Главная / Школьному психологу / Программа объединения по интересам " Психология"

Программа объединения по интересам " Психология"

Программа объединения по интересам (кружка)

«Азбука психологии»

Разработал методист Парачук А.В.

ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи»
































Гомель 2016




Пояснительная записка



Младший школьный возраст – период впитывания, накопления и усвоения знаний. Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из перечисленных способностей выражена своей положительной стороной, и в этом заключается неповторимое своеобразие данного возраста.

Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Обычно взрослые сосредоточивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Забывают, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо, прежде всего, в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. И тогда ребенок в школе будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.

Основная цель программы – помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти своё место в школьной жизни. Программа нацелена на развитие мышления, памяти и воображения учащихся, формирование умения работать в группе.

Задачи программы:

снизить уровень тревожности, агрессии у младших школьников;

– помочь в преодолении детской застенчивости в общении со сверстниками и взрослыми;

развитить интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления;

обеспечить эмоциональную разгрузку и положительный настрой;

– повысить учебную мотивацию путем создания благоприятного отношения к школе.

Программа объединения по интересам «Азбука психологии» включает теоретические и практические занятия.

Организационные условия реализации программы

Срок реализации программы составляет 1 год.

Программа рассчитана на работу с учащимися 4-6 классов учреждений общего среднего образования.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа согласно расписанию.

Общее количество часов в год – 144 часа.

Наполняемость группы – 15 человек.


Содержание программы



  1. Вводное занятие (2 часа)

Психология как наука.

  1. Внутренний мир человека (30 часов)

Познание внутреннего мира. Зачем познавать свой внутренний мир?

Картина мира. Образ Я.

Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.

Что значит богатый внутренний мир человека? Мой выбор, мой путь.

Коррекционное занятие с элементами тренинга по развитию самопознания «Мой мир».

Диагностика психического состояния и свойств личности. Проективный тест «Несуществующее животное».

Человек и его возможности.

Рисуем на тему «Внутренний мир человека».

Методика «Определение «Я – концепции» у детей».

Коррекционное занятие с элементами тренинга «События моей жизни».

Рисуночная методика «Мой личный герб».

Способности и возможности личности.

Психологическая игра «Познай себя, познай другого».

  1. Мои чувства (40 часов)

Вспомним чувства. Передаем свои чувства через творчество.

Мы испытываем разные чувства, как их различать? Игра «Угадай эмоции».

Учимся понимать чувства другого. Упражнение «Передача чувств прикосновением».

Радость. Как быть счастливым человеком. Тренинг «Коробка счастья». Пожелания счастья.

Истоки негативных эмоций. Страх, его относительность. Как справиться со страхом. Обида. Грусть.

Гнев. С какими чувствами он дружит? Может ли гнев принести пользу?

Коррекционное занятие с элементами тренинга «Сад чувств».

Слушаем разную музыку. Какие чувства нас посетили?

Истоки нашего настроения. Сильные эмоциональные переживания.

Формирование умения выражать эмоции социально приемлемыми способами.

Развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений со сверстниками и педагогом.

  1. Мир вокруг меня (20 часов)

Школьная жизнь. Права и обязанности школьника.

Диагностика уровня школьной тревожности. Как достичь успеха в школе.

Путешествие в «Лесную школу». Диагностика познавательных процессов. Методика «Пройди через лабиринт».

Я и мои друзья. Учимся быть дружелюбным человеком. Сочинение «Мой лучший друг».

Моя семья. Методика «Осознанность ребёнком отношения к нему близких людей».

Мама, папа, я – дружная семья! Методика «Рисунок семьи».

  1. Мои творческие способности (14 часов)

Мини – лекция «Что такое креативность».

Тест Торренса.

Понятие творчества. Упражнение «Новое назначение».

Рекомендации по развитию творческого мышления.

Творчество как высший уровень самореализации человека. Развитие и саморазвитие личности.

Коррекционное занятие с элементами тренинга «Волшебный лес».

  1. Самовоспитание (20 часов)

Что такое личность? Способности и возможности личности. Психологическая культура личности.

Диагностический практикум «Познай самого себя».

Можно ли управлять своей жизнью?

Воля и характер, как их воспитывать?

Важность режима дня в самовоспитании.

Как самому регулировать эмоциональные состояния?

Игра «Поведение в критических ситуациях».

Рисуем на тему «Я свободный человек».

  1. Секреты нашей памяти (16 часов)

Беседа о возможностях человеческой памяти. Анализ трудностей запоминания.

Диагностика памяти. Измерение объема зрительного запоминания.

Психологические игры и упражнения по расширению объема и развитию зрительной памяти.

Психологические игры и упражнения по формированию произвольного восприятия и воспроизведения.

Приемы развития зрительной и слуховой памяти. Мотивация на запоминание.

  1. Итоговое занятие (2 часа)

Подведение итогов, получение обратной связи от учащихся.







Программа объединения по интересам " Психология"
  • Школьному психологу
Описание:

Младший школьный возраст – период впитывания, накопления и усвоения знаний. Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из перечисленных способностей выражена своей положительной стороной, и в этом заключается неповторимое своеобразие данного возраста.

Автор Парачук Андрей Валентинович
Дата добавления 20.10.2016
Раздел Школьному психологу
Подраздел Другое
Просмотров 86
Номер материала MA-068047
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓