Главная / Классному руководителю / Профессиональная ориентация человека на уровне домохозяйства как этап формирования конкурентоспособности

Профессиональная ориентация человека на уровне домохозяйства как этап формирования конкурентоспособности

Профессиональная ориентация человека на уровне домохозяйства как этап формирования конкурентоспособности


Профессиональная ориентация человека может происходить на уровне домохозяйства. Она является этапом формирования конкурентоспособности работников.

Профессия в современном мире служит не целью, а средством, способом решения собственных социально - экономических проблем. Не случайно в сейчас очень легко получить второе, третье и какое угодно по счету направленности образование. С принятием Закона Российской Федерации "Об образовании" возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия домохозяйства и образовательных учреждений.

Не секрет, что привлечение родителей к совместной работе есть на сегодня одна из самых трудных задач школы. А залогом успеха в обучении и воспитании детей является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях.

В 2013-14 учебном году группа педагогов Государственного бюджетного образовательного учреждения Саратовской области дополнительного образования детей «Областной детский экологический центр», ГБОУСоДОД «ОДЭЦ», объединились для того, чтобы расширить и обобщить приобретённый ранее опыт в организации совместной работы с родителями и найти пути решения в возникающих вопросах.

По различным вопросам и трудностям родители обращаются к педагогам. Это обучение и воспитание, решение конфликтных ситуаций и организация досуга, а также за повышением педагогической компетентности. Рассматривая проблемы, которые волнуют родителей и детей педагоги ОДЭЦ отметили, что вопрос профессионального самоопределения выпускников актуален для всех. Социально-экономическая ситуация в нашей стране диктует конкуренцию на рынке труда и рынке образовательных услуг. Ужесточились требования к потенциальным работникам, абитуриентам. И осознанный выбор будущей профессии стал одной из острейших проблем современного общества1.

В ОДЭЦ велась работа по внедрению новых форм работы с родителями и учащимися по вопросам профориентации.

Задачи работы:

Привлечь к активной деятельности по вопросам профориентации родителей и других членов домохозяйств;

Ознакомить ребят, обучающихся в ОДЭЦ в кружках экологической направленности, с профессиями родителей и их ближайшего окружения;

Формировать у родителей отчетливые представления о роли домохозяйства в профессиональной ориентации школьников.

Результаты в анкетировании обучающихся и их родителей приведены в Таблице 1.

С помощью анкеты "Что является наиболее важным при выборе профессии?" в начале учебного года мы выявили приоритеты детей и родителей. Результаты анкетирования учеников и родителей в начале учебного года по вопросу: "Что является наиболее важным при выборе профессии? "

Таблица 1 – Мотивы выбора профессий2

Мотивы выбора профессии

Ученики

Родители

Престиж профессии

22,0 %

19,0 %

Высокая зарплата

26,5 %

22,0 %

Высокая востребованность на рынке труда

7,0 %

13,0 %

Возможность карьерного роста

10,5 %

9,0 %

Возможность самореализации

4,0 %

9,0 %

Семейные традиции

2,0 %

3,0 %

Интерес к данной области деятельности

20,0 %

19,0 %

Затрудняюсь ответить

8,0 %

6,0 %


Опрос показал, что обучающиеся в экологических объединениях ОДЭЦ в вопросах профессионального выбора чувствуют себя довольно беспомощными и больше полагаются на родителей. Выбирая профессию, каждый решает для себя, что может послужить ему критерием выбора. Некоторые, что естественно, руководствуются традициями домохозяйства, для других важнее престижность профессии. Взрослые, хотя и осознают важность таких параметров, как востребованность профессии и возможность самореализоваться в ней, все равно в значительной мере недооценивают роль этих факторов. Нельзя поэтому не признать их позицию недальновидной.

Следовательно, требовалось усилить работу в этом направлении и с родителями, и с детьми.

Педагоги ОДЭЦ привлекали родителей к профориентационной работе как специалистов. Составили профессиональные карты родителей. Опираясь на них, наметили план использования каждого из родителей в профориентационной деятельности. Встречи с профессионалами, знатоками своего дела расширили и углубили содержание всей работы, переведя взаимодействие педагогического коллектива с родителями на рельсы сотрудничества. При этом статус родителей повысился в глазах детей, что косвенно сказалось на отношении к выбору будущей специальности. Участие родителей как специалистов в той или иной сфере деятельности отразилось во всех формах работы по данному направлению: конкурсах, выставках, экскурсиях и многих других.

После такого системного подхода к данному вопросу родители и ребенок подходят к осознанному и согласованному выбору, имея запас совместно приобретенных знаний.

И это удалось проследить, проведя вновь анкетирование. Видно, что на некоторые критерии родители поменяли свои взгляды. (см. Таблицу 2)

Таблица 2 – Мотивы выбора профессий3

Мотивы выбора профессии

Первичные результаты

Конец учебного года

Престиж профессии

16,0 %

16%

Высокая зарплата

30,0 %

30%

Высокая востребованность на рынке труда

13,0 %

15%

Возможность карьерного роста

7,0 %

7%

Возможность самореализации

9,0 %

11%

Семейные традиции

5,0 %

4%

Интерес к данной области деятельности детей

14,0 %

16%

Затрудняюсь ответить

6,0 %

1%


Как у учеников, так и у родителей понизился интерес к престижу профессии, области деятельности детей, повысился к размеру заработной платы. Обучающиеся стали больше ценить традиции домохозяйства.

В современных условиях рациональное использование трудовых ресурсов является не столько существенным, сколько необходимым фактором развития производства, торговли, сферы услуг и других видов экономической деятельности.

«Причины неэффективной профессиональной деятельности многочисленны, однако большая часть из них (80 % и более) прямо связана с физиологическими, психическими и социальными особенностями работников4. Труд работников должен быть производительным, однако, не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию. Поэтому важно с подросткового возраста достаточно точно определиться со своими профессиональными интересами, склонностями, состоянием здоровья, работоспособностью, необходимыми знаниями, умениями, навыками.

Проведенные социологические исследования говорят о том, что профессиональная ориентация человека на уровне домохозяйства - существенный этап формирования его конкурентоспособности.

1 Все потенциальные студенты уже рождены…// Аккредитация в образовании, 2009. № 35. C. 22-27

2 Таблица составлена автором по данным анкетирования

3 Таблица составлена автором по данным исследования

4 А. Калина. Рынок труда :проблемы формирования .-М. 2002, стр. 26


Профессиональная ориентация человека на уровне домохозяйства как этап формирования конкурентоспособности
  • Классному руководителю
Описание:

В 2013-14 учебном году группа педагогов  Государственного бюджетного образовательного учреждения Саратовской области дополнительного образования детей «Областной детский экологический центр», ГБОУСоДОД «ОДЭЦ»,  объединились для того, чтобы расширить и обобщить приобретённый ранее опыт в организации совместной работы с родителями и найти пути решения в возникающих вопросах. С помощью анкеты "Что является наиболее важным при выборе профессии?" в начале и в конце учебного года мы выявили приоритеты детей и родителей. Опрос в начале учебного года показал, что обучающиеся в  экологических объединениях ОДЭЦ в вопросах профессионального выбора чувствуют себя довольно беспомощными и больше полагаются на родителей.

Педагоги ОДЭЦ привлекали родителей к профориентационной работе как специалистов. Составили профессиональные карты родителей. Опираясь на них, наметили план использования каждого из родителей в профориентационной деятельности. Встречи с профессионалами, знатоками своего дела расширили и углубили содержание всей работы, переведя взаимодействие педагогического коллектива с родителями на рельсы сотрудничества. При этом статус родителей повысился в глазах детей, что косвенно сказалось на отношении к выбору будущей специальности. Участие родителей как специалистов в той или иной сфере деятельности отразилось во всех формах работы по данному направлению: конкурсах, выставках, экскурсиях и многих других.

После такого системного подхода к данному вопросу родители и ребенок подходят к осознанному и согласованному выбору, имея запас совместно приобретенных знаний. Как у учеников, так и у родителей в конце учебного года понизился интерес к престижу профессии, области деятельности детей, повысился к размеру заработной платы. Обучающиеся стали больше ценить традиции домохозяйства. В современных условиях рациональное использование трудовых ресурсов является не столько существенным, сколько необходимым фактором развития производства, торговли, сферы услуг и других видов экономической деятельности.

«Причины неэффективной профессиональной деятельности многочисленны, однако большая часть из них (80 % и более) прямо связана с физиологическими, психическими и социальными особенностями работников. Труд работников должен быть производительным, однако, не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию. Поэтому важно с подросткового возраста достаточно точно определиться со своими профессиональными интересами, склонностями, состоянием здоровья, работоспособностью, необходимыми знаниями, умениями, навыками. Проведенные социологические исследования говорят о том, что профессиональная ориентация человека на уровне домохозяйства - существенный  этап формирования его  конкурентоспособности.

 



 

Автор Колесова Ольга Феликсовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 263
Номер материала 43014
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓