Главная / Другое / Программа по духовно-нравственному воспитанию "Живой родник"

Программа по духовно-нравственному воспитанию "Живой родник"

АННОТАЦИЯ

Данная программа по духовно-нравственному воспитанию детей младшего и среднего школьного возраста «Живой Родник» социально-педагогической направленности, приоритетами которой является воспитание. А важнейшие задачи воспитания - формирование у подрастающего поколения гражданской ответственности, правового самосознания и духовности, гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Программа модифицирована и разработана на основе закона Российской Федерации «Об образовании в РФ», требований ФГОС и стандартов второго поколения «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» М. «Просвещение» 2010 г. А.Я Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.

Актуальность создания данной программы духовно - нравственного воспитания обусловлена оторванностью молодого поколения от духовных корней отечественной культуры, забвением и утратой культурных традиций; падением уровня духовно-нравственных ценностей, невостребованностью духовного потенциала русской культуры; утратой семейных форм культурного сотворчества; непониманием «детей» и «взрослых», негативным отношением подростков к традициям и ценностям «отцов». У детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Они лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто был против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Вышеперечисленные факторы повлияли на определение цели программы.

Цель программы - воспитание нравственно активной личности ребенка, обладающей стремлением к духовному развитию.

Духовно - нравственное развитие предполагает в первую очередь единство развития нравственных мыслей – чувств – деятельности.

Прежде всего, у детей формируется идея Родины. Человек, осознающий идею Родины, осознаёт долг перед Отечеством, перед другими людьми, перед родителями. Долг является сердцевиной нравственности. Путь к вершине нравственности начинается с отношения к человеку. Долг начинается с умения чувствовать рядом с собой другого человека, согласовывать свои поступки с его человеческим достоинством. Нравственная воспитанность заключается в том, что человек стремится делать добро и не может делать зла: (всё начинается с заботы о цветах, вещах, о живом и живущих, потом – это уже забота о людях). И здесь хочется привести слова В.А. Сухомлинского: «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус в жизни детей, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце».

Чтобы добиться поставленной цели, мною были определены следующие задачи.

Задачи:

1. Формирование и развитие творческих способностей обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии;

2. Развитие у ребенка духовно-нравственного чувствования, формирование духовно-эстетического отношения к явлениям окружающей жизни и предметам искусства;

3. Развитие активного культурного сознания и воли для практической реализации нравственных норм и правил;

4. Воспитание духовных и нравственных качеств личности ребенка;

5. Воспитание историко-духовного самосознания ребенка, развивая чувства патриотизма и любви к России, Ханты-Мансийскому округу, родному городу.

6. Социализация и адаптация учащихся к жизни в обществе;

7. Формирование общей культуры учащихся.

Область применения. Подбор материала интегрирован. В программу включены такие области человеческого знания и опыта как: история России (введение); краеведение; природоведение; русское искусство; родное слово; этика; ИЗО; ОБЖ, ОПК. Все они объединены для создания целостной картины мира в сознании ребенка и подчинены общей цели - воспитание нравственно активной личности. Наличие национально - регионального компонента в данной программе обеспечивает ее вариативность, т.е. дает возможность включать в программы общеобразовательных школ, использовать на уроках ОПК, классных часах…

Формы занятий - групповые. Формирование групп основывалось на психологических и возрастных особенностях детей. Для успешной реализации программы следует рассматривать каждое занятие, как занятие нравственной жизни, в основе которого лежит духовность. Целостность построения программного материала позволяет последовательно, через организацию детской деятельности, через сферу активного мышления и эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и самого себя, погружать ребят в сферу нравственных основ жизнедеятельности человека, в соответствии с возрастными особенностями, индивидуальным нравственным опытом детей формировать и развивать их духовно-нравственную культуру.

Практической формой занятия являются диалоги-размышления, праздники, экскурсии и практикумы, в которые включены игры-упражнения, обсуждение жизненных ситуаций, театральные миниатюры-импровизации. Именно такие занятия предполагают реализацию творческого духовно-нравственного потенциала детей, позволяют вести «уроки нравственной жизни» снизу-вверх, то есть ученики на уроке берут на себя ведущую роль, практикуя обмен мнением, мыслями, опытом.

Программа «Живой Родник» рассчитана на два года обучения на детей младшего и среднего школьного возраста (от 7 до 15 лет), так как именно в этом возрасте дети нуждаются в общении, пытаются понять мир, в котором они живут, и осознать свое место и назначение в этом мире; состоит из четырех разделов, в соответствии с четырьмя семестрами (полугодиями).

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Диагностика учащихся, а также их родителей, проведенная в начале учебного года, помогла изучить особенности учащихся, понимание мотивов их поведения, дала возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, сделало воспитательную работу более рациональной и экономной. Также в конце учебного года проведенная диагностика показала динамику результатов. Было проведено анкетирование 40 родителей на начало года и в конце года. Результаты показали состоятельность данной программы и ее значимость в воспитании детей.

Вопрос анкеты

для родителей

Начало

учебного года

Конец

учебного года



Да

Нет

Да

Нет

1.

Говорит ли ваш ребенок с вами по «душам»?

Делится ли с вами секретами?

11%

89%

63%

37%

2.

Есть ли у вас общие занятия, увлечения?

3%

97%

16%

84%

3.

Умеет ли рассуждать ваш ребенок?

53%

47%

82%

18%

4.

Способен ли ваш ребенок уйти с «головой» в интересующее его занятие?

2%

98%

49%

51%

5.

Уверенно ли чувствует себя ваш ребенок в общении с посторонними сверстниками и взрослыми?

6%

94%

39%

61%

Также был произведен контроль уровня сформированности ЗУН и воспитанности детей на начало учебного года и в конце. Результаты показали следующие данные по трехбалльной шкале:

Во всех, проведенных диагностиках прослеживается стабильная динамика, что не может не радовать. [Приложение № 2 ]

Уровень сформированности специальных знаний, умений и навыков


Критерии

На начало года (общий средний балл)

На конец года (общий средний балл)

1

Краеведение

1,9

2,62


2

Культура общения

3

Творческая самореализация



Программа по духовно-нравственному воспитанию "Живой родник"
  • Другое
Описание:

В основу программы положен гуманистический, личностно-ориентированный подход, который предполагает создание психолого-педагогических условий для целостного развития внутренних задатков человека, его духовных потребностей и способностей, приобщения к универсальным ценностям культуры, воспитание активной духовно-нравственной личности. Гуманизация образования выступает здесь как императив выживания человечества и сохранения его духовности. Подбор материала интегрирован. В программу включены такие области человеческого знания и опыта как: история России (введение); краеведение; природоведение; русское искусство; родное слово; этика; ИЗО; ОБЖ. Все они объединены для создания целостной картины мира в сознании ребенка и подчинены общей цели - воспитание нравственно активной личности. Наличие национально - регионального в данной программе обеспечивает ее вариативность, т.е. дает возможность включать в программы общеобразовательных школ. Работа по данной программе направлена на эмоциональное развитие и воспитание чувств, на духовно-нравственное становление личности ребенка Пользующаяся приоритетом воспитательная тенденция основана на том, чтобы дать детям наиболее полное представление о Добре и Зле. Очень важно предрасположить детей ко всему, что относится к области Добра и убедить их, что проявлениям зла надо сопротивляться. Обращение к традиционной системе ценностей отечественной культуры, адаптированной на младший школьный возраст, поможет детям усвоить главные морально-нравственные постулаты - законы нравственности: «не лги», «не завидуй"; «уважай отца своего и мать свою» и др.; а над всем этим – объединяюще - кульминационное - «Уклонись от зла и сотвори добро».

Автор Ющишина Валентина Иосифовна
Дата добавления 05.10.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 584
Номер материала MA-061048
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓