Главная / Начальные классы / Программа кружка "По островам фольклора"

Программа кружка "По островам фольклора"

Управление образования администрации Дергачевского муниципального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 р.п. Дергачи»

Рассмотрено на педсовете

Протокол №___ от _________ 20__ г.

Согласовано

Заместитель директора по ВР Т.М. Шабаева

Утверждаю

Директор школы Н.И. Маляр

Приказ №____

от ______________ 20__г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«По островам фольклора»

Направление – общекультурное.

Возраст обучающихся – 2,3,4 класс.

Срок реализации – 3года









Автор:

Кириченко Вера Викторовна,

учитель русского языка

и литературы,

высшей категории

 









р.п. Дергачи

2013 год

1. Пояснительная записка


Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.

В работе над программой мы опирались на материалы программы кандидата философских наук ТПУ О.И.Киселёвой «Живой родник», материалы школы традиционной русской культуры «Веретенце» Е.А.Краснопевцевой, «Программу курсов по народной культуре» Л.И.Мельниковой и А.Н.Зиминой и т.д.

В настоящее время в нашем учреждении появилась возможность приобщения дошкольников к русской традиционной культуре в условиях дополнительного образования, в кружковой работе.


Оригинальность программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности событий. Этот принцип, лежащий в основе всей программы даёт возможность детям в течение четырёх лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличиваются с каждым годом. Особенностью программы является её интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно – воспитательного процесса и процесса «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребёнка.

Сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие школьников а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной деятельности..

Программа имеет следующие разделы: народная песня и её режиссура, народная хореография, народные игры, народные музыкальные инструменты, народный театр, малые жанры фольклора, календарные праздники. В каждом разделе даны особенности программного содержания согласно возрасту детей, чтобы удобнее было проследить его усложнение в том, как постепенно ребёнок погружается в мир народной музыки, календарных праздников, как поэтапно накапливается фольклорный материал. Структура построения и освоения детьми программы заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному. Через посредство простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий, игровых, песенных припевов; через интонирование сказок с напевами подготовить детей к исполнению более сложных произведений. Более сложного песенного фольклорного репертуара, и как итог, закрепление пройденного материала – праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых и с участием родителей.


Актуальность программы.

В наши дни, когда большую часть жизни дети проводят вне дома, вне семьи, когда во многом ослаблены связи не только с родственниками, но даже с родителями, когда наблюдается огромный дефицит речевого общения ребёнка со взрослыми, сверстниками и самое страшное, с родителями, - наносится непоправимый урон физическому и духовному здоровью детей. Семья теряет свою былую ведущую роль. Дети не получают элементарных представлений о народной экологии, о народной культуре, страдают нравственные устои! Поэтому, в своей работе мы обратились к фольклору, как к самому действенному и яркому средству решения этих проблем.

Мудрость народной культуры способствует укреплению семьи, объединению интересов взрослых и детей. Сила воздействия произведений народного творчества позволяет сохранить здоровье ребёнка, укрепить его, подготовить к будущей жизни, к роли рачительного хозяина (хозяйки), мужа (жены), отца (матери).




2. Основная цель программы :

Формирование творческой личности ребёнка средствами русского фольклора, создание условий для воспитания нравственных качеств личности воспитанников, творческих умений и навыков, организации их досуга путем вовлечения в кружковую деятельность.


Задачи программы:


Образовательные:

- Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством,
традиционными праздниками.
- Формировать исполнительские навыки в области пения, движения.
- Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену), отца (мать).


Воспитательные:
- Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей.
- Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;

- Воспитывать в детях толерантность.


Развивающие:
- Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.
- Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
- Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления.
- Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей.
- Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав


3. Принцип построения программы.

Программа кружка строится на следующих концептуальных принципах:

Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравится.

Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.

Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.


4. Возраст детей: учащиеся 8 – 10 лет

-особенности набора детей - свободный

- число учащихся по годам обучения - 15;

- режим занятий – 1 час в неделю: общее число часов в год - 34;


Основная форма работы с детьми: тематические занятия и занятия интегрированного типа.

Методические приемы:
- наглядный, словесный, практический;
- беседы с детьми;
- наблюдение за природой;
- слушание русских народных песен, сказок;
- разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок взрослыми с привлечением родителей;
- инсценировки песен и малых фольклорных форм;
- ручной труд.


Срок реализации данной программы рассчитан на 3 года обучения. В структуру программы входит несколько разделов, которые делятся на темы.

Формы подведения итогов:
-Занятия интегрированного типа
-Развлечения
-Театрализованные представления, концерты.
-Календарные праздники
-Видео и фотоматериалы.
-Отзывы родителей, педагогов

Принцип работы программы предполагает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.



Планируемые результаты освоения программы:


Учащиеся должны знать

- виды и жанры фольклора

- чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;

- наизусть русские народные сказки

Учащиеся должны уметь

- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

- произносить скороговорку в движении и разных позах;

- произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

- читать наизусть сказки, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

- строить диалог с партнером на заданную тему;

- подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

Учащиеся 3 класса должны

*Участвовать в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами.

*Разыгрывать русские народные сказки и инсценировать русские народные песни.
*Уметь применить речевые фольклорные обороты в быту.
*Слышать и правильно интонировать в пределах октавы.
*Иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины, Кузьминки, Святки, Масленица, Пасха).
*Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы…).
*Знать название инструментов (треугольник, дудочка, гармонь, гусли, трещётки, балалайка) и различать их по звучанию.
*Уметь сочетать движения рук и ног. Выполнять хороводные движения: «Улитка», «Ручеёк», два круга в противоположные стороны, «стенка на стенку», выполнять движения в свободной пляске.
*Оказывать помощь сверстникам и взрослым.
*Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.
*Правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.
*Проявлять внимание и заботу к близким.
*Передавать полученные знания малышам.

Учащиеся 4 класса
*
Показ сценок с любым видом театра. Уметь импровизировать.
*Введение в свои выступления не только устного, но и музыкального фольклора.
*С желанием участвовать в любом виде деятельности.
*Знать традиции и обычаи Родного края, понимать смысл народных праздников, уметь рассказать об этом.
*Владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания песни.
*Петь открытым звуком с чёткой артикуляцией.
*Уметь плясать «дробью», исполнять элементы хоровода: «Капуста», «ниточка с иголочкой».
*Иметь представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструменты (рубель, пила, гребень).
*Уметь творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.
*Передавать полученный опыт малышам.


5. Уровень результатов работы по программе:

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятель­ности можно оценить по трём уровням.

Результаты первого уровня ( для учащихся 3 класса) .Приобретение школьником социальных знаний: овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия;

Результаты второго уровня (для учащихся 4 класса). Формирование ценностного отношения к социальной реальности: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня ( для учащихся 5 класса). Получение школь­ником опыта самостоятельного общественного действия: школьник может приобрести опыт общения с представителями других социаль­ных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

6. Проверка результатов освоения программы предусматривает следующие формы:

- просмотр инсценировок, подготовленных учащимися;

- участие в тематических праздничных программах в школе.

-участие в Параде кружков.


Механизм оценки реализации программы

Анкетирование

Включение педагогического наблюдения

Рефлексия

Анализ действий

Творческие достижения в конкурсах, играх, концертах

Результаты освоения программы:

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.


Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Учащийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

  • выразительному чтению;

  • различать произведения по жанру;

  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

  • сочинять этюды по сказкам;

  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)




2. Учебно-тематический план кружка в 2 классе.

Название разделов

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1

Вводное занятие

1

1


2

Знакомство с народными праздниками

8

2

6

3

Хороводные игры

6


6

4

Театральная деятельность.

10

6

4

5

Музыкальные инструменты

4

4


6

Русский костюм

2

2


7

Народные промыслы

2

2


8

Малые жанры фольклора

1

1




34

18

16

2. Учебно-тематический план кружка в 3 классе.

Название разделов

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1

Вводное занятие

1

1


2

Знакомство с народными праздниками

8

2

6

3

Хороводные игры

6


6

4

Театральная деятельность.

10

6

4

5

Музыкальные инструменты

4

4


6

Русский костюм

2

2


7

Народные промыслы

2

2


8

Малые жанры фольклора

1

1




34

18

16







2. Учебно-тематический план кружка в 4 классе.

Название разделов

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1

Вводное занятие

1

1


2

Знакомство с народными праздниками

12

3

9

3

Хороводные игры

3


3

4

Театральная деятельность.

10

6

4

5

Музыкальные инструменты

3

3


6

Русский костюм

2

2


7

Народные промыслы

2

2


8

Малые жанры фольклора

1

1




34

18

16

































Календарно-тематическое планирование

2 класс


№№

Тема занятия

Форма проведения

Кол-во часов

Перечень универсальных учебных действий, формируемых на занятии

Дата проведения

План

факт

1.





2.
3.


4.

Вводное занятие

«Репка»

«Рябинник»
«Осенние хлопоты»
«Сделал дело - гуляй смело»



Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД: понимать и применять полученную информацию при выполнении

Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность





1.

2.


3.

«Теремок»

«В гости к лесовичку»

«Сошьём Дуне сарафан»



Регулятивные УУД: планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

Познавательные УУД: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.





4.


«У бабушки Натальи» - праздник



включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность




1.


2.

3.

«В хороводе были мы»

«Кузьминки»

«Ярмарка игрушек»



осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность




4.

«При матушке добро»



пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;




1.


2.

3.


4.

«Здравствуй, зимушка-зима»
«Весёлый оркестр»
«В гости к Снегурочке»

«Новый год у ворот»



договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;





1.


2.

3.

«На пороге – коляда»

«Святки»

«Рукавичка»



включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении, проводить сравнение и анализ поведения героя;




1.

2.


3.


4.

«Чудо - балалайка»

«Красна песня ладом»

«Заяц белый, куда бегал»

«Ой, блиночки мои!»



понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;





1.


«Масленица»



включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении, проводить сравнение и анализ поведения героя;




2.


3.


4.

«Колыбельная песенка».

«Заюшкина избушка».
«Грач на горе, весна на дворе».



развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

уметь выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

планировать свои действия на отдельных этапах работы



1.




2.



3.
4.

«Поскорей подрастай, да к работе поспевай»

«Птицы, летите,
весну несите»

«Сороки»
«Пасха»



анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

проявлять инициативу и активность

работать в группе

пользоваться приёмами анализа и синтеза при наблюдении за природой



1.


2.


3.

«На зелёном, на лугу».

«Весёлые звоночки».

«В гостях у сказки»



развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; уметь выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение) пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении, проводить сравнение и анализ поведения героя





4.


«Учиться - всегда пригодится»



Обучающийся научится:

понимать и принимать учебную задачу,;

планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении , проводить сравнение и анализ поведения героя;

проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль




Календарно-тематическое планирование

3 класс


№№

Тема занятия

Форма проведения

Кол-во часов

Перечень универсальных учебных действий, формируемых на занятии

Дата проведения

План

факт

1.



2.




3.

4.

Вводное занятие «Брусничный пирог».
«Гармошечка говорушечка»
(посиделки с мамами)

«Ах, капустка моя».
«Всякому делу своя пора».



Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД: понимать и применять полученную информацию при выполнении

Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность





1.


2.


3.

4.

«Где был Иванушка?»
«Закружись наш хоровод».
«Хлеб - всему голова».
«В гости к осени»
(праздник)



Регулятивные УУД: планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

Познавательные УУД: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.




1.



2.


3.


4.

«Сказка к нам пришла»
(представление для малышей)
«Кузьминки – об осени поминки»
«Добро делать спешить надобно»
«Матушка родимая»
(развлечение с мамами)



включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;




1.


2.



3.

4.

«Здравствуй, зимушка – зима»
«Ходит сон по лавочке»
(посиделки с мамами)
«Зимняя карусель»
«Новый год у ворот»



осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

понимать и применять полученную информацию при выполнении




1.

2.


3.

«На пороге коляда»
«Святки»
(развлечение)

«Праздник валенка»



пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

понимать и применять полученную информацию при выполнении




1.

2.


3.

4.

«Веселые частушки»
«Богатыри»
(развлечение с папами)
«Смех и веселье»
«Блины русские»



договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;





1.

2.


3.

4.

«Гостьюшка годовая»
«Семья в куче – не страшна и туча»
«Василиса краса»
«Прялица»



включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении, проводить сравнение и анализ поведения героя;




1.

2.


3.

4.

«Чудеса – кудеса»
«Птицы летите – весну несите»
«Сороки»

«Пасхальное яичко»
(сказка для малышей)



понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;




1.



2.


3.

4.

«Весну привечаем – игры затеваем»
«Дорога не ешка, дорога потешка»
«Русская песня»
«Встреча у околицы»
(концерт для родителей)



включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении, проводить сравнение и анализ поведения героя; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

уметь выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

планировать свои действия на отдельных этапах работы






































































Календарно-тематическое планирование 4 класс

№№

Тема занятия

Форма проведения

Кол-во часов

Перечень универсальных учебных действий, формируемых на занятии

Дата проведения

План

факт

1.



2.



3.


4.

Вводное занятие

«Труд и наука – брат и сестра»

«Жихарка»-инсценировка для
детей средней группы
«У наших ворот всегда хоровод»

«Листопадничек»-интегрир. занятие



Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД: понимать и применять полученную информацию при выполнении

Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность






1.



2.

3.

4.


«Осенние посиделки»
развлечение

«Покров»

«Как у нашей Дуни»

«Октябрь – свадебник»



Регулятивные УУД: планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

Познавательные УУД: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.





1.




2.

3.


4.


«Сказка к нам пришла»-представление
для средней группы.

«Кузьма - Демьян»

Варежковый театр-занятие с мамами

«Матушка родимая»-развлечение с
мамами



включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;





1.


2.

3.




4.


«Зимушка – сударушка»

«Шуба да кафтан»

«Спиридон - Солнцеворот»-театр бибабо для средней группы.

«Новый год у ворот»-праздник



осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

понимать и применять полученную информацию при выполнении





1.

2.


3.


«На пороге - коляда»

«Страшные вечера»- развлечение

«Праздник валенка»



пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

понимать и применять полученную информацию при выполнении





1.


2.



3.

4.


«В гостях у домового»

«Игры молодецкие»- с папами.

«Без песен мир тесен»
«Ждём весну»



договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;






1.

2.


3.

4.


«Как на масленой неделе»

«Марья - искусница»- занятие с мамами

«Сорок птах»

«Птицы, летите, весну несите»



включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении, проводить сравнение и анализ поведения героя;





1.

2.


3.

4.


«Дуйте в дудки…»

«Красна речь поговоркою»

«Верба - вербочка»

«Пасхальный перезвон»



понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;





1.


2.


«Весну привечаем – игры затеваем»

«Приходите в гости к нам»- концерт
для детей и взрослых



включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении, проводить сравнение и анализ поведения героя; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

уметь выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

планировать свои действия на отдельных этапах работы





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА


«Детский музыкальный фольклор»


«Потешки, приговорки, заклички».

Жанровое разнообразие обращение к различным видам природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела. Их использование в повседневной жизни, раскрытие возможности детского голоса, сила голоса его звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность. Работа над точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него. Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении, умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении.

«Колыбельные песни, пестушки».

Предназначение данных произведений. Постижение народно-попевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии. Упражнять в чистом интонировании мелодий, включающих квинту (вверх), в умении удерживать интонацию на одном звуке. Добиваться протяжного напевного пения.

«Считалки, дразнилки, частушки».

Цель данного вида фольклора - использование в игровой деятельности. Развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания голосового аппарата. Учить придумывать индивидуальные варианты традиционных фольклорных образов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям детей.


«Народные песни»


«Календарные песни».

Песня как средство общения человека с природой. Объединение по тематике и сюжетам (связь со временем года, тема урожая, труда). Учить детей в пределах кварты точно передавать движение мелодии. Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах.

«Свадебные песни».

Особенности поэтического изложения и мелодии. Знакомство со звеньями свадебной игры (сватовство, смотрины, девичник, прощание с родным домом, венчание, встреча молодых в доме жениха). Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса и любви к ней. Различение выразительных средств музыки - темп, динамика, регистр. Выявление их роли в создании музыкального образа. Умение сравнивать произведения различных жанров. Учить детей высказываться об эмоционально - образном содержании песни.

«Лирическая песня».

Жанровое разнообразие (грустные и удалые; глубоко печальные и грозно -мужественные). Развивать умение детей свободно и непринужденно вести мелодическую линию, не теряя звонкости и полетности голоса. Тренировка дыхания. Учить петь, выразительно используя различные интонации, исполнительские краски. Следить за правильным, четким произношением слов. Учить контролировать слухом качество пения.


«Игровой фольклор»


«Движения, театрализованное действо».

Работа над движениями, диалогами к играм. Двигаться в соответствии с характером музыки. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ.


«Хоровод»


«Виды хороводов. Основные элементы русского хоровода».

Виды хороводов; хореографический (движение), песенный драматический (разыгрывание сюжета).

Обработка хореографических движений. Добиваться выразительной передачи танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением. Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода.


«Детские музыкальные инструменты»

«Знакомство с народными инструментами».

Классификация народных инструментов.

Народные праздники

Знакомство с календарными праздниками, обрядами. Теоретические сведения об осенних, зимних, весенних праздниках, народные обычаи и обряды. Устный фольклор: осенние, зимние, весенние заклички, считалки, пословицы, скороговорки. Праздник урожая, Покров, Святки, Новый год, Масленица, Пасха.

Русский костюм

Знакомство с национальным костюмом, традиционной одеждой

Народные промыслы

Знакомство с народными промыслами Руси, изготовление изделий, создание макетов, чертежей, эскизов.

Театральная деятельность.

Знакомство с народным театром, постановка пьес по русскому фольклору









Методическое обеспечение программы
Для проведения занятий имеется кабинет русского языка и литературы, оборудованный современной компьютерной техникой и выходом в Интернет. Кроме того, для занятий в школе есть библиотека, актовый зал с музыкальным оборудованием.
В кабинете имеется необходимая литература для подготовки и проведения занятий
Список литературы учителю:



1.БардинаП.Е Жили - были. - Томск: изд. Томского университета, - 1997г.- 222с.
2.Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным. Творчеством. – С-Пб.: Детство – пресс - 2001г.- 400с
3. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор пособие для методистов, музыкальных руководителей. - М.: Гном-Пресс - 2000г.- 88с.
4. Науменко Г.М. Фольклорный праздник изд. – М.: Линка – пресс - 2000г.- 224с.
5.НауменкоГ.М. Русское народное детское музыкальное творчество.- М. :Сов. омпозитор, - 1988г.- 190с.
6.КартушинаМ.Ю. Русские народные праздники в детском саду - М.: ТЦ Сфера - 2006г.-320с.
7. Фольклор – музыка - театр. Под редакцией С.И.Мерзляковой – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС - 1999г. – 216с.
8. Посвянская Н.П. От зимы до осени. - М.: Детская литература -1979г.-286с.



Список литературы для детей:


  1. Русские народные сказки, потешки

  2. Загадки

  3. Колыбельные песни

4. Посвянская Н.П. От зимы до осени. - М.: Детская литература -1979г.-286с.




















Программа кружка "По островам фольклора"
  • Начальные классы
Описание:

Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.
В работе над программой мы опирались на материалы программы кандидата философских наук ТПУ О.И.Киселёвой «Живой родник», материалы школы традиционной русской культуры «Веретенце» Е.А.Краснопевцевой, «Программу курсов по народной культуре» Л.И.Мельниковой и А.Н.Зиминой и т.д.
В настоящее время в нашем учреждении появилась возможность приобщения дошкольников к русской традиционной культуре в условиях дополнительного образования, в кружковой работе.

Оригинальность программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности событий. Этот принцип, лежащий в основе всей программы даёт возможность детям в течение четырёх лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличиваются с каждым годом. Особенностью программы является её интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно – воспитательного процесса и процесса «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребёнка

Автор Кириченко Вера Викторовна
Дата добавления 29.05.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 682
Номер материала MA-067103
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓