Главная / Другое / Профессиональная компетентность учителя татарского языка

Профессиональная компетентность учителя татарского языка

Профессиональная компетентность учителя



Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  1. Работа в методических объединениях, творческих группах;

  2. Исследовательская деятельность;

  3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

  4. Различные формы педагогической поддержки;

  5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;

  6. Трансляция собственного педагогического опыта;

  7. Использование ИКТ и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости;

  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

  • самопроявление, анализ, самокорректировка.

Самоанализ выделен в качестве главного, инвариантного и самостоятельного компонента ... ... деятельности с целью повышения ее качества; оценочная функция: самоанализ определяет адекватность самооценки профессиональной деятельности преподавателя ... ... т.д. 
Саморазвитие человека
 – та деятельность, которой он занимается по собственной воле. Цели каждого из нас при этом могут быть вполне меркантильные (карьерный рост, повышение социального благосостояния и т.д.), но мотивация, в конечном итоге, имеет внутреннее происхождение.

Казалось бы, что такая специфика самосовершенствования должна нас только радовать, ведь всегда приятно самому решать, в каком направлении двигаться. К сожалению, на практике часто оказывается, что мы в итоге не двигаемся никуда или работаем над собой слишком медленно.

Почему так происходит? Причина очень проста: человек испытывает гораздо более сильную ответственность перед организацией-работодателем, партнерами, друзьями и близкими, чем перед самим собой. Процесс саморазвития требует определенных усилий, и слишком часто мы идем на невыгодную сделку с самодисциплиной, жертвуя самосовершенствованием ради обязательств перед другими людьми. Так, например, мы без особого напряжения можем работать в офисе 8 часов в день, но испытывать мучения каждый раз, когда задумали сходить в тренажерный зал или прочитать полезную книгу для саморазвития. В итоге, слишком многое откладывается «на потом».

Принципы эффективного саморазвития

Но как изменить такое положение вещей? Жертвовать карьерой или личной жизнью ради процесса саморазвития? Вовсе не обязательно. Работа над собой по собственной же инициативе может занимать всего полчаса в день, но при этом результаты могут быть очевидными уже спустя несколько недель. Главное – это…

  • Регулярность: никаких сделок и компромиссов с самим собой.

  • Четкие цели: мы должны понимать, ЗАЧЕМ нам нужно саморазвитие в том или ином направлении, и в чем заключается конечная задача такого процесса.

  • Планирование: процесс саморазвития необходимо планировать шаг за шагом, будь это простое ежедневное отжимание от пола или изучение всей истории Древнего мира. И в этом плане должен очевидно прослеживаться прогресс.

Как нетрудно заметить, все три основных принципа тесно связаны между собой и вместе формируют процесс непрерывного саморазвития, о котором мы уже писали раньше. Так, в плане самосовершенствования уже заложена регулярность, а разрабатывается он в соответствии с четкими целями, поставленными ранее.

Самопроявление. "Я здесь для того, чтобы пробудить вас, а не для того, чтобы дать вам знание", - говорит Р., - "Поэтому я предумышленно непоследователен: тем самым я лишаю вас возможности превратить мои слова в догму или вероучение. Я живу настоящим моментом. И все, что есть в моих словах истинного, истинно лишь для этого момента... Утверждения мои атомарны и не составляют системы". И тем не менее, насколько мы можем судить, все беседы с Р. пронизаны единой центральной идеей: что действительно HУЖHО с точки зрения духовного развития, так это ЧЕСТHО БЫТЬ САМИМ СОБОЙ во всех формах своего проявления - двигательных, эмоциональных, интеллектуальных, ценностных; и если это достигнуто, ВСЕ ОСТАЛЬHОЕ ПРИДЕТ САМО СОБОЙ. Если же это не достигнуто, то любые усилия окажутся бесплодными, - точнее, плоды их будут препятствовать духовному росту. Честность - это, с одной стороны, абсолютно необходимый, а с другой, единственно возможный для начинающего первый шаг; лишь сделав его - и только его - он сможет начать свой путь. Hо начавший - это уже не начинающий: теперь он может и должен идти дальше. (Данченко Владимир)

Компоненты профессиональной компетентности педагога, важные в психологическом плане для последующего анализа и коррекции образовательной ситуации, можно зафиксировать с помощью специально разработанной схемы наблюдения (приложение) на основе реальных действий воспитателя при организации конкретной работы с детьми, сильных и слабых ее сторон.

При использовании схемы важно обратить внимание на следующее:

  • схема не привязана к конкретной педагогической технологии или методике;

  • она не претендует на охват всех сторон деятельности воспитателя, но достаточно универсальна для исследования основных видов организации детской деятельности;

  • основные компоненты исследования включают: планирование целей и задач, их развивающий и обучающий характер, создание мотивации деятельности, использование методов и приемов с учетом детских достижений, эмоциональное воздействие педагога на детей и особенности его самоорганизации;

  • при необходимости в схему могут быть внесены нужные для исследования компоненты.

Самокорректировка
Трудно переоценить умение контролировать свои действия и поступки, осуществлять самоуправляемое поведение. Самокорректировка дает возможность корректировать накал страстей, приучает держать себя в руках, быстро успокаиваться в сложных ситуациях. История необычайно богата примерами самокорректировки, помогающими выдающемуся человеку четко выполнять намеченную жизненную программу.
Всю жизнь упорно и настойчиво корректировал свое поведение Л. Н. Толстой. В дневнике он отмечает свои недостатки: «Неосновательность (под этим я разумею: нерешительность, непостоянство и непоследовательность); неприятный тяжелый характер, раздражительность, излишнее самолюбование, тщеславие; привычка к праздности» и намечает пути исправления своих недостатков: Всю свою жизнь настойчиво корректировал свои потребности и душевные состояния М. Ганди. «Человек, — писал он, — является человеком потому, что способен к самоограничению, и остается человеком лишь постольку, поскольку на практике осуществляет его».
Самое трудное, по его мнению, — подчинить контролю движение собственной мысли.
Самокорректировка позволяет преобразовывать хаос негативных мыслей и чувств, разрушающих жизненный потенциал, в гармоничную структуру. Если такое преображение происходит сознательно, оно приводит к более эффективному использованию жизненной энергии личности.

Литература:

  1. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века [Текст] – М.:
    Интер – Диалект+, 1997.

  2. Шевцова Л.А. К вопросу исследования готовности учителей к
    использованию НИТ [Электронный ресурс] – Режим доступа:
    http://www.rusedu.ru

  3. Концепция федеральной целевой программы Развитие информатизации в России
    на период до 2010 года [Электронный ресурс] Режим доступа:
    http://www.tatarlat.ruinter11.html

  4. Смолянинова О.Г. Формирование информационной и коммуникативной
    компетентности будущего учителя на основе мультимедийных технологий [Текст]
    // Ж-л Информатика и образование, 2002. – № 9.

 

  1. Загашев И. Критическое мышление: технология развития / И. Загашев, С. Заир-Бек. – СПб. : Альянс-Дельта. 2003. – С. 264–279.

  2. Загашев И. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке. Лекция 3 // Библиотека в школе: Газета Издательского дома «Первое сентября». – 2004. – № 19. – С. 53–56.

  3. Киреева М.В.    Система повышения профессионально-педагогической компетентности педагогических работников   // Методист. – 2006.–№6.–С.54–58

  4. Кривенко В.А.    Самообразование и самовоспитание как основа успешности педагога и учащегося гимназии   // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007.–№1.–С.99–116.

  5. Макарова Е. Портфолио как он есть //Библиотека в школе. - № 06(162). – 2006. – С.12-14.

  6. Новикова Т. Папка индивидуальных достижений «портфолио»: федеральные рекомендации и местный опыт// Директор школы. – 2004. – № 7. – С. 61.

  7. Новикова Т.Г. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся //Профильная школа. - № 2. – 2004. – С.48-54

  8. Остенко М. Технология «Учебный портфель» в образовательном процессе / М. Остенко // Библиотека в школе: Газета Издательского дома «Первое сентября». – 2003. – № 16. – С. 10–15.

  9. Пидкасистый П.И.    Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / Пидкасистый П.И., Фридман Л.М. – М.: Педобщество России, 1999. – 354с.





Профессиональная компетентность учителя татарского языка
  • Другое
Описание:

Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств. необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, д. остигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности- это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Автор Хуснуллина Чулпан Нургалиевна
Дата добавления 11.01.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 1197
Номер материала 53757
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓