Главная / Другое / Профильное обучение

Профильное обучение

hello_html_m2c9d97c8.gifПрофильное обучение.


… Труд велик не одним тем, что им созидают материальные ценности, он велик ещё своей внутренней, одному ему присущей силой глубочайшего влияния на всю психическую жизнь человека, на его физическое и нравственное состояние. Это внутреннее достоинство труда великий педагог К.Д. Ушинский называл « животворной силой». Эту животворную силу труда нельзя ни унаследовать, ни присвоить, ни купить. Она проявляет свою благодатную власть лишь над тем, кто сам трудится.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что одним из важнейших средств гармоничного развития личности является труд. В нём человек выражает свою духовную сущность, видит себя как в зеркале. Однако таковым труд становится при условии, если взрослеющая личность утверждается в нём, познаёт свои силы, способности дарования. И ещё если труд становится любимым.

Именно на уроках трудового обучения учащиеся смогут прочувствовать радость труда. Ощущая её, ученик переживает чувство собственного достоинства, гордость от сознания того, что он способен к преодолению трудностей. Ведь волевые усилия, так необходимые для преодоления трудностей в учении и практической работе, появляются только там, где есть радость успеха. Рождение гражданина начинается с того момента, когда воспитанник одухотворён своей работой, переживает чувство гордости от того, что он чему-то научился. Возрастающее в связи с этим чувство собственного достоинства, по Сухомлинскому, и является основой развития в самосознании ребёнка.

В современных условиях преподавателю необходимо работать над тем, чтобы любой труд школьника имел творческий характер, добиваться, чтобы мысль не только будоражила голову ребёнка, но и, образно говоря, была бы на кончиках пальцев. Существует прямая зависимость между «действиями руки и мыслью» человека. Мысль совершенствует трудовой процесс, а рука развивает ум, сигнализируя ему о тонкостях выполняемого действия. Чем больше и разнообразнее сфера дел, в которых участвует ребёнок, тем более развиты те центры его мозга, которые можно развить только в процессе овладения навыками ручного труда. Бесталанных детей нет. Важно только вовремя научить их раскрыть свои способности, поверить в себя.

Приобретая новое умение, учащийся делает шаг вперёд в развитии своих способностей. Задача педагога – поставить конкретную цель перед учеником и в процессе продвижения к ней разовьются все качества и все силы, необходимые для её осуществления. Учитель призван способствовать формированию у учащихся желание трудиться с охотой, интересом. Очень важно побудить у детей желание «хочу узнать». Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу «хочу сделать», вселить уверенность «могу сделать» и помочь довести дело до конца – «я сделал!» Успех окрыляет, пробуждает желание узнавать новое, выполнять более сложную работу.

Трудовое обучение занимает одно из центральных мест в решении реабилитации детей с нарушением интеллекта, создаёт благоприятные условия для коррекции недостатков в трудовой и познавательной деятельности. Именно с уроков труда учащиеся должны вынести умение выдержать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца. А эти качества нужны в любой профессии. Перед современной школой для детей с нарушением интеллекта стоит задача подготовить учащихся к трудовой деятельности, к общественно- полезному труду. Воспитанники этой школы обязательно должны овладеть определённой специальностью, т.е должны быть подготовлены к работе на производстве. И мы добиваемся того, чтобы труд, как создатель всех культурных и материальных благ, превратился в первейшую жизненную потребность.

Педагоги трудового обучения нашей школы делают всё возможное для осуществления этих целей. Система трудового обучения в школе складывается из таких разделов, из которых мы составили схему ступенек мастерства, и выглядит она таким образом.


Профессиональное

обучение

Профессионально-

трудовое обучен.


Общетрудовая

подготовка



Ручной труд



В процессе профессионально - трудового обучения учащиеся 8-10 классов обучаются по профилям. Профильное обучение- это специализированная подготовка учащихся с целью получения углубленных знаний по отдельным предметам. У нас в школе 4 профиля :

швейное дело:

столярное дело:

слесарное дело:

сельскохозяйственный труд.

Программы профессионально-трудового обучения построены на операционно-предметной основе, т.е. обучение учащихся различным производственным операциям осуществляется в процессе изготовления ими полезных вещей. С работой профилей вас ознакомят вас педагоги по данным профилям.


(Выступление педагогов по профилям прилагается).


Основным предметом, способствующим социальной адаптации школьников является также социально- бытовая ориентировка, позволяющая ознакомить учащихся с основами жизни общества. (Выступление педагога социально-бытовой ориентировки).


Наряду с трудовой подготовкой педагогами проводится работа по профориентации. Проводятся беседы о труде, о людях труда, беседы о профессиях, конкурсы профессионального мастерства, тесты, опросники профессиональных предпочтений, составлялись схемы личной профессиональной перспективы, в которой затрагивалось осознание необходимости профессионального обучения после школы, представление о своих возможностях и недостатках, могущих оказать влияние на достижение поставленных целей и т.д. В результате чего можно сделать вывод, что у уч-ся уровень профессионального самоопределения соответствует их возможностям, учащихся интересует широкий круг профессий: повар, сварщик, плотник, штукатур-маляр, шофёр, это говорит о том, что учащиеся научились реально представлять свои возможности в будущей трудовой деятельности.

Так построено профильное обучение в нашей школе. Мы решили подняться на ступеньку выше и узнать, как проходит профильное обучение, у выпускников нашей школы, посетив учебные заведения, в которых они обучаются. (фрагменты видеофильма).

Условия обучения выпускников хорошие, хорошая профессиональная база, хороший профессиональный педагогический состав, но проблем в обучении наших детей, очень много. Во-первых, детей-сирот никто не ждёт, ни система профтехобразования, ни рынок с неизменно сокращающимися рабочими местами, особенно это чувствовалось в лицее № 31, в котором педагогический коллектив не знает путей решения в отношении наших детей особенно в плане производственной практики. Лицей заключает партнёрство с предприятиями, которые привлекают к себе молодые рабочие кадры, способные в дальнейшем стать перспективными высококвалифицированными специалистами, чего они не видят в наших детях. Во-вторых, у детей слабая ориентация в жизненных и бытовых ситуациях, учащиеся не могут пользоваться своим временем, часто пропускают занятия, не проявляют устойчивого интереса к изучаемой профессии. Беседа с учащимися, где вопросы касались различных аспектов их жизни, учёбы, досуга показала, что основная масса из них хотела бы поменять профиль обучения в будущем, в спортивных секциях никто не занимается, за исключением Задориных, не могут распределять свой бюджет, живут одним днём. И всё это несмотря на то, что для учащихся созданы очень хорошие условия для проживания.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что профессиональное самоопределение учащихся с нарушением интеллекта затруднено бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, неадекватностью самооценки. Поэтому наша задача оказать им в этом помощь, максимально приблизить обучение старшеклассников к условиям работы на производстве. Только в условиях близких к производственным, можно выработать такие качества как трудолюбие, ответственность за порученное дело, гордость за профессию.

В заключении хочется сказать, приобщение к профессии - дело трудное и кропотливое. Ведь именно из школы дети должны вынести умение выдержать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважение к рабочим профессиям. А эти качества необходимы в любой профессии.


















































Учитель трудового обучения: Шарапов Ф.Д.


















Профильное обучение
  • Другое
Описание:

Именно на уроках трудового обучения учащиеся смогут прочувствовать радость труда. Ощущая её, ученик переживает чувство собственного достоинства, гордость от сознания того, что он способен к преодолению трудностей. Ведь волевые усилия, так необходимые для преодоления трудностей в учении и практической работе, появляются только там, где есть радость успеха. Рождение гражданина начинается с того момента, когда воспитанник одухотворён своей работой, переживает чувство гордости от того, что он чему-то научился. Возрастающее в связи с этим чувство собственного достоинства, по Сухомлинскому, и является основой развития в самосознании ребёнка

Автор Косарик Василий Васильевич
Дата добавления 16.11.2016
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 29
Номер материала MA-068561
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓