Главная / Начальные классы / Программа дополнительного образования (начальная школа)

Программа дополнительного образования (начальная школа)

ПРОГРАММА

деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного

травматизма «Дорожная азбука»


Для учащихся 7 – 10 лет


Срок реализации – 3 года


Составители: О.В.Бассюк, учитель нач.классов педагог дополнительного образования;

консультант: С.В. Кашлева, методист высшей категории МОУ ДЮЦ Волгограда



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.

Актуальность и практическая значимость обучения, воспитания и в целом профилактика детского дорожно-транспортного травматизма подчеркиваются высокими статистическими показателями.

Необходимо научить ребенка правилам жизни во взрослом мире - в мире спешащих людей и машин. Причем надо отметить, что автомобили становятся опасными человеку в силу его недисциплинированности - как водителя, так и пешехода.

Важно решать вопросы по профилактике детского дорожно-транспортного

травматизма комплексно, воссоединив практические и теоретические занятия в непрерывном процессе обучения и воспитания, начиная с самого раннего возраста, знание которых может снизить вероятность ДТП. Комплексный подход к решению проблемы может дать положительный результат – сокращение числа дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Программа «Дорожная азбука» модифицированная. Разработана на основе программы «Программа перечня правил дорожного движения и основ безопасного поведения на улице для учащихся 1 – 4-х классов общеобразовательных школ». (Российская академия образования Управление ГАИ ГУВД г. Москва – М., 1994г.); методических рекомендаций для системы дополнительного образования детей Правилам дорожного движения (рекомендации разработаны авторским коллективом под руководством С.В. Барканова и О.А. Никоновой в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в России» и одобрены Министерством образования РФ Москва, 2001 г.). По возрасту предназначена для учащихся начальной, основной и средней школы. По продолжительности реализации – трехгодичная. По форме реализации – групповые и индивидуальные занятия. По виду деятельности – социальная. По образовательной области – профильная. Программа переработана по возрасту 7 – 10 лет.


Цель программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города; ознакомление учащихся с работой инспекторов ГАИ и значимости в обеспечении порядка и безопасности на дорогах.


Задачи программы:

1.Сформировать у учащихся устойчивые навыки соблюдения и

выполнения правил дорожного движения.

2. Привить культуры безопасного поведения на дорогах.

3.Обучить школьников правилам дорожного движения.

4. Развить творческих способностей учащихся.

5.Сздать условия для формирования общечеловеческих

нравственных ценностных отношений.

6. Ознакомить учащихся с основами автострахования.


Принцип программы: системный подход к решению вопроса профилактики

дорожно-транспортного травматизма всех субъектов

образовательного процесса.


Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки является достаточно сложным, длительным учебно-воспитательным процессом, требующим специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приёмов.

Учебно – воспитательный процесс состоит из трёх видов деятельности:

- обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);

- самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий в учебных книжках – тетрадках);

- практическая отработка координации движений в играх – упражнениях (вводных, групповых, индивидуальных), умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Учебные занятия имеют практическую направленность на обеспечение безопасности детей, формирование у них самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения.

Программа построена по принципу нарастания объема изученного материала. Это нарастание можно проследить в увеличении количества освоенных дорожных знаков, дорожных разметок и т.д. Педагог постоянно акцентирует внимание учащихся на то, что безоговорочное выполнение ПЛЛ – это усвоение сохранения жизни себе и окружающим.

Каждая тема, включенная в программу, содержит теоретическую и практическую части.

В теоретическую часть включены необходимые сведения из Правил дорожного движения по заданной теме и беседы, посвященные ПДД школьников в дни каникул и в связи сезонными изменениями дорожной обстановки или в инфраструктуре микрорайона.

Практическая часть заключается в работе учащихся над дидактическим материалом по заданной теме, экскурсиями оп пешеходным маршрутам, местам активного отдыха детей, по улицам и перекресткам микрорайона, а также сюжетно-ролевым играм, играм с использованием изготовленных учащимися имитационных и дидактических материалов по ПДД на улицах и дороге.


Методы обучения.

При обучении школьников начальных классов наиболее целесообразны следующие устные методы изложения знаний: рассказ, рассказ – объяснение и беседа.

Работа с учебной книжкой – тетрадью. Это самостоятельная работа учащихся. Они записывают новые слова и дорожные термины, изучают учебный материал, сюжетные картинки, ищут ответы на поставленные вопросы, выполняют задания педагога. Если ребенок самостоятельно рисует, раскрашивает, отгадывает, он лучше запоминает и осмысливает материал.

Игра. Познавательные игры с детьми проводятся преимущественно по правилам. Сначала формируют задание, потом – способ выполнения.

Чаще всего используются игры – упражнения, многократно повторяемые и направленные на формирование умений и навыком безопасно вести себя на улицах и дорогах. Упражнения бывают индивидуальными и групповыми.

Ролевая игра. Она всегда носит эмоциональный характер, что способствует более прочному запоминанию правильных безопасных действий. При распределении ролей (водителя, пешехода, пассажира) у учащихся развивается воображение. Они начинают подчиняться определённым правилам, связанным с ролью. Цель – научить ребёнка спокойно ориентироваться на проезжей части дороги, если он не успел её перейти.

Экскурсия. Она проводится для закрепления учебного материала. Экскурсии бывают пешие, автобусные и на общественном транспорте. Во время остановок педагог обращает внимание учащихся на опасные места вокруг школы, объекты, закрывающие обзор, сезонные изменения дорожных условий; показывает дорожную разметку, дорожные знаки, светофоры и т.д.


Принципы воспитания – основа действенного решения воспитательных задач.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, изучения черт их характеров, темперамента, интересов, мотивов поведения воспитываются у них положительные привычки, обучение дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.

Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность их нервной системы позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно – транспортного происшествия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде. Учатся анализировать аварийные ситуации, которые происходят на улицах города.

Принцип возрастной безопасности. У младших школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, легкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлеченностью чем – либо, когда они находятся на дороге. С раннего детства, еще до школы ребенку следует разъяснять суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. У учащихся среднего и старшего школьного возраста чаще всего знания расходятся с применением из-за чрезмерной самоуверенности или безнаказонности.

Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, т.к. неправильные действия ребенка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.


Методы воспитания

Внушение. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия.

Убеждение. Это доказательство истинности того или иного положения. На младших школьников наиболее эффективно действует предметно словесное убеждение. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым.

Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила дорожного движения перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же.

Упражнение. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведения до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки.

Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность.


Выполнение программы рассчитано на трехлетний срок обучения в начальной школе.

Программа рассчитана на 4-часовые занятия в неделю.


Уровень подготовки учащихся первого года обучения:

-знать опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улице и дорогах;

-безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;

-типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;

- опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;

-места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках и т.д.;

-название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей.

Правила :

-перехода улиц по сигналам светофора;

-перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;

-перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;

-воздержания от перехода дорог и улиц при приближении транспортных средств с включёнными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;

-движения по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии – по обочине и краю проезжей части со взрослыми);

-движения группы детей в сопровождении взрослых;

-этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми;

-безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги.

Учащиеся 1-го года обучения должны уметь:

-переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);

-правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.


Уровень подготовки учащихся второго года обучения:

Учащиеся, кроме перечисленного выше, должны знать Правила:

-перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;

-перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями.

Учащиеся 2-го года обучения должны уметь:

-переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;

-обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; при посадке и высадке из общественного транспорта;

-ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;

-не создавать помех движению транспорта;

-определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;

-дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта.


Уровень подготовки учащихся третьего года обучения:

Учащиеся, кроме перечисленного, должны знать:

-что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;

Правила:

-перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;

-перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;

-перехода железной дороги.

Учащиеся 3-го года обучения должны уметь:

-ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;

-переходить железнодорожные пути;

-переходить регулируемые и нерегулируемые перекрёстки;

-осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.


Для адекватного поведения в дорожной обстановке необходимо формировать и развивать у учащихся:

-устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;

-познавательные психические процессы (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);

-понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных действий на улицах и дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их анализировать и оценивать;

-самоконтроль, саморегуляцию и самоорганизацию правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.


Формы контроля: зачеты, конкурсы, викторины, игры.


Практика показывает, что только воспитывая участников дорожного движения с раннего возраста, занимаясь ранней профилактикой ДТП , взаимодействуя с семьей, сотрудничая с различными ведомствами, прежде всего, с ГИБДД, можно влиять на процессы стабилизации состояния аварийности на дорогах.


Нормативно-правовое обеспечение:

1. Конституция Р.Ф.

2. Закон «Об образовании».

3. Конвенция «О правах ребенка».

4. Правила дорожного движения Р.Ф.

5. Устав МОУ СОШ №22.

6.Положение об отряде ЮИД.


Научно-методическое обеспечение:

1. Учебные программы.

2. Планы воспитательной работы.

3.Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков по правилам дорожного движения.

4.Учебники «ОБЖ» (А.В.Гостюшин), «Правила и безопасность додрожного движения» (В.Я.Сюнькова), «Учись быть пешеходом» (Е.М.Форштат).

5.Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений «Дорожноая безопасность».

6.Методическое пособие «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу» (В.И.Коваль).

7.Правила дорожного движения в игровой форме лдя учащихся 3 – 9 классов.

8.Методическое пособие «Обучение детей правилам дорожного движения» (Е.Г.Сахновская, Л.Ю.Пахтусова).

9.Видиофильм «Простые правила».

10.Экзаменнационные билеты по правилам дорожного движения для учащихся 5 – 9 классов.

11.Рабочие тетради, методические разработки для учащихся и родителей.

12. Тестовые задания.

13.Карточки с заданиями для индивидуальной и групповой роботы.

14.Газета «Добрая дорога детства» (по тематике дорожного движения)


Учебно-наглядное пособия:

1.Комплект иллюстрированных плакатов по правилам дорожного движения.

2.Набор дорожных знаков.

3.Элементы одежды для сюжетно-ролевых игр.


Материально-техническое обеспечение:

1.Кабинет «Светофор» и его оснащение (перекресток, светофор, дорожные знаки)

2.Настольнай макет микрорайона.

3.Учебно-тренировачный перекресток.

4.Магнитофон.

5.Тлевизор.

6.Комплект красных флажков.


Информационно-содержательное обеспечение:

1.Информационный банк данных:

- разработки уроков;

- беседы для учащихся;

- внеклассные мероприятия.

2.Информационные бюллетени.

3.Взаимодействие с ГИБДД и другими общественными организациями школы.

4.Систематическое оформление информационных стендов.








УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


1-ый год обучения


п/п

Тема занятий

Всего часов

Теоретических часов

Практических часов

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

2

2

-

2

Пешеходная азбука

24

12

12

3

Игра – дело серьезное

26

-

26

4

Три волшебных цвета – красный, желтый, зеленый

10

-

10

5

Праздник – для всех!

58

8

50

6

В гостях у Айболита

8

6

2

7

Правила для велосипедистов

8

4

4

8

Дарить радость людям

8

2

6


ИТОГО:

144

34

110



2-й год обучения


п/п

Тема занятий

Всего часов

Теоретических часов

Практических часов

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

2

2

-

2

Дорожная азбука

30

18

12

3

Игра – дело серьезное

20

-

20

4

Три волшебных цвета – красный, желтый, зеленый

10

-

10

5

Праздник – для всех!

44

-

44

6

Оказание первой мед. помощи

12

8

4

7

Правила для велосипедистов

18

8

10

8

Улицы нашего города

8

-

8


ИТОГО:

144

36

108



3-й год обучения


п/п

Тема занятий

Всего часов

Теоретических часов

Практических часов

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

2

2

-

2

Дорожная азбука

40

26

14

3

Игра – дело серьезное

10

-

10

4

Три волшебных цвета – красный, желтый, зеленый

14

-

14

5

Праздник – для всех!

32

-

32

6

Оказание неотложной помощи

18

10

8

7

Правила для велосипедистов

24

8

16

8

Основы страхования

4

4

-


ИТОГО:

144

36

108




























Программа дополнительного образования (начальная школа)
  • Начальные классы
Описание:

ПРОГРАММА деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорожная азбука" 

Для учащихся  7 – 10 лет. Срок реализации – 3 года

  Актуальность и практическая значимость обучения, воспитания и в целом профилактика детского дорожно-транспортного травматизма подчеркиваются высокими статистическими показателями.  Программа «Дорожная азбука» модифицированная. Разработана на основе программы «Программа перечня правил дорожного движения и основ безопасного поведения на улице для учащихся 1 – 4-х классов общеобразовательных школ». По форме  реализации – групповые и индивидуальные занятия. По виду деятельности – социальная. По образовательной области – профильная.
 

Автор Мокрецова Людмила Евгеньевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1361
Номер материала 40026
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓