- 02.10.2020
- 361
- 2
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Профилактическая программа
для учеников начальной школы со зрительной депривацией
«ПЛАНЕТА ЗДОРОВЬЯ».
Автор педагог-психолог
высшей квалификационной категории
Головина С.Г.
Пояснительная записка.
Для детей с нарушением зрения роль ученика зачастую становится источником больших физических и эмоциональных нагрузок. На общие трудности обучения в школе наслаиваются проблемы, вызванные зрительным дефектом. У детей с нарушением зрения зрительное восприятие протекает в условиях обедненной зрительной среды, они испытывают серьезные трудности в определении цвета и цветового тона, яркости, контрастности, а также формы, величины и пространственного расположения предметов. Детям сложно различить нескольких объектов, одновременно опознать их. Недостатки зрительного восприятия отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д.) младших школьников, что значительно затрудняет учебно-познавательную деятельность. Трудности связаны как с темпом учебной работы, так и с качеством выполнения учебных заданий. Все это неизбежно ведет к низкой успеваемости, а ситуация неуспеха зачастую перерастает в негативные эмоциональные состояния, что снижает положительную мотивацию учебной деятельности и может стать причиной формирования отрицательных качеств личности детей.
Дети со зрительной депривацией часто не понимают своих чувств, не соотносят их с переживаниями других людей, плохо различают выражение другого человека, их собственная мимико-жестовая речь скована. Все это приводит к возникновению трудностей при решении самых простых жизненных вопросов в общении с окружающими. Неустойчивость самооценки и ее зависимость от ситуации и мнения окружающих, высокая внушаемость также препятствуют успешной адаптации в обществе.
Восприятие человеком пространства рассматривается как один из видов отражения отношений между объектами. Различение и обобщение отношений между воспринимаемыми объектами среды является, по существу, двусторонним процессом. Одна сторона представляет собой собственно перцептивное, непосредственно чувственное отражение определенных связей между объектами, другая связана с мышлением. Это единство чувственного и логического в отражении пространственных, временных и количественных отношений определяет готовность ребенка к отражению других, более сложных отношений и взаимозависимостей между явлениями внешнего мира, способствует гармонизации их отношений с окружающим миром. Именно в специально организованной для психологической работы сенсорной комнате такое взаимодействие между человеком и интерактивной средой осуществляется наиболее гармонично. Эта среда в определенной мере вступает в виртуальное взаимодействие с человеком, и он, откликаясь на это взаимодействие, начинает по-иному воспринимать окружающее пространство. Оно «обволакивает» его, «провоцирует» в хорошем смысле этого слова к взаимодействию на основе чувственного опыта. Такое взаимодействие отвлекает от эмоциональных и бытовых проблем, ненавязчиво вовлекает в интересную и увлекательную деятельность.
Сочетание нескольких стимулов полифункциональной интерактивной среды сенсорной комнаты, (звуков, цвета, запахов, тактильных ощущений) неодинаково воздействует на психическое и эмоциональное состояние ребенка с нарушениями зрения: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее, то есть речь идет о феноменах возбуждения и торможения. Причем процессы торможения также являют собой возбуждение, но в измененном виде (А. А. Ухтомский). Поэтому сенсорная комната способствует не только достижению релаксации, но и активизации различных функций центральной нервной системы.
Занятия в сенсорной комнате помогают поднять простые ощущения на уровень осознанного восприятия, стимулируя тем самым процессы саморегуляции центральной нервной системы. Таким образом, психоэмоциональная сфера человека начинает ограждать себя от негативного воздействия стрессовых ситуаций. В интерактивной среде сенсорной комнаты осуществляется немедикаментозное воздействие, помогающее преодолеть нервное и психическое напряжение, восстановить работоспособность. Мышечное расслабление, отдых, отсутствие проблемных ситуаций здесь и теперь, положительные эмоции становятся основой и хорошим сопровождающим фоном для преодоления тревоги и стресса. Кроме того, положительный эмоциональный фон обеспечивает усиление мозгового кровообращения и накопление запасов умственной энергии.
Содержание программы.
Цель:
повышение эффективности сенсомоторной деятельности и гармонизация личности.
Задачи:
Стабилизировать эмоциональное состояние, оптимизировать уровень тревожности и агрессии (произвольная регуляция и смыслообразующая функция психомоторных процессов);
Формировать навыки стрессоустойчивого поведения;
Развивать познавательную деятельность детей со зрительной депривацией;
Стимулировать сенсорные процессы;
Развивать общую и мелкую моторику.
Продолжительность курса:
от 3х месяцев до одного года.
Продолжительность занятия в сенсорной комнате:
до 30 мин.
Для возбудимых детей длительность сокращается до 15-20 минут.
Противопоказания:
обострение сопутствующих соматических и психических заболеваний;
аллергическая и бронхиальная патология.
Форма проведения занятий:
подгруппами по 2-4 человека,
индивидуально.
Основные направления.
Использование стимулирующих упражнений, активизирующих и развивающих у детей со зрительной депривацией сенсорные функции: зрительное и слуховое восприятие, осязание и
пространственное восприятие;
Непосредственное общение, которое имеет огромное значение для общего психологического развития человека, его самооценки и становления его как личности;
Релаксационные тренинги, которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции.
Используемые методы:
Введение в игровую ситуацию.
Создание познавательной основы путем беседы, направленной на уточнение, расширение уже имеющихся представлений и обогащение их новым содержанием с использованием интерактивного оборудования и психотерапевтических практик.
Формирование эмоциональной готовности к занятию.
Этап активного действия — взаимодействие с интерактивной средой. Выбирается световой прибор, позволяющий создать необходимую ситуацию для сенсорно-перцептивной деятельности. Возможно последовательное использование ряда приборов, взаимодополняющих друг друга и стимулирующих ощущения необходимой модальности.
Слушание историй.
Придумывание историй.
Сказкотерапия.
Музыкотерапия
Психогимнастика
Драматизация
Ролевая игра
Импровизация
Чтение литературы
Рисование
Ожидаемые результаты:
Расширится жизненного опыта детей со зрительной депривацией;
Обогатится чувственный мир детей;
Научатся снимать мышечное напряжение;
Научатся снимать психоэмоциональное напряжение;
Корректируются ослабленные сенсорные функции: зрение, слух, осязание;
Разовьются двигательные функции;
Активизируются различные функции центральной
нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
Сформируются навыки стрессоустойчивого поведения
Получат дальнейшее развитие познавательные функции: внимание, память, мышление, воображение.
Литература.
Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. АРКТИ, Москва 2010.
Ананьев Б.Г.,Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства У детей. М., Просвещение, 1964.
Базыма Б.А., Цвет и психика. Харьков, 2001.
Баряева Л.Б., Загребаева Е.В. Игры-занятия с тактильным панно «Ёжик», СОЮЗ, 2006.
Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. СПб.,1994
Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. РГПУ им. Герцена, 1998
Мухина В.С. Возрастная психология. М., Академия, 2003
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.,Новая школа, 1995
Фрилинг Г.В. Человек, цвет, пространство. М., 1973
Жевнерова В.Л. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья. Санкт-Петербург, ХОКА, 2007
Дьяченко Л.П. Плаваем по сухому. Журнал «Игра и дети»,8-2007
6 625 839 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Головина Светлана Георгиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.