Главная / Начальные классы / «Проектно-исследовательская деятельность учащихся начальной школы в урочной и внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения»

«Проектно-исследовательская деятельность учащихся начальной школы в урочной и внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения»

«Проектно-исследовательская деятельность учащихся начальной школы

в урочной и внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения»


В одно окно смотрели двое:

Один увидел - дождь и грязь,

Другой - листвы зеленой вязь,

Весну и небо голубое!

... В одно окно смотрели двое...

Эти строки очень ярко раскрывают проблему, которая так или иначе встаёт перед каждым учителем: как научить детей не просто смотреть вокруг, но и видеть? Причём видеть гораздо больше, мыслить разнообразнее, позитивнее, помочь поверить в себя и в свои силы?

Чтобы ответить на эти вопросы, важно уже в младшем школьном возрасте вовлекать детей в активную познавательную деятельность. Ведь развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образования.

Программа развития МБОУ «Гимназия №3» определяет выбор проектного метода как ведущего для проектирования и осуществления воспитательной работы с учащимися гимназии. Проектные технологии, по мнению педагогического коллектива, позволяют реализовать поставленные гимназией задачи наиболее полно. С этой целью администрация гимназии ведет целенаправленную деятельность по организации проектной деятельности, в том числе и в начальной школе. С 2011 года на базе гимназии функционируют проекты для начальных классов «1 ребенок - 1 компьютер», «Школа цифрового века», «Гимназический союз России»,компьютерная диагностика «Эффектон-студио», диагностический проект «Армис», «Живи и помни», «Успешное чтение», деятельность которых повышает рейтинг гимназии в окружающем социуме. Учителя начальных классов выстраивают траекторию дальнейшего развития детей, приобщают их к основам поисковой и исследовательской деятельности. Учащиеся гимназии принимают активное участие в интеллектуальных конкурсах различных уровней. (По итогам муниципальной научно-практической конференции «Шаг в мир науки» в 2011-2012 учебном году из 7 участников победителями и призерами стали 3 ученика. В 2012-2013 учебном году из 6 участников победителями и призерами стали 4 ученика. В 2013-2014 учебном году из 3 участников 1 призер).

Большую возможность для реализации методической работы дает подключение к системе видеоконференцсвязи в рамках реализации проекта«Гимназический союз России». Педагоги нашей гимназии имеют возможность выходить на связь с педагогическим сообществом всей России.

Реализацию Программы развития педагогический коллектив планирует посредством выполнения проектов, разработанных творческими группами по следующим направлениям:

1. Внедрение инноваций в систему организации учебно-воспитательного процесса.

2. Успешность каждого ребенка – критерий эффективности учебно - воспитательного процесса.

3. Приоритет учебно-воспитательного процесса – здоровье ребенка, дополнительное образование.

Основное требование ФГОС к современному педагогу – перестать выполнять информационные функции, а становиться организатором, помощником и консультантом в познавательной деятельности детей. Поэтому, уверенно могу сказать, что наш педагогический коллектив выбрал верную траекторию по организации образовательного процесса.

В первую очередь, решать поставленные задачи нам помогает внедрение системно-деятельностного подхода в обучении, который основывается на получении знаний детьми через организованную практическую исследовательскую деятельность. А она в свою очередь, способствует развитию познавательной потребности, учит самостоятельному поиску, способствует творческому развитию личности.

Так мы пришли к необходимости использовать адекватные возрасту и индивидуальному развитию детей формы работы исследовательской деятельности: наблюдения, экспериментирование, организацию опытнической деятельности, проектной деятельности, моделированию проблемных ситуаций и т.д.

С чего начать работу по организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников?Свою работу по организации в классе проектно-исследовательской деятельности мы начали с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся (компьютерная диагностика «Эффектор-студио»).. На основе полученных данных создался образ класса и была спланирована дальнейшая работа. Хотелось бы отметить, что дальнейшую деятельность нужно строить в сотрудничестве с родителями. Отдельно на каждого ученика создаётся портфолио, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражены результаты деятельности.

Довольно часто учителя задают вопрос «Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?». Это достаточно серьезный вопрос.

Начнём с понятия проект, проектная деятельность и проектно-исследовательская деятельность.Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинскогоprojectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.

В педагогике метод учебных проектов используют уже почти столетие. Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи. Еще в 1905 году в России появилась небольшая группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого, которая пыталась активно внедрять в педагогическую практику новые образовательные методики. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено. Сам метод не стоял на месте, суть его остается прежней – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая и рефлексию результатов деятельности.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Подходя к рассмотрению возможностей организации проектной и исследовательской деятельности школьников, следует обозначить общие чертыи различия в вышеназванных понятиях.

К общим характеристикам следует отнести:

во-первых, общественно-значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности: как правило, результаты исследовательской, а в особенности проектной деятельности имеют конкретную практическую ценность, предназначены для общественного пользования.

Во-вторых, структура проектной и исследовательской деятельности включает общие компоненты:Анализ актуальности работы, Формулировка цели и задач, Выбор средств и методов работы, Планирование, определение последовательности и сроков работы, Выполнение работы, Оформление результатов в соответствии с замыслом проекта или целями исследования, Представление результатов.

Вместе с общими чертами существуют и значительные различия проектной и исследовательской деятельности.

Во-первых, главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель:

цель проектной деятельности – реализация проектного замысла,

а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.

Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.

В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.

Основными этапами проектной деятельности являются:

•    Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

•    Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;

•    Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;

•    Подготовка и защита презентации;

•    Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Этапы выполнения проектной работы - это пять «П»:

  • Проблема

  • Проектирование (планирование)

  • Поиск информации

  • Продукт

  • Презентация

  • Шестое «П» проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Этапы научного исследования:

  • Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.

  • Постановка цели и конкретных задач исследования.

  • Определение объекта и предмета исследования.

  • Выбор метода (методики) проведения исследования.

  • Описание процесса исследования.

  • Обсуждение результатов исследования.

  • Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

В-четвертых, проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий. Важно при этом ставить вместе с детьми  учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями(целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий). Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).

Сегодня мы уже можем поделиться опытом организации исследовательской деятельности с использованием  метода проектирования. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу, доводить ее до положительного результата, проявлять инициативу и творчество. В проекте дети изучают объект с разных сторон, определяют все его характеристики, т.е. формируется целостное видение картины изучаемого объекта (что и требует от нас современная педагогика).

В нашей гимназии практикуется работа над детскими исследовательскими проектами. Мы практикуем разные виды детских проектов: долгосрочные, краткосрочные, коллективные и индивидуальные. Разрешите познакомить с нашими индивидуальными и коллективными проектами, которые вдохновили наших педагогов на активную исследовательскую деятельность:

Детский исследовательский проект «Газированные напитки», соавторы: ученица 1а класса Шурупова Мария, её родители и учитель Горелова Н.П. Вопросы: «Почему сладкий и всеми детьми любимый напиток у взрослых считается вредным? Так ли это на самом деле?» подтолкнули исследовательскую группу к проведению опытов с целью определения: из каких продуктов изготавливается напиток, какие добавки при этом используются, насколько они вредны для здоровья человека. А затем следовала просветительская работа среди сверстников и их родителей.

Целью исследовательской проектной деятельности «Волшебная сила доброго слова» ее инициатор ученица 4 класса Егорова Людмила и ее соавторы -родители и учитель Муратова Н.А. определили так: доказать убеждение японского ученого, что доброе слово способно качественно воздействовать на рост растений, на состояние воды, и конечно, на настроение и здоровье человека. По результатам проведенных опытов, ребята смогли убедиться в силе доброжелания ко всему живому.

Тема коллективного проекта «Живи и помни», его инициатор Фатхутдинова Р.Р и весь коллектив нашей гимназии. Цель проекта - вместе с учениками изучить историю о воинах земляках. Проводя свои исследования, многие узнали о жизни людей в годы ВОВ, о своих родственниках. Оказывается, очень многие защищали отчизну. Все материалы размещены на сайте нашей гимназии.

Проектная деятельность может осуществляться как в урочное время, так и во внеурочной деятельности школьников.Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Урочные формы работы с проектами и внеурочные оказывают на деятельность различное влияние. Как показал опыт, на уроке более эффективно формируются проблема, постановка целей, выдвижение гипотез. Во внеурочной деятельности легче организовать разработку плана действий, выполнение самого проекта, его реализации в реальной жизни учащихся.

Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения и оставить у ребёнка ощущение гордости за полученный результат: для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

И в заключение, я хочу сказать: Что проектная деятельность помогает учащимся развить в себе все виды способностей. Проектную деятельность, пожалуй, можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный житейский опыт учащихся.

В одно окно смотрели двое:

Один увидел - дождь и грязь,

Другой - листвы зеленой вязь,

Весну и небо голубое!

... В одно окно смотрели двое...

Поэтому возвращаясь к эпиграфу, я хочу сказать: очень важно и нам, взрослым суметь увидеть в каждом ребёнке искорку, суметь разжечь её, в том числе с помощью метода проектов.









ФИ ученика

ФИО учителя

Результат

Уровень

Мероприятие

Мартынов Алексей Михайлович

Куракина Е.Л.

победитель

республиканский

Научно-практическая конференция для студентов и школьников «Путешествие вокруг света»

Заболонская Марина

Аделева А.А.

3 место

всероссийский

Гранит науки

Карташова Мелитина

Смирнова Е.Г.

1 место

всероссийский

Конкурс исследовательских работ “Гранит науки” на тему “Хлебу почтение вечное”

Субботина Анастасия

Горелова Н.П.

1 место

всероссийский

Заочный конкурс «Познание и творчество»

в номинации «Веселая грамматика»

Шурупова Мария

Горелова Н.П.

лауреат

всероссийский

Заочный конкурс «Познание и творчество»

в номинации «Праздник числа»

Сидоров Марк

Горелова Н.П.

лауреат

всероссийский

Заочный конкурс «Познание и творчество»

в номинации «Литературный кроссворд»

Юдина Екатерина Дмитриевна

Куракина Е.Л.

лауреат

международный

Творческий дистанционный конкурс «Умники и умницы» в номинации «Детские исследовательские работы и проекты»

Лазарева Юлия

Горелова Н.П.

призер

всероссийский

Заочный конкурс «Познание и творчество» в номинации «Веселая грамматика»

Тимяшкина Арина

Смирнова Е.А.

1 место

республиканский

Открытый опытно-экспериментальный проект «Простая наука»

Юдина Екатерина

Тимонина Г.Р.

сертификат

республиканский

НПК для студентов и школьников “Их имена составили славу России”

Сагдетдинов Эмиль

Корчагина Е.Ю.

Диплом за участие

всероссийский

Первая Всероссийская конференция учащихся “Ступень в науку”


Показатели количества призовых мест в муниципальнойНПК за 2011-2014г.


План проведения проекта

Содержание этапа работы

Сроки

Результат

1 этап. Организационно-подготовительный



Выбор темы

а) ознакомление с предложенными проблемами для проектов

б) обсуждение проблем проектов по интересующему предмету с учениками и их родителями (учителем, куратором и др.)

в) выбор одной из предложенных проблем и формулирование темы проекта

г) обсуждение темы с руководителем проекта и уточнение формулировки

Июнь 2011

Точная формулировка темы проекта. Определение

цели и задач.

Составление плана работы.

Июль 2011

Подбор информационных ресурсов для проекта

2 этап. Исследовательский

Проведение исследований.

Работа с печатными материалами.

Изучение краеведческих материалов, предлагаемых к проекту.

Составление плана презентации.

Август

2011, март 2012

Сбор информации со всех источников. Самостоятельный поиск информации в Интернет.

4 этап. Итоговый.Оформление результатов исследований с помощью выбранного инструмента презентации.

Апрель 2012

Защита проекта на конференции

Размещение информации на сайте гимназии

Задачи:

  • найти информацию о воинах земляках;

  • узнать об участии земляков - Чистопольцев в ВОВ;

  • восстановить прерванные связи между разными поколениями;

  • увековечить память о героях войны;

  • определить места своих предков в судьбе страны и города;

  • Проект 1«Управление введением федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования»

  • Проект 2 «Учитель будущего»

  • Проект 3 «Здоровье – путь к успеху»

  • Проект 4 «Дарование»

  • Проект 5 «Единое пространство»



5


«Проектно-исследовательская деятельность учащихся начальной школы в урочной и внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения»
  • Начальные классы
Описание:

В одно окно смотрели двое:

Один увидел - дождь и грязь,

Другой - листвы зеленой вязь,

Весну и небо голубое!

... В одно окно смотрели двое...

Эти строки очень ярко раскрывают проблему, которая так или иначе встаёт перед каждым учителем: как научить детей не просто смотреть вокруг, но и видеть? Причём видеть гораздо больше, мыслить разнообразнее, позитивнее, помочь поверить в себя и в свои силы?

Чтобы ответить на эти вопросы, важно уже в младшем школьном возрасте вовлекать детей в активную познавательную деятельность. Ведь развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образования.

Программа развития МБОУ «Гимназия №3» определяет выбор проектного метода как ведущего для проектирования и осуществления воспитательной работы с учащимися гимназии. Проектные технологии, по мнению педагогического коллектива, позволяют реализовать поставленные гимназией задачи наиболее полно. С этой целью администрация гимназии ведет целенаправленную деятельность по организации проектной деятельности, в том числе и в начальной школе. С 2011 года на базе гимназии функционируют проекты для начальных классов «1 ребенок - 1 компьютер», «Школа цифрового века», «Гимназический союз России»,компьютерная диагностика «Эффектон-студио», диагностический проект «Армис», «Живи и помни», «Успешное чтение», деятельность которых повышает рейтинг гимназии в окружающем социуме. Учителя начальных классов выстраивают траекторию дальнейшего развития детей, приобщают их к основам поисковой и исследовательской деятельности. Учащиеся гимназии принимают активное участие в интеллектуальных конкурсах различных уровней. (По итогам муниципальной научно-практической конференции «Шаг в мир науки» в 2011-2012 учебном году из 7 участников победителями и призерами стали 3 ученика. В 2012-2013 учебном году из 6 участников победителями и призерами стали 4 ученика. В 2013-2014 учебном году из 3 участников 1 призер).

Большую возможность для реализации методической работы дает подключение к системе видеоконференцсвязи в рамках реализации проекта«Гимназический союз России». Педагоги нашей гимназии имеют возможность выходить на связь с педагогическим сообществом всей России.

Реализацию Программы развития педагогический коллектив планирует посредством выполнения проектов, разработанных творческими группами по следующим направлениям:

1. Внедрение инноваций в систему организации учебно-воспитательного процесса.

2. Успешность каждого ребенка – критерий эффективности учебно - воспитательного процесса.

3. Приоритет учебно-воспитательного процесса – здоровье ребенка, дополнительное образование.

Основное требование ФГОС к современному педагогу – перестать выполнять информационные функции, а становиться организатором, помощником и консультантом в познавательной деятельности детей. Поэтому, уверенно могу сказать, что наш педагогический коллектив выбрал верную траекторию по организации образовательного процесса.

В первую очередь, решать поставленные задачи нам помогает внедрение системно-деятельностного подхода в обучении, который основывается на получении знаний детьми через организованную практическую исследовательскую деятельность. А она в свою очередь, способствует развитию познавательной потребности, учит самостоятельному поиску, способствует творческому развитию личности.

Так мы пришли к необходимости использовать адекватные возрасту и индивидуальному развитию детей формы работы исследовательской деятельности: наблюдения, экспериментирование, организацию опытнической деятельности, проектной деятельности, моделированию проблемных ситуаций и т.д.

С чего начать работу по организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников?Свою работу по организации в классе проектно-исследовательской деятельности мы начали с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся (компьютерная диагностика «Эффектор-студио»).. На основе полученных данных создался образ класса и была спланирована дальнейшая работа. Хотелось бы отметить, что дальнейшую деятельность нужно строить в сотрудничестве с родителями. Отдельно на каждого ученика создаётся портфолио, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражены результаты деятельности.

Довольно часто учителя задают вопрос «Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?». Это достаточно серьезный вопрос.

Начнём с понятия проект, проектная деятельность и проектно-исследовательская деятельность.Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинскогоprojectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.

В педагогике метод учебных проектов используют уже почти столетие. Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи. Еще в 1905 году в России появилась небольшая группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого, которая пыталась активно внедрять в педагогическую практику новые образовательные методики. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено. Сам метод не стоял на месте, суть его остается прежней – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая и рефлексию результатов деятельности.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

­­­­­­­­­­­

­­­­­­­­­­­­­­­Подходя к рассмотрению возможностей организации проектной и исследовательской деятельности школьников, следует обозначить общие чертыи различия в вышеназванных понятиях.

К общим характеристикам следует отнести:

во-первых, общественно-значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности: как правило, результаты исследовательской, а в особенности проектной деятельности имеют конкретную практическую ценность, предназначены для общественного пользования.

Во-вторых, структура проектной и исследовательской деятельности включает общие компоненты:Анализ актуальности работы, Формулировка цели и задач, Выбор средств и методов работы, Планирование, определение последовательности и сроков работы, Выполнение работы, Оформление результатов в соответствии с замыслом проекта или целями исследования, Представление результатов.

Вместе с общими чертами существуют и значительные различия проектной и исследовательской деятельности.

Во-первых, главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель:

цель проектной деятельности – реализация проектного замысла,

а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.

Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.

В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.

Основными этапами проектной деятельности являются:

• Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

• Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;

• Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;

• Подготовка и защита презентации;

• Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Этапы выполнения проектной работы - это пять «П»:

  • •Проблема
  • •Проектирование (планирование)
  • •Поиск информации
  • •Продукт
  • •Презентация
  • •Шестое «П» проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Этапы научного исследования:

  • Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
  • Постановка цели и конкретных задач исследования.
  • Определение объекта и предмета исследования.
  • Выбор метода (методики) проведения исследования.
  • Описание процесса исследования.
  • Обсуждение результатов исследования.
  • Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

В-четвертых, проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий. Важно при этом ставить вместе с детьми учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями(целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий). Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).

Сегодня мы уже можем поделиться опытом организации исследовательской деятельности с использованием метода проектирования. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу, доводить ее до положительного результата, проявлять инициативу и творчество. В проекте дети изучают объект с разных сторон, определяют все его характеристики, т.е. формируется целостное видение картины изучаемого объекта (что и требует от нас современная педагогика).

В нашей гимназии практикуется работа над детскими исследовательскими проектами. Мы практикуем разные виды детских проектов: долгосрочные, краткосрочные, коллективные и индивидуальные. Разрешите познакомить с нашими индивидуальными и коллективными проектами, которые вдохновили наших педагогов на активную исследовательскую деятельность:

Детский исследовательский проект «Газированные напитки», соавторы: ученица 1а классаШурупова Мария, её родители и учитель Горелова Н.П. Вопросы: «Почему сладкий и всеми детьми любимый напиток у взрослых считается вредным? Так ли это на самом деле?» подтолкнули исследовательскую группу к проведению опытов с целью определения: из каких продуктов изготавливается напиток, какие добавки при этом используются, насколько они вредны для здоровья человека. А затем следовала просветительская работа среди сверстников и их родителей.

Целью исследовательской проектной деятельности «Волшебная сила доброго слова» ее инициатор ученица 4 класса Егорова Людмила и ее соавторы -родители и учитель Муратова Н.А. определили так: доказать убеждение японского ученого, что доброе слово способно качественно воздействовать на рост растений, на состояние воды, и конечно, на настроение и здоровье человека. По результатам проведенных опытов, ребята смогли убедиться в силе доброжелания ко всему живому.

Тема коллективного проекта «Живи и помни», его инициатор Фатхутдинова Р.Р и весь коллектив нашей гимназии.Цель проекта - вместе с учениками изучить историю о воинах земляках. Проводя свои исследования, многие узнали о жизни людей в годы ВОВ, о своих родственниках. Оказывается, очень многие защищали отчизну. Все материалы размещены на сайте нашей гимназии.

Проектная деятельность может осуществляться как в урочное время, так и во внеурочной деятельности школьников.Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Урочные формы работы с проектами и внеурочные оказывают на деятельность различное влияние. Как показал опыт, на уроке более эффективно формируются проблема, постановка целей, выдвижение гипотез. Во внеурочной деятельности легче организовать разработку плана действий, выполнение самого проекта, его реализации в реальной жизни учащихся.

Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения и оставить у ребёнка ощущение гордости за полученный результат: для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

И в заключение, я хочу сказать: Что проектная деятельность помогает учащимся развить в себе все виды способностей. Проектную деятельность, пожалуй, можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный житейский опыт учащихся.

В одно окно смотрели двое:

Один увидел - дождь и грязь,

Другой - листвы зеленой вязь,

Весну и небо голубое!

... В одно окно смотрели двое...

Поэтому возвращаясь к эпиграфу, я хочу сказать: очень важно и нам, взрослым суметь увидеть в каждом ребёнке искорку, суметь разжечь её, в том числе с помощью метода проектов.

Автор Муратова Наталья Александровна
Дата добавления 14.05.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 882
Номер материала 59381
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓