Пояснительная записка
Актуальность
курса
Элективный
курс «Практическая информатика» предназначен для изучения возможностей среды Macromedia
Flash. Данный курс не изучается в рамках базового школьного курса
«Информатика и ИКТ».
В
настоящее время все больше и больше Интернет-ресурсов используют Flash-технологии. Такие сайты отличаются от обычных сайтов своей
привлекательной графикой, анимацией и интерактивностью. Flash-игры на сегодняшний очень популярны в Интернет, так как они имеют
небольшой размер, легко загружаются, не требуют инсталляций. Так же во Flash создают презентации, которые намного эффективнее и зрелищней PowerPoint-презентаций. Именно данные обстоятельства делают актуальным обучение
Flash-технологиям.
Целесообразность и востребованность данного курса
определяется быстрым внедрением информационных технологий в повседневную жизнь.
Умения и навыки по созданию графики и анимации необходимы и востребованы в
информационном обществе.
Цель курса: создать условия для
развития творческих способностей и познавательной активности учащихся в области
ИКТ, и способствовать формированию у них компетентности в области Flash-технологий.
Задачи курса:
-
сформировать у учащихся знания о возможностях Flash-технологий, основные умения и навыки работы в данной среде.
-
сформировать у учащихся навыки и умения проектной
деятельности.
-
повысить информационную культуру и мировоззрение учащихся.
-
повысить у учащихся познавательный интерес и
творческие способности в области ИКТ.
Описание места учебного курса в учебном
плане
На реализацию рабочей программы элективного курса «Практическая
информатика» в 10 классе отводится 17 учебных недель, по 2 часа в неделю.
Вид элективного курса:
предметно-ориентированный.
Формы
организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части
урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока
планируется компьютерный практикум в форме практических работ или
компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований
СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических
приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на
получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для
учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено
более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего
подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и
коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную
деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение
нескольких недель.
Формы,
методы и средства, используемые при изучении курса
При изучении данного элективного курса используются следующие формы,
методы и средства:
Формы обучения:
Основной тип занятий - практикум (на каждом
занятии используется персональный компьютер и программная среда Macromedia
Flash).
Единица учебного процесса - урок (на каждом
уроке ставится задача, при объяснении нового материала используются
презентации, учебники, интерактивные средства).
Методы обучения:
·
объяснительно-иллюстративный;
·
самостоятельная работа;
·
практическая работа
·
упражнение;
·
демонстрация;
·
тестирование.
Средства обучения:
·
персональный компьютер;
·
мультимедийный проектор;
·
раздаточный материал;
·
электронные учебники;
·
среда Macromedia Flash.
Предполагаемые результаты:
Решение поставленных задач даст следующие
результаты:
№
|
Задачи
|
Результаты
|
1
|
Сформировать
у учащихся знания о возможностях Flash-технологий,
основные умения и навыки работы в данной среде
|
Учащиеся
будут:
·
знать:
- преимущества и недостатки растровой и векторной
графики;
- основные технологии создания, редактирования,
оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с
помощью современных программных средств векторного редактора Macromedia Flash;
·
уметь:
- строить и сохранять изображения;
- создавать анимационные картинки;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств
редактора Macromedia Flash.
|
2
|
Сформировать у
учащихся навыки и умения проектной деятельности
|
Учащиеся
научаться создавать Flash-проекты и оформлять их: результатом этого будут
их собственные проекты, созданные в Macromedia Flash
|
3
|
Повысить
информационную культуру и мировоззрение учащихся
|
Учащиеся
получат новые знания и умения в области ИКТ, выходящие за рамки школьного
курса Информатика и ИКТ, что позволит им стать более ИКТ-компетентными.
|
4
|
Повысить
у учащихся познавательный интерес и творческие способности в области ИКТ
|
У
учащихся повысится интерес к самостоятельному изучению новых компьютерных программ,
возможностей современной цифровой техники, развития Интернет-ресурсов, что
повлияет на их увлечения в области ИКТ и последующий выбор своей будущей
профессии, связанной с ИКТ.
|
По окончанию курса каждый ученик создает индивидуальный Flash-проект.
Основные модули курса:
№
|
Название модуля
|
Обоснование
|
I
|
Графика
|
Необходимы
начальные сведения и основные навыки работы по созданию графических
изображений
|
II
|
Работа с объектами
|
Любое графическое
изображение может состоять из отдельных объектов, которые можно изменять,
трансформировать определенным образом
|
III
|
Работа с изображениями.
|
Любое изображение
можно импортировать и экспортировать. В одном проекте возможно использование
нескольких изображений, которые хранятся в библиотеке.
|
IV
|
Работа со слоями, кадрами
и символами.
|
Слои, символы и
кадры дают новые возможности и удобства при создании графических изображений
и презентаций
|
V
|
Анимация.
|
Анимация позволяет
«оживлять» графику, что дает возможность создания фильмов
|
VI
|
Основы работы с
языком программирования Action Script
|
Программирование
позволяет управлять созданными объектами и изображениями, что дает
возможность использовать интерактивность в приложениях
|
VII
|
Создание
собственного проекта
|
Результатом всей
работы - закрепление пройденного и применение умений и навыков - должна быть
работа над собственным проектом.
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п.
|
Наименование модуля и темы
|
Всего
часов
|
В том
числе
|
Семи-нары
|
Практ.
|
|
I. Графика.
|
5
|
2
|
3
|
1
|
Растровая и векторная
графика. Обзор и сравнение графических программ.
|
1
|
1
|
|
2
|
Знакомство с Macromedia Flash, интерфейс
программы.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
3
|
Панель инструментов рисования Macromedia
Flash: линия, карандаш, кисть, окружность, прямоугольник.
|
3
|
0,5
|
2,5
|
|
II. Работа с объектами.
|
5
|
2
|
3
|
4
|
Выделение и свободная трансформация объектов
|
1
|
0,5
|
0,5
|
5
|
Модификация объектов с помощью панелей Info
и Transform.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
6
|
Использование сеток и направляющих,
настройки рисования
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
III. Работа с изображениями.
|
2
|
1
|
1
|
7
|
Импорт и экспорт изображений
|
1
|
0,5
|
0,5
|
8
|
Работа с библиотекой ихображений
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
IV. Работа со слоями, кадрами и
сомволами.
|
5
|
2
|
3
|
9
|
Временная шкала и ее основные элементы.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
10
|
Слои и кадры.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
11
|
Размещение, редактирование символов.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
12
|
Распределение по слоям и создание ключевых
кадров.
|
2
|
0,5
|
1,5
|
|
V. Анимация.
|
5
|
2
|
3
|
13
|
Основы создания анимации. Мультипликационное
кино. Компьютерная анимация.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
14
|
Покадровая анимация.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
15
|
Motion-анимация.
Движение по пути. Слой Guide (направляющий).
Shape-анимация.
|
3
|
1
|
2
|
|
VI. Основы языка программирования Action
Script
|
3
|
1
|
2
|
16
|
Работа с кнопками: скрипты для управления
переходов.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
17
|
Создание небольших тестов: скрипты
управления.
|
2
|
0,5
|
1,5
|
|
VII. Создание собственного проекта
|
10
|
1
|
9
|
18
|
Выбор темы проекта.
Обсуждение содержания.
Разработка плана работы.
|
1
|
1
|
|
19
|
Самостоятельная работа
над проектом.
|
9
|
|
9
|
Содержание тем учебного курса
Модуль I: Графика
Содержание модуля: изучению основ Macromedia
Flash и отработке навыков рисования, теории растровой и векторной
графиках, графических программах, работающих с этими видами графики, знакомство
с интерфейсом Macromedia Flash - раздел панели рисования
(инструменты рисования и их свойства), градиентное заполнение, преобразование
заливки, работа с текстом.
Основные понятия: растровая и векторная
графика, интерфейс, инструменты и палитра графического редактора.
Задачи
модуля:
1. научить основам программы Macromedia Flash;
2. научить работать с графикой и текстом в программе Macromedia
Flash.
Учащиеся
должны:
·
уметь: работать с
интерфейсом программы; работать с объектами, преобразовывать их; пользоваться
всеми инструментами.
·
знать: назначение
панелей программы; как работать с графикой; как создавать рисунки и закрашивать
их; как работать с текстом.
·
понимать: принципы
работы программы и назначение панели инструментов.
Практическая работа: «Открытка».
Модуль II: Работа с объектами
Содержание модуля: работа с инструментами
произвольного преобразования фигур Free Transform, работа
с инструментами линеек, использование сеток и направляющих, изучение и
использование настроек рисования.
Основные понятия: объект, трансформация, виды
трансформации, линейка, сетка.
Задачи модуля:
1. научить выделять и
преобразовывать объекты проекта;
2. научить использовать линейки,
сетки и направляющие, и пользовать настройками рисования.
Учащиеся
должны:
·
уметь: работать с
объектами, преобразовывать их; пользоваться всеми инструментами программы.
·
знать: настройки
рисования, как выделять и преобразовывать объекты, комбинировать их,
пользоваться инструментом Free Transform.
·
понимать: принципы
работы программы и назначение инструментов.
Практическая работа: «Трансформация объектов».
Модуль III: Работа с изображениями
Содержание модуля: типы файлов статических
изображений, работа с библиотекой изображений, трассировка растровых
изображений.
Основные понятия: типы графических файлов,
импорт, экспорт, библиотека, трассировка.
Задачи модуля:
1. научить импортировать и
экспортировать файлы;
2. научить работать с библиотекой.
Учащиеся
должны:
·
уметь: импортировать и
экспортировать различные изображения, производить трассировку растровых
изображений.
·
знать: типы статических
файлов, которые можно импортировать, как импортировать статические изображения
во Flash.
·
понимать: назначение
импорта и экспорта.
Практическая работа: «Импорт и экспорт
изображений».
Модуль IV: Работа со слоями, кадрами и символами
Содержание модуля: отработка и использование
слоев, создание эффекта тени, создание, размещение и редактирование символов,
распределение по слоям и создание ключевых кадров.
Основные понятия: слой, кадр, символ, ключевой
кадр.
Задачи модуля:
1. научить пользоваться слоями и
ключевыми кадрами;
2. научить работать с символами.
Учащиеся
должны:
·
уметь: распределять по
слоям и блокировать слои, работать с графикой, символами и кадрами;
·
знать: определение
символа, слоя и кадра;
·
понимать: назначение
слоев, символов и кадров.
Практическая работа: «Многослойный рисунок».
Модуль V: Анимация
Содержание модуля изучение
основ анимации: временная шкала и ее основные элементы; работа с графическими
символами и библиотекой; заполнение кадров движением; направляющие слои.
Основные понятия: анимация, покадровая
анимация, Motion-анимация, слой Guide (направляющий), Shape-анимация.
Задачи модуля:
1. научить работать с временной
шкалой;
2. научить создавать простейшие
анимации.
Учащиеся
должны:
·
уметь: работать с
графикой, создавать движение в кадрах, в том числе по направляющим;
·
знать: как создавать
простейшие анимации с изменением формы;
·
понимать: принципы создания
анимации.
Практическая работа «Создание покадровой
анимации»;
Практическая работа «Движение по заданной
траектории»;
Практическая работа «Морфинг (трансформация)».
Модуль VI: Основы
языка программирования action script
Содержание модуля изучение
языка программирования Action Script, используемого во Flash-приложениях: создание простых тестов и программирование кнопок.
Основные понятия: скрипт,
основные управляющие скрипты, интерактивность.
Задачи модуля:
1. научить программировать кнопки;
2. научить создавать простейшие
тесты.
Учащиеся
должны:
·
уметь: применять язык
программирования Action Script на практике;
·
знать: определение
события, а также назначение скриптов;
·
понимать: язык
программирования Action Script и принцип действия
скриптов.
Тестирование.
Модуль VII: Разработка собственного проекта
Содержание модуля: разработка плана работы над
проектом, самостоятельная работа над проектом.
Основные понятия: проект, план проекта.
Задача модуля:
1. создать каждым учеником собственное Flash-приложение.
Учащиеся
должны:
·
уметь: применить
полученные знания и навыки при создании собственного Flash-приложения,
разрабатывать план проекта;
·
знать: понятие проекта,
его плана;
·
понимать: назначение
проекта.
Практическая работа: «Мой
проект».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
|
Наименование
модуля и темы
|
Всего
часов
|
Применение
ЭОР и ДОТ
|
|
I. Графика
|
5
|
|
1
|
Растровая и векторная
графика. Обзор и сравнение графических программ.
|
1
|
Презентация
|
2
|
Знакомство с Macromedia Flash, интерфейс
программы.
|
1
|
Презентация,
видеоматериалы
|
3
|
Панель инструментов рисования Macromedia
Flash: линия, карандаш, кисть, окружность, прямоугольник.
|
3
|
Презентация,
видеоматериалы
|
|
II. Работа с объектами
|
5
|
|
4
|
Выделение и свободная трансформация объектов
|
1
|
Презентация
|
5
|
Модификация объектов с помощью панелей Info
и Transform.
|
2
|
|
6
|
Использование сеток и направляющих,
настройки рисования
|
2
|
|
|
III. Работа с изображениями
|
2
|
|
7
|
Импорт и экспорт изображений
|
1
|
Презентация
|
8
|
Работа с библиотекой изображений
|
1
|
|
|
IV. Работа со слоями, кадрами и символами
|
5
|
|
9
|
Временная шкала и ее основные элементы.
|
1
|
Презентация
|
10
|
Слои и кадры.
|
1
|
|
11
|
Размещение, редактирование символов.
|
1
|
|
12
|
Распределение по слоям и создание ключевых
кадров.
|
2
|
|
|
V. Анимация
|
5
|
|
13
|
Основы создания анимации. Мультипликационное
кино. Компьютерная анимация.
|
1
|
Презентация,
видеоматериалы
|
14
|
Покадровая анимация.
|
1
|
|
15
|
Motion-анимация.
Движение по пути. Слой Guide (направляющий).
Shape-анимация.
|
3
|
|
|
VI. Основы языка программирования Action
Script
|
3
|
|
16
|
Работа с кнопками: скрипты для управления
переходов.
|
1
|
Презентация
|
17
|
Создание небольших тестов: скрипты
управления.
|
2
|
|
|
VII. Создание собственного проекта
|
9
|
|
18
|
Самостоятельная работа
над проектом.
|
9
|
Интернет-ресурсы
|
Список литературы
-
Д.М.Блинов. Электронный учебник. «Macromedia Flash.
Практический курс для начинающих». 2012.
-
М. Н. Капранова. Информатика. Macromedia Flash MX.
Компьютерная графика и анимация - Издательство: Солон-Пресс . 2010 г.
-
Е. Т. Вовк. Информатика. Уроки по Flash, Издательство:
КУДИЦ-Пресс, 2010 г.
-
Поляков К.Ю.. Уроки по Adobe Flash CS3.
Электронное учебное пособие, 2009.
-
Кирьянов Д., Кирьянова Е..
Adobe Flash CS3 - это просто! Создаем Web-анимацию – СПб: БХВ, 2009.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.