Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыПрофессиональная компетентность педагога – главный фактор повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС

Профессиональная компетентность педагога – главный фактор повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС

Скачать материал

 

Никитина Ю.Г.

Профессиональная компетентность педагога – главный фактор повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС

 

Аннотация:

в статье «Профессиональная компетентность педагога – главный фактор повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС» раскрываются особенности профессиональной компетентности учителя начальной школы, рассматривается новая компетенция: информационная, содержится краткое описание профессионального стандарта педагога.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, Стандарт, информационно-коммуникационные технологии, профессиональный стандарт педагога.

Nikitina Yu.G.

Professional competence of the teacher – the main factor of improvement of quality of education in the conditions of FGOS introduction

 

Summary:

in the article "Professional Competence of the Teacher — the Main Factor of Improvement of Quality of Education in the conditions of FGOS Introduction" features of professional competence of the elementary school teacher reveal, new competence is considered: information, contains a brief description of the professional standard of a teacher.

Keywords: professional competence, Standard, information and communication technologies, professional standard of the teacher.

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

Введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

Профессиональный стандарт повышает ответственность педагога за результаты своего труда.

Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.

Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, внутренним стандартом образовательного учреждения, в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ.

Необходимость наполнения профессионального стандарта педагога новыми компетенциями:

         Работа с одаренными учащимися.

         Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования. 

         Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.

         Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.

         Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Профессионально значимые качества педагогов рассматривались  учеными на протяжении длительного времени и определяли содержание профессиональной компетентности, выявляя педагогические, психологические, социальные условия ее становления. Профессиональная компетентность педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности (В. А. Сластенин).

В современной педагогике существуют различия в терминологии, тем не менее, авторы сходятся во мнении о наличии в структуре компетентности трех компонентов (уровней): теоретического, практического, личностного. С теоретической точки зрения, разными авторами (В.А  Сластениным, Н.М.  Борытко, О.А.   Соломенниковой и др.) даны определения педагогической компетентности, представлена структура, составлена классификация компетентностей.

И.Д Лаптева подразделяет компетентность на ключевую, базовую, и специальную. Ключевые компетентности  связываются с успешностью личности в быстроменяющемся современном мире, базовые  определяют специфику некоторой предметной  или надпредметной области.

Педагогическая компетентность - системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического  общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога.

Учитель сегодня должен обладать так называемой «двойной компетенцией», то есть помимо сугубо традиционных знаний иметь современные знания и навыки работы с информационными технологиями, высокую информационную культуру, что в свою очередь произвело изменения всего компонентного состава и структуры традиционной методической системы. В условиях информатизации образования возникли новые профессиональные компетенции педагогов.

Информационная грамотность — умение работать с информацией вне зависимости от используемых средств доступа к ней, ее обработки и распространения.

Информационная компетентность — способность педагогов использовать информационные технологии для доступа информации, ее идентификации, организации, обработки, оценки, а также создания и передачи.

Конструирование урока с использованием новых информационных технологий, использованием SMART доски и ресурсов Интернет требует от учителя высокой степени профессиональной компетенции, а именно информационных, аналитических, прогностических и проективных умений на этапе его подготовки, организационных и мобилизированных умений на этапе педагогической реализации.

Основным назначением стандартов нового поколения является формирование современного человека. Это означает умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем (информационная компетенция); умение сотрудничать с людьми (коммуникативная компетенция); умение ставить цели, планировать, использовать личностные ресурсы (самоорганизация); готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность (самообразование). Но для этого самому учителю надо быть очень компетентным во многих вопросах образования. Поэтому повышение и совершенствование ИКТ-компетентности педагогов является одной из важнейших задач, стоящих перед системой образования

Интеграция современных образовательных и информационно- коммуникационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения. Необходимым условием этой интеграции является формирование ИКТ - компетентности педагога. В педагогической ИКТ - компетентности есть два уровня: знаниевый, так называемый уровень функциональной грамотности, и деятельностный, уровень применения ИКТ. 

Нужные сведения в глобальной сети дети находят и сами. В чем же тут роль учителя? Важно не просто найти, но научиться искать и использовать нужную информацию. В этом и состоит задача учителя: организовать деятельность учащихся, сформировать у детей навыки эффективного поиска информации, ее оценки и анализа для дальнейшего использования.

Цифровое «равенство» - владение техническими навыками, информационная грамотность и культура – это уже не только как фактор обучения, но и как фактор воспитания и дальнейшего роста человека. Это значит, что те, кто имеет возможность получать технологические навыки, находятся в более выгодном положении для получения и использования технологии, чем те, кто этого не делает. Информационная грамотность и культура человека влияют на эволюцию профессий, карьеру и более высокую мобильность собственного вклада человека в эту тенденцию.

 

Литература:

1. Введенский В. Моделирование профессиональной компетентности педагога// Педагогика,2003, №10

2. Профессионального стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".

3. Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие

 

 

Никитина Юлия Геннадьевна                       Yuliya Gennadievna Nikitina 

МБОУ СОШ № 43, г.Екатеринбург               Of MIDDLE school # 43, Ekaterinburg

Учитель начальных классов

Г.Екатеринбург

lulicus@mail.ru

г.Екатеринбург, 620072, ул.Сыромолотова, 12-73 (для отправки сертификата)

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Профессиональная компетентность педагога – главный фактор повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Заместитель директора

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 843 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 510
    • DOCX 24.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Никитина Юлия Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Никитина Юлия Геннадьевна
    Никитина Юлия Геннадьевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5945
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 34 регионов

Курс повышения квалификации

Работа классного руководителя по организации взаимодействия семьи и школы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 398 человек из 63 регионов

Курс повышения квалификации

Медиаграмотность как форма работы с современным родителем

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 22 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Тьюторское сопровождение в образовательных организациях

Тьютор

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 766 человек из 71 региона

Мини-курс

Hard-skills современного педагога

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 29 регионов

Мини-курс

Занятия спортом при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 17 регионов

Мини-курс

Педагогические аспекты работы с баснями Эзопа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе