Главная / Начальные классы / Программа кружка "Русские забавы"

Программа кружка "Русские забавы"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Собирайте наш фольклор, учитесь на нем, обрабатывайте его,- говорил А. М. Горький. - Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего».
Одна из актуальных проблем современности - воспитание детей на основе народных традиций, обычаев, нравов, на основе устного народного творчества и детского фольклора.
Особенности программы:

Предлагаемая учебная программа знакомит учащихся с русскими народными играми, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальный аспект, истоки самобытности культуры русского народа. Жанры детского фольклора удивительно точно соответствуют законам физического и интеллектуального развития ребенка, его нравственного и эстетического совершенствования. Жанры детского фольклора опекают ребенка с момента рождения, сопровождают все детство и отрочество.
В широком понимании детский фольклор включает в себя:
1).творчество взрослых для детей (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки и др.);
2) творчество взрослых, ставшее со временем детским в силу присутствия в нем игровых моментов, сказочности и фантастичности образов (жанры обрядовой поэзии, календарный фольклор, заклички, приговорки, частушки и др.);
3) собственное творчество детей (считалки, дразнилки, страшилки и др.).

Для того чтобы поддержать интерес учащихся к фольклору, я провожу занятия кружка в форме посиделок, народных праздников, веселых застолий, инсценируем русские народные сказки. В подборе материалов к занятиям участвуют сами ученики, их родители, бабушки и дедушки.

Целью программы является освоение духовных, нравственных, эстетических ценностей традиционной народной культуры.
Познавательная деятельность рождает знания; ценностно-ориентационная деятельность – ценности; художественная деятельность произведения творчества; проектная деятельность – ту идеальную действительность, которая в свою очередь дает импульс для внутренней активности и дальнейшего развития деятельности.
Задачи:
Обучающие:
1. Построить программу кружка на нравственном и эстетическом богатстве традиционной культуры.
2.Показать самобытность и неповторимое своеобразие русской народной культуры.
3.Формировать у обучающихся творческое мышление
4. Развить актерское мастерство и самостоятельность суждений при отработке ролей.
Воспитательные:
1. Воспитывать детей на основе народных традиций, обычаев, нравов, на основе устного народного творчества и детского фольклора.
2.Преодаление обучающимися «комплекса неумения» в отношении драматизации, развитие уверенности в себе, формирование адекватной самооценки.

3. Формировать аккуратность в работе и трудолюбие.
4. Развивать коммуникативные навыки, культуры общения со сверстниками.

Программа является пропедевтической. В ней предлагается предварительно познакомить детей с самобытностью и неповторимым своеобразием русской народной культуры. Она учит понимать художественный язык народного искусства. Обучающиеся овладевают актерским мастерством.

Программа направлена на формирование и развитие универсальных учебных действий:

Личностные  УУД:

  • Ø самостоятельность принятия правильных решений;

развитие  ловкости, гибкости, силы, моторики рук, воображения, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, в них познаются этические нормы и законы физики.

  • Ø формировать устойчивые знания и навыки выполнения игровых ситуаций .

Регулятивные УУД:

  • Ø Умение принимать и сохранять учебную задачу

  • Ø Выбирать действия  в соответствии с поставленной задачей;

  • Ø Адекватно воспринимать оценку учителя

  • Ø Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

 

        Познавательные  УУД:

  • знать историческое наследие русского народа и русских  народных игр;

  • Ø соблюдать традиции русских народных праздников;

  • Ø владеть культурой общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности;

  • Ø народные игры имеют огромное значение для духовно-нравственного, эстетического, семейного воспитания так, как знакомят с национальными игровыми традициями и культурой России.

            Коммуникативные  УУД:

  • Ø Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

  • Ø Задавать вопросы, адекватно использовать речь

  • Ø Уметь работать группой

  • Ø Овладение детьми способом игровой деятельности позволит им применять умения и навыки и в другие периоды жизни в зависимости от меняющихся обстоятельств. Обучение должно быть ориентировано на зону ближайшего развития, то есть на опережающее актуальное состояние способностей ребенка, но не ограничивающее развитие других способностей (содействуя развитию силы, мы в тоже время угнетающе действуем на развитие гибкости и т.д.).

Содержание программы 34 занятий в год.

Основу учебного материала составляют игры, инсценировки сказок, праздники – соревнования. 

Планируемые результаты реализации программы ориентированы на достижение первого уровня: приобретение школьниками социальных знаний о нормах поведения в совместной познавательной деятельности, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

К концу первого года обучения дети научатся:

  • Ø историю возникновения русских народных игр;

  • Ø правила проведения игр, эстафет и праздников;

  • Ø основные факторы, влияющие на здоровье человека;

  • Ø правила поведения во время игры.

 Получат возможность научиться:

  • Ø выполнять упражнения в  игровой ситуации

  • Ø проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;

  • Ø владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём;

  • Ø применять игровые навыки в жизненных ситуациях.

















Наименование разделов и тем.


всего часов


теория


практика

ДАТА


1


Знакомство с содержанием работы кружка. Правила техники безопасности.


1






2


Устное народное творчество. Скороговорки. Загадки


1





3-4

Игры – загадки.

2

1

1


5-7


Сказки


3


1


2


8-9


Песни


2


1


1


10


Небылицы. Перевертыши. Пословицы


1


1




11


Знакомство с содержанием
сказки «Царевна – Несмеяна». Распределение ролей


1


1




12-15


Работа над ролями


4




4


16


Подготовка костюмов и музыкальное оформление


1




1


17-18


Зимние игры и забавы. Праздник


2


1


1


19-22


Русские народные игры «От лапты до кулачного боя»


4


2


2


23-25


Праздник – соревнование «Русские народные забавы».


3


2


1


26-29


Русские народные песни.


4


1


3


30-34


Потешный фольклор (шутки, остроты, загадки). Частушки.


5


2


3


 Учебно – методическое и материально техническое обеспечение:

  1. Аникин В.П. К мудрости ступенька: О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке.- М., 1983.

  2. Афанасьев А. Н. Русские народные сказки.

  3. Бахтин В. С. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре. – Л., 1988.

Игры народов СССР / Сост. Л. В. Былеева, В. М. Григорьев. – М., 1985.

  1. Потешки. Считалки. Небылицы./ Сост., вступит. Ст., примеч. А. Н. Мартыновой.-М., 1989.

  2. Науменко Г. М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское музыкальное творчество. – М., 1988.

  3. Частушки / Сост., погот. Текстов, предисл. И коммент. Л. А. Астафьевой. – М., 1987.

  4. Компьютер, проигрыватель.

  5. Диски, кассеты.

Занятия по программе драматического кружка проходят еженедельно в соответствии с расписанием и планом. Занятия могут проходить в самых разных формах. Форма проведения определяется от дидактических и воспитательных задач. Это занятия в форме уроков- лекций, бесед, игр, развлечений, праздников, практических занятий, в постановке сказок и драматизации. Специфика его в том, чтобы, опираясь на конкретный материал, научить понимать народный фольклор. На «теоретических» занятиях дети узнают про традиционные народные праздники. На «практических» занятиях учатся сами воплощать смысл, играя в народную игру, исполняя хороводные, игровые, плясовые песни, мастеря игровую и обрядовую атрибутику и элементы народной одежды, утвари дома.



















«Утверждаю» директор

МБОУ «СОШ № 3»

-----------------------Жукова И.П.

№ _______ от _____________





Рабочая программа

Кружка « Русские забавы»

2 класса.







Учитель Кизлевич С.А.







2013-2014 учебный год.



Программа кружка "Русские забавы"
  • Начальные классы
Описание:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Собирайте наш фольклор, учитесь на нем, обрабатывайте его,- говорил А. М. Горький. - Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего».
Одна из актуальных проблем современности - воспитание детей на основе народных традиций, обычаев, нравов, на основе устного народного творчества и детского фольклора.
Особенности программы:

Предлагаемая учебная программа знакомит учащихся с русскими народными играми, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальный аспект, истоки самобытности культуры русского народа. Жанры детского фольклора удивительно точно соответствуют законам физического и интеллектуального развития ребенка, его нравственного и эстетического совершенствования. Жанры детского фольклора опекают ребенка с момента рождения, сопровождают все детство и отрочество.
В широком понимании детский фольклор включает в себя:
1).творчество взрослых для детей (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки и др.);
2) творчество взрослых, ставшее со временем детским в силу присутствия в нем игровых моментов, сказочности и фантастичности образов (жанры обрядовой поэзии, календарный фольклор, заклички, приговорки, частушки и др.);
3) собственное творчество детей (считалки, дразнилки, страшилки и др.).

Для того чтобы поддержать интерес учащихся к фольклору, я провожу занятия кружка в форме посиделок, народных праздников, веселых застолий, инсценируем русские народные сказки. В подборе материалов к занятиям участвуют сами ученики, их родители, бабушки и дедушки.

Целью программы является освоение духовных, нравственных, эстетических ценностей традиционной народной культуры.
Познавательная деятельность рождает знания; ценностно-ориентационная деятельность – ценности; художественная деятельность произведения творчества; проектная деятельность – ту идеальную действительность, которая в свою очередь дает импульс для внутренней активности и дальнейшего развития деятельности.
Задачи:
Обучающие:
1. Построить программу кружка на нравственном и эстетическом богатстве традиционной культуры.
2.Показать самобытность и неповторимое своеобразие русской народной культуры.
3.Формировать у обучающихся творческое мышление
4. Развить актерское мастерство и самостоятельность суждений при отработке ролей.
Воспитательные:
1. Воспитывать детей на основе народных традиций, обычаев, нравов, на основе устного народного творчества и детского фольклора.
2.Преодаление обучающимися «комплекса неумения» в отношении драматизации, развитие уверенности в себе, формирование адекватной самооценки.

3. Формировать аккуратность в работе и трудолюбие.
4. Развивать коммуникативные навыки, культуры общения со сверстниками.

Программа является пропедевтической. В ней предлагается предварительно познакомить детей с самобытностью и неповторимым своеобразием русской народной культуры. Она учит понимать художественный язык народного искусства. Обучающиеся овладевают актерским мастерством.

Программа направлена на формирование и развитие универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

  • Ø самостоятельность принятия правильных решений;

развитие ловкости, гибкости, силы, моторики рук, воображения, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, в них познаются этические нормы и законы физики.

  • Ø формировать устойчивые знания и навыки выполнения игровых ситуаций .

Регулятивные УУД:

  • Ø Умение принимать и сохранять учебную задачу
  • Ø Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • Ø Адекватно воспринимать оценку учителя
  • Ø Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД:

  • знать историческое наследие русского народа и русских народных игр;
  • Ø соблюдать традиции русских народных праздников;
  • Ø владеть культурой общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности;
  • Ø народные игры имеют огромное значение для духовно-нравственного, эстетического, семейного воспитания так, как знакомят с национальными игровыми традициями и культурой России.

Коммуникативные УУД:

  • Ø Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
  • Ø Задавать вопросы, адекватно использовать речь
  • Ø Уметь работать группой
  • Ø Овладение детьми способом игровой деятельности позволит им применять умения и навыки и в другие периоды жизни в зависимости от меняющихся обстоятельств. Обучение должно быть ориентировано на зону ближайшего развития, то есть на опережающее актуальное состояние способностей ребенка, но не ограничивающее развитие других способностей (содействуя развитию силы, мы в тоже время угнетающе действуем на развитие гибкости и т.д.).

Содержание программы 34 занятий в год.

Основу учебного материала составляют игры, инсценировки сказок, праздники – соревнования.

Планируемые результаты реализации программы ориентированы на достижение первого уровня: приобретение школьниками социальных знаний о нормах поведения в совместной познавательной деятельности, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

К концу первого года обучения дети научатся:

  • Ø историю возникновения русских народных игр;
  • Ø правила проведения игр, эстафет и праздников;
  • Ø основные факторы, влияющие на здоровье человека;
  • Ø правила поведения во время игры.

Получат возможность научиться:

  • Ø выполнять упражнения в игровой ситуации
  • Ø проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;
  • Ø владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём;
  • Ø применять игровые навыки в жизненных ситуациях.
Автор Кизлевич Светлана Александровна
Дата добавления 03.10.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 888
Номер материала MA-061002
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓