Главная / Классному руководителю / Профориентационная работа в младших классах в коррекционной школе 8 вида

Профориентационная работа в младших классах в коррекционной школе 8 вида


Муниципальное казённое образовательное учреждение «Ильинская специальная

( коррекционная) школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья Орехово-Зуевскогомуниципального района

Московской области





Профориентационная работа


в условиях


специальной (коррекционной)


школы 8 вида


1 – 4 класс













Классный руководитель :

Гаврилова Людмила Григорьевна


Профессиональная ориентация – это формирование у учащегося

готовности к профессиональному самоопределению, активизации внутренних ресурсов его личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, ребёнок мог в полной мере реализовывать себя в ней.

Младший школьный возраст не является малозначимым, «проходным», с точки зрения профессиональной ориентации. Существует ряд показателей, нравственно-волевых и мотивационных характеристик, для формирования которых именно этот этап возрастного развития оказывается наиболее благоприятным.

В младшем школьном возрасте развивается эмоциональный компонент психологической готовности ребенка к профессиональному самоопределению как предвестник познавательного и мотивационного компонентов.

Современные подходы к образованию младших школьников рассматривают профессиональную ориентацию как комплекс средств, направленных на формирование у личности отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности.

Основные цели и задачи профессиональной ориентации в начальной школе:

Цели:

  • познакомить учащихся с разнообразием мира профессий;

  • формировать у детей любовь и добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества;

  • подготовить детей к выбору будущей профессии;

  • развивать интерес к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения.

Задачи:

  • обеспечение необходимых условий для личностного развития учащихся;

  • адаптация детей к жизни в обществе;

  • развитие творческого потенциала учащихся и потребности в творческом самовыражении;

  • развитие всех сторон личности и интеллекта младших школьников;

  • помощь в профессиональном самоопределении школьников.

Кроме того, важными направлениями профориентационной работы в начальной школе являются: обучение школьников навыкам самооценивания, развитие рефлексии и реалистической самооценки детей. В.А. Сухомлинский писал: «От интенсивной работы ума, рук и чувств ребенка в решающей степени зависит развитие его многогранных способностей, формирование сильной воли и стойкого характера, становление творческой личности, а вслед за всем этим и готовность к овладению впоследствии тем или иным профессиональным занятием»

Первое знакомство с профессиями мы начинаем в 1 классе и продолжаем во 2,3,4 классах на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, изобразительного искусства, трудового обучения, физической культуры и музыки. Богатство учебного материала позволяет проводить профориентационную работу на протяжении всего обучения в начальной школе.

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ:

  • знакомство с инструментами, которые используются в различных видах профессиональной деятельности;

  • расширение словарного запаса учащихся, изучение широкого круга профессий;

  • знакомство с техникой, используемой в промышленности и сельском хозяйстве.


НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

  • знакомство с отраслями экономики, первоначальные представления об отдельных производственных процессах и профессиях с ними связанных;

  • изучение видов транспорта и его использование в современных условиях;

  • изучение профессий, необходимых нашему селу и краю.


НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ:

  • воспитание любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека;

  • развитие интереса к профессиям родителей;

  • знакомство с профессиями художественно-эстетического цикла.

В профориентационной работе я широко использую игровые технологии. В младших классах удается осуществлять работу по профориентации с помощью игровых технологий. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игра несет в себе следующие функции: развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); коммуникативную (освоение диалектики общения); самореализацию в игре; игротерапевтическую (преодоление различных трудностей возникающих в разных видах жизнедеятельности); диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры); коррекционную (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей); межнациональную коммуникацию (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей); социализирующую (усвоение норм поведения человека в обществе). Тестирование помогает выявить ценностные отношения ребенка к труду: оно ставит его в положение «свободного выбора». Например, детям предлагают дописать предложение: «Когда я вырасту я стану…». Дописываемый тезис выявит определенные представления о профессиональной ориентации ребенка, его представлении о собственном будущем. Вопросы теста могут диагностировать и уровень знаний ребенка о мире профессий.

Представление детей о мире профессий можно изучать с помощью прямых вопросов, типа: «Что ты знаешь о профессии…», «Кто работает на стройке?», «Что значит быть профессионалом?».

Игры по профориентации легко интегрируются в структуру урока по предметам начальной школы и позволяют разнообразить его, делая более эмоционально насыщенным.

Я провожу такие игры:

а) Игры - упражнения. Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении знаний о различных профессиях, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе. Пример: «Пятый лишний». На уроке учащимся предлагается найти в данном наборе названий (перечислены профессии одной области деятельности) одно случайно попавшее в этот список.

б) Игра-поиск. Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, инструменты плотника, названия которых вперемежку с другими инструментами, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.

в) Игры - соревнования. Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных передач и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.

г) Сюжетно - ролевые игры. Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это «Пресс-конференция», «Круглый стол» и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, историка, филолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.

д) Познавательные игры - путешествия. В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия в мир профессий». В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится с целью выявления уровня знаний учащихся.

В процессе использования игровых технологий по профориентации в учебно-воспитательной работе к концу 4 класса у учащихся удастся сформировать достаточный запас знаний о разнообразии мира профессий, привить детям любовь и добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, обеспечить необходимые условия для личностного развития учащихся.

Систематическая работа по профориентации влияет на развитие у младших школьников метапредметных компетенций:

  • любознательность;

  • самостоятельность;

  • навыки самоанализа;

  • произвольность поведения;

  • умение работать с различными источниками информации;

  • умение анализировать и обобщать;

  • освоение диалектики общения;

  • самопознание в процессе игры;

  • осознание социально-культурных ценностей;

  • усвоение норм поведения человека в обществе.

Мною проведена диагностика по профориентации.

Циклограмма диагностики по профориентации младших школьников

Перечень мероприятий

Возрастная категория

Сроки проведения

Анкета «В мире профессий»

2 -3 класс

сентябрь

Тест «Профессии, необходимые нашему селу»

3 класс

ноябрь

Тест неоконченных предложений

2 класс

3 класс

декабрь

Дифференциально-диагностический опросник Е.Климова (тип профессии)


3 класс

март

январь

Методика «Мотивация профессиональной деятельности»

3 класс

декабрь, май

Методика «карта интересов Голомштока»

4класс

ноябрь


Приложение 1.

Методические материалы для диагностики уровня профориентации младших школьников.

Анкета «В мире профессий»

1. Какую профессию ты хотел бы выбрать после того, как окончишь школу?

2.Какую бы ты выбрал профессию: (выбери ОДИН ответ):

А) лёгкую, спокойную, но с невысоким заработком;

Б) трудную, но с высоким заработком

3.Чьё мнение при выборе профессии для тебя наиболее важно:

А) учителя

Б) родителей

В) родственников

Г) друзей

Д) своё собственное мнение

4. Назови 2-3 на твой взгляд популярные профессии.

5. Как думаешь, где ты будешь работать?

А) в частной фирме

Б) на государственном предприятии

В) в собственной фирме

6. На своей будущей работе ты будешь стараться в первую очередь

А) показать себя перед начальством, заслужить похвалу, поощрение

Б) заработать побольше денег

В) сохранять хорошие отношения с коллегами по работе

Г) совершенствоваться в профессии, повышать свой профессионализм

Тест «Профессии, необходимые нашему селу»

  1. Знаешь ли ты профессии , которые существуют в нашей школе? Напиши названия профессий._______________________________________________________________

  2. Выбери профессии, необходимые нашему селу:

Продавец, горничная, геолог, капитан корабля, повар, доктор, учитель, водитель, полярник, парикмахер, строитель.

  1. Кем ты хочешь стать?

  2. Какую пользу принесёт твоя будущая профессия городу?

Тест неоконченных предложений

Дополни предложения своими взглядами и отношениями к профессии.

Я считаю, что самые интересные профессии – это ___________________

_________________________________________________________________.

Они интересны потому, что ______________________________________

_________________________________________________________________.

Самая нужная профессия – это __________________________________

Она нужна, потому, что _________________________________________.

Самая престижная профессия – это _____________________ потому, что

_________________________________________________________________.

Я бы хотел(а) стать ___________________________ потому, что ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Методика «Мотивация профессиональной деятельности» может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации. Напомним, что о внутренней мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.

Инструкция. Прочитайте нижеперечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале.

ЛИСТ ОТВЕТОВ

 

1

2

3

4

5

Мотив

в очень незначи-тельной мере

в незначи-тельной мере

в не большой, но и не малой мере

в большой мере

в очень большой мере

1. Денежный заработок

 

 

 

 

 

2. Стремление к продвижению по службе

 

 

 

 

 

3. Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег

 

 

 

 

 

4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей

 

 

 

 

 

5. Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других

 

 

 

 

 

6. Удовлетворение от самого процесса и результата работы

 

 

 

 

 

7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности

 

 

 

 

 

Обработка результатов

После заполнения листа ответов подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной мотивации (ВОМ) в соответствии со следующими ключами:
ВМ = (6+7)/2
ВПМ =  1+2+5)/3 ВОМ = (3+4)/2

Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).


Карта интересов Голомштока (исследование познавательных интересов в связи с задачами профориентации) Вопросник состоит из 174 вопросов, отражающих направленность интересов в 29 сферах деятельности и лист ответов, представляющих собой матрицу из шести строк и 29 колонок. Каждая колонка соответствует одной из сфер интересов:

1. Биология

15. Военные специальности

2. География

16. История

3. Геология

17. Литература

4. Медицина

18. Журналистика

5. Легкая промышленность и
пищевая промышленность

19. Общественная деятельность

20. Педагогика

6. Физика

21. Право, юриспруденция

7. Химия

22. Сфера обслуживания, торговля

8. Техника

23. Математика

9. Электро- и радиотехника

24. Экономика

10. Металлообработка

25. Иностранные языки

11. Деревообработка

26. Изобразительное искусство

12. Строительство

27. Сценическое искусство

13. Транспорт

28. Музыка

14. Авиация, морское дело

29. Физкультура и спорт

Инструкция испытуемому: Для определения ваших ведущих интересов предлагаем перечень вопросов. Подумайте перед ответом на каждый вопрос и постарайтесь дать как можно более точный ответ. Если вы убедились не раз, что вам очень нравится то, что спрашивается в вопросе, то в листе ответов в клетке под тем же номером поставьте два плюса, если просто нравится - один плюс, если не знаете, сомневаетесь - ноль, если не нравится - один минус, если очень не нравится - два минуса. Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них. Время заполнения листа не ограничивается.

Дифференциально-диагностический опросник Е.Климова (тип профессии) Инструкция.

Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу из перечисленных ниже. Однако если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, то какой вид деятельности Вы бы предпочли? Ниже предложено 20 пар утверждений, обозначенных индексами а и б, раскрывающих в краткой форме различные виды деятельности. Внимательно прочитав оба утверждения, знаком "+" отметьте то из них, которое привлекательно для Вас. Можно поставить два знака "+", что отражает еще большую привлекательность данного вида деятельности. Если же оцениваемая работа очень нравится Вам — поставьте три знака "+". Знаком "—" отметьте занятие, которое Вам не нравится. И в этом случае можно ставить два знака " —", а если вид деятельности очень не нравится —то три знака " —".

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1а. Ухаживать за животными

или

1б. Обслуживать машины

2а. Помогать больным людям, лечить их

или

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

За. Участвовать в оформлении книг, плакатов,  журналов

или

3б. Следить за состоянием и развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (древесину, ткань, металл, пластмассу и др.)

или

4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать)

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

или

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а. Содержать животных

или

6б. Тренировать товарищей (или младших школьников) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

или

7б. Управлять подъемным краном, трактором, тепловозом и т. п.

8а. Сообщать (разъяснять) людям какие-либо сведения (в справочном бюро, на экскурсии)

или

8б. Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи (одежду, технику), жилище

или

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных

или

10б. Выполнять вычисления, расчеты

11а. Выводить новые сорта растений

или

11б. Конструировать, проектировать новые виды изделий (машины, одежду, дома и т. п.)

12а. Разрешать споры, предупреждать ссоры, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать

или

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности

или

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а. Налаживать медицинские приборы, аппараты

или

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах и т. п.

15а. Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и т.п.

или

15б. Художественно описывать, отображать события (наблюдаемые или представляемые)

16а. Выполнять лабораторные анализы в больнице

или

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить или расписывать стены или помещения, поверхность изделий

или

17б. Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов

18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших товарищей (в театры, музеи), экскурсии, туристические походы и т. п.

или

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

или

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

или

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе и др.)

ЛИСТ ОТВЕТОВ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10а

 

 

10б

 

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

 

16б

 

17а

 

17б

18а

 

18б

 

19а

 

19б

 

20а

 

 

20б

 

Обработка и интерпретация результатов После заполнения "Листа ответов" подсчитывается число знаков "+" в каждом вертикальном ряду (таких рядов пять, в соответствии с типами профессий). Полученное число плюсов записывается в первую из трех пустых строчек внизу листа ответов. Затем аналогичным образом подсчитывается число знаков " - " и их количество записывается во вторую пустую строку листа ответов.
После этого по каждому из пяти вертикальных рядов необходимо проделать следующую операцию: из числа плюсов вычесть число минусов и полученный результат записать в последнюю пустую строку внизу листа ответов. Таким образом в этой последней строке может появиться как положительное, так и отрицательное число. Полученный результат является показателем степени выраженности осознанной - склонности к одному из пяти типов профессий, которые и закодированы в опросном листе под буквами Ч, Т, П, 3, X.
Ч — профессии типа "человек —человек"; основной объект труда— человек.
Т — профессии типа "человек — техника"; основной объект труда— техника, технические системы.
П — профессии типа "человек — природа"; основной объект труда — природа.
3 — профессии типа "человек — знаковая система" (например, операторы ЭВМ, наборщики в типографии и т.п.).
X —профессии типа "человек — художественный образ".
При интерпретации результатов рекомендуется использовать не только показатели  последней строки листа ответов, но и показатели двух других строк: число плюсов и число минусов.

Ч

Т

П

3

X

За

10а

10б

12а

11б

11а

126

13а

14б

14а

13б

15а

15б

16б

17б

16а

19б

17а

18а

19а

20а

20б

18б








Анкета «В мире профессий» - 2 класс


Данные со слов детей ( т.е. в устной форме)


Обработка данных


1._ После того, как окончу школу я хочу быть медсестрой, поваром , воспитателем .


2. Какую бы ты выбрал профессию: (выбери ОДИН ответ):

А) лёгкую, спокойную, но с невысоким заработком - 1 ученик Севальчев Г.


Б) трудную, но с высоким заработком - 2 ученика


3. Чьё мнение при выборе профессии для тебя наиболее важно:


А) учителя –3 ученика


Б) родителей


В) родственников


Г) друзей


Д) своё собственное мнение –


4 Назови 2-3 на твой взгляд популярные профессии.

Назвали профессии - воспитатель ,милиционер, пожарник, доктор, учитель, уборщица, директор.



5 Как думаешь, где ты будешь работать?


А) в частной фирме-


Б) на государственном предприятии -


В) в собственной фирме - 3 ученика – Давыдов Н.


  1. На своей будущей работе ты будешь стараться в первую очередь .(выбери ОДИН ответ)

А) показать себя перед начальством, заслужить похвалу, поощрение 2 ученика -


Б) заработать побольше денег – 1 ученик Суслова Н.


В) сохранять хорошие отношения с коллегами по работе


Г) совершенствоваться в профессии, повышать свой профессионализм -



Диагностика проводится с целью выявления уровня знаний о профессиях, выяснения профессиональных предпочтений учащихся и причин, по которым сделан данный выбор, последующей коррекции представлений о необходимых профессиональных качествах и особенностях состояния здоровья для данной профессии.

Анкета «В мире профессий» - 3 класс


Обработка данных


1._ После того, как окончу школу я хочу быть _милиционером, машинистом , воспитателем .


2. Какую бы ты выбрал профессию: (выбери ОДИН ответ):

А) лёгкую, спокойную, но с невысоким заработком - 2 ученика


Б) трудную, но с высоким заработком - 1 ученик ( Давыдов Н.)


3. Чьё мнение при выборе профессии для тебя наиболее важно:


А) учителя – 2 ученика


Б) родителей


В) родственников


Г) друзей


Д) своё собственное мнение – 1 ученик ( Давыдов Н.)


4 Назови 2-3 на твой взгляд популярные профессии.

Назвали профессии - воспитатель ,милиционер, пожарник, строитель, учитель, уборщица, парикмахер.



5 Как думаешь, где ты будешь работать?


А) в частной фирме-


Б) на государственном предприятии -2 ученика


В) в собственной фирме -1 ученик – Давыдов Н.


  1. На своей будущей работе ты будешь стараться в первую очередь .(выбери ОДИН ответ)

А) показать себя перед начальством, заслужить похвалу, поощрение


Б) заработать побольше денег – 1 ученик Суслова Н.


В) сохранять хорошие отношения с коллегами по работе


Г) совершенствоваться в профессии, повышать свой профессионализм - 2 ученика









































Профориентационная работа в младших классах в коррекционной школе 8 вида
  • Классному руководителю
Описание:

           Профессиональная ориентация – это формирование  у учащегося

готовности к профессиональному самоопределению, активизации внутренних ресурсов его личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, ребёнок мог в полной мере реализовывать себя в ней.

Младший школьный возраст не является малозначимым, «проходным», с точки зрения профессиональной ориентации. Существует ряд показателей, нравственно-волевых и мотивационных характеристик, для формирования которых именно этот этап возрастного развития оказывается наиболее благоприятным. 

В младшем школьном возрасте развивается эмоциональный компонент психологической готовности ребенка к профессиональному самоопределению как предвестник познавательного и мотивационного компонентов.

          Современные подходы к образованию младших школьников рассматривают профессиональную ориентацию как комплекс средств, направленных на формирование у личности отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности.

            Основные цели и задачи профессиональной ориентации в начальной школе: 

Цели:

ü  познакомить учащихся с разнообразием мира профессий;

ü  формировать у детей любовь и добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества;

ü  подготовить детей к выбору будущей профессии;

ü  развивать интерес к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения.

          Задачи:

ü  обеспечение необходимых условий для личностного развития учащихся;

ü  адаптация детей к жизни в обществе;

ü  развитие творческого потенциала учащихся и потребности в творческом самовыражении;

ü  развитие всех сторон личности и интеллекта младших школьников;

 

ü  помощь в профессиональном самоопределении школьников.

Автор Гаврилова Людмила Григорьевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1764
Номер материала 49528
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓