Главная / Директору-завучу / Профилактика экстремизма в молодежной среде

Профилактика экстремизма в молодежной среде

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМАВ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ


И.В.Сережникова,

заместитель директора по воспитательной работе

irina-seryozhnikova@yandex.ru

Мамонова Т.Н.,

социальный педагог

Мухамбетиярова М.Б.,

психолог

МБОУ «Камызякская СОШ №4»


«Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества на Земле, сколько антропологическая – уничтожение человеческого в человеке».

отечественный философ Ю.А.Шнейдер


Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране.
Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала.

Поэтому основная профилактическая задача – выявить такую молодёжь и предупредить совершение преступлений экстремистского и террористического характера с их стороны.

 Поднимая проблемы реализации государственной молодежной политики в сфере межконфессиональных отношений, нельзя не остановиться и на вопросах межэтнических отношений.

На сегодняшний день в МБОУ «Камызякская СОШ №4» обучаются дети 14 национальностей. Наиболее многочисленной национальной группой традиционно являются русские.

Учитывая пестрый национальный состав, приближенность к имевшим место очагам межнациональных конфликтов, а также особенности геополитического положения, существует необходимость в более тщательном изучении ситуации среди молодежи, представляющей различные национальные группы. Необходимо укрепление в молодежной среде толерантности, противодействие угрозе распространения среди молодежи экстремистских идей и учений, связанных как с религиозным фактором, так и с этническим.
Одним из важных направлений воспитательной работы по профилактике экстремизма и терроризма в молодежной среде является решение задачи совершенствования правовой грамотности как гарантии социальной активности, воспитания у детей и молодежи личной гражданской ответственности за умение жить в согласии в многонациональной стране.

С целью обеспечения безопасности, гражданско-патриотического и духовно-нравственного становления и самоопределения обучающихся, предотвращения незаконного распространения наркотических средств, сокращения наркомании и токсикомании, а также в целях профилактики экстремизма на национальной и религиозной почве в школе приняты и действуют профилактические программы: «Программа по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности», «Профилактика употребления ПАВ», «Профессиональное самоопределение», «Комплексная профилактическая программа по антинаркотическому просвещению и пропаганде здорового образа жизни среди учащихся», «Программа волонтерского движения «Творим добро»», «Программа воспитания, социализации и коррекции», «Программа по профилактике насилия и жестокого обращения в детско-подростковой среде, семье и ОУ»…

Конкретная работа по профилактике экстремизма и терроризма в молодежной среде ведется по следующим направлениям:

1. межведомственный подход к организации воспитания и взаимодействию с родителями;

2.    повышение квалификации учителей по данным проблемам;

3.    включение в содержание учебных предметов тем по профилактике экстремистских проявлений, формированию законопослушного толерантного поведения обучающихся;

4.    реализация целевых воспитательных программ по толерантному и духовно-нравственному воспитанию; по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности; по профилактике насилия и жестокого обращения в детско-подростковой среде, семье и ОУ;

5.    организация мониторинга сформированности уровня развития толерантности;

6.    организация полезной досуговой занятости обучающихся (конкурсы, социальные проекты, волонтерское движение).

1. Межведомственный подход к организации воспитания и взаимодействию с родителями.

В рамках межведомственного подхода практикуется ежегодное составление совместных планов по профилактике правонарушений и правовому воспитанию обучающихся со всеми заинтересованными структурами и силовыми ведомствами.

2.    Повышение квалификации учителей по данным проблемам.

В рамках августовской конференции 2012 года на секции для руководителей по воспитательной работе проведен обучающий семинар по организации работы, направленной на профилактику экстремизма и ксенофобии в молодежной среде.

Институтом повышения квалификации регулярно проводятся семинары указанной тематики.

Вопросы о недопустимости расовой, национальной, религиозной розни между людьми ставятся также на заседаниях методических объединений классных руководителей, административных совещаниях, классных и общешкольных родительских собраниях, заседаниях родительских комитетов с привлечением сотрудников правоохранительных органов.

В течение учебного года школьное методическое объединение обобщал и организовывал обсуждение следующих методических тем: «Методические рекомендации классному руководителю по организации работы с учащимися группы риска», «Содержание деятельности классного руководителя, социального педагога по индивидуальной профилактической работе», круглый стол «Работа классных руководителей с детским коллективом по вопросам профилактики асоциального поведения учащихся», педагогический консилиум «Навыки позитивного общения в сфере учитель-ученик. Как разрешать конфликты».

3.    Включение в содержание учебных предметов тем по профилактике экстремистских проявлений, формированию законопослушного толерантного поведения обучающихся.

В любых образовательных учреждениях содержательные аспекты реализуются в рамках преподавания Обществознания (раздел права).

С целью формирования у обучающихся первичных умений анализировать любую социальную ситуацию, требующую принятия ответственного решения, связанного с личными проблемами и готовность нести персональную ответственность за последствия принимаемых решений для обучающихся 8-9 классов преподаётся курс «Права человека». С этого года в школе реализуется курс «Основы религиозных культур и светской этики». Базовые ценности толерантности введены в практику обучения в рамках образовательных стандартов. Различные аспекты толерантного воспитания содержат образовательные программы по истории, обществознанию, географии, литературе, изобразительному искусству, музыке, технологии. Уникальность Астрахани как многонационального города раскрывает специальный краеведческий курс «Краеведение».

Введен элективный курс «Основы психологии», «Психология принятия решений», направленный на самопознание, самосознание, саморазвитие личности подростка.

4.    Реализация целевых воспитательных программ по толерантному и духовно-нравственному воспитанию.

Разработанные целевые воспитательные программы, которые размещены на сайте образовательного учреждения.

Одними из важных ее составляющих являются формирование гражданско-правовой культуры и толерантного сознания.

Традиционно в план воспитательной работы включаются проведение классных часов, дискуссий и устных журналов на темы: «Быть гражданином», «Права и обязанности несовершеннолетних», «Правонарушения - понятия и виды. Юридическая ответственность», «Чтобы соблюдать закон - его надо знать», «Изучаем закон о противодействии экстремистской деятельности», ток-шоу «Это высокое звание - человек», диспут «Что мешает жить людям в мире и согласии?»,«Неформальные молодежные объединения в России: лозунги и реальность», "Духовность и молодёжь», «Опасности неофашизма», «СНГ - крупнейший международный союз», «Национализм и интернационализм», «Глобальная проблема человечества - сохранение мира на Земле»,«Давайте жить дружно», «России верные сыны», «Презентация недели толерантности», «Ответственность и патриотизм», «Я и общество. Что такое нетерпимость», «Что такое толерантность», «Толерантность и межнациональные отношения», «Люблю Отчизну я»,«Мы хотим жить в мире», «Воспитание человечности у подростков», «Доброта, вежливость, дружба», «С детства дружбой дорожи», «Заботливое отношение к родителям – признак высокой культуры человека», «Если добрый ты – это хорошо!», дискуссии «Почему национальность человека это дискриминирующий фактор?», «Антисемитизм и Сионизм - что общего?»

Ежегодно в декабре в школах города проводятся уроки «Права человека». Цель данного урока - ознакомление обучающихся с основополагающими международными документами о правах человека и формирование уважительного отношения к правам и свободам человека.

Социально-психологическая служба планирует и проводит изучение классных коллективов по проблемам межличностных отношений, школьных конфликтов, межнациональных отношений; занятия для учащихся и родителей по результатам исследований. Психолог с этого года во всех 5-х классах ведет кружок «Мы-пятиклассники», что помогает ей изучить детей, развивать толерантные, коммуникативные качества. Работа классных руководителей направлена в первую очередь на решение проблем межличностных отношений в классе, в основе которых лежат явления нетерпимости.

Во внеурочной деятельности традиционными стали общешкольные линейки, посвященные Дню народного единства и Международному дню толерантности, который отмечается 16 ноября, Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей 11 апреля; праздники «Фестиваль танцев», «фестиваль национальных культур «Венок дружбы»», «Я, ты, он, она- вместе дружная семья».

В школьной библиотеке организуются тематические выставки литературы, посвященной Международному дню толерантности.

В целях объединения молодежных коллективов в городе активно развивается движение КВН. К этому мероприятию привлекаются городская молодежь, молодежь сельских поселений, учебных учреждений, расположенных на территории Камызякского района.

Проводится активная работа по вовлечению детей во внеурочную деятельность, что является также фактором, противодействующим распространению экстремистских настроений в подростковой среде.

В школе ведётся постоянный контроль по недопущению распространения деятельности неформальных молодёжных групп и объединений. Распространение учений нетрадиционных религиозных организаций в ОУ запрещено в соответствии с Уставом школы.

В критерии оценки воспитательной работы образовательных учреждений

включены показатели, характеризующие состояние правонарушений, законопослушного и толерантного поведения обучающихся и воспитанников.

Учитывая характер экстремизма, можно утверждать, что профилактика экстремизма будет успешной лишь в том случае, если будет слаженное и четкое взаимодействие всех заинтересованных структур.

Активное участие в профилактической работе, в том числе и с молодежью, принимают отдел по делам культуры, молодежи и спорта АМО «Камызякский район», МУК «Родник», ЦДОД, партии и общественные организации, действующие на территории муниципального района, молодежное правительство города и области, молодежные партии, депутаты городского и районного Совета.

5.Организация мониторинга уровня развития толерантности.

На протяжении многих лет проводится диагностика психологической комфортности учебной среды. Организован мониторинг уровня развития толерантности у обучающихся. Результаты тестирования показывают повышение уровня толерантности.

По итогам анкетирования по отношению к детям других национальностей ярких случаев проявления экстремизма на почве различий национальностей и вероисповеданий не выявлено.

6.Организация полезной досуговой занятости обучающихся (конкурсы, социальные проекты, волонтерское движение).

В содержании воспитания важное место занимает планирование досуговой занятости обучающихся, социальное проектирование, расширение волонтерского движения.

В целях вовлечения молодежи и детей в общественно полезную деятельность, в школе был сформирован волонтерский отряд «Добрострой». Отряд работает по нескольким направлениям «Добро для себя», «Добро для людей», «Добро для природы». Ребятами за 3 года сделано очень много: организация и проведение тематических акций, изготовление и распространение листовок, брошюр, памяток; участие в конкурсах, фестивалях разного уровня; подготовка агитбригад; работа клуба «Подросток-подростку»; занятия в школе «Лидер» и многое другое. Самое главное, что эта деятельность приносит результаты: увеличение числа отряда, дети «группы риска» охотно вливаются в наши ряды; уменьшение числа обучающихся, стоящих на учете разного уровня. Так как в отряде работают дети разных национальных культур, то на занятиях клуба «Лидер» происходит взаимообмен духовными и культурными ценностями той или иной национальности или конфессии (праздники, обычаи, традиции).

Учителем биологии Лемякиной Е.П. организовано творческое объединение «Школа здоровья». Основные направления социальной деятельности обучающихся – популяризация здорового образа жизни в детско-родительской среде.

Отсутствие массовых проявлений экстремистского характера в молодёжной среде внутри школы свидетельствует об успешности предпринимаемой профилактической работы. Но необходимо формировать мировоззрение и духовно-нравственную атмосферу этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу только при совместной деятельности с силовыми структурами и различными социальными ведомствами.

Только тогда работа по профилактике экстремизма и терроризма будет эффективной и продуктивной.


Литература:


  1. Интернет-ресурсы:

http://www.67shkola.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=110:2011-03-20-18-35-35&catid=65:bezopasnost&Itemid=89

  1. Противодействие терроризму и экстремизму. Методическое пособие для руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений, детских домов, дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования, преподавателей ОБЖ_ОВС./ Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки. Астрахань, 2010 г

Профилактика экстремизма в молодежной среде
  • Директору-завучу
Описание:

 «Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это  не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества на Земле, сколько антропологическая – уничтожение человеческого  в  человеке».

отечественный философ Ю.А.Шнейдер

 

 

Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране.
Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала. 

Автор Сережникова Ирина Витальевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 3382
Номер материала 27974
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓