Главная / ИЗО, МХК / Программа дополнительного образования детей "Художественная роспись по ткани (Батик)"

Программа дополнительного образования детей "Художественная роспись по ткани (Батик)"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

МБОУ «Томторская СОШ им. Н.М.Заболоцкого»

Оймяконского района РС (Я)


батик



Программа дополнительного образования детей «Художественная роспись

по ткани - батик»

5 – 11 класс







Автор программы: Кузьмина И.И.

учитель технологии











с. Томтор, 2015 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Роспись и украшение ткани - увлекательное занятие, которое наполняет жизнь ребенка радостью творчества. Работа с прекрасными материалами: шелком, атласом, красками, кистью - доставляет удовольствие. Ребенок имеет возможность ощутить ни с чем несравнимую радость от реализации самых смелых идей своими руками. Роспись по ткани открывает перед ребенком широкое поле для реализации идей по дизайну одежды или интерьера.

Цель данной программы - раскрыть и развить потенциальные художественные способности ребенка, способствовать удовлетворению потребности детей в практической деятельности, осуществляемой по законам красоты.

Цели и задачи обучения:

  1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

  2. Дать детям общее понятие о декоративно-прикладном искусстве, его видах, задачах, закономерностях.

  3. Познакомить детей с одним из видов декоративно-прикладного искусства - художественной росписи ткани (батиком).

  4. Формировать у детей практические умения и навыки выполнения росписи ткани (холодный батик). Ознакомить детей с видами тканей для выполнения батика, со специальными красителями и закрепителями, инструментами для нанесения красочного слоя (кисть, валик, трубочки, аэрограф, тампон и т.д.), освоить с ними в полном объеме весь процесс выполнения холодного батика (эскиз, перевод рисунка на ткань, нанесение резерва, выполнение росписи, закрепление росписи).

  5. Ознакомить детей с общими закономерностями изобразительного искусства, лежащими основе создания художественной росписи по ткани: законы композиции и колорита, приемы стилизации, приемы создания декоративной композиции.

  6. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность через создание разного рода сувениров, открыток, декоративных композиций.

  7. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы практически значимыми.

  8. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.

  9. Обогащать визуальный опыт детей через их знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства.

Данная программа рассчитана на 2 года обучения для дополнительного образования детей средней (5 – 8 классы, 34 часов) и старшей (9 – 11 классы, 34 часов) групп. В группы принимаются все желающие, специального отбора не производится. Прошедшие двухгодичный курс обучения, могут заниматься и дальше, выполняя задания на более высоком творческом уровне. Занятия в группе проводятся 1 раз в неделю по 1 час на первом году обучения и 1 раз по 1 часу на втором году обучения.

Основная форма организации учебного процесса - учебное занятие или творческий урок, т.е. работа в мастерской. Это обусловлено сложностью и логической поэтапного процесса выполнения художественной росписи ткани. Такая форма обеспечивает системность учебного процесса, возможность повторять и закреплять пройденный материал.

Для успешного освоения программы необходимы следующие материалы, инструменты и условия:

- Помещение - мастерская;

- Пяльцы и рамки для натяжения ткани разного размера;

- Красители для батика - акриловые, анилиновые;

- Резерв для закрепления;

- Ткани для росписи - шелк, атлас, крепдешин, бязь и др.;

- Инструменты - кисти, трубочки - стеклянные, валики и тампоны, карандаши простые. Бумага копировальная, калька и др.;

- Подставки для кистей, емкости для разведения красителей, палитры, емкости для воды.

Помещение должно обязательно проветриваться и хорошо освещаться, желательно чтобы помещение имело воду и канализацию.

Принципы обучения:

  1. эмоционально - положительное отношение учащихся к деятельности - основное условие развития детского творчества;

  2. учет индивидуальных особенностей детей - одно из главных условий успешного обучения;

  3. последовательность освоения учебного материала - от простого к более сложному, от учебных заданий к творческим решениям;

  4. удовлетворение практических чувств ребенка через создание полезных и красивых вещей.

Методы обучения:

  1. репродуктивный (воспроизводящий);

  2. иллюстрированный (сопровождающийся демонстрацией наглядного материала);

  3. проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми);

  4. эвристический (проблема ставится самими детьми, ими же предлагаются пути решения).



Тематический план дополнительного образования детей «Художественная роспись по ткани - батик»

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Разделы программы:

Тема

Кол-во часов

1

Радужный мир

7

2

Калейдоскоп

5

3

Батик

5

4

Подводное царство

8

5

И осень, и зима

9


Всего часов

34

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

1. Радужный мир.

Теоретическая часть:

- знакомство с художественными материалами (простой карандаш, акварельные и гуашевые краски) и приемами работы с ними;

- основы цветоведения; Приложение№1

- основные цвета, смешение цветов, холодные цвета, теплые цвета;

- художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок, точка. Приложение №2




Практические занятия.


Тема

Всего часов

В том числе

Теор.

Практ.

1



«Знакомство с королевством кисточек» условия безопасной работы «Что могут краски»

Изобразительные возможности акварели.

Основные цвета. Смешение красок «Радуга над лужайкой». Знакомство со спектром. Отработка приема проведения непрерывных красочных линий.

2


1



1


2

«Осень. Листопад». Смешение теплых цветов.

Акварель.

Отработка приема равномерных заливок.

1


1

3

Смешение холодных цветов. Акварель.

Отработка приема равномерных заливок.

1


1

4

«Северное сияние». Работа в смешанной гамме цветов. Акварельное сочетание равномерных заливок и направление мазка.

1


1

5

«Грустный дождик». Образ дождя, ограниченная

палитра. Ахроматические цвета.

Акварель.

1


1

6

«Снежный ритм».

Ритм. Орнамент. Гуашь. Разбеливание и утемнение красок.

1


1


Всего часов

7







2.Калейдоскоп.

Теоретическая часть:

- знакомство с разными видами орнаментов (геометрический орнамент, растительный, зооморфный);

- знакомство с основными законами композиционного построения орнамента (виды ритма, симметрия, асимметрия, нюанса, контрасты, композиционный центр);

- выполнение декоративных композиций в круге, квадрате, полосе;

- абстрактные композиции;

- приемы стилизации.

Практические занятия.

Тема

Всего часов

В том числе

Теор.

Практ.

1



«Геометрический орнамент в полосе». Виды ритма (горизонтальный, вертикальный). Простой и сложный ритм. Гуашь. Отработка приема работы колерами.

1


1

2

«Геометрический орнамент в квадрате».

Композиционный центр. Центрально-лучевая

композиция. Гуашь. Отработка приема работы

колерами.

1


1

3

Знакомство с приемом стилизации. Выполнение

зарисовки с натуры и стилизация объекта на ее основе. Выделение главного в объекте, отбор наиболее выразительных деталей, удаление второстепенного. Понятие условного, декоративного цвета.

2

0,5

1,5

4

Выполнение растительного орнамента в круге или

полосе. Отработка приема равномерного заполнения

всей плоскости листа.

1


1


Всего часов

5

1

6

3.Батик.

Теоретическая часть:

Знакомство с различными видами художественной росписи ткани;

- знакомство с различными видами тканей;

- приготовление красителей;

- работа с колерами;

- работа с резервом;

- эскиз, картон;

- приемы ведения росписи в технике холодного батика.


Практические занятия.

Тема

Всего часов

В том числе

Теор.

Практ.

1

«Знакомство с королевством тканей» виды тканей.

Виды росписи тканей. Применение тканей. Дизайн интерьера. Дизайн одежды и аксессуаров.

1

0,5

0,5

2

«Живые линии». Знакомство с резервом. Отработка

приема проведения непрерывных линий резервом по

заранее нанесенному контуру.

2


2

3

«Клякса». Свободная роспись по ткани. Техника

«А ля прима». Вливание красок.

2


2


Всего часов

5

0,5

4,5


4.Подводное царство.

Теоретическая часть:

- приемы ведения росписи в технике холодного батика;

- виды декоративных композиций;

- текстиль в интерьере;

- роспись одежды.




Практические занятия.

Тема

Всего часов

В том числе

Теор.

Практ.

1


«Рыбка». Эскиз. Графика. Виды линий. Выразительные возможности графики. Простой карандаш.«Рыбка». Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель.


1



1

2

«Рыбка». Роспись по ткани.

2


2

3

«Золотая рыбка». Эскиз. Графика.

1


1

4

«Золотая рыбка». Эскиз в цвете. Гуашь.

1


1

5

«Подводное царство». Выполнение эскиза занавеси или панно. Роль произведения ДПИ в интерьере.

1


1

6

«Подводное царство». Выполнение росписи занавеси или панно. Работа колерами. Нюансы и контрасты.

2

1

1


Всего часов

8

2

7


5.И осень, и зима.

Теоретическая часть:

- приемы ведения росписи в технике холодного батика;

- виды декоративных композиций;

- зооморфные элементы в декоративной композиции;

- выполнение сувениров;

- выполнение аксессуаров.

Практические занятия.

Тема

Всего часов

В том числе

Теор.

Практ.

1

«Журавль». Эскиз. Графика. Статика и динамика. Простой карандаш.

1


1

2

«Журавль». Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель.

2


2

3

«Журавль». Роспись по ткани.

2


2

4

«Осенний пейзаж». Эскиз листьев. Графика. Разнообразие растительных форм. Рисунок цветными карандашами. Сграффито.

2


2

5

«Осенний пейзаж». Роспись по ткани.

2


2


Всего часов

9


9


ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Полевые цветы.

Разделы программы:

Тема

Количество часов

1

Полевые цветы

9

2

Осеннее настроение

9

3

Весна пришла, весне дорогу

6

4

Я создаю батик

10


Итого

34


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

1.Полевые цветы.

Теоретическая часть:

- приемы ведения росписи технике холодного батика;

- виды декоративных композиций;

- художественный замысел и художественный образ;

- растительные элементы в декоративной композиции;

- выполнение триптиха.


Практические занятия.

Тема

Всего часов

В том числе

Теор.

Практ.

1

«Лилии». Эскиз. Графика. Передача строения. Пропорции. Рисунок кистью.

1


1

2

«Лилии». Роспись по ткани.

2


2

3

«Полевые цветы». Эскиз в цвете. Акварель.

1


1

4

«Полевые цветы». Роспись по ткани.

2


2

5

«Букет». Эскиз в цвете. Создание художественного образа. Гуашь.

1


1

6

«Букет». Роспись по ткани. Панно.

2


2


Всего часов

9


9


2.Осеннее настроение.

Теоретическая часть:

- приемы ведения росписи в технике холодного батика;

- работа над художественным образом;

- рождение, разработка и реализация художественного замысла;

- особенности реализации художественного замысла в

декоративной композиции

- передача построения средствами декоративной композиции;

- выполнение композиции на заданную тему.

Практические занятия.

Тема

Всего часов

В том числе

Теор.

Практ.

1

«Листопад». Эскиз. Рисунок кистью.

1


1

2

«Листопад». Роспись по ткани.

2


2

3

«Осенний рассвет или закат». Эскиз. Рисунок кистью.

1


1

4

«Осенний рассвет или закат». Роспись по ткани.

2


2

5

«Осеннее настроение». Эскиз в цвете. Гуашь.

1


1

6

«Осеннее настроение». Роспись по ткани.

2


2


Всего часов

9


9





3.Весна пришла, весне - дорогу…

Теоретическая часть:

- приемы ведения росписи в технике холодного батика;

- работа над художественным образом;

- рождение, разработка и реализация художественного замысла;

- особенности реализации художественного замысла в

декоративной композиции;

- создание тематического панно.


Практические занятия.


Тема

Всего часов

В том числе

Теор.

Практ.

1

«Весна - красна». Эскиз. Сочетание графических и живописных средств. Акварель.

1


1

2

«Весна - красна». Роспись по ткани.

2


2

3

«Веса в женском образе». Эскиз в цвете.

1


1

4

«Веса в женском образе». Роспись по ткани.

2


2


Всего часов

6


6


  1. Я создаю батик.

Теоретическая часть:

- приемы ведения росписи в технике холодного батика;

творческий поиск;

- разработка и реализация художественного замысла;

- особенности реализации художественного замысла в

декоративной композиции;

- выполнение панно на свободную тему.




Практические и проектные работы. Приложение №3

Тема

Всего часов

В том числе

Теор.

Практ.

1

«Я создаю батик». Поиск темы. Поисковые наброски. Выбор опорных объектов. Композиционный замысел.

6

1

5

2

«Я создаю батик». Сочетание графических и живописных средств. Акварель, гуашь.

2


2

3

«Я создаю батик». Роспись по ткани.

2


2

4

Всего часов

10

1

9

ИТОГО: 68 ЧАСОВ.


ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

По итогам работы 1 года обучения учащиеся должны знать:

- название основных и составных цветов;

- понимать значение терминов: Палитра (композиция, орнамент).

Батик - резерв, красители, колер, заливка. Ритм (раппорт,

симметрия и асимметрия). Композиционный центр (нюанс, контраст

и замысел). Эскиз (картон). Декоративная композиция (панно);

- изобразительно - выразительные средства: Графики живописи (линия,

точка, штрих и мазок); Фактура (цвет и тон);

- названия инструментов и приспособлений, некоторые названия тканей.

Должны уметь:

- пользоваться инструментами и материалами (карандашами, красками,

кистью, красителями, резервом, тампонами и тушью);

- создавать декоративные композиции в круге, квадрате, полосе;

- использовать основные приемы создания декоративных композиций

(ритм, симметрия, асимметрия, композиционный центр);

- стилизовать природные объекты в декоративные на основе художественного отбора;

- владеть различными приемами выполнения художественной росписи

ткани в технике холодного батика (работа колерами, свободная

роспись, набрызг).

По итогам работы 2 года обучения учащиеся должны знать:

- виды декоративно-прикладного искусства, его задачи, закономерности,

области применения;

- виды декоративных композиций;

- виды ритма, симметрии;

- области использования произведений, выполненных в технике батика;

- приемы декорирования интерьера.

Должны уметь:

- свободно пользоваться инструментами и материалами, производить их

отбор в зависимости от задач изображения;

- самостоятельно вести полный цикл выполнения работы в технике батика;

- создавать декоративные композиции на свободную и заданную тему;

- стилизовать любые природные объекты в декоративные на

основе художественного отбора, создавать из них декоративные композиции;

- свободно владеть различными приемами выполнения художественной

росписи ткани в технике холодного батика, производить их отбор в

зависимости от создаваемого художественного образа.

Основные формы проверки уровня знаний, умений и навыков:

- выставки, вернисажи, персональные выставки;

- выставка, организованная на ранней стадии обучения, и итоговая в

конце учебного года покажет возрастание уровня выразительности и

творческой свободы работ;

- открытые занятия;

- контрольный срез или устный опрос - для выявления усвоения терминологии.



Диагностика прогнозируемых результатов производится в соответствии с листом оценки:


ФИО

Уровень

1

Организация рабочего места.


2

Основы цвета видения.


3

Умение пользоваться приспособлениями и инструментами.


4

Владение разнообразными типами линий.


5

Подбор красок в соответствии с замыслом рисунка.


6

Умение создавать декоративную композицию в круге, квадрате, полосе


7

Умение стилизовать природную форму в декоративную, производить художественный отбор.


8

Умение использовать условный цвет.


9

Технические умения и навыки выполнения росписи на ткани.


Оценка производится в соответствии со следующими

уровнями развития ребенка:

«5» - уровень одаренных детей (качество ярко выражено);

«4» - высокий уровень;

«3» - средний уровень;

«2» - низкий уровень;

«1» - нулевой уровень (качество не проявляется)



Использованная литература

  1. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003-160 с.: ил :2л.вкл.

  2. Роспись по шелку / журнал Валентина/ №1 1995.с45 Лицензионный журнал издательского Дома ОВА - ПРЕСС

  3. Синеглазова М.А. Распишем ткань сами. Информационное издательский дом « Профиздат» Москва 1998-96г.: ил.-(ремесло и рукоделие).

  4. Дворкина И.А. Батик. Горячий, холодный.Узелковый.-М.: ОАО Издательство «Радуга», 2000-160 с., илл.

  5. Давыдова С.Г. Батик: Техника. Приемы. Изделия-М.: АСТ-ПРЕСС книга, 2005-184 с.: ил-(энциклопедия).

  6. Алферова Л.Г. Технология росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани.\Л.Г. Алферова- Ростов н/д.: Феникс, 2000-352с.

  7. Давыдов С. Авторский батик. Секреты и полный курс росписи/ С. Давыдов-М.,1997.

  8. Демчев П.Г. Художественное оформление в школе / П.Г. Демчев, Г.В. Черемных-М.: Владос, 2004-208с., илл.

  9. Искусство батика/ Энциклопедия художника.-М.: Издательство «Внешсигма», 2000.

  10. Кожохина С.К. Батик. Все о картинках на ткани/С.К.Кожохина-М.: Владос, 2000-144с.

  11. Маслова Е.В. Батик в интерьере- Ростов н/д.: Феникс, 2005-77., ил.

  12. Павлова М.Б. и Джеймс Питт Оброзовательная область «Технология»: Теоритические подходы и методические рекомендации. Н. Новгород: нижегородский гуманитарный центр. 1998-96с.

  13. Демчев П.Г, Черемных Г.В. Художественное оформление в школе. Учебное пособие для студентов высш учебного заведения –М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 2004-208с.,ил.


Приложения№1



Image20


Приложения№2



Image21

Приложение №3

Технологическая карта росписи по ткани в технике холодного батика

Декоративное панно «Зимние фантазии»(триптих, батик)

Выполнили: Путинцева Виктория Викторовна,

Юмшанова Полина Валерьевна

ученицы 7 «б» класса МБОУ

«Томторская СОШ им. Н.М. Заболоцкого»

Руководитель: Кузьмина Инга Ивановна, руководитель кружка «Батик»

роспись по ткани


Прежде чем приступить к росписи необходимо натянуть ткань на раму.

Для выполнения росписи ткань накалывается на крючки рамы, причем необходимо, строго соблюдать взаимно перпендикулярное расположение нитей основы и утка, а также параллельное их расположение каждой из сторон рамы.




Untitled-14

Ткань,

рама деревянная


Перед началом росписи необходимо нарисовать шаблон для задуманной композиции рисунок создается на бумаге одной линией и должен быть четким и окончательным, чтобы в дальнейшем не делать исправлений на шелке. Такие исправления существенно повлияют на качество вашей работы.




F:\IMG_0761.JPG

Аккуратно перенести рисунок на ткань, используя карандаши

Бумажный шаблон прекрасно виден сквозь ткань, и не составит труда перенести на ткань контур рисунка.



hello_html_m43efc9ca.jpg

карандаши средней мягкости ( Н, НВ, В).


По рисунку с помощью стеклянной трубочки наведите резервную линию. Этот этап очень важен для всего процесса росписи и требует определенных знаний.

Для того чтобы начать резервирующую линию без капли, придайте трубочке горизонтальное положение, чтобы резерв отошел от края.



Поднесите трубочку к ткани и переверните ее носиком вниз. Поставьте носик трубочки в точку начала наводки линии. Чтобы начать наводку линии, у вас есть в запасе несколько секунд, пока резерв подойдет к краю носика трубочки.



hello_html_1024413f.jpg

Стеклянная трубочка.



hello_html_27d7813a.jpg

Краски - используются специальные для росписи по шелку и делятся на два вида

- краски, которые закрепляются паром (анилиновые красители);

- краски, которые закрепляются утюгом (акриловые красители):



hello_html_6f1b3583.jpg


Краски необходимо пробовать перед работой на куске той же ткани, которую предстоит расписывать. Волокна тканей по разному впитывают краску, поэтому насыщенность одного и того же цвета на разных тканях будет неодинаковой. К тому же краска на мокрой ткани выглядит гораздо темнее, и определить ее цвет можно только после высыхания. Так как ткань довольно быстро высыхает краску надо наносить одинаково насыщенно тампонам или кисточками быстро и уверенно. Иначе при покрытии больших участков ткани, могут получиться затеки и ореолы.



hello_html_6fbc4d1e.jpg


Краску внутри зарезервированных участков можно наносить не ровным локальным пятном, а мягкими живописными тональными переходами. Они перетекают в друг друга, создавая акварельный эффект. Смоченная ткань постепенно подсыхает, и тогда краски растекаются и цвет остается ярким


Цветными контурами исправляем не ровные и неаккуратные линии резерва и можно дополнительно рисовать сразу контурами декоративные снежинки.



hello_html_m23f45714.jpg


Закончив роспись, работу проглаживаем сначала с изнаночной стороны потом с лицевой стороны. Изделие готово к оформлению в подрамник.



hello_html_m762bb731.jpgC:\Users\Администратор\Documents\Для конкурса Педагог ДО-2016\триптих полина вика1.jpg




C:\Users\Администратор\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20150201_194756.jpg


Декоративное панно «Зимняя фантазия» выполнено по авторской фантазии нашего руководителя и нами.

Композиция прямоугольного формата 50 – 70см выполнена в технике холодного батика.

Материал крепдешин,

краски – акриловые,

резервирующий состав – бесцветный.

Композиция подчинена традиционной схеме заполнения плоскости с акцентированием вертикального движения от низа к вверху. В центрах панно расположены древо жизни «Аал – луук мас», персонажи якутской сказки «Почему зима длиннее, а лето короче», спорщики - конь и бык. Периодизация условно выражена цветовым фоном. Все поле, помимо того, разделено бурей орнамента и северным сиянием. Это членение позволяет обогатить графически и живописно подчеркнуть фактуру плоскости.

В композицию включены также якутские орнаменты, которые использованы для завершения композиции в виде орнаментальной каймы и не несут определенной смысловой нагрузки.

Экономический расчет.

Декоративное панно «Зимние фантазии»(триптих, батик) - это ручная работа, поэтому изделие отличается своеобразием и индивидуальностью:

- простой формы;

- основные цвета холодные;

- панно выполнена в технике холодного батика.

Данный вид в технике холодного батика достаточно объемный процесс, требующий определенных навыков и профессиональной подготовки.

Выполненное изделие практичное и доступное, соответствует современным требованиям. Эксклюзивная работа в единичном экземпляре.

 

Себестоимость

  1. Краски акриловые – набор 450 рублей

  2. Ткани шелк – крепдешин – 1.5метра – 570 рублей

  3. Резервирующий состав – 2тюбика - 150 рублей

  4. Стеклянные трубочки – 2штуки – 80 рублей

  5. Цветные контуры – 3штуки – 210 - рублей

  6. Оформительские рамы – 3шт – 2000 рублей

Итого: 3460 рублей








Записывайтесь в наш кружок: Художественная роспись по ткани

«Батик»

  • Цель кружка: помочь учащимся, имеющим склонность к рисованию, реализовать свои природные задатки в одном из популярных направлений декоративно - прикладного искусства – художественной росписи по ткани. Занятия этим видом творчества будут способствовать осознанному выбору ими профессии и более успешной адаптации на современном рынке труда. D:\Мои документы\Cаша\Из флешки 18.12.09\батик для 4ф\49.jpg

  • Учащиеся ознакомятся с принципами художественной композиции, основами цветоведения, особенностями тканей, способами росписи и специальными красителями по ткани.

  • В процессе обучения ученики смогут украсить собственными произведениями интерьер учебного заведения и своего дома, создать оригинальную одежду для себя.

Расписание кружка.

  • Кружок будет работать каждый понедельник и в среду:

  1. с 15часовдля первой группы в записавшихся в кружок.

  2. С16часо 30минут - для второй группы в записавшихся в кружок.


Руководитель кружка: Кузьмина Инга Ивановна

Контактный телефон: 89142877870


Программа дополнительного образования детей "Художественная роспись по ткани (Батик)"
  • ИЗО, МХК
Описание:

Программа дополнительного образования детей «Художественная роспись

по ткани - батик» 5 – 11 класс.

Роспись и украшение ткани - увлекательное занятие, которое наполняет жизнь ребенка радостью творчества. Работа с прекрасными материалами: шелком, атласом, красками, кистью - доставляет удовольствие. Ребенок имеет возможность ощутить ни с чем несравнимую радость от реализации самых смелых идей своими руками. Роспись по ткани открывает перед ребенком широкое поле для реализации идей по дизайну одежды или интерьера.

Цель данной программы - раскрыть и развить потенциальные художественные способности ребенка, способствовать удовлетворению потребности детей в практической деятельности, осуществляемой по законам красоты.

Цели и задачи обучения:

1.Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

2.Дать детям общее понятие о декоративно-прикладном искусстве, его видах, задачах, закономерностях.

3.Познакомить детей с одним из видов декоративно-прикладного искусства - художественной росписи ткани (батиком).

4.Формировать у детей практические умения и навыки выполнения росписи ткани (холодный батик). Ознакомить детей с видами тканей для выполнения батика, со специальными красителями и закрепителями, инструментами для нанесения красочного слоя (кисть, валик, трубочки, аэрограф, тампон и т.д.), освоить с ними в полном объеме весь процесс выполнения холодного батика (эскиз, перевод рисунка на ткань, нанесение резерва, выполнение росписи, закрепление росписи).

5.Ознакомить детей с общими закономерностями изобразительного искусства, лежащими основе создания художественной росписи по ткани: законы композиции и колорита, приемы стилизации, приемы создания декоративной композиции.

6.Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность через создание разного рода сувениров, открыток, декоративных композиций.

7.Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы практически значимыми.

8.Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.

9.Обогащать визуальный опыт детей через их знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства.

Данная программа рассчитана на 2 года обучения для дополнительного образования детей средней (5 – 8 классы, 34 часов) и старшей (9 – 11 классы, 34 часов) групп. В группы принимаются все желающие, специального отбора не производится. Прошедшие двухгодичный курс обучения, могут заниматься и дальше, выполняя задания на более высоком творческом уровне. Занятия в группе проводятся 1 раз в неделю по 1 час на первом году обучения и 1 раз по 1 часу на втором году обучения.

Основная форма организации учебного процесса - учебное занятие или творческий урок, т.е. работа в мастерской. Это обусловлено сложностью и логической поэтапного процесса выполнения художественной росписи ткани. Такая форма обеспечивает системность учебного процесса, возможность повторять и закреплять пройденный материал.

Для успешного освоения программы необходимы следующие материалы, инструменты и условия:

- Помещение - мастерская;

- Пяльцы и рамки для натяжения ткани разного размера;

- Красители для батика - акриловые, анилиновые;

- Резерв для закрепления;

- Ткани для росписи - шелк, атлас, крепдешин, бязь и др.;

- Инструменты - кисти, трубочки - стеклянные, валики и тампоны, карандаши простые. Бумага копировальная, калька и др.;

- Подставки для кистей, емкости для разведения красителей, палитры, емкости для воды.

Помещение должно обязательно проветриваться и хорошо освещаться, желательно чтобы помещение имело воду и канализацию.

Принципы обучения:

1.эмоционально - положительное отношение учащихся к деятельности - основное условие развития детского творчества;

2.учет индивидуальных особенностей детей - одно из главных условий успешного обучения;

3.последовательность освоения учебного материала - от простого к более сложному, от учебных заданий к творческим решениям;

4.удовлетворение практических чувств ребенка через создание полезных и красивых вещей.

Методы обучения:

1.репродуктивный (воспроизводящий);

2.иллюстрированный (сопровождающийся демонстрацией наглядного материала);

3.проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми);

эвристический (проблема ставится самими детьми, ими же предлагаются пути решения).

Автор Кузьмина Инга Ивановна
Дата добавления 23.03.2016
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел Планирования
Просмотров 538
Номер материала MA-065801
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓