Главная / Технология / Программа по соломоплетению

Программа по соломоплетению

















Программа

факультативного курса

"Художественный труд"

для учащихся 5 - 9 классов















Автор:

учитель художественного труда

Поповицкая Г.С.














г. Жодино

2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В последние годы большое внимание уделяется возрождению забытых видов народного декоративно-прикладного искусства. Это можно объяснить возрастающим интересом к истории, культуре, традициям белорусского народа, доступностью и дешевизной материала, а также практически неограниченными возможностями для творчества.

Соломка в жизни крестьян была органическим материалом и в труде, и в обрядовой деятельности. Много обрядов и праздников посвящалось хлебу, это и рождественские традиции, и зазывание весны с использованием соломенных птичек, и масленичные обряды, и зажинки, и дожинки, где используют колосья, снопы. Из пластинок соломки можно выполнить различные по своему назначению предметы: шкатулки, украшения, картины, интерьерные декоративные элементы и т.д. Кроме того, соломка прекрасно сочетается с мешковиной, льном, деревом, засушенными цветами и другим природным материалом, что значительно расширяет степень использования её в работе.

Соломка – это стебли хлебных злаков: пшеницы, ячменя, ржи, овса. Срезают стебли зерновых культур в период молочно-восковой спелости зерна (июль-август) серпом или ножницами у самой земли. Сразу необходимо просушить соломку на солнышке – это усиливает золотистый цвет; досушивать необходимо её в проветриваемом помещении для сохранения натурального цвета.

Соломка имеет красивую глянцевую поверхность и широкую природную гамму оттенков зеленого, желтого, золотистого цветов.

«Белорусской соломкой» называют сегодня произведения мастеров соломоплетения нашей республики.

Восхищают работы мастериц В.И. Гаврилюк, Л.Н. Лось, Т.П. Агафоненко, Л.Г. Гловацкой, потомственного мастера Е.П. Соломянко и многих-многих других.

Декоративно-прикладное искусство – действенное средство воспитания творчески активной личности. Приобщая учащихся к декоративно-прикладному искусству, мы тем самым передаём им огромный эстетический и нравственный опыт, накопленный человеком. В процессе занятий у учащихся развивается фантазия, воображение, образное мышление, способность анализировать и сравнивать, воспринимать нравственное как прекрасное, потребность совершенствовать себя и окружающий мир.

Главными принципами образовательного процесса декоративно-прикладной направленности являются:

  • индивидуальное развитие способностей ребёнка

  • культура общения

  • культура труда

Практические занятия, кроме решения художественно-эстетических задач, позволяют формировать общие трудовые навыки: аккуратность, бережное и экономное использование материала, умение заранее предвидеть результаты своих действий, планирование последовательности выполнения, творческое преобразование своего опыта;

  • развивать навыки и умения работать с различными инструментами, соблюдать правила техники безопасности;

  • формировать умение обрабатывать солому, готовить ее к работе;

  • обучить различным видам декоративной работы с соломкой: аппликации, инкрустации, подвесным конструкциям, соломенным украшениям;

  • выработать умение создавать работу и оформлять выполненную работу.

Средствами декоративно-прикладного искусства воспитываем носителя и хранителя национальной культуры, осуществляем личностное развитие учащихся, развитие творческого потенциала, художественного вкуса, интереса к постижению тайн ремесла, профессиональную ориентацию учащихся.

Данная программа рассчитана на 105 часов. Она основана на ручной манипулятивной деятельности. Как известно, ручной труд оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта ребенка. Работая с соломкой, учащиеся приобретают определенные навыки, способствующие развитию сенсорики, а также творческих способностей. Сочетание занятий с экскурсиями и выставками позволяет расширить кругозор ребят. Обучение следует проводить группами по 5-10 учащихся в 5-9 классах. Программа может быть использована для обучения старших школьников. Соответственно возрасту и степени подготовленности учащихся подбираются индивидуальные и коллективные задания, разрабатываются эскизы с усложненными элементами, осваивается техника исполнения.

Работа с соломкой требует постепенного знакомства с особенностями ремесла, аккуратности исполнения, отработки и совершенствования навыков ручной работы. Следует обратить особое внимание на чистоту исполнения, подбор оттенков, композиционное решение.

На занятиях можно использовать коллективную форму работы под руководством учителя, групповую, индивидуальную. Трудоемкий и утомительный процесс обработки соломки может проходить в форме соревнования между учениками. Целесообразно проводить беседы, вести диалоги, обсуждения, которые помогают развивать способности логически мыслить. На таких занятиях учащиеся получают информацию о декоративно-прикладном искусстве, о народных традициях и обрядах крестьян. Различные смотры и выставки помогают доводить работы до результата, фиксировать успех, демонстрировать собственные достижения и дают возможность показать сам процесс выполнения изделий из соломки.

Программа предусматривает ведение тетрадей, куда учащиеся записывают темы занятий, названия необходимых инструментов и материалов, разрабатывают эскизы, по которым выполняют работы. Одно из важнейших требований — соблюдение правил охраны труда учащихся, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах, правил противопожарной безопасности. Педагог постоянно знакомит учащихся с правилами по технике безопасности при работе с инструментами, электроприборами, лаками, красками и клеем.

Для обучения учащихся необходимо светлое помещение. На стол должен падать естественный свет спереди и слева. Инструмент хранят в шкафу в специальных коробках. Солому лучше хранить в отдельном помещении.

На стенах кабинета можно оформить постоянно действующую выставку детских работ, а также образцов, выполненных учителем.

Для изготовления художественных изделий из соломки необходимо иметь следующие инструменты и материалы:

  • большие ножницы для нарезания соломки при разборке снопов;

  • маленькие ножницы для аппликационных работ;

  • нож-резак под углом 450;

  • пробойники из трубки для изготовления элементов (круга, овала);

  • штопальную иголку для декоративных конструкций;

  • утюг для разглаживания соломки;

  • электроплитка для придания формы и оттенков деталям;

  • емкость для распаривания соломки;

  • клей ПВА, лак;

  • однотонная темная ткань, калька;

  • ДВП или картон;

  • линейка, карандаш, нитки белые и цветные;

  • засушенные цветы,

  • соломка (пшеничная, овсяная, ржаная).

На уроках художественного труда необходимо вести систематическую оценку результатов учебной деятельности учащихся. При этом учитываются результаты трудовой деятельности (качество выполнения заданий, самостоятельность в работе и творческий подход к ней), уровень трудовых технологических знаний, умений и навыков, культура труда (трудовая технологическая дисциплина, планирование трудовой деятельности, организация рабочего места, самоконтроль), соблюдение правил безопасности, производственной санитарии и поведения.

Проводится поурочный, промежуточный, тематический контроль (по усмотрению учителя).

Отметка за триместр выставляется на основе полученных текущих отметок как среднее арифметическое с учётом динамики индивидуальных достижений ученика.

Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок по триместрам, но опять же с учётом динамики индивидуальных достижений учащегося на конец учебного года и результатам участия в выставках, конкурсах.


Программа



Тема

Количество

теоретических

занятий

Количество

практических

занятий

Вводное занятие

3


Обработка соломки

1

8

Плетение

1

20

Подвесные конструкции

1

14

Аппликация из соломки

1

23

Инкрустация соломкой

1

17

Итоговая работа

1

11

Заключительное занятие

1

2

Итого

9

96

Всего

105


Учебно-тематический план

(первый год обучения)


Тема

Знания и умения

Кол-во

часов

Дата

1

Вводный инструктаж по технике безопасности на уроках художественного труда. Декоративно-прикладное искусство

Знать и выполнять правила техники безопасности. Воспитывать носителя и хранителя национальной культуры

3


2

Материал, используемый на уроках художественного труда. Первичный инструктаж на рабочем месте. Заготовка соломки.

Уметь заготавливать соломку. Знать свойства материала.

3


3

Разборка снопов. Сортировка соломки.

Уметь разбирать соломку, определять ее качество.

3


4

Подготовка соломки к работе. Отбеливание. Техника безопасности при кипячении.

Уметь подготовить соломку к работе.

3


5

Изготовление оберега. Практическая работа по изготовлению и украшению.

Научиться связывать соломку.

3


6

Изготовление цветов из соломы. Практическая работа.

Уметь изготавливать цветы из соломы.

9


7

Изготовление куклы (ангелочка). Практическая работа.

Уметь изготовить куклу.

3


8

Виды плетения соломкой. Плетенка из пяти соломин.

Освоить простейшие виды плетения.

3


9

Плетение елочных украшений. Шишка. Шарик. Сосулька.

Закрепить навыки плетения.

3


10

Декоративные подвесные конструкции. Изготовление ромба.

Уметь изготавливать ромб.

3


11

Конструирование и моделирование декоративных подвесок. Изготовление подвесной конструкции.

Уметь создавать модель-подвеску.

3


12

Соломенные украшения. Изготовление соломенных бусинок.

Уметь изготавливать соломенные украшения.

3


13

Декоративное оформление подвесной конструкции. Изготовление подвесных птиц из соломки.

Уметь изготовить декоративные элементы для подвесных конструкций.

6


14

Аппликация соломкой. Подготовка фона. Разработка эскиза.

Освоить аппликацию соломкой.

3


15

Выполнение аппликации «Зимняя сказка»

Закрепить навыки по выполнению аппликации.

3


16

Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте. Подготовка соломенных лент. Разработка эскиза.

Соблюдать технику безопасности. Закрепить навыки по подготовке соломенных лент.

3


17

Подготовка фона для коллективной работы. Изготовление элементов.

Научиться выполнять коллективную работу.

3


18

Форма детали и оттенки. Оформление работы.

Уметь оформить работу.

3


19

Разработка эскиза для индивидуальных работ. «Весенняя композиция».

Уметь выполнять индивидуальную работу.

3


20

Выполнение основных дополнительных и соединительных элементов.

Уметь выполнять индивидуальную работу.

3


21

Оформление работ. Выставка и обсуждение работ

Уметь оформить работу

3


22

Орнамент. Виды орнамента. Разработка эскиза.

Знакомство с орнаментом.

6


23

Выполнение орнаментных работ. Работа с лаком.

Практическая работа.

12


24

Разработка эскиза итоговой работы.

Практическая работа.

3


25

Подготовка материала для выполнения итоговых работ.

Закрепить навыки по выполнению деталей из соломки.

3


26

Выполнение основных, дополнительных, связующих элементов в итоговых работах.

Закрепить навыки по выполнению деталей из соломки.

6


27

Оформление работ. Выставка и обсуждение итоговых работ.

Закрепить навыки по оформлению работ из соломки. Уметь оформить выставку.

3



Краткое содержание программы.


Вводное занятие.

Беседа о прикладной работе с соломкой в нашей республике. Знакомство с содержанием работы на текущий учебный год.

Вводный инструктаж по мерам безопасности работы.

Обработка соломкой.

Знакомство со злаковыми растениями: пшеницей, рожью, ячменём.

Понятие о строении стебля.

Инструменты, применяемые при работе с соломкой.

Техника безопасности на рабочем месте.

Заготовка соломки.

Практическая работа.

Срезание колосков и листьев.

Удаление узелков между коленцами.

Сортировка соломки по толщине, длине и оттенкам.

Распаривание соломки, отбеливание и кипячение.

Разрезание и глажка соломки.

Техника безопасности при кипячении и работе с утюгом.

Плетение.

Знакомство с изделиями. Изучение правил при плетении. Технология подготовки соломки к работе. Способы плетения.

Практическая работа.

Изготовление оберега, куклы (ангелочка), соломенные украшения (мишка, шарик, сосулька, бусы).

Подвесные конструкции.

Декоративные подвесные конструкции («пауки»).

Практическая работа.

Конструирование и моделирование подвесных конструкций. Изготовление ромба. Изготовление подвесных птиц.

Аппликации из соломки.

Изучение способов аппликаций соломкой.

Практическая работа.

Изготовление предметной аппликации (цветы, листья, фрукты, овощи, насекомые).

Сюжетная аппликация.

Поры года в аппликации.

Изготовление объемных аппликационных работ.

Техника безопасной работы.

Инкрустация соломкой.

Знакомство с творчеством мастеров, просмотр работ.

Практическая работа.

Составление орнамента.

Инкрустация соломкой закладок.

Итоговая работа.

Просмотр выполненных работ.

Выбор темы (индивидуальной).

Практическая работа.

Разработка эскиза.

Подготовка фона для работы.

Подготовка материала.

Изготовление работ.

Демонстрация своих умений по работе с соломкой.

Заключительное занятие.

Подготовка работ к выставке.

Оформление выставки.

Обсуждение работ на выставке.

Подведение итогов работы за год.


Основные знания и умения к концу учебного года:


- уметь обрабатывать солому: гладить, распаривать, резать;

- уметь планировать последовательность операций при изготовлении работы;

- уметь изготовить изделие на основе эскиза, по личным впечатлениям, представлениям, по образцу;

- уметь выполнять декоративные изделия: обережки, куклы, птицы;

- уметь аккуратно и правильно оформить изделие;

- уметь разрабатывать орнаменты и инкрустировать соломкой;

- уметь выполнить подвесную конструкцию с декоративными элементами;

- знать и соблюдать правила безопасности.







Литература для учителя:


1. Лобачевская О. А. Плетение из соломки. – Культура и традиции, 2000.

2. Сахута Я. М. Беларускае народнае дэкаратыуна- прыкладное мастацтва. Мн., «Беларусь», 1995.

3. Сахута Я. М. Народныя мастацкiя рамествы Беларусi. – Мн., «Беларусь», 2001.

4. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – Москва, «Академия», 1999

5. Скороходов В. П. Эстетическое образование детей средствами народной творчести. «Мастацкая адукацыя i культура», 2003, №4 2004, №1

6. Технология народных ремесел. 6 класс, Минск, «Адукацыя i выхаванне», 1999.

7. Технология соломоплетения. Пособие для учителя, 7класс. Минск, 2000.

8. Технология народных ремесел. 9 класс, Минск, «Адукацыя i выхаванне», 2002.

9. Школа ремесел: Декоративно-прикладная работа с соломкой. – М.: ВЦХТ, 1999.-80 с.: ил.


Литература для учащихся:


  1. Гагарина С.Ф., Черникова Н.В., В стране творчества, Минск «Беларусь», 1992г.

  2. Каминская О.В., Соломенные забавы, Минск, 1998г.

  3. Лобачевская О.А., Кузнецова Н.М., Возьми простую соломку, Минск «Полымя», 1998г.

  4. Лобачевская О.А., Плетение из соломки, культура и традиции,2000г.

  5. Починова Н.В., Дехтяренко В.Н., Инкрустация соломкой, Минск «Полымя», 1988г.


Программа по соломоплетению
  • Технология
Описание:

Данная программа рассчитана на 105 часов. Она основана на ручной манипулятивной деятельности. Как известно, ручной труд оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта ребенка. Работая с соломкой, учащиеся приобретают определенные навыки, способствующие развитию сенсорики, а также творческих способностей. Сочетание занятий с экскурсиями и выставками позволяет расширить кругозор ребят. Обучение следует проводить группами по 5-10 учащихся в 5-9 классах. Программа может быть использована для обучения старших школьников. Соответственно возрасту и степени подготовленности учащихся подбираются индивидуальные и коллективные задания, разрабатываются эскизы с усложненными элементами, осваивается техника исполнения.

Автор Поповицкая Галина Стефановна
Дата добавления 05.12.2015
Раздел Технология
Подраздел Другое
Просмотров 531
Номер материала MA-062978
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓