Главная / Русский язык и литература / Проектный модуль по литературе 5 класс

Проектный модуль по литературе 5 класс

С.А. Кустарева, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ с. Чернуха Кстовского района

Нижегородской области

Проектный модуль «Русские поэты XIX века о родной природе»

(рабочая программы по литературе, 5 класс)


Пояснительная записка

Проектный модуль по литературе «Русские поэты XIX века о родной природе» разработан для 5 класса на основе рабочей программы по литературе В.Я. Коровиной. Проектный модуль включает в себя 3 урока литературы, которые направлены на создание проектного продукта. Предполагается, что учащиеся 5 класса получили основные проектные компетенции в начальной школе, а также умеют пользоваться сетью Интернет и владеют навыками работы по созданию презентации в РowerРoint.

До начала работы над проектом проверяются знания учащихся по начальному анализу стихотворения: определять тему, идею стихотворного произведения, находить в литературном тексте средства художественной выразительности. Также актуализируются и оценивается учителем проектная компетенция учащихся; разрабатывается общий план работы над проектом и критерии оценивания.

Проект разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования:

- соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся;

- личностная ориентация содержания образования;

- деятельный характер образования, направленный на формирование познавательной деятельности;

- усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности образовательного процесса;

- обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании.

После завершения проекта учащиеся смогут анализировать литературные произведения, устанавливать причинно-следственные связи, определять роль и функцию пейзажа, синтезировать в проекте различные виды искусств, создавать презентацию и защищать её.



урока


Тема

урока

Этап модуля

Деятельность ученика

Продукт деятельности ученика

.

Дидактические инструменты/

Средства обучения

Домашнее задание

1

Русские поэты XIX века о родной природе

1-3 этапы проектирования


- предпроектное исследование (диагностика ситуации)

-актуализация


-проблематизация (определение проблемы проекта и причин, приводящих к её появлению)












-целеполагание (определение цели и задач проекта)


Прослушивают музыкальную композицию П.И. Чайковского «Времена года».

Соотносят данное музыкальное произведение с литературой.

Приходят к выводу о материале, который будет изучаться, с помощью наводящих вопросов учителя.



Читают произведения:

1. Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»;

2. А.Н. Плещеев «Весна»;

3. И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»;

4. А.Н. Майков «Ласточки»;

5. И.З. Суриков «Зима».

Определяют времена года, которые вдохновляли поэтов, находят средства художественной выразительности, которые рисуют образы природы, выдвигают предположения о том, что явилось предпосылкой появления произведений данной тематики.

Приводят примеры других видов искусств, где возможно обращение к природе.


Объединяются в четыре группы по временам года. В группах ставят цели своего проекта, формулируют проблемы: природа оказывает сильное воздействие на поэтов, художников и композиторов; формирование средствами литературы, живописи и музыки способности понимать, чувствовать и правильно оценивать различные состояния природы, находить общие настроения, мотивы, определять правильность использования средств выразительности.

Рефлексия урока: дети говорят, о каком времени года хотят создать проект, чем интересно им это время года, какие виды искусства возможно привлечь при исследовании темы.


возможность научиться:

​ ставить проблему;

​ выдвигать гипотезы о тесной взаимосвязи различных видов искусств в разработке темы времен года;

​ сформулировать цель проекта.










Сформулированная проблема, которая вытекает из хода урока: недостаточность знаний о том, как природа представлена в литературе и других видах искусства





Цель: исследовать образы времен года, созданные в искусстве

Муз.композиция П.И. Чайковского «Времена года»






Тексты произведений русских поэтов (учебник)


Подобрать материал из различных видов искусств по своему времени года. Продумать шаги по созданию проекта. Сформулировать название проекта

2

Русские поэты XIX века о родной природе

4 этап проектирования


Концептуализация- создание концепции объекта проектирования или прогностического модельного представления



5 этап проектирования


Конструирование- получение продукта по свойствам, соответствующим диапазону его применения



Определяют содержание проекта каждой группы по своему времени года, при необходимости консультируются у учителя;


возможность научиться:

​  осознанно управлять своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

​ уметь распределять обязанности при групповой работе.


Используют сеть Интернет по подбору нужных материалов для создания презентации, а также материалы, подготовленные дома;

Решают конкретно-практические задачи и создают презентацию по одному из времен года, включающую в себя фотографии, видеоряд, музыкальное сопровождение, чтение стихотворений русских поэтов 19 века и др.;

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

возможность научиться:

​ следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого.


Презентации по временам года, включающие в себя фотографии, видеоряд, музыкальное сопровождение, чтение учащимися стихотворений русских поэтов 19 века и др.


Компьютерный класс с выходом в Интернет, дидактические материалы

Подготовить защиту своего проекта по группам (при необходимости доработать презентацию)

3

Урок-конференция «Родная природа»

6 этап проектирования


Презентация полученного проекта







7 этап проектирования


Рефлексивная фаза проекта, предполагающая оценку качества проектного продукта и рефлексию собственных действий в проекте его создателей.

Работа с ценностями и смыслами освоенного содержания.



Презентуют полученный проектный продукт.

Выражают своё отношение к природе и её образу в литературе, а также синтезу искусств для создания цельного образа чего-либо.


возможность научиться:

​ делать по аналогии умозаключения и выводы на основе аргументации.


Оценивают качества проектного продукта и свои действия в проекте (Приложение 1)

Оценивают способы действия, этапы деятельности и ее результаты.

Понимают ценность проделанной работы, так как это продолжение разговора о вечном, о природе и гармонии человека в ней.

возможность научиться:

​  адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной и групповой деятельности.


Групповой проектный продукт - презентация

Мультимедийная система

(Приложение 1)

Мини-сочинение «Родная природа в лирике XIX века» (на примерах изученных текстов)


















Приложение 1

Критерии оценки качества проектного продукта (в группах)

Критерий

Команда№1

Команда№2

Команда№3

Команда №4

1.Качество отобранного материала

полнота содержания-1б





доступность изложения-1б





2.Структура проекта

в работе плохо просматривается логика-0б





в работе присутствует логика-1б











3.Оформление модели продукта

работа оформлена аккуратно, но без «изысков», описание непонятно, есть ошибки -1б





работа оформлена аккуратно, описание четко, понятно, грамотно -2б





работа оформлена изобретательно, применены приемы и средства, повышающие презентабельность работы, описание четко, понятно, грамотно-3б





Итого:







Критерии оценки работы в группе (индивидуально)

Критерий (за каждый критерий от 0 до 5 баллов)

Моя оценка

Оценка группы

Комментарий учителя

Я пытался внести максимальный вклад в работу группы




Я умею выслушивать чужие аргументы, принимать другую точку зрения




Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы, убеждать




Я отстаиваю свое мнение корректно





Я готов принимать новые идеи, отличающиеся от моих собственных




Я умею формулировать проблему и разбивать ее на отдельные задачи




Я умею работать в команде







Проектный модуль по литературе 5 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Проектный модуль по литературе «Русские поэты XIX века о родной природе» разработан для 5 класса на основе рабочей программы по литературе В.Я. Коровиной. Проектный модуль включает в себя 3 урока литературы, которые направлены на создание проектного продукта. Предполагается, что учащиеся 5 класса получили основные проектные компетенции в начальной школе, а также умеют пользоваться сетью Интернет и владеют навыками работы по созданию презентации в РowerРoint.

До начала работы над проектом проверяются знания учащихся по начальному анализу стихотворения: определять тему, идею стихотворного произведения, находить в литературном тексте средства художественной выразительности. Также актуализируются и оценивается учителем проектная компетенция учащихся; разрабатывается общий план работы над проектом и критерии оценивания.

Проект разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования:

- соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся;

- личностная ориентация содержания образования;

- деятельный характер образования, направленный на формирование познавательной деятельности;

- усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности образовательного процесса; 

- обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании.

 

После завершения проекта учащиеся смогут анализировать литературные произведения, устанавливать причинно-следственные связи, определять роль и функцию пейзажа, синтезировать в проекте различные виды искусств, создавать презентацию и защищать её.

Автор Кустарева Светлана Андреевна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1462
Номер материала 10999
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓