Главная / Технология / Программа по декоративно-прикладному творчеству "Волшебный батик" (5-7 класс)

Программа по декоративно-прикладному творчеству "Волшебный батик" (5-7 класс)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр № 3»

г. Ульяновск







Дополнительная общеразвивающая программа

«Волшебный батик»



Год обучения – 1

Кол-во часов – 144

Возраст учащихся – 11-14 лет





Разработала

педагог дополнительного

образования

первой квалификационной

категории

Переверзева

Марина Александровна








Пояснительная записка.


Звуков шелковых жду, - тех, внимая которым

Распущу римский шелк я тончайшим узором.

Низами. Искендер-наме (Х11в.)


Легкие складки ткани напоминают языки пламени, или песчаные барханы, или волны прилива. Кажется, эти рукотворные волны также были всегда - как огонь, песок и вода. И никто не знает, сколько времени прошло с тех пор, когда человек, создав ткань, решил ее украсить. Искусство росписи по ткани пришло из стран Юго-Восточной Азии, и интерес к нему не проходит, несмотря ни на какие веяния моды и разнообразие промышленных тканей, ведь в человеке никогда не угаснет творческое начало.

Программа «Волшебный батик» актуальна по своему содержанию, поскольку она создает условия по выявлению творческих особенностей у ребенка, помогает реализовать потребность научиться батику. Новизна программы заключается в том, что в общеобразовательных школах на ИЗО уроках на предполагается работа с батиком, а в УДО не существует программ по этому профилю.

Что же значит таинственное слово «батик»? С течением времени это слово вместило в себя разнообразные приемы росписи тканей.

Самый простой прием окрашивания ткани для получения необычного узора – это узелковый батик, потому что рисунок образуется в результате простейших операций: с помощью завязывания, обматывания, складывания и прошивания отдельных фрагментов ткани перед крашением.

В технике «горячего батика» узор создается с помощью расплавленного воска или других подобных веществ. Окрасив ткань и сняв воск, мы получим белый или разноцветный рисунок на цветном фоне.

Более легкий и распространенный метод – холодный батик, это европейское изобретение эпохи модерна. Суть его в создании рисунка с помощью контурной обводки специальным составом.

Свободная роспись отличается от холодного и горячего батика тем, что не имеет четкого контура и не требует предварительного нанесения какого-либо резервирующего состава.

Целью занятий по программе «Волшебный батик» является:

1.дать дополнительное образование по изобразительному искусству детям среднего школьного возраста;

2.сформировать интерес у учащихся к данному виду искусства,

3.развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса, формирование умений и навыков росписи по ткани

Овладеть основными приемами росписи ткани, развить в себе чувство прекрасного – главная задача кружка «Волшебный батик».

Задачи программы:

- обучающая - обучить детей техникам батика;

- развивающая – развить творческие способности,

художественно-эстетический вкус;

- воспитательная – формировать интерес к такому виду искусства, как батик.

Данная программа предусматривает изучение основных видов росписи по ткани: холодного и горячего батика, трафаретной, свободной и узелковой росписи. Для развития воображения применяется смешанная техника с применением различных материалов.

Программа рассчитана на учащихся 5-7 классов, т.е. 11-14 лет, уже знакомыми с основами композиции, цветоведения, видами орнамента. На занятиях росписи по ткани они могут закрепить полученные знания, применив их на практике. Несложный арсенал средств, необходимый для этого вида росписи, делает ее доступной и интересной. На первом занятии учащиеся проходят условный отбор. После небольшой теоретической части предлагается продемонстрировать свои способности в ИЗО искусстве, затем преподаватель отбирает более способных.

Программа «Волшебный батик» рассчитана на 1 год обучения.

Методы обучения:

  • словесный метод – используется при изучении теоретического материала (рассказ, беседа);

  • наглядный метод - используется при составлении композиции (демонстрация иллюстраций, репродукций, фото, коллажей);

  • практический метод – отрабатываются техники батика.


Форма работы – групповая.

Форма контроля:

  1. входной контроль – осуществляется при изучении умений и навыков ребенка на момент поступления на занятия, анализ пробной работы;

  2. текущая диагностика – анализируются работы уч-ся на каждом занятии, разбираются по темам (показ, выставка);

  3. итоговая диагностика – выставка по итогам года


Предполагаемые результаты обучения:

По окончании программы 1 года ученик должен знать: историю возникновения батика, основные понятия – что такое батик, техники исполнения батика, основные термины в работе росписи по ткани, основы декоративной композиции, что можно изготовить, овладев приемами батика.


Должен уметь: составлять композицию, владеть техниками росписи по ткани – узелковым батиком, свободной росписью, холодным батиком, натягивать и грунтовать ткань, пользоваться необходимым оборудованием, знать технику закрепления красителя.



Краткое описание разделов программы


1. Вводное занятие.

Понятие что такое батик? Техника безопасности при росписи по ткани. Какие техники существуют (ознакомительно-демонстративно). Что можно изготовить, овладев приемами батика. Материалы и инструменты. История батика.

2.Подготовительный процесс.

Апробирование инструментов и материалов. Техника натягивания ткани. Виды ткани, используемые для этого вида работ. Техника грунтовки ткани солью (свободная роспись). Техника закрепления красителя паром.

3.Основы декоративной композиции.

Расположение осей. Составление сюжета композиции. Равновесие, размеры деталей. Цветность. Структура. Что может использоваться в качестве образца (фото, коллаж, собственный рисунок). Детальная разработка эскиза (пробного) панно на свободную тему (платок, шарф).

4. Техника узелкового батика.

История возникновения. Приемы складывания и прошивания ткани. Техника окраски. Красители. Изготовление набора салфеток для стола.

5. Техника холодного батика.

Особенности исполнения. Инструменты и материалы. Перевод рисунка на ткань. Роспись ткани в различных техниках: свободная роспись, с применением резервирующего средства, смешанная техника с применением подручных материалов.

6. Экскурсии.

Посещение выставок, музеев, мастерских художников.

Тематический план


Занятия

/№

Раздел

Наименование раздела

Часов

Всего

теория

практик

резерв

контроль

1.

1

Вводное занятие.

2

1

1



2-3

2

Подготовительные процессы.

4

2

2



4-5

3

Основы декоративной композиции.

4

2

2



6-8

4

Техника узелкового батика.

6

1

3

1

1

9-12

4

Техника узелкового батика.

8

2

4

2


13-54

5

Техника холодного батика.

108

22

72

10

4

55-61

6

Экскурсии.

12


12






144

30

96

13

5



Итого:

144


Учебно-тематический план


занятия

Тема занятия

Часы

1.

1. Вводное занятие. Знакомство.

2

Дать основные понятия, что такое батик. Цели, задачи. Какие техники существуют. История батика. Материалы и инструменты.

2-3

2. Подготовительные процессы.

4

2.1.Подготовка помещения к работе. Ознакомление и апробирование инструментов и материалов.

2

2.2. Техника грунтовки ткани солью (свободная роспись). Техника закрепления красителя с помощью пара.

2

4-5

3. Основы декоративной композиции.

4

3.1. Расположение осей: вертикальных, горизонтальных, диагональных. Понятия статичная, динамичная. Каноны европейской и восточной школы. Цветность. Равновесие.

2

3.2. Составление сюжета композиции. Детальная разработка эскиза с учетом правил размещения на ткани. Панно на свободную тему.

2

6-8

4. Техника узелкового батика.

6

4.1. История. Приемы складывания ткани. Рисунок, получаемый при этом способе складывания.

2

4.2. Приемы шитого батика. Какой рисунок при этом способе складывания получается на ткани. Красители.

2


4.3. Самостоятельная работа по освоению приемов узелкового батика.

2

9

4.4. Изготовление набора салфеток для праздничного стола (6 шт.) в технике узелкового батика.

8

4.4.1. Подготовка ткани: разрезать на квадраты данного размера. Обработать края, выдернув несколько нитей с каждой стороны.

2

10-11

4.4.2. Нанесение узора «шитый батик» (вперед иголку) с последующим стягиванием, складывание салфеток одним из предложенных способов.

4

12.

4.4.3. Окрашивание салфеток в красителях. Закрепление цвета сухим способом.

2

13

5. Техника холодного батика.

108

5.1. Открытка «Бабочка» в трех колористических решениях: утро, день, вечер. Размер 8х11(10х13)

14

5.1.1. Составление эскиза на бумаге.

2

14-15

5.1.2. подготовка ткани к обработке: разметка, натягивание на раму, перевод рисунка на ткань.

4

16-17

5.1.3. прорисовка контуров рисунка резервирующим составом. Подготовка красителей.

4

18

5.1.4. Выполнение рисунка в цветовой заливке.

2

19

5.1.5. Оформление готовой ткани в паспарту.

2

20 - 23

5.2. Роспись мотивов для аппликаций на одежде.

8

24-27

5.3. Роспись платка (по сырому)

8

28-31

5.4. Панно «Абстракция» в технике свободной росписи

8

32-35

5.5. Сувениры «Спичечные коробки»

8

36-39

5.6. «Майке – новая жизнь»

8

40-45

5.7. Композиция «Сказочное царство» смешанная техника

12

46-50

5.8. «Мое любимое животное» - смешанная техника

10

51-55

5.9.»Пейзаж» (в разное время года) в технике лессировки

10

56-61

5.10. «Натюрморт на кухню» с натуры

12

62-66

«Коллаж» совместная работа с применением различных материалов

10

67-72

6.Экскурсии.

12


Итого

144





Условия реализации программы


  1. материально - технические условия: кисти, краски, ткань, рамки, пяльцы, трубочки для резервирующего состава, воск;

  2. кадровые: педагог, имеющий специальное образование, владеющий техниками батика.

  3. контингент учащихся: учащиеся 5-7 классов (12-14 лет).

  4. методическое обеспечение: репродукции картин, схемы, фото, наглядный материал.






Литература.


  1. Давыдов С.П. Батик./ Давыдов С.П.-М. АСТ-Пресс Книга 2005.

  2. Дворкина И.А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый./Дворкина И.А. –

М.: ОАО Издательство “Радуга”, 2000.

  1. Е.А.Аллахвердова «Домашнее рукоделие. Батик. Глина. Дерево»

  2. Энциклопедия «Искусство батика»

  3. М.А.Синеглазова «Распишем ткань сами»

  4. Гильман Р. А. Художественная роспись тканей./Гильман Р. А.- М., 2003.

  5. Козлов. В. Н. Основы художественного оформления текстильных

изделий./ Козлов. В. Н.- Легкая и пищевая промышленность, М., 1981.

  1. Мишель Виар. Цветы мира. / Мишель Виар. -Интербук - бизнес, М., 2001.

  2. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна./ Нестеренко О.И.

М.:Молодая гвардия,1994.

  1. Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творчества.

/Падалко А.Е.-М.:Просвещение,1985.

  1. Пипер Анне. Роспись по ткани. Изысканные мотивы для современного

интерьера./ Анне Пипер.- Арт-Родник.2007.29. Полуянов Ю.А.

  1. Накопительный материал: иллюстрации, чертежи, схемы, статьи из

популярных журналов.













Программа по декоративно-прикладному творчеству "Волшебный батик" (5-7 класс)
  • Технология
Описание:

Данная программа предусматривает изучение основных видов росписи по ткани: холодного и горячего батика, трафаретной, свободной и узелковой росписи. Для развития воображения применяется смешанная техника с применением различных материалов.

Программа рассчитана на учащихся 5-7 классов, т.е. 12-14 лет, уже знакомыми с основами композиции, цветоведения, видами орнамента. На занятиях росписи по ткани они могут закрепить полученные знания, применив их на практике. Несложный арсенал средств, необходимый для этого вида росписи, делает ее доступной и интересной. На первом занятии учащиеся проходят условный отбор. После небольшой теоретической части предлагается продемонстрировать свои способности в ИЗО искусстве, затем преподаватель отбирает более способных.

Автор Переверзева Марина Александровна
Дата добавления 26.05.2015
Раздел Технология
Подраздел Другое
Просмотров 1003
Номер материала 59719
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓