Главная / Русский язык и литература / Профессиональный проект учителя русского языка и литературы

Профессиональный проект учителя русского языка и литературы

Министерство образования и науки РФ

МКОУ Ивановская средняя общеобразовательная школа

Баганского района Новосибирской области.



Профессиональный проект



учителя русского языка и литературы Ольги Алексеевны Логвиновой

Образование: среднее – профессиональное ( 5 курс ОмГПУ)

Категория: 2

Стаж работы: 5,5 года


Тема проекта: «Развитие познавательной активности учащихся посредством новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы».


hello_html_460d81ef.jpg







2014 г

Что такое счастье?
Я отвечу смело –
Счастлив тот, кто делает нужное всем дело.
Счастье – это утром, выйдя на работу,
Знать: заботы школы и твои заботы.

У каждого человека есть свой Путь – путь, который он выбирает и идет по нему всю жизнь. Мой путь – мой сознательный выбор быть учителем. Это выбор, сделанный, возможно, в самом раннем детстве. Я порой даже думаю: «А может не я выбрала эту профессию, а она, долго, терпеливо и настойчиво выбирала меня?».

Учителем русского языка и литературы я стала неожиданно для себя, просто попросили: «Попробуй». Попробовала – понравилось, решила для себя, пойду учиться на филолога. Одновременно с поступлением в ОмГПУ решила изучать свой предмет не только с теоретической, но и с практической стороны, и заметила, что у многих учащихся не сформированы потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать.

Современное состояние развития цивилизации социологи и философы называют «информационным обществом». Для обеспечения конкурентоспособности выпускника в таком обществе считаю целесообразным применение информационно-коммуникационных технологий. С реализацией «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» и проекта «Информатизация системы образования» возможности их использования заметно расширились.

Развитие общества обусловливает необходимость перехода школы к новой образовательной парадигме, где на первый план выходят интересы личности учащегося, развитие его способностей и потенциальных возможностей, удовлетворения индивидуальных запросов и образовательных потребностей. С появлением информационных технологий обучения стало возможным реализовать цели и задачи, стоящие перед участниками современного образовательного процесса.

Сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки. При переходе на интенсивный путь развития образования необходимо, в первую очередь, изменить сами методы обучения, найти другие, менее декларативные способы подачи знаний. Умение самостоятельно работать с информацией, находить, осмысливать, преобразовывать и, наконец, синтезировать на базе имеющейся информации новые знания – это  наиболее перспективное направление развития учебного процесса, которое позволит учащимся в дальнейшем выстроить линию самообразования и саморазвития.

Перед школой, в частности перед каждым учителем, информационного века стоит задача развития познавательной активности и самостоятельности учащихся. С изменением содержания образования, подходов к образовательному процессу, появлением новых педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, возможности решения данной задачи существенно расширились.

Включение в  учебный процесс разных источников и  способов получения информации, в том числе и с помощью информационно-коммуникационных технологий, оценка доверия этим источникам, обучение поиску и опровержению ошибок, умению находить иные, более достоверные источники, приводит к активизации познавательной деятельности школьников.

Основной целью своей деятельности считаю создание условий для развития познавательного интереса к русскому языку и литературе, формирование стремления учиться, развиваться, воспитывать интерес к предмету, овладению умениями и навыками самопознания.

Основными задачами своей педагогической деятельности считаю развитие и укрепление интереса к предмету;

использование новых педагогических технологий; совершенствование форм организации учебной деятельности;

раскрытие способностей, интеллектуального, творческого, нравственного потенциала каждого ученика.








1. Условия обеспечения

качества образования

hello_html_m7f3a234d.png







hello_html_m40bb43b5.png





















hello_html_m5bee415c.jpghello_html_m642a2f1.jpghello_html_16d0a6a6.png




hello_html_1e2a241d.png



hello_html_6df75287.pnghello_html_67ea47ce.pnghello_html_m4b2d3cfb.png




Качество образовательных программ

В своей работе я опираюсь на нормативные документы: закон РФ «Об образовании».

Обучение учащихся ведётся на основе требований Государственного образовательного стандарта и ФГОС?

Образовательные программы и ресурсное обеспечение соответствуют требованиям Госстандарта и ФГОС. Учебно-методические комплексы выбраны из списков рекомендованной Министерством образования и науки литературы; они согласованы и утверждены на районных методических объединений учителей русского языка и литературы.

По предмету «Литература» использую линию учебно-методических комплексов под редакцией В. Я. Коровиной.

Состав УМК:

рабочая программа

учебник

дидактические материалы

рабочие тетради

фонохрестоматии на СД с методическими рекомендациями

методические советы

поурочные разработки

проверочные работы

хрестоматия художественных произведений

В линии учебников под редакцией В.Я. Коровиной четко прослеживается последовательное, системное обращение к изучению устного народного творчества, произведений древнерусской литературы, русской литературы ХVIII–ХХ вв., произведений зарубежной литературы. Дополнительные компоненты учебно-методического комплекса способствуют более успешной реализации деятельностного аспекта в изучении литературы.

В каждом учебнике линии акцент сделан на одну ведущую проблему: в 5 классе – внимание к книге, в 6 классе – художественное произведение и его автор, в 7 классе – особенности труда писателя, в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории, 9 класс – начало курса на историко-литературной основе. Литература 10-11 классах на базовом и профильном уровнях. В линии УМК под редакцией В.И. Коровина четко прослеживается последовательное системное обращение к изучению русской литературы XIX -XX века, произведений зарубежной литературы.

В переработанной линии учебников для 5 – 9 классов усилен деятельностный подход к изучению литературы, введена рубрикация: «Проверьте себя», «Обогащайте свою речь», «Развиваем свою речь», «Учимся читать выразительно», «Литература и другие виды искусства», «Литература и изобразительное искусство», «Творческое задание», «Фонохрестоматия», «Размышляем о прочитанном». В учебники включены вопросы повышенной сложности, рекомендации по организации проектной деятельности.

Фонохрестоматия позволит услышать произведения русской классической литературы в исполнении известных актеров московских театров, народных артистов России. К фонохрестоматии прилагаются «Методические рекомендации», в которых дана методика работы со звучащим текстом, предложены вопросы и задания для осмысления учащимися актерской, режиссерской и музыкальной интерпретации текста.

Дидактические материалы содержат необходимые, но не вошедшие в учебник художественные тексты, портреты писателей, другие иллюстрации, а также вопросы, задания, игры, кроссворды, викторины, материалы для внеклассного чтения, дополнительные художественные и литературоведческие материалы.

Рабочие тетради предназначены для самостоятельной работы обучающихся; они помогают анализировать произведение, формировать собственное отношение к нему, создавать устные и письменные высказывания разного типа, вести диалог.

Поурочные разработки содержат конспекты уроков: содержание каждого урока и материалы для контроля уровня литературного развития учащихся.

Методические советы для учителя созданы с учетом наиболее интересного опыта изучения произведений, включенных в программу по литературе.

Проверочные работы по литературе для 5 – 9 классов. В книге содержатся рекомендации для проведения диагностических, текущих и итоговых проверочных работ по литературе, материалы для литературных игр контрольного характера и олимпиад по литературе.

Учитель сможет проследить динамику литературного развития каждого учащегося, в качестве инструмента для этого предложены критерии оценки письменных высказываний, а также аналитические таблицы.

По предмету «Русский язык» использую линию учебно-методических комплексов по русскому языку Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др., 5-9 классы

Состав УМК

Рабочие программы

Учебник

Рабочая тетрадь

Скорая помощь по русскому языку в двух частях

Методические рекомендации

Поурочные разработки

Дидактические материалы

Диктанты и изложения

Карточки-задания

Приложение на электронном носителе

Рабочая программа курса русского языка для основной школы, помимо распределения учебного материала по годам обучения, содержит характеристику основных видов деятельности ученика.

Учебник обеспечивает формирование лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенций, развивает у учащихся универсальные учебные умения, воспитывает отношение к родному языку как к общенациональной ценности и как к важному средству общения. При переработке учебников особое внимание было уделено различным способам организации учебной деятельности, формам взаимодействия участников образовательного процесса, направленным на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку.

Рабочая тетрадь включает упражнения и задания, которые структурированы в соответствии с разделами учебника и предназначены для организации закрепления и проверки знаний учащихся по русскому языку. Упражнения и творческие задания по развитию речи могут быть использованы учителем для работы в классе, в качестве домашних заданий, а также во внеклассной работе.

Скорая помощь по русскому языку. Тетрадь содержит дифференцированные задания по всем разделам изучаемого языкового курса и предназначена для обучения школьников, сталкивающихся с затруднениями при усвоении учебного материала.

Дидактически й материал дополняет практическую часть учебников лексическими, грамматическими, орфографическими, синтактико-пунктуационными упражнениями, а также упражнениями, формирующими и развивающими речь учащихся.

Карточки-задания могут использоваться как на уроке, так и вне урока для проведения индивидуальных занятий. Весь учебный материал представлен в них на текстовой основе и учитывает особенности курса русского языка в основной школе. Карточки-задания способствуют выработке у учащихся орфографической и пунктуационной грамотности. Помимо текста и грамматического задания к нему в каждой карточке содержится задание по развитию речи. Задания даны в двух вариантах, которые отличаются степенью сложности.

Методическое пособие поможет учителю разобраться в специфике доработанных учебников по русскому языку, в методических проблемах современной школы.

В пособии представлено планирование учебного материала с учетом изменений в школьной программе.

К каждому учебнику данной линии издаются пособия «Русский язык. Диктанты и изложения», к учебникам для 8 и 9 классов –– поурочные разработки.

В 10-11 классах использую учебник Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.A., Просвещение , 2012

Качество ресурсного обеспечения

Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Чтобы урок литературы был интересен ученикам, учителю приходится осваивать новые методы подачи материала. В нашу жизнь прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. Практически, в каждой школе, в том числе и в нашей, имеются компьютеры, компьютерные классы; ученики изучают такой предмет, как информатика. Это во многом облегчает использование компьютера на уроках литературы и русского языка (естественно, учитель сам должен владеть навыком общения с компьютером).

В кабинете русского языка, в котором я работаю, имеется проектор, есть выход в интернет. Для более плодотворной работы мною лично был приобретён ноутбук и принтер. Уроки, где каждый ребёнок должен самостоятельно работать с компьютером провожу в кабинете информатики, где в наличии 8 компьютеров и 2 ноутбука.

За 5лет работы были накоплены дидактические, методические материалы; электронные учебники; мультимедийные электронные пособия по русскому языку и литературе издательства «Кирилла и Мефодия»: «Уроки литературы 9 класс», ЦОР «1С. Репетитор. Русский язык», «1С Репетитор. Тесты по орфографии», «1С Репетитор. Тесты по пунктуации», тренажёры для подготовки к экзаменам; также в наличии имеется методическая литература, как электронная, например, журнал «Русский язык в школе», периодическое издание, так и печатная, например, «Русский язык в таблицах», «Орфоэпия на уроках русского языка», «Развитие речи: инновационная технология обучения», «Нестандартные и игровые уроки» «Олимпиады по русскому языку» и др.. Фонд методических, дидактических материалов постоянно пополняется. Я тесно сотрудничаю со школьной и сельской библиотекой.

В своей работе использую материалы сети Интернет:

http://videouroki.net/

http://infourok.ru/

http://www.uchportal.ru/

http://festival.1september.ru/

http://www.edu.ru

http://www.standart.edu.ru

http://www.pedsovet.su

http://www.nsportal.ru

Эти условия являются необходимыми и достаточными для реализации проекта.

Уровень квалификации аттестуемого

В 2008 году окончила Омский педагогический колледж №1, присвоена квалификация «Учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области информатики». (Приложение 1)

В настоящее время являюсь студенткой 5 курса Омского Государственного

Педагогического Университета филологического факультета (окончание 31.01. 2015) (Приложение 2)

2010 году была присвоена вторая квалификационная категория. (Приложение 3)

2012 «Актуальные проблемы языкового и литературного образования в условиях перехода на ФГОС» (72ч) ГАОУДПОНСО НИПКиПРО (Приложение 4)

2012 курсы на базе МУИМОЦ «ФГОС ООО»

2013 Региональная дистанционная конференции «Мобильная среда обучения и современное образование» ориентированной на повышение квалификации педагогов в области ИКТ в соответствии с требованиями ФГОС (48часов) (Приложение 5)

2014 Курс «Метод проектов» из серии тематических тренингов в Intel «Элементы» (12 часов) (Приложение 6)

2014 Курс «Модель «1 ученик – 1 компьютер»6 мотивация учащихся» из серии тематических тренингов в Intel «Элементы» (12 часов) (Приложение 7)


2. Качество проектирования и реализации процесса обучения (управления)











hello_html_415d69cf.png

























hello_html_20280d14.jpg




















hello_html_m7eb60274.jpg














hello_html_m203cb411.jpg










hello_html_24ad1b1d.jpg























Обоснованность актуальности проблемы профессионального опыта. Умение выделить и сформулировать ведущую идею.

В условиях модернизации образования проблема развития познавательной активности школьников, являющейся средством формирования прочных знаний, умений и навыков у учащихся, приобретает особую актуальность, определяя выход образования на качественно новый уровень. Проблема развития познавательной активности имеет особую значимость в контексте развития личности школьников.


В современных условиях развития общества меняются требования, предъявляемые к образованию. Знания и практические навыки, как результат обучения, рассматриваются не как объект передачи, а как объект усвоения, что в свою очередь отражает процесс обучения в двух аспектах, а именно: как приобретение знаний и применение знаний, так как знания без определённых умений, навыков и условий их использования не решают проблемы образования и развития человека. Данная цель требует использования таких форм, технологий обучения, которые позволили бы учащемуся быть активным участником процесса обучения, а преподаватель выступал бы в качестве стимулятора данного процесса.

Раскрытие путей решения профессиональной проблемы:

Процесс школьного обучения русскому языку и литературе является отчётливо

целенаправленным: имеется в виду усвоение учащимися за какие-то отрезки

времени определённого объёма знаний и умений. Необходимым условием процесса обучения является наличие интереса к данным предметам. Чем выше интерес, тем активнее идёт обучение и тем лучше его результат. А чтобы развить этот интерес мне, как молодому педагогу, необходимо осваивать новые педагогические технологии

Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как требует всегда чего-то нового и основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (т.е. преобразование). Эта инновация развивает идеи программированного обучения, открывает совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современной техники. Особый интерес для меня представляют возможности развивающих, проблемных, информационно-коммуникационных технологий, электронных учебников, Интернет ресурсов.

Компьютер на уроке - это педагогическая реальность, которая твердо вошла в нашу жизнь, при этом я рассматриваю компьютер как еще одно дополнение к процессу обучения, а не заменяющее учителя и учебник средство обучения.

Диапазон использования компьютера широк: от простого тестирования учащихся, игр до получения сложной информации. Он является мощным средством повышения эффективности обучения и воспитания.

Кроме этого, я поняла, что компьютер повышает интерес к учёбе, позволяет регулировать учебные задачи по степени трудности. Он помогает качественно изменить контроль за деятельностью учащихся. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет учащимся увидеть результаты своего труда. Я использую такие приемы применения компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы:

1. Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний учащихся, использующиеся на этапе закрепления и повторения пройденного («1С: Репетитор. Русский язык»). Компьютерные тесты - это чёткое и ясное задание по конкретной предметной области, требующее однозначного ответа.

Для учителя тест служит средством внесения различного рода изменений, направленных на совершенствование учебного процесса, а также вспомогательным средством для текущего индивидуального контроля знаний, дидактическим средством для обучения, в том числе и дистанционного.

Школьники с удовольствием отвечают на вопросы компьютера, ученик сам задаёт темп работы и ответов на вопросы, сразу же получает оценку за свою работу. Может воспользоваться подсказкой, может посмотреть количество допущенных ошибок, что даёт возможность проанализировать, насколько глубоко он усвоил данный материал. В случае неудовлетворённого результата школьник может вернуться к тестированию после повторного прохождения курса или уточнения отдельных вопросов. Благодаря этому учащиеся приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала.

2. Программные средства обучающего характера, предназначенные для обучения передачи учебной информации. Эти программные средства подразумевают диалог ученик - компьютер, в ходе которого ученик приобретает навыки работы по предложенному плану, инструкции, при этом контроль за их выполнением и управление ходом обучения осуществляет компьютер.

3. Электронные учебники и электронные конспекты уроков, которые имеют гиперссылки, анимацию, речь диктора, интерактивные задания, мультимедийные эффекты.

4. Медиатексты в электронном формате (компьютером, Интернетом) (некоторые ученики "скачивают" на свой домашний компьютер толстые тома художественной литературы из библиотеки Мошкова и приносят на уроки на электронном носителе). Художественные тексты применяются на уроке для анализа поэтического или прозаического текстов, для анализа эпизодов. Ученики, используя возможности компьютера, выделяют тему, находят и подчеркивают художественные тропы и синтаксические фигуры, определяют рифму, размер и т.д. Каждый ученик работает самостоятельно, т.к. перед каждым есть текст художественного произведения.

5. Создание слайдов с текстовым изображением. Ученики, используя словари, энциклопедии, представленные на дисках (например: "В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка", "Русские словари", "Большая русская биографическая энциклопедия"), создают слайды по следующим разделам:

словарно-орфографическая работа;

работа с литературоведческой статьей;

обзор творчества поэта, писателя;

подготовка доклада о писателе, поэте;

изучение любого раздела языка (фразеология, орфоэпия, словообразование).

Создание слайдов с графическим изображением (ученики в ходе изучения нового материала создают обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы действий по всем разделам науки о языке или по литературе, а на этапе закрепления изученного или на этапе повторения пройденного используют данные таблицы, схемы для решения учебно-познавательных задач).

Активно используются на уроках разного вида диаграммы, которые дают возможность в наглядном виде увидеть результат работы ученика по решению учебной задачи или проблемы. Например: при изучении раздела "лексика" учащиеся знакомятся со словарным запасом слов. В предложенном тексте находят слова, входящие в активный словарь, и слова, входящие в пассивный словарь: неологизмы, архаизмы, историзмы. Итог работы - диаграмма, которая демонстрирует соотношение активного и пассивного словаря в данном тексте. Или ученики проводят опрос, в ходе которого задают вопросы, связанные с лингвистикой или филологией, обрабатывают полученную информацию, наглядно представляют в виде диаграммы.

6. Использование учителем при объяснении учебного материала информации, заимствованной из сети Интернет, а также разработанные им самим. Так же можно осуществлять проблемное обучение посредством поиска информации в сети Интернет для подготовки домашнего задания, для написания реферата, научно- исследовательской работы. Работа в сети Интернет предоставляет неограниченные возможности творчества для учителя и учеников, дает возможность использовать накопленный мировой опыт и знания в области образования, науки и культуры. Использование Интернета способствует формированию и развитию способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и предоставлению информации учащимся, тематических презентаций (составление презентаций при подготовке и защите рефератов активизирует интерес учащихся к усвоению медиа - технологий, создает атмосферу зрелищности и дозированной информативности). Интернет дает огромные возможности для саморазвития, самообразования и детей, и учителей, является мощным средством для индивидуального, группового и коллективного общения и обучения.

7. Выполнение творческих (создание школьной литературной газеты "Портфель" в электронном виде и печатном виде с помощью программы Publisher) и научно-исследовательских работ (презентация работ учащихся по следующим темам: "Экспресс - обзор новинок современной литературы", "Россияне - нобелевские лауреаты в области литературы", "Тема ВОВ в современной литературе", "Тема дороги в русской литературе") на персональном компьютере с возможностью проверки этих работ учителем и для дальнейшего использования данного материала в учебном процессе.

8. Компьютерная демонстрация мультимедийного урока или отдельной части. Деятельность учителя заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания учащегося на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений. Ученики в тетрадях делают пометки, выписки, цитаты, составляют конспект излагаемого материала. У учащегося таким образом формируется учебно-информационные умения и навыки, а также развивается познавательная активность

Никому не надо объяснять, что использование компьютерной технологии делает урок более привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, подведение итогов проходит объективно и своевременно.

Аргументированность инновационных преобразований в сфере организации учебно-воспитательного процесса:

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования. Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Общаясь с ребятами на уроках русского языка, литературы я сделала для себя вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно – педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения. Диалоговые и иллюстрированные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического (пунктуационного) правила. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности, которые способствуют различные способы организации и предъявления теоретического материала в виде таблиц, схем, опорных конспектов и так далее. И демонстрирует не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и так далее (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения). Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным. На уроках литературы, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки в компьютерном классе развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности. Компьютерные технологии обучения предоставляют большие возможности в развитии творчества, как учителя, так и учащихся.

Моя медиатека постоянно пополняется методическими электронными пособиями, подготовленными для проведения уроков. Презентации: «Дорога в будущее», «Фонетика», «Лексика», «Стилистика», «Сжатое изложение». и др. (Приложение 8) Многие презентации подготовлены для подготовки к государственной итоговой аттестации, так как за короткий промежуток времени учащимся 9 класса нужно освоить материал не только 9 класса, но и вспомнить весь материал с 5 класса. В заключение хочу отметить, что в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.

3. Качественный уровень результативности реализации профессионального проекта в соответствии с поставленной целью и задачами

3.1 достижения учащихся































hello_html_m559a2ec.jpg














































































Позитивная динамика учебных достижений учащихся, выявленная аттестуемым

Внедрение информационных технологий в учебный процесс несёт в себе огромный мотивационный потенциал. По итогам ежегодного изучения интересов учащихся, проводимого администрацией школы видно, что происходит рост уровня интереса к русскому языку и литературе.

Сведения об успеваемости и качестве знаний:

2011-2012 учебный год

Предмет

Класс

Качество  знаний

Успеваемость

Русский язык

9

45%

100%


10

56%

100%


11

57%

100%

Литература

9

45%

100%


10

100%

100%


11

100%

100%


2012-2013 учебный год

Предмет

Класс

Качество  знаний

Успеваемость

Русский язык

5

50%

100%


10

33%

89%


11

50%

100%

Литература

5

63%

100%


10

33%

100%


11

63%

100%


2013-2014 учебный год

Предмет

Класс

Качество  знаний

Успеваемость

Русский язык

5 (ФГОС)

45%

100%


6

38%

100%


11

60%

100%

Литература

5 (ФГОС)

64%

100%


6

38%

100%


11

60%

100%



Участие в конкурсах различного уровня:

п/п

Виды участия во внеурочной деятельности

ФИО учащихся/кол-во учащихся


уровень мероприятия

Результат

2011-2012 учебный год

1

Конкурс сочинений «Нам есть кем гордиться»

Люфт Виктория

районный

III (Приложение 9)

2

Конкурс «Сибирские поэтические чтения»

1.Панков С (11 класс);

2. Черезова А (9 класс)


районный

1. III

2. III


3

Конкурс «Сибирские поэтические чтения»

Черезова А (9 класс)

областной

участница

4. «Русский медвежонок»


31

международный

сертификаты участников

(Приложение 10)

2012-2013 учебный год

1.

Конкурс «Сибирские поэтические чтения»

Черезова Алина

Розбах Татьяна

районный

сертификаты участников, дипломы

(Приложение 11)

2

«Русский медвежонок»

49

международный

сертификаты участников, дипломы

(Приложение 12)

3.

Конкурс по литературе «Пегас»

29

международный

сертификаты участников, дипломы

(Приложение

13)

4

Конкурс сочинений «Мысли вслух»

Черненко Ю (11 класс)

региональный

сертификат участника (Приложение 14)

2013-2014 учебный год

1

Конкурс «Сибирские поэтические чтения»

Розбах Татьяна

Черезова Алина

районный

1 место

сертификат участника

(Приложение 15)

2

Конкурс поэтических чтений

«Мой русский язык»

Розбах Татьяна

Денега Влад


районный

сертификаты участника

(Приложение 16)

3

«Русский медвежонок»

54

международный

сертификаты участников, дипломы

(Приложение 17)

4

Конкурс по литературе «Пегас»

29

международный

сертификаты участников, дипломы

Черненко Анна – диплом

5

Дистанционный конкурс по русскому языку проекта «Инфоурок»

Черненко А

Шилина Р

всероссийский

сертификаты участников

(Приложение 18)

6

Конкурс «Олимпус» по русскому языку (осенняя сессия)

класс

Сумма баллов

Место

Уровень

Результат

5 класс

мах 234

из 22641



Сальникова А

202

17

общероссийский

диплом участника

Францева Е

200

18

общероссийский

диплом участника

Шилина В

162

37

общероссийский

диплом участника

Афоничева А

146

45

общероссийский

диплом участника

Денега В

130

53

общероссийский

диплом участника

6 класс

мах 230

из 25182



Черненко А

190

21

общероссийский

диплом участника

Комик А

180

26

общероссийский

диплом участника

Шершенюк В

174

29

общероссийский

диплом участника

Шилина Р

144

44

общероссийский

диплом участника


7

«Журналина -2014»

Черезова Алина

районный

1 место в номинации «Лучший репортаж»

(Приложение 19)


Позитивная динамика учебных достижений учащихся по результатам внешней экспертизы

Ежегодно учащиеся принимают участие в школьных и муниципальных этапах всероссийской олимпиады школьников

Школьный этап

предмет

количество участников

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Русский язык

8

14

14

Литература

8

7

10

Оценка качества обучения (внешняя экспертиза, ГКУНСО «Новосибирский институт мониторинга и развития образования)

Апрель 2012- 2013 учебный год

10 класс

Результаты

кол-во человек

% выполнения

от 70% до 100%

5

55,56%

от 45% до 69%

3

33,33%

менее 45%

1

11,11%

писали всего

9

100%







Результаты государственной итоговой аттестации учащихся 9 класса

учебный год

Качество

Общая успеваемость

2011-2012

64%

100%



Результаты единого государственного экзамена учащихся 11 класса

учебный год

средний балл по ОУ

средний балл по району

средний балл по области

общая успеваемость

2011-2012

52,1

55,9

59,8

100%

2012-2013

57,6

56,8

62

100%

2013-2014

59

57,3

62

100%


Позитивная динамика сформированности социальных компетентностей учащихся:

В процессе обучения особую роль отвожу развитию коммуникативных умений, информационной грамотности, умения работать с новыми информационными технологиями, способности к работе в группе и индивидуально, способность к разрешению конфликтов и проблем, ответственности за порученное дело, сформированности позитивной мотивации учения. Отношение с учащимися строю на доверии и взаимоуважении.

Являюсь одним из руководителей школьной газеты «Портфель» с 2010 года. Газета каждый год занимает призовые места.

Результаты работы:

год

Название конкурса

Уровень

Результат

2011 - 2012

«Единство»

общероссийский

сертификат участника (Приложение 20)

2012-2013 уч.год

«Свой голос»

районный

1 место (Приложение 21)

2013-2014 уч.год

«Свой голос»

районный

1 место (Приложение 22)


На занятиях мы не только создаём тексты разных жанров, но и оформляем номера в программе Publisher (номера газет можно посмотреть на сайте http://logvinovaolga.ucoz.ru/index/nomera_gazet/0-10 ), создаём презентации и фильмы в о нашей деятельности (можно посмотреть на сайте https://docs.google.com/file/d/0B25Ml6wwTlW4cExQZWdPSDV2NTg/edit ). Работы учащихся мы издаем не только в нашей газете, но и тесно сотрудничаем с местной газетой «Ивановский вестник», которая, к сожалению, из-за финансовых проблем прекратила своё существование, также отправляем в районную газету «Степная нива», участвуем в районном конкурсе «Журналина – 2014». Каждый год мы с ребятами посещаем районный Слёт журналистов. Так, в январе 2014 года мы снова посетили это мероприятие, гостем которого был главный редактор районной газеты «Степная нива» А.М.Михайлец, который провёл анализ всех школьных изданий и высказал мнение о том, что наша газета «Портфель» является одной из лучших школьных печатных изданий.

Я считаю, что такой вид деятельности помогает развивать познавательную активность учащихся. Ребята, участвующие в работе редакции школьной газеты высказывают мысли о том, чтобы связать дальнейшую судьбу с журналистикой. Эти ребята очень легко находят контакт с людьми, не боятся новых знакомств, это говорит о том, что в дальнейшем этим ребятам будет легко идти по жизни.

Выпускники нашей школы успешно продолжают обучение в ВУЗах и ССУЗах.

3 выпускники (один из них – бывший юнкор газеты «Портфель») 2012 года поступили в НГПУ, 3 выпускника 2013 года также поступили в НГПУ. 3 выпускника 2014 года планируют поступать в НГПУ (2 из них – юнкоры газеты «Портфель»).

3. Качественный уровень результативности реализации профессионального проекта (или профессиональной деятельности):

3.2. достижения аттестуемого

Уровень мотивации и интереса учеников к обучению:

Дальнейшее углубление знаний учащихся происходит во внеурочной деятельности. Её формы разнообразны: предметные дни и межпредметные недели, школьные и районные предметные олимпиады, факультативы, предпрофильные курсы, предметные конкурсы, online тестирование. Многие ребята с удовольствием не только участвуют в организации различных мероприятий, но и помогают их организовывать. Так, например, в 2014 году было проведено внеклассное мероприятие, посвящённое 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова, ребята старших классов с удовольствием помогали в его подготовке и проведении (Приложение 23). Именно такие учащиеся помогают учителю двигаться вперёд и чувствовать особую ответственность за результаты своей работы.


Учебный год

Класс

Внеклассная работа

2011-2012

5-11

Школьный этап олимпиад по русскому языку и литературе


9

Элективный курс по русскому языку


10

Элективный курс по русскому языку


11

Элективный курс по русскому языку


7-11

Редакторское дело (Школьная газета «Портфель»)

2012-2013

5-11

Школьный этап олимпиад по русскому языку и литературе


5-11

Неделя русского языка


5

Групповые и индивидуальные занятия по русскому языку


10

Элективный курс по русскому языку


11

Элективный курс по русскому языку


7-11

Редакторское дело (Школьная газета «Портфель»)

2013-2014

5-11

Школьный этап олимпиад по русскому языку и литературе


6

Дистанционный конкурс по русскому языку проекта «Инфоурок»


6-11

Открытое внеклассное мероприятие «Бал, посвящённый 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова»


6

Групповые и индивидуальные занятия по русскому языку


11

Элективный курс по русскому языку


7-11

Редакторское дело (Школьная газета «Портфель»)


Активное самообразование и темп повышения квалификации:

Повышение квалификации проходит слушанием различных курсов, также являюсь студенткой 5 курса ОмГПУ филологического факультета; (Приложение2)

п/п

Тема курсовой подготовки, семинара

год

кол-во часов

организация

1

«Актуальные проблемы языкового и литературного образования в условиях перехода на ФГОС»

2012

72

НИПКиПРО (Приложение 4)

2

ФГОС ООО

2012

однодневный

ОблЦит

3

Региональная дистанционная конференции «Мобильная среда обучения и современное образование» ориентированной на повышение квалификации педагогов в области ИКТ в соответствии с требованиями ФГОС

2013

48

ОблЦит(Приложение 5)

4

Курс «Метод проектов» из серии тематических тренингов в Intel «Элементы»

2014

12

https://edugalaxy.intel.ru/

(Приложение 6)

5

Курс «Модель «1 ученик – 1 компьютер»: мотивация учащихся» из серии тематических тренингов в Intel «Элементы»

2014

12

https://edugalaxy.intel.ru/

(Приложение 7)

6

Самообразование по теме «Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы посредством новых информационных технологий»

2011/2014


МКОУ Ивановская СОШ

7

Мастер – класс «Кейс технологии»

2014


МКОУ Ивановская СОШ

8

Мастер – класс «Создание дидактических материалов с помощью программы HotPotatoes»

2014


МКОУ Ивановская СОШ


Для повышения уровня самообразования часто работаю в сети Интернет. (Список наиболее полезных ссылок и интернет ресурсов смотрите в Приложении 24). 3 года работаю над темой самообразования «Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы посредством новых информационных технологий». В 2013 году был создан мини-сайт http://nsportal.ru/logvinova-olga-alekseevna, а в 2014 начата работа на сайте http://logvinovaolga.ucoz.ru/

Зарегистрирована на сайтах Openclas, ПроШколу, где общаясь в форумах, можно не только обсуждать свою работу, но и получить советы от более опытных коллег; на сайте НООС (edu54.ru) участвую в работе сообществ: сообщество учителей русского языка и литературы, ИКТ в школе и многих других.

Обобщение и распространение опыта реализации профессионального проекта:

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта:


год

форма

учреждение

2012

открытый урок русского языка в 9 классе по теме «Понятие о БСП»

МКОУ Ивановская СОШ

2012

Оформление мини-сайта

http://nsportal.ru/logvinova-olga-alekseevna

2013

открытый урок русского языка в 5 классе по теме «Речевые ошибки»

БСОШ№1

2013

открытый классный час в 5 классе «Милосердие»

БСОШ№1

2013

Мастер – класс «Приёмы технологии развития критического мышления»

БСОШ№1

2013

Публикация «Электронный журнал посещаемости» (Приложение 26)

http://videouroki.net

2013

Публикация «Рабочая программа по русскому языку (5-9 класс) (Приложение 27)

http://videouroki.net

2014

Выступление на МО классных руководителей по теме «Нетрадиционные формы работы с родителями

МКОУ Ивановская СОШ

2014

Открытый классный час 5-7 классы «День матери»

МКОУ Ивановская СОШ

2014

Открытое внеклассное мероприятие, посвящённое 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

«Бал в стиле 19 века» (Приложение 23)

МКОУ Ивановская СОШ

2014

Оформление сайта

http://logvinovaolga.ucoz.ru/



Участвую в работе районного методического объединения (РМО) учителей русского языка и литературы:

Год

Тема

Где проводилось мероприятие

1

2012

Итоги «ГИА-2012», Итоги «ЕГЭ-2012»

РМО (Баганская СОШ №1)

2

2013

Открытый урок литературы 5 класс (реализация ФГОС) «Благородное сердце»

РМО (Баганская СОШ №1)

3

2013

Урок русского языка 5 класс (ФГОС) «Систематизация изученного по теме «Имя существительное)

Баганская СОШ №1, Куценко И.А

5

2013

«Итоги ЕГЭ - 2013».

РМО (Баганская СОШ №1)

6

2013

Реализация ФГОС в процессе преподавания русского языка и литературы

1. Формирование УУД посредством интеграции предметов русского языка и физической культуры, 5 класс.

2. Сообщение «Синтаксис и культура речи» - Твиритникова Е.Ю

3. Системно-деятельностный подход- методологическая основа ФГОС


Реализация ФГОС в процессе преподавания русского языка и литературы

1.Роль существительных в речи .(Мирошникова Л.В.- рус. яз. в 6 классе);

Алфавит ( Фисенко Е.И.- рус. яз.-5 кл.).

2. Сообщение: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся через совместную деятельность на уроках русского языка и литературы»- Мирошникова Л.В., Фисенко Е.И.

3. «Способы развития коммуникативной компетентности учащихся»-С.Салова

4. «Областные Рождественские чтения». Выступление Л.А.Байгужиновой, зам. по ВР МКОУ Савкинской СОШ.


РМО (Теренгульская СОШ)









РМО

(МКОУ Казанская СОШ)



Участие в профессиональных конкурсах

Учебный год

Название конкурса

Статус

Результат

2011-2012

конкурс молодых специалистов «Шаг в профессию»

Районный

Почётная грамота

отмечена в номинации «Целеустремлённость и вера в успех»

(Приложение ?)

2011-2012

Региональный конкурс сочинений «Как безгранична щедрость языка»

Региональный


2012-2013

«Учитель года – 2013»

Районный

победитель в номинации «Россыпи прекрасного»

(Приложение ? )

2012-2013

Участие в мероприятии, посвящённом 67-летию Победы в ВОВ в составе хора МКОУ Ивановской СОШ.


Районный

Грамота за участие (общешкольная)

2012-2013

Участие в «Учительской спартакиаде»

Районный

Грамота 1 место (общешкольная)

2013-2014

Участие в «Учительской спартакиаде»

Районный

Грамота 3 место

(общешкольная)


Благодарности, грамоты, сертификаты:

год

вид поощрения

организация, учреждение

2012

Почётная грамота за участие в конкурсе молодых педагогов «Шаг в профессию»

МКУ «Управление образованием Баганского района»

2012

Грамота лучшего игрока соревнований по волейболу в рамках «Президентских соревнований»

МКУ Ивановский СОК (Приложение?)

2013

Сертификат организатора международного игрового конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех»

Новосибирский центр продуктивного обучения (Приложение)

2013

Сертификат организатора всероссийского игрового конкурса

по литературе «Пегас»

Новосибирский центр продуктивного обучения(Приложение)

2013

Грамота за участие в профессиональном конкурсе «Учитель года 2013»

МКУ «Управление образованием Баганского района»(Приложение)

2013

Почётная грамота

Управление образования администрации Баганского района Новосибирской области(Приложение)

2014

Благодарность за помощь и активное участие в работе проекта для учителей «Инфоурок»

ООО «Инфоурок»(Приложение)

2014

Свидетельство о подготовке учащихся к участию во Всероссийском дистанционном конкурсе по русскому языку проекта «Инфоурок»

ООО «Инфоурок»(Приложение)

2014

Сертификат за организацию внеклассного мероприятия, посвященного 200-летию М.Ю.Лермонтова.

МКОУ Ивановская СОШ

(Приложение)
















32


Профессиональный проект учителя русского языка и литературы
  • Русский язык и литература
Описание:

Сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки. При переходе на интенсивный путь развития образования необходимо, в первую очередь, изменить сами методы обучения, найти другие, менее декларативные способы подачи знаний. Умение самостоятельно работать с информацией, находить, осмысливать, преобразовывать и, наконец, синтезировать на базе имеющейся информации новые знания – это  наиболее перспективное направление развития учебного процесса, которое позволит учащимся в дальнейшем выстроить линию самообразования и саморазвития.

Перед школой, в частности перед каждым учителем, информационного века стоит задача развития познавательной активности и самостоятельности учащихся. С изменением содержания образования, подходов к образовательному процессу, появлением новых педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, возможности решения данной задачи существенно расширились.

 

Включение в  учебный процесс разных источников и  способов получения информации, в том числе и с помощью информационно-коммуникационных технологий, оценка доверия этим источникам, обучение поиску и опровержению ошибок, умению находить иные, более достоверные источники, приводит к активизации познавательной деятельности школьников. 

Автор Логвинова Ольга Алексеевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1661
Номер материала 15781
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓