Главная / Классному руководителю / «Профилактическая работа по предупреждению наркотиков и психоактивных веществ».Тренинг:Личность и индивидуальность. (9 класс)

«Профилактическая работа по предупреждению наркотиков и психоактивных веществ».Тренинг:Личность и индивидуальность. (9 класс)

Личность и индивидуальность.

(тренинг)

Цели занятия:

    1. Помочь учащимся понять ценность каждой личности.

    2. Подчеркнуть уникальность и неповторимость каждого человека.

    3. Дать представление о структуре личности.

План занятия:

  1. приветствие ведущего и игра-активатор «Я люблю… Я не люблю…»

  2. Упражнение «Я - ..»

  3. Что такое личность? Структура личности.

  4. Игра «Похвала по кругу».

  5. Дискуссия: «Личность наркомана».

  6. Итоговый круг «Интересное-полезное».

  7. Домашнее задание.

Материалы для занятия:

  1. Диапроектор.

  2. Слайды

  3. Листы бумаги, фломастеры.

  4. Заготовки опросных листов для упражнения «Я -..» или чистые листы бумаги для каждого учащегося.

  5. Мяч.

Приветствие ведущего и игра-активатор

Здравствуйте! Сегодня на занятии мы поговорим о себе, и тема нашего занятия так и называется «Личность и индивидуальность».

Игра-активатор

Чтобы вы смогли активнее включиться в работу, предлагаю вам поиграть в игру «Я люблю… Я не люблю..». Правила такие: мы будем бросать друг другу мяч; тот. Кто его поймает, будет говорить «Я люблю…» и называть что-нибудь любимое. Можно называть действия, предметы, еду, напитки и т.п. После этого он бросает мяч кому-нибудь другому.


(пояснение для ведущего – необходимо проследить. Чтобы мяч побывал у всех участников. Затем те же самые действия проводятся со словами «Я не люблю..»)



Уникальность и своеобразие каждого человека.

Ну вот, все здорово играли и увидели, какое большое разнообразие любимых и нелюбимых предметов, явлений, действий есть у каждого из нас. но разве только этим мы отличаемся друг от друга? Посмотрите друг на друга. У нас разный цвет волос, глаз, разный рост, у каждого есть свое имя.

Но то, что один человек отличается от другого, не означает, что кто-то из них хуже, а кто-то- лучше. Все люди разные. Каждый из них уникален, неповторим по-своему. В этом-то и проявляется его индивидуальность.

Дискуссия

А теперь давайте поговорим, как вы сами понимаете, что такое индивидуальность.

(пояснение для ведущего – здесь следует попытаться получить ответ на вопрос от класса, однако нужно понимать. Что задание очень сложное, и четко структурированного определения индивидуальности ученики дать не смогут. Поэтому вывод определения будет дальнейшей задачей ведущего. Однако необходимо поощрить попытки учеников поразмышлять над поставленным вопросом и собрать как можно больше мнений, высказанных классом.)

Хорошо. Вы высказали свое мнение, но стало понятно, что это достаточно сложная задача- объяснить понятие индивидуальности. Ее легче почувствовать. А для этого давайте выполним следующее упражнение.

Упражнение «Я -..»

Сейчас я раздам листочки, которые разделены на две половины. Каждая половина содержит вопрос, на который нужно будет написать по 8 ответов. Вот так:

Кто я? Какой я?

1. Мальчик 1. Высокий

2. Ученик 2. Активный

3. Спортсмен 3. Голубоглазый

4. ….. 4. ……

Ведущий.

Все написали? А теперь разделитесь на пары(можно рассчитаться на первый-второй по порядку) и прочитайте друг другу, какие качества вам удалось у себя обнаружить.

Сделайте паузу на несколько минут, чтобы все смогли прочитать свои качества.

Забавно, правда? Оказывается, все разные, но все очень хорошие люди. Вы просто замечательно поработалди. Каждый попытался заглянуть в свою индивидуальность и дать ей характеристику.

Теперь мы можем сказать, что индивидуальность – это своеобразие человека, то ,что делает его непохожим на окружающих, это оригинальность его личности.

Дискуссия.

Часто говорят, что близнецы похожи друг на друга как две капли воды. Так ли это?

(пояснение для ведущего – основная мысль, которую необходимо провести при обсуждении данной темы, следующая: как бы ни были похожи близнецы друг на друга, у каждого из них есть набор черт, характеризующих уникальность их личности.)

Что такое личность и структура личности.

Мы не раз уже за сегодняшнее занятие употребляли термин «личность».

Дискуссия.

А что же вообще такое – личность? Что включает в себя это понятие, которое мы так часто слышим, о котором так часто говорим?

(пояснение для ведущего – скорее всего, ученики не смогут дать удовлетворительного определения. Тем не менее, так же как и в предыдущей дискуссии. Следует дать им возможность высказать собственное мнение как можно подробнее. И только после этого переходить к объяснениям ведущего.)

Да, разработать с понятием личности тоже оказалось очень сложно.

Чтобы помочь в этом, я покажу вам слайд, на котором художник попытался изобразить то, из чего состоит личность, ее структуру. Конечно, это изображение очень схематично и не отражает всей сложности понятия «личность». Однако для самого общего представления его будет достаточно.

Пояснение для ведущего

На слайде схематично изображена следующая структура личности:

  • 1-й компонент(область) – это те потребности и интересы, которые есть у всех нас. Что-то нам интересно, что-то нет; какие-то потребности(еда,сон, и т.п.) важны для каждого, а другие(смотреть балет, играть в хоккей) – далеко не для всех(характеризует направленность личности, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок).

  • 2-й компонент – это наши возможности и способности. Некоторые способности есть у всех: все могут писать, читать, говорить,ходить. Другие – только у отдельных людей: кататься на коньках, говорить по-английски, ходить по канату(определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности).

  • 3-й компонент – это наши черты характера: некоторые веселые, другие серьезные и задумчивые; одни бурно выражают свои эмоции, другие сдержанны до холодности и т.д.

  • 4-й компонент – это наши привычки и способы понимания себя, управления своим поведением и построением планов на будущее. Одни люди стараются все продумать до мелочей, другие просто намечают свои действия в общих чертах, а подправляют их уже по ходу событий; одни стараются докопаться до того, почему им хочется поступить именно тем или иным способом, а другие принимают свои желания как есть; одни постоянно недовольны собой и своими поступками, а другие считают, что всегда все делают замечательно(подразумевает самосознание, саморегуляцию человека: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекция действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности).

Конечно, это далеко не полный перечень составных частей личности. Личность – это гораздо более сложная структура. Мы говорим сейчас лишь о самых основных частях ее. Но как бы то ни было, каждая личность уникальна и отличается от других внешне, своими физическими особенностями, а также своими интересами, желаниями, талантами и способностями,увлечениями, отношением к людям и к себе самой, своими эмоциями, поведением, моральными ценностями, отношением к людям и к себе самой, своими эмоциями, поведением, моральными ценностями и т.п. быть может, людям бывает интересно друг с другом именно потому, что они отличаются друг от друга. Общаться постоянно только с абсолютно такими, как ты сам, человеку недостаточно.

И мы должны очень ценить в каждом человеке эту уникальность его личности.

Игра «Похвала по кругу»

Давайте сейчас поиграем в игру, которая как раз и подчеркивает индивидуальность каждого из вас. Она называется «Похвала по кругу». Правила такие: мы будем передавать по кругу мяч и говорить, что именно нравится в том человеке, которому даем мяч, что привлекает в нем, почему интересно с ним дружить. Не стесняйтесь говорите друг другу комплименты. Это просто игра, и над вами никто не посмеется. Зато как приятно слушать похвалу! Я покажу вам, как это делается.

Надеюсь, после игры все мы понимаем, какие разносторонние и прекрасные люди собрались в этом классе.

Личность наркомана.(слайд)


Дискуссия.

А сейчас я хотела бы задать вам вот какой вопрос: как вы думаете, а какова личность наркомана? Если для ее описания пользоваться схемой, представленной на слайде «Структура личности», то какие отличительные особенности она может иметь? Чем отличается ее структура?

(пояснение для ведущего – особое внимание нужно сосредоточить на том, что личность наркомана намного беднее чертами, поскольку его заботит только одно: достать наркотики и употребить их)

Ну хорошо, в результате бурной дискуссии мы достигли кое-какого согласия относительно личности наркомана.

А что думают по этому поводу специалисты?

У нас есть соответствующий слайд.

(пояснение для ведущего – слайд «личность наркомана» следует использовать для иллюстрации выводов дискуссии, а также коррекции ошибочных представлений учеников. Нужно еще раз подчеркнуть обеднение личности и потерю личностных качеств в результате сужения интересов при наркомании.)

Итоговый круг «Интересное-полезное»

Большое спасибо всем. Все очень старательно работали. А теперь давайте все по кругу скажем, что на этом уроке для нас оказалось интересным или полезным. А может быть, кому-нибудь что-то показалось неправильным или обидным? Каждый может говорить полминуты-минуту или просто сказать несколько слов.

Быть членом группы, стремиться быть похожим на кого-то, быть принятым в группе сверстников, подражать кумиру – это нормальные явления.

Но при этом надо быть самим собой, сохранять уникальность личности, свою индивидуальность. И тогда с тобой всегда будет интересно и увлекательно общаться всем окружающим.

Задание на дом.(слайд)

Задание будет такое. Нужно оформить обложку своей тетради так, чтобы любой сразу мог понять, что она ваша. Но свои имя и фамилию писать нельзя. Попробуйте проявить в оформлении индивидуальности своей личности.

Есть вопросы по домашнему заданию?

Я прощаюсь с вами до следующего раза.





«Профилактическая работа по предупреждению наркотиков и психоактивных веществ».Тренинг:Личность и индивидуальность. (9 класс)
  • Классному руководителю
Описание:

  Ни одна попытка профилактики в виде чтения лекций не дала удовлетворительного результата, поэтому я использую средства интерактивного обучения, приемы группового взаимодействия: игры-активаторы, игры-упражнения, ролевые игры, групповые дискуссии, обсуждения и приемы домашних заданий. Поощряю учеников к открытому и активному высказыванию своих мыслей по предлагаемым вопросам.

 Для организации занятий использую форму круга, это означает, что все ученики  должны размещаться в кругу. Столы в классе необходимо убрать, чтобы они не мешали. Это важно, в том числе и потому, что в ряде занятий предусмотрены подвижные игры и посторонние предметы могут помешать при их проведении. Пишут и читают на занятиях ребята мало, поэтому столы будут не нужны. Занятие-тренинг длится 30-45 минут. Перед занятием класс оформляется наглядной агитацией по теме, рисунками и плакатами детей.

 Из оборудования использую: диапроектор, слайды, мультимедийная установка, компьютер, экран, необходимы средства для рисования, легкий мяч(подойдет теннисный либо легкий надувной) и запас листов бумаги.

Автор Абрамова Лариса Леонидовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 632
Номер материала 34084
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓