Главная / Русский язык и литература / Программа элективного курса для 10-11 классов

Программа элективного курса для 10-11 классов

16


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по русскому языку

10-11 классов

                                                                     


Пояснительная записка

Элективный курс «Стилистика русского языка» предназначен для углубленной подготовки учащихся 10-11 классов  в той области русского языка, которая связана с  типами и стилями речи.

Отбор учебного материала продиктован требованиями, предъявляемыми к школе современным обществом, практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с окончанием школы и вступлением в активную самостоятельную жизнь.

Основная цель курса заключается в совершенствовании практических, коммуникативных умений и навыков обучающихся в процессе расширения их лингвистического кругозора за счет усвоения новых знаний о стилистической дифференциации языка, об основных чертах официально-делового стиля речи, его подстилях и жанрах, языковых особенностях.

Также  целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.

Курс построен на основе учебного пособия для 10-11 классов А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи».

Структура курса подчинена принципу: от теории к практике; сначала обучаемым даются необходимые сведения о характерных особенностях  стилей, используемых в русском языке, типах речи, затем организуется практическая работа по закреплению изученного материала.

Главные задачи элективного курса:

  • дать развернутую характеристику различных  стилей речи в их письменном и устном проявлении; ознакомить учащихся с их разновидностями и жанрами;

  • расширить и углубить знания учащихся о стилистических средствах языка, роль в создании текстов различных стилей;

  • помочь десятиклассникам преодолеть  психологические трудности, связанные с тестовой формой экзамена.

  • помочь старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о стилистике русского языка.

  • дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.

  • углубленное изучение отдельных тем курса.

Требования к уровню подготовки учащихся:

 Должны уметь:

  • владеть стилистическими нормами, уметь оценивать различные тексты с точки зрения соблюдения в них стилистических норм;

  • исправлять  стилистические ошибки, т.е. владеть навыками стилистической правки текста;

  • уметь пользоваться справочной литературой в целях получения необходимой информации;интернет-ресурсами

  • активно владеть коммуникативно значимыми жанрами различных стилей

Иметь представление:

о природе стилистических ошибок; нахождении  их  в текстах

 Должны знать:

  • языковые средства, характерные для различных стилей, уметь правильно их выбирать и употреблять в создании текстов;

  • терминологию различных стилей;

  • жанры речевых произведений, понятия  «стилистическая норма», «регламентированность речи», «шаблон», «стандартизация текста» и другие.

Для реализации программы  используются различные традиционные и инновационные методы и приемы работы над курсом, руководствуясь характером учебного материала и конкретными задачами его изучения.

При обсуждении теоретических вопросов (материалов введения и частично других разделов программы) используются лекционные приемы работы, метод беседы, организуются выступления учащихся с короткими сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы. Изучение языковых средств  связано с методами наблюдения и стилистического эксперимента, работой с текстами-образцами. Стилистический эксперимент реализуется в ряде приемов, предполагающих замену в тексте одних элементов другими, подстановку стилистически подходящих единиц или устранение неуместных слов и словосочетаний, развертывание и свертывание отдельных отрезков текста и т.п.

В практической работе с использованием различных  стилей речи  для развития умений учащихся по самостоятельному построению текстов используются стилистический анализ текста, стилистическая оценка, наблюдение, сопоставление, стилистический эксперимент, моделирование  текста (написание сочинения-рассуждения) .

В процессе анализа выявляются основные стилистические черты, определяются языковые средства. Моделирование помогает достижению конечной цели практической работы – формированию у учащихся умения самостоятельно создавать тексты различных жанров. Моделирование предполагает построение текстов по конкретным образцам и заданным характеристикам.

При отборе дидактического материала учитывается принцип коммуникативной ценности. Используются различные по назначению и характеру учебных действий задания и упражнения: аналитические, конструктивного характера, коммуникативные. Важное место занимает работа со словарями и справочниками.

Для оценивания результатов используются различные формы контроля. Формой входного контроля является тестирование, текущего – самостоятельно подготовленные учащимися сообщения, анализ текстов, редактирование и трансформация текстов, творческие работы по созданию собственных текстов. Итоговая проверка знаний и умений учащихся – контрольное тестирование, написание сочинения-рассуждения.

Элективный курс рассчитан на 2 года 68 часов (1 час в неделю)   






Учебно-методическое планирование  11   класс


Содержание


Формы, методы, контроль

1

Введение. Стилистика как раздел науки о языке.

Стили языка и стили речи. Цели и задачи, структура и содержание курса.

1

Лекция.

2

3

Разговорный стиль речи. Общая характеристика.

Коммуникативные особенности разговорной речи.

2

Анализ текста

4

5

Жанры разговорной речи (устные и письменные).

Беседа. Разговор. Рассказ.

Жанры разговорной речи (устные и письменные).

Комплимент. Письмо. Дневник.

2

Игра «Давайте говорить друг другу комплименты».

Письмо дружеское и деловое: сопоставительный анализ текстов.

6

7

Особенности жанра частного письма.

Особенности жанра дневника.


2

Сочинение-письмо

(брату, сестре, другу, подруге). Алгоритм анализа дневниковых записей.


Стиль художественной литературы.

8,

Особенности стиля художественной литературы.

Художественные средства выразительности.

1

Анализ текстов

9,

10,

11

Роль тропов и стилистических фигур в художественной речи. Роль синонимов,

антонимов, фразеологизмов в художественной речи.

3

Лингвистический анализ художественного текста.


12

Публицистический стиль. Общая характеристика.

Содержание и структура текстов публицистического стиля.

1

Лекция

13-15

Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.


3

Редактирование текстов публицистического стиля.

16

Жанры публицистического стиля. Информационная заметка, фельетон. Особенности жанра рекламы.

1

Составление рекламного слогана

17

Жанр репортажа.

1

Сочинение репортажа на тему школьной жизни.

18

Жанр публицистической статьи.

Формулировка и комментарий одной из проблем исходного текста.

1

Анализ текстов

19

Очерк как жанр публицистического стиля.

Виды очерков

1

Сочинение проблемного очерка на тему «Что дают человеку знания?».

20

21

23

Эссе как жанр публицистического стиля. Разновидности эссе. Содержательные и структурные особенности эссе. Языковое оформление.

1



Редактирование ученических работ в жанре эссе.

24

Устные жанры публицистического стиля.

Структура и стратегия публичного выступления.

Публичная дискуссия, диспут.

1

Публичная речь

25

Интервью, его разновидности. Своеобразие языка.

Алгоритм анализа текста интервью.

1

Запись интервью на школьную тему.

26-32

Комплексный анализ публицистического текстов.

(Обобщающий урок по разделу)

7

Работа с текстами

33-34

Проектные работы.

2














Учебно-методическое планирование  10   класс


Содержание

ч

Формы, методы, контроль

1

Цели и задачи, структура и содержание курса. Стилистика как раздел науки о языке.

1

Лекция.

2

3

Что такое текст?  Исследование связей предложений в тексте

3

Лекция. Беседа.

Работа с текстом

4,5

6

Исследование  типов речи текста. Тема и микротемы, основная мысль текста.

4

Анализ текстов. 

Сопоставление текстов.

7,8,9

Структура сочинений-рассуждений.

3

Моделирование текстов

10,11

Творческая работа.

2

Создание собственного текста.


Функциональные стили речи. Научный стиль.

12

Научный стиль речи, его основные признаки.

1

Проект

13

Композиция научного текста. Классификация видов зачинов, основной части и заключения.

1

Коллективное сочинение сказки в научном стиле.

14

Подстили научного стиля


1

Сочинение в жанре словарной статьи. Анализ учебной статьи. Алгоритм

15

Жанры научного стиля. Рецензия: композиция; микротемы.


Рецензия на статью Д.С. Лихачева «Любовь, уважение, знание…»

16

Эссе: разновидности; жанровый анализ.

1

Сопоставительный анализ.

17

18

19

Сочинение как жанр научного стиля.

Типы тем. Алгоритмы вступления, основной части, заключения.

3

Сочинение на литературную тему.

Речевое оформление сочинения. Композиционные ошибки.

20

Аннотация как жанр научного текста.

Реферат как жанр научного стиля.

1

Структура реферата; правила оформления библиографии.

21

Тезисы как жанр научного стиля.

1

Составление тезисов.

22

Устные жанры научной речи.

Научный доклад.


Композиция доклада. Редактирование текстов научного стиля.

23

Дискуссия как жанр устной научной речи.

1

дискуссия «Русский язык умирает».

24,

25

Риторическая игра «Битва мудрецов».

2

Отзыв об игре

Официально-деловой стиль речи.

26

Официально-деловой стиль. Языковые средства и стилевые черты. Содержание и структура текстов официально-делового сти

1

Проект

27

Подстили официально-делового стиля, их

особенности.

1

Работа с текстами. Редактирование текстов официально-делового стиля.

28

Жанры официально-делового стиля (административно-канцелярского подстиля).

1

Сочинение-пародия на сказку Ш. Перро «Красная шапочка» в жанре милицейского протокола.

29

Докладная записка, заявление, протокол.

1

Редактирование ученических текстов.

30

Автобиография официальная и неофициальная.

1

Сопоставительный анализ текстов.

31

Особенности, языковое оформление, структура письма как риторического жанра. Виды писем.

1

Конкурсное сочинение.

«Письмо Президенту России».

32

(Характеристика, резюме). Особенности жанра деловой беседы. Устные жанры. Прокурорская/адвокатская речь.

1

Сочинение-характеристика класса. Риторическая игра «Прокуроры и адвокаты». Этикет телефонного разговора

33-34

Проектные работы.

2




Календарно – тематическое планирование курса  11   класса



Содержание

1


Введение. Стилистика как раздел науки о языке.

Стили языка и стили речи. Цели и задачи, структура и содержание курса.

2

3


Разговорный стиль речи. Общая характеристика.

Коммуникативные особенности разговорной речи.

4

5


Жанры разговорной речи (устные и письменные).

Беседа. Разговор. Рассказ.

Жанры разговорной речи (устные и письменные).

Комплимент. Письмо. Дневник.

6

7


Особенности жанра частного письма.

Особенности жанра дневника.




Стиль художественной литературы.

8,


Особенности стиля художественной литературы.

Художественные средства выразительности.

9,

10,

11


Роль тропов и стилистических фигур в художественной речи. Роль синонимов,

антонимов, фразеологизмов в художественной речи.

12


Публицистический стиль. Общая характеристика.

Содержание и структура текстов публицистического стиля.

13-15


Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.


16


Жанры публицистического стиля. Информационная заметка, фельетон. Особенности жанра рекламы.

17


Жанр репортажа.

18


Жанр публицистической статьи.

Формулировка и комментарий одной из проблем исходного текста.

19


Очерк как жанр публицистического стиля.

Виды очерков

20

21

23


Эссе как жанр публицистического стиля. Разновидности эссе. Содержательные и структурные особенности эссе. Языковое оформление.

24


Устные жанры публицистического стиля.

Структура и стратегия публичного выступления.

Публичная дискуссия, диспут.

25


Интервью, его разновидности. Своеобразие языка.

Алгоритм анализа текста интервью.

26-32


Комплексный анализ публицистического текстов.

(Обобщающий урок по разделу)

33-34


Защита проектных работ.


















Календарно-тематическое планирование курса  10   класса



Содержание

1


Цели и задачи, структура и содержание курса. Стилистика как раздел науки о языке.

2

3


Что такое текст?  Исследование связей предложений в тексте

4,5

6


Исследование  типов речи текста. Тема и микротемы, основная мысль текста.

7,8,9


Структура сочинений-рассуждений.

10,11


Творческая работа.



Функциональные стили речи. Научный стиль.

12


Научный стиль речи, его

основные признаки.

13


Композиция научного текста. Классификация видов зачинов, основной части и заключения.

14


Подстили научного стиля


15


Жанры научного стиля. Рецензия: композиция; микротемы.

16


Эссе: разновидности; жанровый анализ.

17

18

19


Сочинение как жанр научного стиля.

Типы тем. Алгоритмы вступления, основной части, заключения.

20


Аннотация как жанр научного текста.

Реферат как жанр научного стиля.

21


Тезисы как жанр научного стиля.

22


Устные жанры научной речи.

Научный доклад.

23


Дискуссия как жанр устной научной речи.

24,

25


Риторическая игра «Битва мудрецов». Официально-деловой стиль речи.

26


Официально-деловой стиль. Языковые средства и стилевые черты. Содержание и структура текстов официально-делового стиля.

27


Подстили официально-делового стиля, их

особенности.

28


Жанры официально-делового стиля (административно-канцелярского подстиля).

29


Докладная записка, заявление, протокол.

30


Автобиография официальная и неофициальная.

31


Особенности, языковое оформление, структура письма как риторического жанра. Виды писем.

32


(Характеристика, резюме). Особенности жанра деловой беседы. Устные жанры. Прокурорская/адвокатская речь. Композиция делового телефонного разговора.

33-34


Защита проектных работ










Содержание  программы элективного курса по русскому языку

«Стилистика русского языка»

 Введение. Практическая направленность курса. Жизненная необходимость вырабатываемых в процессе изучения курса умений и навыков. Стилистика как раздел науки о языке. Что такое текст?  Исследование связей предложений в тексте (2 часа)

Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложениях. Важную роль в тексте играет интонация.

Основные черты: связь между предложениями в тексте осуществляется с помощью разных языковых средств, точность, строгость, ясность, лаконичность, предельная объективность. эмоциональность изложения, соблюдение единообразия в оформлении, регламентированность речи.

Исследование  типов речи текста (2 часа)

Одним из средств выражения авторского отношения к теме текста является использование при его создании определенного типа речи, имеющего свои композиционные особенности. Основными типами речи являются описание, повествование и рассуждение.

Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий. 

Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях.

 Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах.

Тема и основная мысль текста. Практическая работа (2 часа)

Тема   текста  - это то, о чём (или о ком) в нём говорится. Очень часто тема текста отражается в его заглавии.

О с н о в н а я   м ы с л ь   текста – это то, к чему призывает автор, чему учит, ради чего произведение  написано. Основная мысль текста может быть выражена в его заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.

Определение идеи произведения наводит читателя на вопросы:

Какие мысли и чувства вызывает у вас текст?

Каким настроением проникнут  автор?

Какое впечатление произвёл на вас текст?

Как автор относится к тому, о чем он написал?

Какие проблемы (вопросы) подняты и как они разрешаются автором?         Определить тему и главную мысль текста иногда трудно, потому что в произведении может быть заключена не одна, а много мыслей.

Тема и микротемы. (Общее и различия. Деление текста на абзацы.

Смысловая целостность текста связана с несколькими понятиями:

1) содержание текста;

2) тема текста;

 3) основная мысль текста;

 4) раскрытие темы текста;

 5) позиция автора текста.

Любой текст делится на абзацы. Абзац -  это микротема текста. Абзац потому и называют микротемой текста, что он в миниатюре повторяет логическую структуру из завязки (зачин абзаца), развития мысли и развязки (концовка абзаца).

Пять составляющих  сочинений-рассуждений  

Алгоритм написания сочинения-рассуждения

  • Формулировка проблемы  (вопросы, задачи) исходного текста

  • Комментарии ( пояснения, толкование, рассуждение) к сформулированной  проблеме исходного текста

  • Отражение  позиции автора ( ответ учащегося на поставленный им же вопрос , и его отношение к поставленной им же проблеме)  исходного текста

  • Собственное  мнение по отношению к позиции автора

  • Аргументация (доказательство, подтверждение.  объяснение, приведение доводов, примеров) своей позиции учащимся с использованием реальных фактов, статистики, конкретных примеров из жизни, из художественных произведений. мнение известных выдающихся людей. цитат из авторитетных источников.

Творческая работа (создание собственного текста)

Учащиеся четко должны представлять, что их работа – это цельное . связное речевое произведение или текст, который должен члениться на абзацы, совпадающие с 5-ю составляющими текста. Между абзацами должны быть логические переходы. А внутри их – различные средства связи предложений.

Научный стиль. Основные черты научного стиля. Языковые средства научного стиля. Текстовые особенности научного стиля. Особенности подстилей научного стиля. Жанры научного стиля. Официально-деловой стиль. Основные черты официально-делового стиля. Языковые средства официально-делового стиля. Особенности построения текста официально-делового стиля. Особенности подстилей официально-делового стиля. Жанры официально-делового стиля. Устные жанры официально-делового стиля. Стили текста: публицистический стиль (особенности, жанры, сферы употребления). Публицистика играет особую роль - она стремится удовлетворить как интеллектуальные, так и эстетические потребности. Публицистический стиль занимает особое место в системе стилей литературного языка, поскольку во многих случаях он должен перерабатывать тексты, созданные в рамках других стилей.  Это  язык и мыслей, и чувств. Владение им позволяет логически  изложить свои  мысли, так как выражение  авторского отношения к событиям невозможно без использования эмоциональных средств языка.

Стили текста: художественный стиль (особенности, жанры, сферы употребления) (2 часа)

         Основой художественного стиля речи является литературный русский язык. В художественном стиле речи широко используется речевая многозначность слова, что открывает в нём дополнительные смыслы и смысловые оттенки, а так же синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений.

На первый план в художественном тексте выходит эмоциональность и экспрессивность изображения. Многие слова, которые в научной речи выступают как чётко определённые абстрактные понятия, в газетно-публицистической речи - как социально-обобщённые понятия, в художественной речи несут конкретно-чувственные представления.









                       


                       

 ЛИТЕРАТУРА:


Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл.  общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 17-е издание. - М.: Просвещение, 2010.

Дейкина А. Д. Русский язык. Раздаточный материал. 10 класс / А. Д. Дейкина. -М.: Дрофа, 2006.

Дейкина А. Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А. Д. Дейкина. Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2002.

Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2005.

Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.

Мазнева  О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006.

    Для учителя

   Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.

   Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.

   Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. - М.: Вербум-М, 2004.

   Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Курс лекций / Под ред. Н.А. Ипполитовой. - М.;ТК Вельби, изд-во «Проспект», 2007.

   Колокольцева Т.Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006..

   Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.

   Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. -М.: ОО ТИД «Русское слово РС», 2004.

   Горбачевич А.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978.

   Львова СИ. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 кл. Пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2003.

   Русский язык: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к единому государственному экзамену - 2007. - М.: Федеральный центр тестирования, 2007.

   Черников И.Н., Петровская С.С, Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2003.

   Единый государственный экзамен - 2006. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. - М.: Интеллект-Центр, 2006.

   Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл. - М.: Вербум-М, 2003.

   Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя. - М.: ОО ТИД «Русское слово - РС», 2005.

Интернет-ресурсы:

http://4ege.ru/ http://pycckoeslovo.ru/

http://philology.ru/ http://www.fipi.ru/view/sections/226/docs/627.html

http://slovo.dn.ua/ http://russkiiyazik2010.blogspot.com/



Приложение 1.

Контрольные материалы.

1.Определите стилистическую окраску слов. Запишите их в следующем порядке: стилистически нейтральные, высокие, сниженные (пренебрежительные, презрительные, бранные).

1) харя, 2) Лицо, 3) морда, 4) лик, 45) физиономия, 6) рыло, 7) преграда, 8) помеха, 9) препятствие, 10) рыдать, 11) реветь, 12) распускать нюни, 13) плакать, 14) хныкать, 15) ныть, 16) бояться, 17) опасаться, 18) трусить, 19) дрожать, 20) прогнать, 21) выставить, 22) изгнать.

2.Запишите слова, расположив их в соответствии с нарастанием эмоционального напряжения.

1. 1)Яростный, 2)злой, 3)буйный, 4)неистовый, 5)неукротимый, 6)безудержный, 7)лихой, 8)озлобленный, 9)недобрый, 10)свирепый.

2. 1)катастрофа, 2)бедствие, 3)трагедия, 4)прокол, 5)драма. 6)Горе, 7)неприятность, 8)несчастье,

3. 1)Хороший, 2)замечательный. 3)восхитительный, 4)неплохой, 5)недурственный, 6)чудесный, 7)изумительный, 8)несравненный.

4. 1)Не люблю, 2)не жалую, 3)ненавижу, 4)питаю отвращение, 5)презираю, 6)терпеть не могу.

3.Сгруппируйте слова в две группы: 1)книжная лексика;

2)просторечные слова.

1)бахвалиться, 2)Донкихотство, 3)хихикать, 4)словеса, 5) педантичный, 60головастый, 7)мелюзга, 8)лазурный, 9)холуйство, 10)ретивый, 11)прекраснодушие, 12)личина, 13)лик, 14)работяга, 15)рехнуться, 16)нетленный, 17)хлипкий, 18)дошлый, 19)провозгласить, 20)оклематься.

4.Выпишите номера предложений, в которых неоправданно употребление 1)книжных слов; 2)разговорных слов; 3) «смешение стилей».

1) Такие люди, как Тихон в «Грозе» Островского, поражены вирусом равнодушия, им на все наплевать. 2) Герои Василия Шукшина часто веселые, шалопутные мужики. 3) Партию Татьяны в опере П.И. Чайковского доверяют лучшим певицам в России, и они иногда не позорятся, а поют классно. 4) Мы любим поэта за его искренность, патриотизм и высокое мастерство в изображении родной природы. 5) Татьяна проводила время в чтении художественной литературы. 6) Вращаясь в высшем свете, Татьяна утратила былую непосредственность и простоту. 7) Онегин обалдел, увидев в Татьяне хладнокровную княгиню. 8) В нашем дворе возвели детскую площадку, которая имеет огромное значение в деле воспитания подрастающего поколения.

5.Выпишите номера предложений, в которых допущены стилистические ошибки: 1)плеоназмы.2. 1)тавтология;

1) Цена лечения в этом учреждении не финансируется государством. 3) Эти ораторы призывали народ бороться за народное дело. 4) Лопухов любил Веру Павловну, которая разлюбила его и полюбила Кирсанова. 5) В дальнейшем развитии сюжета писатель психологически мотивирует поступки героев. 6) При чтении романа вас ждет немало неожиданных интересных сюрпризов. 7) Белинский направил Некрасова на правильный и верный путь. 8) У Нагульнова есть отрицательные недостатки. 9) В стране проведена приватизация земли и передача ее в частные руки. 10) Когда люди сотрудничают вместе, они должны взаимно уважать друг друга.

6.Укажите нарушение лексической сочетаемости в предложениях, взятых из ученических сочинений и различных высказываний школьников.

1. При тоталитарном режиме нет свободы слова, всем зажимают языки. 2.Я люблю наши русские березки в их подвенечном саване. 3. Нам сказали, что в первой четверти мы добились ухудшения дисциплины. 4. За достигнутые недостатки наш класс ругали на собрании. 5. В этот раз спортсменку преследовала удача. 6. В соревновании любимые фигуристы одержали поражение. 7. Пушкин стал писать замечательные стихи уже в глубокой юности. 8. Контрольную работу нам предложили написать устно. 9. В конце романа Павел Власов – это уже закоренелый революционер. 10. Это не играет никакого значения. 11. Фильм поможет зрителям получить мнение о России.

7.Исправьте стилистические ошибки в предложениях из школьных сочинений, изменив языковые средства высказываний.

1.Чичиков наносит визит Коробочке, этой набитой дуре и бескультурной женщине. 2. Сатин первый раскусил Луку. 3. Манилов умеет только трепать языком. 4. молодой дояркой овладело неугасимое желание увеличить надой от своей черноокой красавицы буренки. 5. Роман Пушкина – первая ласточка среди произведений такого жанра. 6. Павел Власов - орел с могучим размахом крыльев, принесший факел счастья людям, живущим во мгле.

8.Укажите в тексте юморески жаргонные слова и выражения и переведите этот отрывок на общепринятый русский язык.

Конспект одного крутого студента на одной забойной лекции

Хаммурапи был нехилый политический деятель. Он в натуре катил бочку на окружавших Кентов. Сперва он наехал на Ларсу, но конкретно обломился. Воевать с Ларсой было не фигушки воробьям показывать, тем более что ихний Рим-Син был настолько навороченным шкафом, что без проблем приклеил Хаммурапи бороду. Однако того не так легко было взять на понт. Ларса стала ему сугубо фиолетова, и он перевел стрелки на Мари. Ему удалось накидать лапши на уши Зимрилиму, который тоже был крутым мэном, но в данном случае прощелкал клювом. Закорифанившись, они наехали на Эшнуну, Урук и Исин, которые долго пружинили хвост, но пролетели, как стая рашпилей.

9.Укажите стилевую и жанровую принадлежность текста. Какие речевые фигуры и тропы в нем использованы?

Свобода… Вот она, главная мужская ценность, которую сильный пол готов порой отстаивать любой ценой. Не спорьте с любимым. Лучше подарите ему мужской аромат от Кензо – легкий, воздушный, ультрасовременный. Пусть ваш мужчина чувствует себя свободным. Как ветер, оставаясь… рядом с вами, конечно же!

10.Сравните два письма. Какое из них неофициальное, личное? Укажите его признаки. В каком содержится деловая информация? Охарактеризуйте письма.

Милый друг мой!

Получил твое письмо из Берлина – спасибо тебе! Хотел ответить в тот же день, а отвечаю – через восемь.

Лишь недавно проводил друзей и, по обыкновению, закопался в бумагу.

Напиши, пожалуйста… как твои дела. Ты знаешь, о чем я спрашиваю.

(Из письма М.Горького Ф. Шаляпину.)

Уважаемый Павел Иванович!

В ответ на Ваш запрос от 11.02.1999г. сообщаем, что согласно Вашей просьбе мы направили Вам 13.01.1999 г. всю необходимую учебно-методическую литературу по адресу, указанному на Ваших письмах.

Оргкомитет.

11.Составьте текст из приведенных ниже предложений, определите его стилевую принадлежность.

  1. когда люди уходят, после них остаются вещи.

  2. Вещи безмолвно свидетельствуют о самой древней истине - о том, что они долговечнее людей.

  3. Это хорошо знали еще современники поэта, и лучше всех Александр Иванович Тургенев, писавший о доме Пушкина, о соснах, сирени, гульбище и многом другом в Михайловском.

  4. Есть неодушевленные люди.

12.Прочитайте поэтический текст. Укажите средства художественной выразительности.

Под парусом гусиного пера

Плыл стих. Была осенняя пора.

Куда спешишь? Дожди неумолимы.

Трещит камин. И осени, и зимы

Нужны творцу. Ему несносен зной

И суета. Над синей белизной

Бумаги писчей строятся виденья.

И первая строка стихотворения

По первопутку в поисках добра

Идет, плывет под парусом пера.

(Л.Озеров)

13.Укажите особенности разговорного стиля в тексте стихотворения А.С.Пушкина «Любопытный».

-Что ж нового? «Ей-богу, ничего».

- Эй, не хитри; Ты, верно, что-то знаешь,

Не стыдно ли, от друга своего,

Как от врага, ты вечно все скрываешь

Иль ты сердит: помилуй, брат, за что?

Не будь упрям; скажи ты мне хоть слово…

«Ох! Отвяжись, я знаю только то,

Что ты дурак, да это уж не ново».

14.Отредактируйте предложения переводных текстов. Укажите тип ошибок.

  1. Скудная растительность вызывала ассоциации с тундрой.

  2. Мы остановились, чтобы выяснить названия мест, где были совершены нападения на людей и их точные даты.

  3. Старик чувствовал себя преданным.

  4. Туземцев нисколько не смущал тот факт, что они не понимают языка пришельца.

  5. Отсюда пассажиров везут на автобусе в город, где пересаживают в уже готовый экспресс с удобными купе, батареями, ресторанами, кафетерием и старыми неграми – проводниками в золотых очках и белых перчатках, ласковых и предупредительных, как добрые няньки в хороших домах.

  6. Он ворчливо крикнул.


15. Найдите верные соответствия между адресатом эссе и литературной формой его воплощения и расположите их в нужном порядке:


Возможные формы эссе: Адресаты жанра:

Письмо слушатели и читатели

Слово аудитория

Открытое письмо близкий друг

Речь собеседник

Очерк человек, с которым идет

Полемика

16. Определите стиль и жанр данного текста.

Ленивых лет легко ласканье, Луга лиловые люблю. Ловлю левкоев ликованье, Легенды ломкие ловлю. Лучистый лен любовно лепит Лазурь ласкающих лесов. Ловлю лукавый лилий лепет, летящий ладан лепестков.


17.Выявите речевую недостаточность в предложениях; восстановите пропущенные слова.

1.Промежуток между школой и жизнью занимает короткое время, а в памяти остается надолго. 2.Учащиеся, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием. 3. Классным руководителям обеспечить явку своих родителей на общешкольное родительское собрание. 4. Пассажиры с необмотанными рогами к посадке не допускаются. 5. Посетите клинику головной боли! 6. премировать работников детсада за уровень заболеваемости детей. 7. Ученик упал с забора в травматологическое отделение. 8. Санэпидстанция готовит отравленную приманку для населения. 9. Подростки сами ориентируются на местности: маршруты, место для привала, приготовление пищи. 10. А в Англии у одного фермера родилась необыкновенная овца – клон Долли.


18.Найдите в стихах В.В. Маяковского, в поэме А.Блока «Двенадцать» эпитеты, антонимы, оксюмороны. Выпишите их из текста. Объясните, какова их стилистическая роль?











































Программа элективного курса для 10-11 классов
  • Русский язык и литература
Описание:

Элективный курс «Стилистика русского языка» предназначен для углубленной подготовки учащихся 10-11 классов в той области русского языка, которая связана с типами и стилями речи.

Отбор учебного материала продиктован требованиями, предъявляемыми к школе современным обществом, практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с окончанием школы и вступлением в активную самостоятельную жизнь.

Основная цель курса заключается в совершенствовании практических, коммуникативных умений и навыков обучающихся в процессе расширения их лингвистического кругозора за счет усвоения новых знаний о стилистической дифференциации языка, об основных чертах официально-делового стиля речи, его подстилях и жанрах, языковых особенностях.

Также целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.

Автор Тудунова Цыбегмит Цыремпиловна
Дата добавления 30.05.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 1836
Номер материала 59782
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓