Главная / Русский язык и литература / программа интегрированного курса по литературе

программа интегрированного курса по литературе










hello_html_m4fb1477b.gif










hello_html_m405f5538.gif













Егорова Алена Владимировна-

учитель русского языка и литературы

МОУ « Томторская средняя

общеобразовательная школа»

Оймяконского улуса РС(Я)













Пояснительная записка

Интегрированный курс « Итальянская литература. Эпоха Возрождения» разработан на основе интеграции предметов русской литературы, истории, музыки, изобразительного

искусства и рассчитан на учащихся 9 классов.

Цели курса:

Формирование осознанного отношения к ценностям материальной и духовной культуры.

Образовательные:

  • приобщить учащихся к духовным ценностям эпохи Возрождения,

  • сформировать у учащихся целостные представления о ценностях

художественной культуры итальянского Возрождения, о развитии мировой

культуры,

  • сформировать культурологическую компетенцию, побуждать к ответному творчеству.

Развивающие:

  • развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, самостоятельность;

Воспитательные:

  • воспитание уважения к истории, культуре, традициям других народов;

  • формирование восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами.

Исторический компонент связан с общим знакомством учащихся с особенностями исторического развития Италии в эпоху Возрождения. Литературный компонент программы курса предполагает знакомство с литературой эпохи Возрождения и с произведением итальянского поэта Данте Алигьери.

Компонент изобразительного искусства углубляет знания о жанрах и видах изобразительного искусства, архитектуре Высокого Возрождения. Компонент уроков музыки дает представление о музыкальном искусстве итальянского Возрождения.

Данный курс представляет собой продолжение той системы работы, которая проводится на базовых уроках, то есть происходит расширение и углубление теоретических понятий, закрепление умений и навыков, полученных на уроках истории, литературы, изобразительного искусства.

Общими для интегрированного курса можно считать следующие задачи:

  • научить детей видеть единство в историческом и культурном развитии Италии в эпоху Возрождения;

  • стимулировать интерес к изучению эпохи Возрождения;

  • создать мотивацию к ответному творчеству для выражения собственных мыслей и чувств;

  • на основе знакомства с итальянским искусством эпохи Возрождения способствовать сознательному освоению художественно-образных закономерностей, воспитанию понятийного мышления, художественно-творческой активности школьников.

В результате изучения данного курса учащиеся должны знать и понимать:

  • особенности исторического развития стран Европы и России в эпоху Возрождения;

  • знать содержание изученных литературных произведений в их историческом контексте;

  • знать историю античной литературы;

Кроме того, учащиеся должны уметь:

  • выделять причинно-следственные связи, сопоставлять изученные исторические объекты и явления по определённым критериям, проводить информационно-смысловой анализ текста;

  • воспринимать художественное произведение, определять его тематику, давать нравственно-эстетическую оценку, исполнять;

Данный курс предполагает разнообразие видов деятельности учащихся: от восприятия материала, опорных конспектов до анализа художественного текста, создания разнообразных творческих работ.

Форма занятий классно-урочная с использованием коллективной, групповой, индивидуальной деятельности учащихся. Контроль деятельности учащихся проводится по итогам их творческой работы.

































Содержание программы


Тема 1.

Итальянское Возрождение. Трудный путь гуманизма. (2 ч.)

(интегрированный урок)

Цель уроков:

  • обогащение знаний об эпохе Возрождения, художественной культуре итальянского Возрождения;

  • показать связь итальянского Возрождения с античностью; изменения, произошедшие в духовной жизни итальянцев.


ЛИТЕРАТУРА.

Литература эпохи Возрождения. Итальянское Возрождение. Трудный путь гуманизма. Лирика Петрарки, Боккаччо « Декамерон».

ИСТОРИЯ.

Эпоха Возрождения. « Ренессанс». Рассвет торговли и промышленности.

МХК.

Живопись и архитектура.

Стиль « барокко». Фреска.

Ценности художественной культуры. Гуманистический реализм. Отличие светского искусства от храмового.

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Римская поэзия и ораторское искусство. Писатели Древнего Рима.

Тема 2.

Искусство итальянского Возрождения. (2 ч.)

(интегрированный урок)

Цель уроков:

  • Дать представление о трех периодах итальянского Возрождения: Проторенессанс,

Раннее Возрождение, Высокое Возрождение; «Титанах Возрождения»;

  • Дать представление о музыкальном искусстве итальянского Возрождения.


МХК (межпредметная связь).

Музыка

Музыкальное искусство. Музыкальные жанры: качча, ars nova- баллата, мадригал.

Живопись

Новые идеалы и ценности в художественной культуре: мир человека. Высокое Возрождение. «Титаны Возрождения»: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти…

Архитектура.

Ренессансная архитектура. Филиппо Брунеллески, Леона Батиста Альберти, Донателло.


Тема 3.

Последний поэт Средневековья и первый поэт Возрождения.

Данте Алигьери. (2 ч.)

(интегрированный урок)

Цель уроков:

  • Знакомство с итальянским поэтом Данте Алигьери;

  • Обогатить знания о борьбе в Италии - восстание рабочих и мелких ремесленников во Флоренции;

  • Влияние буржуазии на итальянскую культуру;

  • Дать представление о гуманистической драматургии.



История.

История Италии 16-17 вв. Раскол в правящих кругах Флоренции (восстание рабочих и мелких ремесленников во Флоренции)


Литература.

Влияние буржуазии на итальянскую культуру.

Гуманистическая драматургия.

Данте Алигьери - величайший деятель искусства эпохи Возрождения.

ИЗО

Термин « личность». Облик и характер людей эпохи Возрождения.


Тема 4.

« Божественная комедия»- путь восхождения личности. (2 ч.)

(интегрированный урок)

Цель уроков:

  • способствовать развитию умения проникать в подтекст поэмы, видеть в нем выражение авторской концепции «загробного мира»;

  • развить умение обнаруживать понимание связи изученной поэмы с временем написания;

  • совершенствовать умение анализировать художественный текст , выявлять изобразительно-выразительные средства


Литература.

Александр Блок «Равенна».


Русский язык.

Язык произведения (словарная работа, художественный анализ произведения).

Тональность поэмы. Поэтические сравнения.

Искусство.

Соната-фантазия Ференца Листа «По прочтении Данте» и увертюра-фантазия П.И.Чайковского « Франческа да Римини».

Зарубежная литература.

Путешествие по трем сферам загробного мира. Персонаж, прототип.


Тема 5.

Возрождение в восприятии современных школьников. (2 ч.)

(интегрированный урок)


История

Парадоксы и противоречия Возрождения.

Литература

Данте Алигьери в современной литературе.

Развитие речи.

Воображаемое путешествие по городам Италии. Эссе « Галерея образов эпохи Возрождения» или « Насколько актуальны образы эпохи Возрождения сейчас, причем как в литературе, так и в жизни».




Литература


1. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. Учеб. Для 10 кл.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.

2. Гнедич П.П. Всемирная история искусств.М., 1996.

3. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Музыка. Театр. Кино/ Глав. Ред. В.А.Володин.-М.: Аванта+, 2003.

4. Энциклопедия для детей. Т.7.Искусство.Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство 17-20 вв.\ Глав. Ред. М.Д. Аксенова.-М.: Аванта+, 2003.

5. В мире литературы. 9 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений\ Авт.-сост.А Г. Кутузов, А.К.Киселев и др.; Под ред. А.Г. Кутузова.- 6-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2004.

6. История зарубежного театра. Театр Западной Европы. Учебник для культ.-просвет. и театр. Учебн. заведений, ч. 1. Под общ. Ред. Проф. Г.Н. Бояджиева. М., « Просвещение», 1971.

7. Маранцман В.Г. Литература: Учеб. Пособие для 9 кл. сред.шк.- М.: просвещение, 1992.



6


программа интегрированного курса по литературе
  • Русский язык и литература
Описание:

Межпредметные связи- важнейший принцип обучения в современной школе. Такая связь считается высшим уровнем обучения.

Самая эффективная в настоящее время форма реализации межпредметных связей- интегрированные уроки. Специфика таких уроков состоит в том, что они проводятся совместно учителями двух или нескольких смежных предметов. Интегрированным урокам присущи значительные возможности. Именно здесь учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, формируется умение переноса знаний из одной отрасли в другую. Именно на таких уроках в больше мере происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной.

Предлагаю вам программу интегрированного курса "Эпоха Возрождения" с соблюдением и основных требований к современному уроку: индивидуализация, дифференциация, расширение ИКТ компетенций.

Автор Егорова Алена Владимировна
Дата добавления 10.05.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 455
Номер материала 59122
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓