Главная / Математика / Программа по математике для 5 класса к УМК Е.А. Бунимовича, Г.В. Дорофеева, С.Б. Суворовой и др.

Программа по математике для 5 класса к УМК Е.А. Бунимовича, Г.В. Дорофеева, С.Б. Суворовой и др.

Документы в архиве:

36.87 КБ КТП 2015-16 5 матем.xlsx
101.43 КБ пояснительная 5 класс 2015-16.docx

Название документа пояснительная 5 класс 2015-16.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сургутский естественно-научный лицей


РАССМОТРЕНО:

на заседании кафедры _______________________

Протокол № 1

от «_____» ___________2015г.

Заведующий кафедрой

________/_________________


СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора

по УВР

_________/___________



УТВЕРЖДАЮ:

Приказ № _______________

от « ____» __________2015г.

Директор

______________ Т.В.Кисель








Рабочая программа

по математике


на 2015-2016 учебный год





Учитель: Бикбердина Клара Мутигулловна

Класс: 5а, 5б, 5в, 5г, 5д

Количество учебных часов по программе: 210

Количество учебных часов в неделю: 6




















г. Сургут

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по математике для обучающихся 5а, 5б, 5в, 5г, 5д классов составлена в соответствии с нормативными документами:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в ред. приказов Минобрнауки России от 3 июня 2013 г. № 466, от 5 августа 2013 г. № 661, от 29.12.2014 № 1644).

2. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М.Кондакова,. – М.: Просвещение, 2011.

3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

4. Программа к учебно-методическим комплексам «Сферы» по математике для 5 класса, авторы Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева и др. М.: Просвещение, 2014.

5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Сургутского естественно-научного лицея на 2015-2016 учебный год.

      1. Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета

Цели обучения математике:

  1. в направлении личностного развития:

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

  • формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, интереса к математическому творчеству и математических способностей, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне;

  • воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.

  1. в метапредметном направлении:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

  1. в предметном направлении:

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

  • создания фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.


  1. Общая характеристика учебного предмета, курса

Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования лицеистов, потому что содержит следующие основные содержательные линии: арифметика; элементы алгебры; вероятность и статистика; наглядная геометрия.

Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.

Содержание линии «Элементы алгебры» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.

Содержание линии «Наглядная геометрия» способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывая основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.

Линия «Вероятность и статистика» – раздел, усиливающий прикладное и практическое значение школьного образования. Материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

Особенность построения курса состоит в том, что в содержание включены две дополнительные методологические темы: множества и математика в историческом развитии, пронизывающие все основные содержательные линии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Тема «Множества» служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка. Тема «Математика в историческом развитии» способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.

Цель курса:

  • подведение учащихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира, пониманию математики как части общей культуры человечества;

  • развитие познавательной активности; формирование мыслительных операций, являющихся основой интеллектуальной деятельности; развитие логического мышления, алгоритмического мышления; формирование умения точно выразить мысль;

  • развитие интереса к математике, математических способностей;

  • формирование знаний и умений, необходимых для изучения курсов математики 7–9 классов, смежных дисциплин, применения в повседневной жизни.

Задачи:

  • сохранить теоретические и методические подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в начальной школе;

  • предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и памяти;

  • обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;

  • обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;

  • сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;

  • выявить и развить математические и творческие способности;

  • развивать навыки вычислений с натуральными числами;

  • учить выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, действия с десятичными дробями;

  • дать начальные представления об использование букв для записи выражений и свойств;

  • учить составлять по условию текстовой задачи, несложные линейные уравнения;

  • продолжить знакомство с геометрическими понятиями;

  • развивать навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.


  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Учебный план МБОУ Сургутского естественно-научного лицея предусматривает изучение математики в 5 классах в объёме 210 часов.


  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Математическое образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная – с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры. Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения – от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходиться выполнять достаточно сложные расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.

Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. Всё больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической.

В процессе школьной математической деятельности происходит овладение такими мыслительными операциями, как индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач основной учебной деятельности на уроках математики развиваются творческая и прикладная стороны мышления.

Обучение математике дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, отличиях математического метода от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.

История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, с историей великих открытий, именами людей, творивших науку, входит в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.


  1. Результаты освоения математики в 5 классе

К важнейшим результатам обучения математике в 5–6 классах при преподавании по УМК «Сферы» относятся следующие:

в личностном направлении:

1) знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики (изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей, десятичных дробей; происхождение геометрии из практических потребностей людей);

2)способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;

3) умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;

в метапредметном направлении:

1) умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;

2) умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты и пр.);

3) умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;

4) умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;

5) применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;

6) умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;

в предметном направлении:

1) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

2) владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;

3) умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;

4) усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

5) приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимание идеи измерения длин, площадей, объёмов;

6) знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;

7) умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);

8) использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение», осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»;

9) знакомство с идеей координат на прямой и на плоскости; выполнение стандартных процедур на координатной плоскости;

10) понимание и использование информации, представленной в форме таблиц, столбчатой или круговой диаграммы;

11) умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.


В результате освоения курса математики 5 класса учащиеся должны овладеть:

обязательный минимум содержания

максимальный объем содержания

учебного курса

у обучающегося будут сформированы:

обучающийся получит возможность для формирования:

Личностные результаты:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики;

  • понимание роли математических действий в жизни человека;

  • интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;

  • ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;

  • понимание причин успеха в учебе;

  • понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.


  • интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;

  • ориентации на оценку результатов познавательной деятельности;

  • общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;

  • самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

  • первоначальной ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

  • понимания чувств одноклассников, учителей;

  • представления о значении математики для познания окружающего мира.

ученик научится:

ученик получит возможность научиться:

Метапредметные результаты: регулятивные

  • принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

  • планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;

  • выполнять действия в устной форме;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

  • в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

  • вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

  • выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

  • принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.

  • понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;

  • выполнять действия в опоре на заданный ориентир;

  • воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников;

  • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

  • на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом.

Метапредметные результаты: познавательные

  • осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;

  • использовать рисуночные и символические варианты математической записи; кодировать информацию в знаково-символической форме;

  • на основе кодирования строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций;

  • строить небольшие математические сообщения в устной форме;

  • проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;

  • выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;

  • проводить аналогию и на ее основе строить выводы;

  • в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов;

  • строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.

  • под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации;

  • работать с дополнительными текстами и заданиями;

  • соотносить содержание схематических изображений с математической записью;

  • моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;

  • устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;

  • строить рассуждения о математических явлениях;

  • пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.


Метапредметные результаты: коммуникативные

  • принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;

  • допускать существование различных точек зрения;

  • стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;

  • использовать в общении правила вежливости;

  • использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;

  • контролировать свои действия в коллективной работе;

  • понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;

  • следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.

  • строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;

  • использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

  • корректно формулировать свою точку зрения;

  • проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;

  • контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль

Предметные результаты: линия «Арифметика»

    • Выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками; умножение однозначных чисел, однозначного на двузначное число; деление на однозначное число, десятичной дроби с двумя знаками на однозначное число;

    • Переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты – в виде дроби и дробь  - в виде процентов;

    • Находить значение числовых выражений, содержащих целые числа и десятичные дроби;

    • Округлять целые и десятичные дроби, выполнять оценку числовых выражений;

    • Пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; переводить одни единицы измерения в другие;

    • Решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с дробями и процентами.

    • Решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;

    • Устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;

    • Интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.


Предметные результаты : линия «Алгебра»

    • Переводить условия задачи на математический язык;

    • Использовать методы работы с простейшими математическими моделями;

    • Осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;

    • Изображать числа точками на координатном луче;

    • Определять координаты точек на координатном луче;

    • Составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;

    • Решать текстовые задачи алгебраическим методом.

    • Выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами.


Предметные результаты: линия «Геометрия»

    • Пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

    • Распознавать и изображать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

    • Распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела;

    • В простейших случаях строить развертки пространственных тел;

    • Вычислять площади, периметры, объемы простейших геометрических фигур (тел) по формулам.

    • Решения несложных геометрических задач, связанных с нахождением изученных геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

    • Построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).


  1. Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса

Результаты образовательного процесса

Формы контроля

Личностные

  • наблюдение;

  • портфолио

Метапредметные

  • мультимедийная презентация;

  • учебное исследование;

  • подготовка сообщения, доклада;

  • дискуссия.

Предметные

  • контрольная работа;

  • тестирование;

  • устный ответ;

  • самостоятельная работа;

  • математический диктант;

  • зачёт «Обязательный образовательный минимум».


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике

  1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

2. Оценка устных ответов обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

  • возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

3. Общая классификация ошибок.

  • При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

3.1. Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

  • незнание наименований единиц измерения;

  • неумение выделить в ответе главное;

  • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;

  • неумение делать выводы и обобщения;

  • неумение читать и строить графики;

  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

  • потеря корня или сохранение постороннего корня;

  • отбрасывание без объяснений одного из них;

  • равнозначные им ошибки;

  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

  • логические ошибки.

3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков- второстепенными;

  • неточность графика;

  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

3.3. Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований;

  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  1. Содержание учебного предмета, курса

Арифметика

Натуральные числа

Натуральный ряд. Десятичная система счисления. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий.

Степень с натуральным показателем.

Числовые выражения, значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях, использование скобок. Решение текстовых задач арифметическими способами.

Делители и кратные. Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Деление с остатком.

Дроби

Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части.

Решение текстовых задач арифметическими способами.

Измерения, приближения, оценки

Единицы измерения длины, площади, объёма, массы, времени, скорости. Примеры зависимостей между величинами скорость, время, расстояние; производительность, время, работа; цена, количество, стоимость и др. Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам. Решение текстовых задач арифметическими способами.

Элементы алгебры

Использование букв для обозначения чисел; для записи свойств арифметических действий. Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Уравнение, корень уравнения. Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий. Построение точки по её координатам, определение координат точки на плоскости.

Описательная статистика. Вероятность. Комбинаторика. Множества

Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Решение комбинаторных задач перебором вариантов.

Наглядная геометрия

Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Правильные многоугольники. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности. Изображение геометрических фигур и их конфигураций.

Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины.

Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Биссектриса угла.

Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближённое измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры. Разрезание и составление геометрических фигур.

Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Многогранники. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса. Изготовление моделей пространственных фигур.

Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба. Виды симметрии.

Понятие о равенстве фигур.

Математика в историческом развитии

История формирования понятия числа: натуральные числа, дроби, недостаточность рациональных чисел для геометрических измерений, иррациональные числа. Старинные системы записи чисел. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Старинные системы мер.

Тематическое планирование

Полугодие, четверть

Наименование разделов, тем

Всего часов

Практическая часть

Лабораторные, практические работы

Контрольные работы

Самостоятельная работа учащихся, проектная, исследовательская деятельность

I четверть (53 часа)

Повторение курса начальной школы

6


1

1


Линии

9


1

1


Натуральные числа

14


1

2


Действия с натуральными числами

24


1

6

II четверть (43 часа)

Действия с натуральными числами

1





Использование свойств действий при вычислениях

12


1

2


Углы и многоугольники

9

1

1

2


Делимость чисел

18


1

3

I полугодие (96 часов)

Треугольники и четырехугольники

3

1



III четверть (58 часов)

Треугольники и четырехугольники

8

2

1

1


Дроби

23


1

5


Действия с дробями

27


1

4

IV четверть (56 часов)

Действия с дробями

15


1

4


Многогранники

11

2

1

2


Таблицы и диаграммы

13


1

2


Итоговое повторение

17


1

4


Итого:

210

6

14

39


1 полугодие

96

2

7

17


2 полугодие

114

4

7

22


Резерв времени:












В содержание примерной программы и программы к завершённой линии учебников по математике для 5 классов внесены следующие дополнения и изменения:


Учебный раздел

Элемент содержания

Объём учебного времени

Причина корректировки

Повторение курса начальной школы

Действия с натуральными числами. Решение уравнений. Периметр и площадь прямоугольника.

Повторение данных тем начальной школы обусловлено необходимостью подготовки к восприятию и изучению курса математики 5 класса в самом начале адаптационного периода. Кроме того геометрический материал традиционно сложно усваивается учениками.

Натуральные числа

Комбинаторные задачи.

По 1ч – всего 2ч

Расширение курса для оптимального усвоения учащимися сложного материала.

Обзорный урок по теме.

Действия с натуральными числами.

Сложение и вычитание.

По 1ч – всего 4ч

Расширение и углубление курса для оптимального усвоения учащимися учебного материала.

Умножение и деление.

Порядок действий в вычислениях.

Задачи на движение

Использование свойств действий при вычислениях.

Распределительное свойство

По 1ч – всего 2ч

Расширение и углубление курса для оптимального усвоения учащимися учебного материала.

Решение задач

Делимость чисел

Делимость суммы и произведения

По 1ч – всего 3.

Расширение и углубление курса для оптимального усвоения учащимися учебного материала.


Деление с остатком




Обзорный урок по теме



Дроби

Сравнение дробей

1ч, 2ч, 1ч – всего 4ч

Расширение и углубление курса для оптимального усвоения учащимися учебного материала.

Натуральные числа и дроби

Обзорный урок по теме

Действия с дробями

Сложение и вычитание смешанных дробей

1ч, 1ч, 1ч, 2ч, 2ч – всего 7ч

Расширение курса для оптимального усвоения учащимися сложного материала.

Умножение дробей

Деление дробей

Нахождение части целого и целого по его части

Задачи на совместную работу

Таблицы и диаграммы

Чтение и составление таблиц

По 1ч – всего 4ч

Расширение и углубление курса для оптимального усвоения учащимися учебного материала.

Чтение и составление диаграмм

Опрос общественного мнения

Обзорный урок по теме

В тематическом планировании предусмотрена внеурочная форма деятельности по предмету (экскурсии, защита проектов и т.д., в том числе с использованием дистанционных форм обучения).


  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Программа к завершённой предметной линии и системе учебников*

Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Е.А. Бунимович, Л. В. Кузнецова, С.С. Минаева и др.]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014

Рабочая программа основного общего образования по математике для 5А,5Б, 5В, 5Г, 5Д классов, составленная учителем Бикбердиной К.М., утвержденная директором МБОУ Сургутский естественно-научный лицей Т.В. Кисель 2015 г.

Учебник, учебное пособие**

Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / [Е.А. Бунимович, Г.В Дорофеев, С.Б. Суворова и др.]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение» – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014

Рабочая тетрадь

для обучающихся*

Бунимович Е.А. и др. Математика. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях. - М.: Просвещение, 2015

Электронное приложение к УМК

Электронное приложение к учебнику. М.: Просвещение, 2014г.

Дидактический материал*

  1. Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник-тренажёр. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др., «Просвещение» 2015 г.

  2. Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-тренажёр. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др., «Просвещение» 2015 г.

  3. Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса-М.: Классикс Стиль, 2010

Материалы для контроля (тесты и т.п.)*

  1. Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-экзаменатор. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др., «Просвещение» 2013 г.

  2. Ершова А.П., Голобородько Е.Е. Самостоятельные и контрольные работы. Математика. 5 класс. 5-е изд., испр., М.: Илекса, 2013.

Методическое пособие с поурочными разработками*

Математика. Арифметика. Геометрия. Поурочное тематическое планирование. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева, Л.О. Рослова, С.Б.Суворова и др., «Просвещение» 2010 г.

Список используемой литературы*

  1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004 № 1089).

  2. Примерные программы основного общего образования. Математика. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 67 с. – (Стандарты второго поколения).

  3. Жохов В.И., Погодин В.Н. Математический тренажер. 5 класс: пособие для учителей и учащихся. – 3-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2007.

  4. Тестовые материалы для оценки качества обучения. Математика. 5 класс: [учебное пособие]/ И.Л. Гусева , С.А. Пушкин, Н.В. Рыбакова, [под общей редакцией А.О. Татура]; Мос. Центр качества образования. – Москва: Интеллект-Центр, 2012

  5. Математика. 5 класс. 180 диагностических вариантов Автор: Екатерина Радаева. Издательство: Национальное образование. 2013 г.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

Презентации к урокам, скачанные с сайтов:

  1. Ресурсы сайта ФЦИОР,

  2. Ресурсы сайта ЕКЦОР,

  3. www.pedsovet.ru ,

  4. http://nsportal.ru/shkola,

  5. http://karmanform.ucoz.ru

  6. http://school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  7. http://www.openclass.ru – «Открытый класс« сетевые образовательные сообщества

  8. http://www.researcher.ru - Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников«

  9. http://www.it-n.ru/ - сеть творческих учителей

  10. http://mat.1september.ru/ - издательство «Первое сентября. Математика»

  11. http://www.profile-edu.ru – сайт профильного обучения

  12. http://festival.1september.ru/mathematics/ – педагогический форум: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

  13. http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»

  14. http://www.vgf.ru/ – сайт Издательского центра «ВЕНТАНА-ГРАФ»

  15. http://www.drofa.ru/ – сайт издательства ДРОФА

  16. http://www.astrel-spb.ru– сайт издательства «Астрель»

  17. http://www.mnemozina.ru/– сайт ИОЦ «Мнемозина«

  18. http://main-school.umk-garmoniya.ru/index.php – сайт Издательство «Ассоциация XXI век»

  19. http://русское-слово.рф/– сайт издательства Русское слово

  20. http://zaba.ru – сайт «Математические олимпиады и олимпиадные задачи»

  21. http://etudes.ru – сайт «Математические этюды»

  22. http://uztest.ru и http://mathtest.ru – сайты в помощь учителю (содержат базу тестов)

  23. http://graphfunk.narod.ru – сайт «графики функций»

  24. http://zadachi.mccme.ru –информационно-поисковая система «Задачи по геометрии»

  25. http://bymath.net –сайт «Вся элементарная математика»

  26. http://www.ege.edu.ru/– официальный информационный портал единого государственного экзамена

  27. http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений

  28. http://www.edu.ru, http://www.edu.ru/abitur/index.php Российское образование. Федеральный образовательный портал.

  29. http://www.centeroko.ru – Центр оценки качества образования

  30. http://zadachi.mccme.ru Задачи: информационно-поисковая система задач по математике

  31. http://mschool.kubsu.ru/cdo/shabitur/kniga/tit.htm – конкурсные задачи по математике: справочник и методы решения

  32. http://www.mccme.ru/free-books материалы (полные тексты) свободно распространяемых книг по математике

  33. http://www.matematika.agava.ru– математика для поступающих в вузы

  34. http://www.mathnet.spb.ru выпускные и вступительные экзамены по математике: варианты, методика

  35. http://www.kokch.kts.ru/cdo –тестирование on-line. 5–11 классы

  36. http://www.moeobrazovanie.ru/ –сайт «Моё образование»

Технические средства обучения

Интерактивный комплекс, включающий в себя ноутбук, колонки, проектор и интерактивную доску.


  1. Описание образовательных технологий, используемых на уроках для реализации рабочей программы (методический конструктор урока):

В процессе реализации программы используются теории и технологии;

Личностно-ориентированного обучения (знакомство с планом урока; определение общей цели, ее конкретизацию в зависимости от разных этапов урока; подбор дидактического материала, позволяющего выявить индивидуальную избирательность учащихся к содержанию, виду и форме учебного материала, облегчающего его усвоение: планирование разных форм организации учебной деятельности - соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы).

Проблемного обучения (знакомство с планом урока и постановка проблемы; дробление проблемы на отдельные задачи; выбор алгоритмов решения задач, анализ);

Интенсификации педагогического процесса (ознакомление с результатами урока; объяснение практической значимости материала; составление взаимосвязанных блоков основного содержания материала; повторение приемов учебной деятельности);

Оптимизация учебного процесса (ознакомление с результатами урока; объяснение практической значимости материала; составление взаимосвязанных блоков основного содержания материала; повторение приемов учебной деятельности.

Игровая (знакомство с планом урока; определение общей цели, ее конкретизацию в зависимости от разных этапов урока; ознакомление с результатами урока; объяснение практической значимости материала; составление взаимосвязанных блоков основного содержания материала; повторение приемов учебной деятельности);

Технология дифференцированного обучения (подбор дидактического материала, позволяющего выявить индивидуальную избирательность учащихся к содержанию, виду и форме учебного материала, облегчающего его усвоение: планирование разных форм организации учебной деятельности, выбор алгоритмов решения задач, анализ, дифференциация учебного материала по принципу свободного выбора заданий учащимися при сохранении базового минимума; самоанализ и самооценка учащимися результатов обучения);

Технология индивидуализации обучения (знакомство с планом урока; определение общей цели, ее конкретизацию в зависимости от разных этапов урока; подбор дидактического материала, позволяющего выявить индивидуальную избирательность учащихся к содержанию, виду и форме учебного материала, облегчающего его усвоение: планирование разных форм организации учебной деятельности, ознакомление с результатами урока);

Информационные технологии (знакомство с планом урока; определение общей цели, ее конкретизацию в зависимости от разных этапов урока; объяснение практической значимости материала; составление взаимосвязанных блоков основного содержания материала; повторение приемов учебной деятельности; ознакомление с результатами урока)


Эффективность занятий по курсу очень зависит от используемых форм и методов, поэтому для проведения уроков применяются различные виды работы с учащимися - индивидуальная работа, занимательные и игровые типы работ, устный счёт, самостоятельная работа, проверочные работы, срезы, тесты, математические диктанты. Все виды работы рассчитаны на дифференциальный индивидуальный подход, учитывающие возрастные особенности учащихся и направлены на воспитание интереса к предмету.

В процессе изучения курса применяются следующие основные методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- частично-поисковый;

- исследовательский;

- метод проблемного изложения


Приемы, соответствующие объяснительно-иллюстративному методу обучения

  1. интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;

  2. повторное, более краткое предъявление учащимся готового знания;

  3. подробное резюмирование учителем каждого отдельного законченного этапа изложения;

  4. сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров;

  5. демонстрация учащимся натуральных объектов, схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов;

  6. предъявление учащимся готового плана в ходе изложения;

  7. предъявление учащимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла;

  8. инструктаж учащихся (по составлению таблиц, схем, по работе с текстом учебника и т.п.);

  9. намек, подсказка, содержащие готовую информацию.


Приемы, соответствующие репродуктивному методу обучения

  1. задание учащимся на индивидуальное речевое проговаривание известных правил, определений при необходимости использования их в процессе решения задач;

  2. задание учащимся на проговаривание “про себя” используемых правил, определений в процессе решения задач;

  3. задание на составление кратких пояснений к ходу решения задач;

  4. задание учащимся на воспроизведение наизусть (правила, закона и т.д.);

  5. задание учащимся на заполнение схем, таблиц вслед за учителем;

  6. задание учащимся на раскодирование алгоритма;

  7. организация усвоения учащимися стандартных способов действия с помощью ситуации выбора;

  8. задание учащимся на описание какого-либо объекта по образцу;

  9. задание учащимся на приведение собственных примеров, очевидно подтверждающих правило, свойство и теорему;

  10. наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.


Приемы, соответствующие методу проблемного изложения

  1. контрдоводы учителя предполагаемому оппоненту в процессе изложения;

  2. предъявление учащимся преднамеренно нарушенной логики изложения, доказательства и анализ учителем полученных при этом результатов;

  3. раскрытие учителем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблем;

  4. обсуждение учителем возможных последствий, сделанных из неверных предположений;

  5. членение излагаемого учителем материала на развивающиеся смысловые моменты;

  6. фиксирование внимания учащихся на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задач;

  7. интригующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса;

  8. установка учителя на мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в ходе изложения;

  9. риторические вопросы учителя в ходе изложения;

  10. предъявление учащимся конфликтного примера.


Приемы, соответствующие частично-поисковому методу обучения

  1. включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;

  2. задание учащимся на поиск скрытых узловых звеньев рассуждения, предложенного учителем;

  3. задание учащимся на решение нескольких подзадач, выделенных из трудной исходной, после чего учащиеся возвращаются к исходной задаче;

  4. наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;

  5. задание учащимся на поиск ошибок в рассуждениях, требующее оригинальной мысли;

  6. организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию проблемы;

  7. задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности;

  8. показ способа действия с частичным раскрытием его внутренних связей с учеником;

  9. задание учащимся на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной учителем;

  10. демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности;

  11. выделение цветом части чертежа, схемы, записи, ориентирующее учащихся на выдвижение проблемы.


Приемы, адекватные исследовательскому методу обучения

  1. задание учащимся на самостоятельное составление нестандартных задач;

  2. задание учащимся с несформулированным вопросом;  

  3. задание с избыточными данными;  

  4. задание учащимся на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений; 

  5. задание учащимся на сущностное описание какого-либо объекта без использования инструкций;

  6. задание учащимся на отыскание границ применяемости полученных результатов;  

  7. задание учащимся на определение степени достоверности полученных результатов;  

  8. задание учащимся на вычисление механизма протекания явления; 

  9. задание учащимся “на мгновенную догадку”, “на соображение”.


  1. Психолого-педагогическая характеристика класса, в котором будет реализован данный учебный курс

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 5а, 5б, 5в, 5г, 5д классов и специфики данных классных коллективов.





  1. Лист корректировки рабочей программы


Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту














Программа по математике для 5 класса к УМК Е.А. Бунимовича, Г.В. Дорофеева, С.Б. Суворовой и др.
  • Математика
Описание:

Программа состоит из пояснительной записки, состоящей из следующих разделов:

  • Реквизиты документов, на основе которых создана рабочая программа
  • Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета
  • Общая характеристика учебного предмета
  • Описание места учебного предмета в учебном плане лицея
  • Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
  • Результаты освоения предмета:
  • личностные - самоопределение, смыслообразование, ценностная и морально-этическая ориентация;
  • метапредметные - универсальные учебные действия (коммуникативные, познавательные, регулятивные);
  • предметные - «ученик научится» (базовый уровень); «ученик получит возможность научиться» (повышенный уровень)
  • Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса
  • Содержание учебного предмета
  • Описание изменений, внесенных педагогом в содержание примерной программы по предмету с обоснованием внесённых изменений
  • Тематический план (с указанием количества часов на изучение отдельных тем, количества контрольных мероприятий)
  • Описание программно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
  • Психолого-педагогическая характеристика класса, для которого составлена рабочая программа
  • Описание образовательных технологий, используемых на уроках для реализации рабочей программы (методический конструктор урока). Второй документ, входящий в программу - календарно-тематическое планирование, содержащее:
  • Используемые ресурсы
  • Характеристика основных учебных действий учащихся (на уровне учебных действий)
  • Объекты и формы текущего контроля

Автор Бикбердина Клара Мутигулловна
Дата добавления 02.12.2015
Раздел Математика
Подраздел Планирования
Просмотров 1129
Номер материала MA-062906
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓