Программы для внешкольных учреждений и
общеобразовательных школ
«Исследователи природы» Кружок «Юный
лесовод» (140 часов)
Программа рассчитана на 2 года.
Пояснительная записка
В век
научно-технического прогресса, когда в эксплуатацию вовлекаются все большее количество природных ресурсов,
охрана природы является одной из острейших проблем современности, поэтому
каждому члену нашего общества необходимы знания естественных законов природы, экологических факторов и
научных основ правильных взаимоотношений
человека с окружающей его природной
средой.
Программа кружка «Юные лесоводы» ставит следующие цели:
—
воспитать у школьников чувство любви и бережного отношения к лесу, его обитателям, ответственность за их
судьбу;
—
углубить теоретические знания программного материала по биологическим
дисциплинам, изучаемым учащимися в школе;
—
пополнить разносторонние сведения об окружающем мире природы, тесных экологических связях, существующих в
природной среде, о влиянии хозяйственной деятельности
человека на окружающую среду и мерах ее охраны;
— дать представление о лесоводстве как науке о жизни и выращивании высококачественной древесины, дать сведения
о деятельности лесного хозяйства;
—
научить слушателей кружка умению самостоятельно тать со справочниками и определителями;
—
развить самостоятельность и инициативу при выполнении опытных и научно-исследовательских работ;
—
выработать качества рачительного и разумного хозяина природы, четко определить права и обязанности по
отношению к ней;
—
вооружить учащихся трудовыми навыками и умениями
_ выполнении природоохранных мер.
В программу кружка «Юные лесоводы» модернизированная
в нее входят как теоретические занятия в виде лекций и бесед
по основам лесного хозяйства, так и
выполнение практических заданий по пройденным темам, проведение опытных и научно-исследовательских работ, сезонных наблюдений в природе и обязательное
участие в общественно
полезном труде.
Кроме того, в процессе занятий
должно быть предусмотрено широкое участие
членов кружка в подготовке и проведении массовых традиционных праздников
природы «День птиц», «Месячник леса и сада», «День работника леса»,
«Дары осени», «Птицы — наши друзья», «Посвящение
в юные лесоводы» и участие в
районных, областных и всероссийских слетах школьных лесничеств, в конкурсах и викторинах юных знатаков природы,
в трудовых операциях («Семена», «Лесная аптека», «Скворечник», «Посади дерево», «Муравей», «Кормушка» и в целевых
экскурсиях и походах в природу. Программа предусматривает лесной обход, посещение предприятий лесного хозяйства для ознакомления
с достижениями науки и техники, передового опыта работы в лесу, для
ознакомления с достижениями науки и техники.
Программа кружка «Юные лесоводы» рассчитана
на 140 часов на 2 часа в неделю года, в неделю 2 часа.
Во время школьных каникул, в
том числе и летних, кружка может быть продолжена за счет практических ч: в
летнем лесном лагере труда и отдыха. Кроме того, выполнение индивидуальных или групповых опытных и наблюдений за
природой по заданию руководителя к других
наставников, в первую очередь специалистов лесного хозяйства и ученых.
Выполнение работ в лесу проводится в течение сезона года, независимо от прохождения той или ни После выполнения конкретного задания учащийся пре^
отчет о проделанной работе, с которым он выступает пере! «и товарищами по школе.
В процессе выполнения учащимися
практических работ требуется строгое соблюдение культуры и дисциплины
Учащиеся не
допускаются к выполнению работ на механизмах и связанных с применением ядохимикатов. До начала
выполнения всех видов работ учащиеся должны пройти инструктаж по технике безопасности.
К чтению
лекций, проведению экскурсий и походов в лес, практических, опытно-исследовательских работ и наблюдений
в природе, в каждом конкретном случае могут привлекаться ученые, работники государственной лесной охраны и
другие специалисты лесного
хозяйства.
По
завершении изучения всех тем программы на конференции членов кружка «Юные лесоводы» слушатель отчитывается о
проделанной работе по заранее избранной и
подготовленной теме, увязав свои
рекомендации и выводы с практическими решениями задач, стоящих перед лесным хозяйством или наблюдаемым
природным объектом.
Требования к уровню подготовки учащихся
(должен знать и понимать)
естественные законы природы,
экологические факторы
научные
основы правильного взаимоотношения человека с окружающей его природной
средой
Календарно - тематическое планирование
кружка «Юный лесовод» на 2014 – 2015
учебный
год
№
п/п
|
Название раздела и тем
|
Сроки
плановые
|
Сроки
фактические
|
Часы учебного времени
|
Примечание
|
|
Вводное занятие
|
|
|
6
|
|
1
|
Вводный инструктаж по ТБ. Знакомство
учащихся с целями и задачами
кружка, программой и планом работы на год.
Школьные
лесничества. Их цели и задачи. Роль школьных лесничеств в природоохранном
просвещении, трудовом воспитании и
профессиональной ориентации учащихся.
Участие юных друзей природы в охране и восстановлении лесов, озеленении
населенных пунктов и дорог, сборе лесных семян и
лекарственных растений.
|
|
|
1
|
|
2
|
Положение о школьном лесничестве.
Просмотр кинофильмов: «Зеленый патруль» —
на страже родной природы», «Школьные лесничества»
|
|
|
1
|
|
3
|
Практическая работа. «Ознакомление в уголке природы
школы с выставками рисунков и фотографий, дневниками, рефератами
и альбомами, гербариями и коллекциями, которые были выполнены кружковцами в прошлые годы»
|
|
|
1
|
|
4
|
Практическая работа. «Ознакомление в уголке природы
школы с выставками рисунков и фотографий, дневниками, рефератами
и альбомами, гербариями и коллекциями, которые были выполнены кружковцами в прошлые годы»
|
|
|
1
|
|
5
|
Практическая работа.
«Трудовое
участие в озеленении закрепленной территории уходе за ранее посаженными деревьями и кустарниками
в период
осеннего праздника «Неделя леса и сада».
|
|
|
1
|
|
6
|
Практическая работа.
«Трудовое участие в озеленении
закрепленной территории уходе
за ранее посаженными деревьями и кустарниками в период
осеннего праздника «Неделя леса и сада».
|
|
|
1
|
|
|
Охрана природы
|
|
|
8
|
|
7
|
Охрана природы. И. В.
Мичурин — великий преобразователь природы. Охрана природы — дело государственной
важности. Значение охраны природы
для народного хозяйства. Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. За
культуру поведения в природе.
Важнейшие документы по охране природы.
|
|
|
1
|
|
8
|
Охрана окружающей природной
среды — дело всех народов мира. Соблюдение закона об
охране природы. Роль пропаганды знаний по охране природы рациональному использованию и воспроизводству
природных ресурсов в РФ. Фотоаппарат лучший
помощник при общении с природой.
Показ научно - популярного кинофильм «Охрана природы — дело народное»
|
|
|
1
|
|
9
|
Практическая работа. «Оказание помощи в оформлении
школьного уголка природы»
|
|
|
1
|
|
10
|
Практическая работа. «Пополнение экспонатами биологического кабинета»
|
|
|
1
|
|
11
|
Практическая работа. Встреча
с ветеранами лесного хозяйства с тружениками
леса.
|
|
|
1
|
|
12
|
Практическая работа. Встреча
с ветеранами лесного хозяйства с тружениками
леса.
|
|
|
1
|
|
13
|
Экскурсия в природу «Как прекрасен этот мир — посмотри вокруг».
|
|
|
1
|
|
14
|
Практическая работа. Экскурсия
в природу «Как прекрасен этот мир —
посмотри вокруг».
|
|
|
1
|
|
|
Лес - основной компонент окружающей
среды.
|
|
|
6
|
|
15
|
Лес — основной компонент окружающей среды.
Краткий обзор истории развития отечественного
лесоводства. Народнохозяйственное
значение леса. Лес в творчестве писателей и художников. Понятие
о лесе и лесных насаждениях. Типы леса.
|
|
|
1
|
|
16
|
Основные свойства леса. Роль
зеленых насаждений в жизни человек; Лес
— место обитания животных. Экологические взаимосвязи растительного и животного мира с окружающей
средой. Заповедники и заказники.
Выявление и охрана памятников природы.
Просмотр кинофильма
«Лес — народное богатство».
|
|
|
1
|
|
17
|
Практическая
работа. Беседа на тему «Значение леса в жизни человека». Викторина
«Лес — мир добра и чудес»
|
|
|
1
|
|
18
|
Практическая
работа «Оформление стенда «Что дает один гектар леса».
|
|
|
1
|
|
19
|
Практическая
работа «Выявление и учет природных объектов родного края, представляющих
научный и хозяйственный интерес. Ознакомление с общими понятиями и
терминологией из
специального словаря»
|
|
|
1
|
|
20
|
Экскурсии в лес для
определения типов леса по
лесорастительному покрову.
|
|
|
1
|
|
|
Основные сведения о лесных ресурсах мира.
|
|
|
4
|
|
21
|
Основные
сведения о лесных ресурсах мира, РФ.
Географическое размещение лесов на земном шаре.
Характеристика лесных ресурсов мира, РФ.
|
|
|
1
|
|
22
|
Основные
показатели, характеризующие лесной фонд. Его экономическое значение в настоящее время и в будущем.
Управление лесным хозяйством в РФ и за рубежом.
|
|
|
1
|
|
23
|
Практическая работа. Работа с литературой и атласами карт, содержащими сведения о лесных
ресурсах. Выписка в тетрадь —
памятку необходимых данных.
|
|
|
1
|
|
24
|
Практическая работа.
Викторина «Знаешь ли ты лесные ресурсы мира?».
|
|
|
|
|
|
Основы лесоведения и лесоводства.
|
|
|
20
|
|
25
|
Основы лесоведения и
лесоводства. Дендрология. Краткая характеристика
основных лесообразующих древесных и кустарниковых пород РФ.
|
|
|
1
|
|
26
|
Биологические особенности и условия их
произрастания. Лесоводство — наука о жизни леса
и выращивании высококачественной древесины.
|
|
|
1
|
|
27
|
Подрост.
Подлесок. Напочвенный покров. Их значение для леса.
|
|
|
1
|
|
28
|
Растения,
занесенные в «Красную книгу Рф» и области. Охраняемые виды
редких растений области и района.
|
|
|
1
|
|
29
|
Виды и способы рубок. Рубки ухода за лесом и санитарные рубки.
Их значение для формирования ценных насаждений.
|
|
|
1
|
|
30
|
Организация сенокошения, пастьбы скота в
лесу. Пчеловодство. Применяемые в лесу машины и механизмы, орудия труда. Организация труда, соблюдение правил техники
безопасности и производственной
санитарии на лесохозяйственных работах.
|
|
|
1
|
|
31
|
Краткие
сведения о видах грибов, ягод, лекарственных растениях.
|
|
|
1
|
|
32
|
Ядовитые грибы, ягоды и растения.
Дикорастущие растения, используемые
в пищу. Правила сбора грибов, ягод и лекарственных растений.
|
|
|
1
|
|
33
|
Практическая работа «Текущий инструктаж всех учащихся при выполнении
ими любых работ в лесу. Определение древесных пород по зимним побегам, листьям и хвое, шишкам и плодам, семенам и коре с помощью определителей»
|
|
|
1
|
|
34
|
Практическая
работа «Определение породного состава деревьев и кустарников по
готовому гербарию и с помощью определителя. Распознавание видов пород по
внешнему виду семян»
|
|
|
1
|
|
35
|
Практическая работа «Распознавание видов
грибов, ягод и лекарственных растений по рисункам,
гербарию, альбомам и открыткам с помощью
определителей»
|
|
|
1
|
|
36
|
Практическая работа «Определение
урожайности ягод, грибов и цветения растений по шкалам
глазомерной оценки»
|
|
|
1
|
|
37
|
Практическая
работа «Изготовление наглядных пособий: альбомов, рисунков или фотографий
съедобных и ядовитых для
животных и человека грибов, ягод и растений»
|
|
|
1
|
|
38
|
Практическая
работа «Изготовление наглядных пособий: альбомов, рисунков или фотографий
съедобных и ядовитых для
животных и человека грибов, ягод и растений»
|
|
|
1
|
|
39
|
Практическая работа « Проведение
викторин «Знаешь ли ты грибы, ягоды и лекарственные растения».
|
|
|
1
|
|
40
|
Практическая работа «Знаешь ли ты главнейшие
древесные и кустарниковые породы,
произрастающие естественно в лесу?».
|
|
|
1
|
|
41
|
Участие в операции
«Лесная аптека» Заготовка лекарственного
сырья.
|
|
|
1
|
|
42
|
Беседа среди младших школьников по теме «Что такое
лес и его элементы»
|
|
|
1
|
|
43
|
Беседа среди младших школьников по теме «Лекарственные
растения и здоровье человека».
|
|
|
1
|
|
44
|
Экскурсии в
лес для ознакомления с рубками уходом за лесом,
а также с работой орудий и машин.
|
|
|
1
|
|
|
Лесовосстановление
|
|
|
24
|
|
45
|
Лесосеменное
дело. Порядок сбора,_ обработки и хранения семян. Стратификация
семян.
|
|
|
1
|
|
46
|
Семенное и вегетативное размножение. Прививки.
|
|
|
1
|
|
47
|
Выращивание
посадочного материала в лесном питомнике и древесной школке.
|
|
|
1
|
|
48
|
Ускоренное
выращивание крупномерных саженцев для механизированной посадки
леса под полиэтиленовой пленкой.
|
|
|
1
|
|
49
|
Виды подготовки почвы под лесные культуры.
Выкапывание и упаковка крупномерного посадочного
материала для озеленения.
Реконструкция малоценных насаждений и содействие
естественному возобновлению леса.
|
|
|
1
|
|
50
|
Применение орудий,
машин и механизмов на лесокультурных работах.
Техника безопасности и производственная санитария.
|
|
|
1
|
|
51
|
Расчет потребности в семенах
и посадочном материале при различных
схемах высева семян в питомнике и при посадке сеянцев на лесокультурной площади.
|
|
|
1
|
|
52
|
Расчет потребности в семенах
и посадочном материале при различных
схемах высева семян в питомнике и при посадке сеянцев на лесокультурной площади.
|
|
|
1
|
|
53
|
Практическая работа. Закладка опытов: применение разных
способов размножения для различных деревьев и кустарников; по выращиванию голубой ели черенками или семенами под полиэтиленовой пленкой.
|
|
|
1
|
|
54
|
Подготовка
праздника «Месячник леса и сада»
|
|
|
1
|
|
55
|
Подготовка
праздника «Месячник леса и сада»
|
|
|
1
|
|
56
|
Подготовка
праздника «Месячник леса и сада»
|
|
|
1
|
|
57
|
Подготовка
отчета по теме «Анализ опыта выращивания посадочного материала под
полиэтиленовой пленкой»
|
|
|
1
|
|
58
59
|
Викторина «Какая это порода?» (по семенам и
всходам).
Практическая работа «Определение
урожайности шишек, плодов и семян древесных пород по шкалам глазомерной оценки»
|
|
|
1
1
|
|
60
|
Практическая работа «Определение
урожайности шишек, плодов и семян древесных пород по шкалам глазомерной оценки»
|
|
|
1
|
|
61
|
Практическая работа «Определение
урожайности шишек, плодов и семян древесных пород по шкалам глазомерной оценки»
|
|
|
1
|
|
62
|
Экскурсии в лес для ознакомления с лесовосстановительными
работами прошлых лет и ознакомления с работой лесокультурной техники.
|
|
|
1
|
|
63
|
Экскурсии в лес для ознакомления с лесовосстановительными
работами прошлых лет и ознакомления с работой лесокультурной техники.
|
|
|
1
|
|
64
|
Практическая работа «Распознавание основных
видов минеральных и органических
удобрений. Составление коллекции минеральных удобрений».
|
|
|
1
|
|
65
|
Практическая работа «Распознавание основных
видов минеральных и органических
удобрений. Составление коллекции минеральных удобрений».
|
|
|
1
|
|
66
|
Практическая работа «Уход за лесными культурами и сеянцами в питомнике, в озеленительных работах»
|
|
|
1
|
|
67
|
Практическая работа «Уход за лесными культурами и сеянцами в питомнике, в озеленительных работах»
|
|
|
1
|
|
68
|
Организация охраны леса.
Положение о государственной лесной охране.
|
|
|
1
|
|
|
Охрана и защита леса.
|
|
|
24
|
|
69
|
Понятие о видах лесонарушений и ответственность
за них
|
|
|
1
|
|
70
|
Практическая работа
«Уход за лесными культурами и сеянцами в питомнике, в озеленительных работах»
|
|
|
1
|
|
Содержание программы «Юный лесовод» на 2014 – 2015
учебный год
1.
Вводное занятие (4 часа)
2. Знакомство
учащихся с целями и задачами
кружка, программой и планом работы на год.
Школьные
лесничества. Их цели и задачи. Роль школьных лесничеств в природоохранном
просвещении, трудовом воспитании и
профессиональной ориентации учащихся. Участие
юных друзей природы
в охране и восстановлении лесов, озеленении населенных пунктов и дорог, сборе лесных семян и лекарственных растений.
Положение о школьном лесничестве.
Просмотр
кинофильмов: «Зеленый патруль» — на страже ровной природы», «Школьные лесничества» и др.
Практическая
работа. Ознакомление в уголке природы школы с выставками рисунков и фотографий,
дневниками, рефератами и альбомами, гербариями и коллекциями,
которые бы.: выполнены кружковцами в
прошлые годы.
Трудовое участие в озеленении
закрепленной территории уходе за
ранее посаженными деревьями и кустарниками в период
осеннего праздника «Неделя леса и сада».
Обзорная
экскурсия в лес — по границам лесных владений школьного лесничества.
2. Охрана
природы (8часов)
И. В.
Мичурин — великий преобразователь природы. Охрана природы — дело
государственной важности. Значение охраны природы для народного хозяйства. Влияние хозяйственной
деятельности человека на окружающую среду. За
культуру поведения в природе.
Важнейшие
документы по охране природы. Охрана окружающей природной
среды — дело всех народов мира. Соблюдение закона об охране
природы. Роль пропаганды знаний по охране природы рациональному использованию и воспроизводству природных
ресурсов в СССР. Фотоаппарат и птиц
и зверей — лучшие помощники при общении с природой.
Показ
короткометражного научно-популярного кинофильма «Охрана природы — дело народное».
Практическая
работа. Оказание помощи в оформлении
школьного уголка природы; пополнение экспонатами, биологи гических кабинетов.
Встреча с ветеранами лесного хозяйства тружениками леса. Экскурсия в природу «Как.прекрасен этот мир — посмотри вокруг».
3. Лес — основной компонент окружающей среды (6 часов)
Краткий обзор истории развития отечественного лесоводства.
Народного хозяйственное значение леса. Лес в творчестве
писателей и худо жников.
Понятие о лесе и лесных
насаждениях. Типы леса. Основные свойства
леса. Роль зеленых насаждений в жизни человек; Лес — место обитания животных. Экологические взаимосвязи растительного и животного мира с окружающей
средой. Заповедники и заказники.
Выявление и охрана памятников природы.
Просмотр кинофильма «Лес — народное богатство».
Практическая работа. Беседа
с младшими школы на тему «Значение
леса в жизни человека». Викторина
«Лес — мир добра и чудес». Оформление стенда «Что дает один гектар леса».
Выявление и учет природных объектов родного края, представляющих научный и
хозяйственный интерес. Ознакомление с общими понятиями
и терминологией из специального словаря. Экскурсии в лес для определения типов леса по лесорастительному покрову.
4.
Основные сведения о лесных ресурсах мира, РФ и социалистических стран(4 часа)
Географическое
размещение лесов на земном шаре. Характеристика лесных
ресурсов мира, СССР и социалистических
стран.
Основные
показатели, характеризующие лесной фонд. Его экономическое значение в настоящее время и в будущем.
Управление лесным хозяйством в СССР и за рубежом.
Практическая
работа. Работа с литературой и атласами
карт, содержащими сведения о лесных ресурсах. Выписка в тетрадь — памятку необходимых данных.
Для
закрепления сведений провести викторину «Знаешь ли ты лесные ресурсы мира?».
5. Основы
лесоведения и лесоводства (20 часов)
Дендрология. Краткая
характеристика основных лесообразующих древесных и кустарниковых пород РФ.
Биологические особенности и условия их произрастания. Лесоводство — наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины.
Подрост.
Подлесок. Напочвенный покров. Их значение для леса. Растения, занесенные в «Красную книгу РФ» и
области. Охраняемые виды редких растений области и
района.
Виды и способы рубок. Рубки
ухода за лесом и санитарные рубки. Их значение для формирования ценных
насаждений.
Организация
сенокошения, пастьбы скота в лесу. Пчеловодство.
Применяемые в лесу машины и
механизмы, орудия труда. Организация труда,
соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии на лесохозяйственных работах. Краткие сведения о видах грибов, ягод, лекарственных
растениях. Ядовитые грибы, ягоды и
растения. Дикорастущие растения, используемые
в пищу. Правила сбора грибов, ягод и лекарственных растений.
Практическая
работа. Инструктаж всех учащихся при выполнении
ими любых работ в лесу. Определение древесных пород по зимним побегам, листьям и хвое, шишкам и плодам, семенам и коре и др. с помощью определителей.
Определение породного состава
деревьев и кустарников по готовому гербарию и с помощью определителя. Распознавание видов пород по внешнему виду семян. Распознавание видов грибов, ягод и
лекарственных растений по рисункам, гербарию, альбомам и открыткам с помощью определителей.
Определение
урожайности ягод, грибов и цветения растений по шкалам глазомерной оценки. Изготовление наглядных пособий:
альбомов, рисунков или фотографий съедобных и ядовитых для
животных и человека грибов, ягод и растений. Проведение
викторин
«Знаешь ли ты грибы, ягоды и лекарственные растения?», «Знаешь ли ты главнейшие древесные и кустарниковые породы, произрастающие естественно в лесу?».
Общественно
полезный труд. Участие в операции
«Лесная аптека» по сезонам года и видам заготовок лекарственного.
Беседы среди своих сверстников
и младших школьников темы «Что такое лес и его элементы», «Лекарственные
растения » и здоровье человека».
Экскурсии
в лес для ознакомления с рубками уход; -лесом,
а также с работой орудий и машин.
6.
Лесовосстановление (24 часа)
Лесосеменное
дело. Порядок сбора_ обработки и хранения семян. Стратификация семян. Семеное
и вегетативное размножение. Прививки.
Выращивание посадочного материала в лесном
питомнике древесной школке. Ускоренное выращивание
крупномерных саженцев для
механизированной посадки леса под полиэтилен: » пленкой.
Виды
подготовки почвы под лесные культуры. Выкапывание и упаковка крупномерного посадочного материала для
озеленения.
Реконструкция малоценных насаждений и
содействие естественному возобновлению леса.
Применение
орудий, машин и механизмов на лесокультурных _ работах. Техника безопасности и производственная
санитария
Расчет потребности в семенах и
посадочном материале при различных схемах
высева семян в питомнике и при посадке сеянцев на лесокультурной площади.
Практическая работа. Закладка
опытов: применение разных способов
размножения для различных деревьев ;
по выращиванию голубой ели черенками или семена: полиэтиленовой пленкой.
Подготовка весеннего праздника «Месячник леса и сада»
Подготовка отчета по теме «Анализ опыта
выращивание посадочного материала под полиэтиленовой пленкой». Викторины «Какая это порода?» (по семенам и всходам).
Определение урожайности шишек, плодов и
семян пород по шкалам глазомерной оценки.
Экскурсии в лес для ознакомления с лесовосстановительными
работами прошлых лет и ознакомления с культурной
техники.
Распознавание основных видов
минеральных и органических удобрений.
Составление коллекции минеральные рений.
Общественно полезный труд. Операции «Лесные семена».
Участие в посадке леса лесными культурами и сеянцами в питомнике, в
озеленительных работах, осенней инвентаризации
лесных культур, вы приживаемости.
7.
Охрана и защита леса (2 часа)
Организация охраны леса. Положение о государственной лесной охране. Понятие о видах лесонарушений и ответственность за них.
Содержание программы «Юный лесовод» на 2015 – 2016
учебный год
7.
Охрана и защита леса (22 часа)
Виды лесных пожаров. Простейшие способы и
техника их тушения. Вредные и полезные для
леса птицы, звери и насекомые. Жи
вотные, занесенные в «Красную книгу». Животные, занесенные в
«Черную тетрадь». Охраняемые виды животных. Главнейшие ви
ды вредителей и болезней леса. Защита леса от болезней и вре
дителей. Насекомые-энтомофаги. Привлечение и охрана насеко
моядных птиц и муравьев как биологический метод борьбы с вре
дителями леса. Правила инвентаризации и охраны муравейников.
Роль искусственных гнездовий. Значение зимней подкормки зве
рей и птиц.
Практическая работа. Изучение
отличительных признаков по чучелам и во время экскурсий в лес по следам
и живым объектам, по коллекциям с определителем главнейших видов животных, вредных насекомых и болезней,
приносящих ущерб лесному хозяйству.
Участие в подготовке праздника природы «День птиц». Проведение
викторин «Какие птицы и звери одомашнены человеком?», «Какие птицы зимуют,
первыми прилетают в наши края зимой и
весной?».
Определение видов животных по поврежденным
растениям, древесине, коре и листьям при помощи определителей.
Оформление коллекции повреждений насекомыми
древесины и других частей дерева, пораженных болезнями, коллекции вредных насекомых.
Написание рассказов о
своих наблюдениях за птицами.
Общественно
полезный труд. Проведение контрольных ревизий-обходов. Участие в трудовой
операции «Муравей» для их учета и охраны. Глазомерное лесопатологическое обследование и выявление очагов вредителей и
болезней леса. Сбор и уничтожение
вредителей (взрослых насекомых, гусениц, куколок и кладок яиц). Сбор
семян сорных трав, диких ягод, заготовка
веток и сена для организации зимней подкормки птиц и зверей.
8.
Основы лесной таксации. (12 часов)
План организации лесного
хозяйства. План лесонасаждений. Условные и топографические
знаки.
Единицы измерения и учета в лесной
таксации. Применяемые инструменты. Таксация насаждений. Главнейшие таксационные
признаки насаждения и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр,
возраст, полнота, бонитет, запас, прирост и т. д.
Практическая работа. Ориентирование
на местности по компасу, местным признакам, топографическим и дорожным
знакам. Работа в лесу по плану лесонасаждений, планшетам и выкопировкам с них .Измерение диаметра и
высоты растущего дерева с помощью инструмента.
Определение возраста насаждения. Определение объема леса на корню.
Операция «Меткий глаз»: определение на
глаз высоты дерева, его диаметра и ширины.
Запоминание незнакомых лесных терминов, встретившихся
при изучении темы «Основы лесной таксации».
9. Организация
лесозаготовок и переработки древесины в лесном хозяйстве.(10 часов)
Понятие
о главнейших технико-экономических показателях
производственных планов. Вопросы организации тр;.1а в лесном хозяйстве.
Лес как
источник получения древесины, побочных продукт:» и сырья для многих отраслей промышленности. Рационально,
использование лесосырьевых ресурсов в
народном хозяйстве Борьба с потерями
в лесном хозяйстве. Химическая переработка древесного сырья. Использование отходов после переработки
д:-весины.
Организация заготовки, вывозки
и переработки древесины I отходов в лесном
хозяйстве. Основные станки и механизмы, применяемые при этих работах.
Понятие о лесном сортименте.
Практическая работа. Подготовка
и участие в празднике «День работника леса» с приглашением в школу
специалистов лесного хозяйства. Оформление
стенда «Что дает один кубометр
древесины». Изготовление коллекции образцов древесных пород,
растущих, в лесу (длина образца 0,5 м, диаметр до 20 см показом текстуры — ее строения — древесины в поперечном срезах).
Экскурсии
в лес для ознакомления с технологией лесозаготовок; в деревообрабатывающие цехи для
ознакомления с процессами и работой
на станках; в гараж — для практического
ознакомления с техникой и
организацией ремонтных работ. Знакомство с готовыми видами продукции, получаемой после переработки древесины.
Посещение
лесничества (лесхоза) в период проведения открытых
дверей, беседы со специалистами лесного хозяйства • передовиками производства.
10. Организация метеорологических и фенологических наблюдений в природе.(20 часов) Значение метеорологических и фенологических наблюдений за погодой и природными явлениями, фазами поведением
животных. Как, что и когда наблюди в
природе? Порядок их проведения в натуре. Оформление результатов наблюдений. Предсказание изменения погоды
по поведен?:-: животных, состоянию
растений и народным приметам.
Главнейшие
объекты для фенологических наблюдений. Инструменты и приборы для метеорологических наблюдений. Основные
правила ведения наблюдений и требования к ним.
Практическая
работа. Наблюдения в течение всего года
за сезонными явлениями природы (развитием и ростом растений, поведением насекомых, зверей и птиц) и
хозяйственной деятельностью человека.
Порядок занесения полученных данных в
дневники, календарные таблицы и журнал наблюдения.
11.Подготовка
к конкурсу юных лесоводов. (4 часа)
12.Итоговая
конференция.(3 часа)
Календарно - тематическое планирование
кружка «Юный лесовод» на 2015 – 2016
учебный год
№
п/п
|
Название раздела и тем.
|
Сроки
плано
вые
|
Сроки
факти
ческие
|
Часы
учеб
ного
вре
мени
|
Примечание.
|
|
Охрана и защита леса.
|
|
|
22
|
|
1
|
Виды лесных пожаров. Простейшие способы и
техника их тушения.
|
|
|
1
|
|
2
|
Вредные и полезные для леса птицы,
звери и насекомые. Жи
вотные, занесенные в «Красную книгу».
|
|
|
1
|
|
3
|
Охраняемые виды животных. Главнейшие
виды вредителей и болезней леса. Защита леса от болезней и вре
дителей. Насекомые-энтомофаги.
|
|
|
1
|
|
4
|
Привлечение и охрана насеко
моядных птиц и муравьев как биологический метод борьбы с вре
дителями леса. Правила инвентаризации и охраны муравейников.
Роль искусственных гнездовий. Значение зимней подкормки зве
рей и птиц.
|
|
|
1
|
|
5
|
Практическая работа. Изучение
отличительных признаков по чучелам и во время экскурсий в лес по
следам и живым объектам, по коллекциям с определителем главнейших видов животных, вредных насекомых и болезней,
приносящих ущерб лесному хозяйству.
|
|
|
1
|
|
6
|
Практическая работа.
Изучение отличительных признаков
по чучелам и во время экскурсий в лес по следам и живым объектам, по
коллекциям с определителем главнейших видов
животных, вредных насекомых и болезней, приносящих ущерб лесному хозяйству.
|
|
|
1
|
|
7
|
Практическая работа.
Изучение отличительных признаков
по чучелам и во время экскурсий в лес по следам и живым объектам, по
коллекциям с определителем главнейших видов
животных, вредных насекомых и болезней, приносящих ущерб лесному хозяйству.
|
|
|
1
|
|
8
|
Викторина «Какие птицы и звери
одомашнены человеком?»,
|
|
|
1
|
|
9
|
Викторина «Какие птицы зимуют, какие
первыми прилетают в наши края зимой и
весной?».
|
|
|
1
|
|
10
|
Практическая работа «Определение видов
животных по поврежденным растениям, древесине, коре и листьям при помощи
определителей»
|
|
|
1
|
|
11
|
Практическая работа «Определение видов
животных по поврежденным растениям, древесине, коре и листьям при помощи
определителей»
|
|
|
1
|
|
12
|
Практическая работа «Оформление коллекции
повреждений насекомыми древесины и других частей дерева, пораженных
болезнями, коллекции вредных насекомых»
|
|
|
1
|
|
13
|
Практическая работа «Оформление коллекции
повреждений насекомыми древесины и других частей дерева, пораженных
болезнями, коллекции вредных насекомых»
|
|
|
1
|
|
14
|
Написание рассказов
о своих наблюдениях за птицами.
|
|
|
1
|
|
15
|
Проведение
контрольных ревизий-обходов. Участие в трудовой операции «Муравей» для
их учета и охраны.
|
|
|
1
|
|
16
|
Проведение
контрольных ревизий-обходов. Участие в трудовой операции «Муравей» для
их учета и охраны
|
|
|
1
|
|
17
|
Практическая
работа «Глазомерное лесопатологическое обследование и выявление
очагов вредителей и болезней леса»
|
|
|
1
|
|
18
|
Практическая
работа «Глазомерное лесопатологическое обследование и
выявление очагов вредителей и болезней леса»
|
|
|
1
|
|
19
|
Практическая
работа «Сбор и уничтожение вредителей (взрослых насекомых, гусениц, куколок и
кладок яиц)»
|
|
|
1
|
|
20
|
Практическая
работа «Сбор и уничтожение вредителей (взрослых насекомых, гусениц, куколок и
кладок яиц)»
|
|
|
1
|
|
21
|
Практическая
работа «Сбор семян сорных трав, диких ягод, заготовка веток и сена для организации зимней
подкормки птиц и зверей »
|
|
|
1
|
|
22
|
Практическая
работа «Сбор семян сорных трав, диких ягод, заготовка веток и сена для организации зимней
подкормки птиц и зверей »
|
|
|
1
|
|
|
Основы лесной
таксации.
|
|
|
12
|
|
23
|
План организации
лесного хозяйства. План лесонасаждений. Условные и
топографические знаки.
|
|
|
1
|
|
24
|
Единицы измерения и учета в лесной
таксации. Применяемые инструменты. Таксация насаждений.
|
|
|
1
|
|
25
|
Главнейшие таксационные признаки
насаждения и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст,
полнота, бонитет, запас, прирост.
|
|
|
1
|
|
26
|
Главнейшие таксационные признаки
насаждения и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст,
полнота, бонитет, запас, прирост.
|
|
|
1
|
|
27
|
Практическая работа. «Ориентирование
на местности по компасу, местным признакам, топографическим и дорожным
знакам»
|
|
|
1
|
|
28
|
Практическая работа.
«Ориентирование на местности по
компасу, местным признакам, топографическим и дорожным знакам»
|
|
|
1
|
|
29
|
Практическая работа «Работа в лесу по плану лесонасаждений,
планшетам и выкопировкам с них»
|
|
|
1
|
|
30
|
Практическая работа «Работа в лесу по плану лесонасаждений,
планшетам и выкопировкам с них»
|
|
|
1
|
|
31
|
Практическая работа «Измерение
диаметра и высоты растущего дерева с помощью инструмента»
|
|
|
1
|
|
32
|
Практическая работа «Измерение
диаметра и высоты растущего дерева с помощью инструмента»
|
|
|
1
|
|
33
|
Практическая работа «Определение возраста
насаждения. Определение объема леса на корню. Операция «Меткий глаз»: определение на
глаз высоты дерева, его диаметра и ширины.
|
|
|
1
|
|
34
|
Практическая работа «Составление словаря
незнакомых лесных терминов, встретившихся при изучении темы «Основы лесной
таксации»
|
|
|
1
|
|
|
Организация лесозаготовок и переработка древесины
|
|
|
10
|
|
35
|
Понятие о
главнейших технико-экономических показателях
производственных планов. Вопросы организации труда в лесном хозяйстве.
Лес как источник получения древесины,
побочных продуктов и сырья для многих
отраслейпромышленности. Рациональное, использование
лесосырьевых ресурсов в народном хозяйств. Борьба с потерями в лесном хозяйстве.
Химическая переработка древесного
сырья. Использование отходов после переработки древесины.
|
|
|
1
|
|
36
|
Организация заготовки, вывозки и переработки древесины и отходов в лесном хозяйстве. Основные станки и
механизмы, применяемые при этих
работах. Меры, обеспечивающие безопасность работы на них.
Понятие о лесном
сортименте.
|
|
|
1
|
|
37
|
Встреча
со специалистами лесного хозяйства.
|
|
|
1
|
|
38
|
Оформление
стенда «Что дает один кубо метр древесины».
|
|
|
1
|
|
39
|
Изготовление коллекции образцов
древесных пород, растущих, в лесу (длина образца 0,5 м, диаметр до 20 см с
показом текстуры — ее строения —
древесины в радиальном, тангентальном
и поперечном срезах).
|
|
|
1
|
|
40
|
Экскурсии в лес для ознакомления с технологией лесозаготовок; в деревообрабатывающие цехи для
ознакомления с технологическими
процессами и работой на деревообрабатываюших станках; в гараж — для практического ознакомления с техникой и организацией ремонтных работ.
|
|
|
1
|
|
41
|
Практическая работа «Знакомство с готовыми
видами продукции, получаемой после переработки
древесины»
|
|
|
1
|
|
42
|
Практическая работа «Знакомство с готовыми
видами продукции, получаемой после переработки
древесины»
|
|
|
1
|
|
43
|
Практическая
работа «Посещение лесничества (лесхоза). Беседы со специалистами лесного хозяйства передовиками производства»
|
|
|
1
|
|
44
|
Практическая
работа «Посещение лесничества (лесхоза). Беседы со специалистами лесного хозяйства передовиками производства»
|
|
|
1
|
|
|
Организация метеорологических и фенологических наблюдений в
природе.
|
|
|
20
|
|
45
|
Значение метеорологических
и фенологических наблюдений за
погодой и природными явлениями, фазами развития растений, поведением животных. Как, что и когда наблюди в природе? Порядок их проведения в натуре.
Оформление результатов наблюдений.
Предсказание изменения погоды по поведению животных, состоянию растений и народным приметам.
|
|
|
1
|
|
46
|
Главнейшие объекты
для фенологических наблюдений. Инструменты и приборы для метеорологических
наблюдений. Основные правила ведения наблюдений и
требования к ним.
|
|
|
1
|
|
47
|
Практическая
работа «Наблюдения в течение всего года за сезонными явлениями природы
(развитием и ростом растений, поведением насекомых, зверей и
птиц) и хозяйственной деятельностью человека).
|
|
|
1
|
|
48
|
Практическая
работа «Наблюдения в течение всего года за сезонными явлениями природы
(развитием и ростом растений, поведением насекомых, зверей и
птиц) и хозяйственной деятельностью человека).
|
|
|
1
|
|
49
|
Практическая
работа «Наблюдения в течение всего года за сезонными явлениями природы
(развитием и ростом растений, поведением насекомых, зверей и
птиц) и хозяйственной деятельностью человека).
|
|
|
1
|
|
50
|
Практическая работа «Порядок занесения
полученных данных в дневники,
календарные таблицы и журнал наблюдения»
|
|
|
1
|
|
51
|
Практическая работа «Порядок занесения
полученных данных в дневники,
календарные таблицы и журнал наблюдения»
|
|
|
1
|
|
52
|
Практическая работа «Сбор различных
природных материалов для составления учебных коллекций (следы
жизнедеятельности животных, гнезд птиц брошенных), образцов древесины,
плодов, семян, поврежденных насекомыми или зверями»
|
|
|
1
|
|
53
|
Практическая работа «Сбор различных
природных материалов для составления учебных коллекций (следы
жизнедеятельности животных, гнезд птиц брошенных), образцов древесины,
плодов, семян, поврежденных насекомыми или зверями»
|
|
|
1
|
|
54
|
Практическая работа «Сбор различных
природных материалов для составления учебных коллекций (следы
жизнедеятельности животных, гнезд птиц брошенных), образцов древесины,
плодов, семян, поврежденных насекомыми или зверями»
|
|
|
1
|
|
55
|
Викторина «Что когда бывает?» ( о сезонных
явлениях природы)
|
|
|
1
|
|
56
|
Беседы «Народные приметы и предсказание
погоды по ним» «Какая завтра погода».
|
|
|
1
|
|
57
|
Беседы «Животный и растительный мир и
погода», «Животные – синоптики».
|
|
|
1
|
|
58
|
Беседа «Растения – барометры»
|
|
|
1
|
|
59
|
Обобщение итогов наблюдения за природой и
сравнение их с соответствующим периодом прошлого года.
|
|
|
1
|
|
60
|
Обобщение итогов наблюдения за природой и
сравнение их с соответствующим периодом прошлого года.
|
|
|
1
|
|
61
|
Экскурсия в природу с целью изучения
растений, животных и явлений природы ежемесячно и по сезонам года.
|
|
|
1
|
|
62
|
Экскурсия в природу с целью изучения
растений, животных и явлений природы ежемесячно и по сезонам года.
|
|
|
1
|
|
63
|
Экскурсия в природу с целью изучения
растений, животных и явлений природы ежемесячно и по сезонам года.
|
|
|
1
|
|
|
Подготовка к конкурсу юных лесоводов.
|
|
|
4
|
|
64
|
Практическая работа «Выполнение опытов,
рекомендуемых для самостоятельной работы по заданиям специалистов лесного
хозяйства»
|
|
|
1
|
|
65
|
Практическая работа «Выполнение опытов,
рекомендуемых для самостоятельной работы по заданиям специалистов лесного
хозяйства»
|
|
|
1
|
|
66
|
Практическая работа «Выполнение опытов,
рекомендуемых для самостоятельной работы по заданиям руководителя кружка»
|
|
|
1
|
|
67
|
Практическая работа «Выполнение опытов,
рекомендуемых для самостоятельной работы по заданиям руководителя кружка»
|
|
|
1
|
|
|
Итоговая конференция
|
|
|
3
|
|
68
|
Подведение итогов работы кружка «Юный
лесовод»
|
|
|
1
|
|
69
|
Отчеты об общественно полезной работе в
лесничестве.
|
|
|
1
|
|
70
|
Отчёты о результатах опытов и
экспериментов, награждаются лучшие кружковцы.
|
|
|
1
|
|
ЛИТЕРАТУРА
Бобров
Р. В. Беседы о лесе. М., Лесная промышленность, 1979.
Воронцов
А. И., Семенкова И. Г. Лесозащита.
М., Лесная промышленность, 1975.
Зима
И. М., Малюгин Т. П. Механизация
лесохозяйствен-ных работ. М., Лесная промышленность, 1976.
Ливенцев
В. П., Атрохин В. Г. Практикум по
лесоводству. М., Лесная промышленность,
1978.
Мариковский
П. И. Юному энтомологу. М., Детская литература,
1978.
Семен
юта Ф. И. и др.
Лесная таксация и лесоустройство. М.,
Лесная промышленность, 1970.
Справочник
лесничего. М., Лесная промышленность, 1973.
X а л а т и н С. А. Я иду по лесу. М., Лесная промышленность
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.