Главная / Логопедия / Прогамма коррекции речевых нарушений у детей с умственной отсталостью с 1 по 5 класс

Прогамма коррекции речевых нарушений у детей с умственной отсталостью с 1 по 5 класс

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Алейская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»


Рассмотрено Утверждено

на заседании методического директором КГБС(К)ОУ

совета « Алейская специальная

Протокол № __________ (коррекционная) общеобразовательная

«_____»_________2014г. Школа-интернат VIII вида»

Руководитель М.С.______________ Приказ № ____________

«_____»__________2014г.

____________В.И.Савинкова







Рабочая программа

по коррекции системного недоразвития речи 1-5 классов

для обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья

















Учитель-логопед:

Мосина Н.А.









2014г.


Программно-методические материалы:

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.. 1991 г.

Козырева Л.М. Логопедическая программа коррекции лексико-грамматического строя

речи младших школьников с задержкой психического развития. Ярославль, 2003 г.

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., «Владос», 2001 г.

Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления

недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию. М.,

«Аквариум Бук», 2004 г.

Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с

ОНР. СПб., 2007г.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

(под ред. В,В. Воронковой). М., «Просвещение», 2009 г.

Худенко Е.Д. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с

окружающим миром в специальных (коррекционных) школах VIII вида. М.,

2003г.

Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями

интеллектуального развития. М., 2005 г.






















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика речевого развития детей с интеллектуальными нарушениями.


Нарушения речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида встречаются гораздо чаще, чем в массовой школе, характеризуются стойкостью и сохраняются даже в старших классах. Расстройства речи у детей с интеллектуальными нарушениями проявляются на фоне недоразвития познавательной деятельности, нарушенного психического развития в целом.

Речевые нарушения у детей в С(К) ОУ VIII вида носят системный характер, то есть страдает речь как целостная функциональная система, нарушаются все её компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексический и грамматический строй, связная речь.

Фонетические нарушения проявляются в неточности слуховой дифференцировки сходных по звучанию фонем, трудностях звукобуквенного анализа.

Недоразвитие лексической стороны речи проявляется, прежде всего, в бедности словарного запаса, неточности употребления слов, в преобладании пассивного словаря над активным, в несформированности структуры значения слова. В словаре таких детей преобладают существительные с конкретным значением. Усвоение же слов абстрактного значения, понимание загадок, пословиц вызывает большие трудности. У многих отсутствуют в речи слова обобщающего характера, редко употребляют глаголы, прилагательные, наречия. Чаще всего школьники употребляют в своей речи местоимения.

Несформированность грамматической стороны речи проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. У школьников недостаточно сформированы как морфологические формы словоизменения и словообразования, так и синтаксическая структура предложения. Предложения таких детей, как правило, весьма примитивной конструкции, часто стереотипны, неполны, неправильно построены.

Становление связной речи осуществляется замедленными темпами и также характеризуется качественными особенностями. Дети с интеллектуальными нарушениями долгое время задерживаются на этапе вопросно-ответной и ситуативной речи. Переход к самостоятельному высказыванию является очень трудным и затягивается вплоть до старших классов школы. В процессе усвоения связных высказываний школьники нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая проявляется либо в виде вопросов, либо в виде подсказки. Связные высказывания мало развёрнуты, фрагментарны. В рассказах нарушена логическая последовательность, связь между отдельными её частями. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого. Речь, как правило, маловыразительна, монотонна, нет логических ударений.

Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьёзным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребёнок практически не усваивает программу.


Цели и задачи рабочей программы по коррекции СНР


Цель - коррекция дефектов устной и письменной речи детей с интеллектуальными нарушениями для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.

Основные задачи:

-коррекция и развитие психологической базы речи;

-постановка или уточнение звуков и закрепление их в речи;

-формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе

развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового

состава слова; 

-уточнение, обогащение и активизация лексического запаса;

-формирование грамматической стороны речи; 

-предупреждение и коррекция дисграфии;

-развитие диалогической и монологической форм речи;

-формирование коммуникативных навыков;

-воспитание мотивации к учению, общению.

Предполагаемый результат-коррекция системного нарушения речи обучающихся.


Методологические и теоретические

основы программы


При составлении рабочей программы соблюдались следующие принципы:

  • онтогенетический;

  • этиопатогенетический;

  • принцип учёта «зоны ближайшего развития»;

  • принцип практической направленности (в соответствии с целями и задачами специального образования);

  • принцип комплексности;

  • принцип поэтапного формирования умственных действий.

 

Методологической основой является теория речевой деятельности, сформулированная в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейна, А.А. Леонтьева, А.Н. Гвоздева, Н.И. Жинкина и дополненная исследованиями ученых-дефектологов в отношении особенностей формирования речи у детей с интеллектуальными нарушениями (Р.Е. Левина, Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).

При составлении рабочей программы по логопедии учитывалось следующее:

  1. У детей с интеллектуальными нарушениями системное недоразвитие речи (легкой, средней или тяжелой степени), следовательно, логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

  2. Ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, поэтому весь процесс логопедической работы направлен на развитие и коррекцию высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия).

  3. Логопедическая работа подготавливает логопатов к усвоению материала школьной программы, поэтому ее содержание находится в соответствии с Программой С(К) ОУ VIII вида.

  4. В силу того, что нарушения речи у детей с интеллектуальными нарушениями носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем при работе с детьми с сохранным интеллектом.


Рабочая программа составлена на основе:


  1. Козырева Л.М. Логопедическая программа коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития. Ярославль, 2003 г.

  2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.

  3. Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию. М., 2004

  4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2007.

  5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под ред. В,В. Воронковой). М., «Просвещение», 2009 г.

  6. Ткаченко Т.А. Формирование звукового анализа и синтеза. М., 2005.

  7. Худенко Е.Д. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в специальных (коррекционных) школах VIII вида. М.,2003.

  8. Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития. М., 2005.

  9. Обзора программ и методик по коррекции письменной и устной речи:

-Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.. 1991.

-Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1983

-Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984 .


Организация работы по программе

Коррекция нарушений речи учащихся С(К)ОУ VIII вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в базисном учебном плане предусмотрены часы логопедических занятий.

Наполняемость групп для логопедических занятий 3-4 обучающихся. На коррекционные фронтальные (в 1 классе), индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня. На занятия с каждой группой отводится:

1-3 классы- 4 часа в неделю;

4 -5 классы -3 часа, 6-7 классы -2 часа в неделю.

Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

В структуру каждого занятия, как правило, входят:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения;

-упражнения, направленные на развитие фонематических процессов;

- работа над предложением;

- развитие связной речи.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.





Планирование работы по коррекции системного недоразвития речи

обучающихся 1 класса

4 часа в неделю по базисному учебному плану, из них:

1 занятие - обучение грамоте, предупреждение дисграфии и дислексии (фронтальное, совместное с учителем);

1 занятие – развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи (групповое);

2 занятия- постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков (по плану индивидуальной работы).

В 1 классе еженедельно проводятся совместные занятия с учителем по обучению грамоте. Логопед дает понятие о звуке, учитель - о букве. Поэтому последовательность изучения звуков и букв спланирована с учетом программы обучения грамоте в 1 классе С (К) школы VIII вида. Дифференциация согласных на совместных занятиях проводится также в соответствии с программой обучения грамоте.

Многолетний опыт работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, показывает, что лексико-грамматические занятия целесообразно в 1-3 классах выносить в отдельные занятия.

Тематика лексико-грамматических занятий: ««Игрушки», «Игрушки и учебные принадлежности», «Осень. Осенняя одежда», «Осень. Обувь», «Овощи. Помидор. Огурец», «Фрукты. Яблоко. Груша», «Комнатные растения и уход за ними», «Пришла зима», «Зимние развлечения», «Птицы», «Зимующие птицы»,«Новый год»,

«Зимняя одежда. Обувь. Головные уборы», «Домашние животные. Кошка», «Домашние животные. Собака», «Дикие животные. Волк», «Дикие животные. Лиса»,

«Дикие и домашние животные», «8 марта. Женские профессии», «Начало весны. Весенняя сказка», «Семья», «Весна. Сказка «Заячья шубка», «Одежда и обувь детей весной», «Наш город», «Мебель», «Человек. Охрана здоровья».

Первый класс в большей мере является пропедевтическим этапом логопедической работы по коррекции системного нарушения речи у детей с интеллектуальными нарушениями.


Основными задачами коррекционно-логопедической работы в 1 классе являются:


  1. Постановка и первоначальная автоматизация звуков.

  2. Формирование навыков простых форм звукового анализа и синтеза (на материале изучаемых звуков).

  3. Формирование слоговой структуры слов.

  4. Формирование лексико-грамматических представлений (обогащение словаря, именами прилагательными, глаголами, уточнение семантики слов, формирование умения согласовывать слова в предложении, освоение элементарных умений диалогической речи, основ повествования; отработка простейших лексических моделей) .

  5. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

  6. Развитие психологической базы речи ,высших психических функций.

  7. Воспитание мотивации в общении, учении.


Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Обучающиеся должны уметь:

различать звуки на слух и в произношении; анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки; плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту; списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.

Обучающиеся должны знать:

наизусть 3-4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса логопеда.


Планирование работы по коррекции системного недоразвития речи

обучающихся 2 класса.

4 часа в неделю по базисному учебному плану. Из них:

1 занятие – формирование фонематического восприятия, дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики (профилактика и коррекция дисграфии, обусловленной несформированностью фонематического анализа и синтеза слов) (групповое);

1 занятие - развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи (групповое);

2 занятия - постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков (по плану индивидуальной работы).

Во 2 классе одним из главных направлений работы является формирование фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики. Для детей с интеллектуальными нарушениями характерна незаконченность формирования фонематического восприятия. Недостаточность касается не только произношения, но и дифференциации звуков на слух. Несформированность фонетических представлений приводит к тому, что готовность обучающихся в С(К) школе к звуковому анализу речи слабее, чем у детей с нормальным интеллектом. Это, в свою очередь, ведёт к недоразвитию всех остальных речевых навыков и умений: словообразованию, усвоению лексико-грамматических категорий, формированию коммуникативной функции речи. Обучение детей в соответствии с предлагаемой системой обеспечивает, с одной стороны, коррекцию речевого дефекта, с другой - усвоение грамоты в объёме начальной школы.

По данной программе во 2 классе в I, II четверти дифференцируются гласные первого и второго ряда: твердые и мягкие согласные перед а-я, у-ю, о-ё, ы-и в слогах, словах, предложениях, связной речи. В III, IV четверти начинается работа по дифференциации звонких и глухих согласных в слогах, словах, предложениях, связной речи: [ п-б, п’-б' ], [ в-ф, в'-ф' ], [ т-д, т’-д'], [ к-г, к’-г']. Эти фонемы являются, как правило, правильно произносимыми большинством детей, поэтому на их основе ведется фронтальная работа по формированию фонематического восприятия.

Тематика лексико-грамматических занятий: «Осень», «Золотая осень» , «Наша школа», «Дом. Квартира», «Дом. Семья», «Сезонные изменения в природе», «Деревья. Береза. Клен», «Овощи. Морковь. Репа. Лук», «Признаки зимы», «Фрукты. Лимон. Апельсин», «Овощи и фрукты (сравнение)», «Зима. Зимние забавы», « Одежда». «Сезонная одежда», «Обувь. Виды обуви», «Дикие животные зимой. Заяц. «Домашние животные. Кролик» «Дикие, домашние животные (сравнение)», «Наша Армия», «Наш город», «Профессии», «Весна. Пробуждение природы», «Комнатные растения. Фикус, бегония», «Птицы. Ворона. Воробей», «Насекомые. Жук, Бабочка», «Птицы и насекомые (сравнение)», «Рыбы», «Человек. Охрана здоровья».

Основными задачами коррекционно-логопедической работы во 2 классе являются:


1. Постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков.

2. Формирование фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

3. Развитие лексико-грамматического строя речи (уточнение понимания смысла

известных слов, активизация употребления слов в речи, особенно прилагательных и глаголов; формирование умения правильно сочетать слова в словосочетаниях, во фразах по смыслу и грамматически; отработка навыка высказывания, освоение различных форм диалога, формирование навыка описания объекта, явления (по схемам, опорам, шаблонам и без них); развитие основ контекстной речи: умения отобрать нужную лексику для описания, построить фразу, опираясь на шаблоны).

4. Коррекция звуковой стороны речи (интонация при высказывании, темп, сила голоса, дикция, плавность).

5. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

6. Развитие высших психических функций.

7. Воспитание мотивации к учению, общению.



Основные требования к знаниям и умениям обучающихся


Обучающиеся должны уметь:

анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие на слух, в произношении, написании; списывать по слогам с рукописного и печатного текста; писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа; писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку; составлять простые предложения, выделять предложения из речи и текста; читать по слогам короткие тексты; слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку; по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чём читали или слушали.

Обучающиеся должны знать:

наизусть 3-5 коротких стихотворений.












Планирование работы по коррекции системного недоразвития речи

обучающихся 3 класса

4 часа в неделю по базисному учебному плану. Из них:

1 занятие - формирование фонематического восприятия, дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики (профилактика и коррекция дисграфии, обусловленной несформированностью фонематического анализа и синтеза слов) (групповое);

1 занятие - развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи (групповое);

2 занятия - постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков (по плану индивидуальной работы).


В 3 классе продолжается работа по формированию фонематического восприятия , но уже на материале дифференциации звуков, более сложных по артикуляции:

[ с-з, с’-з'], [ ш-ж], [ с, с', ш], [ з, з', ж], [ ч-щ], [ ч-т’], [ ш-щ], [ ч-ц], [ с-ц].

Тематика лексико-грамматических занятий: «Сентябрь – первый осенний месяц», «Осень. Листопад», «Овощи. Картофель. Капуста», «Овощи. Свёкла. Горох», «Бахчевые культуры. Арбуз. Дыня», «Ягоды. Малина. Земляника», «Сезонные изменения в природе», «Лиственные деревья. Дуб. Тополь», «Ноябрь- последний осенний месяц», «Транспорт. Наземный транспорт», «Одежда. Сезонная осенняя одежда», «Посуда. Виды посуды», «Сезонные изменения в природе. Зима»,

«Одежда. Сезонная зимняя одежда», «Обувь. Виды обуви», «Зимующие птицы. Синица. Снегирь», «Составление описания дятла по предметной картине по плану»,

«Хвойные деревья. Ель», «Февральские приметы», «День Защитника Отечества. Военные профессии», «Конец зимы», «8-е Марта. Женские профессии», «Март-первый весенний месяц», «Дикие животные нашего края. Медведь. Еж», «Домашние животные. Коза.Овца», «День космонавтики», «Комнатные растения и уход за ними», «Раннецветущие растения. Подснежник», «Насекомые. Муравей. Муха», «Охрана здоровья. Человек».


Основными задачами коррекционно-логопедической работы в 3 классе являются:

  1. Постановка или уточнение звуков и закрепление их в речи. Формирование фонематического восприятия.

  2. Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

  3. Коррекция звуковой стороны речи (интонация при высказывании, темп, сила голоса, дикция, плавность).

  4. Обогащение словарного запаса (правильное понимание значения слов, точность словоупотребления, формирование представлений о многозначности слова).

  5. Развитие грамматического строя речи: построение распространенных предложений, согласование и изменение слов.

  6. Развитие связной речи – диалогической и монологической (в диалоге все разновидности повествовательных (просьба, требование), вопросительных предложений; формирование умения строить диалог: спросить, ответить, объяснить, попросить. Формирование элементарных знаний о структуре текста (начало, середина, конец), представления о связях между предложениями. Развитие навыков и умений связного устного высказывания.

  7. Развитие высших психических функций.

  8. Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.

  9. Воспитание мотивации к учению.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся


Обучающиеся должны уметь:

анализировать слова по звуковому составу; составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении; различать гласные и согласные, глухие и звонкие согласные, свистящие, шипящие и аффрикаты, гласные ударные и безударные; определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме; списывать текст целыми словами; писать под диктовку текст (20-25 слов), осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами, трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам; отвечать на вопросы по прочитанному; высказывать своё отношение к поступку героя, событию; пересказывать содержание прочитанного; устно рассказывать на темы, близкие их интересам.


Обучающиеся должны знать:

наизусть 5-8 стихотворений; алфавит


Планирование работы по коррекции системного недоразвития речи

обучающихся 4 класса.


3 часа в неделю по базисному учебному плану. Из них:

2 занятия – развитие и коррекция морфологического строя речи (предупреждение и коррекция аграмматической дисграфии) (групповое);

1 занятия - постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков (по плану индивидуальной работы).


В 4 классе заканчивается работа по дифференциации фонем, имеющих сходные характеристики : [ р-л, р’-л'], [ j-л'].

Основное внимание в 4 классе направлено на развитие грамматического строя речи. Несмотря на то, что данная работа проводится с 1 класса, у большинства обучающихся коррекционной школы VIII вида проявляются стойкие аграмматизмы в речи и на письме вплоть до старших классов. Дети с интеллектуальными нарушениями с трудом овладевают морфологическим принципом письма, связанным с изучением грамматических правил.

Работа над темой «Состав слова» достаточно сложна для учащихся коррекционной школы VIII вида. Это обуславливается тем, что анализ слова сам по себе является отвлеченной работой, тем более анализ, связанный с выделением смысловых частей слова.

Работа над темой «Однокоренные слова» направлена на то, чтобы научить детей различать, подбирать родственные слова, опираясь на два показателя: наличие сходства значений и наличие общего корня. Умея подбирать правильно однокоренные слова, ребенок сможет из группы родственных слов найти нужное проверочное слово для слова с безударной гласной в корне.

При изучении темы «Приставочное словообразование» обращается внимание на многозначность некоторых приставок, на роль приставки в слове. Так как дети с интеллектуальными нарушениями часто допускают неразличение приставок и предлогов в данную программу включена тема «Дифференциация приставок и предлогов».

Главное направление в работе над темой «Суффиксальное словообразование» -устранение агграмматизмов в употреблении суффиксов.

Данная работа имеет большое значение в системе занятий, так как приучает обучающихся к морфологическому анализу слова, который важен как для общего языкового развития, так и для развития осмысленного грамотного письма

Работа над темой «Словоизменение имен существительных. Изменение по падежам» позволяет устранить аграмматизмы в согласовании и управлении. На занятиях отрабатываются употребление разных предлогов с тем или иным падежом, варианты падежных окончаний. В отдельную тему вынесена дифференциация родительного и винительного падежей в единственном числе.

В конце изучения тем предусмотрено выполнение контрольных заданий, написание диктантов.

Работа по развитию и коррекции морфологического строя, проводимая в 4 классе, подготавливает детей-логопатов к усвоению программного материала по русскому языку в 5-6 классах.

Развитие и коррекция грамматического строя речи проводится на материале следующих лексических тем: «Осень.Сбор урожая», «Овощи, фрукты, ягоды», «Грибы. Дары осени», «Полевые растения. Рожь, кукуруза, овес», «Город», «Растения осенью и их плоды: орехи», «Разнообразие животных в природе», «Деревья, кустарники, травы», «Дом, в котором я живу». «Мебель», «Посуда», «Погода и природа зимой», «Хвойные растения», «Домашние животные зимой», «Дикие животные», «Труд людей зимой», «Домашние птицы. Гусь, индюк», «Дикие птицы», «Зимующие и перелетные птицы», «Охрана здоровья. Отдых зимой», «Погода и природа зимой», «Февраль-месяц метелей и вьюг», «Начало весны», «Насекомые вредные и полезные», «Рыбы», «Здоровье человека», «Наше общение».



Основными задачами коррекционно-логопедической работы в 4 классе являются:

  1. Закрепление и доработка навыка правильного произношения усвоенных ранее звуков и дальнейшее формирование навыка произнесения слов, развитие навыков звукобуквенного, слогового анализа и синтеза.

  2. Развитие лексико-грамматического строя речи (усвоение представлений о морфологической структуре слова; овладение различными способами словообразования, подбор однокоренных слов; овладение моделями предложений различных синтаксических конструкций; устранение аграмматизмов в речи; практическое использование падежных форм имен существительных в единственном и множественном числе, особенности употребления разных предлогов с тем или иным падежом, формирование навыка правильного произношения и написание падежных окончаний; составление предложений со словами различных частей речи; активизация глагольной лексики ).

  3. Развитие связной устной речи (освоение навыка композиционного построения рассказа (начать рассказ, логично завершить повествование); отработка лексических единиц: распространённое предложение, сложносочинённое предложение, краткий описательный текст, самостоятельное монологическое высказывание по опорным схемам).

  4. Развитие высших психических функций.

  5. Воспитание мотивации к учению; воспитание базовых эмоций личности; эмоционально адекватного поведения.

  6. Развитие мелкой, общей, артикуляционной моторики.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Обучающиеся должны уметь:

анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове); составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения; подбирать группы родственных слов (несложные случаи); разбирать слово по составу (несложные случаи); списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями; писать под диктовку предложения и тексты; самостоятельно полно или выборочно пересказывать, выделять главные действующие лица, давать оценку их поступков; правильно читать вслух целыми словами; соблюдать паузы между предложениями, логическое ударение, необходимую интонацию.

Обучающиеся должны знать:

наизусть несколько стихотворений; алфавит.



Планирование работы по коррекции системного недоразвития речи

обучающихся 5 класса


3 часа в неделю по базисному учебному плану. Из них:

2 занятия – развитие и коррекция лексико-грамматического строя речи (предупреждение и коррекция аграмматической дисграфии) (групповое);

1 занятие - постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков (по плану индивидуальной работы).


В 5 классе целью логопедического воздействия является восполнение пробелов в развитии лексико-грамматического строя. Основными задачами являются устранение аграмматизмов в речи и на письме, обогащение словарного запаса и развитие связной речи. Данная работа проводится на материале тем: «Словоизменение имен прилагательных», «Словоизменение глаголов», «Однозначные и многозначные слова. Фразеологизмы», «Синонимы», «Антонимы».

При изучении тем «Словоизменение имен прилагательных», главное внимание обращается на согласование прилагательных с существительными в роде. Показывается зависимость рода прилагательного от рода существительного. Дети с интеллектуальными нарушениями испытывают затруднения в постановке вопроса от существительного к прилагательному вплоть до старших классов.

Параллельно проводится работа на развитие словарного запаса путем подбора прилагательных по заданным признакам. Обращается внимание на лексическую сочетаемость.

Так как прилагательные согласуются с существительными не только в роде, но и по падежам, эта тема тоже представлена в программе.

При работе над темой «Словоизменение глаголов» отрабатывается навык согласования глаголов настоящего времени с существительными в числе и согласованию глаголов прошедшего времени с существительными в роде. Учащиеся учатся ставить вопросы от существительных к глаголам, выбирая вопрос единственного или множественного числа в зависимости от числа существительных. При согласовании глаголов прошедшего времени с существительными в роде закрепляется навык определения рода существительного. Глаголы с возвратными суффиксами рассматриваются в отдельной теме.

Работая над темой «Однозначные и многозначные слова. Фразеологизмы», обращается внимание детей на то, что большинство слов русского языка имеют не одно, а несколько значений. У детей с интеллектуальной недостаточностью с СНР долгое время, вплоть до окончания школы, не формируется умение понимать переносное значение слов, употреблять фразеологические обороты в своей речи. В настоящее время логопедическая литература не располагает в достаточной мере материалами и рекомендациями, помогающими осуществлять проведение занятий по фразеологии. При работе над фразеологизмами в данной программе предусмотрено 3 этапа:

  1. Ознакомительный. Главным является выяснение значений фразеологизмов, перевод их на понятный детям язык. Знакомство детей с рассказами-миниатюрами, в которых есть фразеологические единицы. Рассказы иллюстрированы рисунками, отражающими буквальное значение фразеологизмов. Детям говорится, что художник оказался иностранцем, который плохо владел русским языком.

  2. Тренировочный. Выполнение упражнений «Доскажи словечко», «Что это?» и др.

  3. Закрепительный. Выполнение упражнений на конструирование высказываний, включающих фразеологические обороты. Чтение диалогов, сказок, разучивание пословиц, загадок с фразеологизмами.

Приступая к работе над темой «Синонимы», обучающимся показывается отличие синонимического ряда от гнезда родственных слов. Детям с интеллектуальными нарушениями, имеющими бедный словарный запас, трудно выполнять задания на подбор синонимов, поэтому, сначала им предлагается не подбирать синонимы к тому или иному слову, а выбрать готовый синонимический ряд. Готовые образцы демонстрируются в качестве примеров для наблюдения и запоминания. Обращается внимание детей на лексическую и грамматическую сочетаемость слов-синонимов с тем или иным словом в словосочетаниях и предложениях. Синонимы нужны также для того, чтобы исключать повторение одного и того же слова в предложении и тексте, поэтому при изучении этой темы, обучающиеся выполняют задания по редактированию предложений. Такой вид работы является хорошей подготовкой к написанию изложений и других связных высказываний. В конце изучения темы обучающиеся выполняют задания на самостоятельный подбор синонима к заданному слову.

Работа над темой «Антонимы» также основана на принципе от простого к сложному. В 5 классе дети уже могут самостоятельно распределить слова на антонимические пары. Но, нахождение антонимов в текстах, подбор их к заданным словам в предложениях, ориентируясь на контекст, вызывает определенную сложность.

В конце изучения тем предусмотрено выполнение контрольных заданий, написание диктантов.

Особое внимание уделяется в 5 классе развитию связной письменной речи.

В младших классах учащиеся усваивали только элементы письменной речи, поэтому возможности изложения своих мыслей в письменной форме у них весьма ограниченны. Данное планирование предусматривает написание в 5 классе двух обучающих изложений: «Орёл и кошка», «Смелая ласточка».

Развитие связной устной речи и грамматического строя проводится на материале следующих тем: «Ранняя осень в стихах русских поэтов и в картине И.И. Левитана», «Пересказ адаптированного отрывка из рассказа И. Соколова-Микитова «Улетают журавли», «Сопоставление ранней и поздней осени», «Зимующие птицы. Составление описаний зимующих птиц по индивидуальным картинкам», «Творческий пересказ рассказа Н. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы», «Человек. Части тела: «Глазария», «Ушария», «Зубария»; «Составление описательно-повествовательных зарисовок (эссе) по индивидуальным картинкам из серии «Пришла весна» и др.



Основными задачами коррекционно-логопедической работы в 5 классе являются:


  1. Коррекция звукопроизношения.

  2. Развитие грамматического строя речи (овладение моделями предложений различных синтаксических конструкций; отработка навыков согласования, управления).

  3. Развитие навыков сложных форм звукового анализа и синтеза.

  4. Развитие связной устной и письменной речи ( изложение по плану; творческий пересказ по плану с добавлением эпизодов; составление предложений и рассказа по вопросам, по картине, по серии картин, по материалам наблюдений; составление рассказа по опорным словам после разбора с логопедом).

  5. Обогащение словарного запаса путем использования синонимов, антонимов, фразеологизмов в речи.

  6. Развитие высших психических функций.

  7. Воспитание мотивации к учению; воспитание базовых эмоций личности; эмоционально адекватного поведения.

  8. Развитие мелкой, общей, артикуляционной моторики.

  9. Воспитание языковой культуры речи.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Обучающиеся должны уметь:

различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме; проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путём изменения формы слова; выделять имя существительное, имя прилагательное, глагол как части речи; строить простое распространённое предложение; связно высказываться устно, письменно ( с помощью логопеда);читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания логопеда; отвечать на вопросы; пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.

Обучающиеся должны знать:

наизусть 6-8 стихотворений; алфавит; пословицы, загадки, стихотворения.































Тематическое планирование

1 класс

Номер

п/п

Тема

Кол-во

часов

даты

Диагностический этап

7


Подготовительный этап

 


Коррекционный этап

 


 

Работа над словом

2


 

Слова, обозначающие предмет

2


 

Слова, обозначающие действие предмета

2



Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действие предмета

2


 

Простое двусоставное нераспространенное предложение

2


 

Слова, обозначающие признак предмета

2


 

Распространение простого двусоставного предложения определением

2


 

Дифференциация слов, обозначающих предметы, действия и признаки

2


 

Составление распространенных предложений

2


 

Дифференциация понятий предложение – слово

2


 

Работа с предлогами в, на

2


 

Работа с предлогами к, от

2


 

Работа с предлогами в – из , на – с (со)

2


 

Работа с предлогами около (у), из-за

2


 

Работа с предлогами над, под, по

2


 

Составление предложений

2


 

Составление рассказа

2


 

Гласные и согласные звуки и буквы

2


 

Гласные звуки и буквы

2


 

Согласные звуки и буквы

2


 

Слог. Деление слов на слоги. Ударение

2



Звукослоговой состав слов

2


 

Твердые и мягкие согласные

2


 

Обозначение мягкости согласных гласными я, е, ё, ю

8


 

Звонкие и глухие согласные

2


 

Дифференциация согласных б – п

2


 

Дифференциация согласных д – т

2


 

Дифференциация согласных г – к

2


 

Дифференциация согласных з – с

2


 

Дифференциация звонких и глухих согласных

2


 

Текст. Работа над текстом

2










Материал с сайта www.logoped.ru

Тематическое планирование

2 класс

Номер

п/п

Тема

Кол-во

часов

даты

Диагностический этап

7


Коррекционный этап

 


 

Звуки и буквы. Дифференциация понятий “звук” и “буква”

1


 

Гласные звуки и буквы

1


 

Согласные звуки и буквы

1


 

Слог. Слогообразующая роль гласного

1


 

Слоговой анализ и синтез слов

2



Гласные I и II ряда. Образование гласных II ряда .

2


 

Обозначение твердости и мягкости согласных гласными I и II ряда

2


 

Обозначение твердости и мягкости согласных гласными а – я

2


 

Обозначение твердости и мягкости согласных гласными о – ё

2


 

Обозначение твердости и мягкости согласных гласными у – ю

2


 

Обозначение твердости и мягкости согласных гласными ы – и

2


 

Дифференциация гласных ё – ю

2


 

Обозначение мягкости согласных буквой “ь” в конце слова

2


 

Обозначение мягкости согласных буквой “ь” в середине слова

2


 

Разделительный “ь”

2



Дифференциация твердых и мягких согласных

1


 

Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно – акустическому и оптическому сходству. Звук и буква а

1


 

Звук и буква о

1



Дифференциация гласных а – о

1


 

Звук и буква у

1


 

Дифференциация гласных о – у

1


 

Дифференциация гласных ё – ю

2


 

Звук и буква и

1


 

Дифференциация гласных и – у

1


 

Звонкие и глухие согласные

2


 

Дифференциация согласных п –б

2


 

Дифференциация согласных ф –в

2


 

Дифференциация согласных т –д

2


 

Дифференциация согласных к –г

2


 

Дифференциация согласных с –з

2


 

Дифференциация согласных ш –ж

2


 

Дифференциация графически сходных букв п – т

2


 

Дифференциация графически сходных букв б –д

2


 

Дифференциация графически сходных букв л –м

1 – 2


 

Дифференциация графически сходных букв х -ж

1 – 2


 

Предложение

2


 

Составление предложений

2


 

Распространение предложений

2


 

Выделение предложений из текста

2


 

 

 








































Тематическое планирование

3 класс

Номер

п/п

Тема

Кол-во

часов

даты

Диагностический

6


Коррекционный

 


 

Звуки и буквы

1


 

Гласные звуки и буквы

1


 

Согласные звуки и буквы

1


 

Слоговой анализ и синтез слов

2


 

Звукобуквенный анализ и синтез слов

2


 

Твердые и мягкие согласные

2


 

Буквы а – я после твердых и мягких согласных

2


 

Буквы о – ё после твердых и мягких согласных

2


 

Буквы у – ю после твердых и мягких согласных

2


 

Дифференциация гласных ё – ю

2


 

Обозначение мягкости согласных буквой ь

2


 

Разделительный “ь”

2


 

Дифференциация твердых и мягких согласных

2


 

Звонкие и глухие согласные

2


 

Дифференциация согласных б –п

2


 

Дифференциация согласных в – ф

2


 

Дифференциация согласных г – к

2


 

Дифференциация согласных д – т

2


 

Дифференциация согласных з – с

2


 

Дифференциация согласных ж – ш

2


 

Дифференциация согласных с – ш

2


 

Дифференциация согласных з – ж

2


 

Дифференциация акустически сходных согласных: с – ц

2


 

Дифференциация согласных ц – ч

2


 

Дифференциация согласных ч – ть

2


 

Дифференциация согласных ч – щ

2


 

Однокоренные слова

3


 

Безударные гласные в корне слов

2


 

Суффикс. Словообразование

2


 

Приставка. Словообразование

2


 

Предлоги

2


 

Приставки и предлоги. Дифференциация, правописание

2


 

Существительные, прилагательные. Согласование

2


 

Существительные, глаголы. Согласование

2


 

Синонимы, антонимы, многозначность слов

3


 

Предложение Связь слов в предложении

2


 

Составление предложений

2


 

Распространение предложений

2


 

Выделение предложений из текста

2


 

Работа с деформированными предложениями

2


















































Материал с сайта www.logoped.ru

Тематическое планирование

4 класс

Номер

п/п

Тема

Кол-во

часов

даты

Диагностический

6


Коррекционный

 


 

Звуки и буквы

1


 

Гласные звуки и буквы

1


 

Согласные звуки и буквы

1


 

Слоговой анализ и синтез слов

1


 

Фонематический анализ и синтез слов

1


 

Твердые и мягкие согласные.

1


 

Буквы а – я после твердых и мягких согласных

1 –


 

Буквы о – ё после твердых и мягких согласных

2


 

Буквы у – ю после твердых и мягких согласных

2


 

Обозначение мягкости согласных буквами ё – ю

2


 

Дифференциация твердых и мягких согласных

2


 

Звонкие и глухие согласные.

2


 

Дифференциация согласных б – п

2


 

Дифференциация согласных д – т

2


 

Дифференциация согласных з – с

2


 

Дифференциация согласных г – к – х

2


 

Дифференциация согласных ж – ш

2


 

Дифференциация акустически сходных согласных: ц – ч

2


 

Дифференциация согласных ч – ть

2


 

Дифференциация согласных ч – щ

2


 

Словоизменение имен существительных

6


 

Словоизменение имен прилагательных

2


 

Согласование существительных с прилагательными

2


 

Согласование существительных с глаголами

2


 

Словообразование. Однокоренные слова

2


 

Безударные гласные в корне слов

2


 

Суффиксальное словообразование

2


 

Словообразование при помощи приставок

2


 

Приставки и предлоги. Дифференциация, правописание

2


 

Многозначность слов

2


Синонимы

2


 

Антонимы

2


 

Фразеологизмы

2


 

Предложение. Связь слов в предложении

2


 

Текст. Выделение предложений из текста

2


 

Работа над текстом

2



Составление рассказа

2


















































Тематическое планирование

5 класс

Форма занятий

Этап. Тема

Период

часы

групповая,

индивидуальная

Звук. Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков.


2

групповая,

индивидуальная

Гласные и согласные звуки.

Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме.


2

групповая,

индивидуальная

Дифференциация гласных А-Я, У-Ю, О-Ё, Ы-И, Э-Е

Гласные буквы Я, Ю, Е, Ё. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме.


2

групповая,

индивидуальная

Дифференциация гласных А-Я

Гласная буква Я.  Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Я. Дифференциация гласных букв А-Я в слогах, словах,  словосочетаниях, предложениях и в тексте.


2

групповая,

индивидуальная

Дифференциация гласных У-Ю

Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ю. Дифференциация гласных букв У-Ю в слогах, словах, словосочетаниях,  предложениях и тексте.


2

групповая,

индивидуальная

Дифференциация гласных О-Ё

Гласная буква Ё. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ё. Дифференциация гласных букв О-Ё в слогах, словах, словосочетаниях,  предложениях и тексте.


2

групповая,

индивидуальная

Дифференциация гласных Ы-И

Гласная буква И. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы И. Дифференциация гласных букв Ы-И в слогах, словах, словосочетаниях,  предложениях и тексте.


2

групповая,

индивидуальная

Дифференциация гласных Э-Е

Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв Э-Е в слогах, словах, словосочетаниях,  предложениях и тексте.


2

групповая,

индивидуальная

Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется  Ь. Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация Ь в функции смягчения и разделения.


2

групповая,

индивидуальная

Звонкие и глухие согласные. Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического  восприятия, внимания, анализа и синтеза.


2

групповая,

индивидуальная

Звуки Б-Б’, П-П’. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа  и синтеза.


2

групповая,

индивидуальная

Звуки В-В’, Ф-Ф’. Дифференциация  звуков  В-В’, Ф-Ф’ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа  и синтеза.


2

групповая,

индивидуальная

Звуки Г-Г’, К-К’, Х-Х’. Дифференциация  звуков  Г-Г’, К-К’, Х-Х’ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа  и синтеза.


2

групповая,

индивидуальная

Звуки Д-Д’, Т-Т’. Дифференциация  звуков Д-Д’, Т-Т’ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа  и синтеза.


2

групповая,

индивидуальная

Звуки З-З’, С-С’. Дифференциация  звуков З-З’, С-С’ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа  и синтеза.


2

групповая,

индивидуальная

Звуки Ж-Ш. Дифференциация  звуков Ж-Ш изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа  и синтеза.


2

групповая,

индивидуальная

Закрепление знаний о гласных звуках О-У. Соотнесение звуков с символами и буквами. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация  звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений.


2

групповая,

индивидуальная

Буквы Ё-Ю. Соотнесение букв с символами. Дифференциация  гласных букв Ё-Ю изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза.


2

групповая,

индивидуальная

Звуки Р-Р’-Л-Л’. Дифференциация звуков Р-Р’-Л-Л’ в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами  и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.


3

групповая,

индивидуальная

Звуки Л-Л’-Й. Дифференциация звуков Л-Л’-Й в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами  и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.


3

групповая,

индивидуальная

Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Знакомство с понятиями «сложные» и «простые» звуки. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.


2

групповая,

индивидуальная

Звуки С-С’, Ш. Дифференциация звуков С-С’, Ш в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами  и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.


2

групповая,

индивидуальная

Звуки З-З’, Ж. Дифференциация звуков З-З’, Ж  в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами  и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.


2

групповая,

индивидуальная

Звуки С-С’, Ц. Дифференциация звуков  С-С’, Ц в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами  и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.


2

групповая,

индивидуальная

Знакомство со звуками ТС-Ц. Дифференциация звуков Ц-ТС в слогах, в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами  и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.


2

групповая,

индивидуальная

Звуки Ч-ТЬ. Дифференциация звуков Ч-ТЬ в слогах, в слогах, словах, словосочетаниях и тексте.  Соотнесение звуков с символами  и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.


2

групповая,

индивидуальная

Звуки Ч-Ш. Дифференциация звуков Ч-Ш в слогах, в слогах, словах, словосочетаниях и тексте.  Соотнесение звуков с символами  и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок.


2

групповая,

индивидуальная

Звуки Ч-Ц. Дифференциация звуков Ч-Ц в слогах, в слогах, словах, словосочетаниях и тексте.  Соотнесение звуков с символами  и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.


2

групповая,

индивидуальная

Развитие связной речи.

В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение, изложение, сочинение.


5



Список литературы

 

Литература.

  1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.. 1999 г.

  2. Визель Т.Г. Как вернуть речь. М., 1998 г.

  3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991 г.

  4. Игнатьева С .А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для вузов, обуч. по спец. "Социальная работа" / С.А. Игнатьева, Ю.А. Блинков. М., 2004 г..

  5. Каше Г.А. Логопедическая работа в первом классе вспомогательной школы. М.,1957 г..

  6. Козырева Л.М. Логопедическая программа коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития. Ярославль, 2003 г.

  7. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.

  8. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001 г.

  9. Логопедия : учебник для студ. дефектологич. фак-ов пед. вузов / ред. Л.С. Волкова. - 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004 г.

  10. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. Москва-Воронеж, 1997 г.

  11. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону, «Феникс». 2001 г.

  12. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.,1999 г.

  13. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. Спб., 2001.

  14. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2007 г.

  15. Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.,1989.г.

  16. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.,1983 г.

  17. Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития. М., 2005 г.

  18. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной

школы. М., 1984 г.









Прогамма коррекции речевых нарушений у детей с умственной отсталостью с 1 по 5 класс
  • Логопедия
Описание:

Цели и задачи рабочей  программы по коррекции СНР 

 

   Цель - коррекция дефектов устной и письменной речи детей с интеллектуальными   нарушениями для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации. 

   Основные задачи:

-коррекция и развитие психологической базы речи;

-постановка или уточнение звуков и закрепление их в речи;

-формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе

 развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового

 состава слова; 

-уточнение, обогащение и активизация лексического запаса;

-формирование грамматической стороны речи; 

-предупреждение и коррекция дисграфии;

-развитие диалогической и монологической форм речи;

-формирование коммуникативных навыков;

-воспитание мотивации к учению, общению.

 

    Предполагаемый результат-коррекция системного нарушения речи обучающихся.

Автор Мосина Наталья Анатольевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 3873
Номер материала 29084
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓