Главная / Другое / профессиональная деятельность учителя химии

профессиональная деятельность учителя химии

Вопросы для самоконтроля по главе 1

  1. Чем отличается деление объекта по видам от деления по уровням?

деление: по видам (например, живопись и скульптура являются различными видами художественного творчества);

по уровням (творческая работа ученика над школьным сочинением и известного писателя над произведением явно различаются по уровню).

Деление по видам предполагает наличие единственного существенного признака, положенного в основу. Так, в науке и инженерии принято различать изобретения и открытия (по характеру результата), конструирование и исследование (по характеру процесса).

Выделение уровней деятельности осуществляется с учетом определенной совокупности существенных признаков.


  1. Как понимается творчество в профессиональной деятельности учителя?

творчество в профессиональной деятельности - это механизм ее развития, а творчество учителя - это форма проявления его профессионального развития, т.е. все то, что мы называем профессиональным ростом, самосовершенствованием.

Творчество является специфически человеческим способом существования, родовым признаком человека, всеобщей формой возникновения, становления, существования и прогрессивного развития сущностных сил человека как субъекта творчества, порождающего самого себя, свои собственные предпосылки, свою жизнь, свои потенции, свою систему ценностей и свой человеческий мир


  1. Каковы основные направления профессиональной деятельности учителя?

Направления в профессиональной деятельности учителя:

  • учебно-методическая деятельность. Она включает всю подготовительную работу и проведение учебных занятий (классных и внеклассных);

  • работа по организации материальной базы. Сюда входит все, что касается обеспечения функционирования кабинета и развития собственной базы преподавателя (дидактические материалы, библиотека и т.д.);

  • работа по самообразованию и исследовательская деятельность.

Эти виды обеспечивают непрерывное профессиональное развитие учителя.


  1. Какие элементы включает в себя учебно-методическая деятельность учителя?

Элементы учебно- методической деятельности –

планирование реализация результат


планирование - (мотив,  цель) неизбежно опирается и содержит явную формулировку целей деятельности. К планированию относится:

-Выбор концепции, методики (технологии) в рамках которых будет осуществляться образовательный процесс;

- Определение и формулирование задач обучения (планируемый результат по конкретным элементам учебного процесса);

-Отбор содержания учебного материала и его структурирование;

-Выбор методов, приемов, форм организации деятельности учащихся (по всем элементам деятельности), взаимодействия учащихся и учителя, последовательности всех операций и действий.

- Выбор методов, приемов, средств осуществления диагностики результатов

Этап реализации предполагает непосредственное осуществление запланированного, к нему относится:

-Практическая подготовка отобранных средств к использованию в учебном процессе;

-Проведение учебных занятий;

-Внеурочная работа с учащимися


Последние элементы структуры деятельности (результат,  рефлексия) включены в этап, названный "результат". Он подразумевает отслеживание, фиксацию и осмысление, т.е. анализ того, что получилось в итоге работы и почему так получилось.


5. Что входит в работу учителя химии по организации кабинета?

Школьный химический кабинет — это специальное помещение с рационально размещенным комплектом учебного оборудования, мебелью и приспособлениями, обеспечивающими эффективное преподавание предмета. 

  Важнейшие требования, предъявляемые к кабинету химии: 

1. Эргономические, гигиенические и по технике безопасности. Кабинет должен удовлетворять требованиям научной организации труда и обеспечивать охрану здоровья учителя и учащихся.

2. Технические, технологические, экономические. Элементы оборудовании должны быть просты в изготовлении, разработаны с учетом возможностей современного производства, изготовлены из недорогих материалов, надежны в эксплуатации и долговечны.

3. Научно-методические. Кабинет химии должен удовлетворять требованиям химического содержания, дидактики, психологии, теории воспитания.

4. Специфические, обусловленные своеобразием тех или иных средств обучения, например, использование прокладок для хрупких стеклянных деталей с сочленениями и т. д.

   Как и все средства обучения, химический кабинет служит целям воспитания, образования и развития учащихся:

 - подготовка и проведение  учебной и внеклассной работы по предмету;

 - стимулирование обучающихся к учебной, творческой, познавательной деятельности;

 - формирование устойчивого интереса у обучающихся к предмету;

 - усиление практической направленности урока, развитие умений самостоятельной и научно-исследовательской деятельности;

 - формирование и развитие информационной и коммуникативной компетенции;

 - воспитание высокоорганизованной, компетентной личности.


Заведующий учебным кабинетом.

  • обеспечивает безопасное состояние рабочих мест, оборудования,
    приборов, инструментов и т.д.;

  • принимает необходимые меры по выполнению действующих
    правил  и  инструкций по безопасности труда,  производственной
    санитарии, правил пожарной безопасности, по созданию здоровых и
    безопасных условий проведения занятий;

-проводит инструктаж с обучающимися (воспитанниками) по безопасности труда;

  • приостанавливает проведение работ или занятий, сопряженных с
    опасностью для жизни или здоровья, и докладывает об этом руководителю
    учреждения;

  • несет личную ответственность в соответствии с действующим
    законодательством за несчастные случаи, происшедшие с обучающимися
    (воспитанниками) и детьми во время учебно-воспитательного процесса в
    результате нарушения правил и норм охраны труда;

-        немедленно извещает руководителя учреждения о каждом
несчастном случае;

-        вносит предложения по улучшению условий труда и учебы для
включения их в соглашение по охране труда;

- разрабатывает и периодически пересматривает (не реже 1 раза в 5 лет) инструкции по охране труда, представляет их на утверждение руководителю образовательного учреждения;

- контролирует оснащение учебного помещения противопожарным имуществом, медицинскими и индивидуальными средствами защиты, а каждого рабочего места - инструкцией, наглядной агитацией по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности.


6. Опишите состав профессиональной деятельности учителя по самообразованию.

Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности,

Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:

«САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».



Если процесс образования … :


1. Осуществляется добровольно;

2. Осуществляется сознательно;

3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;

4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков,


Основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.


Профессиональное (предмет преподавания)

психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)

психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)

методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)

правовое

эстетическое (гуманитарное)

историческое

политическое

информационно-компьютерные технологии

охрана здоровья….

Эти направления есть обязательный перечень, составленный на основании тех должностных функций, которые учитель выполняет в школе. Креативный учитель дополнит этот список собственными направлениями.


В мире, России изменяются цели образования. Заметна тенденция к переходу от содержательно-предметной парадигмы к ориентации на развитие готовности и способности личности к эффективной жизнедеятельности. Становится все более востребованным само жизнетворчество личности, как для педагога, так и для школьника, которое наиболее адекватно характеризуется четырьмя фундаментальными целями образования: уметь жить, уметь работать, уметь жить вместе, уметь учиться.

Эти цели в данный момент для меня актуальны:


1. Повышать уровень педагогической компетенции

2. Дать учащимся химическое образование в рамках образовательного стандарта (ключевая химическая компетенция)

3. Обеспечить условия развития личности на уроках химии и во внеурочное время

На основании вышесказанного, и исходя из заголовка моего размышления, считаю, что альтернативы самообразованию нет. Другое дело, что мы можем найти разные подходы к собственному самообразованию, через разные источники.

Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя:


Систематический просмотр определенных телепередач


Чтение конкретных педагогических периодических изданий


Чтение методической, педагогической и предметной литературы


Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий


Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы


Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег


Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами


Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов


Изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики


Систематическое прохождение курсов повышения квалификации


Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег


Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету


Изучение информационно-компьютерных технологий


Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету


Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.

7.

Уровень творчества в профессиональной деятельности учителя описанный в таб.1 отличается от уровня творества в профессиональной  деятельности таб.2 целостностью, глубиной,инновацией в педагогическом подходе. 
ТАБ1 позволяет описать уровень творчества  учителя опираясь на степень изменения дидактической системы, методов и приемов, результаты. Даны показатели и критерии оценки уровня творчества профессиональной деятельности учителя. Приведены степень и характер преобразований, которые тоже позволяют отследить уровень творческой деятельности учителя. 

Систему показателей и критериев творческой деятельности можно применить как для построения уровневой характеристики творчества в профессиональной деятельности различной степени детализации, так и для характеристики и оценки сформировавшегося  стиля  деятельности конкретного учителя или студента.


профессиональная деятельность учителя химии
  • Другое
Описание:

ответы на вопросы пригодятся для курсов повышения квалификации пед работникам...1.      Как понимается творчество в профессиональной  деятельности учителя?

творчество в профессиональной деятельности - это механизм ее развития, а творчество учителя - это форма проявления его профессионального развития, т.е. все то, что мы называем профессиональным ростом, самосовершенствованием.

Творчество является  специфически  человеческим способом существования,  родовым признаком человека,  всеобщей формой возникновения,  становления, существования и прогрессивного развития сущностных сил человека как субъекта творчества, порождающего самого себя, свои собственные предпосылки, свою жизнь, свои потенции,  свою систему ценностей и свой человеческий  мир  

Автор Халина Елена Петровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 902
Номер материала 44770
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓