Профессиональная исследовательская деятельность учителя.
Задание 4. Система
заданий сформированности знаний у обучающихся по теме «Теория электролитической
диссоциации».
Цель: выявить уровень сформированности знаний
у обучающихся по теме
«Теория электролитической диссоциации»
Проверяемое умение – умение применять теорию для объяснения
знаний по теме «Теория электролитической диссоциации».
Задания:
1. Какие
вещества называют электролитами, неэлектролитами?
2. Дать
определение диссоциации. Это процесс обратный?
3. Дать
определение кислотам с точки зрения теории электролитической диссоциации?
4. Дать
определение солям с точки зрения теории электролитической диссоциации?
5. Дать
определение щелочам с точки зрения теории электролитической диссоциации?
6. Что показывает
степень электролитической диссоциации?
Ответы:
1.
Электролиты- вещества, растворы и расплавы которых
проводят электрический ток. Как правило, это соединения с ионной связью и с
ковалентной полярной связью.
Неэлектролиты- вещества, растворы и расплавы которых не проводят
электрический ток( органические соединения, газы).
2.
Диссоциация- распад электролита на ионы при
растворении или расплавлении. Это процесс обратимый.
3.
Кислоты- электролиты, в растворах которых
представлены в качестве катионов только катионы водорода.
4.
Щелочи- электролиты, в растворах которых
представлен в качестве анионов только гидроксид- анионы.
5.
Соли- электролиты, в растворах которых при
диссоциации образуются катионы металлов( или ион аммония) и анионы кислотных
остатков.
6. Степень
электролитической диссоциации показывает процент молекул, продиссоциированных к
общему количеству молекул электролита.
Оценивание
Сформированность
каждого из критериев A), B), C) предполагает наличие нескольких элементов.
Основными
критериями выделения уровней являются осознанность действия, его полнота и
свернутость; по каждому из этих качеств вводится трехэлементное ранжирование.
Осознанность:
действие в целом не осознано, действие недостаточно осознано, действие в целом
вполне осознано.
Полнота:
выполняются лишь отдельные операции, выполняется большая часть операций,
выполняются все операции.
Свернутость:
(рациональность и последовательность): последовательность операций не
продумана, последовательность операций не достаточно продумана,
последовательность операций хорошо продумана.
Критерии
(элементы) уровней:
A) полнота;
B) осознанность;
C)
логичность
объяснения;
A) а1 - умение описывать устно или письменно
понятие;
a2 - знание теории, лежащей в основе
изучаемого понятия;
B) b1 - умение
применять теорию для объяснения некоторых процессов диссоциации;
b2 - знание и
понимание формулировок данного понятия;
b3 - понимание процессов
диссоциации;
C) c1 - последовательность операций при ответе не продумана;
c2 - последовательность операций не достаточно продумана;
c3 - последовательность операций хорошо логически продумана.
1
уровень: а1+ b1+b2+c1;
2
уровень: а1+ a2+ b1+ b2+ b3+ c2;
3
уровень: а1+ a2+ b1+ b2+ b3+ c3;
«+»
элемент задание выполнен
«-»
элемент не выполнен
Задания
|
З.
1
|
Задание
2
|
Задание
3
|
Элементы
|
a1
|
a1
|
a2
|
b1
|
b2
|
b3
|
c1
|
c2
|
c3
|
a1
|
a2
|
b1
|
b2
|
b3
|
c1
|
c2
|
c3
|
Настя
Г.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
Коля
Ф.
|
+
|
+
|
+
|
-
|
+
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
+
|
Егор
К.
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
Задание
4
|
Задание
5
|
Задание
6
|
a1
|
a2
|
b1
|
b2
|
b3
|
c1
|
c2
|
c3
|
a1
|
a2
|
b1
|
b2
|
b3
|
c1
|
c2
|
c3
|
a1
|
a2
|
b1
|
b2
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
b3
|
c1
|
c2
|
c3
|
|
-
|
-
|
+
|
-
|
|
-
|
-
|
-
|
+
|
|
-
|
-
|
-
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Результат:
Элементы
|
a1
|
a2
|
b1
|
b2
|
b3
|
c1
|
c2
|
c3
|
Уровень
|
Настя
Г.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
+
|
-
|
2
|
Коля
Ф .
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
+
|
3
|
Егор
К.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
+
|
3
|
Вывод: данная диагностика была ориентирована на
проверку предметных умений по теме «Теория электролитической
диссоциации», а именно умения
применять теорию для объяснения некоторых частных явлений. При этом
использовала поуровневый анализ, который предполагает анализ результатов
учебной деятельности обучающихся по совокупности заранее определенных
показателей (качеств). В данном случае эту совокупность составляют три качества
выбранного умения: полнота, осознанность и логичность объяснения.
Сформированность каждого из качеств, предполагает наличие нескольких
элементов. Отсюда следует, описание уровней представляется в следующем виде:
1 уровень: а1+ b1+b2+c1;
2 уровень: а1+ a2+ b1+ b2+ b3+ c2;
3 уровень: а1+ a2+ b1+ b2+ b3+ c3
В
данном случае, выделила три уровня.
В итоге, я выяснила, что два ученика - Костя К. и
Егор К. обладают умением, соответствующим третьему уровню, и один ученик
Настя Г. второму уровню. Данные обучающиеся выполнили задания достаточно
хорошо. Ответы были полными, осознанными и логически простроенными. Умение применять теорию для объяснения знаний по теме «Теория
электролитической диссоциации» у обучающихся сформировано хорошо.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.