Главная / Другое / Профессиональные и гражданские качества конкурентноспособного специалиста.

Профессиональные и гражданские качества конкурентноспособного специалиста.

Профессиональные и гражданские качества конкурентноспособного специалиста.

Анисимова Л. Е.

Харабалинский филиал ГАОУ АО ВПО «АИСИ»



Проблема трудоустройства выпускников сегодня чрезвычайно актуальна. Система государственного распределения – ушла в прошлое. Сегодня молодой специалист сталкивается с довольно жесткими условиями рынка, из которых он не всегда выходит победителем. В настоящее время в Астраханской области проживают 256,286 тысячи молодых граждан в возрасте 14-30 лет, что составляет 28 процентов от всего населения области. Из них 140 тысяч человек проживают в городе Астрахани, 145,2 тысяч человек в области. Ситуация трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования меняется год от года, и, к сожалению, не в лучшую сторону. По информации агентства по занятости населения Астраханской области, ежегодно в ведомство обращается до 20 тысяч молодых людей, из них 12, 5% — выпускники профтехучилищ.

На прошедшем в мае 2014 года под председательством губернатора Александра Жилкина заседании совета по вопросам кадрового обеспечения социально-экономического развития Астраханской области была проанализирована работа по профессиональной ориентации школьников, проблемы трудоустройства выпускников учреждений профобразования. Также было принято решение внедрить в Астраханской области опыт прогнозирования потребностей в профессиональном кадровом обеспечении. Он положительно оправдал себя в других регионах. Губернатор поставил задачу: с первого сентября текущего года на всех ведущих предприятиях региона внедрить производственную практику студентов астраханских вузов и колледжей.

Следующий вопрос в повестке дня «кадрового» совета, фактически, был связан с первым — это трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования. Ситуация меняется год от года, и, к сожалению, не в лучшую сторону. Второй год региональное министерство образования и науки размещает на своём сайте государственное задание на конкретных выпускников. Строятся так называемые «цепочки»: учреждение профессионального образования – предприятие, — участники которых работают в непосредственном контакте друг с другом. Но уровень трудоустройства выпускников по-прежнему невысокий. Среди невостребованных на рынке труда выпускников профессиональных училищ оказывается молодёжь, получившая профессии бухгалтера, юриста, финансиста, специалиста по государственному и муниципальному управлению, менеджера, оператора ЭВМ, секретаря-референта. И, наоборот, предприятия региона испытывают острую нехватку представителей рабочих профессий. Отчасти помочь с прогнозом потребностей в профессиональном кадровом обеспечении социально-экономического развития региона призван проект компании «ИБС-Экспертиза», которая начинает работу в Астраханской области.

«Пока положение выпускников на рынке труда Астраханской области оставляет желать лучшего», - подчеркнул Александр Жилкин. По его словам, одна из главных проблем в несовпадении взглядов тех, кто получил дипломы, и работодателей. Первые считают себя хорошо подготовленными и желающими трудиться. Вторые предъявляют к ним требования, отличные от программы обучения, т.е. более адаптированные к современности и практического характера. Коротко говоря, «далеко не всегда представления молодежи о будущей работе соответствуют действительности, - отметил губернатор. – В их сознании вместо реальных представлений зачастую одни фантазии. Наша задача – помочь ребятам найти свое место в жизни».

Ситуация медленно, но меняется с помощи бизнесменов и руководителей заводов, прежде всего, строительной, корабельной и углеводородной отраслей. Они осознали, что лучше не «подгонять» знания и умения выпускников под условия работы на своих предприятиях, а делать это заранее, с помощью вложения средств в обучение.

К факторам, усугубляющим в настоящее время проблемы занятости молодежи, можно отнести: низкий уровень заработной платы молодых специалистов; бесперспективность решения их социальных потребностей, прежде всего, возможности приобретения жилья; отсутствие практических навыков и недостаточная квалификация, несоответствие профиля полученной профессии, специальности потребностям рынка труда; превалирующая ориентация выпускников на занятость в непроизводственной сфере, с установкой на высокую заработную плату и недостаточная информированность о тенденциях на рынке труда и навыков поведения на нем.

Программа начального и среднего профессионального образования базовой подготовки направлена на освоение общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность к реализации основных видов профессиональной деятельности в соответствии с получаемой квалификацией специалиста среднего звена. Влияние профессиональных и гражданских качеств выпускников училища при поступлении на работу рассматривается как должное, поэтому на сегодняшний день работодатель знает какие требования предъявлять молодому специалисту на рынке труда. Все выпускники образовательного учреждения должны соответствовать профессиональным и гражданским качествам заявленных работодателями, ведь они начинают свою трудовую деятельность впервые, и от того, как себя зарекомендуют, зависит многое на старте профессиональной карьеры.

Профессиональная деятельность выпускников в училище сопровождается как профессиональными, так и гражданскими компетенциями. Термин «конкуренция» имеет латинский корень, который обозначает «сталкиваться, соперничать, соревноваться». Следовательно, конкурентоспособный специалист имеет такие профессиональные и личностные качества, которые дают ему определенные преимущества перед другими кандидатами при приеме на работу. В чем же эти преимущества? Прежде всего, в активности самого специалиста, в поиске своей профессиональной «ниши», в стремлении к профессиональной социализации, под которой подразумевается процесс вхождения в профессиональную среду, усвоение профессионального опыта, а так же овладение стандартами и ценностями профессионально сообщества. Согласно данным социологических исследований работодатели отмечают, что для успешного трудоустройства молодых специалистов необходимо наличие как профессиональных, так и личностных компетенций. Сегодня работодатель ставит довольно высокую планку для соискателя, в том числе и молодым специалистам. У каждого предприятия свои требования, но часто они представляют собой большой список желательных качеств для своего потенциального сотрудника. Самыми основными: наличие опыта работы, профессионализм, умение применять полученные теоретические знания на практике, способность принимать решения. Естественно и понятно желание работодателей иметь у себя на работе грамотного, компетентного и ответственного сотрудника, но возникает вопрос: как же приобрести опыт и соответственно наработать профессионализм совсем еще молодому специалисту, «вчерашнему» студенту, если без опыта работы его не берут практически никуда?

Среди причин, мешающим молодым специалистам трудоустроиться, работодатели отмечают отсутствие профессионального опыта, высокие амбиции, несоответствие уровня профессиональной подготовки требованиям рынка труда, слабую мотивацию к труду, перенасыщение рынка труда специалистами данного профиля и др. Основы профессионализма закладывает в молодого человека общество, которое постоянно обучает его в течение всей жизни в разных формах профессионального образования. Но окончательно формирует и шлифует себя как профессионал сам человек, вырабатывая определенные для себя индивидуальные эталоны и стратегии профессионального поведения и развития. Профессионализм – это не только высший уровень знаний, умений и результатов труда специалиста в данной области, а определенная системная организация психики человека с определенной социальной направленностью, отношением к внешнему миру, к людям, к себе, к представлению о своем месте в профессиональной общности. Но, не смотря на профессиональные компетенции, у специалистов выпускников есть обязательная необходимость гражданских качеств, так как современный гражданин должен обладать: работоспособностью, трудолюбием, честностью, пунктуальностью, добросовестностью, ответственностью, внимательностью, выносливостью, сообразительностью, коммуникабельностью, находчивостью, аккуратностью, усидчивостью, энергичностью, активностью, решительностью, объективностью, вести здоровый образ жизни, и т.д.

Формирование и развитие профессиональных компетенций и гражданских качеств будущих специалистов осуществляется в образовательном процессе на всех этапах обучения: при изучении общего гуманитарного социально-экономического цикла, математического и естественнонаучного цикла, профессионального цикла, вариативного цикла в период учебной и производственной практики при помощи воспитательных приемов обучения.Модель выпускника той или иной специальности строится на основе модели специалиста (модели личности специалиста, модели трудовой деятельности специалиста, модели компетентности специалиста), современнойи прогнозируемой. Основными параметрами моделей служат: требования к специалисту, предъявляемые его рабочим местом и характером решаемых производственных задач; необходимые для его деятельности знания и умения; специфические социальные и психологические качества, обеспечивающие эффективность деятельности.

С учетом всех этих факторов необходимо сконструировать систему обучения и воспитания, в которой бы был предусмотрен обязательный развивающий эффект и возможность студентам приобрести опыт творческой профессиональной деятельности и опыт конструктивного профессионального общения, то есть конкурентоформирующее открытое образовательное пространство.

Личностные компетенции являются предельно важным аспектом при приеме на работу и при перемещении, продвижении сотрудников внутри организации и их развитии. Ситуацию с подготовкой молодых специалистов можно улучшить, если целенаправленно работать над развитием личных компетенций в учебном процессе. Специальные методики существуют и широко применяются – например, тренинги, которые предлагают психологические центры. Чтобы формировать конкурентоспособных специалистов, в учебные программы необходимо включить курсы по развитию личных компетенций, аналогичные курсам по самосовершенствованию в различных психологических центрах (управление эмоциями, тайм-менеджмент, коммуникативные навыки и др.).Разрушение действовавшей ранее системы государственного регулирования трудоустройства молодых специалистов заставило учебные профессиональные заведения взять под свой контроль процесс трудоустройства своих выпускников. В результате разрабатываются различные программы содействия трудовой занятости выпускников.

Наиболее благоприятной средой для этого является учебное заведение. Современный мир и российское общество претерпевают глобальные изменения, которые активно воздействуют на систему общественного образования, в том числе высшего, требуют от нее мобильности и адекватного ответа на задачи переживаемого периода. Динамика развития социума, как правило, побуждает человека к всестороннему развитию, а широта и гибкость профессиональной подготовки, творчество и умение решать нестандартные задачи становятся факторами общественного прогресса. Обучение в учебном профессиональном заведенииявляется важным периодом в жизни молодежи, в котором происходит профессиональное становление и завершается личностное самоопределение. Исходя из этого, учреждения профессионального образования призваны осуществлять не только подготовку специалистов, но и формирование, и развитие у студентов, вне зависимости от получаемой профессии, гражданских качеств. Гражданские качества являются предельно важным аспектом при приеме на работу и при перемещении, продвижении сотрудников внутри организации и их развитии.

Ситуацию с подготовкой молодых специалистов можно улучшить, если целенаправленно работать над развитием гражданских качеств в учебном процессе. Специальные методики существуют и широко применяются.

Приложение1.

Тест на оценку уровня конкурентноспобности личности

При проведении тестирования уровень конкурентноспобности выпускников Харабалинского филиала ГАОУ АО ВПО «АИСИ» показал результаты:

Низкий(30-42 баллов)- 25%

Ниже среднего (43-70 баллов)- 40%

Средней (71-109 баллов)-20%

Выше среднего(110-137 баллов)-10%

Высокий (138-150 баллов)-5%

Чтобы формировать конкурентоспособных специалистов, в программы необходимо включить курсы по развитию гражданских качеств. Так, диплом престижного образовательного учреждения не гарантирует хорошей работы и заработка. Отсюда важность развития компетенций, как профессиональных, так и гражданских, что позволит повысить конкурентоспособность молодых специалистов. Конкурентоспособный специалист – это не только продукт производства учебного заведения, но и личность, обладающая определенными качествами. Когда речь идет о конкурентоспособности специалиста, то имеется в виду не только высокое качество результатов ее деятельности, но и ее способность выстоять и победить в конкурентной борьбе.

На формирование конкурентоспособного специалиста влияет его внутренняя среда, активность и потребность в саморазвитии и самореализации, способность к быстрому освоению нового дела, способность к самообразованию. Учебная и трудовая деятельность учащихся должны быть связаны, обучающиеся должна осознавать, что полученные знания необходимы в их деятельности на практике. Только в этом случае они смогут рассчитывать на успех в информационном обществе.

В целях повышения конкурентоспособности на рынке труда и формирования активной жизненной позиции молодых специалистов государственная службы занятости населения предоставляет следующие государственные услуги:

- содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

- информирование о положении на рынке труда;

- организация профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

- психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;

- социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;

- организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

- содействие самозанятости безработных граждан.

По данным Центра занятости населения Харабалинского района в 2012 году государственную услугу по профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения получили 549 молодых людей, в том числе 29 человек, из числа выпускников образовательных учреждений профессионального образования. За 11 месяцев 2013 года – 622 человека, из них 25 выпускников.

В рамках долгосрочной целевой программы «Содействие занятости населения Астраханской области» служба занятости организовывает профессиональное обучение выпускников дополнительной профессии, востребованной на региональном рынке труда, либо повышению квалификации по имеющейся специальности. В 2012-2013 году при содействии центра занятости Харабалинского района выпускники обучились на кратокосрочных курсах: «Маникюрша», «Оператор ЭВМ», «1С: Бухгалтерия», «1С: Зарплата и кадры», «Основы 3-D моделирования». Более половины из них трудоустроены после прохождения профессионального обучения.

Важное значение для решения проблем трудоустройства выпускников имеют установившиеся партнерские связи службы занятости с работодателями. По заявкам работодателей служба занятости осуществляет подбор персонала из числа молодых специалистов, устраивает гарантированные собеседования. В 2012 году при содействии центра занятости населения Харабалинского района трудоустроено выпускников по профессии, указанной в дипломе, либо близкой по профилю образования– 10 человек, в 2013г. за 11 месяцев – 5 человек.

В заключение следует отметить, что и самим студентам следует проявлять активность. Не нужно надеяться на то, что получив диплом, сразу же выстроится очередь из работодателей, желающих взять на работу свежеиспеченного специалиста. Следует проявлять себя и во время учебы, стараться успевать по предметам, по возможности искать подработку во время учебы, но не в ущерб ей. Нужно осознать, что залог получения любой работы – это, прежде всего, наличие ответственности, способности принимать решения и компетентности в той или иной области.

Конкурентоспособный специалист – это специалист, способный достигать поставленные цели в разных, быстро меняющихся ситуациях за счет владения методами решения большого класса профессиональных задач и наличия определенных гражданских качеств.































Литература

1.Арановская И. Подготовка специалиста как социокультурная проблема // Высшее образование в России, 2007. № 4. - с. 115 -119.

2.Анисимов В.Е., Пантина Н.С. Методологические вопросы разработки моделиспециалиста // Советская педагогика. 1977. № 5.100-1083

3.Постановление Правительства Астраханской области от 15 августа 2013 г. N 308-П.

4.Ильин Г. Проективное образование и становление личности // Высш. Образование в России 2010.- №4.- с. 85-92.

5. Данилов А. М. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

АДАПТАЦИИ БЕЗРАБОТНЫХ ВЫПУСКНИКОВ Управление федеральной государственной службы занятости населения по Астраханской области

6.Оганесов В.А. http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?i

7.http://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/professionalnye-i-grazhdanskie-kachestva-3









hello_html_351103b3.png

hello_html_dbc4ef2.png

hello_html_m5a501f96.png

hello_html_32f79a1f.png

hello_html_m5db94420.png


hello_html_m212801aa.png


hello_html_774ebd13.png

hello_html_m24c417d1.jpg




hello_html_m1d1338dd.png

Профессиональные и гражданские качества конкурентноспособного специалиста.
  • Другое
Описание:

     Проблема трудоустройства выпускников сегодня чрезвычайно актуальна. Система государственного распределения – ушла в прошлое. Сегодня молодой специалист сталкивается с довольно жесткими условиями рынка, из которых он не всегда выходит победителем.  В настоящее время в Астраханской области проживают 256,286 тысячи молодых граждан в возрасте 14-30 лет, что составляет 28 процентов от всего населения области. Из них  140 тысяч человек проживают в городе Астрахани, 145,2  тысяч человек в области.

  Ситуация трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования  меняется год от года, и, к сожалению, не в лучшую сторону. По информации агентства по занятости населения Астраханской области, ежегодно в ведомство обращается до 20 тысяч молодых людей, из них 12, 5% — выпускники профтехучилищ.

Автор Анисимова Людмила Евгеньевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 687
Номер материала 40254
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓