Рабочая программа курса
«Актуальные вопросы социологии и политологии»
Пояснительная записка
Программа курса
«Актуальные вопросы социологии и политологии» для 11 класса разработана в
соответствии с задачами модернизации содержания образования, основными
положениями концепции профильного обучения, а также с учетом дидактических
требований к уровню подготовки выпускников средней общеобразовательной школы и
специфики профильной подготовки обучающихся.
Курс адресован обучающимся,
выбравшим в старшей школе социально-экономический профиль. Он делает акцент на
самостоятельную, практическую работу выпускников над важнейшими вопросами,
рассматриваемыми данной программой. Продолжительность курса составляет 34 часа
(1ч. в неделю).
Цели и задачи
Целью является формирование у выпускников научных представлений об основных концепциях и подходах к
сравнительному изучению социально-политических институтов и процессов в различных
странах и регионах мира, развитие способности к системному мышлению, анализу и
моделированию социально-политических систем и процессов различного уровня,
критическому отношению к изучаемому материалу (анализ, выявление противоречий,
оценка), творческому подходу (выработке в итоге навыка формирования собственной
точки зрения).
а именно:
1) социализация, т.е. подготовка к жизни в информационном обществе в
XXI в.;
2) умение творчески применять теоретические знания для анализа конкретных
проблем мировой политики;
3)
умение находить необходимые теоретические средства
для решения политических проблем с учетом мирового опыта и достижений отдельных
стран и народов;
3) формирование мотивации к познанию, творчеству, обучению и
самообучению на протяжении всей жизни;
4) коммуникация с целью сотрудничества с другими людьми для достижения
общего социально значимого результата;
5) уважение ценности социального, мировоззренческого, конфессионального
и культурного многообразия;
6) умение делать свободный, осознанный и ответственный выбор при
принятии решений и выработке собственной позиции по важным мировоззренческим
вопросам; 7) конструктивность и позитивность, выражающиеся в умении предлагать
собственные пути решения общественных проблем, отказе от нигилизма и
критиканства.
Программа
данного курса носит проблемный и теоретический характер.
Программа
рассчитана на 34 часа (1 ч. в неделю).
Методы
и формы обучения:
· осуществление учебно-исследовательских работ по социальной
проблематике, разработка индивидуальных и групповых ученических проектов;
· участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным
социальным проблемам, отстаивание аргументация своей позиции; оппонирование
иному мнению;
· ролевые, ситуативные, деловые игры, тренинги, моделирующие
ситуации из реальной жизни;
· подготовка выступлений, презентаций, освоение приемов
оформления исследования актуальных социальных проблем;
· решение проблемных, логических, творческих задач,
отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА
«Актуальные вопросы социологии и политологии».
11
КЛАСС (34 ч.)
№
п/п
|
Количество часов
|
ТЕМА
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
|
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
|
История социально-политической мысли
Образы человечества в культурных традициях и
современных социально-политических теориях
Западные теории мироустройства
Общество как категория социологии
Изучение общества на макроуровне
Изучение общества на микроуровне
Природа социального неравенства
Государство как социальный институт
Семья как социальный институт
Человек как индивид, индивидуальность,
личность
Основные факторы социализации
Девиантное поведение и социальный контроль
Структура социологии
Функции социологии
Объект и предмет социологии
Виды, методы и формы социальных исследований
Работа с документами
Социология культуры
Социально-политические конфликты и способы
их разрешения
Предмет и методы политологии
Структура политики и ее функции
Власть как сущностная основа политики
Концепции происхождения государства
Виды государственного устройства
Типы политических режимов
Гражданское общество как часть политической
системы
Решение
национальных задач на основе эффективной демократии
Феномен мирового лидера
Европейский союз и его миссия
Российская государственность и российская
цивилизация
Разделение властей как принцип организации
власти в РФ
Административно-территориальная организация
власти в РФ
Население РФ
Работа с документами
|
Ожидаемые результаты
В результате изучения курса одиннадцатиклассник
должен:
научиться глубже разбираться в следующих вопросах:
•
особенности
различных общественных наук, основные пути и способы социального и
гуманитарного познания;
•
социальные
свойства человека, его место в системе общественных отношений;
•
закономерности
развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
•
различные
подходы к исследованию проблем человека и общества;
Уметь:
• характеризовать
с научных
позиций основные социальные объекты, их место и значение в жизни общества как целостной
системы; проблемы человека в современном
обществе;
•
осуществлять
комплексный поиск,
систематизацию и интерпретацию социальной
и политической информации по определенной теме из оригинальных
неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
•
анализировать
и классифицировать социальную
и политическую информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица,
диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
•
сравнивать
социальные
объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными
чертами и
признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять
различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения,
аргументы и выводы;
•
объяснять внутренние и внешние связи
(причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая
взаимодействия
человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и
структурных элементов социальной системы,
социальных качеств человека);
•
раскрывать
на примерах важнейшие
теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
•
участвовать
в дискуссиях по
актуальным социальным и политическим проблемам;
•
формулировать
на основе приобретенных
социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам;
•
оценивать различные суждения о
социальных объектах с точки зрения
общественных наук;
•
подготавливать
аннотацию,
рецензию, творческую работу, устное
выступление;
•
осуществлять
индивидуальные и
групповые учебные исследования по
социальной и политической проблематике;
•
применять социально-экономические и гуманитарные
знания в процессе
решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни
человека и общества;
использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
•
эффективного
выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными
институтами;
•
ориентировки
в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;
•
оценки
общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей,
лежащих в основе Конституции
Российской Федерации;
•
самостоятельного
поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
•
нравственной
оценки социального поведения людей;
•
предвидения
возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
•
ориентации
в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях
среднего и высшего профессионального
образования;
•
осуществления
конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными
ценностями и социальным положением.
Учебно-методическое обеспечение
Учебно-программные материалы (учебный план, программы).
·
Сборник нормативных документов. Обществознание/
сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2007.
·
Учебно-теоретические (УМК, учебники, учебные
пособия).
-Обществознание. Учебное пособие для абитуриентов вузов/ Г.Г. Кириленко,
М.В.Кудина, Л.Б. Логунова и др.; Под ред. Ю.Ю. Петрунина.-2-е изд., перераб. И
доп. М.: Аспект Пресс, 2009;
-
Обществознание: учеб. / А.Б. Безбородов, М.Б. Буланова, В.Д. Губин [и др.]; под
ред. / А.Б. Безбородова. В.В. Минаева.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009;
- Желтов В.В.
Сравнительная политология. – М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2008;
- Воскресенский А.Д.
Общие закономерности, региональная специфика и концепция незападной демократии
// Сравнительная политика, №1 (3), 2011, с.44-69;
Желтов В.В. Сравнительная политология. – М.:
Академический Проект, Фонд «Мир», 2008;
Ровдо В.В. Сравнительная политология. Ч.1.
Вильнюс: ЕГУ, М.: Вариант, 2007. «Предмет сравнительной политологии»;
Сморгунов Л.В. Современная сравнительная
политология. – М.: РОССПЭН, 2002;
Учебно-практические
(сборники упражнений и задач, тестов, практических работ, хрестоматии).
-Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 кл.:
Пособие для учителя /Л.Н. Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.Ю. Басик и др.; Под ред.
Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина.- М.: Просвещение,2009.
-Задания
и тесты по обществознанию: 11 класс/ Аверьянов Ю.И.,
Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. и др.; Научн. ред. Л.Н. Боголюбов; Ред.- сост.
Е.И. Жильцова.- 2-е изд.- М.: Школа- Пресс, 2009.
• Учебно-справочные (словари, энциклопедии).
-
Словарь по обществознанию: Учебное пособие для абитуриентов вузов/ Ю.Ю. Петрунин,
М.И. Панов, Л.Б. Логунова и др.; Под ред. Ю.Ю. Петрунина.-М.: КДУ,2005.
-Школьный
словарь по обществознанию: пособие для учащихся 10-11 классов: /[Ю.И.
Аверьянов, Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др.]; Под ред. Л.Н. Боголюбова,
Ю.И. Аверьянова.- М.: Просвещение, 2009.
• Учебно-наглядные (таблицы, атласы, схемы).
-
Баранов П.А. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ.- М.: АСТ:
Астрель, 2009.
-
Обществознание в схемах и таблицах: Пособие для учащихся 10-11-х классов
общеобразовательных учреждений и абитуриентов/ А.В. Махоткин, Н.В.
Махоткина.-М.: Эксмо,2008.
• Электронные издания, Интернет-ресурсы.
-
Экономика и право.9-11 классы.2 CD. «1С», «Вита-пресс» и
«Дрофа».
-
Обществознание. Практикум. 10-11 кл. В 2-х частях.
-
Подготовка к ЕГЭ. Обществознание. 10-11 класс. ООО «Мультимедиа и Дистанционное
обучение», 2008.
- 1С:Школа. Обществознание. 10-11 класс. В 2-х
частях. ООО «1С-Паблишинг»,2009. ЗАО «1С»,2009.
- УМК. Обществознание. 9-11 классы.
Издательство «Учитель»,2010.
-
Единый государственный экзамен по обществознанию. Учимся работать с текстами.
Хрестоматия/ составитель Терентьева Г.Г., ЧИ(Ф) МГОУ.- Чебоксары-2008.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.