Главная / Классному руководителю / Профессиональное самоопределение и профконсультация учащихся старших классов.

Профессиональное самоопределение и профконсультация учащихся старших классов.

Профессиональное самоопределение и профконсультация учащихся старших классов.


В статье описывается роль психолога в помощи профессионального самоопределения школьников. Указывается с помощью, каких методов можно получить наиболее достоверный результат о психологическом настрое учащихся и его профессиональных способностей; с помощью, каких специальных методик можно выявить, к какой профессии в большей степени «подходит» человек. Многие люди находятся «не на своем месте», потому что вовремя не обратились за помощью к психологам в профессиональном самоопределении. В статье описывается, как можно вычленить качества личности учащихся, необходимых для определения будущей профессии или направить учащегося в нужное русло по выбору будущей профессии. Изучение качеств личности психологом и педагогом позволяет отделить хобби от профессии и указать на это ученикам.


Роль психолога в профессиональном самоопределении учащихся.

В современном обществе актуально и остро встает проблема конкретной психологической помощи людям в их профессио­нальном самоопределении. Задача психолога в этой ситуации со­стоит в том, чтобы дать человеку психологические средства раз­решения его личностных проблем, связанных с профессиональ­ным самоопределением. Психологи могут на основе диагностики этих психологических проблем помочь человеку в совершении профессионального выбора, или обеспечить предпосылки к со­вершению этого выбора в будущем.

Для решения психологических проблем в профессиональном самоопределении личности недостаточно дать рекомендации о том, какая профессия подходит, а какая не подходит индивиду. Психолог-консультант должен обеспечить условия, стимулирую­щие рост человека, в результате чего консультируемый сам мог бы взять на себя ответственность за тот или иной профессио­нальный выбор. Психологическое консультирование, прежде всего, помогает человеку увидеть и осознать свои проблемы, сти­мулирует развитие личности, очерчивает зону возможных дейст­вий для разрешения проблем, высвечивает сильные и слабые стороны индивидуальности, намечает реальные шаги к успеху. Важнейшим моментом профессионального консультирования является поиск индивидуального воздействия, адекватного кон­кретной психологической проблеме каждого человека. Определение зоны ближайшего профессионального развития является психологическим основанием для выбора способов и методов. Необходимо определить, насколько запрос кон­сультируемого (т.е. то, и чем он видит свою проблему) соответст­вует реальной проблеме профессионального самоопределения человека, а затем подвести его к этой реальности. Для диагнос­тики психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением, иногда бывает достаточно беседы психолога с консультируемым, но в большинстве случаев требуется проведение комплексного диагностического обследования с помощью психологических методик, позволяющих определить:

— ценностные ориентации и установки;

— ближайшие и перспективные жизненные планы и профессио­нальные намерения;

— уровень сформированности представлений о профессии;

— уровень развития самооценки;

— способности, склонности и интересы;

— уровень развития профессиональной мотивации;

— личностные особенности;

— реальные жизненные условия (семейные отношения, здоро­вье, материальное обеспечение и пр.).

Информации, полученной в результате такого комплексного обследования, как правило, бывает достаточно, чтобы определить специфику психологических проблем данного индивида. Иногда предварительная беседа с консультируемым позволяет ограничить круг необходимых диагностических методик для выявления предполагаемой психологической проблемы. Здесь важным является наблюдение за поведением консультируемого во время общения и обследования (что ему интересно, что неинтересно, что трудно, что непонятно, в чем проявляется его познавательная активность, эмоциональное отношение, отказы и т.д.).

Можно выделить ряд типичных психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением личности.

К ним относятся:

1. Рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии.

2. Представления о своих личных ценностных ориентациях не соответствуют своим представлениям о ценностях, обеспечи­вающих успех в профессиональной деятельности в новых эко­номических и социальных структурах.

3. Рассогласование реальной и идеальной мотивации профессио­нального выбора

4. Неадекватная самооценка.

Решение любых психологических проблем связано с осознанием и принятием этих проблем, с развитием само­сознания человека. Люди, стоящие на пороге профессионального выбора, обладают особым психологическим настроем к самопо­знанию. Для них характерны: стремление разобраться в себе, оценка своих возможностей в современном мире, в том числе и в профессиональном, стремление оценить, какие условия могут способствовать, а какие мешать вхождению в мир профессии. Наибольшей сензитивностью в развитии профессионального самосознания обладают люди старшего школьного и юношеского возраста, для которых проблема профессионального и личностно­го самоопределения является насущной и актуальной.

В условиях профессионального консультирования, наряду с использованием классических методик, направленных на изуче­ние личностных особенностей, интересов, склонностей и спо­собностей, особое внимание следует уделить методикам, иссле­дующим самосознание и самооценку человека. Знания наиболее значимых и актуальных параметров самосознания и самооценки позволяют в определенной мере определить способы психологи­ческого воздействия.

Коррекция идеального образа профессии и идеального образа «Я» связана с осознанием профессиональных ценностей и образованием новых ценностных ориентации. Кор­рекция реального «Я» связана с осознанием своих возможностей, с опытом новых переживаний и новых отношений человека с ок­ружающим миром и с собой.

Методы диагностики профессионального самосознания и ценностных ориентаций.

Использование в профессиональном консультировании мето­дик, направленных на выявление самосознания и самооценки человека, дает не только диагностический, но и, в некоторой степени, психокоррекционный эффект.

1) В практике профессионального консультирования применя­ется, например, методика И. Кона описания себя: «Кто я есть» и «Я через 5 лет». (Инструкция: «Напишите сочинение на тему «Кто я есть» и на тему «Я через 5 лет»). Эта методика позволяет, прежде всего, выявить содержательные компоненты самосозна­ния, наиболее актуальные его параметры.

Самоописание позво­ляет определить:

1)социально-ролевую самоидентичность (к какой общности человек себя относит в настоящий момент, к какой он хотел бы себя отнести, с кем он себя идентифицирует),

2)ориента­цию человека на свои специфические признаки и качества, которые отличают его от других и по которым он сравнивает себя с дру­гими,

3)способность делать прогнозы в отношении себя, место про­фессии в общем жизненном контексте человека.

У молодых людей, обеспокоенных своим профессиональным будущим, стремящихся учиться в профессиональном учебном заведении или получить профессию в процессе работы, наблюдается опережающее развитие в оценке своих личност­ных качеств по сравнению с оценкой своих профессиональных качеств. Учащиеся лучше представляют себя как личность вооб­ще, то есть в совокупности моральных, физических, интеллектуальных качеств, своих интересов и склонностей, но в меньшей степени имеют представления о своем профессиональном «Я».

Имеющиеся различия в самооценке касаются ее содержательных компонентов. Одни знают о себе больше, другие меньше; определенные качества личности, способности, значи­мые на данный момент, подвергаются анализу и оценке, другие, в силу их неактуальности, человеком не оцениваются (хотя и могут быть оценены по ряду параметров). Существуют такие личностные свойства и качества, которые не включаются в сферу осознания и самооценки, человек просто не может оценить себя по ряду параметров.

2) Для выявления не только содержательных, но и оценочных параметров самосознания можно использовать различные моди­фикации методики Дембо—Рубинштейн для самооценки с помо­щью размещения себя на шкале. Шкалы самооценки должны включать как профессионально значимые, так и общеличностные качества, что позволяет определить место и значение в структуре самооценки профессионально значимых качеств. Могут быть предложены, например, такие шкалы для оценива­ния: ум, сила, доброта, способности, воля, ответственность, активность, общительность, успешность, справедливость, сме­лость, уступчивость, вспыльчивость, упрямство, осторожность, решительность, самостоятельность, трудолюбие, целеустремлен­ность, здоровье, счастье. Каждая шкала отрезок длиной 10 см, Результат выражается в баллах, равных числу сантиметров от на­чала шкалы до отметки испытуемого на шкале.

Инструкция: допустим, на этом отрезке расположены все люди:

Воля:

hello_html_m6e574180.gif

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Хирурги, медсестры

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Клоуны, артисты

Пожарные,милиционеры

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

педагоги

Спасатели

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Инженеры

Водители

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Продавцы

Руководители

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

швеи


Слева самые безвольные люди, справа самые волевые. Нужно крестиком отметить свое место на этой шкале. Для каждого ка­чества слева на шкале будет минимум этого качества, справамаксимум.

Результаты самооценки служат основанием для беседы и дальнейшего обследования. Необходимо особенно выделить те параметры самооценки, которые вызывают затруднения при их оценивании.

Успех в решении психологических проблем всегда связан с выбором. Выбор происходит на основании того, что человек считает наиболее важным и правильным на основании ценнос­тей, сформированных в его прошлом опыте. Поэтому диагности­ка ценностных ориентаций человека дает возможность получить представление о его проблемах, сопоставляя ценности между собой и с реальными условиями, в которых эти ценности могут находить, или не находить свое утверждение. Такое сопоставление возможно с помощью методик, позволяющих ранжировать ценности или сравнивать представление о своих ценностях с ре­альным поведением. Для ранжирования ценностей может быть представлен либо список ценностей (рабо­та, образование, семья, материальное благополучие, здоровье, дружба, хобби, слава, богатство, власть и пр.), либо список вы­сказываний типа: «Я бы хотел, чтобы моя работа ...»

— была по заслугам оценена другими;

— была для меня интересной;

— приносила большие доходы;

— была полезной и нужной людям;

— доставляла мне радость и удовольствие и т.д.

Ранжирование ценностей позволяет определить, в чем совпа­дают личные ценности с общественными, с профессиональными и групповыми ценностями. Анализ конкретных ситуаций, связан­ных с выбором того или иного решения, позволяет сравнить ре­альные ценности с идеальными представлениями о своих ценностях. Выявление ценностных ориентации позволяет определить взаимоисключающие ценности, что именно человек игнорирует в си­туации выбора альтернативных ценностей, уточнить свои пози­ции в связи с возникающими проблемами, переоценить свои ценности. Выявление ценностей позволяет определить сферу, в которой человек готов нести полную ответственность за себя и за свои действия в решении своих проблем. В первую очередь необ­ходимо определить, какие ценности человек считает самыми важными. Это проясняет направление развития целей его дея­тельности. Затем необходимо проанализировать и рассмотреть возможные варианты последствий и сделать выбор, принять оп­ределенное решение.

Очень важным методом для диагностики профессиональных ориентаций оптанта является беседа. Представление человека о себе необходимо увязать с пред­ставлениями о выбираемой профессии, поэтому вся беседа стро­ится на выявлении этих представлений и их сопоставлении. Можно попросить консультируемого описать какие, по его мне­нию, виды работ приходится выполнять в данной профессии и какие для этого необходимы знания, умения и навыки. Что больше всего ценится в данной профессии, какими качествами обладает человек, добившийся успеха в данной профессии? В бе­седе необходимо определить, по каким причинам консультируе­мый выбирает ту или иную профессию, кто одобряет и кто осуж­дает его выбор, почему, и какие доводы при этом кажутся ему убедительными. Хорошо использовать конкретные примеры. Например, обсудить, кто из близких или знакомых имеет такую профессию, ради чего он ее выбрал и ради чего выбирает ее консультируемый, какое будущее у этого человека, и как консульти­руемый видит свое будущее и т.п.

Дальнейшие шаги в диагностике психологических проблем профессионального самоопределения личности связаны с умени­ем консультанта выделить те вопросы для обсуждения, которые помогут человеку лучше уяснить себе, что от него требуется, чтобы адаптироваться в современном профессиональном мире.

Работа по повышению уровня самосознания и самооценки позволяет учащимся выйти на осознание уровня мотивации про­фессионального выбора реально действующих и желаемых моти­вов труда, обострить психологические противоречия, которые могут заставить учащихся решать проблему профессиональных поисков или профессионального выбора, а не ждать готовых предложений и указаний.

В некоторых случаях человеку бывает недостаточно профес­сиональной консультации для решения его проблемы и требует­ся специальная психокоррекционная работа. Особенно эффек­тивными, как показывает опыт, методами психокоррекционной работы со старшеклассниками, имеющими трудности в профес­сиональном самоопределении, являются групповые методы ак­тивного обучения и, в частности, социально-психологические тренинги.





Профессиональное самоопределение и профконсультация учащихся старших классов.
  • Классному руководителю
Описание:

В статье  описывается роль психолога  в помощи профессионального самоопределения школьников. Указывается с помощью, каких методов можно получить наиболее достоверный результат о психологическом настрое учащихся и его профессиональных способностей; с помощью, каких специальных методик можно выявить, к какой профессии в большей степени «подходит» человек. Многие люди находятся «не на своем месте», потому что вовремя не обратились за помощью к психологам в профессиональном самоопределении. В статье описывается, как можно вычленить качества личности учащихся, необходимых для определения будущей профессии или направить учащегося в нужное русло по выбору будущей профессии.  Изучение качеств личности психологом и педагогом позволяет отделить хобби от профессии и указать на это ученикам.

Автор Филиппова Ольга Николаевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1029
Номер материала 51722
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓