Никитина Ю.Г.
Профессиональная
компетентность педагога – главный фактор повышения качества образования в
условиях внедрения ФГОС
Аннотация:
в статье
«Профессиональная компетентность педагога – главный фактор повышения качества
образования в условиях внедрения ФГОС» раскрываются особенности
профессиональной компетентности учителя начальной школы, рассматривается новая
компетенция: информационная, содержится краткое описание профессионального
стандарта педагога.
Ключевые слова:
профессиональная компетентность, Стандарт, информационно-коммуникационные
технологии, профессиональный стандарт педагога.
Nikitina Yu.G.
Professional
competence of the teacher – the main factor of improvement of quality of
education in the conditions of FGOS introduction
Summary:
in the article
"Professional Competence of the Teacher — the Main Factor of Improvement
of Quality of Education in the conditions of FGOS Introduction" features
of professional competence of the elementary school teacher reveal, new competence
is considered: information, contains a brief description of the professional
standard of a teacher.
Keywords: professional
competence, Standard, information and communication technologies, professional
standard of the teacher.
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным
качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам,
становится умение учиться.
Введение нового профессионального стандарта педагога должно
неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки
в высшей школе и в центрах повышения квалификации.
Профессиональный стандарт
повышает ответственность педагога за результаты своего труда.
Профессиональный стандарт
педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования
к его квалификации.
Общенациональная рамка стандарта может быть
дополнена региональными требованиями, внутренним стандартом образовательного
учреждения, в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении
образовательных программ.
Необходимость наполнения профессионального
стандарта педагога новыми компетенциями:
•
Работа с одаренными учащимися.
•
Работа в условиях реализации
программ инклюзивного образования.
•
Преподавание русского языка
учащимся, для которых он не является родным.
•
Работа с учащимися, имеющими
проблемы в развитии.
•
Работа с девиантными,
зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими
серьезные отклонения в поведении.
Профессионально значимые качества
педагогов рассматривались учеными на протяжении длительного времени и
определяли содержание профессиональной компетентности, выявляя педагогические,
психологические, социальные условия ее становления. Профессиональная компетентность педагога выражает единство
его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической
деятельности (В. А. Сластенин).
В современной педагогике существуют
различия в терминологии, тем не менее, авторы сходятся во мнении о наличии в
структуре компетентности трех компонентов (уровней): теоретического,
практического, личностного. С теоретической точки зрения, разными авторами
(В.А Сластениным, Н.М. Борытко, О.А. Соломенниковой и др.) даны определения
педагогической компетентности, представлена структура, составлена классификация
компетентностей.
И.Д Лаптева подразделяет
компетентность на ключевую, базовую, и специальную. Ключевые компетентности
связываются с успешностью личности в быстроменяющемся современном мире,
базовые определяют специфику некоторой предметной или надпредметной области.
Педагогическая компетентность - системное явление, сущность
которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и
качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую
деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического
общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога.
Учитель сегодня должен обладать так называемой «двойной
компетенцией», то есть помимо сугубо традиционных знаний иметь современные
знания и навыки работы с информационными технологиями, высокую информационную
культуру, что в свою очередь произвело изменения всего компонентного состава и
структуры традиционной методической системы. В условиях информатизации
образования возникли новые профессиональные компетенции педагогов.
Информационная грамотность — умение
работать с информацией вне зависимости от используемых средств доступа к ней,
ее обработки и распространения.
Информационная компетентность —
способность педагогов использовать информационные технологии для доступа
информации, ее идентификации, организации, обработки, оценки, а также создания
и передачи.
Конструирование урока с использованием новых информационных
технологий, использованием SMART доски и
ресурсов Интернет требует от учителя высокой степени профессиональной
компетенции, а именно информационных, аналитических, прогностических и
проективных умений на этапе его подготовки, организационных и мобилизированных
умений на этапе педагогической реализации.
Основным назначением
стандартов нового поколения является формирование современного человека. Это
означает умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию
для решения проблем (информационная компетенция); умение сотрудничать с людьми (коммуникативная
компетенция); умение ставить цели, планировать, использовать личностные ресурсы
(самоорганизация); готовность конструировать и осуществлять собственную
образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и
конкурентоспособность (самообразование). Но для этого самому учителю надо быть
очень компетентным во многих вопросах образования. Поэтому повышение и
совершенствование ИКТ-компетентности педагогов является одной из важнейших
задач, стоящих перед системой образования
Интеграция современных
образовательных и информационно- коммуникационных технологий становится важным
условием для совершенствования процесса обучения. Необходимым условием этой
интеграции является формирование ИКТ - компетентности педагога. В педагогической
ИКТ - компетентности есть два уровня: знаниевый, так называемый уровень
функциональной грамотности, и деятельностный, уровень применения ИКТ.
Нужные сведения в глобальной
сети дети находят и сами. В чем же тут роль учителя? Важно не просто найти, но
научиться искать и использовать нужную информацию. В этом и состоит задача
учителя: организовать деятельность учащихся, сформировать у детей навыки
эффективного поиска информации, ее оценки и анализа для дальнейшего
использования.
Цифровое «равенство» - владение
техническими навыками, информационная грамотность и культура – это уже не
только как фактор обучения, но и как фактор воспитания и дальнейшего роста
человека. Это значит, что те, кто имеет возможность получать технологические
навыки, находятся в более выгодном положении для получения и использования
технологии, чем те, кто этого не делает. Информационная грамотность и культура
человека влияют на эволюцию профессий, карьеру и более высокую мобильность
собственного вклада человека в эту тенденцию.
Литература:
1. Введенский В. Моделирование профессиональной компетентности
педагога// Педагогика,2003, №10
2.
Профессионального стандарт "Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".
3. Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие
Никитина Юлия Геннадьевна Yuliya
Gennadievna Nikitina
МБОУ СОШ
№ 43, г.Екатеринбург Of MIDDLE school # 43,
Ekaterinburg
Учитель начальных классов
Г.Екатеринбург
lulicus@mail.ru
г.Екатеринбург, 620072, ул.Сыромолотова, 12-73
(для отправки сертификата)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.