Программа
кружка
«Мир в ярких
красках».
Пояснительная
записка.
Познавать окружающий мир, видеть
в нём красоту, формировать свои эстетические потребности, развивать
художественные способности – является одним из элементов единой системы
воспитания, обучения и развития учащихся. С целью повышения эстетического
воспитания вводится кружок «Мир в ярких красках».
Цель: привитие интереса к изобразительному искусству, развитие сюжетного
рисования.
Активизация творческих способностей,
формирование художественно – эстетических потребностей, независимо от того, кем
станут ребята в дальнейшем: художниками, артистами, инженерами, космонавтами,
рабочими, экономистами, юристами, учёными или строителями является неотъемлемой
частью кружка «Мир в ярких красках».
Задачи:
а)образовательные:
- ознакомление детей с нетрадиционными
техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами
изобразительных материалов;
- овладение учащимися нетрадиционными техниками рисования;
- использования нетрадиционных техник изображения в
самостоятельной деятельности учащихся.
- овладение учащимися
элементарных основ реалистического искусства, формирование навыков рисования с
натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в
области декоративно-прикладного и народного творчества,
б) развивающие:
- развитие у детей
изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса,
творческого воображения, пространственного мышления, эстетического вкуса и
понимание прекрасного,
в) воспитательные:
- воспитание интереса и любви к
искусству,
- воспитание усидчивости,
аккуратности и терпения,
- обучение ребёнка творческому
подходу к любой работе помогут задания, содержащие в программе.
Программа
базируется на следующих концептуальных принципах:
1) единство воспитания и
образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание
практической работы с развитием способности воспринимать и понимать
произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности
и в искусстве;
2) нравственно-духовное развитие
и потребность в самовыражении личности;
3) свобода и выбор деятельности;
4) психологическая помощь в
адаптации ребёнка в коллективе;
5) взаимопонимание между
педагогом и детьми;
6) формирование контроля и
оценки собственной деятельности;
7) уважение к правам ребёнка.
Основные
направления деятельности:
Программа рассчитана на 2 года
обучения.
Реализация программы основана на
развитии детского творчества.
В процессе занятий сочетаются
групповая и индивидуальная форма работы.
Данная программа опирается на
личность ребёнка в соответствии с условиями жизни, индивидуальными склонностями
и задатками. Большое внимание и значение имеет индивидуальная форма работы, где
педагог решает проблемы индивидуального порядка, возникшие у детей в процессе
обучения.
Особое внимание в данной
программе уделяется индивидуальному подходу в общении с детьми, который создаёт
наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, склонностей
и психолого-физических особенностей обучения каждого ребёнка. Работа с
обучаемыми строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного
искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребёнка. На занятиях
дети приучаются к аккуратности.
Занятия проводятся 2 раза в
неделю по 2 часа.
При построении занятий
используется метод коллективного творчества, во время занятий дети общаются
между собой, предлагают идеи, которые позже и реализуются.
Форма проведения занятий
разнообразны: беседы, практические работы, выставки, творческие работы.
Во время работы проводятся
оздоровительные минутки: упражнения для глаз, для осанки, упражнения для кисти
рук.
В течение двух лет дети
осваивают разные техники рисования, в том числе нетрадиционные, которые
увлекают детей, развивается познавательный интерес, дети с большим энтузиазмом
их осваивают.
Развивает творческую активность
личности обучаемых частая работа с литературой дома. Работая самостоятельно с
дополнительной литературой, дети создают свою работу, а не пользуются готовым
образцом. В этой деятельности выделяются более одарённые дети. А с ребятами,
кому нужна индивидуальная помощь, ведётся индивидуальная работа.
Тематическое планирование
1 год обучения
№
|
Тема кружкового часа
|
Теория
|
Практика
|
1
|
Вводное занятие «Как стать художником? «Чем и как работают
художники».
|
1
|
1
|
2
|
Основные хроматические цвета.
|
1
|
1
|
3
|
Составные цвета. Смешивание основных красок для получения составных
(знакомство с техникой лессировки)
|
1
|
1
|
4
|
Оптическое смешение цвета в технике пуантилизма
|
1
|
1
|
5
|
Разноцветные дома (основные и составные цвета)
|
1
|
1
|
6
|
Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь.
|
1
|
1
|
7
|
Теплые цвета. Стихия- огонь. Акварель. рисование по методу
ассоциаций.
|
1
|
1
|
8
|
Холодные цвета. Стихия – вода. Акварель. Рисование по методу
ассоциаций.
|
1
|
1
|
9
|
«Монотипия пейзажная» – нетрадиционная техника рисования.
|
1
|
1
|
10
|
Приём рисования по сырому
|
1
|
3
|
11
|
Использование карандашей в рисовании цветов.
|
1
|
1
|
12
|
Художественный приём «заливка». Рисование неба.
|
1
|
1
|
13
|
Рисование по сырому. Пейзаж.
|
1
|
3
|
14
|
Многослойная живопись.
|
1
|
1
|
15
|
Кляксография обычная. Рисование природы.
|
1
|
1
|
16
|
Кляксография трубочкой.
|
1
|
1
|
17
|
Техника рисования «Свеча + акварель».
|
1
|
3
|
18
|
Натюрморт. Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства
гуаши.
|
1
|
3
|
19
|
Натюрморт из трёх предметов. Понятие «тон». Одноцветная акварель –
«гризайль». Тоновая растяжка
|
1
|
4
|
20
|
«Цветы и травы». Декоративная роспись. Ассиметричная композиция. Декоративная
переработка природной формы. Кистевая роспись, гуашь. Ограниченная цветовая
палитра. Беседа о жостовской росписи.
|
1
|
3
|
21
|
Хохломская роспись. Роспись тарелочки, разделочной доски
|
1
|
5
|
22
|
«Чудо – матрёшки» - роспись матрёшки Полхов – майданской росписью.
|
1
|
3
|
23
|
Составление коллективного панно техникой «рваная бумага».
|
1
|
3
|
24
|
«Туманный день». Интерпретация явлений природы. Свободная роспись по
ткани без резерва. Связь с живописью, композицией.
|
1
|
3
|
25
|
Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы.
|
1
|
5
|
26
|
Вводное занятие, введение в тему. Условия безопасной работы.
Знакомство с планом работы с графическими материалами и приспособлениями.
Разнохарактерные линии. Тушь, перо.
|
1
|
2
|
27
|
Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты,
зигзаг. Орнаментальная композиция. Организация плоскости.
|
1
|
3
|
28
|
«Листья и веточки». Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на
выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые,
исчезающие.
|
1
|
3
|
29
|
«Город» - цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями, штрихами.
Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения.
|
1
|
5
|
30
|
Натюрморт простыми карандашами (различие тона)
|
1
|
3
|
31
|
Поздравление. Использование шаблона и трафарета. Штрих. Выделение
главного.
|
1
|
3
|
32
|
Открытка – поздравление. Использование аппликации, орнаментики.
Шрифт. Творческая работа.
|
1
|
3
|
33
|
«Терема». Гравюра на картоне. Беседа о русской архитектуре с
использованием иллюстративного материала.
|
1
|
3
|
34
|
Иллюстрирование любимого литературного произведения.
|
1
|
3
|
35
|
Цветоведение. Несложные цветы из ткани. Оформление цветка в
композиции. Связь с флористикой, батиком.
|
1
|
3
|
36
|
«Прогулка по весеннему саду». Композиция с фигурами в движении.
Пропорция человеческой фигуры.
|
1
|
3
|
37
|
«Я – юный художник» - самостоятельный выбор техники рисования и составление
рисунка.
|
1
|
3
|
38
|
Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы в кружке.
|
|
1
|
|
38
|
90
|
Итого: 128 часов
|
Тематическое планирование
2 год обучения
№
|
Тема кружкового часа
|
Теория
|
Практика
|
1
|
Вводное занятие
|
1
|
1
|
2
|
Городецкая роспись. Роспись тарелочки, разделочной доски
|
1
|
5
|
3
|
Полиграфический дизайн (создание макета книги)
|
1
|
5
|
4
|
Графические упражнения (стилизация)
|
1
|
5
|
5
|
Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов
|
1
|
5
|
6
|
Выполнение сюжетной композиции гелиевой ручкой
|
1
|
5
|
7
|
Декоративный натюрморт (рисование гуашевыми красками)
|
1
|
5
|
8
|
Карнавальные маски
|
1
|
5
|
9
|
Роспись по стеклу
|
1
|
7
|
10
|
Батик
|
1
|
7
|
11
|
Техника инсталляция
|
1
|
5
|
12
|
Дизайн интерьера
|
1
|
7
|
13
|
Рисуем нитью. Ажурные картины
|
1
|
5
|
14
|
Ландшафтный дизайн
|
1
|
5
|
15
|
Декупаж
|
1
|
5
|
16
|
Архитектура будущего (сюжетная композиция)
|
1
|
7
|
17
|
Графический портретный рисунок
|
1
|
5
|
18
|
Сатирические образы человека (шарж, карикатура)
|
1
|
5
|
19
|
Необычные портреты из фруктов, овощей, сладостей и т.д.
|
1
|
5
|
20
|
Техника рисования пастелью, сангиной, углем
|
1
|
7
|
21
|
Рисование масляными красками (мастихином, кисточками)
|
1
|
7
|
22
|
Мозаика
|
1
|
5
|
23
|
Создание композиции в стиле абстракция
|
1
|
5
|
24
|
Тематическая картина в технике пуантилизма
|
1
|
5
|
25
|
Вырезание из бумаги
|
1
|
7
|
26
|
Рекламный дизайн
|
1
|
7
|
27
|
Искусство иллюстрации. Слово и изображение
|
1
|
7
|
28
|
Компьютерная графика
|
1
|
5
|
29
|
Мода и культура (композиция из бумажных кукол в стиле 20 –ых гг.)
|
1
|
7
|
30
|
Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы в кружке.
|
1
|
1
|
|
|
|
|
|
30
|
162
|
|
|
|
Итого: 192 ч.
|
Прогнозируемые результаты:
Закончив обучение в кружке «Мир
в ярких красках» учащиеся должны ЗНАТЬ:
- разные приёмы рисования;
- хохломскую, Городецкую и Полхов
– майданскую роспись;
- понятие «стилизация»;
- нетрадиционные техники
рисования;
- воздушную и линейную
перспективу.
- названия основных и составных
цветов;
- понимать значение терминов:
краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия,
асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;
- изобразительные основы
декоративных элементов;
- материалы и технические приёмы оформления;
- разнообразие выразительных средств: цвет,
свет, линия, композиция, ритм;
- основы графики;
- правила плоскостного изображения, развитие
силуэта и формы в пятне.
УМЕТЬ:
- работать в различной технике рисования;
- пользоваться приёмами стилизации образов и
предметов;
- самостоятельно разбираться в этапах
выполнения работы;
- творчески подходить к выполнению работы.
- пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
- пользоваться графическими материалами и
инструментами (перья, палочки);
- значение понятий: живопись, графика, пейзаж,
натюрморт, линейная и воздушная перспективы;
- различные виды декоративного творчества:
батик, флористика
- работать в определённой цветовой гамме;
- добиваться тональной и цветовой градации при
передаче объёма предметов несложной формы;
По окончании обучения учащиеся
оформляют большую выставку. Распространёнными формами подведения итогов
реализации программы является выставка изделий учащихся.
Список литературы:
1.
Гаррисон Х. Рисунок и
живопись. Материалы. Техника. Методы. М.: Эксмо, 2005
2.
Искусство. Учебно-
методическая газета для учителей МХК, Музыки и ИЗО №17.М.: Первое сентября,
2007
3.
Леонова О. Рисуем нитью.
Ажурные картинки. Спб.: Литера, 2005
4.
Мастер – класс. Рисуем
цветными карандашами. Шаг за шагом. – М.: АСТ-Астрель, 2006
5.
Селютин И.Ю. Как
нарисовать пейзаж. М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005
6.
Солодовникова О. Как
научиться рисовать животных. М.: Росмэн, 2004
7.
Стокс Х. Объемный декупаж.
Проекты для начинающих. М.: Ниола –Пресс, 2007
8.
Уотт Ф., Милборон А.,
Диккинс Д., Маккафферти Я. Большой самоучитель. Рисование. – М.: Росмэн, 2007
9.
Шахова Н.В. Художественная
аппликация и узора из бумаги. М.: Бао-Пресс, 2006
10.
Шматова О. Самоучитель по
рисованию акварелью. М.: Эксмо, 2007
Методические пособия:
1. Выставка изделий.
2. Книги и иллюстрации.
3. Этапы выполнения работы.
4. Образцы изделий.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.