Инфоурок Биология Рабочие программыПрограмма кружка "Юный лесовод"

Программа кружка "Юный лесовод"

Скачать материал

Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ

«Исследователи природы» Кружок «Юный лесовод» (140 часов)

Программа рассчитана на 2 года.

                                        Пояснительная записка

В век научно-технического прогресса, когда в эксплуатацию вовлекаются все большее количество природных ресурсов, охрана природы является одной из острейших проблем современности, поэтому каждому члену нашего общества необходимы знания естественных законов природы, экологических факторов и науч­ных основ правильных взаимоотношений человека с окружающей его природной средой.

Программа кружка «Юные лесоводы» ставит следующие цели:

— воспитать у школьников чувство любви и бережного отно­шения к лесу, его обитателям, ответственность за их судьбу;

— углубить теоретические знания программного материала по биологическим дисциплинам, изучаемым учащимися в школе;

— пополнить разносторонние сведения об окружающем мире природы, тесных экологических связях, существующих в природ­ной среде, о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и мерах ее охраны;

      — дать представление о лесоводстве как науке о жизни и выращивании высококачественной древесины, дать сведения о  деятельности лесного хозяйства;

— научить слушателей кружка умению самостоятельно тать со справочниками и определителями;

— развить  самостоятельность  и  инициативу при выполнении опытных и научно-исследовательских работ;

— выработать качества рачительного и разумного хозяина природы, четко определить права и обязанности по отношению к ней;

— вооружить учащихся трудовыми навыками и умениями

    _    выполнении природоохранных мер.

В программу кружка «Юные лесоводы»  модернизированная в нее входят как теоретические занятия в виде лекций и бесед по основам лесного хозяйства, так и выполнение практических заданий по пройденным темам, проведение опытных и научно-исследовательских работ, сезонных наблюдений в природе и обязательное участие в общественно полезном труде.

Кроме того, в процессе занятий должно быть предусмотрено широкое участие членов кружка в подготовке и проведении  массовых  традиционных праздников природы «День птиц», «Месячник леса и сада», «День работника леса», «Дары осени», «Птицы — наши друзья», «Посвящение в юные лесоводы» и участие в районных, областных и всероссийских слетах школьных лесничеств, в конкурсах и викторинах юных знатаков природы, в трудовых операциях («Семена», «Лесная аптека», «Скворечник», «Посади дерево», «Муравей», «Кормушка» и в целевых экскурсиях и походах в природу. Программа предусматривает лесной обход, посещение предприятий лесного хозяйства для ознакомления с достижениями науки и техники, передового опыта работы в лесу,  для ознакомления с достижениями науки и техники.

Программа кружка «Юные лесоводы» рассчитана на 140 часов на 2 часа в неделю  года, в неделю 2 часа.

Во время школьных каникул, в том числе и летних, кружка может быть продолжена за счет практических ч: в летнем лесном лагере труда и отдыха. Кроме того,  выполнение индивидуальных или групповых опытных и наблюдений за природой по заданию руководителя к других наставников, в первую очередь специалистов лесного хозяйства и ученых.

Выполнение работ в лесу проводится в течение сезона года, независимо от прохождения той или ни После выполнения конкретного задания учащийся   пре^ отчет о проделанной работе, с которым он выступает пере! «и товарищами по школе.

В  процессе выполнения учащимися практических работ требуется строгое соблюдение культуры и дисциплины

      Учащиеся не допускаются к выполнению работ на механизмах и связанных с применением ядохимикатов. До начала выполне­ния всех видов работ учащиеся должны пройти инструктаж по технике безопасности.

К чтению лекций, проведению экскурсий и походов в лес, практических, опытно-исследовательских работ и наблюдений в природе, в каждом конкретном случае могут привлекаться уче­ные, работники государственной лесной охраны и другие специа­листы лесного хозяйства.

По завершении изучения всех тем программы на конференции членов кружка «Юные лесоводы» слушатель отчитывается о про­деланной работе по заранее избранной и подготовленной теме, увязав свои рекомендации и выводы с практическими решениями задач, стоящих перед лесным хозяйством или наблюдаемым при­родным объектом.

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся (должен знать и понимать)

 

естественные законы природы,

экологические факторы

науч­ные основы  правильного взаимоотношения человека с окружающей  его природной

средой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно - тематическое планирование кружка «Юный лесовод» на 2014 – 2015

учебный год

 

п/п

Название раздела и тем

Сроки

плановые

Сроки

фактические

Часы учебного времени

Примечание

 

Вводное занятие

 

 

6

 

1

Вводный инструктаж по ТБ. Знакомство учащихся с целями и задача­ми кружка, программой и планом работы на год.

Школьные лесничества. Их цели и задачи. Роль школьных лес­ничеств в природоохранном просвещении, трудовом воспитании и

профессиональной ориентации учащихся. Участие юных друзей природы в охране и восстановлении лесов, озеленении населенных пунктов и дорог, сборе лесных семян и лекарственных растений.

 

 

1

 

2

Положение о школьном лесничестве.

Просмотр кинофильмов: «Зеленый патруль» — на страже род­ной природы», «Школьные лесничества»

 

 

1

 

3

Практическая   работа. «Ознакомление в уголке природы школы с выставками рисунков и фотографий, дневниками, ре­фератами и альбомами, гербариями и коллекциями, которые были выполнены кружковцами в прошлые годы»

 

 

1

 

4

Практическая   работа. «Ознакомление в уголке природы школы с выставками рисунков и фотографий, дневниками, ре­фератами и альбомами, гербариями и коллекциями, которые были выполнены кружковцами в прошлые годы»

 

 

1

 

5

Практическая   работа.

«Трудовое    участие  в  озеленении  закрепленной  территории уходе за  ранее посаженными деревьями и  кустарниками в   пе­риод осеннего праздника «Неделя леса и сада».

 

 

1

 

6

Практическая   работа.

«Трудовое    участие  в  озеленении  закрепленной  территории уходе за  ранее посаженными деревьями и  кустарниками в   пе­риод осеннего праздника «Неделя леса и сада».

 

 

 

1

 

 

Охрана природы

 

 

8

 

7

Охрана природы. И. В. Мичурин — великий преобразователь природы. Охра­на природы — дело государственной важности. Значение охраны природы для народного хозяйства. Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. За культуру поведения в природе.

Важнейшие документы по охране природы.

 

 

1

 

8

Охрана окружающей при­родной среды — дело всех народов мира. Соблюдение закона об охране природы. Роль пропаганды знаний по охране природы рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов в РФ. Фотоаппарат  лучший помощник  при общении с природой.

Показ научно - популярного кинофильм «Охрана природы — дело народное»

 

 

 

1

 

9

Практическая работа. «Оказание помощи в оформле­нии школьного уголка природы»

 

 

1

 

10

Практическая работа. «Пополнение экспонатами биологического кабинета»

 

 

1

 

11

Практическая работа. Встреча с ветеранами лесного хозяйства с тружениками леса.

 

 

1

 

12

Практическая работа. Встреча с ветеранами лесного хозяйства с тружениками леса.

 

 

1

 

13

Экскурсия в природу «Как прекрасен этот мир — посмотри вокруг».

 

 

1

 

14

Практическая работа. Экскурсия в природу «Как прекрасен этот мир — посмотри вокруг».

 

 

1

 

 

Лес -  основной компонент окружающей среды.

 

 

6

 

15

Лес — основной компонент окружающей среды. Краткий обзор истории развития отечественного лесоводства. Народнохозяйственное значение леса. Лес в творчестве писателей и художников. Понятие о лесе и лесных насаждениях. Типы леса.

 

 

1

 

16

Основные свойства леса. Роль зеленых насаждений в жизни человек; Лес — место обитания животных. Экологические взаимосвязи растительного и животного мира с окружающей средой. Заповедники и заказники. Выявление и охрана памятников природы.

Просмотр кинофильма «Лес — народное богатство».

 

 

1

 

17

Практическая работа. Беседа  на тему «Значение леса в жизни   человека». Викторина   «Лес — мир   добра   и   чудес»

 

 

1

 

18

Практическая работа «Оформление   стенда «Что    дает    один    гектар леса».   

 

 

1

 

19

 Практическая работа «Выявление и учет природных объектов родного края, представляющих научный и хозяйствен­ный интерес. Ознакомление с общими понятиями и терминологией из специального словаря»

 

 

1

 

20

 Экскурсии в лес для определения ти­пов леса по лесорастительному покрову.

 

 

 

1

 

 

Основные сведения о лесных ресурсах мира.

 

 

4

 

21

Основные сведения о лесных ресурсах мира, РФ. Географическое размещение лесов на земном шаре. Характеристика лесных ресурсов мира, РФ.

 

 

 

1

 

22

Основные показатели, характеризующие лесной фонд. Его экономическое значение в настоящее время и в будущем. Управ­ление лесным хозяйством в РФ и за рубежом.

 

 

 

1

 

23

Практическая работа. Работа с литературой и атла­сами карт, содержащими сведения о лесных ресурсах. Выписка в тетрадь — памятку необходимых данных.

 

 

 

1

 

24

Практическая работа.

Викторина «Знаешь ли ты лесные ресурсы мира?».

 

 

 

 

 

 

Основы лесоведения и лесоводства.

 

 

20

 

25

Основы лесоведения и лесоводства. Дендрология. Краткая характеристика основных лесообразующих древесных и кустарни­ковых пород РФ.

 

 

1

 

26

Биологические особенности и условия их произ­растания. Лесоводство — наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины.

 

 

 

1

 

27

Подрост. Подлесок. Напочвенный покров. Их значение для леса.

 

 

1

 

28

Растения, занесенные в «Красную книгу Рф» и области. Охраняемые виды редких растений области и района.

 

 

1

 

29

Виды и способы рубок. Рубки ухода за лесом и санитарные рубки. Их значение для формирования ценных насаждений.

 

 

1

 

30

Организация сенокошения, пастьбы скота в лесу. Пчеловод­ство. Применяемые в лесу машины и механизмы, орудия труда. Организация труда, соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии на лесохозяйственных работах.

 

 

1

 

31

Крат­кие сведения о видах грибов, ягод, лекарственных растениях.

 

 

1

 

32

Ядовитые грибы, ягоды и растения. Дикорастущие растения, используемые в пищу. Правила сбора грибов, ягод и лекарствен­ных растений.

 

 

1

 

33

Практическая работа «Текущий инструктаж всех учащихся при выполнении ими любых работ в лесу. Определение древесных пород по зимним побегам, листьям и хвое, шишкам и плодам, семенам и коре с помощью определителей»

 

 

1

 

34

Практическая работа «Определение по­родного состава деревьев и кустарников по готовому гербарию и с помощью определителя. Распознавание видов пород по внешне­му виду семян»

 

 

1

 

35

Практическая работа «Распознавание видов грибов, ягод и лекарствен­ных растений по рисункам, гербарию, альбомам и открыткам с помощью определителей»

 

 

1

 

36

Практическая работа «Определение урожайности ягод, грибов и цветения растений по шкалам глазомерной оценки»

 

 

1

 

37

Практическая работа «Изготовление наглядных посо­бий: альбомов, рисунков или фотографий съедобных и ядовитых для животных и человека грибов, ягод и растений»

 

 

1

 

38

Практическая работа «Изготовление наглядных посо­бий: альбомов, рисунков или фотографий съедобных и ядовитых для животных и человека грибов, ягод и растений»

 

 

1

 

39

Практическая работа « Проведение

викторин «Знаешь ли ты грибы, ягоды и лекарственные растения».

 

 

 

1

 

40

Практическая работа «Знаешь ли ты главнейшие древесные   и   кустарниковые породы, произрастающие естественно в лесу?».

 

 

 

1

 

41

Участие в операции «Лесная аптека»  Заготовка лекарственного сырья.

 

 

1

 

42

Беседа среди младших школьников  по теме «Что такое лес и его элементы»

 

 

1

 

43

Беседа среди младших школьников  по теме  «Лекарственные растения  и здоровье человека».

 

 

1

 

44

Экскурсии в лес для ознакомления с рубками уходом за лесом, а также с работой орудий и машин.

 

 

 

1

 

 

Лесовосстановление

 

 

24

 

45

Лесосеменное дело. Порядок сбора,_ обработки и хранения семян. Стратификация семян.

 

 

1

 

46

Семенное и  вегетативное размножение. Прививки.

 

 

1

 

47

Выращивание посадочного  материала  в лесном питомнике и  древесной школке.

 

 

1

 

48

Ускоренное выращивание крупномерных саженцев    для    механизированной    посадки леса под полиэтиленовой пленкой.

 

 

1

 

49

Виды подготовки почвы под лесные культуры. Выкапывание и  упаковка крупномерного посадочного материала для озеленения.

Реконструкция  малоценных насаждений и содействие естественному возобновлению леса.

 

 

1

 

50

Применение орудий, машин и механизмов на лесокультурных работах. Техника безопасности и производственная санитария.

 

 

1

 

51

Расчет потребности в семенах и посадочном материале при различных схемах высева семян в питомнике и при посадке сеянцев на лесокультурной площади.

 

 

1

 

52

Расчет потребности в семенах и посадочном материале при различных схемах высева семян в питомнике и при посадке сеянцев на лесокультурной площади.

 

 

1

 

53

Практическая   работа.   Закладка опытов: применение  разных способов размножения для различных деревьев и кустарников; по выращиванию   голубой ели черенками или семенами под полиэтиленовой пленкой.

 

 

1

 

54

Подготовка  праздника «Месячник леса и сада»

 

 

1

 

55

Подготовка праздника «Месячник леса и сада»

 

 

1

 

56

Подготовка  праздника «Месячник леса и сада»

 

 

1

 

57

Подготовка отчета по теме «Анализ опыта выращивания посадочного    материала под полиэтиленовой пленкой»

 

 

1

 

58

 

 

59

Викторина «Какая это порода?» (по семенам и всходам).

 

 

Практическая работа «Определение урожайности шишек, плодов и семян древесных пород по шкалам глазомерной оценки»

 

 

1

 

 

1

 

 

60

Практическая работа «Определение урожайности шишек, плодов и семян древесных пород по шкалам глазомерной оценки»

 

 

1

 

61

Практическая работа «Определение урожайности шишек, плодов и семян древесных пород по шкалам глазомерной оценки»

 

 

1

 

62

Экскурсии в лес для ознакомления с лесовосстановительными работами прошлых лет и ознакомления   с работой  лесокультурной техники.

 

 

1

 

63

Экскурсии в лес для ознакомления с лесовосстановительными работами прошлых лет и ознакомления   с работой  лесокультурной техники.

 

 

1

 

64

Практическая работа «Распознавание  основных    видов     минеральных  и органических  удобрений.   Составление   коллекции   минеральных  удобрений».

 

 

 

1

 

65

Практическая работа «Распознавание  основных    видов     минеральных  и органических  удобрений.   Составление   коллекции   минеральных  удобрений».

 

 

 

1

 

66

Практическая работа «Уход за  лесными культурами и сеянцами в питомнике, в озеленительных  работах»

 

 

1

 

67

Практическая работа «Уход за  лесными культурами и сеянцами в питомнике, в озеленительных  работах»

 

 

1

 

68

Организация охраны леса. Положение о государственной лесной охране.

 

 

1

 

 

Охрана и защита леса.

 

 

24

 

69

Понятие о видах лесонарушений и ответственность за них

 

 

1

 

70

Практическая работа «Уход за  лесными культурами и сеянцами в питомнике, в озеленительных  работах»

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы «Юный лесовод» на 2014 – 2015 учебный год

1.       Вводное занятие (4 часа)

2.      Знакомство учащихся с целями и задача­ми кружка, программой и планом работы на год.

Школьные лесничества. Их цели и задачи. Роль школьных лес­ничеств в природоохранном просвещении, трудовом воспитании и

профессиональной ориентации учащихся. Участие юных друзей природы в охране и восстановлении лесов, озеленении населенных пунктов и дорог, сборе лесных семян и лекарственных растений. Положение о школьном лесничестве.

Просмотр кинофильмов: «Зеленый патруль» — на страже ров­ной природы», «Школьные лесничества» и др.

Практическая   работа. Ознакомление в уголке природы школы с выставками рисунков и фотографий, дневниками, ре­фератами и альбомами, гербариями и коллекциями, которые бы.: выполнены кружковцами в прошлые годы.

Трудовое    участие  в  озеленении  закрепленной  территории уходе за  ранее посаженными деревьями и  кустарниками в   пе­риод осеннего праздника «Неделя леса и сада».

Обзорная экскурсия в лес — по границам лесных вла­дений школьного лесничества.

2. Охрана природы (8часов)

И. В. Мичурин — великий преобразователь природы. Охра­на природы — дело государственной важности. Значение охраны природы для народного хозяйства. Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. За культуру поведения в природе.

Важнейшие документы по охране природы. Охрана окружающей при­родной среды — дело всех народов мира. Соблюдение закона об охране природы. Роль пропаганды знаний по охране природы рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов в СССР. Фотоаппарат и  птиц и зверей — лучшие помощники при общении с природой.

Показ короткометражного научно-популярного кинофильма «Охрана природы — дело народное».

Практическая работа. Оказание помощи в оформле­нии школьного уголка природы; пополнение экспонатами, биологи гических кабинетов. Встреча с ветеранами лесного хозяйства  тружениками леса. Экскурсия в природу «Как.прекрасен этот  мир  —  посмотри вокруг».

3. Лес — основной компонент окружающей среды (6 часов)

Краткий обзор истории развития отечественного лесоводства. Народного хозяйственное значение леса. Лес в творчестве писателей и худо жников.

Понятие о лесе и лесных насаждениях. Типы леса. Основные свойства леса. Роль зеленых насаждений в жизни человек; Лес — место обитания животных. Экологические взаимосвязи  растительного и животного мира с окружающей средой. Заповедники и заказники. Выявление и охрана памятников природы.

Просмотр кинофильма «Лес — народное богатство».

Практическая   работа.  Беседа с  младшими  школы на тему «Значение леса в жизни   человека».  Викторина   «Лес  — мир   добра   и   чудес».   Оформление   стенда «Что    дает    один    гектар леса».    Выявление и учет природных объектов родного края, представляющих научный и хозяйствен­ный интерес. Ознакомление с общими понятиями и терминологией из специального словаря. Экскурсии в лес для определения ти­пов леса по лесорастительному покрову.

4. Основные сведения о лесных ресурсах мира, РФ и социа­листических стран(4 часа)

 Географическое размещение лесов на земном шаре. Характеристика лесных ресурсов мира, СССР и социали­стических стран.

Основные показатели, характеризующие лесной фонд. Его экономическое значение в настоящее время и в будущем. Управ­ление лесным хозяйством в СССР и за рубежом.

Практическая работа. Работа с литературой и атла­сами карт, содержащими сведения о лесных ресурсах. Выписка в тетрадь — памятку необходимых данных.

Для закрепления сведений провести викторину «Знаешь ли ты лесные ресурсы мира?».

5. Основы лесоведения и лесоводства (20 часов)

Дендрология. Краткая характеристика основных лесообразующих древесных и кустарни­ковых пород РФ. Биологические особенности и условия их произ­растания. Лесоводство — наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины.

Подрост. Подлесок. Напочвенный покров. Их значение для леса. Растения, занесенные в «Красную книгу РФ» и области. Охраняемые виды редких растений области и района.

Виды и способы рубок. Рубки ухода за лесом и санитарные рубки. Их значение для формирования ценных насаждений.

Организация сенокошения, пастьбы скота в лесу. Пчеловод­ство.

Применяемые в лесу машины и механизмы, орудия труда. Организация труда, соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии на лесохозяйственных работах. Крат­кие сведения о видах грибов, ягод, лекарственных растениях. Ядовитые грибы, ягоды и растения. Дикорастущие растения, используемые в пищу. Правила сбора грибов, ягод и лекарствен­ных растений.

Практическая работа. Инструктаж всех учащихся при выполнении ими любых работ в лесу. Определение древесных пород по зимним побегам, листьям и хвое, шишкам и плодам, семенам и коре и др. с помощью определителей. Определение по­родного состава деревьев и кустарников по готовому гербарию и с помощью определителя. Распознавание видов пород по внешне­му виду семян. Распознавание видов грибов, ягод и лекарствен­ных растений по рисункам, гербарию, альбомам и открыткам с помощью определителей.

Определение урожайности ягод, грибов и цветения растений по шкалам глазомерной оценки. Изготовление наглядных посо­бий: альбомов, рисунков или фотографий съедобных и ядовитых для животных и человека грибов, ягод и растений. Проведение

викторин «Знаешь ли ты грибы, ягоды и лекарственные растения?», «Знаешь ли ты главнейшие древесные   и   кустарниковые породы, произрастающие естественно в лесу?».

Общественно полезный труд. Участие в операции «Лесная аптека» по сезонам года и видам заготовок  лекарственного.

Беседы среди своих сверстников и младших школьников  темы «Что такое лес и его элементы», «Лекарственные растения » и здоровье человека».

Экскурсии в лес для ознакомления с рубками уход; -лесом, а также с работой орудий и машин.

6. Лесовосстановление (24 часа)

Лесосеменное дело. Порядок сбора_ обработки и хранения семян. Стратификация семян. Семеное и вегетативное размножение. Прививки.

Выращивание посадочного  материала  в лесном питомнике древесной школке. Ускоренное выращивание крупномерных саженцев    для    механизированной    посадки леса под полиэтилен:   » пленкой.

Виды подготовки почвы под лесные культуры. Выкапывание и   упаковка крупномерного посадочного материала для озеленения.

Реконструкция  малоценных насаждений и содействие естественному возобновлению леса.

Применение орудий, машин и механизмов на лесокультурных _ работах. Техника безопасности и производственная санитария

Расчет потребности в семенах и посадочном материале при различных схемах высева семян в питомнике и при посадке сеянцев на лесокультурной площади.

Практическая   работа.   Закладка опытов: применение разных способов размножения для различных деревьев ; по выращиванию голубой ели черенками или семена: полиэтиленовой пленкой.

Подготовка весеннего праздника «Месячник леса и сада»

Подготовка отчета по теме «Анализ опыта выращивание посадочного  материала под полиэтиленовой пленкой». Викторины «Какая это порода?» (по семенам и всходам).

 

Определение урожайности шишек, плодов и семян пород по шкалам глазомерной оценки.

Экскурсии в лес для ознакомления с лесовосстановительными работами прошлых лет и ознакомления   с  культурной техники.

Распознавание    основных    видов     минеральных и органических   удобрений.   Составление   коллекции   минеральные рений.

Общественно    полезный    труд. Операции «Лесные семена». Участие в посадке леса лесными культурами и сеянцами в питомнике, в озеленительных  работах, осенней инвентаризации лесных культур, вы приживаемости.

     7. Охрана и защита леса (2 часа)

Организация охраны леса.  Положение о государственной лесной охране. Понятие о видах лесонарушений и ответственность за них.

 

Содержание программы «Юный лесовод» на 2015 – 2016 учебный год

 

 

7. Охрана и защита леса (22 часа)

 

Виды лесных пожаров. Простейшие способы и техника их ту­шения. Вредные и полезные для леса птицы, звери и насекомые. Жи­
вотные, занесенные в «Красную книгу». Животные, занесенные в
«Черную тетрадь». Охраняемые виды животных. Главнейшие ви­
ды вредителей и болезней леса. Защита леса от болезней и вре­
дителей. Насекомые-энтомофаги. Привлечение и охрана насеко­
моядных птиц и муравьев как биологический метод борьбы с вре­
дителями леса. Правила инвентаризации и охраны муравейников.
Роль искусственных гнездовий. Значение зимней подкормки зве­
рей и птиц.     

Практическая работа. Изучение отличительных при­знаков по чучелам и во время экскурсий в лес по следам и жи­вым объектам, по коллекциям с определителем главнейших ви­дов животных, вредных насекомых и болезней, приносящих ущерб лесному хозяйству.

Участие в подготовке праздника природы «День птиц». Про­ведение викторин «Какие птицы и звери одомашнены челове­ком?», «Какие птицы зимуют, первыми прилетают в наши края зимой и весной?».

Определение видов животных по поврежденным растениям, древесине, коре и листьям при помощи определителей.

Оформление коллекции повреждений насекомыми древесины и других частей дерева, пораженных болезнями, коллекции вредных насекомых.

Написание рассказов о своих наблюдениях за птицами.

Общественно полезный труд. Проведение конт­рольных ревизий-обходов. Участие в трудовой операции «Мура­вей» для их учета и охраны. Глазомерное лесопатологическое обследование и выявление очагов вредителей и болезней леса. Сбор и уничтожение вредителей (взрослых насекомых, гусениц, куколок и кладок яиц). Сбор семян сорных трав, диких ягод, заготовка веток и сена для организации зимней подкормки птиц и зверей.

8. Основы лесной таксации. (12 часов)

План организации лесного хо­зяйства. План лесонасаждений. Условные и топографические знаки.

Единицы измерения и учета в лесной таксации. Применяемые инструменты. Таксация насаждений. Главнейшие таксационные признаки насаждения и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, бонитет, запас, прирост и т. д.

Практическая работа. Ориентирование на местности по компасу, местным признакам, топографическим и дорожным знакам. Работа в лесу по плану лесонасаждений, планшетам и выкопировкам с них .Измерение диаметра и высоты растущего дерева с помощью инструмента. Определение возраста насаждения. Определение объема леса на корню. Операция «Меткий глаз»: определение на

глаз высоты дерева, его диаметра и ширины. Запоминание  незнакомых лесных терминов, встретившихся при изучении темы «Основы лесной таксации».

9. Организация лесозаготовок и переработки древесины в лесном хозяйстве.(10 часов)

Понятие о главнейших технико-экономических  показателях производственных планов. Вопросы организации тр;.1а в лесном хозяйстве.

Лес как источник получения древесины, побочных продукт:» и сырья для многих отраслей промышленности. Рационально, использование лесосырьевых ресурсов в народном хозяйстве Борьба с потерями в лесном хозяйстве. Химическая переработка древесного сырья. Использование отходов после переработки д:-весины.

Организация заготовки, вывозки и переработки древесины I отходов в лесном хозяйстве. Основные станки и механизмы, при­меняемые при этих работах.

Понятие о лесном сортименте.

Практическая   работа. Подготовка и участие в празднике «День работника леса» с приглашением в школу специалистов лесного хозяйства. Оформление стенда «Что дает один кубометр древесины».  Изготовление  коллекции   образцов   древесных  пород, растущих, в лесу (длина образца 0,5 м, диаметр до 20 см    показом    текстуры — ее строения — древесины в поперечном срезах).

Экскурсии в лес для ознакомления с технологией лесоза­готовок; в деревообрабатывающие цехи для ознакомления с процессами и работой на станках; в гараж — для практического ознакомления с техникой и организацией ремонтных работ. Знакомство с готовыми видами продукции, получаемой после переработки древесины.

Посещение лесничества (лесхоза) в период проведения  открытых дверей, беседы со специалистами лесного хозяйства • передовиками производства.

10. Организация метеорологических и фенологических наблю­дений в природе.(20 часов) Значение метеорологических и фенологических  наблюдений за погодой и природными явлениями, фазами  поведением животных. Как, что и когда наблюди в природе? Порядок их проведения в натуре. Оформление результатов наблюдений. Предсказание изменения погоды по поведен?:-: животных, состоянию растений и народным приметам.

Главнейшие объекты для фенологических наблюдений. Инст­рументы и приборы для метеорологических наблюдений. Основные правила ведения наблюдений и требования к ним.

Практическая работа. Наблюдения в течение всего года за сезонными явлениями природы (развитием и ростом растений, поведением насекомых, зверей и птиц) и хозяйственной деятельностью человека. Порядок занесения полученных данных в дневники, календарные таблицы и журнал наблюдения.

11.Подготовка к конкурсу юных лесоводов. (4 часа)

12.Итоговая конференция.(3 часа)

 

 

 

 

 

 

 

Календарно - тематическое планирование кружка «Юный лесовод» на 2015 – 2016

 учебный год

 

п/п

Название раздела и тем.

Сроки

плано

вые

Сроки

факти

ческие

Часы

учеб

ного

вре

мени

Примечание.

 

Охрана и защита леса.

 

 

22

 

1

Виды лесных пожаров. Простейшие способы и техника их ту­шения.

 

 

1

 

2

Вредные и полезные для леса птицы, звери и насекомые. Жи­
вотные, занесенные в «Красную книгу».

 

 

1

 

3

Охраняемые виды животных. Главнейшие ви­ды вредителей и болезней леса. Защита леса от болезней и вре­
дителей. Насекомые-энтомофаги.

 

 

1

 

4

 Привлечение и охрана насеко­
моядных птиц и муравьев как биологический метод борьбы с вре­
дителями леса.
Правила инвентаризации и охраны муравейников.
Роль искусственных гнездовий. Значение зимней подкормки зве­
рей и птиц.                                         

 

 

1

 

5

Практическая работа. Изучение отличительных при­знаков по чучелам и во время экскурсий в лес по следам и жи­вым объектам, по коллекциям с определителем главнейших ви­дов животных, вредных насекомых и болезней, приносящих ущерб лесному хозяйству.

 

 

1

 

6

Практическая работа. Изучение отличительных при­знаков по чучелам и во время экскурсий в лес по следам и жи­вым объектам, по коллекциям с определителем главнейших ви­дов животных, вредных насекомых и болезней, приносящих ущерб лесному хозяйству.

 

 

1

 

7

Практическая работа. Изучение отличительных при­знаков по чучелам и во время экскурсий в лес по следам и жи­вым объектам, по коллекциям с определителем главнейших ви­дов животных, вредных насекомых и болезней, приносящих ущерб лесному хозяйству.

 

 

1

 

8

Викторина «Какие птицы и звери одомашнены челове­ком?»,

 

 

1

 

9

Викторина «Какие птицы зимуют, какие первыми прилетают в наши края зимой и весной?».

 

 

1

 

10

Практическая работа «Определение видов животных по поврежденным растениям, древесине, коре и листьям при помощи определителей»

 

 

 

1

 

11

Практическая работа «Определение видов животных по поврежденным растениям, древесине, коре и листьям при помощи определителей»

 

 

1

 

12

Практическая работа «Оформление коллекции повреждений насекомыми древесины и других частей дерева, пораженных болезнями, коллекции вредных насекомых»

 

 

1

 

13

Практическая работа «Оформление коллекции повреждений насекомыми древесины и других частей дерева, пораженных болезнями, коллекции вредных насекомых»

 

 

1

 

14

Написание рассказов о своих наблюдениях за птицами.

 

 

1

 

15

Проведение  конт­рольных ревизий-обходов. Участие в трудовой операции «Мура­вей» для их учета и охраны.

 

 

1

 

16

Проведение конт­рольных ревизий-обходов. Участие в трудовой операции «Мура­вей» для их учета и охраны

 

 

1

 

17

Практическая работа  «Глазомерное лесопатологическое обследование и выявление очагов вредителей и болезней леса»

 

 

1

 

18

Практическая работа  «Глазомерное лесопатологическое обследование и выявление очагов вредителей и болезней леса»

 

 

1

 

19

Практическая работа «Сбор и уничтожение вредителей (взрослых насекомых, гусениц, куколок и кладок яиц)»

 

 

1

 

20

Практическая работа «Сбор и уничтожение вредителей (взрослых насекомых, гусениц, куколок и кладок яиц)»

 

 

1

 

21

Практическая работа «Сбор семян сорных трав, диких ягод, заготовка веток и сена для организации зимней подкормки птиц и зверей »

 

 

1

 

22

Практическая работа «Сбор семян сорных трав, диких ягод, заготовка веток и сена для организации зимней подкормки птиц и зверей »

 

 

1

 

 

Основы лесной таксации.

 

 

12

 

23

План организации лесного хо­зяйства. План лесонасаждений. Условные и топографические знаки.

 

 

1

 

24

Единицы измерения и учета в лесной таксации. Применяемые инструменты. Таксация насаждений.

 

 

1

 

25

Главнейшие таксационные признаки насаждения и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, бонитет, запас, прирост.

 

 

1

 

26

Главнейшие таксационные признаки насаждения и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, бонитет, запас, прирост.

 

 

1

 

27

Практическая работа. «Ориентирование на местности по компасу, местным признакам, топографическим и дорожным знакам»

 

 

1

 

28

Практическая работа. «Ориентирование на местности по компасу, местным признакам, топографическим и дорожным знакам»

 

 

1

 

29

Практическая работа «Работа в лесу по плану лесонасаждений, планшетам и выкопировкам с них»

 

 

1

 

30

Практическая работа «Работа в лесу по плану лесонасаждений, планшетам и выкопировкам с них»

 

 

1

 

31

Практическая работа «Измерение диаметра и высоты растущего дерева с помощью инструмента»

 

 

1

 

32

Практическая работа «Измерение диаметра и высоты растущего дерева с помощью инструмента»

 

 

1

 

33

Практическая работа «Определение возраста насаждения. Определение объема леса на корню. Операция «Меткий глаз»: определение на глаз высоты дерева, его диаметра и ширины.

 

 

 

1

 

34

Практическая работа «Составление словаря незнакомых лесных терминов, встретившихся при изучении темы «Основы лесной таксации»

 

 

1

 

 

Организация лесозаготовок и переработка древесины

 

 

10

 

35

Понятие о главнейших технико-экономических  показателях производственных планов. Вопросы организации труда в  лесном хозяйстве.

Лес как источник получения древесины, побочных продуктов и сырья для многих отраслейпромышленности. Рациональное, использование лесосырьевых ресурсов в народном хозяйств. Борьба с потерями в лесном хозяйстве. Химическая переработка древесного сырья. Использование отходов после переработки древесины.

 

 

1

 

36

Организация заготовки, вывозки и переработки древесины и отходов в лесном хозяйстве. Основные станки и механизмы, при­меняемые при этих работах. Меры, обеспечивающие безопасность работы на них.

Понятие о лесном сортименте.

 

 

1

 

37

Встреча со специалистами лесного хозяйства.

 

 

1

 

38

Оформление стенда «Что дает один кубо метр древесины». 

 

 

1

 

39

Изготовление  коллекции   образцов   древесных пород, растущих, в лесу (длина образца 0,5 м, диаметр до 20 см с     показом    текстуры — ее строения — древесины в радиальном,  тангентальном и поперечном срезах).

 

 

1

 

40

Экскурсии в лес для ознакомления с технологией лесоза­готовок; в деревообрабатывающие цехи для ознакомления с технологическими процессами и работой на деревообрабатываюших станках; в гараж — для практического ознакомления с техникой и организацией ремонтных работ.

 

 

1

 

41

Практическая работа «Знакомство с готовыми видами продукции, получаемой после переработки древесины»

 

 

1

 

42

Практическая работа «Знакомство с готовыми видами продукции, получаемой после переработки древесины»

 

 

1

 

43

Практическая работа «Посещение лесничества (лесхоза). Беседы со специалистами лесного хозяйства передовиками производства»

 

 

1

 

44

Практическая работа «Посещение лесничества (лесхоза). Беседы со специалистами лесного хозяйства передовиками производства»

 

 

1

 

 

Организация метеорологических и фенологических наблю­дений в природе.

 

 

20

 

45

Значение метеорологических и фенологических наблюдений за погодой и природными явлениями, фазами развития растений, поведением животных. Как, что и когда наблюди в природе? Порядок их проведения в натуре. Оформление результатов наблюдений. Предсказание изменения погоды по поведению  животных, состоянию растений и народным приметам.

 

 

1

 

46

Главнейшие объекты для фенологических наблюдений. Инст­рументы и приборы для метеорологических наблюдений. Основные правила ведения наблюдений и требования к ним.

 

 

1

 

47

Практическая работа «Наблюдения в течение всего года за сезонными явлениями природы (развитием и ростом растений, поведением насекомых, зверей и птиц) и хозяйственной  деятельностью человека).

 

 

1

 

48

Практическая работа «Наблюдения в течение всего года за сезонными явлениями природы (развитием и ростом растений, поведением насекомых, зверей и птиц) и хозяйственной  деятельностью человека).

 

 

1

 

49

Практическая работа «Наблюдения в течение всего года за сезонными явлениями природы (развитием и ростом растений, поведением насекомых, зверей и птиц) и хозяйственной  деятельностью человека).

 

 

1

 

50

Практическая работа «Порядок занесения полученных данных в дневники, календарные таблицы и журнал наблюдения»

 

 

1

 

51

Практическая работа «Порядок занесения полученных данных в дневники, календарные таблицы и журнал наблюдения»

 

 

1

 

52

Практическая работа «Сбор различных природных материалов для составления учебных коллекций (следы жизнедеятельности животных, гнезд птиц брошенных), образцов древесины, плодов, семян, поврежденных насекомыми или зверями»

 

 

1

 

53

Практическая работа «Сбор различных природных материалов для составления учебных коллекций (следы жизнедеятельности животных, гнезд птиц брошенных), образцов древесины, плодов, семян, поврежденных насекомыми или зверями»

 

 

1

 

54

Практическая работа «Сбор различных природных материалов для составления учебных коллекций (следы жизнедеятельности животных, гнезд птиц брошенных), образцов древесины, плодов, семян, поврежденных насекомыми или зверями»

 

 

1

 

55

Викторина «Что когда бывает?» ( о сезонных явлениях природы)

 

 

1

 

56

Беседы «Народные приметы и предсказание погоды по ним» «Какая завтра погода».

 

 

1

 

57

Беседы «Животный и растительный мир и погода», «Животные – синоптики».

 

 

1

 

58

Беседа «Растения – барометры»

 

 

1

 

59

Обобщение итогов  наблюдения за природой и сравнение их с соответствующим периодом прошлого года.

 

 

1

 

60

Обобщение итогов  наблюдения за природой и сравнение их с соответствующим периодом прошлого года.

 

 

1

 

61

Экскурсия в природу с целью изучения растений, животных и явлений природы ежемесячно и по сезонам года.

 

 

1

 

62

Экскурсия в природу с целью изучения растений, животных и явлений природы ежемесячно и по сезонам года.

 

 

1

 

63

Экскурсия в природу с целью изучения растений, животных и явлений природы ежемесячно и по сезонам года.

 

 

1

 

 

Подготовка к конкурсу юных лесоводов.

 

 

4

 

64

Практическая работа «Выполнение опытов, рекомендуемых для самостоятельной работы по заданиям специалистов лесного хозяйства»

 

 

1

 

65

Практическая работа «Выполнение опытов, рекомендуемых для самостоятельной работы по заданиям специалистов лесного хозяйства»

 

 

1

 

66

Практическая работа «Выполнение опытов, рекомендуемых для самостоятельной работы по заданиям руководителя кружка»

 

 

1

 

67

Практическая работа «Выполнение опытов, рекомендуемых для самостоятельной работы по заданиям руководителя кружка»

 

 

1

 

 

Итоговая конференция

 

 

3

 

68

Подведение итогов работы кружка «Юный лесовод»

 

 

1

 

69

Отчеты об общественно полезной работе в лесничестве.

 

 

1

 

70

Отчёты о результатах опытов и экспериментов, награждаются лучшие кружковцы.

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Бобров Р. В. Беседы о лесе. М., Лесная промышленность, 1979.

Воронцов А. И., Семенкова И. Г. Лесозащита. М., Лес­ная промышленность, 1975.

Зима И. М., Малюгин Т. П. Механизация лесохозяйствен-ных работ. М., Лесная промышленность, 1976.

Ливенцев В. П., Атрохин В. Г. Практикум по лесовод­ству. М., Лесная промышленность, 1978.

Мариковский П. И. Юному энтомологу. М., Детская ли­тература, 1978.

Семен юта Ф. И. и др. Лесная таксация и лесоустройство. М., Лесная промышленность, 1970.

Справочник лесничего. М., Лесная промышленность, 1973.

X а л а т и н С. А. Я иду по лесу. М., Лесная промышленность

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Программа кружка "Юный лесовод""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Бренд-менеджер

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В программу кружка «Юные лесоводы» модернизированная в нее входят как теоретические занятия в виде лекций и бесед по основам лесного хозяйства, так и выполнение практических заданий по пройденным темам, проведение опытных и научно-исследовательских работ, сезонных наблюдений в природе и обязательное участиев общественно полезном труде.Кроме того, в процессе занятий должно быть предусмотрено широкое участие членов кружка в подготовке и проведениимассовыхтрадиционных праздников природы «День птиц», «Месячник леса и сада», «День работника леса», «Дары осени», «Птицы — наши друзья», «Посвящение в юные лесоводы» и участие в районных, областных и всероссийских слетах школьных лесничеств, в конкурсах и викторинах юных знатаков природы, в трудовых операциях («Семена», «Лесная аптека», «Скворечник», «Посади дерево», «Муравей», «Кормушка» и в целевых экскурсиях и походах в природу. Программа предусматривает лесной обход, посещение предприятий лесного хозяйства для ознакомления с достижениями науки и техники, передового опыта работы в лесу, для ознакомления с достижениями науки и техники. Программа кружка «Юные лесоводы» рассчитана на 140 часов на 2 часа в неделю года, в неделю 2 часа.Во время школьных каникул, в том числе и летних, кружка может быть продолжена за счет практических ч: в летнем лесном лагере труда и отдыха. Кроме того, выполнение индивидуальных или групповых опытных и наблюдений за природой по заданию руководителя к других наставников, в первую очередь специалистов лесного хозяйства и ученых.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 125 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.09.2020 371
    • DOCX 87.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хаткевич Татьяна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хаткевич Татьяна Владимировна
    Хаткевич Татьяна Владимировна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 91209
    • Всего материалов: 245

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 91 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 556 человек

Курс повышения квалификации

Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 128 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 324 человека

Мини-курс

Стратегии брендинга в условиях глобальной конкуренции и изменяющихся рыночных тенденций

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Художественная гимнастика: диагностика и технические аспекты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические концепции и практики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов