Главная / Русский язык и литература / Программа по литературе в 9 классе

Программа по литературе в 9 классе

Приложение_____ к ООП ООО

на 2014-2015 учебный год






Рабочая программа

по учебному предмету

«Литература»



для 9 класса


на 2014-2015 учебный год








Учитель: Стенникова Юлия Владимировна







2014 г




  1. Пояснительная записка.

Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы по литературе, программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, одобренных Министерством образования РФ. Программа ориентирована на учебник В.Я. Коровиной в 2х частях. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечест­венной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; фор­мирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи уча­щихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.

Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.


2. Общая характеристика учебного предмета.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

В рабочей программе по литературе соблюдена системная направленность: это освоение различных жанров стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя.

В рабочей программе курс представлен разделами:

• Древнерусская литература.

• Русская литература XVIII века.

• Русская литература XIX века.

• Русская литература XX века.

• Литература народов России.

• Зарубежная литература.

• Обзоры.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использованием выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы интересов и возможностей.

Новизна данной учебной программы связана с тем, что она учитывает цели и направления модернизации образования. В соответствии с этим программа сопровождает существенный изменения. В изучение курса дополнительно внесены фамилии русских и зарубежных писателей и поэтов: Катулла, Данте, Шекспира, Радищева, Гёте, Жуковского, Батюшкова, Кольцова, Баратынского, Солженицына, обзор изучение их произведений. В программе изменено количество часов на изменение каждой темы.

Разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса. Преподавание литературы в 9 классе строится по хронологическому принципу включает следующие разделы: Древнерусская литература, Литература 18 века, Литература 19 века, Русская литература 20 века, а также зарубежная литература. Включающая Литературу эпохи Античности, Литературу эпохи Средневековья, Литературу эпохи Возрождения и Литературу народов России.

В содержание уроков входит изучение основных теоретико-литературных понятий.

В начале года предусмотрен вводный урок о литературе, раскрывающий ее значение в общественной жизни и культуре России. Заканчивается школьный курс литературы итоговым уроком, который обобщает и систематизирует полученные знания. Данная программа предусматривает вводный урок и литературе, раскрывающий ее значение в общественной жизни и культуре России. Заканчивается школьный курс литературы итоговым уроком, который обобщает и систематизирует полученный курс литературы предусматривает использование разных форм уроков – урок-лекция, урок-семинар, урок-зачет, урок-тест, урок-викторина, комбинированный урок.


  1. Место предмета «Литература» в базисном учебном плане.

Данная программа рассчитана на 105 ч, предусмотренных в Федеральном базисном (образовательном) учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации (3 часа в неделю).

Часы пропорционально распределены на основные темы в течение учебного года, на уроки развития речи, что позволит формированию прочных навыков, объяснения конкретных литературных фактов, уроки развития речи направлены на совершенствование умений и навыков практическим путём.


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Литература»

Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу учебного предмета.

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

  • авторов и содержание изученных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.

уметь:

  • прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;

  • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных

эпох;

  • определять идейную и эстетическую позицию писателя;

  • анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой

специфики;

  • оценивать проблематику современной литературы;

  • анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров

и стилей;

  • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

  • осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

  • сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы

произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

  • находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;

  • выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.


Личностными результатами освоения программы по литературе являются:

  1. совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

  2. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источ­ников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты освоения программы по литературе проявляются в умениях:

  1. понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  2. самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сфе­ру своих интересов;

  3. работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты освоения программы по литературе состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложен­ных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос

литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или несколь­ких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразитель­ных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произ­ведения (элементы филологического анализа);

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  1. ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопо­ставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

  1. коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и аде­кватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образ­ных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или про­читанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изучен­ных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и обще­культурные темы;

  1. эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-вырази­тельных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литера­турных произведений по выбору учителя или школьника (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материа­лам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфи­ческих спелств жаноово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической речи.


Критерии и нормы оценки, применяемые для определённого уровня усвоения рабочей программы

Оценка сочинений.


В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка “5” ставится за сочинение:

глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.

Отметка “4” ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка “2” ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка “1” ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки “2”.


Как видно, отметка “1” является составляющей в пятибалльной системе оценивания знаний, но она носит в основном воспитывающий характер и используется в текущем контроле.

Оценка устных ответов.


При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

  1. Содержание программы (105часов)

Введение(1ч.)

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребно­сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 +1 ч.)

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (14ч.)

Характеристика русской литературы XVIII века. (1ч.)

Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. (1ч. )Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

Гавриил Романович Державин. (2ч.)Жизнь и творчество. (Об­зор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Дмитрий Иванович Фонвизин.(4ч.) Слово о писателе. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Герои и события в пьесе «Недоросль».Проблемы гражданственности. Образование и воспитание в комедии.

Александр Николаевич Радищев.(2ч.) Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Кри­тика крепостничества. Автор и путешественник. Особенно­сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель­ное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. (3ч.+1ч.) Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА ( 54 часа)

Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму. Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.(1ч.)

Вн.чтение. Романтическая лирика начала века. Батюшков, Языков, Баратынский, Рылеев, Давыдов.(1ч.)

Василий Андреевич Жуковский.(1ч.) Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред­сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фанта­стической баллады. Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

Александр Сергеевич Грибоедов. (5 +1ч.) Личность и судьба. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Знакомство с героями.Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Смысл названия комедии. Проблема жанра. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин.(16 ч.) Жизнь и судьба.

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...Свободолюбивая лирика Пушкина. Любовная лирика Пушкина. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Природа в лирике Пушкина.

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро­восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» — роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при­жизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. (13ч.) Личность и судьба. Два поэтических мира (Лермонтов и Пушкин)

Лирический герой поэзии М.Ю.Лермонтова. Основные мотивы лирики. Образ России в лирике Лермонтова. Человек и природа в лирике Лермонтова. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на­шего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. (9 ч.)Жизнь и творчество. (Обзор)

Цикл «Петербургские повести». Тема «маленького человека» в творчестве Гоголя. «Шинель».

«Мертвые души» Особенности жанра, композиции, смысл названия.Образы помещиков. Способы и приёмы типизации.Чичиков – новый «герой» эпохи.

Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко­мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский.(1ч.) Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский.(2ч.) Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. (2ч.)Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической три­логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. (2ч.)Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА(21ч.)

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.(1ч.)

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России. Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии.

Иван Алексеевич Бунин.(2ч.) Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Александр Александрович Блок. (1ч.)Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мра­ком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин.(1ч.) Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. (1ч.)Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

М.А.Булгаков (4 ч) Слово о писателе. «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов.

Марина Ивановна Цветаева. (2ч.)Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нра­вится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Анна Андреевна Ахматова. (1ч.) Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Трост­ник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Николай Алексеевич Заболоцкий. (1ч.)Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Михаил Александрович Шолохов. (2ч.) Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

hello_html_m65e035fe.gifТеория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Трифонович Твардовский. (2ч.)Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Б.Л.Пастернак. (2ч) Слово о поэте. Стихи разных лет.

Александр Исаевич Солженицын.(2ч.) Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Романсы и песни на стихи русских писателей 19-20 веков. (1ч)

Литература эпохи Античности. Внеклассное чтение.(1ч.)

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Литература эпохи Средневековья.(2ч.)

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение бо­жественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным чело­веком, разумом поэта). Универсально-философский харак­тер поэмы.

Сонеты Данте.

Литература эпохи Возрождения.(1ч.)

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли­тературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Европейская литература эпохи Возрождения.(1ч.)

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Про­свещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Проти­востояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небе­сах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопо­ставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая по­эма.

Итоговые занятие по курсу 9 класса. (2ч.)

Выявление уровня литературного развития учащихся.


Календарно-тематическое планирование в 9 классе

Тема урока

Основные виды учебной деятельности при изучении

Кол-во часов на изучение

Дата

изучения


План Факт

Коррекция

1.

Вводный. Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Организация совместной

учебной деятельности.

Пересказать текст по плану.

1

02.09.



2.

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

Организация совместной

учебной деятельности.

Пересказ текст с использованием цитат.

1

03.09.



3.

Поэтический мир и герои «Слова».

Беседа, проблемные

задания, выполнение поисковых

или проблемных

заданий. Составление тезисов

1

05.09.



4.

Идейный смысл «Слова»

Беседа, проблемные

задания, выполнение поисковых

или проблемных

заданий. Анализ поэтического

произведения.

1

09.09.



5.

Поэтическое искусство слова. Связь с фольклором.

Организация совместной

учебной деятельности, чтение учебных текстов,

понимание и интегрирование

информации в имеющийся

запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач

1

10.09.



6.

Жизнь «Слова» в литературе и других видах искусства.

Беседа, проблемные

задания, выполнение поисковых или проблемных

заданий. Аннотация произведения.

1

12.09.



7.

Развитие речи.

Подготовка к домашнему сочинению по «Слову о полку Игореве»

Фронтальный опрос, самостоятельная работа,

чтение учебных текстов,

понимание и интегрирование

информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач. Участие в дискуссии.

1

16.09.



8.

Литература 18 века (общий обзор).

Классицизм в русском и мировом искусстве

Беседа, проблемные

задания, выполнение поисковых или проблемных

заданий,

понимание и интегрирование

информации в имеющийся запас знаний, преобразование, конспект.

1

17.09.



9.

М.В. Ломоносов. Черты личности, реформы языка и стихосложения. Оды.

Организация совместной

учебной деятельности,

понимание информации,

виде таблиц, схем, моделей, использование

для решения практических

задач справочников

по теме

1

19.09.



10.

Гавриил Романович Державин. Слово о поэте. «Властителям и судиям».

Беседа,

выполнение поисковых или проблемных

заданий. Конспект. Реферат.

1

23.09.



11.

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник»

Чтение учебных текстов,

понимание и интегрирование

информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение

и применение с учетом решаемых задач.

Анализ поэтического произведения.

1

24.09.



12.

Д.И. Фонвизин. Слово о писателе.

Беседа,

выполнение поисковых или проблемных

заданий. Индивидуальные задания. Реферат.

1

26.09.



13.

«Недоросль». Сатирическая направленность комедии.

Беседа,

выполнение поисковых или проблемных

заданий.

1

30.09



14.

Урок-семинар. Герои и события в пьесе «Недоросль».

Беседа,

выполнение поисковых или проблемных

заданий. Составление сложного плана

1

01.10.



15.

Образование и воспитание в комедии «Недоросль».

Беседа,

выполнение поисковых или проблемных

заданий. Дискуссия.

1

03.10



16.

А Н Радищев. Жизнь и судьба.

Беседа,

выполнение поисковых или проблемных заданий. Индивидуальные задания.

1

07.10.



17.

А Н Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»

Организация совместной

учебной деятельности. Пересказ текста с использованием цитат.

1

08.10.



18.

Н М Карамзин-писатель и историк, основатель сентиментализма.

Чтение учебных текстов,

понимание и интегрирование

информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение

и применение с учетом решаемых задач

1

10.10.



19.

«Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей.

Беседа,

выполнение поисковых или проблемных

заданий. Пересказ текста по плану.

1

14.10.



20.

Внимание писателя к внутреннему миру героев

Практикум. Создание текстов определенного жанра и проблематики

1

15.10.



21.

Контрольная работа по произведениям древнерусской литературы и литературы 18 века.

Организация совместной

учебной деятельности

Создание текстов определенного жанра и проблематики. Переложение текста.

1

17.10.



22.

Золотой век русской литературы. От классицизма к романтизму.

Организация совместной

учебной деятельности

Создание текстов определенного жанра и проблематики

1

21.10.



23.

В.Ч. Романтическая лирика начала века. К. Н. Батюшков, Н. М. Языков,

Организация совместной

учебной деятельности

Создание текстов определенного жанра и проблематики. Анализ поэтического произведения.

1

22.10.



24.

В. А. Жуковский- «литературный Колумб России». Поэма «Светлана»

Беседа, проблемные

задания, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение

и применение с учетом решаемых

1

24.10.



25.

Грибоедов: личность и судьба.

Беседа,

выполнение поисковых или проблемных

заданий. Конспект. Составление тезисов.

1

28.10.



26.

Комедия «Горе от ума». Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия.

Беседа,

выполнение поисковых или проблемных

заданий. Анализ произведения.

1

29.10.



27.

2 действие комедии. Обучение анализу монолога.

Анализ произведения. Участие в дискуссии.

1

31.10



28.

3 действие комедии. Анализ сцены бала.

Беседа,

выполнение поисковых или проблемных

заданий. Анализ произведения. Участие в дискуссии

1

11.11



29.

4 действие комедии. Смысл названия комедии «Горе от ума». Проблема жанра.

Беседа,

выполнение поисковых или проблемных

заданий. Анализ произведения. Участие в дискуссии

1

12.11.



30.

РР. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе «Горе от ума».

Чтение учебных текстов,

понимание и интегрирование информации в имеющийся

запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение

и применение с учетом решаемых задач.

1

14.11.



31.

А.С. Пушкин. Жизнь и судьба.

Беседа – лекция.

Индивидуальные задания.

Конспект. Аннотация.

1

18.11.



32.

Дружба и друзья в лирике Пушкина.

Беседа – лекция.

Индивидуальные задания.

Конспект. Аннотация.

1

19.11.



33.

Свободолюбивая лирика Пушкина.

Беседа,

выполнение поисковых или проблемных

заданий. Рецензирование анализов поэтических произведений.

1

21.11.



34.

Любовная лирика Пушкина. Адресаты лирики.

Беседа,

выполнение поисковых или проблемных

заданий. Взаиморецензирование.

1

25.11.



35.

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.

Понимание информации, представленной в виде таблиц,

схем, моделей, использование

для решения практических

задач справочников

по теме. Взаиморецензирование.

1

26.11.



36.

Природа в лирике Пушкина.

Семинарское занятие

Практикум

Презентация.

Дискуссия.

1

28.11



37.

Внеклассное чтение.

Виртуальная экскурсия «Путешествие по пушкинским местам»

Доклады. Рецензия.Аннотация.

1

02.12.



38.

Урок-концерт. «Поэты 20 века о Пушкине»

Беседа,

выполнение поисковых или проблемных

заданий.

1

03.12.



39.

Реализм как литературное направление.

«Евгений Онегин». История создания романа.

Практикум

Создание текстов определенного жанра и

проблематики

1

05.12.



40.

Художественное своеобразие романа

Организация совместной

учебной деятельности

Понимание информации, представленной в виде таблиц,

схем, моделей, использование

для решения практических

задач справочников

по теме

1

09.12.



41-43.

Духовные искания Онегина.

Организация совместной

учебной деятельности

Составление сложного плана.

3

10.12.

12.12.

16.12.



44.

Татьяна-любимая героиня Пушкина.

Организация совместной

учебной деятельности

Составление сложного плана

1

17.12.



45.

Татьяна-любимая героиня Пушкина.

Индивидуальные задания.

1

19.12.



46.

РР. Подготовка к домашнему сочинению по роману.

Практикум

Создание текстов определенного жанра и

проблематики

1

23.12.



47.

М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха.

Беседа,

выполнение поисковых или проблемных

заданий.

Конспект. Реферат.

1

24.12.



48.

Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова. Темы лермонтовской лирики.

Беседа,

выполнение поисковых или проблемных

заданий. Анализ поэтического произведения.

1

26.12



49.

Образ России в лирике Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина».

Беседа,

выполнение поисковых или проблемных

заданий. Анализ поэтического произведения.

1

30.12.



50.

Человек и природа в лирике М.Ю. Лермонтова.

Беседа,

выполнение поисковых или проблемных

заданий. Анализ поэтического произведения.

1

31.12.



51.

Судьба поколения 30-х годов в лирике М.Ю. Лермонтова.

Подготовка к домашнему

сочинению.

Организация совместной

учебной деятельности

Составление сложного плана. Взаиморецензирование.

1

13.01.



52-53.

Идейный замысел романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Жанр и композиция.

Творческая работа.

Создание текстов определенного жанра и

проблематики

2

14.01

16.01.



54.

«Странный человек-Печорин. Анализ содержания глав «Бэла и Максим Максимыч»

Беседа,

выполнение поисковых или проблемных

заданий. Анализ художественных произведений. Пересказ текста с использованием цитат.

1

20.01.



55.

Печорин в «кругу честных конрабандистов». «Тамань»

Беседа,

выполнение поисковых или проблемных

заданий.

Понимание информации, представленной в виде таблиц,

схем, моделей

1

21.01.



56.

«История жизни Печорина, написанная им самим». «Княжна Мэри»

Анализ художественных произведений. Рецензирование. Составление тезисов.

1

23.01



57.

«Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает». «Фаталист»

Организация совместной

учебной деятельности

Составление сложного плана.

1

27.01



58.

Образ Печорина.

Организация совместной

учебной деятельности

Составление сложного плана. Понимание информации,

представленной в виде таблиц,

схем, моделей

1

28.01



59.

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по роману

Составление сложного плана. Составление тезисов.

1

30.01.



60.

Н. В. Гоголь. Очерк жизни и творчества.

Беседа - лекция,

выполнение поисковых или проблемных

заданий.

1

03.02.



61.

ВЧ. Цикл «Петербургские повести». Семинарское занятие


Беседа,

выполнение поисковых или проблемных

заданий. Индивидуальные задания. Аннотация.

1

04.02.



62.

Тема «маленького человека» в творчестве Гоголя. «Шинель».

Практикум.

Создание текстов определенного жанра и проблематики

1

06.02.



63.

«Мертвые души». Особенности жанра, композиции, смысл названия.

Беседа,

выполнение поисковых или проблемных

заданий. Ознакомительно – реферативное чтение текста.

1

10.02.



64.

Образы помещиков. Способы и приемы типизации

Понимание информации, представленной в виде таблиц,

схем, моделей

1

11.02.



65.

Чичиков – новый «герой» эпохи.

Беседа,

выполнение поисковых или проблемных

заданий. Составление сложного плана.

1

13.02.



66.

Русь «живая» и Русь «мертвая». Гоголевский комизм

Организация совместной

учебной деятельности. Составление плана текста.

1

17.02.



67-68.

Развитие речи. Классное сочинение по поэме.

Беседа,

выполнение поисковых или проблемных

заданий. Создание текстов разных функционально – смысловых типов, стилей и жанров.


2

18.02.

20.02.



69.

А.Н.Островский. Слово о писателе.

Беседа – лекция. Рефераты. Конспекты.

1

24.02.



70-71.

Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи».

Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира.

Беседа – лекция. Рефераты. Конспекты

2

25.02.

27.02



72-73.

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии.

Составление тезисов. Пересказ текста.

2

03.03.

04.03.



74-75..

А.П. Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Тоска», «Смерть чиновника».

Беседа – лекция. Рефераты. Конспекты.

Пересказ текста.

2

06.03.

10.03.



76.

Зачётно– обобщающий урок по произведениям литературы второй половины 19 века

Пересказ текста.

1

11.03.



77.

Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений. Русская поэзия Серебряного века.


Самостоятельная работа. Чтение учебных текстов,

Понимание информации, представленной в виде таблиц,

схем, моделей, использование

для решения практических

задач справочников

по теме

1

13.03



78-79.

И.А.Бунин. Слово о писателе.

«Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

Беседа – лекция. Рефераты. Конспекты.

Пересказ текста

2

17.03.

18.03.



80.

А.А.Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэта.

Беседа – лекция. Рефераты. Конспекты.

Индивидуальные задания. Аннотация.


1

31.03.



81..

С.А.Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины.

Взаиморецензирование.

Анализ поэтического произведения.

1

01.04.



82..

В.В.Маяковский. Новаторство поэзии.


Ознакомительно – изучающее чтение произведений.

1

03.04.



83.

М. А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце».

Беседа – лекция. Рефераты. Конспекты.

Индивидуальные задания.

1

07.04.



84.

История создания и судьба повести. Смысл названия.

Пересказ текста. Составление тезисов.

1

08.04.



85-86.

Система образов. Художественные особенности.

Дискуссия. Лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.

2

10.04.

14.04.



87-88.

Марина Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой.

Беседа – лекция. Рефераты. Конспекты.

Индивидуальные задания. Анализ поэтического произведения.

2

15.04.

17.04.



89.

А. Ахматова. Слово о поэте. Стихи о любви, о поэте и поэзии.

Беседа – лекция. Рефераты. Конспекты.

Индивидуальные задания. Анализ поэтического произведения.

1

21.04.



90.

Николай Заболоцкий. Слово о поэте. Стихотворения о человеке и природе.

Беседа – лекция. Рефераты. Конспекты.

Индивидуальные задания. Анализ поэтического произведен

1

22.04.



91.

М.А. Шолохов. Страницы жизни и творчества

Беседа – лекция. Рефераты. Конспекты.

Индивидуальные задания.

1

24.04.



92.

М.А. Шолохов.

«Судьба человека»

Пересказ текста. Составление сложного плана к произведению. Оценивание устных и письменных высказываний.

1

28.04.



93.

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта.


Беседа – лекция. Рефераты. Конспекты.

Индивидуальные задания.

Анализ поэтического произведения.


1

29.04.



94.

Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Стихи разных лет

Беседа – лекция. Рефераты. Конспекты.

Индивидуальные задания.

Анализ поэтического произведения.

1

05.05.



95.

Зачетное занятие по русской лирике 20 века

Практикум. Редактирование поэтических текстов.

1

06.05.



96-97.

А.И. Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матрёнин двор».

Беседа – лекция. Рефераты. Конспекты.

Индивидуальные задания. Пересказ текста.

2

08.05.

12.05.



98.

Романсы и песни на стихи русских писателей 19-20 веков.

Участие в дискуссии. Работа со справочной литературой. Презентация.

1

13.05



99.

Античная лирика.

Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта.

Гораций.

Презентация. Дискуссия. Работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации ( в том числе представленных в электронном виде). Анализ текстов зарубежной литературы. Оценивание устных и письменных высказываний, текстов с точки зрения языкового оформления. Взаиморецензирование. Анализ художественных произведений.

1

15.05.



100

101

Данте Алигьери. «Божественная комедия»


2

19.05.

20.05.



102.

У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Гуманизм общечеловеческое значение героев.

1

22.05.



103.

И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Философская трагедия.


1

26.05.



104-105.

Итоговые занятия по курсу 9 класса.

Выявление уровня литературного развития учащихся.

2

27.05.

29.05.





7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса для учителя и для учащихся

Учебно-методическое обеспечение для учителя:

  1. Золотарева И. В. ,Егорова Н. В. «Универсальные поурочные разработки по литературе».-М.: Вако, 2008.

  2. Литература 9 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-частях./Авторы-составители В. Я. Коровина, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Журавлев; под. ред. В. Я. Коровиной. - 12-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 2012.

  3. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.Мещерякова. Москва, Рольф, 2001


Учебно-методическое обеспечение для учащихся:

  1. Литература 9 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-частях./Авторы-составители В. Я. Коровина, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Журавлев; под. ред. В. Я. Коровиной. - 12-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 2012г.




Программа по литературе в 9 классе
  • Русский язык и литература
Описание:

В рабочей программе курс представлен разделами:

• Древнерусская литература.

• Русская литература XVIII века.

• Русская литература XIX века.

• Русская литература XX века.

• Литература народов России.

• Зарубежная литература.

• Обзоры.

Данная программа рассчитана на 105 ч, предусмотренных в Федеральном базисном (образовательном) учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации (3 часа в неделю).

Автор Стенникова Юлия Владимировна
Дата добавления 27.04.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 1508
Номер материала 58455
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓