Главная / ИЗО, МХК / Программа кружка "Декоративно-прикладное искусство (Батик)"

Программа кружка "Декоративно-прикладное искусство (Батик)"


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Томторская средняя общеобразовательная школа им.Н.М.Заболоцкого» Оймяконского района












Программа кружка «Декоративно-прикладное искусство (Батик)»









Автор программы: Кузьмина И.И.

Руководитель кружка «Декоративно-прикладное искусство (Батик)»











с. Томтор, 2015 г.


Программа кружка «Декоративно-прикладное искусство (Батик)»


Пояснительная записка

Данная программа предназначена на 2 года обучения для кружкового занятия детей средней (5 – 8 классы, 68 часов) и старшей (9 – 11 классы, 68 часов) групп. Программа призвана помочь учащимся, имеющим склонность к декора­тивно-прикладному искусству, реализовать свои природные задатки в одном из популяр­ных его направлений – художественной рос­писи ткани. Занятия этим видом творчества бу­дут способствовать осознанному выбору ими профессии и более успешной адаптации на со­временном рынке труда.

В программе реализован принцип практико-ориентированного подхода к отбору учебного материала. Общая ее часть содержит краткие сведения по истории народных художественных ремесел, в использовании современном деко­ративно-прикладном искусстве, в том числе и росписи ткани, национальных традиций.

Учащихся необходимо ознакомить с прин­ципами художественной композиции, основами цветоведения, особенностями тканей и спосо­бами росписи, применяемыми красителями. При разработке эскизов росписи учащиеся мо­гут использовать готовые образцы, иллюстра­ции и слайды изделий.

Наряду с технологическими сведениями не­обходимо увеличить объем художественно-конструкторской деятельности: выполнение эс­кизов, составление орнаментов.

Более глубокому усвоению содержания про­граммы, развитию творческой активности будут способствовать конкурсы и выставки творческих работ учащихся, со­здание коллекций и экспозиций изделий деко­ративно-прикладного искусства. Желательно собрать коллекцию натуральных образцов, из­делий народных мастеров и репродукций деко­ративно-прикладного искусства.

Реализации задач, поставленных в про­грамме, будет способствовать скоординиро­ванное изучение технологии и изоб­разительного искусства. Это позволит уча­щимся выполнить большее количество зари­совок творческих работ народных умельцев своего края, области, села, ближе познако­миться с видами традиционных художест­венных ремесел.

В процессе обучения школьники смогут ук­расить собственными произведениями интерь­ер учебного заведения и своего дома, создать оригинальную одежду, познакомиться с интересными про­фессиями.

При выполнении программы можно применять самые разнообразные методы обучения. При этом необходимо создать доброжелательную атмосферу, позволяющую коллективно разбирать удачи и недостатки твор­ческих работ учащихся.



Требования к уровню подготовки

учащихся за первый учебный год:

Учащиеся должны иметь представление: о видах декоративно-прикладного искусства; ис­тории развития художественной росписи тканей; свойствах тканей и красителей, их взаимодейст­вии; об орнаменте, его значении в художествен­ном оформлении одежды.

Учащиеся должны знать: правила использо­вания инструментов, приспособлений, красите­лей при росписи тканей в технике свободной росписи, «бандан»; основные приемы выполне­ния росписи ткани в технике свободной росписи, «бандан», узелкового батика.

Учащиеся должны уметь: давать определе­ния основным видам композиции; разбирать, составлять декоративные композиции, справ­ляться с приемами стилизации мотивов; поль­зоваться инструментами и приспособлениями для художественной росписи тканей; выполнять художественную роспись ткани в технике сво­бодной росписи, «бандан», узелкового батика.

Требования к уровню подготовки

учащихся за второй учебный год:


Учащиеся должны иметь представление: о видах росписи ткани, технике их выполнения, о тканях, резервирующих составах и красителях, используемых в холодном и горячем батике, их свойства; о роли батика в интерьере.

Учащиеся должны знать: необходимые инструменты, материалы и безопасные приемы труда при выполнении росписи ткани, виды и свойства тканей, используемых для росписи; технологии выполнения холодного и горячего батика.

Учащиеся должны уметь: пользоваться инструментами, приспособлениями, материалами, применяемыми в технике батика; копировать рисунки в прямом и зеркальном отображении, изменять масштаб рисунка, переводить рисунок на ткань; изготавливать изделия в технике холодного и горячего ба­тика; использовать дополнительные эффек­ты и приемы в росписи ткани; закреплять на­несенный рисунок; исправлять ошибки; оформлять изделие.











СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый учебный год, 68 часов

Введение – 2 ч

История развития ремесел, исторические корни, традиционные русские ремесла. Виды традиционных ремесел. Исторические сведения о развитии мировой и отечественной художест­венной культуры, техники и технологии и их роль в современном обществе.

Материалы и инструменты, используемые для изучаемых ремесел. Организация рабочего места, культура труда. Безопасные приемы тру­да при использовании красителей.


Виды декоративно-прикладного искусства – 4 ч

Развитие декоративно-прикладного искус­ства, его роль в организации жизни общества и формировании материально-духовной среды жизнедеятельности людей.

Особый смысл декора (украшения) в деко­ративно-прикладном искусстве. Вопросы моды, их связь с декоративным искусством. Основные виды декоративно-прикладного искусства.

Основы декоративно-прикладной композиции – 4 ч

Эмоциональное воздействие декоративной композиции. Статичная (европейская) и динамич­ная (восточная) композиции.

Понятие о ритмической (или пластической) композиции, ее тональное решение. Симмет­ричные и асимметричные композиции, их ос­новные решения в построении.

Приемы стилизации реальных форм. Эле­менты декоративного решения реально суще­ствующих форм.

Практические работы:

1. Выполнение статичной, динамичной, симметричной и асимметричной композиций.

2. Зарисовка природных мотивов с натуры и их стилизация.

3 Создание композиции с изображением пейзажа для панно или платка по природным мотивам.


Значение цвета – 2 ч

Ощущение цвета, вызываемое светом (психофизиологические законы восприятия). Естественная шкала цветовых тонов. Хрома­тические и ахроматические характеристики цвета. Цветовой круг по Гете, цветовые тела по Оствальду. Гармоничные сочетания в цвето­вых кругах.

Практические работы

1. Составление ахроматической шкалы тонов

2. Разработка и составление цветовых кру­гов по Гете, Оствальду.

3. Подбор гармоничных сочетаний с ис­пользованием кругов Гете и Оствальда.


Свойства тканей, их взаимодейст­вие с красителями – 6 ч

Свойства видов тканей: шелка, шерсти, хлопчатобумажных тканей, тканей из штапель­ных и синтетических волокон. Подбор красите­ля к ткани, их взаимодействие.

Выделение красителей по техническим свойствам: прямые, кислотные, основные и хромовые красители. Правила работы с инфор­мацией и технологической документацией.

Свободная роспись тканей – 16 ч

Художественные особенности свободной росписи тканей: построение композиции, коло­ристическое решение рисунка.

Инструменты и приспособления для сво­бодной росписи. Значение технологической и трудовой дисциплины в современном произ­водстве. Подбор тканей и красителей. Приемы выполнения свободной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора. За­крепление рисунка на ткани.

Свободная роспись ткани с применением масляных красок.

Практические работы:

1. Разработка эскизов со свободным располо­жением элементов рисунка, композиции платка.

2. Разбор вариантов композиционного ре­шения шарфа:

а) основные мотивы расположены асимме­трично по краям изделия;

б) мотивы расположены равномерно по всей плоскости шарфа.

3. Выполнение художественной росписи платка или шарфа в технике свободной рос­писи


Роспись ткани в технике «бандан» и узелкового батика – 12 ч

История появления техники «бандан». Виды техники росписи ткани данным способом («планги», складной батик).

Особенности построения композиции в узелковом батике.

Инструменты и материалы для выполнения узелкового батика.

Практические работы:

Выполнение художественной росписи в тех­нике «бандан» одного из изделий по выбору: декоративная диванная подушка, носовой пла­ток, салфетка, скатерть, майка, шарф.

Значение орнамента. Орнамент в одежде – 4 ч

Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России и якутские национальные орнаменты. Цветовые сочетания в орнаменте. Символический ор­намент. Геометрический орнамент. Расти­тельный орнамент. Каллиграфический, фантастический, пейзажный, животный, пред­метный орнаменты. Орнамент в круге, в по­лосе, в квадрате.

Основы графического моделирования из­делий, объектов проектной деятельности.

Практические работы:

1. Выполнение зарисовок орнаментов, во­шедших в сокровищницу мировой культуры.

2. Выполнение эскизов для своего изделия платка, платья и др.

Применение свободной росписи, узелкового батика и техники «бандан» в художественном оформлении одежды – 14 ч

Понятие стиля в искусстве, в одежде. Виды оформления одежды. Колористическое реше­ние будущего изделия.

Технология применения свободной роспи­си, узелкового батика и техники «бандан» для оформления одежды.

Практические работы:

1. Выполнение эскиза оформления швей­ного изделия в технике свободной росписи тка­ни, «бандан» или узелкового батика.

2. Выполнение свободной росписи или тех­ники «бандан» на одном из изделий по выбору: платок, шарф, платье, юбка и др.


Творческий проект – 4 ч

Выбор темы проекта. Разработка этапов работы над проектом. Разработка конструк­торского и технологического разделов про­ектной части. Средства и способы поиска тех­нических и технологических решений. Совре­менные энерго- и материалосберегающие и другие перспективные технологии. Изготовле­ние изделия и его оформление в технике сво­бодной росписи. Анализ результатов работы и оценка качества выполнения проекта. Защита проекта.



Второй учебный год, 68 часов

Введение – 2 ч

Народное творчество и его виды. Ремесло ручной росписи ткани. Характерные приемы и традиции русских мастеров.

Характеристика материалов и инструментов, используемых в процессе работы по декора­тивно-прикладному искусству.

Организация рабочего места и безопасного труда.

Виды художественной росписи ткани – 4 ч

Основные разновидности художественной росписи ткани. Применение художественной росписи для оформления текстильных изде­лий. Искусство набойки на Руси. Кубовая и белоземельная набойка. Ручные способы художественной росписи ткани.

Оборудование, инструменты и материалы для художественной росписи. Технологические особенности выполнения ручной росписи ткани в разных техниках.

Требования различных групп профессий, областей деятельности и рынка труда к работ­нику. Профессиональная карьера. Трудоуст­ройство, служба занятости.


Роль композиции в росписи тканей – 4 ч

Текстильный орнамент. Первооснова всех закономерностей орнаментального искусства:

относительный покой (статика) и движение (динамика)

Пропорциональные отношения площадей рисунка и фона, размеров орнаментальных мотивов и их составных частей.

Выразительность композиции, линейная характеристика орнаментальных форм. То­нальные отношения.

Зеркальное отображение и изменение раз­мера рисунка.

Практические работы:

1. Создание композиции платка с симмет­рией относительно вертикальной оси и диаго­нальной оси.

2. Создание и разработка эскизов статичной и динамичной композиций.

3. Создание орнаментальных мотивов по закону пропорциональности композиции.

Элементы цветоведения. Значение колорита в батике – 2 ч

Психологическое воздействие цвета на че­ловека. Контраст цветов. Основные понятия и определения. Символика цвета. Гармония в цвете. Определение и значение гармонии.

Практические работы:

1. Подбор гармоничных сочетаний родст­венных цветов, однотонных, родственно-кон­трастных.

2. Подбор гармоничных сочетаний контра­стных и дополнительных цветов.

3. Разбор на примерах получения ослаблен­ной светлоты и насыщенного цвета.

Материаловедение. Ткани, красители, резервирующие составы – 6 ч

Ткани из натуральных, искусственных и хи­мических волокон, их свойства. Классификация тканей. Обработка тканей, возможность их ис­пользования для художественной росписи, вза­имодействие с красителями.

Технические свойства красителей. Прямые и кислотные красители. Основные и хромовые красители. Специальные маркировки на краси­телях отечественного производства. Основные вещества для приготовления краски. Техноло­гия применения различных красителей. Осо­бенности технологии применения красок им­портного производства. Способы закрепления красителей на ткани.

Резервирующие составы. Способы нанесе­ния и удаления резервирующего состава.

Техника горячего батика – 12 ч

Особенности технологии современного го­рячего батика. Приемы выполнения горячего батика.

Построение композиции и цветовое реше­ние изделий, выполняемых в технике горячего батика.

Способы перевода рисунка на ткань.

Способы росписи ткани в технике горячего батика (простой батик, сложный батик, батик по пятну). Необходимые инструменты и приспо­собления для работы в технике горячего батика. Эффект кракле в горячем батике.

Безопасные приемы труда.

Практические работы:

1. Выполнение росписи ткани горячим бати­ком основными способами (простой батик, сложный батик, батик по пятну).

2. Выполнение эскизов с вариантами ком­позиции поздравительных открыток для вы­полнения в технике горячего батика.


Техника холодного батика – 12 ч

Основные технологические приемы в тех­нике холодного батика. Особенности композиции и цветового ре­шения для росписи ткани в технике холодного батика. Позитивный и негативный рисунок.

Инструменты и материалы для выполне­ния росписи ткани в технике холодного бати­ка. Способы нанесения и удаления резерви­рующего состава. Предупреждение и ис­правление ошибок в технике нанесения кон­туров рисунка.

Красители, применяемые в технике холод­ного батика.

Практические работы:

1. Создание эскизов композиций открыток и выполнение их в технике холодного батика.

2. Выполнение вариантов растительных мо­тивов для росписи ткани.

3. Разработка вариантов геометрических композиций для росписи шарфа.

4. Разработка вариантов композиционных схем для росписи платка, юбки, блузки, деко­ративного панно и др.:

а) симметричная относительно четырех осей симметрии;

б) асимметричная с каймой;

в) со свободным расположением мотивов

5. Разработка эскиза и выполнение росписи настенного панно.


Техника набойки – 4 ч

Возникновение набойки. Изготовление простейших штампов. Основные и вспомогательные штампы Основные материалы и инструменты для создания ткани с напечатанными узорами.

Краски для печати, специальные приспо­собления для работы.

Практические работы:

1. Разработка эскизов, выполнение компо­зиции, выбор цветового решения для изготов­ления предметов кухонного обихода.

2. Изготовление набивной скатерти, салфет­ки с помощью разных штампов.

3. Разработка оригинального оформления середины и каймы скатерти.

Возможность применения батика в оформлении интерьера – 4 ч

Батик в интерьере, его особенности. Станко­вое панно. Особенности композиции, цвета, размера для батика в интерьере. Цвет и интерь­ер.

Знакомство с профессией художника по росписи ткани.


Роспись ткани с помощью трафарета – 4 ч

Функциональное назначение текстильного изделия. Приемы и техника работы с помощью трафарета. Создание штампов, трафаретов. Подбор красителей, дополнительных приспо­соблений для росписи ткани. Разработка ком­позиции и цвета для будущего изделия.

Практическая работа:

Выполнение росписи изделия с помощью трафарета.

Творческий проект – 14 ч

Выбор темы проекта. Способы выявления потребностей общества в товарах и услугах. Предупреждение возможных негативных явле­ний хозяйственной деятельности человека. Разработка этапов работы над проектом. Изго­товление декоративного изделия с применени­ем техники холодного или горячего батика Ана­лиз результатов работы и оценка качества вы­полнения проекта. Защита проекта.



Тематический план


Название темы


Количество часов

Дата

Первый учебный год





Введение


2



Виды декоративно-прикладного искусства


4



Основы декоративно-прикладной композиции


4



Значение цвета


2



Свойства тканей, их взаимодействие с красителями

6



Свободная роспись тканей


16



Роспись ткани в технике «бандан» и узелкового батика


12




Значение орнамента. Орнамент в одежде


4



Применение свободной росписи, узелкового батика и техники – «бандан» в художественном оформлении одежды

14



Творческий проект


4



Всего

68


Второй учебный год




Введение


2



Виды художественной росписи тканей


4



Роль композиции в росписи тканей


4



Элементы цветоведения. Значение колорита в батике

2



Материаловедение Ткани, красители, резервирующие составы


6



Техника горячего батика


12



Техника холодного батика


12



Техника набойки


4



Возможность применения батика в оформлении интерьера


4



Роспись ткани с помощью трафарета


4


Творческий проект


14


Всего:


68


Итого:

136





Программа кружка "Декоративно-прикладное искусство (Батик)"
  • ИЗО, МХК
Описание:

Программа кружка «Декоративно-прикладное искусство (Батик)»

Программа призвана помочь учащимся, имеющим склонность к декора­тивно-прикладному искусству, реализовать свои природные задатки в одном из популяр­ных его направлений – художественной рос­писи ткани. Занятия этим видом творчества бу­дут способствовать осознанному выбору ими профессии и более успешной адаптации на со­временном рынке труда. В программе реализован принцип практико-ориентированного подхода к отбору учебного материала. Общая ее часть содержит краткие сведения по истории народных художественных ремесел, в использовании современном деко­ративно-прикладном искусстве, в том числе и росписи ткани, национальных традиций.

Требования к уровню подготовки

учащихся за первый учебный год:

Учащиеся должны иметь представление: о видах декоративно-прикладного искусства; ис­тории развития художественной росписи тканей; свойствах тканей и красителей, их взаимодейст­вии; об орнаменте, его значении в художествен­ном оформлении одежды.

Учащиеся должны знать: правила использо­вания инструментов, приспособлений, красите­лей при росписи тканей в технике свободной росписи, «бандан»; основные приемы выполне­ния росписи ткани в технике свободной росписи, «бандан», узелкового батика.

Учащиеся должны уметь: давать определе­ния основным видам композиции; разбирать, составлять декоративные композиции, справ­ляться с приемами стилизации мотивов; поль­зоваться инструментами и приспособлениями для художественной росписи тканей; выполнять художественную роспись ткани в технике сво­бодной росписи, «бандан», узелкового батика.

Требования к уровню подготовки

учащихся за второй учебный год:

Учащиеся должны иметь представление: о видах росписи ткани, технике их выполнения, о тканях, резервирующих составах и красителях, используемых в холодном и горячем батике, их свойства; о роли батика в интерьере.

Учащиеся должны знать: необходимые инструменты, материалы и безопасные приемы труда при выполнении росписи ткани, виды и свойства тканей, используемых для росписи; технологии выполнения холодного и горячего батика.

Учащиеся должны уметь: пользоваться инструментами, приспособлениями, материалами, применяемыми в технике батика; копировать рисунки в прямом и зеркальном отображении, изменять масштаб рисунка, переводить рисунок на ткань; изготавливать изделия в технике холодного и горячего ба­тика; использовать дополнительные эффек­ты и приемы в росписи ткани; закреплять на­несенный рисунок; исправлять ошибки; оформлять изделие.

Автор Кузьмина Инга Ивановна
Дата добавления 13.10.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел Планирования
Просмотров 1398
Номер материала MA-061241
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы