Главная / Школьному психологу / Профилактическая Программа для учеников начальной школы со зрительной депривацией «ПЛАНЕТА ЗДОРОВЬЯ».

Профилактическая Программа для учеников начальной школы со зрительной депривацией «ПЛАНЕТА ЗДОРОВЬЯ».


ОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 26 г. Рязани»







Профилактическая программа

для учеников начальной школы со зрительной депривацией

«ПЛАНЕТА ЗДОРОВЬЯ».







Автор педагог-психолог

высшей квалификационной категории

Головина С.Г.














Пояснительная записка.

Для детей с нарушением зрения роль ученика зачастую стано­вится источником больших физических и эмоциональ­ных нагрузок. На общие трудности обучения в школе наслаиваются проблемы, вызванные зрительным дефектом. У детей с нарушением зре­ния зрительное восприятие протекает в условиях обеднен­ной зрительной среды, они испытывают серьезные трудно­сти в определении цвета и цветового тона, яркости, контрастности, а также формы, величины и пространствен­ного расположения предметов. Детям сложно различить нескольких объектов, одновременно опознать их. Недостат­ки зрительного восприятия отрицательно влияют на разви­тие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д.) младших школьников, что значительно затрудняет учебно-познавательную деятельность. Трудно­сти связаны как с темпом учебной работы, так и с качеством выполнения учебных заданий. Все это неизбежно ведет к низкой успеваемости, а ситуация неуспеха зачастую пере­растает в негативные эмоциональные состояния, что сни­жает положительную мотивацию учебной деятельности и может стать причиной формирования отрицательных ка­честв личности детей.

Дети со зрительной депривацией часто не понимают своих чувств, не соотносят их с пе­реживаниями других людей, плохо различают выражение другого человека, их собственная мимико-жестовая речь скована. Все это приводит к возникновению трудно­стей при решении самых простых жизненных вопросов в общении с окружающими. Неустойчивость самооценки и ее зависимость от ситуации и мнения окружающих, высо­кая внушаемость также препятствуют успешной адаптации в обществе.

Восприя­тие человеком пространства рассматривается как один из видов отражения отношений между объектами. Различение и обобщение отношений между воспринимаемыми объектами среды является, по существу, двусторонним про­цессом. Одна сторона представляет собой собственно перцептивное, непосредственно чувственное отражение оп­ределенных связей между объектами, другая связана с мыш­лением. Это единство чувственного и логического в отра­жении пространственных, временных и количественных отношений определяет готовность ребенка к отражению других, более сложных отношений и взаимозависимостей между явлениями внешнего мира, спо­собствует гармонизации их отношений с окружающим миром. Именно в специально организованной для психо­логической работы сенсорной комнате такое взаи­модействие между человеком и интерактивной средой осуществляется наиболее гармонично. Эта среда в опреде­ленной мере вступает в виртуальное взаимодействие с че­ловеком, и он, откликаясь на это взаимодействие, начинает по-иному воспринимать окружающее пространство. Оно «обволакивает» его, «провоцирует» в хорошем смысле это­го слова к взаимодействию на основе чувственного опыта. Такое взаимодействие отвлекает от эмоциональных и бы­товых проблем, ненавязчиво вовлекает в интересную и ув­лекательную деятельность.

Сочетание нескольких сти­мулов полифункциональной интерактивной среды сенсорной комнаты, (звуков, цвета, запахов, тактильных ощущений) неодинаково воздействует на психическое и эмоциональное состояние ребенка с нарушениями зрения: как ус­покаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стиму­лирующее, восстанавливающее, то есть речь идет о фено­менах возбуждения и торможения. Причем процессы торможения также являют собой возбуждение, но в изме­ненном виде (А. А. Ухтомский). Поэтому сенсорная комната способствует не только достижению релаксации, но и активизации различных функций центральной нервной системы.

Занятия в сенсорной комнате помогают поднять простые ощущения на уровень осознанного восприятия, стимулируя тем самым процессы саморегуляции централь­ной нервной системы. Таким образом, психоэмоциональ­ная сфера человека начинает ограждать себя от негативно­го воздействия стрессовых ситуаций. В интерактивной среде сенсорной комнаты осуществляется немедика­ментозное воздействие, помогающее преодолеть нервное и психическое напряжение, восстановить работоспособность. Мышечное расслабление, отдых, отсутствие проблемных си­туаций здесь и теперь, положительные эмоции становятся основой и хорошим сопровождающим фоном для преодо­ления тревоги и стресса. Кроме того, положительный эмо­циональный фон обеспечивает усиление мозгового крово­обращения и накопление запасов умственной энергии.






Содержание программы.

Цель:

повышение эффективности сенсомоторной деятельности и гармонизация личности.

Задачи:

  1. Стабилизировать эмоциональное состояние, оптимизировать уровень тревожности и агрессии (произвольная регуляция и смыслообразующая функция психомотор­ных процессов);

  2. Формировать навыки стрессоустойчивого поведения;

  3. Развивать познавательную деятельность детей со зрительной депривацией;

  4. Стимулировать сенсорные процессы;

  5. Развивать общую и мелкую моторику.

Продолжительность курса:
от 3х месяцев до одного года.

Продолжительность занятия в сенсорной комнате:

до 30 мин.

Для возбудимых детей длительность сокращается до 15-20 минут.

Противопоказания:

обострение сопутствующих со­матических и психических заболеваний;

аллергическая и бронхиальная патология.

Форма проведения занятий:

  1. подгруппами по 2-4 челове­ка,

  2. индивидуально.





Основные направления.

  • Использование стимулирующих упражнений, активизирующих и развивающих у детей со зрительной депривацией сенсорные фун­кции: зрительное и слуховое восприятие, осязание и
    пространственное восприятие;

  • Непосредственное общение, которое имеет огромное значение для общего психологического развития че­ловека, его самооценки и становления его как личности;

  • Релаксационные тренинги, которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции.

Используемые методы:

  • Введение в игровую ситуацию.

  • Создание познавательной основы путем беседы, направленной на уточнение, расширение уже имею­щихся представлений и обогащение их новым содержанием с использованием интерактивного оборудования и психотерапевтических практик.

  • Формирование эмоциональной готовности к занятию.

  • Этап активного действия — взаимодействие с интер­активной средой. Выбирается световой прибор, по­зволяющий создать необходимую ситуацию для сен­сорно-перцептивной деятельности. Возможно последовательное использование ряда приборов, взаимодополняющих друг друга и стимулирующих ощущения необходимой модальности.

  • Слушание историй.

  • Придумывание историй.

  • Сказкотерапия.

  • Музыкотерапия

  • Психогимнастика

  • Драматизация

  • Ролевая игра

  • Импровизация

  • Чтение литературы

  • Рисование





Тематический план занятий с учениками начальных классов

по программе

«Планета здоровья».


п/п

Тема

Количество

часов


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.


Знакомство с волшебной комнатой.

Золотая осень.

В стране шаров.

Загадки вокруг нас.

Октябрь в лесу.

Прогулка по радуге.

Оранжевая песенка.

В мире звуков.

Отдых на море.

Цветная карусель.

Веселые – грустные клоуны.

Звездный мир.

Часто и целое.

В мире форм.

Разноцветные мечты.

Зимняя сказка.

Снежный сон.

Зимние цвета.

Четыре стихии.

Море радости.

Горы обиды.

Прогулка по зиме.

На острове злости.

Цвета и настроение.

Веселые рыбки.

Материк грусти и печали.

Путешествие на голубую звезду.

Подводное царство.

Весеннее настроение.

На цветочной поляне.


1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1



Ожидаемые результаты:

  • Расширится жизненного опыта детей со зрительной депривацией;

  • Обогатится чувственный мир детей;

  • Научатся снимать мышечное напряжение;

  • Научатся снимать психоэмоциональное напряжение;

  • Корректируются ослабленные сенсорные функции: зрение, слух, осязание;

  • Разовьются двигательные функции;

  • Активизируются различные функции центральной
    нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;

  • Сформируются навыки стрессоустойчивого поведения

  • Получат дальнейшее развитие познавательные функции: внимание, память, мышление, воображение.









Литература.


  1. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. АРКТИ, Москва 2010.

  2. Ананьев Б.Г.,Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства У детей. М., Просвещение, 1964.

  3. Базыма Б.А., Цвет и психика. Харьков, 2001.

  4. Баряева Л.Б., Загребаева Е.В. Игры-занятия с тактильным панно «Ёжик», СОЮЗ, 2006.

  5. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. СПб.,1994

  6. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. РГПУ им. Герцена, 1998

  7. Мухина В.С. Возрастная психология. М., Академия, 2003

  8. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.,Новая школа, 1995

  9. Фрилинг Г.В. Человек, цвет, пространство. М., 1973

  10. Жевнерова В.Л. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья. Санкт-Петербург, ХОКА, 2007

  11. Дьяченко Л.П. Плаваем по сухому. Журнал «Игра и дети»,8-2007




Профилактическая Программа для учеников начальной школы со зрительной депривацией «ПЛАНЕТА ЗДОРОВЬЯ».
  • Школьному психологу
Описание:

Профилактическая программа

для учеников начальной школы со зрительной депривацией

«ПЛАНЕТА ЗДОРОВЬЯ».

 

 

 

 

Автор педагог-психолог

высшей квалификационной категории

Головина С.Г.

 

 

Пояснительная записка.

Для детей с нарушением зрения роль ученика зачастую стано­вится источником больших физических и эмоциональ­ных нагрузок. На общие трудности обучения в школе наслаиваются проблемы, вызванные зрительным дефектом. У детей с нарушением зре­ния зрительное восприятие протекает в условиях обеднен­ной зрительной среды, они испытывают серьезные трудно­сти в определении цвета и цветового тона, яркости, контрастности, а также формы, величины и пространствен­ного расположения предметов. Детям сложно различить нескольких объектов, одновременно опознать их. Недостат­ки зрительного восприятия отрицательно влияют на разви­тие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д.) младших школьников, что значительно затрудняет учебно-познавательную деятельность. Трудно­сти связаны как с темпом учебной работы, так и с качеством выполнения учебных заданий. Все это неизбежно ведет к низкой успеваемости, а ситуация неуспеха зачастую пере­растает в негативные эмоциональные состояния, что сни­жает положительную мотивацию учебной деятельности и может стать причиной формирования отрицательных ка­честв личности детей.

Дети со зрительной депривацией часто не понимают своих чувств, не соотносят их с пе­реживаниями других людей, плохо различают выражение другого человека, их собственная мимико-жестовая речь скована. Все это приводит к возникновению трудно­стей при решении самых простых жизненных вопросов в общении с окружающими. Неустойчивость самооценки и ее зависимость от ситуации и мнения окружающих, высо­кая внушаемость также препятствуют успешной адаптации в обществе.

Восприя­тие человеком пространства рассматривается как один из видов отражения отношений между объектами. Различение и обобщение отношений между воспринимаемыми объектами среды является, по существу, двусторонним про­цессом. Одна сторона представляет собой собственно перцептивное, непосредственно чувственное отражение оп­ределенных связей между объектами, другая связана с мыш­лением. Это единство чувственного и логического в отра­жении пространственных, временных и количественных отношений определяет готовность ребенка к отражению других, более сложных отношений и взаимозависимостей между явлениями внешнего мира, спо­собствует гармонизации их отношений с окружающим миром. Именно в специально организованной для психо­логической работы сенсорной комнате такое взаи­модействие между человеком и интерактивной средой осуществляется наиболее гармонично. Эта среда в опреде­ленной мере вступает в виртуальное взаимодействие с че­ловеком, и он, откликаясь на это взаимодействие, начинает по-иному воспринимать окружающее пространство. Оно «обволакивает» его, «провоцирует» в хорошем смысле это­го слова к взаимодействию на основе чувственного опыта. Такое взаимодействие отвлекает от эмоциональных и бы­товых проблем, ненавязчиво вовлекает в интересную и ув­лекательную деятельность.

Сочетание нескольких сти­мулов полифункциональной интерактивной среды сенсорной комнаты, (звуков, цвета, запахов, тактильных ощущений) неодинаково воздействует на психическое и эмоциональное состояние ребенка с нарушениями зрения: как ус­покаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стиму­лирующее, восстанавливающее, то есть речь идет о фено­менах возбуждения и торможения. Причем процессы торможения также являют собой возбуждение, но в изме­ненном виде (А. А. Ухтомский). Поэтому сенсорная комната способствует не только достижению релаксации, но и активизации различных функций центральной нервной системы.

Занятия в сенсорной комнате помогают поднять простые ощущения на уровень осознанного восприятия, стимулируя тем самым процессы саморегуляции централь­ной нервной системы. Таким образом, психоэмоциональ­ная сфера человека начинает ограждать себя от негативно­го воздействия стрессовых ситуаций. В интерактивной среде сенсорной комнаты осуществляется немедика­ментозное воздействие, помогающее преодолеть нервное и психическое напряжение, восстановить работоспособность. Мышечное расслабление, отдых, отсутствие проблемных си­туаций здесь и теперь, положительные эмоции становятся основой и хорошим сопровождающим фоном для преодо­ления тревоги и стресса. Кроме того, положительный эмо­циональный фон обеспечивает усиление мозгового крово­обращения и накопление запасов умственной энергии.

 

Содержание программы.

Цель:

повышение эффективности сенсомоторной деятельности и гармонизация личности.

Задачи:

  1. Стабилизировать эмоциональное состояние, оптимизировать уровень тревожности и агрессии (произвольная регуляция и смыслообразующая функция психомотор­ных процессов);

  2. Формировать навыки стрессоустойчивого поведения;

  3. Развивать познавательную деятельность детей со зрительной депривацией;

  4. Стимулировать сенсорные процессы;

  5. Развивать общую и мелкую моторику.

Продолжительность курса:
от 3х месяцев до одного года.

Продолжительность занятия в сенсорной комнате:

до 30 мин.

Для возбудимых детей длительность сокращается до 15-20 минут.

Противопоказания:

обострение сопутствующих со­матических и психических заболеваний;

аллергическая и бронхиальная патология.

Форма проведения занятий:

  1. подгруппами по 2-4 челове­ка,

  2. индивидуально.

Основные направления.

  • Использование стимулирующих упражнений, активизирующих и развивающих у детей со зрительной депривацией сенсорные фун­кции: зрительное и слуховое восприятие, осязание и
    пространственное восприятие;

  • Непосредственное общение, которое имеет огромное значение для общего психологического развития че­ловека, его самооценки и становления его как личности;

  • Релаксационные тренинги, которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции.

Используемые методы:

  • Введение в игровую ситуацию.

  • Создание познавательной основы путем беседы, направленной на уточнение, расширение уже имею­щихся представлений и обогащение их новым содержанием с использованием интерактивного оборудования и психотерапевтических практик.

  • Формирование эмоциональной готовности к занятию.

  • Этап активного действия — взаимодействие с интер­активной средой. Выбирается световой прибор, по­зволяющий создать необходимую ситуацию для сен­сорно-перцептивной деятельности. Возможно последовательное использование ряда приборов, взаимодополняющих друг друга и стимулирующих ощущения необходимой модальности.

  • Слушание историй.

  • Придумывание историй.

  • Сказкотерапия.

  • Музыкотерапия

  • Психогимнастика

  • Драматизация

  • Ролевая игра

  • Импровизация

  • Чтение литературы

  • Рисование

Ожидаемые результаты:

  • Расширится жизненного опыта детей со зрительной депривацией;

  • Обогатится чувственный мир детей;

  • Научатся снимать мышечное напряжение;

  • Научатся снимать психоэмоциональное напряжение;

  • Корректируются ослабленные сенсорные функции: зрение, слух, осязание;

  • Разовьются двигательные функции;

  • Активизируются различные функции центральной
    нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;

  • Сформируются навыки стрессоустойчивого поведения

  • Получат дальнейшее развитие познавательные функции: внимание, память, мышление, воображение.

 

 

 

Литература.

 

  1. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. АРКТИ, Москва 2010.

  2. Ананьев Б.Г.,Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства У детей. М., Просвещение, 1964.

  3. Базыма Б.А., Цвет и психика. Харьков, 2001.

  4. Баряева Л.Б., Загребаева Е.В. Игры-занятия с тактильным панно «Ёжик», СОЮЗ, 2006.

  5. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. СПб.,1994

  6. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. РГПУ им. Герцена, 1998

  7. Мухина В.С. Возрастная психология. М., Академия, 2003

  8. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.,Новая школа, 1995

  9. Фрилинг Г.В. Человек, цвет, пространство. М., 1973

  10. Жевнерова В.Л. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья. Санкт-Петербург, ХОКА, 2007

  11. Дьяченко Л.П. Плаваем по сухому. Журнал «Игра и дети»,8-2007

 

 

 

Автор Головина Светлана Георгиевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 496
Номер материала 51760
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓