Главная / Технология / Программа для первых классов кружок "Рукоделие" по ФГОС

Программа для первых классов кружок "Рукоделие" по ФГОС



«Согласовано»

Заместитель директора по воспитательной работе МБОУ СОШ №6 О.В.Дорожкина


«___» _________        2015__г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №6 Е.В.Троицкая



«___» _________        2015__г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


                                   

Кружок


 «Рукоделие» 1 класс


на 2015-2016 учебный год















Учитель технологии: Сигида Н.И. 








г. Георгиевск 


I  Пояснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет проведение кружковой работы. Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно – прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с мехом и т.д.) народа, проживающего в родной местности).

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных  для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Кружок «Радуга творчества» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Цели кружковой работы:

1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого      человека, любви к родному краю и себе.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам». 

Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению  является:

Я слышу – и забываю,

Я вижу -  и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.

Задачи:

  • развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;

  • учить  изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бросового и природного материала;

 учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,

  • воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6-11 лет.

 

   




















II Учебно-тематический план



п./п.

Тематический блок

Количество

часов (в год)

1

Вводная беседа

1

2

Работа с природным материалом

5

3

Работа с бумагой

и картоном.

10

4

Работа

с тканью

3

5

Работа

с бросовым материалом

6

6

Работа

с пластилином

5

7

Работа с акварелью и карандашом

2

8

Итоговое занятие

1

9

Итого:

33

 


 




















III Календарно – тематическое планирование


Темы разделов и занятий

Всего часов

Практических

Дата проведения

Примечания

1

Вводная

беседа

1

-


 

2

Работа с природным материалом

5

5



2.1

Аппликация из листьев «Зайчик»


1



2.2

Аппликация из листьев «Цветок»


1


Самоделки с.80 – 81

2.3

Работа с ореховой скорлупой «Рыбка»


1


Дид.мат-ал 1кл. с.34

2.4-2.5

Аппликация из иголок хвойных деревьев


2


Технология с.51

3

Работа с бумагой

и картоном.

10

10


 

3.1

Гафрированные изделия «Веер»


1


Т.Геронимус мет.рек.с 7

3.2.

Выпуклая аппликация «Цветок»


1


Т.Геронимус мет.рек.с 17

3.3

«Одуванчик» аппликация


1


Образец

3.4

Подвесная игрушка «Утёнок» (иметь конверт)


1


Дид.мат-ал 1кл. с.48

3.5

Работа по шаблонам. Аппликация «Лебедь».


1



3.6

Работа по шаблонам. Грибная поляна.


1



3.7

Зайцы на поляне.


1


Технология с.46


3.8

Аппликация «Русская матрешка»


1


Технология с.62

3.9

Аппликация «Морское дно»


1


Технология с.70

3.10

Работа с бумагой и картоном «Семья осминожек»


1


Технология с.72-

4

Работа

с тканью

3

3


 

4.1

Сервировочная салфетка


1



4.2

Аппликация из ткани


1



4.3

Дед Мороз и Снегурочка. Вата, ткань и картон.


1



5

Работа

с бросовым материалом

6

6


 

5.1-5.2

Работа с потолочными плитами «Снеговик»


2



5.3-5.4

Новогодняя ёлка. Изделие из музыкальных дисков.


2



5.5-5.6

Аппликация из пуговиц.


1



5.7

Конструирование из спичечных коробков


1


Самоделки с.73

6

Работа

с пластилином

5

5


 

6.1

История лепки Аппликация на картоне


1


презентация

6.2

Лепка простых овощей и фруктов


1



6.3

Лепим чайник.


1



6.4

Посуда из пластилиновых жгутов


1


презентация

6.5

Лепка сказочных персонажей «Чебурашка»


1



7

Работа с акварелью и карандашом

2

2



7.1

Конкурс на самый красивый фантик.


1



7.2

Конкурс рисунков «Мы рисуем цветы».


1



8

Итоговое занятие

1

1




К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:

  • название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;

  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:

  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

  • анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».










Методические рекомендации по проведению занятия

Инструктаж по  технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Быстрая, интересная вступи тельная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самос тоятельной практической работы без помощи учителя.

Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.

Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если  времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной лов кости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому,  стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

На занятии кружка  должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем  на практические действия.  

 В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.

В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.

 VI Результат

 

Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы), так и районные, окружные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.

V Список литературы:

1. Р.И.  Рудниченко. Технология. 1 класс

2. Т.М. Геронимус. 150 уроков труда.

3. Г.И.Перевертень. Самоделки из разных материалов.

4. М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”

5. М.А.Гусакова “Аппликаци

 

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет проведение кружковой работы. Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно – прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с мехом и т.д.) народа, проживающего в родной местности).

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных  для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Кружок «Радуга творчества» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Цели кружковой работы:

1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого      человека, любви к родному краю и себе.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам». 

Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению  является:

Я слышу – и забываю,

Я вижу -  и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.

Задачи:

  • развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;

  • учить  изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бросового и природного материала;

 учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,

  • воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

Содержание программы

Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6-11 лет.

Программа кружка «Радуга творчества»

1 год (33 ч)

Первый год обучения определяет содержа ние и характер совместной работы учителя и учащихся по осозна нию предстоящей практической деятельности: это анализ конструк ции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструмен тами, название используемых материалов и ряда их свойств, подле жащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.

При обсуждении технологии изготовления изделия первоклас сники под руководством учителя составляют словесный план, разли чая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготов ление будет вестись подконтрольно.

Вводная беседа  (1 час).

  • Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.

  • Требования к поведению учащихся во время занятия.

  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

  • Соблюдение правил по технике безопасности.

  • Из истории происхождения  ножниц. Беседа.

Работа с природным материалом (4 часа).

  • Рассказ о флористике. Природа северного края.

  • Изготовление композиций из засушенных листьев.

  • Составление композиции (коллективная работа).

  • Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев).

Работа с бумагой и картоном (6 часов).

  • Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».

  • Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно из оригами «Лесные мотивы».

  • Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.

  • Изготовление карнавальных масок.

  • Изготовление поздравительных открыток (по образцу).

  • Конструирование из бумаги

Работа с тканью (6 часов).

  • Знакомство с наперстком.

  • Знакомство (практическое) с видами швов « через край», «петельный шов».

  • Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).

  • Знакомство и шитье мягкой игрушки.

  • Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций).

  • Шитье коврика из лоскутков различной ткани.

Работа с бросовым материалом (5 часов).

  • Конструирование дома для сказочных героев.

  • Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.

  • Игрушки из пластмассовых бутылок.

Работа с пластилином (4 часа).

  • Рассказ о глине и пластилине.

  • Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу).

  • Пластилиновая аппликация на картоне по желанию детей.

  • Лепка по замыслу детей.

Работа с  мехом (6 часов).

  • Шитье мягкой игрушки.

  • Изготовление сувениров из меха.

  • Лоскутная аппликация (коллективная)

Подведение итогов (1 час).

  • Подведение итогов работы, обзор курса.

  • Рефлексия.

  • Отзывы и пожелания.

К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:

  • название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;

  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:

  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

  • анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».

Методические рекомендации по проведению занятия

Инструктаж по  технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Быстрая, интересная вступи тельная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самос тоятельной практической работы без помощи учителя.

Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.

Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если  времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной лов кости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому,  стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

На занятии кружка  должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем  на практические действия.  

 В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.

В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.

Тематическое планирование  содержания программы по темам и объему

Тема занятия

Содержание

Дата

Проведения

1

Творческие работы на тему «Мои увлечения»

Беседа об увлечениях детей. Рисование по теме.


2

Рисунки на тему «Я и моя семья»

Рассказ детей о своих семьях. Рисование по теме.


3

Конкурс на самый красивый фантик.

Знакомство с акварелью. Орнамент. Сюжет.


4

Портрет Зайчика – огородника.

Работа цветными карандашами. Рисование по воображению.


5

Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель)

Прослушивание сказки. Выполнение иллюстрации.


6

Рисунки «Осенние сказки лесной феи» (акварель)

Осенние изменения в лесу. Рисование картин осени.


7

Конкурс рисунков на тему: «Правила дорожные знать каждому положено» (цв. карандаши)

Эскизы придуманных дорожных знаков. Беседа о правилах дорожного движения.


8

Конкурс рисунков на тему: «Мои любимые сказки»

Обложка любимой сказки. Герои сказки. Сказочная природа.


9

Рисунки на тему «Братья наши меньшие»

Отношение к животным. Любимое домашнее животное.


10

Изготовление новогодних карнавальных масок.

Карнавал. Карнавальная маска.


11

Конкурс рисунков на тему: «Птицы – наши друзья».

Беседа о жизни птиц зимой. Рисование по теме.


12

Конкурс рисунков «Мы рисуем цветы».

Видеофильм о цветах. Рисование по теме.


13

Праздник русской матрёшки. Знакомство с хохломой.

Знакомство с народными промыслами. Роспись матрёшки.


14

Рисунки на тему: «Вселенная глазами детей».

Представления детей о космосе. Рисование.


15

Иллюстрация к сказке «Петушок – золотой гребешок».

Прослушивание сказки. Иллюстрации.


16

Былинные богатыри. Илья Муромец.

Знакомство с былинами. Изображение богатырей по представлению.


17

Рисунки на тему: «Зимние забавы».

Рисование по теме.


18

Рисование на тему: «Подводное царство».

Рисование по представлению на заданную тему.


19

Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Прослушивание сказки. Иллюстрирование.


20

Изготовление афиши к спектаклю.

Знакомство с понятием «афиша». Изготовление афиши.


21

Рисование на тему: « Красота вокруг нас».

Изображение пейзажей родного края.


22

Рисунок-декорация «Сказочный домик».

Просмотр картин художников по теме . Рисование по представлению.


23

Рисунки на тему «Любимые герои»

Изображение человека и животных разными художественными средствами.


24

Рисование на тему «Родина моя».

Передача красоты родного края выразительными средствами.


25

Изготовление праздничной открытки.

Создание простого подарочного изделия.


26

Иллюстрация к сказке «Гуси – лебеди».

Создание сюжетных композиций на основе


27

Портрет живых персонажей из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино»

Моделирование художественными средствами сказочных и фантастических образов.


28

Фантастические персонажи сказок: Баба – Яга, Водяной, Кащей – Бессмертный.

Изображение сказочных и фантастических персонажей.


29-33

Резерв



 

Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы), так и районные, окружные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.

Список литературы:

  • А.Бахметьев, Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”

  • Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”

  • С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”

  • А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”

  • М.А.Гусакова “Аппликация”

  • М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”

  • Н.Докучаева “Сказки из даров природы”

  • Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”

  • Т.И. Еременко “Рукоделие”,  “Игрушка”

  • М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”

  • Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”

  • Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”

  • Н.М.Конышева “Умелые руки”





Программа для первых классов кружок "Рукоделие" по ФГОС
  • Технология
Описание:

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Автор Сигида Наталья Ивановна
Дата добавления 16.01.2016
Раздел Технология
Подраздел Планирования
Просмотров 1199
Номер материала MA-063842
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓