Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
Сургутский
естественно-научный лицей
РАССМОТРЕНО:
на
заседании кафедры _______________________
Протокол
№ 1
от
«_____» ___________2015г.
Заведующий
кафедрой
________/_________________
|
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель
директора
по УВР
_________/___________
|
УТВЕРЖДАЮ:
Приказ
№ _______________
от
« ____» __________2015г.
Директор
______________
Т.В.Кисель
|
Рабочая
программа
по
математике
на
2015-2016 учебный год
Учитель: Бикбердина
Клара Мутигулловна
Класс: 5а, 5б,
5в, 5г, 5д
Количество учебных
часов по программе: 210
Количество учебных
часов в неделю: 6
г. Сургут
1. Пояснительная
записка
Рабочая
программа по математике для обучающихся 5а, 5б, 5в,
5г, 5д классов составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования
(утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. № 1897, в ред. приказов
Минобрнауки России от 3 июня 2013
г. № 466, от 5 августа 2013 г. № 661, от 29.12.2014 № 1644).
2. Фундаментальное ядро
содержания основного общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад.
образования; под ред. В.В. Козлова, А.М.Кондакова,. – М.: Просвещение, 2011.
3.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования
(одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля
2015 г. № 1/15).
4.
Программа к учебно-методическим комплексам «Сферы» по математике для 5 класса,
авторы Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева и др. М.:
Просвещение, 2014.
5. Основная образовательная программа основного общего
образования МБОУ
Сургутского естественно-научного лицея на 2015-2016 учебный год.
Общие цели образования с учетом
специфики учебного предмета
Цели обучения математике:
1) в
направлении личностного развития:
-
формирование представлений о
математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в
развитии цивилизации и современного общества;
-
формирование интеллектуальной честности и
объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих
из обыденного опыта;
-
формирование качеств мышления, необходимых
для адаптации в современном информационном обществе;
-
развитие логического мышления,
пространственного воображения, алгоритмической культуры, интереса к
математическому творчеству и математических способностей, критичности мышления
на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также
последующего обучения в высшей школе;
-
овладение математическими знаниями и
умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных
дисциплин на базовом уровне;
-
воспитание средствами математики культуры
личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса,
отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с
историей развития математики, эволюцией математических идей.
2) в
метапредметном направлении:
-
формирование представлений о
математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и
процессов, об идеях и методах математики;
-
формирование общих способов
интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой
познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в
предметном направлении:
-
овладение математическими знаниями и
умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин,
применения в повседневной жизни;
-
создания фундамента для
математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для
математической деятельности.
2.
Общая
характеристика учебного предмета, курса
Данный учебный
курс занимает важное место в системе общего образования лицеистов, потому что содержит
следующие
основные содержательные линии: арифметика; элементы алгебры; вероятность и
статистика; наглядная геометрия.
Содержание линии «Арифметика»
служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных
дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и
логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами,
способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность,
направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков,
необходимых в повседневной жизни.
Содержание линии «Элементы
алгебры» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение
букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также
для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.
Содержание линии «Наглядная
геометрия» способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических
абстракциях реального мира, закладывая основы формирования правильной
геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные
представления.
Линия «Вероятность и
статистика» – раздел, усиливающий прикладное и практическое значение школьного
образования. Материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся
функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать
информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер
многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты.
Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение
случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных
задачах.
Особенность
построения курса состоит в том, что в содержание включены две
дополнительные методологические темы: множества и математика в историческом
развитии, пронизывающие все основные содержательные линии, что связано с
реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся.
Тема «Множества» служит цели овладения учащимися некоторыми элементами
универсального математического языка. Тема «Математика в историческом развитии»
способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.
Цель курса:
¾
подведение учащихся на доступном
для
них
уровне
к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира, пониманию
математики как
части общей культуры
человечества;
¾
развитие познавательной активности; формирование мыслительных операций, являющихся основой
интеллектуальной деятельности;
развитие логического мышления, алгоритмического
мышления; формирование
умения
точно
выразить
мысль;
¾
развитие интереса к математике,
математических
способностей;
¾
формирование знаний и
умений,
необходимых
для изучения курсов математики 7–9
классов,
смежных
дисциплин,
применения в повседневной
жизни.
Задачи:
-
сохранить теоретические и методические подходы, оправдавшие себя
в практике преподавания в начальной школе;
-
предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке
школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и
памяти;
-
обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;
-
обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения
алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;
-
сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
- выявить и развить
математические и творческие способности;
- развивать навыки
вычислений с натуральными числами;
- учить выполнять
сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, действия
с десятичными дробями;
- дать начальные
представления об использование букв для записи выражений и свойств;
- учить составлять
по условию текстовой задачи, несложные линейные уравнения;
- продолжить
знакомство с геометрическими понятиями;
-
развивать навыки построения геометрических фигур и измерения
геометрических величин.
3.
Описание
места учебного предмета, курса в учебном плане
Учебный план МБОУ Сургутского
естественно-научного лицея предусматривает изучение математики в 5 классах в
объёме 210 часов.
4. Описание
ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Математическое образование играет важную роль как в
практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического
образования связана с формированием способов деятельности, духовная – с
интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются
фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и
количественные отношения – от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте,
до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей.
Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства
и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной
социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная
практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходиться выполнять
достаточно сложные расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять
их, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений,
читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать
вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.
Без базовой математической подготовки невозможно стать
образованным современным человеком. В школе математика служит опорным предметом
для изучения смежных дисциплин. Всё больше специальностей, где необходим
высокий
уровень
образования,
связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология
и др.). Реальной необходимостью в наши дни является
непрерывное образование, что
требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе
и математической.
В процессе школьной математической деятельности происходит овладение такими мыслительными операциями, как
индукция и
дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез,
классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия.
Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм
логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и
воспитании умений действовать по заданному
алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач — основной
учебной
деятельности
на
уроках математики — развиваются
творческая
и
прикладная стороны
мышления.
Обучение
математике
дает
возможность
развивать
у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать
наиболее подходящие языковые (в
частности, символические, графические) средства.
Математическое
образование
вносит
свой
вклад
в
формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом культуры в
современном толковании является общее знакомство с методами познания
действительности, представление о предмете и методе
математики,
отличиях
математического
метода
от
методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных
задач.
История развития математического знания дает
возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников.
Знакомство с
основными
историческими
вехами
возникновения
и развития математической науки, с историей великих открытий,
именами людей, творивших науку, входит в интеллектуальный
багаж каждого культурного
человека.
Изучение
математики способствует эстетическому воспитанию человека,
пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению
идеи симметрии.
5.
Результаты
освоения математики в 5 классе
К важнейшим результатам
обучения
математике
в 5–6 классах
при
преподавании по УМК
«Сферы»
относятся
следующие:
в личностном
направлении:
1) знакомство
с
фактами, иллюстрирующими
важные
этапы
развития математики
(изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей, десятичных дробей;
происхождение геометрии из практических потребностей людей);
2)способность к эмоциональному восприятию математических
объектов, рассуждений,
решений
задач, рассматриваемых
проблем;
3)
умение строить речевые
конструкции
(устные
и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать
смысл
поставленной
задачи,
осуществлять
перевод
с естественного языка на математический и наоборот;
в метапредметном направлении:
1) умение
планировать
свою
деятельность
при
решении
учебных математических
задач,
видеть
различные
стратегии
решения задач, осознанно выбирать способ решения;
2)
умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые
фрагменты и пр.);
3)
умение проводить несложные
доказательные
рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки;
распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать
примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;
4)
умение действовать в соответствии
с предложенным
алгоритмом, составлять несложные алгоритмы
вычислений
и
построений;
5) применение приёмов самоконтроля
при решении учебных задач;
6)
умение видеть математическую задачу в несложных
практических ситуациях;
в предметном
направлении:
1) владение
базовым
понятийным аппаратом по основным разделам
содержания;
2)
владение навыками вычислений
с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
3)
умение решать текстовые
задачи
арифметическим
способом, используя различные стратегии и способы
рассуждения;
4)
усвоение на наглядном
уровне
знаний
о свойствах плоских и пространственных
фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания
предметов окружающего
мира;
5)
приобретение опыта измерения
длин
отрезков,
величин
углов, вычисления площадей
и объёмов; понимание идеи измерения длин, площадей, объёмов;
6)
знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение
распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
7)
умение проводить несложные
практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки
и
оценки);
8) использование
букв
для записи
общих
утверждений,
формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение», осуществлять
элементарную
деятельность, связанную с понятием
«уравнение»;
9) знакомство
с идеей
координат на прямой и
на плоскости; выполнение стандартных процедур на координатной
плоскости;
10) понимание и использование информации, представленной в форме
таблиц, столбчатой или
круговой диаграммы;
11) умение решать простейшие
комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
В результате освоения курса математики 5
класса учащиеся должны овладеть:
обязательный
минимум содержания
|
максимальный объем содержания
учебного курса
|
у обучающегося будут
сформированы:
|
обучающийся получит
возможность для формирования:
|
Личностные результаты:
|
- внутренняя
позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики;
- понимание
роли математических действий в жизни человека;
- интерес
к различным видам учебной деятельности, включая элементы
предметно-исследовательской деятельности;
- ориентация
на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;
- понимание
причин успеха в учебе;
- понимание
нравственного содержания поступков окружающих людей.
|
- интереса
к познанию математических фактов, количественных отношений, математических
зависимостей в окружающем мире;
- ориентации
на оценку результатов познавательной деятельности;
- общих
представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;
- самооценки
на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- первоначальной
ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- понимания
чувств одноклассников, учителей;
- представления
о значении математики для познания окружающего мира.
|
ученик
научится:
|
ученик получит возможность
научиться:
|
Метапредметные
результаты: регулятивные
|
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и
инструкцией учителя;
- выполнять действия в устной форме;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном
материале;
- в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов
решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых
правил;
- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
- принимать установленные правила в планировании и контроле
способа решения;
- осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в
доступных видах учебно-познавательной деятельности.
|
- понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в
учебнике;
- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
- воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи)
сверстников;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько
вариантов решения учебной задачи;
- на основе вариантов решения практических задач под
руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во
внутреннем плане;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом.
|
Метапредметные
результаты: познавательные
|
- осуществлять поиск нужной информации, используя материал
учебника и сведения, полученные от взрослых;
- использовать рисуночные и символические варианты
математической записи; кодировать информацию в знаково-символической форме;
- на основе кодирования строить несложные модели математических
понятий, задачных ситуаций;
- строить небольшие математические сообщения в устной форме;
- проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям,
наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать
выводы, сделанные на основе сравнения;
- выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые
и достаточные признаки;
- проводить аналогию и на ее основе строить выводы;
- в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых
объектов;
- строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.
|
- под
руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной
информации;
- работать
с дополнительными текстами и заданиями;
- соотносить
содержание схематических изображений с математической записью;
- моделировать
задачи на основе анализа жизненных сюжетов;
- устанавливать
аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;
- строить
рассуждения о математических явлениях;
- пользоваться
эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.
|
Метапредметные
результаты: коммуникативные
|
-
принимать активное участие в работе парами и группами,
используя речевые коммуникативные средства;
-
допускать существование различных точек зрения;
-
стремиться к координации различных мнений о математических
явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;
-
использовать в общении правила вежливости;
-
использовать простые речевые средства для передачи своего
мнения;
-
контролировать свои действия в коллективной работе;
-
понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;
-
следить за действиями других участников в процессе
коллективной познавательной деятельности.
|
-
строить понятные для партнера высказывания и аргументировать
свою позицию;
-
использовать средства устного общения для решения
коммуникативных задач.
-
корректно формулировать свою точку зрения;
-
проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;
-
контролировать свои действия в коллективной работе;
осуществлять взаимный контроль
|
Предметные
результаты: линия «Арифметика»
|
-
Выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание
двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками; умножение однозначных
чисел, однозначного на двузначное число; деление на однозначное число,
десятичной дроби с двумя знаками на однозначное число;
-
Переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять
десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде
десятичной, проценты – в виде дроби и дробь - в виде процентов;
-
Находить значение числовых выражений, содержащих целые числа и
десятичные дроби;
-
Округлять целые и десятичные дроби, выполнять оценку числовых
выражений;
-
Пользоваться основными единицами длины, массы, времени,
скорости, площади, объема; переводить одни единицы измерения в другие;
-
Решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с дробями и
процентами.
|
-
Решения несложных практических расчетных задач, в том числе с
использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
-
Устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки
результата вычисления с использованием различных приемов;
-
Интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений,
связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
|
Предметные результаты
: линия «Алгебра»
|
-
Переводить условия задачи на математический язык;
-
Использовать методы работы с простейшими математическими
моделями;
-
Осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и
выполнять соответствующие вычисления;
-
Изображать числа точками на координатном луче;
-
Определять координаты точек на координатном луче;
-
Составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач;
осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять
соответствующие вычисления;
-
Решать текстовые задачи алгебраическим методом.
|
-
Выполнения расчетов по формулам, составления формул,
выражающих зависимости между реальными величинами.
|
Предметные результаты: линия «Геометрия»
|
-
Пользоваться геометрическим языком для описания предметов
окружающего мира;
-
Распознавать и изображать геометрические фигуры, различать их
взаимное расположение;
-
Распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке
основные пространственные тела;
-
В простейших случаях строить развертки пространственных тел;
-
Вычислять площади, периметры, объемы простейших геометрических
фигур (тел) по формулам.
|
-
Решения несложных геометрических задач, связанных с
нахождением изученных геометрических величин (используя при необходимости
справочники и технические средства);
-
Построений геометрическими инструментами (линейка, угольник,
циркуль, транспортир).
|
|
|
|
|
|
6. Способы
оценки планируемых результатов образовательного процесса
Результаты
образовательного процесса
|
Формы
контроля
|
Личностные
|
-
наблюдение;
-
портфолио
|
Метапредметные
|
-
мультимедийная
презентация;
-
учебное
исследование;
-
подготовка
сообщения, доклада;
-
дискуссия.
|
Предметные
|
-
контрольная
работа;
-
тестирование;
-
устный
ответ;
-
самостоятельная
работа;
-
математический
диктант;
-
зачёт
«Обязательный образовательный минимум».
|
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
обучающихся по математике
1.
Оценка
письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена
полностью;
- в логических
рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет
математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является
следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
- работа выполнена
полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать
рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущены одна
ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках
(если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущено более
одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или
графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены
существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными
умениями по данной теме в полной мере.
2. Оценка устных ответов обучающихся по
математике
Ответ оценивается отметкой «5», если
ученик:
- полно раскрыл
содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал
грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной
логической последовательности;
- правильно выполнил
рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение
иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при
выполнении практического задания;
- продемонстрировал
знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и
устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал
самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна –
две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые
ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если
удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из
недостатков:
- в изложении
допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
- допущены один –
два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после
замечания учителя;
- допущены ошибка
или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в
выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто
содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда
последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы
умения, достаточные для усвоения программного материала (определены
«Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по
математике);
- имелись
затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии,
чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не
справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического
задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при достаточном
знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность
основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто
основное содержание учебного материала;
- обнаружено
незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в
определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках,
чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких
наводящих вопросов учителя.
3. Общая классификация ошибок.
- При оценке знаний,
умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и
недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
- незнание
определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории,
незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их
измерения;
- незнание
наименований единиц измерения;
- неумение выделить
в ответе главное;
- неумение применять
знания, алгоритмы для решения задач;
- неумение делать
выводы и обобщения;
- неумение читать и
строить графики;
- неумение
пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- потеря корня или
сохранение постороннего корня;
- отбрасывание без
объяснений одного из них;
- равнозначные им
ошибки;
- вычислительные
ошибки, если они не являются опиской;
- логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность
формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата
основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих
признаков- второстепенными;
- неточность графика;
- нерациональный
метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение
логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные
методы работы со справочной и другой литературой;
- неумение решать
задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
- нерациональные
приемы вычислений и преобразований;
- небрежное
выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
7. Содержание
учебного предмета, курса
Арифметика
|
Натуральные
числа
|
Натуральный ряд. Десятичная
система счисления. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства
арифметических действий.
Степень с натуральным
показателем.
Числовые выражения, значение
числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях, использование
скобок. Решение текстовых задач арифметическими способами.
Делители и кратные. Свойства и
признаки делимости. Простые и составные числа. Разложение натурального числа
на простые множители. Деление с остатком.
|
Дроби
|
Обыкновенные дроби. Основное
свойство дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Арифметические действия с
обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части.
Решение текстовых задач
арифметическими способами.
|
Измерения,
приближения, оценки
|
Единицы
измерения длины, площади, объёма, массы, времени, скорости. Примеры
зависимостей между величинами скорость, время, расстояние;
производительность, время, работа; цена, количество, стоимость и др.
Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам. Решение
текстовых задач арифметическими способами.
|
Элементы алгебры
|
Использование
букв для обозначения чисел; для записи свойств арифметических действий.
Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного
выражения. Уравнение, корень уравнения. Нахождение неизвестных компонентов
арифметических действий. Построение точки по её координатам, определение
координат точки на плоскости.
|
Описательная статистика. Вероятность.
Комбинаторика. Множества
|
Представление данных в виде
таблиц, диаграмм, графиков. Решение комбинаторных задач перебором вариантов.
|
Наглядная геометрия
|
Наглядные представления о фигурах
на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность,
круг. Четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды
треугольников. Правильные многоугольники. Взаимное расположение двух прямых,
двух окружностей, прямой и окружности. Изображение геометрических фигур и их
конфигураций.
Длина отрезка, ломаной. Периметр
многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение
отрезка заданной длины.
Виды углов. Градусная мера угла.
Измерение и построение углов с помощью транспортира. Биссектриса угла.
Понятие площади фигуры; единицы
измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближённое измерение
площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры. Разрезание и
составление геометрических фигур.
Наглядные представления о
пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера,
конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Многогранники. Примеры
развёрток многогранников, цилиндра и конуса. Изготовление моделей
пространственных фигур.
Понятие объёма; единицы объёма.
Объём прямоугольного параллелепипеда, куба. Виды симметрии.
Понятие о равенстве фигур.
|
Математика в историческом
развитии
|
История формирования понятия
числа: натуральные числа, дроби, недостаточность рациональных чисел для
геометрических измерений, иррациональные числа. Старинные системы записи
чисел. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Старинные системы мер.
|
Тематическое планирование
Полугодие, четверть
|
Наименование разделов, тем
|
Всего часов
|
Практическая часть
|
Лабораторные, практические работы
|
Контрольные работы
|
Самостоятельная работа учащихся, проектная,
исследовательская деятельность
|
I четверть (53
часа)
|
Повторение курса начальной школы
|
6
|
|
1
|
1
|
|
Линии
|
9
|
|
1
|
1
|
|
Натуральные числа
|
14
|
|
1
|
2
|
|
Действия с натуральными числами
|
24
|
|
1
|
6
|
II четверть (43
часа)
|
Действия с натуральными числами
|
1
|
|
|
|
|
Использование свойств действий при вычислениях
|
12
|
|
1
|
2
|
|
Углы и многоугольники
|
9
|
1
|
1
|
2
|
|
Делимость чисел
|
18
|
|
1
|
3
|
I полугодие (96
часов)
|
Треугольники и четырехугольники
|
3
|
1
|
|
|
III четверть (58
часов)
|
Треугольники и четырехугольники
|
8
|
2
|
1
|
1
|
|
Дроби
|
23
|
|
1
|
5
|
|
Действия с дробями
|
27
|
|
1
|
4
|
IV четверть (56
часов)
|
Действия с дробями
|
15
|
|
1
|
4
|
|
Многогранники
|
11
|
2
|
1
|
2
|
|
Таблицы и диаграммы
|
13
|
|
1
|
2
|
|
Итоговое повторение
|
17
|
|
1
|
4
|
|
Итого:
|
210
|
6
|
14
|
39
|
|
1
полугодие
|
96
|
2
|
7
|
17
|
|
2
полугодие
|
114
|
4
|
7
|
22
|
|
Резерв
времени:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В
содержание примерной программы и программы к завершённой линии учебников по математике
для 5 классов внесены следующие дополнения и изменения:
Учебный
раздел
|
Элемент
содержания
|
Объём учебного времени
|
Причина
корректировки
|
Повторение курса
начальной школы
|
Действия с
натуральными числами. Решение уравнений. Периметр и площадь прямоугольника.
|
6ч
|
Повторение данных
тем начальной школы обусловлено необходимостью подготовки к восприятию и изучению
курса математики 5 класса в самом начале адаптационного периода. Кроме того
геометрический материал традиционно сложно усваивается учениками.
|
Натуральные
числа
|
Комбинаторные
задачи.
|
По 1ч – всего 2ч
|
Расширение курса
для оптимального усвоения учащимися сложного материала.
|
Обзорный урок по
теме.
|
Действия с
натуральными числами.
|
Сложение и
вычитание.
|
По 1ч – всего 4ч
|
Расширение и
углубление курса для оптимального усвоения учащимися учебного материала.
|
Умножение и
деление.
|
Порядок действий
в вычислениях.
|
Задачи на
движение
|
Использование
свойств действий при вычислениях.
|
Распределительное
свойство
|
По 1ч – всего 2ч
|
Расширение и
углубление курса для оптимального усвоения учащимися учебного материала.
|
Решение задач
|
Делимость чисел
|
Делимость суммы
и произведения
|
По 1ч – всего 3.
|
Расширение и
углубление курса для оптимального усвоения учащимися учебного материала.
|
|
Деление с
остатком
|
|
|
|
Обзорный урок по
теме
|
|
|
Дроби
|
Сравнение дробей
|
1ч, 2ч, 1ч –
всего 4ч
|
Расширение и
углубление курса для оптимального усвоения учащимися учебного материала.
|
Натуральные
числа и дроби
|
Обзорный урок по
теме
|
Действия с
дробями
|
Сложение и вычитание
смешанных дробей
|
1ч, 1ч, 1ч, 2ч,
2ч – всего 7ч
|
Расширение курса
для оптимального усвоения учащимися сложного материала.
|
Умножение дробей
|
Деление дробей
|
Нахождение части
целого и целого по его части
|
Задачи на
совместную работу
|
Таблицы и
диаграммы
|
Чтение и
составление таблиц
|
По 1ч – всего 4ч
|
Расширение и
углубление курса для оптимального усвоения учащимися учебного материала.
|
Чтение и
составление диаграмм
|
Опрос
общественного мнения
|
Обзорный урок по
теме
|
В тематическом планировании
предусмотрена внеурочная форма
деятельности по предмету (экскурсии, защита проектов и т.д., в том числе с
использованием дистанционных форм обучения).
9.
Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
Программа к завершённой
предметной линии и системе учебников*
|
Математика. Рабочие программы.
Предметная линия учебников «Сферы». 5-6 классы: пособие для учителей
общеобразоват. организаций / [Е.А. Бунимович, Л. В. Кузнецова, С.С. Минаева и
др.]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014
|
Рабочая программа основного общего образования
по математике для 5А,5Б, 5В, 5Г, 5Д классов, составленная учителем
Бикбердиной К.М., утвержденная директором МБОУ Сургутский естественно-научный
лицей Т.В. Кисель 2015 г.
|
Учебник, учебное пособие**
|
Математика. Арифметика. Геометрия. 5
класс: учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе /
[Е.А. Бунимович, Г.В Дорофеев, С.Б. Суворова и др.]; Рос. акад. наук, Рос.
акад. образования, изд-во «Просвещение» – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014
|
Рабочая тетрадь
для обучающихся*
|
Бунимович Е.А. и др. Математика. Рабочая
тетрадь. 5 класс. В 2 частях. - М.: Просвещение, 2015
|
Электронное приложение к
УМК
|
Электронное приложение к
учебнику. М.:
Просвещение, 2014г.
|
Дидактический материал*
|
1.
Математика.
Арифметика. Геометрия. Задачник-тренажёр. 5 класс: пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений/ Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и
др., «Просвещение» 2015 г.
2.
Математика.
Арифметика. Геометрия. Тетрадь-тренажёр. 5 класс: пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений/ Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и
др., «Просвещение» 2015 г.
3.
Чесноков
А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса-М.:
Классикс Стиль, 2010
|
Материалы для контроля
(тесты и т.п.)*
|
1. Математика.
Арифметика. Геометрия. Тетрадь-экзаменатор. 5 класс: пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений/ Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и
др., «Просвещение» 2013 г.
2. Ершова
А.П., Голобородько Е.Е. Самостоятельные и контрольные работы. Математика. 5
класс. 5-е изд., испр., М.: Илекса, 2013.
|
Методическое пособие с
поурочными разработками*
|
Математика.
Арифметика. Геометрия. Поурочное тематическое планирование. 5 класс: пособие
для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева, Л.О.
Рослова, С.Б.Суворова и др., «Просвещение» 2010 г.
|
Список используемой литературы*
|
1. Федеральный
компонент государственных образовательных стандартов основного общего
образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004 № 1089).
2. Примерные
программы основного общего образования. Математика. – 2-е изд. – М.:
Просвещение, 2010. – 67 с. – (Стандарты второго поколения).
3. Жохов
В.И., Погодин В.Н. Математический тренажер. 5 класс: пособие для учителей и
учащихся. – 3-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2007.
4. Тестовые
материалы для оценки качества обучения. Математика. 5 класс: [учебное
пособие]/ И.Л. Гусева , С.А. Пушкин, Н.В. Рыбакова, [под общей редакцией А.О.
Татура]; Мос. Центр качества образования. – Москва: Интеллект-Центр, 2012
5. Математика. 5 класс. 180 диагностических вариантов Автор: Екатерина
Радаева. Издательство: Национальное
образование. 2013 г.
|
Цифровые и электронные образовательные
ресурсы
|
Презентации
к урокам, скачанные с сайтов:
1. Ресурсы
сайта ФЦИОР,
2. Ресурсы
сайта ЕКЦОР,
3. www.pedsovet.ru
,
4. http://nsportal.ru/shkola,
5.
http://karmanform.ucoz.ru
6. http://school-collection.edu.ru –
единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
7. http://www.openclass.ru –
«Открытый класс« сетевые образовательные сообщества
8. http://www.researcher.ru - Интернет-портал
«Исследовательская деятельность школьников«
9. http://www.it-n.ru/ - сеть
творческих учителей
10.
http://mat.1september.ru/
-
издательство «Первое сентября. Математика»
11.
http://www.profile-edu.ru – сайт
профильного обучения
12.
http://festival.1september.ru/mathematics/ –
педагогический форум: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
13. http://www.prosv.ru – сайт
издательства «Просвещение»
14. http://www.vgf.ru/ – сайт
Издательского центра «ВЕНТАНА-ГРАФ»
15. http://www.drofa.ru/ – сайт
издательства ДРОФА
16. http://www.astrel-spb.ru– сайт
издательства «Астрель»
17. http://www.mnemozina.ru/– сайт
ИОЦ «Мнемозина«
18. http://main-school.umk-garmoniya.ru/index.php – сайт
Издательство «Ассоциация XXI век»
19. http://русское-слово.рф/– сайт
издательства Русское слово
20. http://zaba.ru – сайт
«Математические олимпиады и олимпиадные задачи»
21. http://etudes.ru – сайт
«Математические этюды»
22. http://uztest.ru и http://mathtest.ru – сайты
в помощь учителю (содержат базу тестов)
23. http://graphfunk.narod.ru – сайт
«графики функций»
24. http://zadachi.mccme.ru
–информационно-поисковая система «Задачи по геометрии»
25. http://bymath.net –сайт
«Вся элементарная математика»
26. http://www.ege.edu.ru/–
официальный информационный портал единого государственного экзамена
27. http://www.fipi.ru –
Федеральный институт педагогических измерений
28. http://www.edu.ru, http://www.edu.ru/abitur/index.php
Российское образование. Федеральный образовательный портал.
29. http://www.centeroko.ru – Центр
оценки качества образования
30. http://zadachi.mccme.ru – Задачи: информационно-поисковая система задач по
математике
31. http://mschool.kubsu.ru/cdo/shabitur/kniga/tit.htm – конкурсные задачи по математике: справочник и методы решения
32. http://www.mccme.ru/free-books– материалы (полные тексты) свободно распространяемых книг
по математике
33. http://www.matematika.agava.ru– математика для поступающих в вузы
34. http://www.mathnet.spb.ru – выпускные и вступительные экзамены по математике:
варианты, методика
35. http://www.kokch.kts.ru/cdo –тестирование on-line. 5–11 классы
36.
http://www.moeobrazovanie.ru/
–сайт «Моё образование»
|
Технические средства обучения
|
Интерактивный комплекс, включающий в
себя ноутбук, колонки, проектор и интерактивную доску.
|
10.
Описание образовательных технологий, используемых на уроках
для реализации рабочей программы (методический конструктор урока):
В процессе
реализации программы используются теории и технологии;
Личностно-ориентированного обучения (знакомство с планом
урока; определение общей цели, ее
конкретизацию в зависимости от разных этапов урока; подбор дидактического материала, позволяющего выявить
индивидуальную избирательность учащихся к содержанию, виду и
форме учебного материала, облегчающего его усвоение: планирование разных форм организации учебной деятельности - соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной
работы).
Проблемного обучения (знакомство с планом урока и постановка проблемы; дробление проблемы на отдельные задачи; выбор алгоритмов
решения задач, анализ);
Интенсификации педагогического процесса (ознакомление
с результатами урока; объяснение практической значимости материала; составление
взаимосвязанных блоков основного содержания
материала; повторение приемов учебной деятельности);
Оптимизация учебного процесса (ознакомление
с результатами урока; объяснение практической
значимости материала; составление взаимосвязанных блоков основного содержания материала; повторение приемов учебной
деятельности.
Игровая (знакомство с планом урока; определение общей
цели, ее конкретизацию в зависимости от разных этапов урока; ознакомление
с результатами урока; объяснение практической значимости материала; составление
взаимосвязанных блоков основного содержания
материала; повторение приемов учебной деятельности);
Технология дифференцированного обучения (подбор дидактического материала, позволяющего выявить
индивидуальную избирательность учащихся к
содержанию, виду и форме учебного материала, облегчающего его усвоение: планирование разных форм организации учебной деятельности,
выбор алгоритмов решения задач,
анализ, дифференциация учебного
материала по принципу свободного выбора заданий учащимися при сохранении базового минимума; самоанализ и самооценка
учащимися результатов обучения);
Технология индивидуализации обучения (знакомство с планом урока; определение общей цели, ее конкретизацию в
зависимости от разных этапов урока; подбор дидактического материала, позволяющего выявить
индивидуальную избирательность учащихся к
содержанию, виду и форме учебного материала, облегчающего его усвоение: планирование разных форм организации учебной
деятельности, ознакомление с результатами урока);
Информационные технологии (знакомство с планом
урока; определение общей цели, ее
конкретизацию в зависимости от разных этапов урока;
объяснение практической значимости материала; составление взаимосвязанных
блоков основного содержания материала;
повторение приемов учебной деятельности; ознакомление с результатами урока)
Эффективность
занятий по курсу очень зависит от используемых форм и методов, поэтому для проведения уроков применяются
различные виды работы с учащимися - индивидуальная работа,
занимательные и игровые типы работ, устный
счёт, самостоятельная работа, проверочные работы, срезы, тесты, математические
диктанты. Все виды работы рассчитаны на дифференциальный индивидуальный подход,
учитывающие возрастные особенности учащихся и направлены на воспитание интереса к предмету.
В процессе
изучения курса применяются следующие основные методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
- исследовательский;
- метод проблемного изложения
Приемы, соответствующие
объяснительно-иллюстративному методу обучения
1.
интонационное выделение учителем логически важных моментов
изложения;
2.
повторное, более краткое предъявление учащимся готового знания;
3.
подробное резюмирование учителем каждого отдельного законченного
этапа изложения;
4.
сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных
примеров;
5.
демонстрация учащимся натуральных объектов, схем, графиков с целью
иллюстрирования отдельных выводов;
6.
предъявление учащимся готового плана в ходе изложения;
7.
предъявление учащимся переформулированных вопросов, текстов
заданий, облегчающих понимание их смысла;
8.
инструктаж учащихся (по составлению таблиц, схем, по работе с
текстом учебника и т.п.);
9.
намек, подсказка, содержащие готовую информацию.
Приемы, соответствующие репродуктивному
методу обучения
1.
задание учащимся на индивидуальное речевое проговаривание
известных правил, определений при необходимости использования их в процессе
решения задач;
2.
задание учащимся на проговаривание “про себя” используемых правил,
определений в процессе решения задач;
3.
задание на составление кратких пояснений к ходу решения задач;
4.
задание учащимся на воспроизведение наизусть (правила, закона и
т.д.);
5.
задание учащимся на заполнение схем, таблиц вслед за учителем;
6.
задание учащимся на раскодирование алгоритма;
7.
организация усвоения учащимися стандартных способов действия с
помощью ситуации выбора;
8.
задание учащимся на описание какого-либо объекта по образцу;
9.
задание учащимся на приведение собственных примеров, очевидно
подтверждающих правило, свойство и теорему;
10. наводящие
вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.
Приемы, соответствующие методу
проблемного изложения
1.
контрдоводы учителя предполагаемому оппоненту в процессе
изложения;
2.
предъявление учащимся преднамеренно нарушенной логики изложения,
доказательства и анализ учителем полученных при этом результатов;
3.
раскрытие учителем причин и характера неудач, встречавшихся на
пути решения проблем;
4.
обсуждение учителем возможных последствий, сделанных из неверных
предположений;
5.
членение излагаемого учителем материала на развивающиеся смысловые
моменты;
6.
фиксирование внимания учащихся на последовательности противоречий,
возникающих в ходе решения задач;
7.
интригующее описание учителем излагаемого объекта с последующей
постановкой вопроса;
8.
установка учителя на мысленное решение учениками логического
задания, выдвинутого в ходе изложения;
9.
риторические вопросы учителя в ходе изложения;
10. предъявление
учащимся конфликтного примера.
Приемы, соответствующие
частично-поисковому методу обучения
1.
включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;
2.
задание учащимся на поиск скрытых узловых звеньев рассуждения,
предложенного учителем;
3.
задание учащимся на решение нескольких подзадач, выделенных из
трудной исходной, после чего учащиеся возвращаются к исходной задаче;
4.
наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей
решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;
5.
задание учащимся на поиск ошибок в рассуждениях, требующее
оригинальной мысли;
6.
организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к
формулированию проблемы;
7.
задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в
специальной последовательности;
8.
показ способа действия с частичным раскрытием его внутренних
связей с учеником;
9.
задание учащимся на выдвижение очередного шага рассуждения в
логике, заданной учителем;
10. демонстрация
объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности;
11. выделение
цветом части чертежа, схемы, записи, ориентирующее учащихся на выдвижение
проблемы.
Приемы, адекватные исследовательскому
методу обучения
1.
задание учащимся на самостоятельное составление нестандартных
задач;
2.
задание учащимся с несформулированным вопросом;
3.
задание с избыточными данными;
4.
задание учащимся на самостоятельные обобщения на основе
собственных практических наблюдений;
5.
задание учащимся на сущностное описание какого-либо объекта без
использования инструкций;
6.
задание учащимся на отыскание границ применяемости полученных
результатов;
7.
задание учащимся на определение степени достоверности полученных
результатов;
8.
задание учащимся на вычисление механизма протекания явления;
9.
задание учащимся “на мгновенную догадку”, “на соображение”.
11. Психолого-педагогическая
характеристика класса, в котором будет реализован данный
учебный курс
Рабочая
программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 5а, 5б,
5в, 5г, 5д классов и специфики данных классных коллективов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.