукциона поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.

Практическая работа: проведение выставки-ярмарки.

4.Предполагаемые результаты реализации программы.

Первый уровень приобретение школьниками знаний о различных

профессиях, элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях куль туры России, культур народов России, о принятых в обществе нормах отношения к природе, о правилах конструктивной групповой работы, о организации коллективной творческой деятельности, о способах организации взаимодействия людей и общностей, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информаци.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Декоративно-прикладное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

  • Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.


5.Формы и виды контроля

1.Выставки работ.

2.Конкурсы.

3.Экскурсии

4.Соревнования


6. Методические рекомендации

Каждое занятие включает теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть дается в основном, в игровой форме. Занятие-игра, этот методический прием дисциплинирует детей, развивает их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память. В программу включены темы по изучению цветочно-декоративных растений, сведения о лекарственных и ядовитых растениях, о значении леса для жизни человека и животных.

Основным содержанием экскурсий для первого года обучения являются наблюдения и выполнение посильных практических исследований в природе, пропаганда охраны природы.

На практической части занятия ребята работают с природным материалом . Материалом для работы служат дерево, береста, ветки, сучья, листья и т. д. Выполняя флористические работы, учащиеся узнают о возможности использования материалов растительного происхождения (листья, цветы, семена арбуза, дыни, тыквы, косточки сливы, вишни, скорлупа кедровых орехов, береста, кожа, ракушки и др. ).

Особое внимание обращается на заготовку материалов и их хранение. Работа с природным материалом таит в себе большие возможности. Она развивает чувство цвета, ритма, пропорции, глазомер, тренирует руку. В процессе обучения формируются, совершенствуются и закрепляются общетрудовые умения и навыки. В частности, умение соблюдать культуру труда: планировать и организовывать свой труд, экономно расходовать материалы, правильно и по назначению их применять. При изготовлении поделок из разных материалов дети учатся самостоятельно решать разнообразные конструкторские и технологические задачи, задачи оформления и художественной отделки изделий. Это способствует более осмысленному выбору приемов работ, развитию фантазии, доставляет им чувство радости, собственной значимости, повышает их самооценку.

Итогом работы по программе должно стать желание детей выполнять все более сложные вещи, красивые и необходимые в быту, приносящие пользу и радость людям.

В процессе работы учитель должен постоянно помнить о следующем:

у ребенка должно быть как можно больше конструкторской деятельности и как можно меньше изобразительной;

необходимо расширять представления детей об окружающем мире посредством знакомства с природой и о том, как используют ее богатства люди;

необходимо проводить первичное ознакомление с законами природы, на которые при работе опирается человек;

пополнение знаний детей осуществляется за счет ознакомления со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими

человеку в обработке сырья и создании предметного мира;

все предлагаемые для изготовления изделия —\это объекты предметного мира; учащиеся должны понимать, что природа дает людям сырье и

диктует законы, в соответствии с которыми мы должны осуществлять свою деятельность;

изделия предлагаются преимущественно объемные, и их изготовление способствует развитию пространственного мышления ребенка, но некоторые ученики могут, в связи с их индивидуальным развитием, испытывать сложности с такими работами;

творческие задания базируются на вариативности общей конструкции изделия, выполненного под руководством учителя;

Технологические операции, которые осваивают учащиеся: разметка (на глаз, сгибание, по шаблону, по линейке, с помощью копировальной бумаги); раскрой (бумага, ткань — разрезание ножницами по прямой линии разметки, бумага — разрывание пальцами); сборка (на клею, пластилине, конструктор); украшение (аппликация из ткани и бумажных деталей, роспись красками, использование природного материала); лепка (пальцами, рельефные работы). Необходимо помнить, что обучение ребенка происходит в ходе практической работы, в этой связи нужно предоставлять ему максимум самостоятельности, лишь помогая при изготовлении некоторых изделий. Нельзя полностью выполнять вместо ученика ту часть работы, которая ему на данный момент по силам. В 1 классе особенно важно, чтобы ребенку понравился процесс изготовления изделия и конечный результат. И здесь важна позиция учителя, его устная корректная положительная оценка работы ребенка. Это не значит, что не следует говорить ребенку о недостатках его изделия, а наоборот, нужно на них указывать, чтобы ребенок знал, на что ему необходимо обратить внимание в следующий раз. Для этого следует подобрать такие слова и обороты, чтобы ребенок вас понял, и у него не пропало желание создавать изделия своими руками. Трудовая деятельность должна вызывать положительные эмоции у детей.















Список литературы:

  1. Коротеева Е. И. «Азбука аппликации» -М., Просвещение 2009г – с.120

  2. Коротеева Е. И. «Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков» — М., Просвещение 2009г – с. 89

  3. Коротеева Е. И. «Графика. Первые шаги» — М., Просвещение 2009г – с.115

  4. Коротеева Е. И. «Живопись. Первые шаги» — М., Просвещение 2009г – с.110

  5. Коротеева Е. И. «Изобразительное искусство: учебно- наглядное пособие для учащихся 1—4 классов». —М., Просвещение 2003г – с. 97

  6. Коротеева Е. И. «Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток» — М., Просвещение 2009г – с.125

  7. Неменский Б. М. «Мудрость красоты» — М., Дрофа 2009г – с.170
































программа по внеурочной деятельности: Декоративно - прекладное исскуство
  • Другое
Описание:

Балейский филиал ГПОУ «Читинский педагогический колледж».

Рабочая программа кружка, по обще культурному направлению

Декоративно-прикладное искусство.

Класс 1

( МДК 02.01)

Выполнила: Михалева А.Е

студентка 617 группы.

Балей, 2015

1.Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Декоративно-прикладное искусство» для 1 класса разработана на основе примерной программы художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство». Автор О. А. Кожина. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А. Горского. Москва, «Просвещение», 2011г.

Актуальность изучаемой деятельности. Известные исследователи декоративно-прикладного искусства (В. С. Воронов, А.В. Бакушинский) неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей. Главные критерии подобной близости - декоративность и красочность создаваемых ими образов, особое чувство ритма, обобщенной пластики форм и любовь к узорчатости орнамента. И там и здесь мир воспринимается по-особому радостно, мажорно, и так же радостно и празднично воплощается он в их работах. Именно поэтому декоративное искусство, художественные ремесла должны играть важную роль в эстетическом воспитании детей. Являясь неотъемлемой частью национальной культуры, сохраняя традиции преемственности поколений, народное искусство влияет на формирование художественной культуры личности. Основу декоративно - прикладного искусства составляет творческий ручной труд. Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию в них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук - является важнейшим средством коррекции психического развития дошкольника. В.А. Сухомлинский отмечал тесную связь в периоде детства мыслительных процессов с наглядными предметами окружающего мира: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит это взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок ...» ( В. А. Сухомлинский «Сердце отдано детям»)

Приемы и навыки народного декоративного искусства, выработанные на протяжении многих поколений, столь совершенны, что их применение позволяет достигать большой художественной выразительности простыми и лаконичными средствами: равномерно чередующимися переплетениями нитей, тиснение трафаретами, ритмичные порезы и т.д. Доступность этих технических приемов детям 7 лет дает им возможность творить соответственный художественно осмысленный предметный мир.

Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности учащихся.

Задачи.

  • 1.закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д. и способствовать их систематизации;
  • 2.формировать образное, мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
  • 3.формирование творческих способностей, духовной культуры;

Пути, средства, методы достижения цели.

Связь декоративно-прикладного искусства с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира).

Основополагающие педагогические принципы программы:

принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

принцип наглядности;

опора на интерес ребенка;

индивидуальный темп движения;

Средства достижения цели:

1.Аудиовизуальные

2.Электронные образовательные ресурсы

3.Наглядные

4.Демонстрационные

Методы достижения цели:

  • 1.Словесные, наглядные, практические.
  • 2.Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные.
  • 3.Стимулирования, определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями, навыками.

Сочетание репродуктивного, продуктивного и творческого метода в реализации программы помогает раскрытию творческих способностей ребенка, развивает его интерес. Методы обучения направлены на то, чтобы предлагаемая программа возникла в сознании ребенка как придуманная им самим, тогда у него появляется возможность ставить (выбирать) цель, принимать решение и намечать план действий для достижения цели, а в определенный момент оценить результаты своих действий.

Сведения о сроках реализации программы .

Полный курс рассчитан на 1год обучения по 1 часу в неделю. Согласно требованиям Сан ПиН всего на изучение кружка «Декоративно-прикладное искусство» в 1-м классе выделяется 33часа (1час в неделю).

Распределение часов по годам обучения.

п/п

Темы.

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2.

Работа с бумагой.

6

1

5

3

Работа с различными тканями.

6

1

5

4

Работа с природными материалами.

6

1

5

5

Кожная пластика.

6

1

5

6

Морские пришельцы (работа с ракушками)

6

1

5

7

Отчётная выставка-ярмарка работ школьников.

1

1

Итого

33

6

27

Программа «Декоративно-прикладное искусство» рас­считана на учащихся начальной школы, увлекающихся художественно-творческой дея­тельностью

Возраст 7 лет.

Формы организации внеурочной деятельности.

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Аудиторные занятия:

- Беседа

-Сообщения

Неаудиторные занятия:

—Творческие конкурсы

—Выставки декоративно-прикладного искусства

—Соревнования

—Викторины

—Интеллектуально-познавательные игры

—Творческие проекты, презентации

  • —Практическое изучение строения растений
  • —Конструирование из разных материалов
  • — Рисование с натуры и по воображению
  • —Лепка по воображению
  • — Эксперимент
  • — Исследование объекта
  • —Наблюдения
  • —Проектная деятельность
  • 1.Учебно - тематический план.

п/п

Темы.

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Всего

Аудиторные

Внеаудиторные

1

Вводное занятие

2

1

1

Ознакомить с видами декоративно-прикладного искусства народов нашего края

2.

Работа с бумагой.

6

1

5

подбирать бумагу нужного цвета, выполнять разметку листа бумаги, пользоваться чертежными инструментами, ножницами анализировать образец, анализировать свою работу

3

Работа с различными тканями.

6

1

5

Осваивать правила безопасной работы с иглой и шилом при выполнении изделий. Осваивать виды стежков. Осуществлять выбор ниток и пуговиц для выполнения изделия по контрасту. Организовывать рабочее место.

Осваивать правила экономного расходования тканей и нитей при выполнении изделия.

4

Работа с природными материалами.

6

1

5

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). Осваивать правила сбора и хранения природных материалов. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Соотносить природные материалы по форме и цвету с реальными объектами.

5

Кожная пластика.

6

1

5

Использовать способы работы с кожей, выполнять раскрой деталей по шаблону, оформлять изделие по собственному эскизу

6

Морские пришельцы (работа с ракушками)

6

1

5

Выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы. Осваивать способы работы с ракушками: выполнять разметку деталей

Создавать на основе заданной технологии и приведенных образцов собственного изделия.

Оформлять класс.

7

Отчётная выставка-ярмарка работ школьников.

1

1

Оформлять класс. Участвовать в творческой деятельности по украшению класса.

Итого

33

6

27

3. Содержание программы

1 класс (33 часа)

1.Вводное занятие.

Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом. Экскурсия в лесопарк. Сбор различных природных материалов (занятные веточки и корешки различных растений, кора сосны, берёзы, еловые шишки, мох, цветы, семена и т.д.) Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок.

Экскурсия в местный краеведческий или художественный музей для ознакомления со старинной утварью, с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества.

Практическая работа: сбор природных материалов, посещение музеев.

2.Работа с бумагой.

Порядок создания занимательных игрушек из бумаги: самолетиков разных типов с последующим состязанием на дальность полета, на облёт препятствия, на «сверхдальний перелет» и др; корабликов разных типов с последующим проведением состязаний на скорость прохождения дистанции, моделей автомобилей разных типов, модели робота, модели светофора и др.

Проведение конкурса.

Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.

3.Работа с различными тканями.

Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек.

Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки. Практическая работа: освоение безопасных приемов работы со швейной иглой при работе на электрической швейной машинке; ознакомление с возможным цветовым оформлением мягкой игрушки.

4.Работа с природными материалами.

Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала . Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.

Практическая работа: сбор природного материала для работы над аппликациями, работа с гербариями «Лекарственные растения нашего леса», «Полевые цветы», создание букета из сухих цветов, тематических композиций, работа со скорлупой кедровых орешков, с косточками вишен и слив, со скорлупой фисташек (оформление панно «Зайчата», «Белочка», «Цвет яблони», «Поздравляю!» и т. д.).

Береста-один из прочных и красивых материалов для изготовления панно, украшений, игрушек, полезных бытовых вещей. Время заготовки бересты. Способы заготовки и хранения бересты. Обработка бересты, Техника безопасности при работе с берестой.

Практическая работа: обработка бересты, изготовления панно по замыслу детей и педагога, изготовление кормушек для птиц, развешивание кормушек, оформление книжек-малышек, оформление стенда «Знаете ли вы?»

5.Кожная пластика.

Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи. Виды работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей. Техника изготовления декоративного ремня, броши, различных миниатюрных сувениров.

Практическая работа: подготовка кожи к работе, работа над эскизом, подбор материала для работы, оформление тематического панно, броши, сувенира, ремешка для часов, миниатюр (применяя термообработку).

6. Морские пришельцы (работа с ракушками)

Сбор ракушек. Виды ракушек, хранение их и обработка. Техника безопасности при работе с ракушками. Использование ракушек для создания композиций аппликации. Оформление объёмных поделок с использованием разных видов и размеров ракушек. Ракушка как дополнительный материал для поделки.

Практическая работа: сортировка и систематизация работ из ракушек, оформление работ из ракушек, оформление рамок для поделок.

7.Отчётная выставка-ярмарка работ школьников.

Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки и аукциона поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.

Практическая работа: проведение выставки-ярмарки.

4.Предполагаемые результаты реализации программы.

Первый уровень приобретение школьниками знаний о различных

профессиях, элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях куль туры России, культур народов России, о принятых в обществе нормах отношения к природе, о правилах конструктивной групповой работы, о организации коллективной творческой деятельности, о способах организации взаимодействия людей и общностей, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информаци.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных ка­чественных свойствах учащихся, которые они должны приоб­рести в процессе освоения учебного предмета по программе «Декоративно-прикладное искусство»:

—чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

—уважительное отношение к культуре и искусству других на­родов нашей страны и мира в целом;

—понимание особой роли культуры и искусства в жизни об­щества и каждого отдельного человека;

—сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

—сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творчес­ком отношении к окружающему миру, потребностей в само­стоятельной практической творческой деятельности), ценнос­тей и чувств;

—овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

—умение обсуждать и анализировать собственную художест­венную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

  • Метапредметные результаты характеризуют уровень сфор­мированности универсальных способностей учащихся, прояв­ляющихся в познавательной и практической творческой дея­тельности:
  • —освоение способов решения проблем творческого и поиско­вого характера;

—овладение умением творческого видения с позиций худож­ника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

—освоение начальных форм познавательной и личностной реф­лексии;

—овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

—использование средств информационных технологий для ре­шения различных учебно-творческих задач в процессе поис­ка дополнительного изобразительного материала, выполне­ние творческих проектов, отдельных упражнений по живо­писи, графике, моделированию и т.д.;

—умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

—осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

5.Формы и виды контроля

1.Выставки работ.

2.Конкурсы.

3.Экскурсии

4.Соревнования

6. Методические рекомендации

Каждое занятие включает теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть дается в основном, в игровой форме. Занятие-игра, этот методический прием дисциплинирует детей, развивает их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память. В программу включены темы по изучению цветочно-декоративных растений, сведения о лекарственных и ядовитых растениях, о значении леса для жизни человека и животных.

Основным содержанием экскурсий для первого года обучения являются наблюдения и выполнение посильных практических исследований в природе, пропаганда охраны природы.

На практической части занятия ребята работают с природным материалом . Материалом для работы служат дерево, береста, ветки, сучья, листья и т. д. Выполняя флористические работы, учащиеся узнают о возможности использования материалов растительного происхождения (листья, цветы, семена арбуза, дыни, тыквы, косточки сливы, вишни, скорлупа кедровых орехов, береста, кожа, ракушки и др. ).

Особое внимание обращается на заготовку материалов и их хранение. Работа с природным материалом таит в себе большие возможности. Она развивает чувство цвета, ритма, пропорции, глазомер, тренирует руку. В процессе обучения формируются, совершенствуются и закрепляются общетрудовые умения и навыки. В частности, умение соблюдать культуру труда: планировать и организовывать свой труд, экономно расходовать материалы, правильно и по назначению их применять. При изготовлении поделок из разных материалов дети учатся самостоятельно решать разнообразные конструкторские и технологические задачи, задачи оформления и художественной отделки изделий. Это способствует более осмысленному выбору приемов работ, развитию фантазии, доставляет им чувство радости, собственной значимости, повышает их самооценку.

Итогом работы по программе должно стать желание детей выполнять все более сложные вещи, красивые и необходимые в быту, приносящие пользу и радость людям.

В процессе работы учитель должен постоянно помнить о следующем:

• у ребенка должно быть как можно больше конструкторской деятельности и как можно меньше изобразительной;

• необходимо расширять представления детей об окружающем мире посредством знакомства с природой и о том, как используют ее богатства люди;

• необходимо проводить первичное ознакомление с законами природы, на которые при работе опирается человек;

• пополнение знаний детей осуществляется за счет ознакомления со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими

человеку в обработке сырья и создании предметного мира;

• все предлагаемые для изготовления изделия —\это объекты предметного мира; учащиеся должны понимать, что природа дает людям сырье и

диктует законы, в соответствии с которыми мы должны осуществлять свою деятельность;

• изделия предлагаются преимущественно объемные, и их изготовление способствует развитию пространственного мышления ребенка, но некоторые ученики могут, в связи с их индивидуальным развитием, испытывать сложности с такими работами;

• творческие задания базируются на вариативности общей конструкции изделия, выполненного под руководством учителя;

Технологические операции, которые осваивают учащиеся: разметка (на глаз, сгибание, по шаблону, по линейке, с помощью копировальной бумаги); раскрой (бумага, ткань — разрезание ножницами по прямой линии разметки, бумага — разрывание пальцами); сборка (на клею, пластилине, конструктор); украшение (аппликация из ткани и бумажных деталей, роспись красками, использование природного материала); лепка (пальцами, рельефные работы). Необходимо помнить, что обучение ребенка происходит в ходе практической работы, в этой связи нужно предоставлять ему максимум самостоятельности, лишь помогая при изготовлении некоторых изделий. Нельзя полностью выполнять вместо ученика ту часть работы, которая ему на данный момент по силам. В 1 классе особенно важно, чтобы ребенку понравился процесс изготовления изделия и конечный результат. И здесь важна позиция учителя, его устная корректная положительная оценка работы ребенка. Это не значит, что не следует говорить ребенку о недостатках его изделия, а наоборот, нужно на них указывать, чтобы ребенок знал, на что ему необходимо обратить внимание в следующий раз. Для этого следует подобрать такие слова и обороты, чтобы ребенок вас понял, и у него не пропало желание создавать изделия своими руками. Трудовая деятельность должна вызывать положительные эмоции у детей.

Список литературы:

  • 1.Коротеева Е. И. «Азбука аппликации» -М., Просвещение 2009г – с.120
  • 2.Коротеева Е. И. «Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков» — М., Просвещение 2009г – с. 89
  • 3.Коротеева Е. И. «Графика. Первые шаги» — М., Просвещение 2009г – с.115
  • 4.Коротеева Е. И. «Живопись. Первые шаги» — М., Просвещение 2009г – с.110
  • 5.Коротеева Е. И. «Изобразительное искусство: учебно- наглядное пособие для учащихся 1—4 классов». —М., Просвещение 2003г – с. 97
  • 6.Коротеева Е. И. «Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток» — М., Просвещение 2009г – с.125
  • 7.Неменский Б. М. «Мудрость красоты» — М., Дрофа 2009г – с.170
Автор Михалева Анастасия Евгеньевна
Дата добавления 04.10.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 884
Номер материала MA-061025
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓