Главная / Математика / Программа элективного курса "Математика и искусство".

Программа элективного курса "Математика и искусство".

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каменногорский центр образования»


















Программа элективного курса

«Математика и искусство»

9 класс

(8 часов)








Разработала: Данилова

Ольга Александровна,

учитель математики

















2015 г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Элективный курс «Математика и искусство» предназначен для обучающихся в 9 классах, рассчитан на 8 часов.

Главные цели курса: развить познавательный интерес к предмету и сориентировать на правильный выбор профиля при обучении в 10 классе.

Главные задачи: показать взаимодействие математики с музыкой, архитектурой, живописью и литературой; способствовать эстетическому воспитанию школьника, развитию его творческих способностей, а4тивной фантазии; доказать, что красота математики среди наук недосягаема, что она является одним из главных связующих звеньев науки и искусства; расширить кругозор и активный интерес к предмету.

Формы занятий: лекции, собеседования, практические работы, игра.

Формы контроля: сообщения и доклады учащихся, творческие работы.


II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Кол. час.

Тема

Виды деятельности

Виды контроля

1

1

Введение. Математика: прекрасное в науке

Лекция


2

1

Симметрия, пропорция, гармония – слагаемые прекрасного

Лекция, собеседование

Творческая работа, презентация.

3

1

Математика и музыка

Лекция, прослушивание музыкальных произведений

Сообщения учащихся

4

1

Математика и архитектура. Тайны золотого сечения

Лекция. Демонстрация репродукций древних памятников архитектуры

Практическая работа

5

1

Математика и архитектура. Пропорции от Парфенона до Нотр-Дама.

Лекция. Демонстрация репродукций

Учащиеся проводят экскурсию по древнему Риму (по репродукциям)

6

1

Математика и живопись

Лекция, собеседование. Демонстрация картин известных художников.

Творческая работа, презентация

7

1

Математика и литература

Собеседование, анализ0 произведений А.С. Пушкина

Доклады учащихся

8

1

Итоговое занятие

Игра «Кто хочет стать математиком?»



III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Тема 1. Математика – прекрасное в науке.

Математика – особый язык науки. Смысл и значение красоты в точных науках. Творчество математика в такой же степени есть создание прекрасного, как творчество живописца или поэта.

Тема 2. Симметрия, пропорция, гармония – слагаемое прекрасного.

Раскрытие понятий симметрии, пропорции, гармонии. Важная роль этих понятий познания пространственно-временной структуры окружающего мира. Создание учащимися рисунков помощью зеркальной, поворотной и ориентальной симметрий.

Тема 3. Математика и искусство.

Музыкальная сторона пифагорейского учения о числе. Анализ музыкальных интервалов на примере песен И.О. Дунаевского «Песня о Родине», «Марсельезы». Математический скелет музыкальной гаммы (сообщения учащихся).

Тема 4. Тайны золотого сечения.

Понятия о золотой пропорции. Звездчатый пятиугольник (пентаграмма). Воплощение идеи универсальной гармонии золотого сечения в архитектуре. Пропорции храма Василия Блаженного. Практическая работа: точное деление окружности на пять равных частей, построение последовательности звездчатых пятиугольников.

Тема 5. Пропорции от Парфенона до Нотр-Дама.

Образцы совершенной гармонии архитектуры, пропорции древнейших и средневековых памятников архитектуры. Учащиеся по репродукциям проводят экскурсию по древнему Риму.

Тема 6. Математика и живопись.

Живопись и основные математические проблемы изобразительного искусства. Математика цвета. Математическое построение рисунков. Перспектива – геометрии живописи. По репродукциям картин учащиеся рассматривают принципиальные возможности изображения пространства на плоскости.

Тема 7. Математика и литература.

Математический анализ произведений А.С. Пушкина.

Детектив, как математическая задача, развивающая математическое мышление. Доклады учащихся на тему: «Математика и литература».

Тема 8. Итоговое обобщающее занятие в форме игры «Кто хочет стать математиком?»

В форме игры школьники ответят на вопросы по данному курсу, а также на вопрос, что дал курс «Математика и искусство» каждому из них.


IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. А.В. Волошинов «Математика и искусство», Москва, «Просвещение» 1992 год.

  2. Журнал «Математика в школе», 2001 год 3 статьи: Шатуновский Я. «Математика как изящное искусство и её роль в общем образовании»; Савина О.А. «Эстетический потенциал истории математики»; Чепракова Е.И., Липкина Т.А. «Присутствие красоты»

  3. И.И. Глейзер «История математики в школе», Москва, «Просвещение», 1982 год.

  4. И.Ф. Шарыгин, В.И. Голубев факультативный курс по математике (10 кл.- М. : Просвещение, 2009 г.)

  5. Б.Г. Зив. Уроки повторения. – СПб: Мир и семья, серия Магистр, 2003 г.

Программа элективного курса "Математика и искусство".
  • Математика
Описание:

Программа элективного курса

«Математика и искусство»

9 класс

(8 часов)

Разработала: Данилова

Ольга Александровна,

учитель математики

2015 г.

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс «Математика и искусство» предназначен для обучающихся в 9 классах, рассчитан на 8 часов.

Главные цели курса: развить познавательныйинтерес к предмету и сориентировать на правильный выбор профиля при обучении в 10 классе.

Главные задачи: показать взаимодействие математики с музыкой, архитектурой, живописью и литературой; способствовать эстетическому воспитанию школьника, развитию его творческих способностей, а4тивной фантазии; доказать, что красота математики среди наук недосягаема, что она является одним из главных связующих звеньев науки и искусства; расширить кругозор и активный интерес к предмету.

Формы занятий: лекции, собеседования, практические работы, игра.

Формы контроля: сообщения и доклады учащихся, творческие работы.

II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Кол. час.

Тема

Виды деятельности

Виды контроля

1

1

Введение. Математика: прекрасное в науке

Лекция

2

1

Симметрия, пропорция, гармония – слагаемые прекрасного

Лекция, собеседование

Творческая работа, презентация.

3

1

Математика и музыка

Лекция, прослушивание музыкальных произведений

Сообщения учащихся

4

1

Математика и архитектура. Тайны золотого сечения

Лекция. Демонстрация репродукций древних памятников архитектуры

Практическая работа

5

1

Математика и архитектура. Пропорции от Парфенона до Нотр-Дама.

Лекция. Демонстрация репродукций

Учащиеся проводят экскурсию по древнему Риму (по репродукциям)

6

1

Математика и живопись

Лекция, собеседование. Демонстрация картин известных художников.

Творческая работа, презентация

7

1

Математика и литература

Собеседование, анализ0 произведенийА.С. Пушкина

Доклады учащихся

8

1

Итоговое занятие

Игра «Кто хочет стать математиком?»

III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Математика – прекрасное в науке.

Математика – особый язык науки. Смысл и значение красоты в точных науках. Творчество математика в такой же степени есть создание прекрасного, как творчество живописца или поэта.

Тема 2. Симметрия, пропорция, гармония – слагаемое прекрасного.

Раскрытие понятий симметрии, пропорции, гармонии. Важная роль этих понятий познания пространственно-временной структуры окружающего мира. Создание учащимися рисунковпомощью зеркальной, поворотной и ориентальной симметрий.

Тема 3. Математика и искусство.

Музыкальная сторона пифагорейского учения о числе. Анализ музыкальных интервалов на примере песен И.О. Дунаевского «Песня о Родине», «Марсельезы». Математический скелет музыкальной гаммы (сообщения учащихся).

Тема 4. Тайны золотого сечения.

Понятия о золотой пропорции. Звездчатый пятиугольник (пентаграмма). Воплощение идеи универсальной гармонии золотого сечения в архитектуре. Пропорции храма Василия Блаженного. Практическая работа: точное деление окружности на пять равных частей, построение последовательности звездчатых пятиугольников.

Тема 5. Пропорции от Парфенона до Нотр-Дама.

Образцы совершенной гармонии архитектуры, пропорции древнейших и средневековых памятников архитектуры. Учащиеся по репродукциям проводят экскурсию по древнему Риму.

Тема 6. Математика и живопись.

Живопись и основные математические проблемы изобразительного искусства. Математика цвета. Математическое построение рисунков. Перспектива – геометрии живописи. По репродукциям картин учащиеся рассматривают принципиальные возможности изображения пространства на плоскости.

Тема 7. Математика и литература.

Математический анализ произведений А.С. Пушкина.

Детектив, как математическая задача, развивающая математическое мышление. Доклады учащихся на тему: «Математика и литература».

Тема 8. Итоговое обобщающее занятие в форме игры «Кто хочет стать математиком?»

В форме игры школьники ответят на вопросы по данному курсу, а также на вопрос, что дал курс «Математика и искусство» каждому из них.

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.А.В. Волошинов «Математика и искусство», Москва, «Просвещение» 1992 год.

2.Журнал «Математика в школе», 2001 год 3 статьи: Шатуновский Я. «Математика как изящное искусство и её роль в общем образовании»; Савина О.А. «Эстетический потенциал истории математики»; Чепракова Е.И., Липкина Т.А. «Присутствие красоты»

3.И.И. Глейзер «История математики в школе», Москва, «Просвещение», 1982 год.

4.И.Ф. Шарыгин, В.И. Голубев факультативный курс по математике (10 кл.- М. : Просвещение, 2009 г.)

5.Б.Г. Зив. Уроки повторения. – СПб: Мир и семья, серия Магистр, 2003 г.

Автор Данилова Ольга Александровна
Дата добавления 20.10.2015
Раздел Математика
Подраздел Другое
Просмотров 404
Номер материала MA-061516
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓